Статья из
"Кишинёвского обозревателя":
"
"Параллельные" энциклопедии
Сказать, что Кишинев не имеет написанной истории, было бы некорректно, так как существует множество изданий, посвященных истории города. Включая капитальный труд - "История Кишинева" (1966) - выпущенный под эгидой кафедры истории СССР Государственного университета Молдовы. Существуют две энциклопедии: "Кишинев.Энциклопедия"(1984), выпущенная Главной редакцией Молдавской Советской Энциклопедии, и "Chisinau. Enciclopedie" (1997), выпущенная издательством " Museum".
Однако, при всем обилии тематических изданий, никто сегодня не возьмет на себя смелость сказать, что хоть одно из этих изданий отражает объективно историю Кишинева. Все написаны с идеологических позиций своего времени. Не избежали этой участи и упомянутые энциклопедии. Хотя, учитывая краткость изложения, свойственная энциклопедиям, авторы могли бы отражать более объективно события, чем объемная "История Кишинева".
Но не это даже главный недостаток энциклопедий. Главный недостаток - это то, что в них порой описаны совершенно разные личности и события. Как будто существовало две параллельные истории Кишинева. Если "Кишинев. Энциклопедия" превозносит все, что связано с русской и советской администрациями и чернит все, что связано с румынской администрацией края, то "Chisinau. Enciclopedie" поступает с точностью до наоборот. Одним словом, только если соединить эти две энциклопедии вместе, и при наличии определенного аналитического образа мышления, можно с некоторой степенью точности прояснить ход истории Кишинева. Описание событий с идеологических позиций отразилось и на структуре этих энциклопедий. Так, если в "Кишинев. Энциклопедия" преобладают революционеры, партийные и хозяйственные деятели, герои и ударники коммунистического труда, то в "Chisinau. Enciclopedie" - деятели периода между двумя войнами (администраторы, политики, священнослужители, художники, писатели, музыканты и т.д.) и современные - противоположности тех из "Кишинев. Энциклопедия".
Особенно хочется остановиться на некоторых недостатках "Chisinau. Enciclopedie", как более современной. В предисловии издателя отмечается, что, в отличие от "Кишинев.Энциклопедия", новая энциклопедия ставит себе целью описание Кишинева с нейтральной точки зрения и что на страницах этой работы встретились личности, которые внесли свой вклад в возведение более красивого Кишинева, оставшись в памяти этих мест (стр.4).
Далее специально оговаривается, что по отношению к личностям в качестве критерия отбора были использованы следующие принципы: родился или умер в Кишинев, член какого-то творческого союза, научная степень от доктора хабилитат и профессора университетского и выше, особый вклад в общественной, культурной, научной или административной жизни Кишинева и Республики Молдова (стр. 6).
К сожалению, как нейтралитет в описании, так и провозглашенные принципы отбора, были соблюдены частично. Так, в статье "Примары Кишинева" ряд администраторов города имеет пробел, включающий период 1944 - 1990 гг. В частном разговоре с одним из авторов энциклопедии было дано следующее разъяснение - в этом периоде не существовала должность примара города. Как будто она существовала в период русской администрации... Эта должность называлась "городской голова" или как угодно, но не "примар". Если бы существовала статья "Председатели горисполкома", все было бы понятно. Но оборвать ряд администраторов города на 1944 год только потому, что они не назывались "примар"... Иначе кто-то может подумать, что после 1944 года город не управлялся никем.
В статье "Театральный Кишинев (II)" не найти ни одной строчки об Академическом музыкально-драматическом театре им. А.С.Пушкина (который в свое время ставил не только пьесы, но и оперы, оперетты и балет) и только одно предложение о Русском драматическом театре им. А.П.Чехова.
Статья "Масонская ложа" начинается в странной манере - "каменный дом с полуподвалом и одном этажом, прямоугольный в плане, с галереей вдоль фасада со двора, с подвалом. Симметрия деталей, которые составляют внешность свойственна классическому стилю" - как будто речь идет об архитектурном памятнике, а не о масонской организации.
Отбор некоторых личностей порой вызывает недоумение. Создается впечатление, что для некоторых личностей единственной заслугой является факт рождения или смерти в Кишиневе, а в некоторых случаях кажется, что целью авторов статьей было желание "обессмертить" имена своих близких и дальних родственников, друзей или просто хороших знакомых.
(Продолжение следует)
Автор: Михаил СЛОБОЗИЯНУ"