Отрывок статьи из
"Кишинёвского обозревателя"
Жестокие преследования приверженцев старой веры вынуждали их бежать в отдаленные регионы России. В том числе и в Бессарабию, но и здесь раскольники не чувствовали себя защищенными. Сохранились сведения о том, как закрывали и снимали колокола с кишиневской часовни. 27 января 1843 года Павел Федоров, Бессарабский военный губернатор, направил Димитрию Сулиме, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, прошение.
"По переписке, - писал военный губернатор, - происходившей о снятии колоколов, находящихся при раскольничьих часовнях, и передаче их в православные церкви, Ваше Высокопреосвященство от 11 ноября 1841 года изволили уведомить меня, что колокола из Кишиневской раскольничьей часовни по назначению Вашему должны поступить в Кишиневский Кафедральный собор. По сведениям мною полученным, помянутые колокола из часовни поступили в Собор еще в январе прошлого 1842 года, но они поныне остаются без употребления. Священнослужители и прихожане здешней Рождество-Богородничной (Мазаракиевской) церкви, не имея никаких средств по бедности своей приобрести на свой счет, обратились ко мне с просьбой о ходатайстве у Вашего Высокопреосвященства, чтобы из пяти колоколов, которые из раскольничьей часовни поступили в Кафедральный собор и находятся без употребления, весом первый 21 пуд 5 фунтов, второй 3 пуда 11 фунтов, третий 1 пуд 16 фунтов и четвертый 31 фунт, были переданы в помянутую приходскую церковь. Покорнейше прошу, во удовлетворение просителей учинить зависящую от Вас распоряжение и о последующем почтить меня уведомлением".
29-го января 1843 года митрополит поставил резолюцию: "Означенные здесь четыре колокола передать по описи в здешнюю Рождество-Богородичную церковь за распискою настоятеля и церковного старосты, о чем извещен от меня и его превосходительство г-н губернатор". Часовня, с которой снимали колокола, не сохранилась. Судя по описаниям, она находилась между теперешними улицей Колумна, бульваром Виеру (Ренештерей) и улицей Пушкина.
По данным "Списков жителей города Кишинева" за 1903 год в нашем городе действовали три старообрядческие церкви. Две из них, стоявшие на Александровской, 46 и на Киевской, 57 не сохранились. А вот
Успенская Единоверческая церковь, которая строилась по заказу и на деньги старообрядческой общины, на улице Болгарской, 21 стоит до сих пор. (Единоверцы, по определению Собора 1917-1918 годов, чада русской православной церкви, хранящие старые обряды и подчиняющиеся церковному священноначалию).