Московская, Александровская, Ал. чел Бун, Ленина - до 1944 г
Модератор: rimty
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Снимок последний очень интересен И качество хорошее!Жаль,что Рышкановка не видна.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Меня тоже очень заинтересовал вопрос о портретах на арках. Однозначно первый слева - Антонеску, второй ( в центре )- король Михай. А вот крайний справа портрет четко не виден. По логике должна быть жена Михая Анна Пармская. Но, на мой взгляд, на портрете не она, а жена деда Михая Фердинанда первого Мария герцогиня Эдинбургская. По крайней мере, это выглядит более логично, т.к. Мария была не просто женой Фердинанда, а достаточно активным общественно-политическим деятелем. Именно она представляла Румынию при подписании Версальского договора. Если Коракс под словом королева-мать имел в виду Марию, то я с ним полностью согласен.rimty писал(а):может, это не Антонеску, а Кароль II ?corax писал(а):Антонеску, Михай и, по-видимому, Королева Мать (хотя не уверен насчёт последнего, но других вариантов у меня нет).Серега писал(а):а что за портреты на арке?
а наверху на арке - фотограф...
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Обычно, говоря о королеве-матери, подразумевают Елену, мать Михая
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Похоже, Римти права. Есть портретное сходство. Да, думаю, что это Елена, мать Михая.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Nici nu se discută - este regina-mamă Elena. Mihai se căsătoreşte după abdicare.Isaac писал(а):Похоже, Римти права. Есть портретное сходство. Да, думаю, что это Елена, мать Михая.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
ПАМЯТНИК ШТЕФАНУ ВЕЛИКОМУ – ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ГОСУДАРСТВА МОЛДАВСКОГО
26.11.2010 00:00
Вехи истории и судьба уникального монумента
В центре Кишинева, на перекрестке двух главных улиц, рядом с площадью Великого национального собрания высится величественный монумент, составляющий славу и гордость страны. История создания и дальнейшая судьба уникального скульптурного шедевра интересна, сложна и драматична. По крайней мере два раза Молдавия могла его потерять. Не все, кто видит этот памятник ныне, знают предыдущую историю монумента, а тем, кто помнит его по советским годам, тоже далеко не все ясно в ней. Вкратце мы кое-что по истории монумента Штефану Великому писали. Но и позже читатели не раз обращались к нам в редакцию с просьбой подробнее осветить эти вопросы. Завершив в прошлом номере исторические заметки о правлении великого молдавского воеводы, мы решили, что будет своевременным и логичным откликнуться на эти просьбы теперь. Информация собрана в интернете и в печатной литературе. Назовем как основные источники сайты "Наш дом Кишинев", " Мой город Кишинев", plai.md, Kishinev.info, enews.md, Hist.Urban.md, а также книгу Г. Ременко "Внимание-памятник". Кишинев, "Литература артистикэ" 1980.
"...БЫЛ УДИВЛЕНИЕМ ГОСУДАРЕЙ И НАРОДОВ"
В советский период пьедестал украшали две мраморные доски, на которых по-молдавски и по-русски была выгравирована характеристика, которую дал Стефану III русский историк Н. М. Карамзин:
"Мужественный в опасностях, твердый в бедствиях, скромный
в счастии.., он был удивлением государей и народов, малыми средствами творя великое".
Теперь этих надписей, естественно, нет; их ликвидация в начале 1990-х демонстрирует один из примеров властвующего вандализма, сопровождавшего и сопровождающего по сей день "возрождение" и "продвижение в цивилизованный мир" вконец обнищавшей и духовно опустошенной Молдовы. Жаль, конечно: слова российского историка – лучшая из всех характеристик Стефана Великого.
Памятник был отлит в бронзе по проекту молдавского скульптора Александра Плэмэдялэ. Предшествовал этому сбор средств на сооружение монумента среди кишиневцев и окрестных жителей. Весьма пикантный факт: для отливки памятника в бронзе румынское правительство выделило трофейные пушки, захваченные у турок русскими войсками.
Открытие памятника состоялось в 1928 году. Установкой постамента,оформлением площадки и сквера на ней занимались архитектор Евгений Бернардацци (сын знаменитого зодчего) и инженер Георгий Левицкий. Этот специалист отвечал за добычу и доставку камня из Косэуц (под Сороками).
А. ПЛЭМЭДЯЛЭ: МУКИ ТВОРЧЕСТВА
Александр Плэмэдялэ получил предложение создать памятник еще в 1923 году, но к работе приступил не сразу: в поисках портрета Стефана Великого скульптор скитался по древним монастырям, и в одном из них – Хуморском в нынешней Румынии – ему посчастливилось найти миниатюру, написанную в 1475 году, уникально ценную тем, что сделана она была с натуры. Этот образ Плэмэдялэ и взял за основу для работы над портретом, благодаря чему мы видим на монументе лицо, отражающее подлинные черты Стефана III. Именно этот образ берется за основу всех современных изображений молдавского господаря.
Можно заметить, что выражение лица великого воеводы на монументе грозное и печальное, в общем, довольно мрачное. Он как будто предвидит грядущие беды подвластной земли. Особенно ощутимо это впечатление ныне...
Стефан изваян в короне и величественном одеянии государя; он высоко поднял крест и сжимает рукой меч, который, отметим, опущен. Это, конечно же, глубоко символично: опущенный меч и вознесенный над страной крест...
ДОЛГАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
Как известно, в 1918-1940 годах, а также с 1941-го до 1944-го нынешняя Молдавия была оккупирована королевской Румынией (вторично – в союзе с фашистской Германией). Известно также, что за все 22 года оккупации в Бессарабии, фактически превращенной в румынскую колонию с чрезвычайным внутренним режимом, не было построено ни одного капитального архитектурного сооружения, в частности, общественного здания. Но о возведении монументов, утверждающих новое правление, оккупационные власти позаботились. Весьма своеобразно, впрочем.
Немного предыстории. Кишинев превратился из захудалого саманного поселка с камышовыми крышами в губернский город в основном во второй половине XIX века. Он стал быстро расти, возник новый, верхний город (в отличие от старого, сосредоточенного в пойме реки Бык) с прямыми кварталами, широкими улицами и парками, зданиями "присутствий" и церквами. Стали появляться и скульптурные работы.
1 марта 1881 года в Петербурге бомбой народовольца был убит император Александр II, сыгравший в истории Кишинева заметную роль. Он посетил его в 1877 году, и к этому визиту городские власти немало потрудились над благоустройством губернского центра. Тогда, 12 апреля 1877-го, именно в Кишиневе российский самодержец зачитал на Скаковом поле манифест об объявлении войны Турции. Той самой, во время которой были захвачены пушки, затем щедро выделенные официальным Бухарестом на статую Стефана Великого в Кишиневе.
Так вот, в 1886 году, в пятилетие кончины российского государя, у центрального входа в городской парк (то есть у входа в нынешнюю Аллею классиков) был открыт памятник Александру II скульптора Опекушина, отлитый из бронзы в Петербурге. Император в царской порфире держал свиток, на котором было вырезано: «12 апреля» (день объявления манифеста о войне), а на мраморном постаменте была надпись: «Царю-освободителю Александру II. 19 февраля 1855 года – 1 марта 1881 года».
Но было еще одно место, где впоследствии высились, сменяя друг друга, фигуры государей. В советское время здесь, перед Домом правительства, стоял памятник В. И. Ленину. Современное здание правительства построили только к 1970-м годам на руинах разрушенного во время Второй мировой войны комплекса зданий – митрополии, семинарии, консистории и т.п. А в 1914 году перед зданием митрополии – напротив Арки Победы – был открыт памятник Александру I. Ведь при нем в 1812 году был заключен Бухарестский мирный договор с Турцией, по которому Бессарабия перешла к Российской империи. Но в российской истории Александр I известен прежде всего как победитель Наполеона. По бокам постамента шла надпись: «Императору Александру Благословенному благодарная Бессарабия». На открытие скульптуры прибыли император Николай II с супругой императрицей Александрой Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем и дочерьми.
В ЧЕРНЫЕ ГОДЫ ОККУПАЦИИ
Но вот в 1918-м Бессарабия была аннексирована Румынией. В том же году памятники императорам были разрушены. Особо порадел на этом поприще знаменитый Пан Халиппа, член «Сфатул Цэрий»; представьте, он начинал как пламенный российский революционер.
Вскоре на месте памятника Александру I, прямо на старом постаменте, появилась статуя румынского короля Фердинанда I. Это несколько напоминает историю с турецкими пушками...
После февральской революции 1917 года бронзовый Александр II был сброшен с пьедестала и исчез, видимо, навсегда. Фигуру Александра I укутали рогожей. Но в результате страстных призывов упомянутого Пана Халиппы свергли и этот монумент.
И когда Александр Плэмэдялэ приступал к проекту монумента Стефана Великого, в центре Кишинева скульптур не было. Мастер выбрал место на углу улицы Семинарской (ныне Бэнулеску-Бодони) и Александровского проспекта (проспект Штефана чел Маре). Считается, что такое место сугубо символично, как бы иллюстрируя слова молдавского летописца Григоре Уреке о том, что Молдова лежит на пути всех бед, но эта аналогия выглядит весьма натянутой.
ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ МОНУМЕНТА
Прошли годы. После московской ноты 1940 года, заставившей румын выполнить малоизвестную договоренность 1919-го – убраться из Бессарабии, – румынский генерал Ион Рышкану распорядился увезти монумент в Румынию. Его доставили в заштатный город Васлуй на том основании, что Стефан III воздвиг здесь церковь Святого Иоанна. Возле нее и поставили бронзового воеводу. А пьедестал памятника в Кишиневе взорвали.
16 июля 1941-го румыны в германо-фашистском обозе снова вкатили в Кишинев. В 1942-м по приказу Иона Антонеску памятник возвратили в Кишинев, но поставили не в точке, избранной А. Плэмэдялэ, а напротив Арки - там, где когда-то высился Александр I.
ЕДВА НЕ ПЕРЕПЛАВЛЕННЫЙ И ЧУДОМ СПАСЕННЫЙ
И здесь господарь тоже простоял недолго. В 1944 году, при отступлении фашистско-румынских войск, монумент спешно отправили в Румынию, где он пропал.
Только в 1945-м советские войска обнаружили памятник в Румынии, да и то случайно, в месте, никакого отношения к родине молдавского воеводы не имевшем (по польским сведениям, Стефан III родился в селении Борзешть, близ города Бакова, ныне – Бакэу в запрутской Молдове). С него были похищены драгоценные камни, украшавшие крест, и сам крест. Мало того: бронзовая фигура в буквальном смысле валялась в груде других металлических конструкций, мародерски умыкнутых при паническом бегстве доблестных воителей из Бессарабии.
По рассказу ученицы А. Плэмэдялэ скульптора Клавдии Кобизевой, в марте 1945-го она работала в комиссии по репатриации и находилась в Брашове (юг Румынии). Она увидела в заброшенном городском парке торчащую из снега бронзовую руку – и узнала работу учителя. Кобизева добилась возвращения скульптуры в Кишинев.
Здесь бригада военных строителей под руководством майора Смирнова взялась за восстановление памятника. Прежде всего господарю вернули крест. Его сделали из костяшек конторских счетов так искусно, что это обнаружилось только в семидесятые годы.
КАК "ЗАДВИГАЛИ" ПАМЯТНИК
В 1956 году грянул антисоциалистический путч в Венгрии. Определенные, как говорится, силы зашевелились даже в Молдавии. Студенты Кишиневского госуниверситета устроили сходку, требуя "освободить Будапешт от советских танков". Зачинщики были арестованы, получили по заслугам в духе времени, но власти насторожились: поднимает голову национализм!
Корни они угадали верно. Но решение было принято неумное – убрать памятник Штефану чел Маре из центра города куда-нибудь подальше. Надо полагать, студенческое подполье было тесно связано с шишками из ЦК Компартии Молдавии, потому что тотчас среди студентов опять началось брожение, теперь уже в защиту Штефана...
Памятник остался на месте, но не из-за уступок местной власти. Вдова Александра Плэмэдялэ написала письмо правящему тогда Никите Хрущеву, и из Москвы распорядились оставить памятник в покое. Правда, при этом было такое, тоже не весьма мудрое предложение: памятник молдавскому господарю и памятник вождю мирового пролетариата Ленину (который стоял перед зданием Дома правительства, напомним) развести в пространстве. И бронзового воеводу по таким вот идеологическим соображениям "задвинули" в сторону парка на 18 метров. Соответственно, в начале 1990-х его выдвинули – опять на те же 18 метров и по таким же идеологическим соображениям. И то, и дрегое надо признать зряшными делами, которые не прибавили и не убавили величия ни памятнику, ни тому, кого он изображает. Да и зрительно нет разницы, стоит ли монумент на нынешнем месте, или стоял бы несколько позади – просто во втором случае было бы больше пространства для посетителей.
И ОБ АВТОРЕ МОНУМЕНТА
Александр Плэмэдялэ – творческая личность, которой Молдова может по праву гордиться. Он стоит в ряду молдавских героев культуры, включая литературных классиков, зодчих Бернардацци (отца и сына), Щусева, наконец, современника скульптора, безвременно ушедшего из жизни писателя и ученого Алексея Матеевича.
А. Плэмэдялэ родился в 1888 году в селе Буюканы (ныне в черте Кишинева). Учился в Кишиневской школе рисования, а затем – в Высшей школе рисования, скульптуры и архитектуры в Москве в мастерской скульптора Волнухина. В 1916-1918 годах он стажировался в Петрограде на Монетном дворе, где изучил все премудрости работы с бронзой.
В 1911 году Плэмэдялэ содействовал созданию Общества любителей изобразительного искусства Бессарабии. Как руководитель общества, организовал 11 художественных выставок. С 1919 года руководил Кишиневским художественным училищем. По его инициативе в 1939 году открылся Кишиневский музей изобразительных искусств.
А. Плэмэдялэ, будучи сторонником традиционного реализма, работал во многих скульптурных жанрах: портрет, монументальная скульптура, бюст, жанровые композиции, пластика, но был еще и талантливым живописцем. В этой связи упомянем крупную и значимую работу мастера: в 1934 году он выполнил фрески Кафедрального собора в Бендерах, среди которых изображения причисленного к лику святых великого князя Александра Невского. Эти фрески можно увидеть и сегодня.
Среди важнейших работ Александра Плэмэдялэ: «Женский портрет» (миниатюра в мраморе, 1916), «Автопортрет с женой» (1929), бюсты А. Матеевича (бронза, 1934), А. Донича и Б.-П. Хашдеу.
26.11.2010 00:00
Вехи истории и судьба уникального монумента
В центре Кишинева, на перекрестке двух главных улиц, рядом с площадью Великого национального собрания высится величественный монумент, составляющий славу и гордость страны. История создания и дальнейшая судьба уникального скульптурного шедевра интересна, сложна и драматична. По крайней мере два раза Молдавия могла его потерять. Не все, кто видит этот памятник ныне, знают предыдущую историю монумента, а тем, кто помнит его по советским годам, тоже далеко не все ясно в ней. Вкратце мы кое-что по истории монумента Штефану Великому писали. Но и позже читатели не раз обращались к нам в редакцию с просьбой подробнее осветить эти вопросы. Завершив в прошлом номере исторические заметки о правлении великого молдавского воеводы, мы решили, что будет своевременным и логичным откликнуться на эти просьбы теперь. Информация собрана в интернете и в печатной литературе. Назовем как основные источники сайты "Наш дом Кишинев", " Мой город Кишинев", plai.md, Kishinev.info, enews.md, Hist.Urban.md, а также книгу Г. Ременко "Внимание-памятник". Кишинев, "Литература артистикэ" 1980.
"...БЫЛ УДИВЛЕНИЕМ ГОСУДАРЕЙ И НАРОДОВ"
В советский период пьедестал украшали две мраморные доски, на которых по-молдавски и по-русски была выгравирована характеристика, которую дал Стефану III русский историк Н. М. Карамзин:
"Мужественный в опасностях, твердый в бедствиях, скромный
в счастии.., он был удивлением государей и народов, малыми средствами творя великое".
Теперь этих надписей, естественно, нет; их ликвидация в начале 1990-х демонстрирует один из примеров властвующего вандализма, сопровождавшего и сопровождающего по сей день "возрождение" и "продвижение в цивилизованный мир" вконец обнищавшей и духовно опустошенной Молдовы. Жаль, конечно: слова российского историка – лучшая из всех характеристик Стефана Великого.
Памятник был отлит в бронзе по проекту молдавского скульптора Александра Плэмэдялэ. Предшествовал этому сбор средств на сооружение монумента среди кишиневцев и окрестных жителей. Весьма пикантный факт: для отливки памятника в бронзе румынское правительство выделило трофейные пушки, захваченные у турок русскими войсками.
Открытие памятника состоялось в 1928 году. Установкой постамента,оформлением площадки и сквера на ней занимались архитектор Евгений Бернардацци (сын знаменитого зодчего) и инженер Георгий Левицкий. Этот специалист отвечал за добычу и доставку камня из Косэуц (под Сороками).
А. ПЛЭМЭДЯЛЭ: МУКИ ТВОРЧЕСТВА
Александр Плэмэдялэ получил предложение создать памятник еще в 1923 году, но к работе приступил не сразу: в поисках портрета Стефана Великого скульптор скитался по древним монастырям, и в одном из них – Хуморском в нынешней Румынии – ему посчастливилось найти миниатюру, написанную в 1475 году, уникально ценную тем, что сделана она была с натуры. Этот образ Плэмэдялэ и взял за основу для работы над портретом, благодаря чему мы видим на монументе лицо, отражающее подлинные черты Стефана III. Именно этот образ берется за основу всех современных изображений молдавского господаря.
Можно заметить, что выражение лица великого воеводы на монументе грозное и печальное, в общем, довольно мрачное. Он как будто предвидит грядущие беды подвластной земли. Особенно ощутимо это впечатление ныне...
Стефан изваян в короне и величественном одеянии государя; он высоко поднял крест и сжимает рукой меч, который, отметим, опущен. Это, конечно же, глубоко символично: опущенный меч и вознесенный над страной крест...
ДОЛГАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
Как известно, в 1918-1940 годах, а также с 1941-го до 1944-го нынешняя Молдавия была оккупирована королевской Румынией (вторично – в союзе с фашистской Германией). Известно также, что за все 22 года оккупации в Бессарабии, фактически превращенной в румынскую колонию с чрезвычайным внутренним режимом, не было построено ни одного капитального архитектурного сооружения, в частности, общественного здания. Но о возведении монументов, утверждающих новое правление, оккупационные власти позаботились. Весьма своеобразно, впрочем.
Немного предыстории. Кишинев превратился из захудалого саманного поселка с камышовыми крышами в губернский город в основном во второй половине XIX века. Он стал быстро расти, возник новый, верхний город (в отличие от старого, сосредоточенного в пойме реки Бык) с прямыми кварталами, широкими улицами и парками, зданиями "присутствий" и церквами. Стали появляться и скульптурные работы.
1 марта 1881 года в Петербурге бомбой народовольца был убит император Александр II, сыгравший в истории Кишинева заметную роль. Он посетил его в 1877 году, и к этому визиту городские власти немало потрудились над благоустройством губернского центра. Тогда, 12 апреля 1877-го, именно в Кишиневе российский самодержец зачитал на Скаковом поле манифест об объявлении войны Турции. Той самой, во время которой были захвачены пушки, затем щедро выделенные официальным Бухарестом на статую Стефана Великого в Кишиневе.
Так вот, в 1886 году, в пятилетие кончины российского государя, у центрального входа в городской парк (то есть у входа в нынешнюю Аллею классиков) был открыт памятник Александру II скульптора Опекушина, отлитый из бронзы в Петербурге. Император в царской порфире держал свиток, на котором было вырезано: «12 апреля» (день объявления манифеста о войне), а на мраморном постаменте была надпись: «Царю-освободителю Александру II. 19 февраля 1855 года – 1 марта 1881 года».
Но было еще одно место, где впоследствии высились, сменяя друг друга, фигуры государей. В советское время здесь, перед Домом правительства, стоял памятник В. И. Ленину. Современное здание правительства построили только к 1970-м годам на руинах разрушенного во время Второй мировой войны комплекса зданий – митрополии, семинарии, консистории и т.п. А в 1914 году перед зданием митрополии – напротив Арки Победы – был открыт памятник Александру I. Ведь при нем в 1812 году был заключен Бухарестский мирный договор с Турцией, по которому Бессарабия перешла к Российской империи. Но в российской истории Александр I известен прежде всего как победитель Наполеона. По бокам постамента шла надпись: «Императору Александру Благословенному благодарная Бессарабия». На открытие скульптуры прибыли император Николай II с супругой императрицей Александрой Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем и дочерьми.
В ЧЕРНЫЕ ГОДЫ ОККУПАЦИИ
Но вот в 1918-м Бессарабия была аннексирована Румынией. В том же году памятники императорам были разрушены. Особо порадел на этом поприще знаменитый Пан Халиппа, член «Сфатул Цэрий»; представьте, он начинал как пламенный российский революционер.
Вскоре на месте памятника Александру I, прямо на старом постаменте, появилась статуя румынского короля Фердинанда I. Это несколько напоминает историю с турецкими пушками...
После февральской революции 1917 года бронзовый Александр II был сброшен с пьедестала и исчез, видимо, навсегда. Фигуру Александра I укутали рогожей. Но в результате страстных призывов упомянутого Пана Халиппы свергли и этот монумент.
И когда Александр Плэмэдялэ приступал к проекту монумента Стефана Великого, в центре Кишинева скульптур не было. Мастер выбрал место на углу улицы Семинарской (ныне Бэнулеску-Бодони) и Александровского проспекта (проспект Штефана чел Маре). Считается, что такое место сугубо символично, как бы иллюстрируя слова молдавского летописца Григоре Уреке о том, что Молдова лежит на пути всех бед, но эта аналогия выглядит весьма натянутой.
ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ МОНУМЕНТА
Прошли годы. После московской ноты 1940 года, заставившей румын выполнить малоизвестную договоренность 1919-го – убраться из Бессарабии, – румынский генерал Ион Рышкану распорядился увезти монумент в Румынию. Его доставили в заштатный город Васлуй на том основании, что Стефан III воздвиг здесь церковь Святого Иоанна. Возле нее и поставили бронзового воеводу. А пьедестал памятника в Кишиневе взорвали.
16 июля 1941-го румыны в германо-фашистском обозе снова вкатили в Кишинев. В 1942-м по приказу Иона Антонеску памятник возвратили в Кишинев, но поставили не в точке, избранной А. Плэмэдялэ, а напротив Арки - там, где когда-то высился Александр I.
ЕДВА НЕ ПЕРЕПЛАВЛЕННЫЙ И ЧУДОМ СПАСЕННЫЙ
И здесь господарь тоже простоял недолго. В 1944 году, при отступлении фашистско-румынских войск, монумент спешно отправили в Румынию, где он пропал.
Только в 1945-м советские войска обнаружили памятник в Румынии, да и то случайно, в месте, никакого отношения к родине молдавского воеводы не имевшем (по польским сведениям, Стефан III родился в селении Борзешть, близ города Бакова, ныне – Бакэу в запрутской Молдове). С него были похищены драгоценные камни, украшавшие крест, и сам крест. Мало того: бронзовая фигура в буквальном смысле валялась в груде других металлических конструкций, мародерски умыкнутых при паническом бегстве доблестных воителей из Бессарабии.
По рассказу ученицы А. Плэмэдялэ скульптора Клавдии Кобизевой, в марте 1945-го она работала в комиссии по репатриации и находилась в Брашове (юг Румынии). Она увидела в заброшенном городском парке торчащую из снега бронзовую руку – и узнала работу учителя. Кобизева добилась возвращения скульптуры в Кишинев.
Здесь бригада военных строителей под руководством майора Смирнова взялась за восстановление памятника. Прежде всего господарю вернули крест. Его сделали из костяшек конторских счетов так искусно, что это обнаружилось только в семидесятые годы.
КАК "ЗАДВИГАЛИ" ПАМЯТНИК
В 1956 году грянул антисоциалистический путч в Венгрии. Определенные, как говорится, силы зашевелились даже в Молдавии. Студенты Кишиневского госуниверситета устроили сходку, требуя "освободить Будапешт от советских танков". Зачинщики были арестованы, получили по заслугам в духе времени, но власти насторожились: поднимает голову национализм!
Корни они угадали верно. Но решение было принято неумное – убрать памятник Штефану чел Маре из центра города куда-нибудь подальше. Надо полагать, студенческое подполье было тесно связано с шишками из ЦК Компартии Молдавии, потому что тотчас среди студентов опять началось брожение, теперь уже в защиту Штефана...
Памятник остался на месте, но не из-за уступок местной власти. Вдова Александра Плэмэдялэ написала письмо правящему тогда Никите Хрущеву, и из Москвы распорядились оставить памятник в покое. Правда, при этом было такое, тоже не весьма мудрое предложение: памятник молдавскому господарю и памятник вождю мирового пролетариата Ленину (который стоял перед зданием Дома правительства, напомним) развести в пространстве. И бронзового воеводу по таким вот идеологическим соображениям "задвинули" в сторону парка на 18 метров. Соответственно, в начале 1990-х его выдвинули – опять на те же 18 метров и по таким же идеологическим соображениям. И то, и дрегое надо признать зряшными делами, которые не прибавили и не убавили величия ни памятнику, ни тому, кого он изображает. Да и зрительно нет разницы, стоит ли монумент на нынешнем месте, или стоял бы несколько позади – просто во втором случае было бы больше пространства для посетителей.
И ОБ АВТОРЕ МОНУМЕНТА
Александр Плэмэдялэ – творческая личность, которой Молдова может по праву гордиться. Он стоит в ряду молдавских героев культуры, включая литературных классиков, зодчих Бернардацци (отца и сына), Щусева, наконец, современника скульптора, безвременно ушедшего из жизни писателя и ученого Алексея Матеевича.
А. Плэмэдялэ родился в 1888 году в селе Буюканы (ныне в черте Кишинева). Учился в Кишиневской школе рисования, а затем – в Высшей школе рисования, скульптуры и архитектуры в Москве в мастерской скульптора Волнухина. В 1916-1918 годах он стажировался в Петрограде на Монетном дворе, где изучил все премудрости работы с бронзой.
В 1911 году Плэмэдялэ содействовал созданию Общества любителей изобразительного искусства Бессарабии. Как руководитель общества, организовал 11 художественных выставок. С 1919 года руководил Кишиневским художественным училищем. По его инициативе в 1939 году открылся Кишиневский музей изобразительных искусств.
А. Плэмэдялэ, будучи сторонником традиционного реализма, работал во многих скульптурных жанрах: портрет, монументальная скульптура, бюст, жанровые композиции, пластика, но был еще и талантливым живописцем. В этой связи упомянем крупную и значимую работу мастера: в 1934 году он выполнил фрески Кафедрального собора в Бендерах, среди которых изображения причисленного к лику святых великого князя Александра Невского. Эти фрески можно увидеть и сегодня.
Среди важнейших работ Александра Плэмэдялэ: «Женский портрет» (миниатюра в мраморе, 1916), «Автопортрет с женой» (1929), бюсты А. Матеевича (бронза, 1934), А. Донича и Б.-П. Хашдеу.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Cеминария
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Спасибо!rimty писал(а):Cеминария
Раньше такого не видел.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Редактированный снимок
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Редактированный снимок
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
фонаря вроде ещё не было...на фотках,а подписана как фотография...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
видна кирха вдалеке на втором фото
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Спасибо!
это, видимо, фотографии военных лет.
это, видимо, фотографии военных лет.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Или первых послевоенных. Снимали, я так думаю с арки?corax писал(а):Спасибо!
это, видимо, фотографии военных лет.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
фотография до 1917 года на арке колокол и виден справа эпархиальный дом и слева дом,где был детский мир
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Алескандровская (Александру чел Бун, Ленина, сейчас - Штефана чел Маре) от нынешних Влайку Пыркэлаб до Пушкина.
Северная сторона.
Межвоенный период.
(Аукционное)
Северная сторона.
Межвоенный период.
(Аукционное)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Уважаемый Коракс ! Вы датировали фото межвоенным периодом. Но на ближайшем доме есть надпись на русском языке. Хотя большинство других - на румынском. Отсюда логично предположить, что язык все же не всегда является абсолютным идентификационным признаком, и относиться к нему надо осторожно.corax писал(а):Алескандровская (Александру чел Бун, Ленина, сейчас - Штефана чел Маре) от нынешних Влайку Пыркэлаб до Пушкина.
Северная сторона.
Межвоенный период.
(Аукционное)
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
что это явно межвоенный период Причём, возможно, начало 20-х гг.Isaac писал(а): Уважаемый Коракс ! Вы датировали фото межвоенным периодом. Но на ближайшем доме есть надпись на русском языке. Хотя большинство других - на румынском. Отсюда логично предположить, что ...
Не за одну же ночь все вдруг стали румынами, процесс румынизации был постепенный.
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Садовая не пересекается с Котовским шоссе. Поясню. Котовское и Костюженское шоссе (Асаки) начинаются с круга возле к-т "40 лет ВЛКСМ" и уходят на юг. Там же начинается ул. Котовского (Александри) (а позже и Ново-Измайловская (Халиппа)) и уходит на Север. Доказательство - и кинотеатр, и Детская больница, и даже Баня имели адрес именно по улице Котовского, а не по шоссе.Isaac писал(а):На памяти только два места рекламы фильмов-это развилка Армянской, Садовой и Котовского шоссе
Re: Московская, Александровская, Ленина, Штефан чел Маре
Да, да, конечно, скорее всего, Вы правы. Я Вас понял. Значит, от круга до развилки-это ул. Котовского, точнее, ее начало. Вооще-то, это для меня новость, честно говоря. Хоть на старости лет узнал. Значит, кинотеатр, больница должны были иметь начальные номера, так выходит. Более того, получается что это просто перекресток двух улиц- Котовского ( Александри ) и Садовой ( Матеевича ). Но в любом случае Вы поняли, какое место я имел в виду.( 3 школа, Армянское кладбище, остатки трамвайных рельс. )steinchik писал(а):Садовая не пересекается с Котовским шоссе. Поясню. Котовское и Костюженское шоссе (Асаки) начинаются с круга возле к-т "40 лет ВЛКСМ" и уходят на юг. Там же начинается ул. Котовского (Александри) (а позже и Ново-Измайловская (Халиппа)) и уходит на Север. Доказательство - и кинотеатр, и Детская больница, и даже Баня имели адрес именно по улице Котовского, а не по шоссе.Isaac писал(а):На памяти только два места рекламы фильмов-это развилка Армянской, Садовой и Котовского шоссе