Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Интересные и малоизвестные факты из истории Кишинёва. Воспоминания и фотографии.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 19 фев 2010, 23:48

corax писал(а):Попробовал
Решила и я попробовать )). Вот, что вышло:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение Дмитрий Л. » 20 фев 2010, 02:11

rimty писал(а):
corax писал(а):Попробовал
Решила и я попробовать )). Вот, что вышло:
ВЫ все пробуете , решил и я попробовать :oops: ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 21 фев 2010, 18:47

Возвращаясь к фотографиям, ранее выложенным corax-ом..


На этом снимке - Изображение - Разгром в магазине Фельдштейна

а подпись к этой фотографии - download/file.php?id=472&mode=view - На Ренийской улице.
Неужели это действительно Ренийская (Когэлничану)?

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение Дмитрий Л. » 22 фев 2010, 14:40

steinchik писал(а):
rimty писал(а):
steinchik писал(а):Фотки я нашёл. Но никак не пойму, откуда Вы взяли описания этих фоток на русском :unknown:
Описания - на обороте.
Спасибо! Хотя "Бушойской" рогатки всё-равно не нашёл...
Смею предположить :twisted: что речь идёт об Бачойской рогатке , начало ул.Дечебал ...

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 22 фев 2010, 16:30

Дмитрий Л. писал(а): Смею предположить :twisted: что речь идёт об Бачойской рогатке , начало ул.Дечебал ...
Но там не было никакой рогатки. Была Мунчештская рогатка около Вокзала.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение Дмитрий Л. » 22 фев 2010, 17:54

steinchik писал(а):
Дмитрий Л. писал(а): Смею предположить :twisted: что речь идёт об Бачойской рогатке , начало ул.Дечебал ...
Но там не было никакой рогатки. Была Мунчештская рогатка около Вокзала.
Ну а где была Бачойская рогатка ?

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 22 фев 2010, 18:40

Дмитрий Л. писал(а): Ну а где была Бачойская рогатка ?
Предлагаю перенести дальнейшее обсуждение Городских Застав в соответствующую тему.

Аватара пользователя
ternastas
Местный
Местный
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 19 янв 2009, 11:16

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение ternastas » 11 апр 2010, 21:10

Статья из газеты Пульс от 02.04.10, http://www.puls.md

Невыученный урок
Кишинёвский погром 6–7 апреля 1903 года глазами очевидцев


Более столетия назад красивым весенним днём Кишинёв в одночасье стал главной темой новостей как в пределах Российской империи, так и далеко на Западе. Все ведущие газеты мира облетела шокирующая весть — в маленьком тихом городке произошли невиданные бесчинства, учинённые частью горожан против других таких же горожан. 20-й век, кровавый и беспощадный, начался. И произошло это в Кишинёве.

А был ли мальчик?

В конце зимы — начале весны 1903 года кишинёвское общество было шокировано страшной новостью: в Дубоссарах обнаружен труп зверски убитого мальчишки 14-и лет по фамилии Рыбаченко. Подросток пропал несколькими днями ранее. После ужасной находки в город начали проникать слухи о возможной ритуальной подоплёке этого преступления. У истоков этих слухов стоял известный бессарабский деятель, публицист с антисемитскими воззрениями П. Крушеван, который в возглавляемой им популярной газете «Бессарабец» выпустил целую серию статей, описывающих страшные подробности того, как евреи бесчеловечно пытали ребёнка. Правда, несколько позже стало известно, что подростка убил... собственный двоюродный брат, из-за наследства. Но почему-то имперское МВД выпустило циркуляр, в котором запрещалось оглашать результаты следствия.
Зерно нетерпимости уже было брошено в кишинёвское общество, и «плоды» не преминули появиться несколько позже.
Погром начался 6 апреля, но всё было организовано заранее.

Воскресенье. День первый

Солнечным воскресным утром всё в городе казалось спокойным. Христианское население мирно ходило по улицам, гуляло по парку. Люди катались на карусели. Дети бегали друг за другом по залитыми светом улицам. Евреи спокойно возвращались после посещения синагоги — оставалось ещё два дня Пессаха. По еврейским традициям в эти дни запрещается выходить из дому после посещения утренней службы, так что все направлялись домой. Некоторые задерживались у карусели, смотря на отдыхающих. Город жил обычной воскресной жизнью.
Однако около полудня без каких-то видимых причин внезапно выделилась группа из
10–15-летних детей, которые начали преследовать евреев, выкрикивая обидные вещи и угрожая расправой. Евреи никак на это не отреагировали, лишь ускорили шаг. Преследующая их малолетняя толпа тем временем начала разрастаться, после чего внезапно рассеялась небольшими группками по всем основным улицам Кишинёва и начала бить камнями стёкла в еврейских домах и магазинах. Всё это происходило под беспечным взором полиции, которая никак не вмешивалась в происходящее. Но хулиганство было лишь разведкой боем.
Часа три спустя в районе Нового (сегодня — Центрального) рынка обратила на себя внимание группа мужчин, одетых в одинаковые красные рубашки, к которым примыкали все новые и новые люди из разношёрстной базарной толпы — рабочие, крестьяне, студенты, семинаристы, воры, безработные, нищие и т. д.
Простояв некоторое время на рынке и что-то бурно обсуждая, толпа внезапно двинулась к выходу. К этому времени их число достигало нескольких сот человек. Сквозь сопутствующий им шум и гам начали быть слышны отдельные выкрики, которые, однако, становились всё сильнее по мере того, как толпа приближалась к выходу из рынка. «Бей жидов!», «Ломай жидов!» — кричали они. Всё это шествие остановилось у магазина «Москва», который находился на перекрёстке, и после недолгого совещания организованно распалось на множество групп по 10–15 человек, которые распределились по районам города и затем, будто по единой команде, принялись громить еврейские дома и магазины. Первым делом в дело были пущены камни — тяжёлые булыжники вырывались прямо из мостовой и кидались с такой силой, что страдали не только стёкла окон, но и решётки магазинов. Наконец, удалось проникнуть в первый магазин — с победным рёвом толпа вломилась в еврейскую обувную лавку. Все тут же начали на месте переобуваться в новое. После такого успеха погромщиков было не остановить — они начали крушить все магазины подряд, вламываясь в еврейские дома. Из окон выкидывали мебель, утварь, посуду.
Громящиеся улицы покрылись, будто снегом, пухом от разорванных подушек и одеял. Если испуганные хозяева, спрятав свои нехитрые деньги и ценности, пытались возразить, их тут же успокаивали ударом ножки от стула по голове. С особым пиететом относились погромщики к действиям по разгрому винных и колбасных лавок, несмотря на пост. Самое ценное тут же забиралось, и в тот день по улицам города можно было встретить отдельных отбившихся от коллектива индивидов, которые с искренним выражением счастья в глазах тащили домой мебель или перекатывали по мостовой бочки с вином и соленьями.
Всё это происходило на глазах полиции и чинно отдыхающих в Городском саду мещан, под звуки играющего там городского оркестра. Более того, после того как стало известно, что погромщики добрались до табачной лавки, среди отдыхающих нашлись отдельные желающие попробовать халявный кошерный табак. Большинство невовлечённых в погром горожан смотрело на происходящее с улыбкой и ленивым интересом, в то время как город сходил с ума. Активно реагировали лишь те, чьи окна тоже задевали камни погромщиков, — они примыкали к беснующейся толпе, виня во всём «жидов проклятых».
К вечеру стало не до шуток. В 17 часов произошло первое убийство. Погромщики заметили в салоне проезжающего мимо трамвая одинокого еврея и перекрыли пути, требуя от водителя и пассажиров «выдать им грязного жида». Как только перепуганный несчастный оказался на улице, кто-то нанёс ему такой сильный удар по голове, что убил на месте. При виде окровавленного трупа толпа испуганно замерла — ведь совсем рядом находились конные полицейские патрули. Те, однако, и на это никак не отреагировали. Заметив отсутствие какой-либо реакции со стороны властей, погромщики «воспряли духом» и вскоре призыв «Бей жидов» вновь разнёсся по улицам. В этот раз, однако, он был подкреплён убийством. Ситуацию мог исправить случайно появившийся на пути толпы начальник городской полиции, который на своей машине возвращался домой из управления, но он на чей-то выкрик «А что, можно бить жидов?» лишь промолчал и приказал водителю надавить на газ. Стало ясно, что в этот вечер толпе дозволено всё. Более того, в отдельных случаях, как, например, на Новом рынке, полицейские и сами помогали погромщикам. К восьми часам вечера число жертв увеличилось до восьми, среди которых один ребенок.

Воскресенье-понедельник. Ночь

В 23:00 всё стихло. Погромщики удалились, а перепуганные евреи спрятались в своих домах, молясь о том, чтобы этот ужас кончился. На разгромленных улицах застыла тишина. Но никому из сторон, участвовавших в погроме, не было до сна. Евреи по понятным причинам ждали утра, помощи, вмешательства властей — всего, даже чуда. Не бездействовали и организаторы погрома. Под руководством Писаржевского, Семиградова, Синадино и других представителей дворянства всё готовилось к следующему дню. По всему городу были высланы отряды велосипедистов (в основном студентов, семинаристов, мелких служащих), которые под покровом ночи мелом отмечали еврейские дома. Организаторы знали, что бездействие властей тотчас же закончится, если погромщики тронут кого-то из христиан. Помимо этого, «боевым отрядам» выдали нехитрое, но опасное и смертельное оружие — топоры, дубины, железные прутья. У погромщиков было всё необходимое не только для ломания дверей, окон и костей жертв, но и для открытия запертых сундуков и чуланов. В окрестные сёла были отправлены гонцы, которые среди ночи начали призывать крестьян к участию в погроме. Крестьянам предписывалось брать с собой вместительные мешки для награбленного добра — и это оказалось решающим аргументом для, в общем-то, миролюбивых сельских жителей.

Понедельник. День второй

К трём часам утра всё было готово, и прозвучал сигнал к дальнейшим действиям. С пущим размахом погром продолжался почти весь день, до восьми часов вечера. На сей раз толпа была хорошо организована — и этим более цинична и опасна. С холодной расчётливостью погромщики начали методично и кровожадно крушить еврейские дома и магазины по следующим улицам: Гостиная (Дософ-тея), Харалампиевская (Александру чел Бун), Николаевская (Колумна), Сенная и др. — в самом центре города. Как и предыдущим днём, основной ударной силой были отряды по 10–20 человек, которые, однако, по мере необходимости соединялись в крупные формирования в 80–100 человек. По свидетельству очевидцев, это были не люди, а истинные бестии, которые гонялись за своими жертвами по крышам, сбрасывали их вниз, насиловали женщин и девочек, бросали младенцев головами об мостовую. Имущество незамедлительно уво-зилось; то, что не могли унести, ломали — просто так... С ужасом евреи замечали среди особо кровожадных погромщиков своих недавних мирных и приветливых соседей по улице — их дети играли вместе. Благочестивые горожане опустились до какого-то животного, звериного уровня, с сумасшедшим блеском в глазах ломая двери, разбирая крыши, сбрасывая людей на каменные булыжники улиц. Такого в Кишинёве никто не ждал. Подобное может произойти, когда в военное время в город врывается чужая армия мародёрствуя. Но здесь бесчинствовали сами жители города, чьей-то хладнокровной рукой направленные против других жителей того же города.
Интересно и показательно, что, по свидетельству князя Урусова, который стал губернатором вскоре после погрома, опрашиваемые им редкие задержанные полицией погромщики на прямой вопрос «Почему?» виновато улыбались и разводили плечами — они сами этого не понимали...
В то время как разрушение еврейских домов продолжалось, утром к губернатору Бессарабии фон Раабену пришла делегация из 40 представителей еврейской общины. Их цель была, в общем-то, понятной — люди хотели узнать, когда же весь этот кошмар закончится и что, наконец, будут предпринимать власти. Внимательно их выслушав, губернатор, тем не менее, не смог им ничего внятно ответить, сославшись на отсутствие указаний из Петербурга (!). Циничность властей проявляется и в том возмутительном факте, что по личному приказу губернатора в тот день было запрещено принимать по телеграфу любые депеши в Петербург от частных лиц. Поняв, что обращение к властям бессмысленно, делегация удалилась, однако у ворот губернаторского дома их уже ждали погромщики. Видя это, фон Раабен запретил евреям скрываться у него и приказал запереть ворота после того, как несчастных вытолкнули на улицу, в руки кровожадной толпы. По свидетельству очевидцев, прямо под окнами губернатора зверски убили одного и покалечили нескольких человек. Сам губернатор наблюдал за этим из окна.
Лишённые какой-либо поддержки властей люди пытались спастись любыми способами. Некоторые искали спасения у соседей, призывая впустить их или хотя бы принять под свою защиту детей. Иногда особенно сердобольные христиане открывали свои двери перед страждущими, но чаще всего этого не происходило. Другие еврейские семьи пробовали вывесить невесть откуда взявшуюся христианскую символику с надеждой на то, что погромщики примут их «за своих»... К сожалению, подобные попытки были обречены на неудачу — их выдавали местные полицейские.
Нельзя не отметить исключительные случаи зверства, происходившие в тот понедельник. Некоторым женщинам вырезали груди, на спинах мужчин вырезали острым ножом звезду Давида, 9-летнюю девочку привязали к лошадям и разорвали на части. Одному мужчине забили в нос длинные ржавые гвозди. В одном из домов несколько бандитов поочередно изнасиловали мать на глазах её дочек, затем принялись за дочек на глазах у матери... Перечень подобных, вызывающих ужас, случаев беспредела и беззакония можно было бы продолжить, однако в этом, пожалуй, нет смысла. Гораздо необходимее попробовать разобраться — почему?
Погром продолжался до вечера, причём основные разрушения творились в послеобеденное время. В полчетвертого власти, наконец, очнулись. Губернатор приказал начальнику кишинёвского гарнизона генералу Бекману прекратить беспорядки. Солдатам было дано право применять оружие. Последовали массовые аресты — всего задержали около 800 человек. Отдельные нападения на евреев ещё продолжались, однако к вечеру в городе воцарилось относительное спокойствие.

Последствия

Данные по точному количеству пострадавших варьируют в зависимости от источника. Официально погибло 42 человека (38 евреев), раненых насчитали 456, из которых 394 еврея. Домов, согласно официальному расследованию, было разрушено около 1350. Однако данные, полученные от самих потерпевших, указывают на другие цифры — 49 погибших, 586 искалеченных, 1500 разгромленных домов. Как бы там ни было, масштабы разрушений и количество жертв вполне можно было сопоставить с военным бедствием.
К тому же особо возмутительны свидетельства о зверствах и унижениях, произошедших во время погрома. Несмотря на то, что в официальном прокурорском отчёте указывается на почти полное отсутствие истязаний и всего на три случая изнасилований, свидетельства очевидцев и независимые расследования, проведённые западными журналистами, рисуют совсем другую картину. К тому же не стоит забывать о такой черте кишиневских евреев того времени, как склонность к замалчиванию того, что происходило. По свидетельству губернатора Урусова, еврейская община была настолько перепугана, что хотела лишь, чтобы всё быстрее закончилось и встало на свои места. Именно поэтому, опасаясь, по-видимому, новых погромов, евреи не стали настаивать на полноценном расследовании произошедших бесчинств.
Постепенно, хотя и очень медленно, начало разворачиваться следствие над погромщиками. Если власти были согласны как-то всё «замять», то общественность в Российской империи и, прежде всего, за рубежом требовала наказать изуверов. Некоторые страны, где еврейская община была особенно влиятельна (США), даже направили официальный протест Николаю II с требованием разобраться в ситуации. В конце июня 1903 года в Кишинёв приехал директор департамента Министерства юстиции с целью определить место проведения и порядок судебного разбирательства. Суд стартовал осенью под председательством В. В. Давыдова, старшего председателя Одесской судебной палаты и продолжился несколько лет. Слушания проходили за закрытыми дверьми, несмотря на частые ходатайства губернатора Урусова об отмене закрытой формы суда. Из 300 представших перед судом погромщиков часть была оправдана, остальные — приговорены к различным срокам каторжных работ или тюремному заключению. В целом многие полагали, что приговоры слишком мягкие. Губернатор фон Раабен был уволен.

Почему?

И всё же главный вопрос — почему это произошло? Ведь евреи проживали в Бессарабской губернии издавна. Более того, с евреями работали и зарабатывали на жизнь многие из погромщиков (которые, кстати, ещё и возмущались тем, что евреи позакрывали свои предприятия на время траура — работать-то надо...). Наконец, еврейское население приносило огромную прибыль государству. И, тем не менее, именно власти виновны в первую очередь в погроме. Не только своим бездействием, но и тем, что действия толпы провоцировались именно властями. В Петербурге, например, многие министры открыто заявляли о своих антисемитских наклонностях — более того, всё это происходило, как некоторые говорят, с молчаливого одобрения императора. Доходило до того, что многие политические противники открыто стали обвинять губернатора Урусова (который, приняв Бессарабию после погрома, сумел внести равновесие в общество) в юдофильстве...
Права евреев постоянно ущемляли, и об этом писали многие общественные деятели того времени. Народ воспитали в духе пренебрежительного отношения к еврейскому населению — а ведь во время погрома в Кишинёве проживало около 40 000 евреев из общего количества населения в 150 000 человек.
Помимо этих причин, существовали и внутренние — экономические интересы некоторых представителей бессарабского общества, таких как Пронин, Семиградов и др., которым было выгодно, чтобы евреев лишали своей собственности. Пронина даже слушали в суде по этому делу, но допрашивали его как-то «поверхностно», из-за чего в его адрес не последовало никакого наказания.
С более широкой точки зрения, кишинёвский погром может быть рассмотрен в качестве определенной лакмусовой бумажки состояния общества Российской империи в начале прошлого века. Недальновидность властей, зревшие противоречия, возрастающий экстремизм — вот что привело в конечном счёте к событиям 1905 года.

Сомнительная известность, или Чему нас (не) учит история

Под впечатлением от произошедшего подал в отставку градоначальник Карл Шмидт — он не мог поверить, что подобное примитивное зверство способно произойти в его любимом городе, который он всячески пытался обустроить по европейским образцам.
Оказалось, способно... И как тут не провести параллель между событиями 6–7 апреля 1903 и 2009 годов, когда бесчинствующие группы молодёжи распотрошили здания парламента и аппарата президента. Ведь по сути всё произошло так же неожиданно, так же необъяснимо, так же обескураживающе дико, как и в начале прошлого века. Конечно, количество жертв несопоставимо, но насколько же трудно поверить, что за столетие мы лишь ненамного ушли в своём развитии...
Как и в 2009 году, в апреле 1903-го Кишинёв стал в одночасье знаменитым на весь мир. О тех апрельских событиях писали везде — в английских Times, Sphere, американских The New York Times и Daily People, новозеландских Evening Post и Otago Witness, австралийской The Brisbane Courier. В небольшой провинциальный городок на юго-западе России вдруг съехались многочисленные корреспонденты, которые в последний раз посещали Кишинёв в 1877 году, когда здесь император Александр II 24 апреля объявил русско-турецкую войну.
Еврейский погром в Кишинёве стал сюжетом для многих литературных произведений и журналистских расследований — ему посвящали очерки как представители российской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко, М. Горький, Х. Бялик), так и зарубежные исследователи (Файвель в Германии, Стайлс в США). Даже и сейчас, сто с лишним лет спустя, если ввести в поисковик Google слово Kishineff (именно так его называли иностранцы во времена Российской империи), первое, что появляется, — это многочисленные ссылки на разнообразные информационные ресурсы того времени, в которых упоминается именно погром. Не самая хорошая ассоциация, не самая достойная известность для нашего города. Впрочем, как и во время прошлогодних событий, когда про нашу маленькую Молдову внезапно вспомнили на первых страницах CNN, Reuters, BBC и т. д.
История способна научить многому, если к ней хотя бы иногда прислушиваться.

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение Алексей » 11 апр 2010, 22:15

Ненавижу любое насилие.Без молчаливого согласия властей такого не бывает.
Хочешь быть умнее-будь.Хочешь быть богаче-будь.Хочешь жить лучше других-старайся,но сам и без насилия и зверства.Сочувствую и осуждаю.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 27 май 2010, 01:28

Жертвы Кишиневского погрома. Взято из ЖЖ юзера pavel-slob.
0_36b68_339ebbeb_XL.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 14 июн 2010, 15:32

"...На Пушкинской часто можно было встретить легендарного Залмана Циганера. Фамилия у него была другая,
а Циганер - это прозвище. В дни кишиневского погромa двадцатилетний Залман уложил шестерых вооружённых
погромщиков
."
/из воспоминаний Е. Зильбермана/

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 03 авг 2010, 20:41

steinchik писал(а):Вот, коллажик сделал...

Изображение
Интересный снимок от Yeshayah. Юноша трубит в шофар для учеников еврейской школы, расположенной рядом, на фоне печально известного дома по Свердлова (Азиатской, Romana) 13, описанного Короленко всвязи с еврейским погромом 1903-го года.
Shofar-Aziatskaya13.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1713
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение voling » 10 авг 2010, 19:47

Жертва Кишиневского погрома - 1903

Изображение

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 17 авг 2010, 13:55

Страница из издания "Harper's Weekly" от 20 июня 1903 года, изображающая
сцену кишиневского погрома.
с и/аукциона
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 27 сен 2010, 03:34

Изображение

Теперь мы знаем, где именно было сделано это фото
Olidort.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 27 сен 2010, 12:22

steinchik писал(а):Теперь мы знаем, где именно было сделано это фото
steinchik, у меня было сообщение ещё в феврале с.г., что этот дом находился
на Ренийской улице... )
Вот oнo: viewtopic.php?p=11585#p11585

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 27 сен 2010, 18:50

Извините, видимо пропустил...

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11089
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение steinchik » 28 сен 2010, 04:19

Еврейские сироты, прибывшие в Нью-Йорк. Их родители погибли во время кишинёвских погромов.
4835026146_957370443e_b.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 05 окт 2010, 02:10

Жертвы погрома 1903 г.
Неполный список имен погибших

1) Benja/Benjamin Shimenov Baranovitz
2) Isaac/Yitschok Belitzkah /Byeletsky
3) Itlia/Itel Berger
4) Hosea/Joshua Abramovitz Berladsky
5) Hirsch/Tsvi Chaimov Bolgar
6) Aaron Isaacov Brachman
7) David Abrahamov Charidon
8 ) (sister - age 12) Chatzkalovitz/Chaskelevitz
9) David Nissleov Chatzkalovitz/Chaskelevitz
10) Abraham Router Cohen/Kogan
11) David Drachman
12) Chaia Sarah Abramovna Fanarzei/Fanarnei
13) Eiss/Zusya Davidovitz Fanarzei/Fanarnei
14) Simeon/Shimon Fishman
15) Ben-Zion Leibov Galantor/Salapter
16) (child)(пол не указывается) Golder
17) Chaim Leib/Leibov Goldiss
18)Joseph Hirsch/Tsvi Danilov Greenberg
19) Mordecai/Mottel Greenspoon
20) Kopel Davidovitz Kainarsky
21) Joseph Abramovitz Kantor
22) Rose/Raiza Falikovna Katzap
23) Kaela Kaza/ Konza
24) (husband) Keigelman
25) Chaia Leah Keigelman
26) Moshe Samuel/Tsvi Kiegel
27) Beila Leiserovna Kodja?
28) Idel/Jehudah Krupnik
29) Isaac/Yitschok Krupnik
30) Shmuel/Michel Shaev Lashkoff
31) Hirsch/Tsvi Yankelev Liss
32) Moses/Moshe Chaskelov Makhlin
33) Mottel/Mordechai Davidovitz Menduk
34) (man) Newman
35) Chaim Nissinov Nissenson
36) Isaac/Yitzshok Yankelov Rosenfeld
37) Israel Leiserovitz Selstein/Shalistal
38) Michel/Yachael Josiphov Seltzer
39) Pinya Isaacov Spivak
40) Jacob Elchunov Tounik
41) Israel Yacoblewitz Ulmer
42 Samuel/Shmuel Baruch Urrman
43) Feiga Voulyar/Wouller
44) Leinha/Simcha Voulyar/Wouller
45) Abraham Yitschok/Router Weinstein
46) Kalman Wolowitz/ Volovitz

Список содержит 46 имен.
Всего было 49 погибших.
37 человек были мертвы, когда поступили в больницу,
8 человек умерли в больнице и 4 умерли дома.

источники

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвский погром 1903 года

Сообщение rimty » 11 окт 2010, 17:36

В 1903 году в Берлине на немецком языке вышла в свет книга
С.К.Бергеля "Кишинев и положение евреев в России". Здесь
приведен рассказ земского врача из Кишинева Дорошевского
(нееврея), который выхаживал 50 тяжело раненных.
Еврейке Юдин Суре Фонарви загнали в ноздри две иголки так глубоко,
что они попали в голову, и женщина в мучениях умерла. Еврею
Чарльтону вырезали губы и затем вырвали язык и глотку под языком.
Другому еврею отрезали уши и нанесли 12 ран в голову. Беременную
женщину посадили на стул и кнутом хлестали по телу.
(Bergel S.K., S. 76-77).

Ответить

Вернуться в «История Кишинёва»