Воспоминания о старом Кишинёве

Интересные и малоизвестные факты из истории Кишинёва. Воспоминания и фотографии.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение rimty » 17 сен 2021, 12:05

Шефство Семена Цвигунa над детским домом в Кишиневе
"Фото выходного дня: Приютские дети"

https://generaltsvigun.ru/2016/10/09/%d ... %82%d0%b8/


Текст и фото на сайте "Генерал Цвигун. Частные хроники. Истории для истории из семейного архива":

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6574
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Igori » 17 сен 2021, 19:51

Отлично :good:

Жаль только,что он через рельсы быстро «перебежал».
Мог бы и проехать остановочку. :winkie:

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Алексей » 04 окт 2021, 12:21

rimty писал(а):
12 ноя 2019, 01:21
  • Воспоминания Анатолия Наточина
...Всё-таки Кишинев – замечательный городок был. В те времена небольшой, компактный, очень зеленый и какой-то «жилой», если так можно определить город.
........
...Надо сказать, что Кишинев был удивительным городом. На редкость уютным и теплым. Вообще то, в нем было удачное сочетание
столичного города и тихой провинции, что создавало массу удобств для жизни. Плюс удивительный южный колорит.
источник
Вот-вот... Очень точная формулировка - сочетание столицы и тихой провинциии... Красивая статья.

Sorinica
Местный
Местный
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 15:58

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Sorinica » 11 окт 2021, 18:57

Ziarul Adevărul, nr. 11897, 17 decembrie 1922 , Ziarul Adevărul, nr. 11899, 19 decembrie 1922 , Ziarul
wwrtinsky (2).png
]Adevărul, nr. 11903, 23 decembrie 1922


Из воспоминаний Александра ВЕРТИНСКОГО

"Приехал я из Констанцы через Бухарест прямо в Бессарабию, в Кишинев, где рассчитывал исключительно на русское население. Сначала все было хорошо. Концерты мои давали отличные сборы, публика меня баловала до предельной возможности, друзья окружили заботой, вниманием и лаской. Но потом вдруг все неожиданно и странно изменилось. Как-то после концерта я ужинал со своими друзьями в саду местного собрания. В саду был ресторан, в котором мы сидели, а дальше, в глубине сада, был кафешантан со столиками. В середине ужина мне стало жарко, я решил встать из-за стола и пройтись по саду. Неожиданно из темноты сада ко мне подошла уже немолодая дама.
- Вы мсье Вертинский? - спросила она.
Я молча поклонился.
- У меня к вам просьба... Я певица.
Она назвала какое-то имя, вроде Мира или Мара, - Я пою здесь. В субботу у меня бенефис. Я бы хотела, чтобы вы выступили у меня в этот вечер.
Я был удивлен.
- Вам, вероятно, известно, мадам, что я связан договором с менаджером. Кроме того, у меня в субботу собственный концерт, который я не могу отменить, и, помимо всего, я никогда не выступал в кафешантане!
Дама нахмурилась. - Значит, вы мне отказываете? - спросила она.
— Я не вижу возможности исполнить вашу просьбу.
— Вы пожалеете об этом! — глядя мне прямо в глаза, вызывающе сказала она.
Я пожал плечами и отошел. Вернувшись к своему столу я, к сожалению, забыл об этом эпизоде и, не рассказав о нем никому из друзей, продолжал ужин. Вот это-то и было моей роковой ошибкой.
На другое утро я уехал из Кишинева в турне по Бессарабии.

...Кое-как, раздавая взятки направо и налево, мы закончили наше турне и через две недели вернулись в Кишинев, где намеревались дать еще несколько концертов, а затем ехать в Польшу. В Кишинев приехали к вечеру. Наскоро поужинав в отеле лег и уснул как убитый. В пять утра в мой номер постучали.
— Пожалуйте в управление!
Кирьяков открыл. На пороге стояли жандармы. Сообразив, что дело дрянь, он бросился в город предупредить моих друзей. Самыми "влиятельными" из них были директор банка Черкес и директор Бессарабских железных дорог Николай Николаевич Кодрян - русский инженер, бессарабец по рождению, умница и большой дипломат. Через полчаса оба они были уже в управлении, обеспокоенные случившимся. Меня ввели в кабинет к ротмистру. Он указал на стул.
— Подайте мне "дело" Вертинского! — распорядился он.
— "Дело"? У меня дело? Но какое?
Я с изумлением и тревогой смотрел на толстую папку, до отказа набитую бумагами. Потом я узнал, что все это были донесения из провинции обо мне и моих концертах, наскоро состряпанные местными агентами.
— Вы большевик? — в упор глядя на меня, спрашивал ротмистр.
— К сожалению, нет!
— Почему "к сожалению"?
— Потому что, если бы это было так, я пел бы у себя на родине, а не ездил бы в такие дыры, как Кишинев.
Ответ не удовлетворил ротмистра. - Вы занимаетесь пропагандой, — крикнул он, стуча кулаком по столу.
- Укажите мне, в чем она заключается?
— Вы поете, что Бессарабия должна принадлежать русским!
— Неправда, я этого не говорил!
Он ткнул мне в лицо перевод песни.
— Я не читаю по-румынски, — отвечал я, — и не знаю, что здесь написано. Я знаю только то, что я написал.
Ротмистр злился. Он грозно потрясал в воздухе текстом моей безвредной песенки "В степи молдаванской".
— Да-да, конечно. Вы маскируете смысл, но все понимают, что вы хотите сказать!
— Было бы странно, господин ротмистр, если бы я пел так, чтобы меня не понимали!
— Вы советский агент! — раздражаясь все больше, кричал он. - Вы поете, что Бессарабия должна принадлежать русским!
— Неправда, я этого не говорил!
— Вот здесь мне доносят , что вас засыпают цветами. Вы разжигаете патриотические чувства у русских. Вы обращаетесь с речами!
— Никаких речей я не говорю!
— Я запрещаю ваши концерты. Как вы попали сюда? Кто дал вам визу? .

Допрос длился час. Резолюция была коротка: выслать из пределов Бессарабии в Старое Королевство. Напрасно хлопотали мои друзья, нажимая на свои связи и знакомства. Ничего сделать было нельзя. Совершенно ясно, что "дело" о моем "большевизме" было мне "пришито". Настоящая же причина крылась в чем-то другом. Самое удивительное, что деньги на этот раз не помогали. Тут был какой-то секрет. После нескольких дней, во время которых меня ежедневно в пять утра таскали на допрос, я, наконец, догадался рассказать друзьям историю с шансонеткой в кишиневском саду. После этого все стало окончательно ясно для них и для меня..."
[/quote]
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 11 окт 2021, 20:40

Sorinica писал(а):
11 окт 2021, 18:57
Из воспоминаний Александра ВЕРТИНСКОГО

"В саду был ресторан, в котором мы сидели, а дальше, в глубине сада, был кафешантан со столиками. В середине ужина мне стало жарко, я решил встать из-за стола и пройтись по саду. Неожиданно из темноты сада ко мне подошла уже немолодая дама.
- Вы мсье Вертинский? - спросила она.
Я молча поклонился.
- У меня к вам просьба... Я певица.
Она назвала какое-то имя, вроде Мира или Мара, - Я пою здесь. В субботу у меня бенефис. Я бы хотела, чтобы вы выступили у меня в этот вечер.
Я был удивлен.
- Вам, вероятно, известно, мадам, что я связан договором с менаджером. Кроме того, у меня в субботу собственный концерт, который я не могу отменить, и, помимо всего, я никогда не выступал в кафешантане!
Дама нахмурилась. - Значит, вы мне отказываете? - спросила она.
— Я не вижу возможности исполнить вашу просьбу.
— Вы пожалеете об этом! — глядя мне прямо в глаза, вызывающе сказала она.
Я пожал плечами и отошел. Вернувшись к своему столу я, к сожалению, забыл об этом эпизоде и, не рассказав о нем никому из друзей, продолжал ужин. Вот это-то и было моей роковой ошибкой.
На другое утро я уехал из Кишинева в турне по Бессарабии.

...Кое-как, раздавая взятки направо и налево, мы закончили наше турне и через две недели вернулись в Кишинев, где намеревались дать еще несколько концертов, а затем ехать в Польшу. В Кишинев приехали к вечеру. Наскоро поужинав в отеле лег и уснул как убитый. В пять утра в мой номер постучали.
— Пожалуйте в управление!
Кирьяков открыл. На пороге стояли жандармы. Сообразив, что дело дрянь, он бросился в город предупредить моих друзей. Самыми "влиятельными" из них были директор банка Черкес и директор Бессарабских железных дорог Николай Николаевич Кодрян - русский инженер, бессарабец по рождению, умница и большой дипломат. Через полчаса оба они были уже в управлении, обеспокоенные случившимся. Меня ввели в кабинет к ротмистру. Он указал на стул.
— Подайте мне "дело" Вертинского! — распорядился он.
— "Дело"? У меня дело? Но какое?
Я с изумлением и тревогой смотрел на толстую папку, до отказа набитую бумагами. Потом я узнал, что все это были донесения из провинции обо мне и моих концертах, наскоро состряпанные местными агентами.
— Вы большевик? — в упор глядя на меня, спрашивал ротмистр.
— К сожалению, нет!
— Почему "к сожалению"?
— Потому что, если бы это было так, я пел бы у себя на родине, а не ездил бы в такие дыры, как Кишинев.
Ответ не удовлетворил ротмистра. - Вы занимаетесь пропагандой, — крикнул он, стуча кулаком по столу.
- Укажите мне, в чем она заключается?
— Вы поете, что Бессарабия должна принадлежать русским!
— Неправда, я этого не говорил!
Он ткнул мне в лицо перевод песни.
— Я не читаю по-румынски, — отвечал я, — и не знаю, что здесь написано. Я знаю только то, что я написал.
Ротмистр злился. Он грозно потрясал в воздухе текстом моей безвредной песенки "В степи молдаванской".
— Да-да, конечно. Вы маскируете смысл, но все понимают, что вы хотите сказать!
— Было бы странно, господин ротмистр, если бы я пел так, чтобы меня не понимали!
— Вы советский агент! — раздражаясь все больше, кричал он. - Вы поете, что Бессарабия должна принадлежать русским!
— Неправда, я этого не говорил!
— Вот здесь мне доносят , что вас засыпают цветами. Вы разжигаете патриотические чувства у русских. Вы обращаетесь с речами!
— Никаких речей я не говорю!
— Я запрещаю ваши концерты. Как вы попали сюда? Кто дал вам визу? .


прелестно.
- У меня к вам просьба... Я певица.
...
— Вы пожалеете об этом!
это была чья надо певица)))

и моментальный вердикт))
— Вот здесь мне доносят , что вас засыпают цветами. Вы разжигаете патриотические чувства у русских.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение rimty » 11 окт 2021, 22:57

Полный текст воспоминаний А. Вертинского в форуме "История Бессарабии и Молдовы":
http://oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?p=7839#p7839
http://oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?p=7840#p7840

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 23 ноя 2021, 23:25

Наталья КИБЛИК
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР КИШИНЕВЦЕВ

Изображение

О фольклоре коротко можно сказать так: фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и к новому, в том числе творимому в наши
дни. О нем далее и пойдет речь, о довольно молодом и малоизученном русском фольклоре г. Кишинева.
Городской фольклор – это традиционное художественное творчество
населения города и пригорода. Роды и жанры городского фольклора
несколько отличаются от родов и жанров художественного фольклора,
хотя есть такие жанры, которые присутствуют и в художественном, и
в городском народном творчестве.
Русский кишиневский фольклор имеет свою специфику: на него накладывает отпечаток проживание создателей в определенной местности – в городе Кишиневе и его пригородах; на устное народное творчество (УНТ) оказывают влияние язык, менталитет, традиции и обычаи молдавского народа и других этносов, проживающих в столице и
Республике Молдова. Задача данного исследования состоит в классификации жанров кишиневского необрядового фольклора. Проведенное анкетирование кишиневцев показало, что большая часть произведений УНТ создается молодежью, а далее их подхватывают и школьники, и люди среднего, а также пенсионного возраста.
Молодежный кишиневский фольклор представлен следующими жанрами: пословицы, поговорки, приметы, легенды, бывальщины, былички, прозвища, граффити, макаронические (т.е. сочиненные на смешанном, «русско-молдавском языке») стишки и песенки, анекдоты, тосты, загадки.
Пример кишиневской пословицы – «Дойну» курим, «Дойну» пьем,
все на «Дойну» попадем. В приведенной пословице концепт «дойна»
(песня) у горожан уходит даже не на второй план, а на задворки. Это
же подтверждает и проведенное анкетирование: из 30 опрошенных 10
человек, большая часть проживающих в пригороде, ассоциируют слово «дойна» с песней, остальные 20 горожан – жители Кишинева – с
кладбищем. Важнейшим признаком пословиц является их функциональное назначение как утверждения или отрицания, подкрепляющих речь
говорящего отсылкой к общему порядку вещей и явлений (в приведенной пословице – утверждение).

Поговорки отличаются от всех видов паремий своей структурой,
зависящей от особенностей функции в речи. Поговорки никогда не
бывают самостоятельным суждением (изречением, кратким высказыванием, полным изложением мысли в виде законченного предложения) и всегда входят в предложения на правах компонента. Лингвисты
называют это свойство «синтаксической незамкнутостью». Поговорки – клишированный компонент свободного предложения.
Кишиневские поговорки: Все на Дойне будем (т.е. все смертны);
Ты что, из Костюжен сбежал? (т.е. ненормальный, сумасшедший);
И в каких это Распопенах? (так далеко, что сам не знаю, где находится); Он из Пырлицы, Он из Пиструен (о глупом человеке); Ну ты
Пэкалэ! (т.е. бестолковый, неумный человек); Фэрэ понятия.
Специфической особенностью как разговорной устной, так и художественной письменной речи является использование калек с молдавских афористичных выражений. Так, зазевавшемуся и непоздоровавшемуся человеку скажут (в шутку или с упреком): «Здравствуй, кушма (или шапка), коли у хозяина нет рта!». Вместо «Легок на помине» предпочтут «О волке речь, а он навстречь» или «Про
волка промолвка, а он на порог». Из двух русских синонимичных
выражений (без волка и с волком) выбрано второе, так как соотносится с единственным для этой ситуации местным выражением: «Vorbeşti de lup şi lupui la uşă».
Кишиневскому фольклору присущи бытовые житейские приметы, предполагающие магические действия, которые необходимо совершить, чтобы исполнилось желание. Они отличаются от погодных и связаны с догадками и мыслями относительно жизни человека.
Примета для студентов.
Если хочешь удачно сдать текущую сессию, дотронься до волшебного выступа дерева студентов (растет во дворе Госуниверситета, у самого старого корпуса) – и «дело в шляпе!» Поверье пошло от удачливых студентов факультета журналистики.
Примета для влюбленных.
Конфликты исчезнут, если влюбленная пара, держась за руки,
пройдет по «мосту влюбленных» в парке «Долина Роз». Пройти к
нему можно по центральной аллее парка.
Примета для молодоженов (и не только):
Если хочется счастья – просто сфотографируйся на фоне фонтана в парке Пушкина.
Примета для всех.
Для здоровья и бодрости духа и тела надо всего-навсего испить родниковой воды или умыться ею на роднике Тамары, расположенном на территории Комсомольского озера.

Как известно, бывальщина – это рассказ, но такой, истинность которого удостоверяется либо рассказчиком, либо свидетельством когонибудь из его современников. К примеру, история, рассказанная жительницей Кишинева, пенсионеркой Надеждой Васильевной:
- Курьезная история, произошедшая когда-то с моей знакомой
и ее коллегой по работе в г. Унгены. Надоело женщинам принимать ванну дома, и решили они помыться в бане, открывшейся
после капитального ремонта. Как и положено, они разделись и,
мило беседуя, с тазиками в руках направились в банный зал. Открыли дверь и оказались … в парикмахерской. Немая сцена, прикрывание тазиками отдельных мест и … дружный хохот всех
находящихся при этой сцене. Дело в том, что здание после ремонта перестроили, и банный зал перенесли на другой этаж, а
женщины об этом не знали.
С тех пор история о двух женщинах с тазиками, решивших попариться в парикмахерской, обошла все Унгены и добралась до Кишинева. Об этом случае писала даже кишиневская газета.
Другой пример: В объявленном «Комсомолкой» конкурсе на лучшие имена паре рысей, привезенной из польского зоопарка, победителем стала Л. А. Корабельская из г. Кишинева, предложившая самцу дать имя Молд, а самке – Ова. Оригинальные имена
понравились руководству зоопарка. Если сложить эти два имени, получится название нашей страны – Молдова.
Главным свойством легенд как жанра стало утверждение морально-этических норм или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад.
Так, одна из легенд говорит, как был построен Каприянский монастырь. Штефан чел Маре охотился в Кодрах и увидел пасующуюся белую козочку. Приняв это как знак свыше, он велел на том месте, где паслось животное, построить монастырь.
Еще пример: легенда о том, как был заложен родник Тамары в
парке «Валя Морилор» (Комсомольское озеро) в Кишиневе. По
рассказам старожилов, родник был заложен неким мужчиной в
память о своей рано ушедшей из жизни сестре. В целебную силу
родника верят многие – сюда приносят даже грудных детей и
окунают их в воду, чтобы росли крепкими и здоровыми.
Былички – это устные рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, кикиморе, оживших мертвецах, оборотнях, привидениях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из мира народной религии.

В Кишиневе рассказывают былички, связанные с различными местами в Молдове. Существуют и городские произведения быличек.
Несколько примеров кишиневских быличек:
Самым облюбованным привидениями местом в Молдове являются, пожалуй, окрестности местечка Цыпова. Самое древнее
поверие – о том, что Орфей в поисках Эвридики именно в Цыпова спустился в Аид, царство мертвых.
В той же местности некоторые слышали голоса, доносящиеся
из-под земли у одного из водопадов. Говорят, что по ночам в пещерах появляется Мария Войкица, четвертая жена Штефана
Великого, с которой он венчался в этом монастыре. Рассказывают также и о таинственном «Черном монахе», неожиданно появляющемся из ночной темноты.
В Кишиневе, на улице Триколорулуй (бывш. Жуковского, 29) находится заброшенный дом. По слухам, в нем живет домовой. По утрам он стучит и переносит старые вещи с места на место.
В парке у кишиневского Тубинститута есть кусты сирени, которые цветут даже глубокой осенью, когда со всех деревьев вокруг уже опадают листья. Говорят, что это дело рук лесной нимфы, дарящей больным людям надежду на выздоровление.
В Кишиневе ходит слух, что во время наводнения в переходе у
Центрального универмага утонула девочка. Сторожа по секрету рассказывают, что иногда за полночь, когда переход закрывается для посетителей, они слышат детский смех, а утром, обходя территорию, натыкаются на мокрые следы босых детских ножек.
Говорят, что если к памятнику Штефана подойдет девственница, он руку опустит.
В Чеканском лесу встречаются вампиры, а на бывшем Польском кладбище, которое недалеко от входа в парк «Долина Роз», живут оборотни. Заброшенную католическую церковь, расположенную на территории кладбища, называют «Хата полтергейста».
Самый романтический перекресток в городе – угол Эминеску – Вероника Микле. Якобы там встречаются их привидения.
Одним из закономерных результатов взаимодействия и взаимовлияния языков является так называемая макароническая речь – речь, в которую включаются слова обоих языков. В нашей стране молдаване для создания шутливого эффекта используют в разговоре русские слова, а русскоязычные жители – молдавские лексические единицы.
Например, Ши кум ера неряса? Ничего себе?; Даць ниште пирожоаще; Да пе конечно; Отдали пе дежяба; Ну скрие ручка мя;
Маре начальник; Давай май репеде; Еу тем более сынт ын туфли-
Среди кишиневцев, особенно среди молодежи, в ходу шутливые
стишки и песенки на «русско-молдавском языке». Например,
песенка на мотив «Синий платочек»:
Чине а фост ла арматэ,
Тот не забыл никогда,
Как нас кормили
Саре ку пыне
Ши ун пахар де вода…
Ночной порой хотелось олякэ домой
Съесть бы немножко
Печеной картошки
Ши ун казан де пэпушой
или
Ши ярна настала,
Ши холодно стало,
Ши апэ замерзла в пруду.
Ши еу ненормальный
Ла лак выбегаю,
Веселую кынтек пою.
О граффити как о жанре школьного (и соответственно молодежного) фольклора стали говорить сравнительно недавно. Жанр получил
«статус» фольклорного в силу того, что граффити свойственны такие
качества народного творчества, как анонимность, вариативность и естественный, стихийный характер. Само название происходит от итальянского graffiare – царапать. Граффити – подписи и рисунки на стенах, заборах, автомобилях – возникли давно, но необыкновенно популярны в настоящее время. Они дают прекрасный материал для изучения настроений, интересов и проблем молодежи.
Надписи на стенах распределяются в несколько групп:
- философские («Свобода или смерть»);
- надписи-призывы (обычно политические);
- рекламные надписи «Гура Кайнарулуй» – часть вашей жизни;
или, например, надписи на грязном автобусе: «Помой меня, я вся
чешуся!»; надписи в маршрутном такси: «Не отвлекай водителя, читай комиксы в газете alianţa/альянс»; «Остановок типа «тута» и
«здеся» нет»; «Говори свою остановку как можно тише, если
хочешь ее проехать» и др.
Прозвища нередко связывают с профессией, внешностью и другими характерными особенностями.
Следует отметить те прозвища, которые известны большей части
кишиневцев. К таковым можно отнести прозвища известных в Молдове (и не только в ней) людей.
Так, например, известного молдавского актера Михая Волонтира
называют Будулаем. Прозвище приклеилось к нему после роли цыгана в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая». Прозвища отражают местные средства печати. Например, заголовок в газете «КП в
Молдове»: «Будулай отказывается от своего парка»; в контексте:
«<…> Пока решается, быть скверу или площади имени Волонтира в
Бельцах или не быть, сам Будулай уехал на дачу <…>»
Другого известного молдавского артиста, Иона Суручану, прозвали
– Адриано Челентано за некое внешнее сходство со звездой итальянской эстрады – манеру одеваться (костюм, шляпа), низкий, приятный тембр голоса. В заметке газеты «КП в Молдове» «Кефир, творог,
сметана – вот что по вкусу Суручану!» пишется: «Адриано Челентано молдавской эстрады Ион Суручану раньше постился и довольно
строго. Но в последнее время перестал. <…>»
Приму оперы Марию Биешу уже 40 лет называют лучшей Чио-ЧиоСан мира. Титул этот был завоеван певицей на I Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии (1966 г.).
Группу «Здоб ши Здуб», принесшую Молдове на конкурсе «Евровидение» в Киеве в 2005 году 6-е место, называют «Здубы». В газете
«КП в Молдове» <…> «Здубы» отплясывали под спетую ими же
«Смуглянку» <…>
Анекдоты у всех на слуху, и практически опознать их среди других
видов фольклорной прозы не составляет труда. Анекдот - это история
с утрированным запечатлением комических жизненных несообразностей, раскрываемых в самом конце через неожиданный сюжетный ход
или внезапный поворот сюжетной ситуации. Жанрообразующее свойство анекдота – его острая концовка, где происходит «разряд всего
положения».
Комическое может стать гротескным, когда анекдотическая история целиком переходит в область неправдоподобного, при этом в анекдоте употребляется макароническая речь:
Молдаванин заработал в Америке много денег, купил подарки
родным и друзьям. Решил для шика приехать из Нью-Йорка домой на такси. Остановил машину и говорит:
- Бунэ зиуа! Ла Кишинэу, вэ рог!
- I don’t understand you!
Молдаванин протягивает таксисту пачку денег. Таксист угодливо:
- Каре район? Ботаника? Рышкановка?...

Гротескный вымысел может принимать форму абсолютной выдумки, в которой торжествует ирония.
Уезжает молдаванин за границу и спрашивает у жены:
- Бэй, Сильвика, что тебе привезти в подарок?
- Брынзы.
- Ути, моя сладкоежка!
Остроумие анекдотов основывается на многозначности слов:
- Пап, дай сто леев.
– Зачем?
– На восемь поменяю.
– Хмм… Это ж по какому курсу?
– По философии.
Распространены в Молдове тосты, которые в шутку употребляют и
носители русского языка: Эй хай; Хай давай, Хай норок и др.
Если внутри анекдота присутствует тост, происходит объединение
жанров. Таким образом возникает синтетический жанр:
Приехал иностранец в Молдову. Пили за знакомство и все время говорили: «Хай давай!» (как вариант – «Хай, норок!»). Наутро
с тяжелой головой иностранец сказал: «Я не знаю, кто такой
«Хай давай», но пить за него я больше не буду!»
В следующем примере также происходит слияние жанров – анекдота и загадки:
- Отгадай, что у меня в правом кармане на букву «Б»?
- Не знаю.
- Бижигалка. А что у меня в левом кармане на букву «А»?
- Не знаю.
- А еще одна бижигалка.
Таким образом, можно утверждать, что кишиневский городской
фольклор - не просто реально существующее, но и самобытное явление, отражающее специфику этнокультурной и социолингвистической
ситуации в городе: состав и структуру населения, взаимовлияние русского и молдавского языков, диаспоральный статус русскоязычного
населения в республике и др.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение snob » 24 ноя 2021, 08:20

Тут видно, что автор исследования черпал инфу в сети, а не в реальности, ибо полно бреда, придуманного псевдожурналистами, без того, чтобы это пошло "в народ".

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 14 апр 2023, 19:23

corax писал(а):
03 ноя 2010, 21:13
Моя магала
3 ноября, 2010


Как возрождался Кишинев

Немногочисленные дома, постройки, чудом сохранившиеся во время бомбежек Второй мировой, оказались не в состоянии исполнять функции столицы. Нужен был новый город.

Райком на месте тюрьмы

...
Чужой Кишинев

У городов, как и у людей, – своя судьба. У Кишинёва она оказалась нелёгкой. В прошлом веке семь раз менялись его хозяева. Каждый считал своим долгом забыть историю предшественников и начать новую. В двадцатом веке более всех задержалась в Кишинёве советская власть. Она внесла значительную лепту в строительство, архитектуру и благосостояние города. Лучшие его годы приходятся на советский период.

Сегодняшние хозяева из «патриотических и исторических» принципов пытаются отдать или продать Кишинев и всю Молдову румынам. Тем, кто с 1941-го по 1944-й жестоко издевался над местным населением. Город это помнит!

Поуезжали из Кишинева люди, которые прибыли сюда сразу после войны строить новый Кишинев. Их не поблагодарили. Наоборот, им вдогонку националисты орали: «Чемодан, вокзал, Россия…».

Новое поколение более всего занято филологическими и историческими вопросами. Его меньше всего волнуют такие проблемы, как дороги, тепло, жильё, вода, газ и т.д. Сейчас решают, на каком языке будет говорить город и кто является героями его новой истории. Именами этих героев стали называть старые улицы. Они неизвестны горожанам, поэтому названия улиц перестали быть названиями. Да и город отделился от горожан в пустоте чужих имён.

Давно уже нет моей магалы. Ещё в советскую пору массового градостроительства людей с окраин переселяли в новые комфортные квартиры по разным районам столицы. Это, конечно, лучше и достойней, чем жить в не очень удобных, тесных, страдающих от многочисленных наводнений и землетрясений скулянских лачугах. И всё-таки…

Константин ОСОЯНУ, кинорежиссер, публицист


http://aif.md/



Константин Осояну
https://moldovenii.md/ru/people/1097
- наверно назван в честь деда -- депутата Сфатул Церий

Constantin Osoianu⁠

viewtopic.php?f=18&t=308&p=159384&hilit ... BD#p159384
viewtopic.php?f=37&t=388&p=162317&hilit ... BD#p162317


Упоминаемые родственники по бабушкиной линии Тертяк, упокоились на Армянском
D3B3658B5088.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение steinchik » 14 апр 2023, 19:28

Очередной необъективный материал от человека, тоскующего по самому вкусному в мире пломбиру и самым справедливому в мире ГУЛАГу. IMHO.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение snob » 14 апр 2023, 23:04

Бред.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 15 апр 2023, 01:23

snob » Вчера, 22:04

Бред.
steinchik » Вчера, 18:28

Очередной необъективный материал от человека, тоскующего по самому вкусному в мире пломбиру и самым справедливому в мире ГУЛАГу


Бред что? или необъективность где?
В мой адрес?
Сходил на Армянское, увидел фамилии, вспомнил откуда знаю.
Перекрестная выборка из материалов форума по семье Осояну, и пост, где все найденное состыковал для истории.

Или может быть "необъективный бред" -воспоминания кишиневца Осояну?, Сын румынского солдата, внук депутата Сфатул Церий, талантливый человек - смог достойно прожить жизнь даже в стране вкусного пломбира. как факт.

а кто о чем тосковал - то проецирование своих тараканов по Фрейду.

аддиктивные комменты. не удивлен.


- объективные смайлики из набора , односложные типовые предложения.
Ваши воспоминания наверняка будут очень интересны в узких кругах.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение steinchik » 15 апр 2023, 02:31

При чём тут Вы? Я имел ввиду саму статью. И это просто моё частное мнение, на которое я, вроде бы, пока что ещё имею право...

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 18 апр 2023, 01:28

Григорий Лозовик
viewtopic.php?f=17&t=5787#p174482


Небо плавится от зноя.
Лето щедро, не тая,
Одаряет всё живое
Солнцем, радостью бытья.
Тишина. В музейных залах,
Под каштанами, в шинках,
Словно великан усталый,
Дремлет город на холмах.
Но коварна и опасна
Перед бурей тишина.
Притаился не напрасно
Страх у каждого окна.
Он еврейскими глазами
Все разведает углы,
Ловит тысячью сердцами
Ритмы сердца магалы.
Что ж вы, дети Израиля,
Вдруг на сходках собрались?
Почему вы приуныли
И молиться принялись?
Запирайте крепче лавки,
Мёртвая пусть будет тишь.
Чтобы даже пёс не тявкнул,
Чтоб не пискнула и мышь.
Крепче двери на засовы,
Залезайте в погреба.
Прячтесь! Прячтесь! В Кишинёве
Будет славная пальба.
Вот, прислушайтесь. Грохочет
Мостовая от подвод.
Кто-то вдалеке хохочет,
Кто-то песенку поёт.
Слышно гиканье и ржанье.
Ближе фырканье коней.
Из-за углового зданья
Выползает воз людей.
А за ним ещё подводы,
И ещё, ещё, ещё.
А в подводах — полно сброду,
Пьяных глаз, багровых щёк.
А в подводах — вилы, грабли,
Толстых прутьев там куски.
Там ещё ножи и сабли,
И обрезы, и мешки.
Город нервно замирает.
Вымер каждый дом и двор.
Тишину лишь оглашает
Пьяный и нестройный хор:
«Мы — бойцы-легионеры —
Нацию спати идём.
Мы во имя нашей веры
Старый мир перевернём.
А сегодня из обрезов
Постреляем и без слов
Будем резать, резать, резать,
Будем резать всех жидов».
Солнце светит, солнце шпарит.
Растянув змеиный хвост,
К Сенной площади — в угаре —
Движется хмельной обоз.

Там трёхцветные знамёна
Реют над сатином блуз.
Раскрывает пасть дракона
Новоявленный Иисус.
И разнузданно, и смело
Там гремит за речью речь:
«За святое наше дело
Мир готовы мы поджечь».
Митинг, наконец, закончен.
Раздаётся дробь команд.
Строятся. И льются звонче
Песни кровожадных банд.
За колонною — колонна.
Гомон. Говор. Стук колёс.
Вытянулся многозвонно
Растревоженный обоз.
Почему ж не слышно грома
Сорванных с петель дверей?
Плача, стонов жертв погрома,
Воплей торжества зверей?
Радость мёртвые кварталы
Начинает облетать.
«Сам король, боясь скандала,
Запретил нас убивать!»

…Воет, крови не отведав,
Изо всех горланит сил
Свора жаждущих победы
Безнаказанных громил.
Мимо стен пройдя еврейских
Под охраною солдат
И безмолвных полицуйских,
Распускает только смрад
От нестираных портянок,
Потных и немытых тел.
Но вот ветер долгожданный
Навалился, налетел,
Вызвал ливень, вымыл нечисть
И зловоние дотла,
А когда нагрянул вечер,
Ожила и магала.
Вечер, вынь свои лампады
И развесь над магалой.
Магала им будет рада
И закатит пир горой,
Приходите, будьте гостем,
Вместе будем пировать,
И за здравие мы тосты
Будем дружно предлагать.
Тост за то, что избавленье
Нам молитвы принесли.
Тост за стойкость поколений,
За детей Святой Земли.

https://z.berkovich-zametki.com/y2022/nomer8_9/lozovik/



5. День Бар-Мицвы *



В Кишинёве, слава Богу,
Синагогам мир да честь.

Дни бывают — в синагогах
Всех молящихся не счесть.
Но бывает, что и миньен**
Собирается с трудом,
И никто в том не повинен.
Мысли сохнут о другом.
Синагоги Кишинёва —
Все по рангам трудовым.
Так, в одной святое слово
Предназначено портным;
Столярам своя молельня,
Каменщик — в свою пойдёт.
Но, по правде, и бездельник
Божьей милости хлебнёт.
Рразумеется, богатым
Синагога есть своя.
Там карних чистейшим златом
Опаясан, слышал я.

В гущу домиков убогих,
Крыш — пологих и крутых, —
Врезалась лицом к дороге
Синагога для портных.
Серый дом, других чуть выше.
Дверь. Три стрельчатых окна.
Под проёмами по нише,
А вверху звезда видна.
Храм возвёл строитель дельный.
Зал извёсткой побелён.
Пол дощатый. Зал отдельный
Женщинам. Таков закон.
Надо ко всему добавить,
Что есть дворик-пятачок,
И что всем хозяйством правит
Шамис*** — признанный царёк.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 28 май 2023, 01:15

Справочная информация по Кишиневу. От партнеров.
Документ без даты, полагаю Не позднее 1957
https://www.cia.gov/readingroom/docs/CI ... 0001-0.pdf
Город Кишинёв (N 47-01, E 28-50), столица Молдавской ССР, имел. около 250 000 жителей, половина из которых молдаване, а остальные евреи и русские.

2. Кишинёвский водопровод, расположенный на углу бывших Миньковской и Бальцевской улиц, находится в ведении Водоканалтреста, в ведении которого находится водоснабжение и канализация города. Новый работает, который имеет. строящаяся в квартале Буйкани с 1956 года, ожидается, что она будет давать более мягкую воду, чем та, которую сейчас дает старая станция.
3, Городская ТЭЦ, расположенная на углу улиц Ленина (бывшая Александровская) и Бросяну Л1, обеспечивает лишь часть потребности города в электричестве.
С 1955-1956 гг. дополнительный ток давала Дубэсакская ГЭС, расположенная примерно в 30 км от Кишинева.* так в оригинале, уточнение на полях Дубоссарская и координаты.

4. Массовое строительство ведется по ул. Ленина и по ул. Котовского у кладбища, в микрорайоне "Скулянская Рогатка".
Промышленность
5. Кожевенный завод республиканского значения расположен в квартале Бендерская Рогатка.
6. Сигаретная фабрика находится в квартале Бендерская Рогатка.
7. Авторемонтный завод расположен в северной части города, в пригороде «Скулянская Рогатка». Он состоит из одноэтажного цеха и двухэтажного офисного здания. Этот завод, который занимается исключительно гражданскими автомобилями, выполняет капитальный ремонт двигателей и другой основной ремонт для заводов, ферм и различных государственных учреждений.
На называемом «старое табачное поле», есть завод по производству масла из семян подсолнечника. Рядом с ним находится кожевенный завод, поставляющий сырье для кожевенной промышленности и за пределы Молдавской ССР.
Общественные учреждения
9. Главпочтамт, в состав которого входили телефонная станция и телеграф, находится по адресу ул. Горького, д. 2т.
10. Верховный Совет Молдавской ССР находится на улице Подольской, дом 62.
11. Военкомат Молдавской ССР находится на улице Киевской.
12. Совет Министров Молдавской ССР находится на Садовой улице, на углу улицы Жуковскова.
13. Здравоохранение на Фонтанном переулке.
14. Кишинёвская радиостанция находится на улице Пушкина, угол Садовой улицы. V 15. Управление МВД по Молдавской ССР и милиция размещаются на улице Ленина, на углу улицы Армянской, в трехэтажном здании со входами с обеих улиц.
До середины 1957 года в этом здании размещалось управление КГБ, но позже оно переехало в здание на улице Ленина на углу улицы Сергея Лазо.
16. Дом профсоюзов находится на углу улиц Пушкина и Ленина.
17. Горком партии (Горком): находится в здании городского совета (Горсовета) на улице Ленина.
18. Министерство торговли находится на улице Ленина, 79.
19. Министерство пищевой промышленности расположено по адресу: ул. Ленина, д. 55 или д. 57.
Транспорт
20. Городской транспорт поддерживается в основном троллейбусной сетью, созданной до войны. Также есть две троллейбусные линии: первый маршрут начинается от депо в конце улицы Ленина в северо-западной части города и проходит по улице Ленина до пассажирского вокзала; второй маршрут ведет от депо по улицам Пушкина и Пирогова.
21. Кишиневский гражданский аэродром расположен в 1-1,5 км к югу от города в районе Мунческ. Пассажирские перевозки на двухмоторных самолетах Ил-12 и Douglas в Одесса, Львов, Москва, Черновцы, Рига и другие точки. Аэродром представляет собой просто неогороженную территорию с утрамбованной землей, без размеченных взлетно-посадочных полос и ремонтных мастерских. Никаких работ по расширению и развитию не ведется, и ходят слухи, что установка будет перенесена в какое-то неустановленное место.

Военная информация
22. Воинские части - пехота, артиллерия и танки - размещены в бывших казармах румынской армии в квартале Буйкани.
23. Военная комендатура г. Кишинева находится по адресу: ул. Жукова, 7 или 9.
24. Подземные склады боеприпасов, расположенные к югу от кладбища, были построены до Второй мировой войны.
25. Штаб погранвойск занимает здание бывшей школы на углу улиц Киевской и Гоголя.
Персоналии
26. Александр Захарович Данасевский является председателем Кишиневского городского совета (Горсовета) с 1956 года

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение steinchik » 30 май 2023, 19:51

Городской транспорт поддерживается в основном троллейбусной сетью, созданной до войны. Также есть две троллейбусные линии: первый маршрут начинается от депо в конце улицы Ленина в северо-западной части города и проходит по улице Ленина до пассажирского вокзала; второй маршрут ведет от депо по улицам Пушкина и Пирогова.
Почему до войны? И никогда 2-й троллейбус так не ходил.
Военная комендатура г. Кишинева находится по адресу: ул. Жукова, 7 или 9.
Браво! Вспомнился анекдот о том, что если бы Совок завоевал США, и опального Жукова направили бы не в Одессу, а в Колорадо, то он носил бы титул Жуков Колорадский :)

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение venberg_r » 18 ноя 2023, 02:01

rimty писал(а):
05 июл 2016, 14:18
  • КИШИНЁВ 1839 года в воспоминаниях Николая НАДЕЖДИНА
Николай Иванович Надеждин - русский учёный, критик, профессор Московского Университета, философ, журналист и этнограф.


...
Разумеется, город начал распространяться быстро: но при устройстве его порядок и вкус не принимались во внимание. Это была огромная молдаванская деревня до 1834 года, когда начальником области и хозяином города сделался нынешний военный губернатор Кишинёвский, генерал-лейтенант П.И. Фёдоров. С тех пор началось перерождение Кишинёва; и теперь, в каких-нибудь пять лет никто не узнает старого молдаванского Кишенау.
Каким волшебным жезлом производится это превращение! – Талисман заключается в соревновании, которое весьма искусно пробуждено в самых жителях города. Они строятся добровольно, поощряемые выгодами, которые предварительно обеспечиваются сооружаемым им домам. Это расшевелило даже евреев, которым принадлежит теперь много прекрасных и великолепных зданий. Только молдаване мало ещё принимают участия в общем рвении: они продолжают довольствоваться своими безобразными «касами», гармонирующими с их полу-азиатским костюмом и полу-мусульманскими привычками.
Вид на Кишинёв конца XIX века.

Я не буду распространяться о наружности города, чтобы тем свободнее предаться впечатлениям, возбуждаемым жизнью его пёстрого населения. В Кишинёве считается теперь больше сорока тысяч жителей. Все города здешнего края отличаются смешением языков и племён. Но тут мы увидели в первый раз особую стихию румунскую, во всей роскоши её национальной самообразности.



Вообще, образование румунов идёт ещё очень туго. В аристократии есть порывы к цивилизации; но чем они обнаруживаются? Первым долгом считается уметь говорить по-французски и одеться по-немецки. Язык французский, разумеется, с молдаванским произношением и без всяких идей – это всё, полный курс мудрости и просвещения! До Парижа далеко, и потому он известен здесь только по слуху; но зато многие бывают в Вене. Вена – высочайший идеал, до какого только может простираться воображение румуна! Кто был в Вене, тот считается образцом всех возможных совершенств, джентльменом necplusultra. Но ни французское лепетанье, ни фашионабельное путешествие в заветную столицу Австрии не препятствует «львам» бессарабской аристократии коснеть в праотеческих привычках, представляющих слияние боярской спеси с мусульманскою невзыскательностью. Говорят, случается ещё видеть щёгольскую венскую коляску, у которой перед козлами прибиты гвоздями большие сапоги, а к козлам пришито кучерское платье: в это полное облачение влезает нагой цыган, когда получает повеление исправлять должность возницы. По сему же и прочая разумевай. Чтение ещё не вошло в потребность румунской образованности. По-русски редко кто умеет и говорить, не только читать. Национальной литературы пока вовсе нет. Книги иностранные считаются неуместной роскошью, которую дозволяют себе немногие.

Между тем, правительство, со своей стороны, неусыпно печётся о водворении истинного просвещения в столице Бессарабии. Кишинёв давно уже имеет духовную семинарию для снабжения храмов Божиих достойными пастырями; при этой семинарии несколько лет находился пансион, имевший целью образование переводчиков для государственной службы в области; покойный Венелин, при первом своём вступлении в Россию, исправлял тут должность надзирателя.

Гимназия открыта недавно, но находится в полном ходу, обещающем несомненные успехи; при ней существует благородный пансион, отлично устроенный. Уездное училище имеет ланкастерскую школу, снабжённую так роскошно, как нигде в России: это распоряжение, простирающееся в равной мере и на прочие города области, в которых находятся уездные училища, принадлежит единственно просвещённому усердию нынешнего областного начальника.
Есть также училище для канцелярских служителей. Даже евреи учредили для себя род высшего уездного училища, по образцу подобного в Одессе.
Видно, что город возрождается не только наружно, но и внутренно. Только для созрения духовных семян потребно время, и время.

Повторю опять: Кишинёв перерождается во всех отношениях; и это будет иметь благодетельное влияние на всю Бессарабию. Уже и теперь многие с гордостью говорят о Кишинёве и даже дерзают сравнивать его с Яссами; а Яссы, в понятиях Бессараблян, занимают первое место после Вены: в Одессе они бывают редко; о Петербурге и Москве знают только, что там очень холодно. Надо в самом сердце родной их стороны утверждать рассадники истинного просвещения, водворять и развивать общественность со всеми её благородными насаждениями, споспешествовать пробуждению вкуса и любви к порядку, к гармонии, к изяществу. Всему этому полагаются теперь благие начала: и будет время, что это будет! Тогда местный патриотизм разовьёт благородное чувство симпатии и соревнования к общей жизни великого отечества, усыновившего себе страну Румунов. И Россия сделает приобретение. Возрождённое потомство Римлян не будет лишним в её семье: напротив, обогатит её народную физиономию новыми оттенками, оразнообразит игру общественной её жизни. ...Кстати, о Пушкине. Ещё цел домик, в котором он жил во время пребывания своего в столице Бессарабии.


из очерка «Прогулка по БЕССАРАБИИ»


Журнал Министерства Народного Просвещения, 10, 1836
Пансион.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение snob » 18 ноя 2023, 02:44

Ткачук же об этом пишет. В своем стиле.

Ответить

Вернуться в «История Кишинёва»