Страница 4 из 4

Re: Археология Кишинёвского транспорта.

Добавлено: 07 авг 2018, 10:39
kiborabr
steinchik писал(а):
kiborabr писал(а): Из автобуса звучал почти левитанский голос маленького человечка по имени Володя.
Уже более 10 лет находящегося в мире ином...
Умэйн

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 08 авг 2018, 00:06
rimty
Набор типографского еврейского шрифта в виде печатной формы листовки, закреплённой на деревянной доске.
Привезён из Бессарабии 13 января 1941 г. Вес набора - 10 кг в ящике.
источник: http://goskatalog.ru/

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 31 июл 2019, 14:02
rimty
1929 год. Значок спортивной еврейской организации "Маккаби" Кишинёвa.

(Аукционный, владелец - live.collection).

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 17 окт 2019, 08:00
steinchik
1878. Жан Рауль (Jean /Ivan Petrovich/ Raoult) Рождён во Франции, владел Фотоателье в Одессе. Из «Альбома народных типов России». Бессарабские евреи.
8314970_original.jpg
8314435_original.jpg
8315443_original.jpg

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 02 янв 2020, 21:25
rimty
1900 год. Чествование 25-летия раввинской деятельности И. Барщевского.

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 08 янв 2021, 01:08
venberg_r
Краснодар
Пшадские водопады и дольменная деревня
Посёлок Пшада на весь мир славится водопадами, расположенными по всему району. Их в округе насчитывается более ста штук, почти все они находятся в верховьях реки Пшада и на её притоках, таких как Красная речка, Молдавская щель или ручей Сосновый.
поискал причину, стало ясно
В 1870 году станица Пшадская была перечислена в гражданское ведомство, а её жители пополнили население Черноморского округа.
В 1887-1893 годах проходит вторая волна переселенцев. Кроме русских, в село общинами заселяются греки, чехи, армяне и молдаване, которые преимущественно занимались табаководством и разведением виноградников

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 10 янв 2021, 19:07
venberg_r
Молдова - село, расположенное в северо-восточной части Эстонии, в Ида-Вируском районе. Он принадлежит муниципалитету Люганузе
эстонцы всегда жили в Молдове, и название населённого пункта может происходить от слова «muldvall», что означает в переводе «курган» или «земляные укрепления», когда-то построенные для защиты от вражеских атак.

Однако более распространена гипотеза о том, что название эстонского села Молдова происходит от молдавской семьи, представители которой в большом количестве проживали в этом селе.

Это подтверждается легендой, которая напрямую связана с Княжеством Молдовы времен Штефана Великого. По этой версии, село Молдова, расположенное на берегу Балтийского моря, зародилось во второй половине 15 века. В то время посланником в Княжестве Молдова был помещик из Аа, расположенного в окрестностях будущего села Молдовы. В его миссии его сопровождал слуга, который трижды спас жизнь своего хозяина в битвах с османами. Благодаря этому, вернувшись домой, помещик в знак благодарности отпустил своего храброго слугу, которого называл Молдау, и подарил ему местность с зелеными пастбищами и густыми лесами. Таким образом, отважный молдаванин начал новую жизнь на этих землях, получивших название Молдова.
Сегодня это село Молдова, расположенное на территории Эстонской Республики
https://point.md/ru/novosti/v-mire/v-es ... ia-moldova

Re: Кишинёв и кишинёвцы глазами фотографа Кибзий

Добавлено: 26 фев 2022, 13:53
Ion Chibzii
Obshchina-1.4 (1024).jpg
Еврейская община (2001 г.).
Obshchina-2.4 (1024).jpg
Еврейская община - 2 (2001 г.).
Obshchina-3.4 (1024).jpg
Еврейская община - 3 (2001 г.).

Re: Кишинёв и кишинёвцы глазами фотографа Кибзий

Добавлено: 27 фев 2022, 19:50
steinchik
Еврейская община (2001 г.).
Покойный Миша Глизер. И Ира Шихова. Остальных не узнаю.

Re: Кишинёв и кишинёвцы глазами фотографа Кибзий

Добавлено: 27 фев 2022, 20:45
steinchik
steinchik писал(а):
27 фев 2022, 19:50
Еврейская община (2001 г.).
Покойный Миша Глизер. И Ира Шихова. Остальных не узнаю.
Клуб "Иов", СЕВРОК (Союз еврейских организаций Кишинёва).
Переслал эти фото Ирине Шиховой.

Re: Кишинёв и кишинёвцы глазами фотографа Кибзий

Добавлено: 28 фев 2022, 16:21
Светлана Алексеева
steinchik писал(а):
27 фев 2022, 19:50
Еврейская община (2001 г.).
Остальных не узнаю.
профессор Борис Самойлович Цукерблат

Выдающийся исследователь, широко известный международному научному сообществу ученый, автор трех монографий
и более 380 статей в области примесного поглощения света и молекулярного магнетизма,
член-корреспондент Академии наук Молдовы,
профессор Борис Самойлович Цукерблат

https://ru.wikipedia.org/wiki/Цукерблат ... Самойлович
file:///C:/Users/User/Downloads/article_10%20(1).pdf
http://cyclowiki.org/wiki/Борис_Самойлович_Цукерблат

Re: Кишинёв и кишинёвцы глазами фотографа Кибзий

Добавлено: 28 фев 2022, 16:32
Светлана Алексеева
steinchik писал(а):
27 фев 2022, 19:50
Еврейская община (2001 г.).
Покойный Миша Глизер. И Ира Шихова. Остальных не узнаю.
Шойхет, Семён Михайлович
Семён Михайлович Шойхет (1 января 1931, Дубоссары, Молдавская АССР — 24 декабря 2010, Германия) — молдавский и советский архитектор. Заслуженный архитектор Молдавии, лауреат Государственной премии Молдавии в области литературы, искусства и архитектуры (1984).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шойхет,_Семён_Михайлович

Общины Бессарабии

Добавлено: 28 фев 2022, 16:50
steinchik
Светлана Алексеева писал(а):
28 фев 2022, 16:32
Семён Михайлович Шойхет
Спасибо!!!

Re: Кишинёв и кишинёвцы глазами фотографа Кибзий

Добавлено: 10 мар 2022, 11:47
snob
Только сейчас Глизера увидел долго смотрел.

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 22 авг 2022, 00:13
venberg_r
venberg_r писал(а):
08 янв 2021, 01:08
Краснодар
Пшадские водопады и дольменная деревня
Посёлок Пшада на весь мир славится водопадами, расположенными по всему району. Их в округе насчитывается более ста штук, почти все они находятся в верховьях реки Пшада и на её притоках, таких как Красная речка, Молдавская щель или ручей Сосновый.
поискал причину, стало ясно
В 1870 году станица Пшадская была перечислена в гражданское ведомство, а её жители пополнили население Черноморского округа.
В 1887-1893 годах проходит вторая волна переселенцев. Кроме русских, в село общинами заселяются греки, чехи, армяне и молдаване, которые преимущественно занимались табаководством и разведением виноградников

Re: Памятники Кишинёва (общая тема)

Добавлено: 19 апр 2023, 20:31
steinchik
snob писал(а):
19 апр 2023, 20:05
Все приезжие в какой-то степени.
Я - коренной! ;)

Общины Бессарабии

Добавлено: 19 апр 2023, 20:42
venberg_r
steinchik писал(а):
19 апр 2023, 20:31
snob писал(а):
19 апр 2023, 20:05
Все приезжие в какой-то степени.
Я - коренной! ;)
Ой вей.. И Децебал таки тоже?

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 17 апр 2024, 13:47
serj63-63
Еврейская энциклопедiя. Томъ девятый. Стр.504
Издательство: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон
Место издания: СПб. Год издания: 1906—1913

Re: Общины Бессарабии

Добавлено: 25 июн 2025, 01:10
venberg_r
кешеневер йид писал(а):
27 сен 2013, 00:02
Оказывается такой корифей возрождения еврейской жизни в поздней советской и ранней постсоветской Молдавии как Серго БЕНГЕЛЬСДОРФ уехал в Израиль.
Помнить о своих корнях!
26/09/13 Культура идиш концерты еврейская музыка Борис Сандлер Бельцы мамэ-лошн

Наверное, кого-то в нашей общине интересует, почему автор этих строк всё-таки уехал в Израиль? Конечно, надвигающаяся старость с болячками, которые в Молдове лечить совсем непросто; конечно, дети и внуки, давно призывавшие родителей к воссоединению семьи, в которой только мы с женой остались вне Израиля... Но не менее важной причиной принятия решения об отъезде было наступившее в последнее время разочарование в духовной жизни нашей общины. Судите сами: исчезла интересная газета, выпускаемая высококлассными профессионалами и освещавшая со всех сторон нашу жизнь. Моя радиопрограмма "Идиш лэбн", выходящая в течение 20 лет на еврейском (идиш) языке, в последний год не получила ни одного отзыва от наших евреев – ни плохого, ни хорошего, как будто она и не существовала. Количество концертов еврейской музыки,
которые я давал со своими воспитанниками – солистами оперного театра и студентами Академии музыки, со своими коллегами-профессорами Академии, сократилось до минимума в Кишинёве, а в других городах республики и за её пределами мы вообще перестали выступать.

Но самое трагичное для меня, отдавшего столько лет возрождению еврейской культуры, что из Молдовы ушёл идиш. Последним потрясением был недавний визит в Молдову нашего земляка, известного идишского писателя, редактора американского еженедельника "Форвертс" Бориса Сандлера. На встречу с ним в Бельцах, на его родине, еврейская община северной столицы собрала аж...15 человек! Борис деликатно промолчал и выложился по полной программе – рассказывал о своей жизни в Израиле и Америке, читал на идише и на русском свои произведения, подарил общине несколько своих книг. А я был в шоке, вспоминая, как когда-то принимали в Бельцах таких гостей.

И ещё одно воспоминание. Несколько лет назад, во время избрания председателем правления общины Якова Тихмана, он нарисовал радужную картину возрождения идиша в Молдове, преподавания языка в еврейских школах, на различных курсах, – и всё это оказалось "писте мансес". Без энтузиазма людей, возглавляющих общину, без их заинтересованности в возрождении мамэ-лошн, без стремления членов общины вспоминать и изучать свой родной язык у ЕОРМ не будет еврейского лица.

Мне трудно давать советы издалека, но хочу рассказать об одном недавнем событии. Я получил приглашение из литературно-музыкальной секции Бундовской организации «Арбетер-ринг» (Рабочий круг) на открытие очередного осенне-зимнего сезона. В небольшом уютном зале, уставленном столами с лёгкими закусками, сидело человек 50, среди которых я заметил и нашего Моисея Лемстера, и известную журналистку и певицу Лею Шлангер, когда-то побывавшую в Кишинёве на Международном идиш-семинаре, и других известных идишских литераторов и деятелей культуры. По форме это мне напомнило наши посиделки в библиотеке им. И. Мангера в клубе «Мамэ-лошн», но по содержанию...

Я буквально купался в великолепном идише, на котором профессор Еврейского университета из Иерусалима Авром Новерштерн читал свой замечательный реферат "Судьба еврейской семьи в Америке" (на примере романа И. Зингера "Семья Карновски").
Потом молодая талантливая певица Вира Лозинская (кстати, наша землячка из Бельц, дочь писателя Михоэла Фельзенбаума) пела на таком же превосходном идише песни еврейских композиторов США, перекликающиеся по содержанию с темой реферата. И такие встречи будут проходить каждые две недели на протяжении всего года!

Почему бы и у нас в Кишинёве не возродить эту традицию, заложенную Ихилом Шрайбманом ещё в Идиш-центре и продолженную в клубе «Мамэ-лошн», чтобы люди могли регулярно встречаться и общаться на родном языке? А почему бы не пригласить в Молдову с концертами ту же Виру Лозинскую, которая, я думаю, пела бы для своих земляков за скромный гонорар. То же самое могу сказать и о блестящей еврейской актрисе Лии Кениг, чья мама Дина Кениг была ведущей актрисой легендарного довоенного Молдавского государственного еврейского театра... Когда мы познакомились с Лией в Черновцах несколько лет назад на её незабываемом концерте, она сказала, что с удовольствием приехала бы на гастроли в Молдову.

А почему бы вообще не установить более тесные контакты между творческой интеллигенцией еврейской общины Молдовы и землячеством "Извораш" в Израиле? Наладить постоянный обмен концертами, выставками, семинарами. Думаю,что и Ваш покорный слуга мог бы быть здесь полезен.

Почему от Еврейской общины Молдовы в Израиль, да и в другие страны едут только руководящие функционеры? А такие творческие личности, как художник Эдуард Майденберг, журналист Михаил Дрейзлер (этот список можно значительно продолжить), которым поездка на Святую землю могла бы придать мощный импульс для будущих живописных и литературных работ, так ни разу и не побывали на исторической родине?

Вспоминаю события десятилетней давности, когда делегация молдавского землячества, в которую входил и Давид Хахам, подписала соглашение с нашей общиной о долгосрочном культурном сотрудничестве. К сожалению, сотрудничество оказалось краткосрочным. Конечно, мне сразу возразят: где взять на всё финансы?
А мне хочется пожелать новому руководству общины не жалеть денег на культуру, потому что ни кусок хлеба с маслом и колбасой, полученные по карточкам «хэсэда», ни шмотки, добытые в том же благотворительном центре на халяву, не дают возможности ощутить себя евреем, прикоснуться к духовным ценностям нашего древнего и прекрасного народа.

Серго БЕНГЕЛЬСДОРФ,
Нахария,Израиль.
http://www.dorledor.info/node/12649

UPD

Új Szó, 1989. szeptember
Снимок экрана 2025-06-25 010939.jpg
По мнению музыкального критика Сергея Бенгельсдорфа, Еврейскому культурному обществу, созданному в Кишиневе, столице Молдавии, суждено сыграть значительную роль в возрождении родного языка и еврейской литературы. В газете «Советская Молдавия» он пишет, что идиш — язык Шолом-Алейхема и Михоэлса — сегодня переживает в Кишиневе настоящее возрождение. На сценах звучат еврейские мелодии, которые раньше можно было услышать только на еврейских свадьбах. По вечерам жители столицы Молдавии порой оказываются перед сложным выбором: посмотреть ли выступление ансамблей, сформированных здесь Анной Гинзбург и Самсоном Кемельмахером, или гастрольный спектакль Владимира Мулермана и Александры Горелик из Московского театра еврейской песни.