Страница 5 из 6

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 04 мар 2019, 16:39
Смолин Евгений
serj63-63 писал(а):Строительство Молдавского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института строительных материалов. Фото Б.Капнина,1973г.
С этой полощади выезжали автобусы междугороднего сообщения, с площадки на месте цирка междугородние такси. Стоимость проезда на такси до г. Бельцы 2руб 50 коп. Удачи!

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 12 авг 2019, 23:00
ер9ольга
1 сентября 1977 г. Сотрудники института (слева направо) Ю.П. Ергин, Т.Г. Ермилова и В.В. Студзинский во время обсуждения проекта застройки жилого массива. Симановский Альберт/Фотохроника ТАСС

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 18 авг 2019, 08:01
ер9ольга
Молдгипрострой, Кишинёвское архитектурно-строительное бюро.

Как строился Кишинёв

Добавлено: 13 янв 2020, 17:12
Avant
Фото сделаны с разницей в секунды...
Первое фото с этого форума, второе взято c facebook Ion Stefanita/

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 13 янв 2020, 19:23
ris55
sevendust писал(а):
13 янв 2020, 17:12
Фото сделаны с разницей в секунды...
Первое фото с этого форума, второе взято c facebook Ion Stefanita/
Ну уж прямо с разницей в секунды!За секунды и толпа людей появилась и машина и еще трактор! :sorry:

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 17 апр 2020, 15:10
corax
Архитектура СССР, Январь 1981.
Архитектор В. Соколов.
"Возможности используемые и неиспользуемые".

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 02 май 2020, 18:21
venberg_r
Русские приезжали в Кишинев на заработки. 1862
Дома строили, плитку клали, щикатурку делали.
И цены задирали для местной элиты.
как мир изменился

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 18 май 2020, 17:44
serj63-63
"МОЛДАВИЯ ЮБИЛЕЙНАЯ",изд."Тимпул" 1974 г.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 22 июн 2020, 20:16
ер9ольга
КДСК, 1979 год

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 20 июл 2021, 22:01
rimty
Строительство нового дома.
IX 1952, Огонек.jpg
Журнал "Огонек", сентябрь 1952 г. Фото Я. Рюмкина.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 13:57
lazy
Отличные воспоминания точнее ссылка на них представленные на первой странице не работают
Сообщение er-xvl » 12 мар 2011, 04:52

Алла Кириченко о генплане Кишинева и песне "Мой белый город":
http://www.allmoldova.com/project/dry-ice/1927.html

Алла Кириченко о застройке района Ботаника и о том, как появился виадук:
http://www.allmoldova.com/project/dry-ice/1926.html .
Специалисты!Можно ли их восстановить для форума? P.S. Который раз пропадают ссылки и с ними ценная информация.имхо - стоит выкладывать вместо ссылок саму инфу несмотря на объем.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 20:11
Светлана Алексеева
Попробуйте эту:
https://press.try.md/item.php?id=145479

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 20:16
Светлана Алексеева
Или эту:
https://www.kp.md/daily/26638.4/3656808/
И лучше изучать в архивах там первоисточники.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 20:20
Светлана Алексеева
Светлая память г. Кишиневу и тем архитекторам кто его строил, все верно, был прекрасный город, то что сейчас.. нет слов

Читайте на WWW.KP.MD: https://www.kp.md/daily/26638.4/3656808/

Это не мои слова, но я с этим согласна.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 20:29
steinchik
Светлана Алексеева писал(а):
14 янв 2022, 20:20
Светлая память г. Кишиневу и тем архитекторам кто его строил, все верно, был прекрасный город, то что сейчас.. нет слов

Читайте на WWW.KP.MD: https://www.kp.md/daily/26638.4/3656808/

Это не мои слова, но я с этим согласна.
Рано Вы наш город хороните! Как говорил Жванецкий, не дождётесь!

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 20:53
Светлана Алексеева
Это мой родной город. И строил его мой отец, вместе с такими как он же одержимыми. После войны архитекторы работали по 12-14 часов и даже больше. Моя цель назвать всех архитекторов, которые возродили Кишинев. Кульман в нашем доме я помню с детства, даже в отпуск кульман ездил с нами . Кульман убрали только после его смерти, так как дети и внуки выбрали другие специальности. Это очень неправильно, что на домах нет табличек с именами архитекторов, по проектам которых эти дома построены.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 14 янв 2022, 21:05
venberg_r
Светлана Алексеева писал(а):
14 янв 2022, 20:53
Это мой родной город. И строил его мой отец, вместе с такими как он же одержимыми. После войны архитекторы работали по 12-14 часов и даже больше. Моя цель назвать всех архитекторов, которые возродили Кишинев. Кульман в нашем доме я помню с детства, даже в отпуск кульман ездил с нами . Кульман убрали только после его смерти, так как дети и внуки выбрали другие специальности. Это очень неправильно, что на домах нет табличек с именами архитекторов, по проектам которых эти дома построены.
Спасибо.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 15 янв 2022, 12:59
snob
Я понимаю, если бы что-нибудь красивое построили. А так обычная совковая серость, все ожидаемо.

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 15 янв 2022, 13:03
lazy
Мне хочется взорвать сегодняшний Кишинев!
Алла Кириченко строила Ботанику, дорогу в кишиневский аэропорт, виадук и столичный цирк.

Леонид РЯБКОВ
ПОДЕЛИТЬСЯ
КОММЕНТАРИИ (79)

У Кишинева прекраснейший генплан. Но его никто не соблюдает.

Фото: Сергей СЕДЛЕЦКИЙ

Алла Кириченко — личность, безусловно, легендарная. Это благодаря ее стараниям мы с вами гордились тем Кишиневом, в котором жили — уютным, зеленым и комфортным. Гордились до недавнего времени, пока хаос в градостроительстве не обезобразил лицо нашего любимого города. Алле Семеновне обидно вдвойне, ведь она жизнь положила на то, чтобы сделать Кишинев уникальным и неповторимым. Именно она спроектировала Ботанику, дорогу в столичный аэропорт, виадук и наш любимый цирк.


Алла Кириченко (справа) и Нина Фельдбрина осматривают место будущей стройки.

«Жители Кишинева встречали нас вилами»

- Родилась я в подмосковном Ступино, - рассказывает Алла Семеновна. - Окончила в 1961 году Московский архитектурный институт и меня зазвали в Кишинев.

- И каким вам Кишинев в то время показался?

- Бульвар Негруцци до улицы Бендерской еще был застроен одноэтажными домиками. Мы понимали, что Молдавия — республика маленькая, но на уровне СССР Кишинев производил впечатление столичного города. Он был масштабным, не было такой застройки, как сейчас, где разноплановые здания - рядом. Чувствовался главный проспект, все эти парки, во всяком случае, Кишинев оставлял приятное впечатление. Город нам очень понравился! Я начала работать архитектором в Бюро генплана города.


Таким Кишинев был всего несколько десятилетий назад.

- Вы же проектировали целый район Кишинева — Ботанику!

- В Кишиневе, слава Богу, был генплан, составленный еще до войны Щусевым. Нина Михайловна Фельдбрина, ей сейчас 93 года, живет в Израиле, проектировала Рышкановку, мы с ней и начинали делать генплан Кишинева. Проблем было много, не было даже подосновы, геодезической съемки! Ходили по местам будущего строительства, нас местные всегда встречали с вилами у ворот, потому что знали, если приходим мы, то потом их домишки снесут. Вот Скулянка, например. До круга, где находится пединститут, шли, а дальше была деревня с грунтовыми дорогами. Мы там заблудились, в какое-то болото попали. А Ботаника... От вокзала была построена туберкулезная больница, стояли церковь и завод. Все остальное — частная застройка. Была улица Львовская, которая шла в сторону Костюжен и с двух сторон была застроена частными домишками. Мунчешты, вообще, были тихим кошмаром. Это были грунтовая, ужасная, узкая дорога, постоянно виляющая. Так вот, начали работать с генпланом и уже вырисовывались районы города. Это было семь районов — Центр, Рышкановка, Ботаника, Чеканы, Боюканы, Скулянка, Телецентр. Кишинев, как и Рим, расположен на семи холмах, но у нас, по сравнению с Римом, есть преимущество — между холмами у нас почти везде есть лесонасаждения, лощины. Получалось, что у нас каждый район имел свою зону отдыха. Там очень много деревьев подсаживалось.


Молдавские архитекторы с проектом будущего столичного цирка.

- За каждое деревце, говорят, дрожали?

- Не то слово! Я сейчас живу около парка «Алунел», напротив «Зориле». Иду по парку, стараюсь только под ноги смотреть, потому что постоянно что-то пилят, рубят, уничтожают деревья. Ну кому мешают здоровые деревья?! Эти парки проектировались в отделе озеленения Молдгипростроя. Там все было так продумано и взвешено, чтобы было перманентное цветение, чтобы одно дерево не загораживало другое... Иногда проектируешь, а зданию мешает дерево. И вот чтобы его срубить, надо было обращаться в трест зеленых насаждений, там все проверялось, потом ты обязан был посадить другое дерево...

- Вы же проектировали жилые дома, расстояние между которыми должно было быть строго определенным...

- Да, в новом СНИПе нет определенных размеров, а в старом конкретно было — столько-то этажей здания между торцами и длинными сторонами — минимум 15 метров, между домами расстояние не меньше полутора высоты здания было! С учетом освещенности, затененности, а ведь существовала еще и норма комфорта! Учтите, у нас ведь были еще требования по сейсмичности. И если дом валится, он не должен задеть следующий дом. И все это железно выполнялось. А сегодня у меня ощущение, что архитектурной власти в Кишиневе нет. Это что-то ужасное! Я, например, выхожу с работы на троллейбусную остановку и когда вижу это 11-этажное здание на перекрестке Бэнулеску-Бодони и Штефана чел Маре, стараюсь на него не смотреть. Мне хочется взорвать нынешний Кишинев и взорваться вместе с ним! Мы, когда работали в советское время, злились на наши порядки, у нас все обсуждалось, ничего нельзя было сделать просто так. Ни один объект!

- А вы ведь еще строили с учетом наличия инфраструктуры...

- Абсолютно все проверялось и выполнялось по нормам. Должна быть доступность до транспорта в жилом микрорайоне 15 минут, значит, это было сделано. Положено столько-то школьных мест - выполнялось. Сколько положено мест в детсадах, сколько детских и спортивных площадок, магазинов, озеленения и автостоянок - все выполнялось!


Кишиневский цирк включен в список лучших архитектурных произведений Европы второй половины XX века.

«Косыгин разрешил Кишиневу построить проспект, какого и в Москве еще не было!»

- Вы ведь и наш цирк проектировали!

- Вообще-то цирка в Кишиневе могло и не быть. В 1966 году, к юбилею Кишинева, руководство СССР решило подарить городу какое-то общественное здание. Решили, что это будет цирк. В СССР существовал институт типовых проектов зрелищных зданий. И нам оттуда предложили взять типовой проект. Этот цирк представлял собой такую «банку», что мы, когда увидели, нам не захотелось такое строить у нас. Наши архитекторы Семен Шойхет и Тимофей Танкив поехали к Фурцевой (министр культуры СССР, — прим. автора) с бочоночком молдавского вина и убедили ее, что мы должны строить свой цирк, не типовой. Не знаю, как им это удалось... Мы долго выбирали место для цирка. Союзгосцирк хотел, чтобы мы строили в центре, за Центральным рынком, у автовокзала, чтобы посещаемость была. Мы, конечно, возмутились: «Чтобы такое здание стояло на задах базара?!» Думали строить и там, где сейчас находится Дворец железнодорожников, потом было место напротив Дома моделей и место, где, собственно, сейчас цирк и находится. Начали проектировать. Я сказала: «Будем делать корзину, собирать в нее всех зрителей!» Все утверждалось, но как-то нам особенно никто не мешал! В принципе, что я хотела, то я и делала. Я проектировала монолитное здание, а тогда в СССР сборное строительство — это был пунктик. Когда уже решили строить, поняли, что не потянем сборное строительство. И нам предложили переделать проект. Проектирование мы закончили к 1980-му, и началось строительство. И меня откомандировали на два года осуществлять авторский надзор. Очень серьезная работа была... Я сама не смотрела, боялась, но ребята-архитекторы сказали мне, что наш цирк включен в список лучших архитектурных произведений Европы второй половины XX века! Наш цирк всем нравится!


Вот такие многоэтажные дома проектировала Алла Семеновна.

- Вы проектировали и дорогу в аэропорт...

- Мне поручили делать район Ботаника. Я положила на шестиметровый стол съемку, склеенную, огромную такую «синьку», взяла большую рейсшину и увидела, что на карту попал аэропорт. И так как я всегда была недовольна, что приезжаешь в столицу и едешь по этой вот Мунчештской, лошади дорогу уступаешь, все затапливает в непогоду, думаю: «А дай я сейчас соединю аэропорт с городом через Ботанику!» И так рейсшинку приложила туда, примерно определила линию. Это у нас условно называлась улица Аэропортная, сейчас это главная улица Ботаники — проспект Мира назывался, сейчас бульвар Дачия. Вопреки Муншчетской это должна была быть широкая улица! И улицу мы решили делать широкую. Потом, после того, как она выстроилась, приехал Косыгин (председатель Совета министров СССР, — прим. авт.) и сказал: «Что вы себе позволяете?! В Москве таких проспектов нет!» Но у нас уже был готов ответ. Дело в том, что в сейсмической зоне полагалось иметь такие магистрали, чтобы в случае сильного землетрясения можно было проехать, поставить палатки, организовать медпункты... Мы ответили, что сделали это специально, и Косыгин с нами согласился. Нам разрешили... Что касается виадука. По генплану полагалась связь районов с центром города. Но дело в том, что все эти лощины — оползневые, там грунты, на которых нельзя ничего строить, их нельзя нагружать. Решили, что Ботанику нельзя делать насыпями, нет уверенности, что это не сползет. И я предложила сделать мосты. Трассу я пробила, соединили по Искре (Букурешть) и сделали два виадука.


Фото: архив Аллы Кириченко.

«Генплан Кишинева никому не выгоден»

- Тогда государство не жалело денег на строительство...

- Тогда существовала плановая система, я сожалею, что сегодня нет госпланирования. Может, в советское время эта система и не была совершенна, но это было лучше, чем свободный капитализм.

- Сегодня в Кишиневе имеется генплан?

- Имеется. И он даже утвержден. Дело в том, что он сейчас никому не выгоден! Поэтому объявили о том, что его нужно усовершенствовать. Мне главный инженер Урбанпроекта рассказывал, что несколько лет назад пригласили двух английских архитекторов, чтобы они сделали нам генплан. Им дали материалы по генплану Кишинева, они две недели сидели, потом сказали: «Зачем вы нас пригласили? У вас прекраснейший генплан!» Но его никто не соблюдает.

- У нас элитные дома строятся в оползневых зонах. Рядом с Валя Морилор, например. Это же большой риск!

- Не сыпьте мне соль на рану! Кстати, эта зона около Комсомольского озера — самая непригодная для строительства! Нужна прорва мероприятий для усиления территории. Вообще-то, по генплану там всегда была зеленая зона. Однажды там прорвало дамбу и вода вытекла аж на улицу Крянгэ! Дети там рыбок собирали. Вроде, говорят, что сделали бетонную дамбу. Бетонная дамба — это не спасение! Если будут сильные дожди, вода перехлестнет через дамбу и неизвестно, что будет! Кстати, в Кишиневе не так много деревьев, город не окружен лесами, и если отбирать под строительство зеленые территории, город просто задох­нется! Этого нельзя делать! Недавно шла по центру города, а навстречу женщина, и плакала. Я спросила ее, что случилось. Она ответила: «Я уехала в Россию с родителями в 1980-м, с тех пор ни разу не была в Кишиневе. А в моей памяти город остался таким светлым, зеленым, уютным и ярким. И вот я приехала обратно и не узнала Кишинев. Это не мой город! Я его не узнаю! Верните мне мой Кишинев!»



Читайте на WWW.KP.MD: https://www.kp.md/daily/26638.4/3656808/

Re: Как строился Кишинёв

Добавлено: 15 янв 2022, 16:51
Смолин Евгений
snob писал(а):
15 янв 2022, 12:59
Я понимаю, если бы что-нибудь красивое построили. А так обычная совковая серость, все ожидаемо.
Господин вы, слепы или притворяетесь? За 35 лет был построен город с великолепной инфраструктурой и развитой промышленностью. Нет слов. Удачи!