Как строился Кишинёв

Интересные и малоизвестные факты из истории Кишинёва. Воспоминания и фотографии.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
Lampa
Местный
Местный
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 22:20

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Lampa » 14 окт 2011, 00:01

Наткнулась на целую подборку про Кишинев, в которой рассказывается много интересного из истории Кишинева и некоторые подробности о строительстве зданий правительственного назначения.
Прогулки по Кишиневу с архитектором Григорием Босенко

О здании бывшего ЦК Компартии Молдавии (ныне резиденция президента), построенного в 1976 году, много говорить не стану. Авторами проекта являлись архитекторы А. Черданцев и я. Когда мы спроектировали здание и начали строительство, Иван Иванович Бодюл, первый секретарь ЦК КПМ, решил, что близкое соседство "главного штаба" с транспортной магистралью помешает партаппаратчикам решать государственные дела. Мы долго искали варианты, как использовать уже заложенный фундамент, но ничего не придумали. Пришлось опору сооружения засыпать, а с ним и большие государственные вложения. Объект отодвинули от тротуара на 34 метра в глубину квартала. Это повлекло за собой снос целого ряда сооружений в Фонтанном переулке: трехэтажного жилого дома, магазина и других зданий. Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА Кишинёвский Обозреватель, выпуск № 42 от 2010-11-18
http://www.ko.md/main/view_article.php? ... ue_id=2298
Париж под красной крышей Строительство здания ЦК шло в авральном режиме, что влекло немало погрешностей. Серьезная промашка вышла с парапетом крыши, козырьком здания, который должен был выступать на 95 сантиметров. Пилон не закрывает козырек, он в него врезается. Ошибка произошла по вине завода-изготовителя, но переделывать не стали: сроки поджимали. Не устранили эту погрешность и при теперешнем восстановлении здания Президентуры. И.И. Бодюл хотел покрыть здание ЦК КПМ красной крышей. На доводы автора проекта А.И. Черданцева, который с кипой книг и фотографий убеждал, что административное здание не годится для такого решения, первый отвечал: "Весь Париж - под красной крышей, а вы не можете сделать!" Больших трудов Александру Ивановичу стоило отстоять свое решение. Архитекторы с самого начала предложили изготовить козырек цвета анодированного алюминия. Но первому металлический цвет не понравился, и он предложил козырек покрасить. "Сделайте его вот такого цвета", - произнес Иван Иванович, и ткнул рукой в небо. Строители исполнили приказание. В полдень Иван Иванович появился на объекте. "Чем вы покрасили? Разве это голубой! - возмутился он.- Приеду в четыре часа, чтобы козырек имел цвета неба!" Но мы опять не угодили. Козырек столько раз перекрашивали, пытаясь угнаться за меняющимися красками неба, что пришлось все покрыть белой краской. Стремясь сдать здание к 6 августу 1976 года, мы не успели доделать заднюю сторону фасада ЦК. Полагали, что после открытия все мелочи закроем. Но, увы. Самое грустное, что и при восстановлении здания Парламента, его тыльная сторона снова осталась без внимания. Первым в здании ЦК мы оборудовали - приемную на два больших кабинета. Один занял я со своей проектной группой, напротив "поселился" сотрудник от управделами, а с ним все, кто строил. Это позволяло взаимодействовать и контролировать все работы. Почти три года мы работали вместе. Жили очень дружно, чтобы не попасть под партийную раздачу, часто выручали друг друга. Стоимость здания ЦК КПМ, как все объекты республиканского значения, не должна была превышать трех миллионов рублей. После разных переделок цена строительства сильно "переползла". Был найден выход из трудного положения - 3 миллиона выделили на строительство и... столько же на оформление интерьеров. Но и этих средств не хватило. И тогда нам объявили, что многое спишется, если объект сдастся к концу квартала. И 6 августа 1976 года здание Центрального Комитета Партии Молдавии открыли. К памятной дате выпустили три огромных альбома ручной работы "Они строили ЦК" с пояснительными тестами. Для этого фотографировали пахнущие краской кабинеты, залы заседаний, коридоры, холлы и, конечно, участников строительства. Одно издание отправили лично Леониду Ильичу Брежневу, второе осталось у И.И. Бодюла, третье - в ЦК КПМ. При моем "мягком" отношении к партии и к ее лидерам, со временем понимаешь, что И.И. Бодюл много сделал для республики. При всех его перекосах, политика его руководство была направлена не на вывоз из республики, а наоборот. Кишинев в 1978 году, благодаря ему, получил Органный зал, который открылся в одном из красивейших особняков города, построенном в XIX веке для городского банка по проекту инженера М.Чекеруль-Куша; киностудию "Мультфильм". *Как Григорашенко "правил" Маркса и Энгельса Создание проекта памятника перед зданием ЦК КПМ было поручено член-корреспонденту Академии художеств СССР, почётному члену Союза художников Румынии, народному художнику Молдавии, лауреату государственной премии МССР Лазарю Исааковичу Дубиновскому. Скульптора сразу озадачили, что предстоит изобразить отцов диалектического и исторического материализма. Перед ним встала проблема, как памятник станет смотреться на фоне громадного здания ЦК. Для Дубиновского это было серьезное испытание. Он все время говорил, что на фоне величественного здания памятник должен напоминать маленький факел, огонечек. И намучился же он с этим памятником! Но по мэтру его творческих мук никогда не было видно. Скульптурная группа, которую варвары уничтожили в 1991 году - была третьим вариантом этого проекта. На одной из ранних работ удрученный Маркс сидел, облокотившись на стул, Энгельс стоял рядом. Бодюл, взглянув на работу: "Лазарь, такое впечатление, будто Энгельс сообщил Марксу о разгроме редакции "Новой Рейнской газеты"! Дубиновский кропотливо искал ход, как перевести монументальность памятника в камерность, иначе скульптура на фоне огромного здания не "прописывалась". Сложность творческой задачи также возрастала из-за внешних данных двух философов. Вклад Карла Маркса в науку - огромный, но разработчик марксизма ростом не вышел. Значимость его друга и единомышленника - меньше, но Энгельс ростом выше. И Лазарь Исаакович придумал, как увязать все эти "нестыковки". Он посадил друзей на лавочку. Высокий Энгельс склонился, слушая друга, а Маркса, чтобы он выглядел солиднее, автор несколько распрямил. Так Дубиновский подчеркнули величие одного, и заретушировал рост другого... Композиция лепилась маленького размера. Затем плеяда молодых скульпторов - Сергей Дубиновский, сын мэтра, Юрий Хоровский, Валерий Ротарь помогали автору лепить большую форму. Лазарь Исаакович только завершал ее крупными мазками. Перед тем, как скульптуру должен был принять худсовет, в мастерскую Дубиновского нагрянула комиссия во главе с Григорашенко, признанным графиком, живописцем, народным художником МССР, член - корром АХ СССР, заведовавшим тогда отделом министерства культуры. Леонид Павлович осмотрел работу и вдруг заявляет: "Лазарь, это же не памятник. Посмотри, какие у них рыхлые вялые руки!" Дубиновский - в ответ: "Леня, если не нравится, возьми и сделай!" Вскоре комиссия покинула мастерскую. А Григорашенко целую неделю провозился с моделью и вылепил Энгельсу напряженную руку с венками, и фигура ожила. Такой одесский вариант могли позволить себе только такие мэтры, как Дубиновский и Григорашенко... А столица Молдавской республики вместо помпезного партийного монумента получила портрет двух друзей, которые сидят на лавочке и беседуют. Даже скупые на похвалу иностранцы отмечали "человечность" скульптуры "Маркс и Энгельс". Отлили ее из особого плотного сплава - бабита. Потом ее покрыли листами меди, которые собирались и сваривались по кускам. Выколодка для 80-х годов это была очень прогрессивным методом, хотя и не дешевым. Скульптуру обивали специальными резиновыми молотками, вручную дорабатывали, пока металл не заполнял все выемки и выпуклости без погрешностей. Когда ревнители указа о "деидеологизации" накинулись на скульптуру, они ее просто сплющили - памятник оказался пустотелым. Самое бездарное занятие - бороться с искусством, которое всегда самобытно. Сражаться необходимо с политикой, с идеологией. В Вильнюсе, где люто ненавидят все советское, всю сталинскую архитектуру внесли в реестр памятников, охраняемых государством. Находясь в этом городе, попал на выставку "Женщина в литовском изобразительном искусстве". Там буржуазный период мирно соседствует с работами сталинского времени. Не нравятся вам работы советского периода? Уберите с глаз долой, но храните. Пройдет время, и они обретут историческую ценность. За разработку проекта административного здания ЦК КПМ главный архитектор проекта А.И. Черданцев получил звание "заслуженного архитектора МССР". Почетного титула он удостоился вторым в Молдавии, первым получил архитектор С. Фридлин, спроектировавший Дом правительства и дворец "Октомбрие". Меня отметили Почетной грамотой Бюро Кишиневского горкома партии. В 1976 году на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов за интерьеры ЦК я получил серебряный диплом. В копилке Союза архитекторов МССР - это была первая такая награда. Увы, при восстановлении здания после событий 7 апреля из него постарались выкорчевать все, что хотя бы отдаленно напоминало не только о его владельцах, но и о первых разработчиках.
Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА Кишинёвский Обозреватель, выпуск № 13 от 2011-04-07

Да простят меня авторы фототок, которыми я воспользовалась для наглядности, взяв их с форума.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Lampa
Местный
Местный
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 22:20

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Lampa » 14 окт 2011, 00:04

Как строили ЦК - Прогулки по столице с архитектором Григорием Босенко - (Продолжение. Начало в N 11, 24 марта 2011)Самая тяжелая работа по интерьеру нас ждала в зале заседаний Бюро ЦК КПМ. Одних проектов пришлось сделать 13 вариантов! Как многие мои сверстники, я в свое время изучал обществоведение, которое мы спихивали, думая, что эта "муть" никогда не пригодится. При оформлении зала заседания Бюро пришлось восстанавливать в памяти принципы демократического централизма, ленинского понимания единоначалия и прочих премудростей. Все это мы должны были учитывать при проектировании зала заседания Бюро, где за большим столом собиралась вся верхушка республиканской партии. Расстановка кресел, столов, трибун - все должно было лучами сходиться к месту, где сидел первый секретарь ЦК КПМ. По его правую руку садились самые близкие соратники по партии, слева - партийцы эшелоном ниже. Дальше места "близости" к лидеру разделялись по мере убывания. Имелись места и для штрафников, которые не могли находиться в равном положении с присутствующими на заседании Бюро. Все должны были сидеть согласно "предписания". И это расположение, китайская грамота для неискушенного человека, сотрудники партаппарата со стажем знали назубок. Существовали специальные руководства внутреннего пользования, в которых расписывались все мелочи внутрипартийной иерархии. Где в кабинете должен висеть портрет, какой должен стоять бюст, когда можно одевать темный, а когда светлый костюм, кто, где должен сидеть и много другое. Каждый элемент интерьера, в том числе и мебель, делался в единственном экземпляре. Поначалу кабинет Бодюла в Доме правительства украшала мебель, оставшаяся еще от Леонида Ильича. Особенно красив был массивный стол. Когда Иван Иванович переехал в новый кабинет, обставленный по нашим эскизам, старая обстановка перекочевала в музей истории Компартии Молдавии. Там в одном из залов размещался рабочий кабинет Л.И.Брежнева в период его пребывания на посту первого секретаря ЦК КП (б) Молдавии (1950-1952гг). Интересно, куда все это потом делось? И.И. Бодюлу мы изготовили красивые кресла, обтянув их кожей. А он взял и перекрасил их, как у Брежнева, в голубой цвет, которому Иван Иванович, по примеру своего покровителя, отдавал явное предпочтение. Разработав и утвердив рисунок паркета для кабинета первого, я поехал заказывать на Гуцульщину. А там выяснилось: из-за малых объемов, да с эксклюзивной разработкой и сроками - наш заказ обойдется в копеечку. Мастера предложили нам не морочиться и взять готовый паркет. Его изготовили для кабинета В.В. Щербицкого, первого секретаря ЦК КП Украины, одного из пятерки самых влиятельных членов Политбюро ЦК КПСС. От большой партии осталось ровно сколько нам надо. Гуцулы заверили, что первые секретари двух соседних республик вряд ли узнают о том, что у них одинаковые рисунки паркета. А меня похвалят за экономию государственных средств, что я и сделал. Кабинеты секретарей отделывали дорогими породами дерева. К примеру, кабинет Ивана Ивановича мы обшили наталийским орехом, второго секретаря - красным деревом. В кабинете Бодюла, по его желанию, пришлось пробить отдельную дверь из его кабинета, чтобы первый мог выходить, минуя приемную. Зачем это делалось, не знаю. Ведь в приемную первого секретаря ЦК КПМ попасть просто не мог никто. У первого и второго секретаря существовала прямая связь с Кремлем и главами союзных ведомств. В подоконнике кабинета первого мы сделали нишу, ее усилили арматурой, поместили ящик весом до 400 килограмм - прямую коммутаторную связь, под которой находился кроссовый узел - центр коммутации телефонной распределительной сети. Здание пронизывала сеть сложнейших коммуникаций, о назначении которых приходилось только догадываться. Все, кто имел отношение к схемам их прокладки, давали подписку о неразглашении. Когда я (на следующий день после вандализма 7 апреля 2009 года) заглянул вовнутрь здания Парламента, то увидел, что юные "революционеры" перерубили именно то, что нужно: пожарную сигнализацию, систему оповещения и т. д. А ведь эти трассы никто никогда не видел, они были спрятаны на определенной глубине. Похоже, кто-то знающий "сдал" всю систему... Кабинеты секретарей имели место для отдыха и туалетную комнату. Ивану Ивановичу поставили еще и ванную. Потом он захотел, чтобы установили также бидэ, но злополучная чаша не вмещалось. Когда Бодюл приехал в очередной раз на стройку, а он, особенно перед сдачей объекта, бывал по нескольку раз в день, я спросил, зачем, мол, еще и гигиенический прибор. "А что вы думаете, молодой человек, - заметил он, - секретарем ЦК КПМ всегда будет мужчина? Может, однажды им станет и женщина". По его просьбе, ванную комнату выложили керамической плиткой и сантехникой голубого цвета. Сразу было оговорено, что третий этаж - "секретарский". Левое крыло занял первый секретарь ЦК Компартии Молдавии, рядом с ним - его помощник, который писал ему все доклады. Кабинеты секретарей размещались на одном этаже с лидером. Но для одного секретаря места не хватило. Пришлось тому "подняться" на этаж выше, где потолки были ниже. И секретарю отвели кабинет такой площади, чтобы общая кубатура помещения равнялась кабинету его статуса. Все помещения в здании ЦК были одинаковыми. Кроме восьмого и девятого этажей, там небольшие кабинеты с маленькими окнами занимали остальные сотрудники ЦК. *Париж под красной крышей Строительство здания ЦК шло в авральном режиме, что влекло немало погрешностей. Серьезная промашка вышла с парапетом крыши, козырьком здания, который должен был выступать на 95 сантиметров. Пилон не закрывает козырек, он в него врезается. Ошибка произошла по вине завода-изготовителя, но переделывать не стали: сроки поджимали. Не устранили эту погрешность и при теперешнем восстановлении здания Президентуры. И.И. Бодюл хотел покрыть здание ЦК КПМ красной крышей. На доводы автора проекта А.И. Черданцева, который с кипой книг и фотографий убеждал, что административное здание не годится для такого решения, первый отвечал: "Весь Париж - под красной крышей, а вы не можете сделать!" Больших трудов Александру Ивановичу стоило отстоять свое решение. Архитекторы с самого начала предложили изготовить козырек цвета анодированного алюминия. Но первому металлический цвет не понравился, и он предложил козырек покрасить. "Сделайте его вот такого цвета", - произнес Иван Иванович, и ткнул рукой в небо. Строители исполнили приказание. В полдень Иван Иванович появился на объекте. "Чем вы покрасили? Разве это голубой! - возмутился он.- Приеду в четыре часа, чтобы козырек имел цвета неба!" Но мы опять не угодили. Козырек столько раз перекрашивали, пытаясь угнаться за меняющимися красками неба, что пришлось все покрыть белой краской. Стремясь сдать здание к 6 августу 1976 года, мы не успели доделать заднюю сторону фасада ЦК. Полагали, что после открытия все мелочи закроем. Но, увы. Самое грустное, что и при восстановлении здания Парламента, его тыльная сторона снова осталась без внимания. Первым в здании ЦК мы оборудовали - приемную на два больших кабинета. Один занял я со своей проектной группой, напротив "поселился" сотрудник от управделами, а с ним все, кто строил. Это позволяло взаимодействовать и контролировать все работы. Почти три года мы работали вместе. Жили очень дружно, чтобы не попасть под партийную раздачу, часто выручали друг друга. Стоимость здания ЦК КПМ, как все объекты республиканского значения, не должна была превышать трех миллионов рублей. После разных переделок цена строительства сильно "переползла". Был найден выход из трудного положения - 3 миллиона выделили на строительство и... столько же на оформление интерьеров. Но и этих средств не хватило. И тогда нам объявили, что многое спишется, если объект сдастся к концу квартала. И 6 августа 1976 года здание Центрального Комитета Партии Молдавии открыли. К памятной дате выпустили три огромных альбома ручной работы "Они строили ЦК" с пояснительными тестами. Для этого фотографировали пахнущие краской кабинеты, залы заседаний, коридоры, холлы и, конечно, участников строительства. Одно издание отправили лично Леониду Ильичу Брежневу, второе осталось у И.И. Бодюла, третье - в ЦК КПМ. При моем "мягком" отношении к партии и к ее лидерам, со временем понимаешь, что И.И. Бодюл много сделал для республики. При всех его перекосах, политика его руководство была направлена не на вывоз из республики, а наоборот. Кишинев в 1978 году, благодаря ему, получил Органный зал, который открылся в одном из красивейших особняков города, построенном в XIX веке для городского банка по проекту инженера М.Чекеруль-Куша; киностудию "Мультфильм". *Как Григорашенко "правил" Маркса и Энгельса Создание проекта памятника перед зданием ЦК КПМ было поручено член-корреспонденту Академии художеств СССР, почётному члену Союза художников Румынии, народному художнику Молдавии, лауреату государственной премии МССР Лазарю Исааковичу Дубиновскому. Скульптора сразу озадачили, что предстоит изобразить отцов диалектического и исторического материализма. Перед ним встала проблема, как памятник станет смотреться на фоне громадного здания ЦК. Для Дубиновского это было серьезное испытание. Он все время говорил, что на фоне величественного здания памятник должен напоминать маленький факел, огонечек. И намучился же он с этим памятником! Но по мэтру его творческих мук никогда не было видно. Скульптурная группа, которую варвары уничтожили в 1991 году - была третьим вариантом этого проекта. На одной из ранних работ удрученный Маркс сидел, облокотившись на стул, Энгельс стоял рядом. Бодюл, взглянув на работу: "Лазарь, такое впечатление, будто Энгельс сообщил Марксу о разгроме редакции "Новой Рейнской газеты"! Дубиновский кропотливо искал ход, как перевести монументальность памятника в камерность, иначе скульптура на фоне огромного здания не "прописывалась". Сложность творческой задачи также возрастала из-за внешних данных двух философов. Вклад Карла Маркса в науку - огромный, но разработчик марксизма ростом не вышел. Значимость его друга и единомышленника - меньше, но Энгельс ростом выше. И Лазарь Исаакович придумал, как увязать все эти "нестыковки". Он посадил друзей на лавочку. Высокий Энгельс склонился, слушая друга, а Маркса, чтобы он выглядел солиднее, автор несколько распрямил. Так Дубиновский подчеркнули величие одного, и заретушировал рост другого... Композиция лепилась маленького размера. Затем плеяда молодых скульпторов - Сергей Дубиновский, сын мэтра, Юрий Хоровский, Валерий Ротарь помогали автору лепить большую форму. Лазарь Исаакович только завершал ее крупными мазками. Перед тем, как скульптуру должен был принять худсовет, в мастерскую Дубиновского нагрянула комиссия во главе с Григорашенко, признанным графиком, живописцем, народным художником МССР, член - корром АХ СССР, заведовавшим тогда отделом министерства культуры. Леонид Павлович осмотрел работу и вдруг заявляет: "Лазарь, это же не памятник. Посмотри, какие у них рыхлые вялые руки!" Дубиновский - в ответ: "Леня, если не нравится, возьми и сделай!" Вскоре комиссия покинула мастерскую. А Григорашенко целую неделю провозился с моделью и вылепил Энгельсу напряженную руку с венками, и фигура ожила. Такой одесский вариант могли позволить себе только такие мэтры, как Дубиновский и Григорашенко... А столица Молдавской республики вместо помпезного партийного монумента получила портрет двух друзей, которые сидят на лавочке и беседуют. Даже скупые на похвалу иностранцы отмечали "человечность" скульптуры "Маркс и Энгельс". Отлили ее из особого плотного сплава - бабита. Потом ее покрыли листами меди, которые собирались и сваривались по кускам. Выколодка для 80-х годов это была очень прогрессивным методом, хотя и не дешевым. Скульптуру обивали специальными резиновыми молотками, вручную дорабатывали, пока металл не заполнял все выемки и выпуклости без погрешностей. Когда ревнители указа о "деидеологизации" накинулись на скульптуру, они ее просто сплющили - памятник оказался пустотелым. Самое бездарное занятие - бороться с искусством, которое всегда самобытно. Сражаться необходимо с политикой, с идеологией. В Вильнюсе, где люто ненавидят все советское, всю сталинскую архитектуру внесли в реестр памятников, охраняемых государством. Находясь в этом городе, попал на выставку "Женщина в литовском изобразительном искусстве". Там буржуазный период мирно соседствует с работами сталинского времени. Не нравятся вам работы советского периода? Уберите с глаз долой, но храните. Пройдет время, и они обретут историческую ценность. За разработку проекта административного здания ЦК КПМ главный архитектор проекта А.И. Черданцев получил звание "заслуженного архитектора МССР". Почетного титула он удостоился вторым в Молдавии, первым получил архитектор С. Фридлин, спроектировавший Дом правительства и дворец "Октомбрие". Меня отметили Почетной грамотой Бюро Кишиневского горкома партии. В 1976 году на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов за интерьеры ЦК я получил серебряный диплом. В копилке Союза архитекторов МССР - это была первая такая награда. Увы, при восстановлении здания после событий 7 апреля из него постарались выкорчевать все, что хотя бы отдаленно напоминало не только о его владельцах, но и о первых разработчиках. Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВАКишинёвский Обозреватель, выпуск № 12 от 2011-03-31http://www.ko.md/main/view_article.php?issue_d ... ue_id=2285
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Lampa
Местный
Местный
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 22:20

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Lampa » 14 окт 2011, 00:07

Как строили ЦК Существует ли туннель, соединяющий здания Парламента и Президентуры? - Прогулки по столице с архитектором Григорием Босенко
- Для здания Парламента этот год юбилейный: 35 лет со дня его строительства. Но, похоже, за восстановительными работами после событий 7 апреля скромный юбилей останется незамеченным. Впрочем, судьба с самого рождения к нему явно не благоволила. Несмотря на то, что стройка длилась четыре года, причем в самом центре города - о ней молчали. Как и после сдачи в эксплуатацию. И только спустя 35 лет появилась возможность впервые услышать о проекте №1. Главное партийное руководство республики до строительства собственного административного здания работало в Доме правительства. Оно скромно делило кабинеты с Президиумом Верховного Совета МССР, Советом Министром, комитетом народного контроля, ЦК ЛКСММ, Госпланом, республиканскими министерствами и Госстроем МССР. Все ведомства располагались с разных углов. Окна кабинетов Президиума Верховного Совета выходили на улицу Пушкина, окна партийных бонз располагались со стороны улицы Гоголя. В центре Белого Дома "группировались" министерства. Потом "кентавры" стали обособляться. Сначала со строительством административного здания переехала партия. Когда напротив ЦК построили здание Президиума, то и этот "титан" сменил квартиру. В Белом Доме остались министерства и остальные структуры. В 1971 году "Молдгипрострой", головной республиканский проектный институт по застройке городов, объявил внутренний конкурс на разработку проекта админздания ЦК КПМ. Тогда среди архитекторов борьбы за заказы не существовало. Но каждому хотелось стать автором значительного объекта. И пять самых сильных архитекторов республики предложили свои проекты. В том числе бригада Г. Соломинова, А. Горбунцова, которая построила гостиницу "Интурист" (ныне "Nationali"). Участвовал в конкурсе и Александр Николаевич Черданцев, который в то время возглавлял отдел генпланов в институте "Молдгипрострой". Архитекторы не могли присутствовать на обсуждении и "смотринах" проектов. А работники партаппарата давали свои замечания и предложения, которые принимал сотрудник Госстроя, представлявший все разработки в ЦК. Госстроевец был другом Черданцева и передавал тому все замечания. Черданцев вносил в свой проект исправления и подавал его на второй и третий тур. После разных перипетий объект достался Черданцеву. Проект его был навеян образами, кусками и узлами Корбюзье, которым он в то время болел. Но несколько дополненный исправленный так, чтобы проект понравился первому секретарю ЦК КПМ. Я к тому времени окончил политехнический институт и с дипломом архитектора объемного проектирования пришел на работу "Молдгипрострой". В то время архитекторов выпускалось мало. Казалось, что в институте с более тысячей специалистов, пробиться невозможно. Но через месяц я получил надбавку, а через три - стал старшим архитектором. Каким-то образом я расположил к себе Александра Николаевича, который уже знал, что он делает проект здания ЦК. Черданцев принял меня в строительный отдел для проектирования админздания ЦК. Работы уже шла полным ходом. Вопрос о сроках был неуместен. Дата ввода здания в эксплуатацию была известна еще до начала проектирования: 7 августа 1976 года. Проектирование началось в 1972 году, и длилось два года. Стройка шла с листа. После утверждения общей концепции бригады начали рыть котлован. Архитекторы тем временем шли дальше. Здание еще не начали строить, а мы делали уже интерьеры... И вдруг на планерку приезжает первый секретарь ЦК КПМ Иван Иванович Бодюл и заявляет, что здание, поднятое до первого этажа, "посажено" неправильно. Уличный шум будет сильно мешать. И по велению "самого", здание передвинули на 34 метра в глубину квартала. Ради этого пришлось снести трехэтажный жилой дом и гастроном. А затем еще три месяца искать применение подвальному этажу. Но как мы не ломали голову, ни под одно сооружение он не годился. Пришлось этаж засыпать, а с ним 240 тысяч рублей. По тогдашним ценам эта сумма равнялась стоимости пятиэтажной хрущевки. Нашли и "стрелочника". Виновником "неправильно выбранного ориентира здания" избрали директора "Молдгипростроя", которого лишили должности... Во время событий 7 апреля 2009 года появились слухи о туннеле, якобы соединяющем здания Парламента и Президентуры. Как соавтор проекта административного здания ЦК КПМ, автор интерьеров и благоустройства, заявляю: разговоры о тайных лабиринтах и подземных переходах, соединяющих эти здания - чистый бред. Пробить мощнейший монолит первого фундамента - дело очень трудное. Куда более сложное – проложить тоннель в самом центре города, приостановив движение городского транспорта. Сохранить в тайне строительство такого подземного сооружения просто невозможно… С самого начала партия поставил задачу. В возведении партийного здания применять самые прогрессивные методы строительства. Молдавия тогда являлась базовой республикой Союза по монолитному строительству. Было решено: центральную часть здания с пилонами выполнять в скользящей опалубке, для боковых крыльев использовать переставную опалубку. С тыльной стороны здания, выходившей на Фонтанный переулок (ныне переулок Микле) шел каркас. Таким образом, в сооружении одного здания применяли три вида строительства. Материалы использовали только советского производства. Из заграничных разрешались только те, что не производили предприятия Советского Союза. Как-то чехи прислали люстры с красивыми плафонами, но они оказались бытового назначения. Пришлось их разбирать, комбинировать и монтировать крупные светильники. Каждую неделю я ездил по предприятиям Союза, где отбирал необходимые для стройки отделочные материалы... Иван Иванович Бодюл любил строить и вмешивался в каждую мелочь. Самая большая трудность состояла в том, что Иван Иванович, будучи приближенным к Брежневу, включался в состав советских делегаций, которые сопровождали генсека в его поездках за рубеж. Увидев во время визита интересную новинку, тут же направлял в Кишинев телефонограмму с требованием что-то заменить или остановить стройку. Часто приписывал: "Подождите, приеду, объясню!" Все это приводило к очень большим затратам. Перед сдачей объекта Иван Иванович приезжал на площадку через каждые три часа. Каждый его визит проходил по отработанной процедуре. Первым являлся гонец от начальника управделами и давал указания. Прибывали начальники подведомственных отделов и когда все знали, что к чему приезжал Иван Иванович с большущей свитой. Сопровождали его все, кто принимал участи в строительном процессе. Едва первый секретарь выскажет замечание, как все тут же хватались за ручки… Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВАКишинёвский Обозреватель, выпуск № 11 от 2011-03-24(continuare in nr 12)

Аватара пользователя
Lampa
Местный
Местный
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 29 апр 2011, 22:20

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Lampa » 23 окт 2011, 00:13

Информация со сроком давности взята здесь:
http://logos.press.md/ №27 (571) / 6 августа 2004 г. /
Конечно, за прошедшие 7 лет многое изменилось в городе и в строительстве, но добрая память о профессионале и человеке, который внес весомый вклад в облик города, осталась у многих кишиневцев.

КИШИНИНЕВ НЕ СРАЗУ СТРОИЛСЯ

Президент АО "Аго-Дачия" Hиколай Врынчан

В первое воскресенье августа строители отмечают свой профессиональный праздник. А 7 августа свой 70-летний юбилей отмечает заслуженный строитель РМ, лауреат государственной премии Николай Врынчан, более 15 лет возглавлявший трест "Гражданстрой", а сегодня президент проектно-строительной фирмы "Аго-Дачия". По-моему хороший повод поздравить всех строителей и особенно человека, вложившего немало труда, души и профессионализма в формирование облика Кишинева.

Строительный бум 1970-1980-х годов во многом определил лицо сегодняшнего Кишинева. Тогда трест "Гражданстрой" был своего рода монополистом в части возведения гражданских и социально-культурных объектов. На его счету школы, больницы, детские сады, кинотеатры гостиницы, общественные здания, возводимые во всех районах города. Это Республиканская клиническая больница (кстати, именно за ее строительство Николай Врынчан удостоен звания лауреата Госпремии), 2-я и 3-я горбольницы, Республиканский центр охраны здоровья матери и ребенка, комплекс зданий сельскохозяйственного института, театр оперы и балета, Национальный дворец, цирк, здание президентуры, гостиницы "Турист", "Кодру", "Националь", ЦУМ и др.

История возведения каждого из этих зданий - маленький фрагмент истории города и жизни руководителя одного из крупнейших строительных трестов.

Главный инженер проектного института "Кишинэупроект" Павел Казак вспоминает. "Все значительные здания в Кишиневе в те времена проектировал наш институт. Мне довелось работать с Николаем Врынчан при проектировании и строительстве 2-й горбольницы, застройке школами, детскими садами, общественными зданиями микрорайона Будешты, строительстве Дворца молодежи и театра "Ликурич". История последнего, довольно любопытна. Первоначально здание на ул. Букурешть возводилось как административный корпус НПО "Виктория". Однако, когда корпус был практически построен, в 1985 году руководство республики, вдруг озаботившись проблемами молодежи волевым решением решило передать здание под Дворец молодежи, а пристройку, выходящую на ул. 31 Августа - под кукольный театр. Строителям "Гражданстроя" пришлось переделывать помещения в соответствии с новым назначением, а в не приспособленной под театр пристройке возводить сцену и зрительный зал".

Еще один объект "Гражданстроя" находится рядом на ул. 31 августа - это исторический музей. В свое время здесь располагался один из учебных корпусов политехнического института, а в 19 веке 1-я мужская гимназия. Историческое здание за свой долгий век основательно обветшало и по заключению специалистов даже не поддавалось реконструкции. Его пришлось разрушить, затем по старым фотографиям и чертежам возводить заново. Это был первый такого рода опыт для строителей.

Условия, в которых работали в те времена строители не сравнить с сегодняшними. Существовали жесткие ограничения по нормативам расхода стройматериалов, по себестоимости 1 кв. м, многие стройматериалы были дефицитом. Поэтому, чтобы объект получился красивым, заказчики шли на маленькую хитрость, утверждали стоимость с минимальной отделкой, а когда здание близилось к завершению, по настоянию строителей "Гражданстроя" выделялись дополнительные материальные ресурсы, для более интересной и качественной отделки.

Здание УЛИМА, которое также возводил "Гражданстрой" строилось в свое время под корпус проектного института "Кишиневгорпроект". Собственно специалисты института проектировали его для себя, так как размещались они временно в здании, предназначенном для общежития на ул. Мирон Костин. Однако начале 1990-ых Мирча Снегур передал новое здание частному вузу (говорят, в аренду на 50 лет), а проектировщики так и остались на Рышкановке.

Занятная история связана со строительством представительского здания на ул. Н.Йорга, в народе известного как резиденция Л.Брежнева, хотя предназначалось оно для приема редких в те времена иностранных гостей. Как рассказывает архитектор проекта здания Вячеслав Кудинов, сначала бывший в то время председателем Совета Министров П.Паскарь распорядился строить здание для приема иностранных делегаций на горе в районе Комсомольского озера. Архитекторы буквально за три дня разработали два варианта проекта и даже изготовили макет. Один из них с трудом, но был согласован первым секретарем ЦК КП Молдавии И.Бодюлом. По проекту стоимость здания тянула на три млн рублей. По тем временам огромные деньги. Потому из Москвы пришло указание: не тратить деньги на ненужную роскошь. Проект пришлось переделывать. Хотя были готовы все рабочие чертежи и даже возведено почти два этажа, которые так и остались недостроем. А представительский дом было решено строить на ул. Жуковского на месте снесенных жилых домиков. Площадка, по мнению архитектора, не очень удобная для строительства. Улица узкая, напротив дом, в котором проживала партийная и государственная элита. Из него помещения резиденции просматривались насквозь. Архитекторам пришлось прибегнуть к маленьким хитростям, сделать углубления для окон, небольшие балкончики. Это было здание, подобное которому в Кишиневе еще не возводилось и многое строителям приходилось делать впервые. Например, для колонн в холле понадобилось сделать пилястры из искусственного мрамора. Местных резчиков по камню не нашлось, поэтому мастеров пригласили из Москвы. Николай Врынчан приставил к ним молодых рабочих, чтобы те научились мастерству, и смогли применить свое умение в будущем. Специально из Китая через Румынию (учитывая политическую ситуацию) был закуплен штоф для облицовки стен. При возведении здания молдавские строители получили хорошую практику.

Кстати Вячеслав Кудинов продолжает сотрудничество с Николаем Врынчан и фирмой "Аго-Дачия" по сегодняшний день. Он проектировал офис компании на ул. Сфатул Цэрий. "Николая Георгиевича отличает доброе отношение к рабочим, проектировщикам, архитекторам, - говорит он, хотя мы люди не простые. Он полностью доверяет автору проекта. А когда тебе доверяют, появляется настроение и интерес работать".

В коллективе "Аго-Дачия" сегодня работают и некоторые специалисты бывшего "Гражданстроя". Пережив довольно тяжелые для строительства времена, сегодня фирма возводит здания для банков, офисов, посольств, провела реконструкцию кафедрального собора и восстановление колокольни в Соборном парке. В начале 1990-х годов в качестве эксперимента фирма взялась застроить элитными жилыми домами квартал в центре города между улицами Матеевича, Когэлничану, М.Чиботарь и Н.Йорга. "Взять целый квартал под застройку впервые в городе может либо сильный человек, либо авантюрист, - говорит заместитель главного архитектора столицы Анатолий Шолда. Врынчану не авантюрист. Это был эксперимент, первый опыт комплексной застройки целого квартала. Силы на подобное строительство мало у кого найдется. Дело не только в финансировании, но руководить, организовать такое строительство под силу не каждому. И только человек с таким опытом как Николай Врынчан мог на это решиться.

Однако сложности, которые сопровождали строительство, даже его заставили впасть в пессимизм. В начале 1990-х годов, когда было принято решение примэрии об отводе участка под строительство, запрещались все процедуры по приватизации и прописке новых жильцов в домах, подлежащих сносу. Однако в обход всяким постановлением жильцы правдами и неправдами прописывали на свои метры многочисленных родственников. Расселение домов проходило очень сложно, сопровождалось судебными тяжбами и другой человек, наверное, все бросил бы. Но Николай Врынчан человек цепкий, довести начатое до конца стало для него делом чести. Сегодня проблемы с расселением жильцов решены, половина новых домов уже заселена, и строительство квартала через год-два будет завершено".

В настоящее время "Аго-Дачия" завершает реконструкцию здания прокуратуры Кишинева, возводит школу на 1240 мест в Сынжере, несколько жилых многоэтажных домов.

Татьяна ГЛАЗОВА
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение rimty » 23 окт 2011, 00:48

Первоначально здание на ул. Букурешть возводилось как административный корпус НПО "Виктория". Однако, когда корпус был практически построен, в 1985 году руководство республики, вдруг озаботившись проблемами молодежи волевым решением решило передать здание под Дворец молодежи
Как известно, смена приоритетов напрямую была связана со смертью Брежнева.

lucia
Местный
Местный
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 13 ноя 2009, 16:28

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение lucia » 01 ноя 2011, 15:54

Районы Кишинева - неизвестное об известном. Старые названия на свежий взгляд




Для жителей Кишинева названия его районов – Рышкановка, Ботаника, Буюканы, Чеканы – звучат совершенно буднично. Заставить почувствовать их колорит могут, пожалуй, только расспросы приезжих гостей, очарованных их необычным звучанием. А ведь за каждым из них стоит часть истории нашего города.

Рышкановка

Первое упоминание территории нынешней Рышкановки относится к началу XV века. Тогда эта земля была пожалована писарю Михаилу Оцел. Его потомки владели ею до 1717 года. Потом половину земельного участка купил казначей Еремия. Казначей по-молдавски - «вистерникул», а потому и купленная им земля стала называться Вистерничень. Остальная часть землевладения перешла к боярину Константину Рышкану, от фамилии которого и получила свое название. В начале XIX века владельцем Рышкановки и соседних слободок (Бубуечь и Гециоань) становится его сын — великий стольник и наместник Дмитрий Константинович Рышкану.

С середины XIX века Рышкановка стала предместьем Кишинёва. В 1870 году здесь было 122 дома и 512 жителей. В конце XIX века этот район был выкуплен городскими властями и вошел с состав Кишинева. Вплоть до первых послевоенных лет Рышкановка оставалась неблагоустроенной территорией с узкими и кривыми улицами и небольшими домишками, покрытыми камышом.

Ботаника

В названии этого района каждый школьник узнает дисциплину, изучающую жизнь растений. И действительно, свое имя этот сектор получил от бывшего казённого ботанического сада при Плодоводческом училище, основанного в 1842 году. При этом училище был небольшой поселок, где жили преподаватели и обслуживающий персонал. Позже он вошел в состав Кишинёва. В этом районе и сейчас располагается Ботанический сад Академии Наук, правда заложен он был значительно позже, в 1973 году. А до 1964 года Ботанический сад был расположен вдоль улицы Старого, которая в те годы называлась улицей Виноделия. Плановая застройка этого района началась в начале 60-х годов. Сейчас площадь сектора Ботаника составляет 1300 гектаров.

Чеканы

Наиболее часто это название (производная от ciocan) переводят как «молоток». Но объяснить, что общего между этим инструментом и микрорайоном, не может никто. По другой версии, название произошло от топонима Valea Ciocana или Valea Ciocanelor, то есть склон, долина, засаженная кукурузой. Дело в том, что термин «сiocan» можно перевести еще и как «кочан» или «кукурузный стебель». Избежать бесплодных споров помог сохранившийся в архивах исторический документ, датированный 23 ноября 1757 года, согласно которому земли в этом районе принадлежат некоему Чокану. Так что наиболее правильной представляется версия, что именно в его честь он и был назван. В черту города этот сектор был включён только в 1959 году. На данный момент Чеканы являются одним из самых быстро растущих районов Кишинева.

Буюканы

Согласно дарственной грамоте от 20 августа 1608 господарь Константин Мовилэ выделил наследникам Ходора и Параски село Буюкань, расположенное в крае Лапушна на реке Бык с местом для пруда и мельницы на реке. Наследников было много, и земли постепенно раздробились на части. Понять происхождение названия местности помогает купчая, датированная 18 декабря 1610. В этом документе говорится, что две части Буюкан отходят Думитраке Кирицэ, при этом в качестве одного из продавцов назван некто Андроник Рашка, сын Дрэгэлуши, внучки Насти Буюк. Эта грамота подтверждает версию, что название села произошло от фамилии Буюк.

С 1620 года Буюканы перешли в собственность ясского монастыря Галата. В те годы местное население занималось в основном земледелием. В селе были также кузнецы, плотники, бочары, скорняки, кожемяки. Предместьем Кишинёва Буюканы становятся с начала 1830-х годов. После Великой Отечественной войны началась активная застройка территории Буюкан, вначале 1-, 2-этажными домами, а с конца 1950-х годов - многоэтажными зданиями.

В том, что Кишинев, постепенно расширяясь, втягивал в свою орбиту все новые близлежащие предместья, нет ничего удивительного - так росли все крупные города. Но то, что его жители на протяжении веков сумели сохранить уникальные названия этих земель, говорит о глубоких традициях и уважении к своей истории. В последнее время мы переименовали почти все улицы города, убрали многие памятники. Легко переписывая историю, мы стираем ее следы с лица города, не задумываясь о том, что оставляем наших потомков без корней.

http://www.cnc.md/novosti/raiony-kishin ... gljad.html

Talis
Новичок
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 21:27

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Talis » 08 май 2012, 20:01

Бесс писал(а):Нашел в интэте,по моему даж на торентах
Изображение
интересно бы узнать какой это год,судя по тому что мужчина в джинсах приблезительно уже 90-е годы а какой именно.
З.Ы.Может те кто увидят сью фотку узнают кого нить)
Узнаю. Мама, папа, я - наша дружная семья.

Talis
Новичок
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 21:27

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Talis » 08 май 2012, 20:03

steinchik писал(а):
Бесс писал(а): интересно бы узнать какой это год
Это конец 80-х - именно тогда и строились "Ворота города" - два дома по Мира 50 и 51/1

86-87, никак не больше

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение corax » 08 май 2012, 20:49

Talis писал(а):
Узнаю. Мама, папа, я - наша дружная семья.
На фотографии действительно Вы? :)

Talis
Новичок
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 21:27

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Talis » 08 май 2012, 21:21

corax писал(а):
Talis писал(а): Узнаю. Мама, папа, я - наша дружная семья.
На фотографии действительно Вы? :)
:yes:

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение ris55 » 08 май 2012, 21:34

Talis писал(а):Узнаю. Мама, папа, я - наша дружная семья.
:good: :Bravo:

Talis
Новичок
Новичок
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 07 июн 2010, 21:27

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Talis » 08 май 2012, 21:47

ris55 писал(а): :good: :Bravo:
Спасиб :oops:

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение rimty » 08 май 2012, 22:33

steinchik писал(а): Это конец 80-х - именно тогда и строились "Ворота города" - два дома по Мира 50 и 51/1
Наши знакомые получили ордер на квартиру в "Bоротах" в 1988-м.

kiborabr
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 21 янв 2009, 04:25

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение kiborabr » 09 май 2012, 09:37

После землетрясения 31 августа 1986 года дом, где мы с женой жили пришел в аварийное состояние. Нам дали ордер на Мира 51. Это было в начале 1987 года. Дом тогда заселялся частично " чернобыльцами" и "землетрясенцами"

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение rimty » 09 май 2012, 12:50

kiborabr писал(а): Дом тогда заселялся частично " чернобыльцами" и "землетрясенцами"
Не знала (или забыла), что в Кишинёв приезжали пострадавшие из чернобыльской зоны.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение ris55 » 09 май 2012, 18:49

rimty писал(а):
kiborabr писал(а): Дом тогда заселялся частично " чернобыльцами" и "землетрясенцами"
Не знала (или забыла), что в Кишинёв приезжали пострадавшие из чернобыльской зоны.
Очень много кишиневцев-чернобыльцы!Т.е. принимали участие в ликвидации аварии.А приезжих не было.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6578
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение Igori » 21 май 2012, 22:25

rimty писал(а):
kiborabr писал(а): Дом тогда заселялся частично " чернобыльцами" и "землетрясенцами"
Не знала (или забыла), что в Кишинёв приезжали пострадавшие из чернобыльской зоны.
Мой хороший товарищ и однокурсник был там со второго дня( 27 апреля) в оцеплении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение serj63-63 » 08 авг 2013, 21:27

Кишинёв.Середина 70ых.Практиканты на стройке.А что строят???
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
MrRogercccp
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1525
Зарегистрирован: 12 окт 2010, 09:52

Re: Как строился Кишинёв

Сообщение MrRogercccp » 08 авг 2013, 23:23

serj63-63 писал(а):Кишинёв.Середина 70ых.Практиканты на стройке.А что строят???
похоже на дом напротив альфы на энгельса....

I_66
Новичок
Новичок
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 июл 2011, 01:58
Откуда: Одесса

Re: Из личных архивов

Сообщение I_66 » 24 янв 2015, 12:12

Кишинев строится. 1964 год.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «История Кишинёва»