АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич
(1878, Бельцы - 1973, Уотерфорд, США).
Живописец, художник театра и график. Учился в Академии Художеств
у Д.Н. Кардовского, И.Е. Репина. Член общества "Мир Искусства",
экспонировался на всех его выставках до 1917 года.
В Париже в рамках «Осеннего салона», где стараниями Дягилева была
устроена знаменитая «Выставка русского искусства», одним из семи
русских художников, выбранных действительными членами парижского
Салона, стал и студент Академии художеств Борис Анисфельд. Это почётное
звание позволяло в будущем раз в году, без конкурса, выставляться на
этом престижном показе. После успеха за рубежом художник становится
востребованным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт,
его картины начинают приобретать коллекционеры.
Дебютировал как сценограф, оформив спектакль режиссёра В. Э.
Мейерхольда в театре В. Ф. Комиссаржевской. Создавал театральные
декорации к постановкам Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
В 1905-1906 гг. рисовал для сатирических журналов "Адская почта" и "Жупел".
Выполнял иллюстрации к книгaм.
В 1909 сотрудничал c «Русским балетoм» С. П. Дягилева, исполняя декорации
по эскизам Л. С. Бакста и других мастеров. Самостоятельно оформил
балеты: «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
(1911, постановка «Русского балета» С. П. Дягилева), «Исламей»
М. А. Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М. Фокин),
«Прелюды» Ф. Листа, «Семь дочерей Горного Короля» Спендиарова
(1912—1913, антреприза Анны Павловой в Берлине),
«Египетские ночи» А. С. Аренского (1913—1914, антреприза М. М. Фокина
в Берлине и Стокгольме), «Сильфиды» на музыку Ф.Шопена (1914,
антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и ряд других.
В 1917 г. Анисфельд получил приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка
с предложением устроить выставку, и осенью 1917 года, незадолго до
октябрьских событий, получив разрешение комиссариата Академии художеств,
с семьёй выехал в Японию, и с 1918 года обосновался в Нью-Йорке.
Первая персональная выставка художника действительно состоялась в
Бруклинском музее.
Художник плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен Опера», а
с 1921 и с Чикагской оперой, оформляет множество спектаклей, балетов,
и опер. Но мир меняется, и «алхимику цвета» уже невозможно подстраиваться
под модный «конструктивизм» — и в 1928 году «Метрополитен-опера»
отвергает его декорации к балету «Турандот». Работа с театром закончилась
навсегда, и художник, переехав в Чикаго, вплоть до 1957 года преподавал в местном Художественном
институте. Работал и как станковист, создавая полотна в духе
декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940-1950-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы.
Работы мастера экспонировались в художественном центре в Нью-Йорке,
в Художественном институте Чикаго, участвовали в групповых выставках
русских художников в Париже, Нью-Йорке, Питтсбурге, Лондоне.
В 1994 г. выставка произведений Б. Анисфельда прошла в Музее
театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Его
произведения хранятся в ГТГ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина,
в Музее Большого театра Москвы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.