Мой Город Кишинёв


Главная форума  |  Правила форума  |  Карта сайта  |  Планы Кишинёва  |  Список улиц  |  Главная сайта     


Текущее время: 19 ноя 2019, 13:23





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 293 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Еврейский погром 1903 года
СообщениеДобавлено: 19 апр 2019, 16:26 
Не в сети
Главный модератор
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21
Сообщения: 17039
corax писал(а):
хочу привести тут рассказ Королёва об этом событии.

Владимир Галактионович Короленко. Дом No 13

<...> Настроение было напряженное, тяжелое... Газеты принесли известие, что в Петербурге еврей Дашевский ударил ножом г-на Крушевана
и, что было еще страшнее, -- другой еврей, врач, хотел подать раненому первую помощь. Г-н Крушеван в ужасе отказался от помощи и писал,
что "душа Дашевского принадлежит ему"

На фото - Пинхас Дашевский.
источник фото - Википедия.

Кстати, сегодня 116-я годовщина погрома.


Для просмотра вложений в этом сообщении вы должны быть зарегистрированным пользователем. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Регистрация займёт несколько минут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 май 2019, 15:37 
Не в сети
Главный модератор
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21
Сообщения: 17039
rimty писал(а):
    Фото сделано 24 мая 1903 гoдa.
Мистер Дэвитт и переводчик среди группы еврейских ремесленников, их жен и детей, во дворе на Скулянской рогатке, где были убиты четверо мужчин и молодая девушка. <...>
(Дэвитт был направлен для расследования и освещения погрома 1903 г. в газетax У. Р. Херста.)

1903 год, М. Дэвитт (Mr. M. Davitt) в еврейской семье в Кишинёве (стоит второй справа в 3-ем ряду).
Местонахождение фото: Trinity College Dublin.


Для просмотра вложений в этом сообщении вы должны быть зарегистрированным пользователем. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Регистрация займёт несколько минут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 май 2019, 13:29 
Не в сети
Гражданин
Гражданин

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10
Сообщения: 2013
Кишинёвскому погрому 1903 года посвящена вышедшая в марте 2018 года книга (объёмом в 288 страниц) профессора в области еврейской истории и культуры Стэнфордского университета (США) Стивена Зипперштайна (Steven J. Zipperstein) под названием "Pogrom: Kishinev and the Tilt of History", ISBN 978-1631492693 (см. обложку во вложении).

Автор утверждает, что ввиду резкого усиления антиеврейских настроений весной 1903 года, 50-тысячному в то время еврейскому населению Кишинёва в синагогах неоднократно рекомендовалось временно покинуть город с тем, чтобы избежать возможного кровопролития. Тем не менее многие предпочли остаться в городе.

Автор сообщает, что в погроме зачастую участвовали соседи или близкие знакомые кишинёвских евреев. С другй стороны, евреи нередко находили временное убежище в добропорядочных нееврейских семьях (примечание junafen: например, мне известно, что некоторые из моих кишинёвских родственников в то время скрытно разместили у себя несколько еврейских семей, выставив у входа в дом на всеобщее обозрение православные иконы).

По данным Зипперштайна, в результате погрома было 49 убитых, 95 тяжело раненных, ещё 400 человек получили ранения различной степени тяжести и было повреждено или разрушено около 1500 домов.


Для просмотра вложений в этом сообщении вы должны быть зарегистрированным пользователем. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Регистрация займёт несколько минут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 май 2019, 14:44 
Не в сети
Главный модератор
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21
Сообщения: 17039
junafen писал(а):
Автор утверждает, что ввиду резкого усиления антиеврейских настроений весной 1903 года, 50-тысячному в то время еврейскому населению Кишинёва в синагогах неоднократно рекомендовалось временно покинуть город с тем, чтобы избежать возможного кровопролития.

На основании чего он это утверждает? (Понятно, что надо хотя бы пролистать книгу, чтобы найти ответ на вопрос.)
В свидетельствах пострадавших не встречается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 май 2019, 14:50 
Не в сети
Гражданин
Гражданин

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10
Сообщения: 2013
rimty писал(а):
junafen писал(а):
Автор утверждает, что ввиду резкого усиления антиеврейских настроений весной 1903 года, 50-тысячному в то время еврейскому населению Кишинёва в синагогах неоднократно рекомендовалось временно покинуть город с тем, чтобы избежать возможного кровопролития.

На основании чего он это утверждает? (Понятно, что надо хотя бы пролистать книгу, чтобы найти ответ на вопрос.)
В свидетельствах пострадавших не встречается.

Вот, дословно цитирую автора: "As tensions rose, synagogues warned their members to leave before a greater conflict arose. Many chose to remain and in April, the violence and harassment intensified."

Впрочем, Вы можете задать этот вопрос непосредственно автору https://history.stanford.edu/people/steven-zipperstein


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 май 2019, 15:28 
Не в сети
Гражданин
Гражданин

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10
Сообщения: 2013
junafen писал(а):
rimty писал(а):
junafen писал(а):
Автор утверждает, что ввиду резкого усиления антиеврейских настроений весной 1903 года, 50-тысячному в то время еврейскому населению Кишинёва в синагогах неоднократно рекомендовалось временно покинуть город с тем, чтобы избежать возможного кровопролития.

На основании чего он это утверждает? (Понятно, что надо хотя бы пролистать книгу, чтобы найти ответ на вопрос.)
В свидетельствах пострадавших не встречается.

Вот, дословно цитирую автора: "As tensions rose, synagogues warned their members to leave before a greater conflict arose. Many chose to remain and in April, the violence and harassment intensified."

Впрочем, Вы можете задать этот вопрос непосредственно автору https://history.stanford.edu/people/steven-zipperstein

Вот его контактные данные: Телефон: (650) 725-5660, Email: szipper@stanford.edu. Помимо английского языка, он владеет русским, ивритом, идишем и немецким.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 май 2019, 17:24 
Не в сети
Гражданин
Гражданин

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10
Сообщения: 2013
junafen писал(а):
Кишинёвскому погрому 1903 года посвящена вышедшая в марте 2018 года книга (объёмом в 288 страниц) профессора в области еврейской истории и культуры Стэнфордского университета (США) Стивена Зипперштайна (Steven J. Zipperstein) под названием "Pogrom: Kishinev and the Tilt of History", ISBN 978-1631492693 (см. обложку во вложении)...

Вот немного об этой же книге и её авторе на русском языке:

"...широко известный как прототип Холокоста, кишиневский погром вызвал международные последствия, подтолкнув еврейские политические группы к самоорганизации и приведя к тому, что Соединенные Штаты разрешили относительно неограниченную иммиграцию для евреев. Но, как и почему произошел погром, было в значительной степени неясным для общественности, из-за ложных обвинений и поддельных документов, которые искажали реальность.

Некоторые из этих заблуждений по-прежнему сохраняются сегодня, говорит стэнфордский историк Стивен Зипперштейн. Зипперштейн, профессор по еврейской культуре и истории Дэниел Кошланд колледжа, проанализировал последствия погрома и использовал новые архивные данные, чтобы пролить свет на то, как и почему он произошел. Это исследование является содержанием его новой книги «Погром: Кишинев и крен истории».

Стэнфордская служба новостей поговорила с Зипперштейном о его исследованиях. – Почему вы начали работать над этим проектом? – Меня интересует, прежде всего, то, как создается история – что на самом деле застревает и что исчезает из исторических записей. Как человек, который много лет писал о евреях России, я остро осознаю, какие части этой истории остались в коллективной еврейской памяти, а какие нет. Я понял, что многие парадигмы, которые повлияли на еврейское понимание прошлого, оказались сформированы этим моментом в истории: кишиневским погромом. Перед Холокостом, Бухенвальдом и Аушвицем, словом, которое наиболее полно суммировало ощущение ужаса у тогдашних евреев, было «Кишинев». Все, что вам нужно было сказать тогда в еврейских кругах по культурному и политическому спектру, было слово «Кишинев», и это вызывало образы трагедии..."

П.С.: Продолжение этого интервью можно прочитать в статье на русском языке "Стэнфордский ученый рассказывает, как в 1903 году произошел Кишиневский погром, и каково его культурное влияние сегодня", опубликованной на сайте "Лехаим" https://lechaim.ru/news/stenfordskij-uc ... -segodnya/.

Во вложении - фото автора в 2014 году (когда ещё начиналась работа над книгой) и его мысль о том, насколько решительно кишинёвский погром 1903 года повлиял на всю историю еврейского народа.


Для просмотра вложений в этом сообщении вы должны быть зарегистрированным пользователем. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Регистрация займёт несколько минут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 июл 2019, 14:07 
Не в сети
Гражданин
Гражданин

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10
Сообщения: 2013
Цитирую из израильского источника на русском https://isralove.org/load/24-1-0-2624?u ... edium=dome

"Интересный факт: На протяжении едва ли не тысячи лет в странах Западной Европы существовала практика притеснения евреев. Отголоски этого позорного явления сохранялись еще в относительно недавние времена, однако сейчас об этом стараются не упоминать. Напротив, в России на протяжении длительного времени ничего подобного не происходило, хотя бы по причине малочисленности самих евреев. Однако события конца XIX – начала XX веков резко изменили ситуацию. Практика умеренного сдерживания переросла в волну откровенно насильственных акций, приведших к гибели и увечьям многих сотен, если не тысяч людей. А русское слово «погром», как это ни печально, вошло в международный сленг, став символом насильственных акций, направленных против евреев.

Череда предшествующих событий

Значительный период времени в России процент еврейского населения был крайне незначительным. Ситуация резко изменилась после нескольких разделов Речи Посполитой, в результате которых вместе со значительными территориями империя получила несколько сот тысяч иудеев. Обученные западным способам ведения хозяйства эти люди стали оказывать серьезную конкуренцию российским купцам и промышленникам, что потребовало от властей ввести для них ряд ограничений.

Первым стала печально известная «черта оседлости», четко указывавшая границы территорий, на которых могли селиться еврейские общины. Справедливости ради следует отметить, что данные ограничения не касались ряда категорий граждан еврейской национальности, среди которых были купцы первой гильдии, люди с высшим образованием, военные, отслужившие свой срок. Причиной же первых погромов в стране стал вовсе не антисемитизм, а обычная торговая конкуренция, разгоревшаяся между одесскими греками и евреями.

Первая подобная акция произошла в 1821 году. Поводом для погрома стало убийство в Стамбуле православного патриарха Григория, грека по происхождению. Впоследствии подобные деяния совершались с завидной регулярностью, происходя в 1859, 1862 и 1871 годах. Однако при всей их неприглядности следует отметить, что данные погромы не сопровождались массовыми убийствами евреев.

Перелом в отношении к иудеям наступил после убийства народовольцами императора Александра II. Его сын, Александр III, резко ужесточил правительственную политику в отношении евреев, что впоследствии поддержал и его наследник Николай II. Как заметил кто-то из высокопоставленных имперских чиновников, у части народа сложилось стойкое убеждение, что сколько бы тяжелые преступления ни совершались против евреев, они не получат должной оценки со стороны властей.

Первые волны еврейских погромов немедленно спровоцировали поток эмигрантов за рубеж. Однако власти это не слишком волновало. Наоборот, заметив, что таким образом можно «стравливать» социальную напряженность, погромы стали одним из инструментов внутренней политики, способом отвлечения народа от революционной деятельности. Это привело к ряду крупнейших антиеврейских акций, о которых заговорили даже иностранные политики.

Волна погромов начала 1900-х

Череду погромов открыло побоище в Кишиневе, начавшееся 19 апреля 1903. Поводом к нему стало убийство в Дубоссарах 14-летнего парня Михаила Рыбаченко. В его смерти немедленно обвинили евреев. Черносотенная кишиневская газета «Бессарабец» сразу же выпустила серию материалов, которые недвусмысленно говорили, что несчастный Рыбаченко убит в ритуальных целях. И хотя официальное расследование показало несостоятельность данной версии, слухи о кровожадных евреях распространялись все шире.

Встревоженные представители еврейской общины обратились к властям, однако те не отреагировали на их заявление. Побоище началось в первый день Пасхи 19 апреля. Пик же погромов пришелся на следующий день. Только после этого со стороны властей начали предприниматься определенные действия, направленные на усмирение разбушевавшейся толпы. На улицах Кишинева появились войска, достаточно жестко действовавшие против погромщиков. Статистика показала, что за дни погрома в городе была разрушена и разграблена треть жилого фонда, убито 49, ранено порядка 600 человек.

В результате последовавшего разбирательства к уголовной ответственности привлекли около 300 человек, а губернатор региона Рудольф Самойлович Раабен снят с должности. Но среди народа поползли стойкие слухи, что в организации погрома участвовали агенты Охранного отделения.

В августе 1903 года, всего через 4 месяца после кишиневских событий, аналогичные безобразия произошли в Гомеле. Повод, правда, был избран другой – драка на базаре. Попытка защитить еврейских торговцев силами отряда еврейской самообороны ни к чему не привела: его бойцы были блокированы местной полицией. Видя столь откровенную поддержку властей, погромщики отправились атаковать еврейские дома. Началось повальное насилие над иудеями.

В конце концов, властям вновь пришлось наводить в городе порядок. Были произведены массовые аресты, в результате которых за решетку отправились 44 христианина и 36 иудеев. Первых обвиняли в нападениях на евреев, а вторых – в русском погроме..."

Читать далее на: https://isralove.org/load/24-1-0-2624?utm_source=copy


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2019, 12:44 
Не в сети
Главный модератор
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21
Сообщения: 17039
Кажется, такой фотографии не было.

Вложение:
1903 RetroChisinau.JPG
(c FB RetroChisinau)


Для просмотра вложений в этом сообщении вы должны быть зарегистрированным пользователем. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Регистрация займёт несколько минут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2019, 14:36 
Не в сети
Гражданин
Гражданин

Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23
Сообщения: 3152
Это где? Что за дом?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2019, 14:59 
Не в сети
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53
Сообщения: 9320
snob писал(а):
Это где? Что за дом?

На Николаевской (Columna) примерно в районе Л.Толстого / Чуфли. Дом не сохранился.
rimty писал(а):
Кажется, такой фотографии не было.

Да я её лет 10 назад выкладывал!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2019, 15:18 
Не в сети
Главный модератор
Главный модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21
Сообщения: 17039
steinchik писал(а):
Да я её лет 10 назад выкладывал!

Выкладывал corax, но в несколько урезанном виде.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 окт 2019, 00:02 
Не в сети
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53
Сообщения: 9320
rimty писал(а):
steinchik писал(а):
Да я её лет 10 назад выкладывал!

Выкладывал corax, но в несколько урезанном виде.

Вспомнил. Именно в таком виде её выкладывал Adelina. Но в другой теме. Но, по-любому, это дом Розы Конис.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 293 ]  На страницу Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки на сайт.

Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB