- Предзакатные гастроли в синагоге
...После войны в Кишинёв приезжало много гастролёров.
Необычайным событием в послевоенные годы для города и особенно для его еврейского населения стали гастроли одного из старейших и интереснейших творческих коллективов страны – Киевского государственного еврейского театра им. Шолом-Алейхема.
Впервые коллектив приехал в Кишинёв в 1948 году, накануне 1 Мая. Спектакли проходили в помещении Государственного молдавского театра оперы и драмы (в настоящее время – Национальная филармония). Гастролеры показали два спектакля.
В кишиневской прессе выступления театра отражения не нашли. Но, судя по тому, что осенью того же года труппа приехала во второй раз, можно сделать вывод, что успех был! Но мне представляется, что была и другая причина возвращения коллектива в то тревожное время именно в Кишинёв после пятимесячного перерыва.
Сезон 1947–1948 гг. Кишинёвский русский драмтеатр начал работать в новом помещении – в переоборудованном здании хоральной синагоги. Тогда здание внешне и выглядело, как синагога; вход был с улицы 28 июня (теперь Влайку Пыркэлаб), и, чтобы попасть в помещение театра, надо было подняться по большой лестнице. Лишь в середине 60-х годов прошлого века здание театра им. Чехова приобрело свой нынешний вид. Труппа Киевского ГОСЕТа в первый свой приезд узнала, в каком здании работает русская драма. И, по-видимому, коллективу захотелось выступить в помещении театра, которое изначально было синагогой.
Итак, вторые гастроли состоялись в помещении Русского театра. И были они более длительными, со 2 по 17 октября, когда в стране шло наступление на еврейскую культуру и каждый еврейский театр ожидал своего закрытия.
1 октября газета «Советская Молдавия» проинформировала читателей о предстоящих гастролях Киевского государственного театра им. Шолом-Алейхема. Афиша на этот раз включала пять названий. Еврейская классика – «Колдунья» А. Гольдфадена (два спектакля), «Блуждающие звёзды» (шесть спектаклей), «Заколдованный портной» Шолом-Алейхема (один спектакль). Две постановки по пьесам современных драматургов – «Стоит жить на свете» (четыре спектакля), «Изгоните беса» (три спектакля). Спектакли игрались на идиш и русском языках. Итого – шестнадцать спектаклей за шестнадцать дней.
На этот раз в газете «Советская Молдавия» от 17 октября 1948 г. появилась одна рецензия на выступления коллектива, довольно скромная, выдержанная по законам того времени – «Государственный еврейский театр им. Шолом-Алейхема в Кишинёве» за подписью А. Дорины. Она ценна сегодня тем, что в ней присутствует материал информационного характера и указаны имена режиссёров, актёров, художника, которые составляли профессиональное ядро театра.
В начале материала автор вкратце знакомит читателей с историей возникновения Киевского ГОСЕТа.
(С 1930 г. театр возглавил ученик и близкий друг К. С. Станиславского и Е. Вахтангова, заслуженный артист РСФСР Борис Вершилов (именно по его предложению Михаил Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия»).
Рецензент не упоминает ни одним словом, как зрители принимали спектакли талантливого театра. Сухой финал статьи: «Спектакли Государственного еврейского театра УССР им. Шолом-Алейхема показали, что это вполне сложившийся коллектив, успешно популяризирующий еврейские классические и современные советские пьесы».
По одной рецензии трудно представить и реконструировать спектакли забытого Киевского ГОСЕТА, но воспоминание о прошлом – это дань уважения ушедшему, тревожному времени, поколению.
Николай АГА,
научный работник Института культурного наследия Академии наук РМ.
(в сокращении, полностью - на сайте
http://www.dorledor.info )