Молдавские правители

Модератор: rimty

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Молдавские правители

Сообщение Дмитрий Л. » 15 дек 2011, 00:31

adelina , а ссылочки дать ? :unknown:

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Молдавские правители

Сообщение adelina » 15 дек 2011, 10:29

Дмитрий Л. писал(а):adelina , а ссылочки дать ? :unknown:
Самый верный способ - поиск по библиотекам в реале:
/Claudiu Isopescu, Notizie intorno ai romeni nella letteratura geografica italiana del Cinquecento, în Bulletin de la Section Historique, XVI, 1929, p. 1- 90./
/Endre Veress, Fontes rerum transylvanicarum:Erdélyi történelmi források, Történettudományi Intézet, Magyar Tudományos Akadémia, Budapest, 1914, S. 204/
/Ioannes Lebelius, De opido Thalmus, Carmen Istoricum, Cibinii, 1779, p. 11 – 12/
/I. Dlugossus, Historiae polonicae libri XII, col 1555/
/Transsylvaniae, Moldaviae et Transaplinae, in Monumenta Hungariae Historica, Scriptores; II, Pesta, 1857, p. 120/
/Paul Cernovodeanu, Studii si materiale de istorie medievala, IV, 1960, p. 444/
/Maria Holban, Călători străini despre Ţările Române, Bucureşti, Editura Stiinţifică, 1970, vol. II, p.158 – 161./
/Martinus Szent-Ivany, Dissertatio Paralimpomenica rerum memorabilium Hungariae, Tyrnaviae, 1699, p. 39/

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Молдавские правители

Сообщение Апрель » 15 дек 2011, 11:06

Для любопытных и конкретного обсуждения немецкой классики,
страница 367 из Всемирной истории. История человечества. Пятый том. перевод с немецкого под редакцией проф.А.Л.Погодина. С-Петербург. 1896 год.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Молдавские правители

Сообщение Дмитрий Л. » 15 дек 2011, 11:13

adelina писал(а):
Дмитрий Л. писал(а):adelina , а ссылочки дать ? :unknown:
Самый верный способ - поиск по библиотекам в реале:
Аdelina - Спасибо !
Чуть освобожусь и займусь , обязательно .
/I. Dlugossus, Historiae polonicae libri XII, col 1555/
Это тот который писал в Польских Хрониках :
Ян Длугош. Польская история в 12 книгах. Франкфурт, Кн. IX.:
"Волохи прежних господ и жителей этих мест, русинов, вначале хитростью, а затем, когда их число возросло, то силой изгнали, заняли её [страну] и перешли в русинскую веру и нравы, покинув свои, чтобы легче произошёл захват".

adelina писал(а):/Claudiu Isopescu, Notizie intorno ai romeni nella letteratura geografica italiana del Cinquecento, în Bulletin de la Section Historique, XVI, 1929, p. 1- 90./
/Endre Veress, Fontes rerum transylvanicarum:Erdélyi történelmi források, Történettudományi Intézet, Magyar Tudományos Akadémia, Budapest, 1914, S. 204/
/Transsylvaniae, Moldaviae et Transaplinae, in Monumenta Hungariae Historica, Scriptores; II, Pesta, 1857, p. 120/
/Paul Cernovodeanu, Studii si materiale de istorie medievala, IV, 1960, p. 444/
/Maria Holban, Călători străini despre Ţările Române, Bucureşti, Editura Stiinţifică, 1970, vol. II, p.158 – 161./
Это изначально не стоит воспринимать в серьёз так как написано уже в желании переписать начисто Историю Народов проживающих по обе стороны Прута .
остальное буду смотреть ...

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Молдавские правители

Сообщение adelina » 15 дек 2011, 22:46

Следовало бы вчитаться, Дмитрий, эти авторы приводят цитаты из писаний очевидцев фактов и обстоятельств 400-500 летней давности.
Если они нам не авторитет по каким-то соображениям, зачем изначально не сказать, что не стояло "это воспринимать всерьёз так как написано уже в желании переписать начисто Историю" именно этих авторов.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8284
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Молдавские правители

Сообщение ris55 » 15 дек 2011, 22:57

Апрель писал(а):Для любопытных и конкретного обсуждения немецкой классики,
страница 367 из Всемирной истории. История человечества. Пятый том. перевод с немецкого под редакцией проф.А.Л.Погодина. С-Петербург. 1896 год.
А можно остальные страницы?Если не сложно?

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Молдавские правители

Сообщение Дмитрий Л. » 16 дек 2011, 00:25

adelina писал(а):Следовало бы вчитаться, Дмитрий, эти авторы приводят цитаты из писаний очевидцев фактов и обстоятельств 400-500 летней давности.
Если они нам не авторитет по каким-то соображениям, зачем изначально не сказать, что не стояло "это воспринимать всерьёз так как написано уже в желании переписать начисто Историю" именно этих авторов.
adelina , согласен , ознакомится всё-таки стоит , но отношение у меня к подобным произведениям не поменяется . Имею представление как работают наши современные историки . Из громадного текста берётся только то что соответствует идеи римлянства , а остальное просто не берётся в расчёт .
На справедливый вопрос : - Зачем Вы это делаете ?
Ответ : - А ты иди докажи потом что я написал неправду ! ( вполне реальный диалог . Так работают Ставилэ , Ташку , Пуштаренко и множество других известных про-румынских историков)
Вот так у нас сейчас официально с одобрения правительства , и чаще за деньги Румынии у нас на глазах происходит эта махинация с впариванием чужой Истории . ( извините , наболело :x ) .

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Молдавские правители

Сообщение adelina » 18 дек 2011, 22:45

Молдавские господари и евреи, или Загадки еврейско-молдавских связей
На краю трёх великих империй: Римской, Оттоманской, Российской – располагалось и, слава Б-гу, располагается ныне небольшая, вытянутая в длину с севера на юг историческая область, которую принято называть Бессарабией. Большая часть этой территории занимает ныне независимая республика Молдова, которую до 1991 года принято было во всём мире именовать Молдовой. Так как я родился в Молдавии и прожил в ней большую часть своей жизни, то продолжу в дальнейшем называть её именно так.
Молдавия имеет богатую и славную историю. Эта история прослеживается со времён глубокой древности (примерно с конца I тысячелетия до новой эры), но меня интересует сейчас исторический период, начиная примерно с ХII века и кончая веком ХIХ. Интересует, во-первых, потому, что это было время существования Молдавского княжества, а, во-вторых, потому что в этот же самый период в Молдавское княжество стали прибывать первые евреи, которые с самого начала проживания на этой благодатной земле играли в ней далеко не самую последнюю роль в экономике, политике, культуре… и даже руководстве. Впрочем, обо всём по порядку.
Когда-то проживали на этой территории скифы, потом появились даки, которых сменили римляне, затем появились снова потомки даков, которых турки называли «ак флак», богданцами (по имени первого князя Богдана) и романами (по имени второго князя Романа), поляки и русские – волохами (италийцами) и монтанами (живущими за горами). С появлением Молдавского княжества в ХIII веке его жителей окружавшие народы стали называть молдаванами. Молдавское княжество просуществовало 500 лет (с 1359 года до середины ХIХ века). Молдавское княжество, или Молдавия, включало в себя тогда исторические области Молдову, Бессарабию и Буковину. О происхождении названий этих областей я написал отдельные статьи. Столицей Молдавии был сначала город-крепость Сучава, а затем, с ХVI века, – город Яссы. В начале ХVI века Молдавия, как и соседняя Валахия, подпала под вассальную зависимость Оттоманской (Османской, Турецкой) империи. С 1812 года территория Бессарабии оказалась в составе России. Всё это время Молдавией управляли местные князья (господари). Выдающийся молдавский учёный, политический и общественный деятель Дмитрий Кантемир, который сам некоторое время был господарём Молдавии (1693, 1710-1711), перечисляет в своей книге «Описание Молдавии» всех господарей, число которых в общей сложности превышало 50 человек. Интересно, что были среди молдавских господарей люди разных национальностей: валахи (или волохи), албанцы, греки, итальянцы, поляки, армяне (точнее, носитель прозвища Армянин! – Д.Х.) и…евреи. Некоторые из молдавских господарей широко известны и вошли в анналы истории. Например, о Драгоше и его роде мы узнаём, благодаря Кантемиру, следующее: «Хотя наши летописи не приводят его родословную, однако у нас имеется устойчивое предание, согласно которому он (Драгош – Д.Х.) произошёл от древнего царского рода Молдавии (рода, или дома Мустани – Д.Х.), а его отцом был Богдан, сын Иоанна. Поэтому все первые господари в своих титулах называли себя – Иоаннами (или сокращённо Ио – Д.Х.)». Хочу напомнить читателям, что Иоанн в церковнославянском языке – это Иван, а Иван – вариант древнееврейского имени Иоханан (Эльханан), имеющего значение только в иврите «Б-г сжалится, Б-г милует». Далее Кантемир перечисляет всех господарей. И тут у меня возник вопрос. Как получилось, что многие молдавские господари носили древнееврейские имена: Илья, Симеон, Моисей, Арон, Роман, Иоанн, Сас (Сасон), Юга (Иуда?), Мирон, Иеремия, Михаил?.. Что это – случайность или закономерность? Известно, что молдаване довольно рано приняли христианство, что всех младенцев мужского пола (особенно из богатых знатных семей!) сразу же после рождения они подвергали обряду крещения. Но также известно, что у многих молдавских князей были незаконнорождённые дети, которые после смерти господарей довольно часто становились их наследниками. Среди матерей этих наследников были еврейки, они работали служанками, гувернантками, были дочерьми лекарей, финансистов, свободных торговцев. Так что «еврейская кровь», на мой взгляд, довольно рано проникла в кровь молдавской княжеской знати. Но не только много полезного дала эта кровь Молдавскому княжеству. Известно, что в средние века на молдавском троне утвердился еврей по имени Арон (с 1591-го по 1595-й годы). Дмитрий Кантемир называет его человеком жестоким и необузданно свирепым. За своё тиранство он был изгнан молдаванами, но затем, отдав туркам Бендеры, добился от последних своего восстановления на престоле. Арон, таким образом, был не только тираном, но и предателем. А ещё, по свидетельству «Краткой еврейской энциклопедии», за неподчинение своим указам он приказал вырезать всё еврейское население Бухареста!
До него, в 1561-1563 годах, на молдавском престоле утвердился другой господарь, которого Дмитрий Кантемир называет не иначе, как Деспотом Водэ. После того, как иссяк род Мустани (Ио), прямая и побочная линии рода Драгоша, «это стало началом или, вернее, причиной почти всех несчастий, которые впоследствии постигли Молдавию.. Так как не было никого, кто бы превосходил остальных знатностью рода и мог бы держать в подчинении строптивых бояр, претендовавших на власть, то всё государство начало распадаться на части, раскалываясь на различные политические группировки. Турки, конечно, смотрели, сквозь пальцы на эти внутренние раздоры, понимая, что им будет легче властвовать над ослабленной междоусобными распрями страной, нежели над страной единой и сильной. Таким образом, в течение немногих месяцев было избрано несколько господарей и столько же свергнуто, пока, наконец, по совету наиболее благоразумных был возведён на престол Пётр, стольник покойного господаря Стефана, названный при возведении на княжество Александром III по прозвищу Лапушняну. Тогда враждебная ему партия возвела на княжеский престол Деспота, которого наши историки обычно называют еретиком, человека лукавого, знатока многих языков, который с помощью турок лишил Александра престола. Так как Деспот знал замыслы многих своих противников, которые не однажды пытались отравить его, то распустил слух о своей смерти и приказал, чтобы в могилу было положено похожее на него чучело, а сам тайно бежал в Польшу, дабы точнее узнать замыслы своих единомышленников. После бегства Деспота молдаване вновь призвали на княжение Александра III Лапушняну, но эта их радость была непродолжительна, ибо Деспот, возвратившись из Польши, изгнал его, насильно лишив власти при помощи своего войска, усиленного поляками, которые споспешествовали возвращению Деспота». Имеется устойчивая точка зрения, что этот Деспот, или Тиран, тоже был еврей!
Его настоящее имя было, якобы, Иоанн Якоб (Яков) Гераклид, годы жизни – 1511-1563, он был сначала греческим солдатом, а затем стал господарём Молдавского княжества (с 18 ноября 1561 по 5 ноября 1563 года). Иоанн Якоб Гераклид родился на одном из греческих островов (возможно – на Крите, или Самосе, или там, где проживало много греческих евреев уже в средние века, – на Родосе или Корфу) Кстати, в Греции (в провинциях Спарта, Сикион, на островах Делос, Кос) родились многие еврейско-греческие историки: Евполемий, Аристей, Деметрий, Артапан, автор греческих трагедий на библейские темы Иехезкиэль, философ Аристобул Панейский. В перечне еврейских общин Греции, составленном иудеем Филоном Александрийским, упоминаются Фессалия, Беотия, Македония, Этолия, Аттика, Аргос и Коринф. Думаю, что Гераклид – это прозвище, а не фамилия. Якоб Гераклид много путешествовал по Европе, воевал в качестве наёмника, принял протестантизм. В 1556 году поступил на службу к Александру Лэпушняну, выдавая себя за родственника его жены Роксанды. Из-за связей с заговорщиками был вынужден покинуть страну, но потом при поддержке Габсбургов и бояр, не довольных жёсткой политикой Лэпушняну, собрал войско наёмников и, победив Лэпушняну в битве у Верби, взошёл на молдавский престол. Гераклид пообещал платить повышенную дань Турции, добившись этим от турецкого султана подтверждения своего права на занятие престола. Для уплаты дани и жалования наёмникам он увеличил налоговое обложение (ввёл подать, называемую «даря ын галбень»), чем вызвал всеобщую народную ненависть и прозвище Деспот Водэ, под которым и остался в истории. Григоре Уреке писал, что он «наложил на страну великие тяготы, обобрал церкви, а серебро из них перелил на деньги и делал такое, чего страна не видела». Деспот Водэ насаждал чуждые жителям Молдавского княжества традиции, покровительствовал протестантам, чем восстановил против себя и духовенство.
В 1563 году вспыхнуло массовое крестьянское восстание. Бояре же организовали очередной заговор и неожиданно перебили всех наёмников Деспота Водэ. Господарь укрылся с остатками личной охраны в Сучавской крепости и более трёх месяцев держал оборону, пока не был выдан наёмниками. Глава бояр, гетман Томша, лично забил Деспота Водэ до смерти дубинкой и стал господарём, приняв после этого события имя Стефан Разван. Он был сыном цыганки.
Господаря Молдавского княжества с августа 1595 по май 1600 года и с сентября 1600 по 30 июня (10 июля) 1606 года звали Иеремия (Ирмияу, Иеремей, Еремей) Мовилэ (Могилэ, слово происходит от древнееврейского «мэгилла», означающего по-русски – свиток, книжка, брошюра). В августе 1595 года поляки вступили в Молдавию, посадив вместо Стефана Развана на престол Иеремию Могилу (Мовилэ). Разван бежал в Венгрию, а страна была страшно опустошена. 27 августа 1595 года Могилэ подписал договор, в котором признал вассалитет Польши и обязался платить дань 40 тысяч золотых. В Хотине и Сучаве остались польские гарнизоны, чинившие насилие над местным населением, что вызывало всеобщее недовольство. Могилэ подписал договор с крымским ханом, согласился платить ему дань, а также платить дань Порте.
В городке Атаки, на правом берегу Днестра, ныне стоит памятник господарю Еремии Мовилэ (Могила, Мэгилла), потому что кем-то из молдавских историков почти доказано, что Иеремия родился именно здесь. Нигде нет подробностей о его родителях, о его детстве и юности. Имеются лишь сведения о нём только как о господаре. Но так как все последующие господари были братья Еремии, носили иудейские имена, то вполне можно предположить, что все они происходили из еврейской семьи. Еремей Могила, молдавские бояре и польская шляхта были силой, которая мешала господарю Валахии Михаю Храброму и казакам вести антитурецкую борьбу. В мае 1600 года Михай с 17-тысячным войском предпринял поход против Иеремии Могилы, на стороне которого было 15 тысяч молдавских солдат и 3 тысячи поляков. При сближении с валашскими войсками молдаване подняли восстание против поляков и Могилы (почему подняли восстание против Мовилэ – нетрудно догадаться!). Михая поддержало большинство крестьянства и городского люда Молдавского княжества. Крупные же бояре вместе с Могилой бежали к польским границам. Иеремия укрылся в Хотинской крепости. Михай объединил три Дунайских княжества, однако он был занят войнами в других областях, и в Молдавию в 1600 году вошли значительные польские силы под руководством Яна Замойского. Отряды, оставленные Михаем, были разбиты, а Иеремия Могила снова был провозглашён господарём.
В следующий период правления Иеремия Могила способствовал укреплению власти боярства пропольской ориентации. Он правил Молдавским княжеством до самой своей смерти в 1606 году. После него на престол взошёл его родной брат – Симион Могила.
Симион (Семён, Шимон) Могила с 30 июня (10 июля) 1606 по 14 (24) сентября 1607 года был господарём Молдавии, а до этого – с октября 1600 по 3 июля 1601 и с августа 1601 по август 1602 года он был также господарём Валахии (Мунтении).
Ещё одно известное имя в молдавской истории – Моисе Могила (Мошэ, Моисей Мовилэ; 1596-1661) – господарь Молдавского княжества с 29 апреля 1630 по 5 декабря 1631 года и с 25 июня 1633 по апрель 1634 года.
Моисе был сыном Симиона Могилы и братом Михаила Могилы. Получил право на молдавский престол от Османской империи посредством интриг и взяток. Был смещён в 1634 году в результате интриг Василия Лупу. Моисе Могила бежал в Польшу, где умер в 1661 году.
После него на молдавский престол вступил Мирон Барновский-Мовилэ, который правил страной с 20 января 1626 по 30 августа 1629 и с апреля по 22 июня 1633 года.
Мать Мирона Барновского была племянницей Иеремии и Симиона Могилы. Мирон носил сначала звание чашника (важный боярский чин; 1611), потом – спэтара (оруженосца, 1615-1618), пыркэлаба Хотина (начальника, коменданта крепости; 1618-1621), гетмана и портара (высокого сановника при господаре, отвечавшего за охрану крепостных ворот, служившего также толмачом, то есть переводчиком, во время приёма иностранных посольств) города Сучавы (1622-1626). В последние годы правления тяжело больного Раду Михни Барновский исполнял важную роль в управлении страной.
Мирон Барновский-Могила был избран господарём Молдавского княжества в начале 1626 года. Он установил нормы эксплуатации монастырских, боярских и господарских цыган-рабов, определил сроки преследования беглых вечинов (7 лет; ветчины были основной категорией феодально-зависимых крестьян в средневековой Молдавии). Во время второго его правления турки начали подозревать, что Барновский склоняется к полякам. Его завлекли в Константинополь и там обезглавили (в 1633 году).
Это лишь часть молдавских господарей с еврейскими именами и корнями. О некоторых других господарях расскажу далее. А теперь пора рассказать о еврейском окружении некоторых господарей и положительном влиянии евреев на эти благодатные края.
Евреи в массовом количестве появились на территории Молдавского княжества в конце ХV–начале ХVI веков. До этого периода их появление там носило спорадический характер. Евреев молдавские господари «выписывали» из-за границы, их присылали «в подарок» другие владыки». Я предполагаю, что почти с самого момента возникновения Молдавского княжества в нём находились евреи. Часть из них прибыло из Генуи в то время, когда на всём протяжении Днестра и Дуная создавались торговые греческие и итальянские базы – фактории. Были, однако, среди этих первых евреев в Молдавии не только одни торговцы – были строители, финансисты, лекари (врачи), ремесленники. Известно, например, что еврейскому населению, прибывшему с Балкан, из Турции и Крыма, так же, как и евреям Италии и Греции, в годы правления молдавских господарей Романа Первого (1391-1394) и Александра Доброго (Александру чел Бун, 1401-1433), выдавали охранные грамоты для повсеместного их проживания в Молдавии, освобождали их от налогов и предоставляли разные льготы. Льготами евреи пользовались и во времена Стефана Великого (1466-1504). Именно при Стефане Великом евреи начали компактно селиться в Молдавии, а спустя столетие, в начале ХVI века, они в массовом количестве стали переселяться в эти края из Польши и Германии.
Первые евреи в Молдавии были «сефарды» («сфарадим» – от древнего еврейского названия Испании – Сфарад). Это были потомки евреев средневековых Испании и Португалии, пришедших в Молдавию с Балкан, из Турции и Крыма. Часть из них говорила на диалекте еврейско-испанского языка – спаньол, другая часть – на турецком языке. Сведения об этих евреях встречаются в законодательных документах молдавских господарей ХIV-ХV веков. Евреев из Германии и Польши называли «ашкеназим» – по древнееврейскому названию Германии (Ашкеназ). «Ашкеназим» говорили на идиш. Как сефарды, так и ашкеназы отличались способностями к торговле и ремеслу. Продавая скот, еврейские купцы при Стефане Великом приносили значительный доход государству. Однако их успехи вызывали недовольство конкурентов, и под влиянием последних молдавский господарь Пётр Хромой (Шкьопу), который правил с перерывами с 1574-го по 1591-й годы, издал в 1579-м году закон об изгнании евреев из Молдавии. Только через 50 лет им снова разрешили селиться в этих краях, а при господаре Василии Лупу (1634-1653) в Молдавии начали создаваться первые еврейские общины. Но особенно прославились евреи Молдавии при господаре Стефане Великом.
Известны евреи-лекари Стефана Великого, известен Исаак Биньямин Шор – логофет (важнейшее государственное лицо, канцлер, премьер-министр). Шор был известным ясским торговцем, финансистом. Именно он придал этой должности в Молдавии совершенно особый статус. Если в средневековой Греции или Византии логофетами называли носителей некоторых высших государственных должностей (например, логофеты ведали там императорской казной, сбором налогов и т.д.), то в Молдавском государстве ХV-ХIХ веков великий логофет являлся высшим государственным чином, канцлером, премьер-министром – тем же, чем на Востоке были визири. Описание личности Исаака Шора не дошло до наших дней, но можно смело предположить, что он сделал многое для того, чтобы увеличить казну Молдавского княжества, что он пользовался заслуженным авторитетом, уважением, если его полное имя сохранилось в анналах истории и дошло до наших дней.
Стефан Великий дружил (и враждовал!) с крымским ханом Менгли-Гиреем (?-1515), ставшим правителем Крыма в 1468-го году. Менгли-Гирей был союзником России в войне с ханом Большой Орды Ахматом, вёл войны с Польшей, Литвой и Молдавией, а в последние годы жизни опять же совершал набеги на российскую территорию. И, тем не менее: когда Стефан Великий серьёзно заболел, крымский хан прислал господарю Молдавии своего еврея-врача. Этот еврей вылечил Стефана. Вскоре после этого при молдавском господаре появилась целая группа еврейских врачей, которые славились своим мастерством.
А теперь – в дополнение в тому, с чего я начал эту статью. Есть ещё одна, до конца не изученная сфера жизни Молдавского княжества, куда тоже проникли евреи. Среди законных, а чаще всего – незаконных жён молдавских господарей были еврейки. До сих пор точно не установлена национальность господарей по имени Роман, Илья, Арон. Впрочем, даже если их матери были еврейки, в то время младенцев мужского пола обязательно крестили, и национальность им давалась по отцу. Известны Илья I (Илиаш I) – господарь Молдавского княжества в 1432-1433 и 1435-1443 годах, причём в 1436-1443 годах он правил совместно с братом Стефаном II.
Сын Александра I Доброго, Илья I вступил на молдавский престол после смерти отца. В 1433 году начинается борьба за трон между Ильёй и его братом Стефаном. В битве при Лолонь в Ясском цинуте Стефан побеждает Илью и после этого признаётся боярами правителем Молдавского княжества. Илья бежит в Польшу, где даёт вассальскую присягу Владиславу II Ягелло. В феврале 1434 года возвращается, намереваясь с польской помощью вернуть трон, но терпит поражение от Стефана II в битве при Дэрмэнештах в Сучавском цинуте. Молдавское боярство разделилось на сторонников Стефана и сторонников Ильи, в результате чего в 1435 году Стефан был признан господарём так называемой Нижней Страны (Цара де Жос), в которую входили города Бырлад, Текуч, Килия, Четатя-Албэ, а столицей стал Васлуй. Илья I остался правителем только Верхней Страны (Цара де Сус). В битве при Киперештах 8 марта 1436 года Стефан вновь побеждает Илью, и они объявляются ассоциированными господарями, каждый из которых управляет только своей частью страны.
Итак, многие загадки молдавско-еврейских связей до сих пор не раскрыты, как не раскрыта до конца роль Исаака Биньямина Шора в расцвете Молдавского княжества при Стефане Великом, роль других евреев в те времена, которые мы сегодня называем средневековьем. Тема служения евреев молдавскому господарю заслуживает более глубокого изучения и осмысления. Думаю, что пришла пора написать об этом художественное произведение, как написал о евреях из окружения Петра Великого Давид Маркиш. Небольшой рассказ о лекаре Стефана Великого создал Михаил Харитон, но этого явно недостаточно...
Тема еврейско-молдавских связей в средние века до сих пор является одной из самых малоизученных тем, загадкой для двух этих народов. Думаю, что сейчас пришло время разобраться в этих связях более подробно, указать на те положительное и отрицательные факторы, которые способствовали сближению двух народов и разъединению их. Изучение еврейско-молдавских связей может способствовать также борьбе с антисемитизмом в современной республике Молдова и развитию добрососедских отношений двух стран – Израиля и Молдовы.
Давид ХАХАM, http://www.soroki.com/node/culture/mold ... l?page=1,0

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Молдавские правители

Сообщение rimty » 19 дек 2011, 22:31

Не совсем по теме дискуссии, но всё же...

Записки русского офицера

Воспоминания о кампании 1829 года в европейской Турции


"В 1829 году общественный быт далеко не походил на порядок вещей, ныне существующей в Придунайских Княжествах, хотя и теперь он не вполне соответствует условиям истинного просвещения. Не легко изменяются в целом народе понятии и привычки, укоренявшиеся в продолжение векового угнетения, сопровождаемого подавлением всех нравственных начал, питающих чувства национального и человеческого достоинства. На подобный процесс перерождения потребно много времени, которое может быть сокращено только при содействии людей, одаренных большим умом и необыкновенно сильною волей, и притом при счастливых обстоятельствах. Русское правительство освободило в то время Княжества от турецкого произвола, доставило им относительную самостоятельность. Киселев, придуманным им земским регламентом, положил первое основание рациональному гражданскому порядку. Была сформирована небольшая военная сила; наконец, бояр переодели в европейское платье. Все эти реформы, имевшие целью направить их на путь прогресса, совершились не без сопротивления со стороны поборников благословенной старины, называемых иногда консерваторами, а в сущности самых вредных революционеров, всегда и везде защищающих существующее зло, льстящее их страстям и личным выгодам.

Я имел случай близко познакомиться с тогдашним порядком вещей, поселившись, по возвращении из моей командировки, у каймакана Малой Валахии, Константина Гики.
Князь Константин Гика, младший брат валахского господаря, принадлежал к числу характеров, не часто встречаемых между его соотечественниками, пользуясь хорошими способностями и довольно разносторонним образованием, он питал благородный образ мыслей, понимал все хорошее и готов был ему способствовать; но увлекаясь легкомыслием, часто предавался порывам деспотизма, которому потворствовало его положение, и не имел силы превозмочь страсть к картам и к женщинам, отнимавшим у него слишком много времени. Он был молод, красив, любезен, богат, умел блеснуть щегольством, и поэтому неудивительно, что он предавался гораздо ревностнее удовольствиям и успехам, чем скучным и утомительным делам.
Много азиятского существовало тогда в валахских привычках и понятиях; каймакан противился им сколько мог, хотя редко успевал расположить умы в пользу своих гуманных идей. Общественная жизнь, администрация, суд и расправа продолжали покоряться правилам, выработавшимся из смеси народного легкомыслия с турецким тупоумным деспотизмом.

До Адрианопольского трактата, обязавшего турок очистить левый берег Дуная, колокольный звон в Княжествах был запрещен, и христиане призывались к богослужению ударами в деревянную доску, что называлось бить «току».

...Во время присутствия я уходил в спальню каймакана или, с его согласия, оставался свидетелем прений, сидя в почтительном отдалении от высокостепенных бояр, чле'нов молдовалахского дивана, которые творили суд и расправу, важно восседая, с поджатыми ногами и с длинными чубуками в зубах на мягких подушках турецкого дивана. Посреди комнаты стояли логофеты (секретари), докладывавшие дела. На дворе и на галерее толпились просители и скованные преступники под арнаутскою стражей, выжидали решения своей участи. Для непривычного глаза вид заседании заключал в себе много оригинального. Длиннобородые бояре, одетые в разноцветные шелковые кафтаны и суконные балахоны, очень схожие с подрясниками и рясами наших священников, в желтых сафьянных бабушах, с огромною маре-кочулою (большою шапкой) из мелкого серого барашка, похожею на арбуз порядочной величины, над турецким фесом, покрывавшим бритую голову, поражали карикатурностью своего полувосточного костюма. Между ними красовался один каймакан в богатом турецком платье и в чалме из красной или повязанной по арнаутскому обыкновению набок, с концами, опущенными на левое плечо. Право носить чалму принадлежало в Княжествах одной фамилии Гика; всем же прочим боярам, для отличия от мусульман, была присвоена маре-кочула, которую они никогда не снимали. В присутственных местах, в обществе, в церкви, везде их можно было видеть с безобразною кочулой на голове.

В диване сосредоточивались тогда все власти: административная, судебная и исполнительная. Дела гражданские и уголовные производились письменно, с правом апелляции в Букарешт; полицейские решались словесно, и приговор исполнялся немедленно. Одни турецкие паши имели право произносить смертные приговоры: местные судилища ограничивались ссылкою преступников в рудники и соляные копи. Общеупотребительное полицейское наказание заключалось в бастоннаде, на которую валахские судьи не скупились. Для этой операции всегда находились на дворе несколько человек чаушей, вооруженных пучками лоз. Двое имели наготове толстую палку с веревочною петлей по средине. Обвиненного вытаскивали без церемонии за дверь судилища в объятия чаушей, бросавших его на землю по приказанию: «пуне жос» (клади на землю). В этом положении ноги его просовывали в петлю, приделанную к палке, поднимали их на воздух и отсчитывали ему по голым пятам определенное число ударов, после чего труженик мог идти куда угодно, если позволяли ноги; не то его выносили за монастырскую ограду, мало заботясь о том, в силах ли он доползти до дому. Таков был судебный порядок.
В течении двухмесячного пребывания в доме у каймакана, я имел случай пройти весьма любопытный курс гражданского и уголовного валахского судопроизводства. И чего не привелось тут видеть и слышать! Между множеством самых разнообразных уголовных дел, одно поразило меня редкою странностью преступления.

Камайкану донесли однажды, будто у некоей содержательницы питейного дома соседка подметила в амбаре куски тела человека, как должно полагать, убитого тайком, потом изрубленного и спрятанного по частям. Приказано было сделать обыск, и при мне привлекли обвиненную, вместе с отысканными у ней в доме двумя парами человеческих рук. Других частей не нашли. По следствию, производившемуся очень долго, с привычною приправой бастоннадного уличительного способа, оказалось, что никакого убийства не было сделано, а что эта женщина с помощью двух арнаутов отрыла тела на кладбище чумных, и обрубила им руки для помещения их в бочках с вином, где они и были найдены при обыске. Кабачница чаяла поправить этим колдовским средством вкус вина и привлечь в свое заведение пьющих. Кроме придуманной ими отвратительной настойки, глупая женщина и ее помощники имели в предмете употребить руки еще на другое дело. Не только на Востоке, но и во многих европейских странах существует в простонародье странное суеверие, будто чадом от рук мертвеца, брошенных в огонь, можно повергнуть в непробудный сон жильцов целого дома, и потом обокрасть их, не опасаясь помехи. Преступников приговорили к пожизненной ссылке на каторжную работу в соляных копях; они вполне заслужили это наказание, потому что кроме осквернения тел с преступною целью, их бессмысленное суеверие могло еще снова усилить чуму, едва начинавшую утихать.

В череде гражданских исков повторялись очень часто дела по разводу, как известно, дозволенному в Княжествах, несмотря на то, что они принадлежат к греческой церкви. В целом православном мире только Молдавия и Валахия владеют правом развода, дарованным им константинопольским патриархом, и пользуются им, можно сказать, с полным разгулом. Не раз мне случалось видеть дам и бояр, которые два и три раза разводились и после того заключали новый брак. Прежние супруги сходились в обществе как ни в чем не бывало и нередко жили после развода в очень тесной дружбе. Анекдот о г-же П***, сидевшей за партией виста с своим настоящим супругом, и с двумя бывшими мужьями, есть факт, случившийся в Яссах, на моих глазах. Обыкновенно расходились полюбовно, и тяжба завязывалась только по поводу денежных расчетов при выделе имения."

полный ТЕКСТ

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: Молдавские правители

Сообщение Дуболом » 20 дек 2011, 00:27

rimty писал(а):Не совсем по теме дискуссии, но всё же...
rimty, спасибо большое. Очень интересно. И совсем даже по теме. :yes:

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Молдавские правители

Сообщение adelina » 05 янв 2012, 14:53

Не по теме, но представляется интересным.
Стефан III был женат трижды. В 1463 году он женился на княжне Евдокии, сестре киевского князя Семена Олельковича из славяно-литовского рода. После смерти Евдокии господарь в 1472 году вступает в брак с Марией Мангупской, которая скоропостижно скончалась в 1477 году. Наконец, третьей женой Стефан III делает в 1480 году малолетнюю Марию Войкицу.
Дочерью Стефана III и киевской княжны Евдокии Олелькович была Олена (Елена «Волошанка»), в замужестве – великая княгиня тверская.
В 1480 году молдавский воевода направил посла в Москву, чтобы заключить союз с Московским государством. Для скрепления этого союза Олена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича – Ивана Ивановича Молодого. В 1481 году в Молдавию отправились русские послы, а в 1482-м они привезли в Москву Елену. Свадьба с Иваном Молодым прошла в январе 1483-го. Елена Волошанка родила сына Дмитрия.
В Москве молдавскую невесту встретили с горячими чувствами, Иван III всячески благоволил дочери далекого союзника, впоследствии Иван Молодой получил в удел великое княжество Тверское и был объявлен наследником трона, а Елена Волошанка могла стать московской царицей, но Тверскому законному наследнику-царевичу противостояла многочисленная семья плодовитой византийской принцессы Софии Палеолог (всего у нее было 10 детей).
В 1490 году Иван Молодой скоропостижно умер и вместо трона Елене Стефановне достались удаление в монастырь, а затем и заточение в темнице, где она скончалась.
По сути, ее погубила жена Ивана III Софья. Византийская царевна Софья (Зоя) была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, мелкий провинциальный правитель, бежал от турок в Италию вместе с семьей; здесь они пользовалась папским покровительством. Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году папой римским Павлом II в надежде на усиление влияния католицизма в Московии и на сближение католической и православных церквей. Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом: род невесты восходил к византийским императорам. Папский двор, устроивший этот брак, пытался воздействовать на Ивана III через Софью, дабы убедить его в необходимости признать унию. Эта линия провалилась, но Иван III немало потворствовал ересям и еретикам, многим покровительствовал, защищая их от гнева церкви. Позднее, жестко принуждаемый отцами святыми, он вынужден был карать своих бывших фаворитов. Заговорам и интригам искусно способствовала царица Софья, стремившаяся посадить на трон своего сына – Василия, которому достался престол. Софья была второй женой Ивана III. Он овдовел в 1467 году, а первая жена Мария, княжна Тверская, оставила ему единственного сына – Ивана.
Сын Дмитрий у Ивана Молодого и Елены родился в 1483 году. Брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах». Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника, спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского. Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.
Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдовы.
Елена Стефановна, тверская княгиня, супруга престолонаследника, пользовавшаяся любовью в Москве, имела широкие связи с самыми родовитыми людьми, а также с иностранцами. При ней сложился некий салон великосветских риторов, литераторов, схоластов. Но нет оснований думать, что «Волошанка», дочь ревностного православного правителя Стефана Великого, имела склонность к ересям, особенно вспомнив, что усилиями ее отца был восстановлен Афонский монастырь Зограф, а так же получили крупную помощь монастыри Ватопед и Св.Павла, а многие источники называют ее папу святым.
В письмах тех лет отцу ничего нет о сгущавшихся тучах или хотя бы тревоге. Но тогда за словом «ересь» скрывалось и так называемое вольнодумство, а в окружении Елены велись разные разговоры. Позднее ее обвинили по совокупности: в связи с еретиками, с заговорщиками и даже в «ведовстве», возможно, это были гадания или иные народные обряды.
Борьба внутри великокняжеской семьи завершилась победой сына Софьи Василия, он стал соправителем отца и законным наследником разрастающейся державы. Падению Дмитрия и его матери способствовал церковный Собор 1503 года, который привел к окончательному разгрому московско-новгородской ереси, многие еретики были казнены. Ивану III непросто было выйти из сложного положения, ведь Дмитрий продолжал считаться его наследником. Скорее всего, это и определило искусственное причисление Елены (уже во второй раз) к заговорщикам и еретикам.
Судьба проигравших в династической борьбе оказалась печальной. В январе 1505 года в монастырском заточении загублена Елена Стефановна, «в нужи, в тюрьме», и была погребена в Вознесенском монастыре, который был ей подарен Иваном Молодым. Их сын и внук Стефана Великого Дмитрий также скончался в заточении в1509 году, похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Таким образом, «Волошанка» прожила на чужбине около 20 лет, из которых половину – в опале и неволе.
Однако, как утверждал германский посол в Москве Герберштейн, Дмитрия-внука вызвал к себе умирающий Иван III, просил прощения и якобы даже вернул ему престол. Но за дверью стоял сын Софьи Василий III, который якобы задушил племянника. Про крайнее коварство Софьи Гербертштейн упомянул в своей книге.
Елена «Волошанка» сыграла выдающуюся роль на Руси. В Москве вокруг нее возник круг образованных, вольномыслящих людей, тех самых «еретиков». Она прошла испытание славой, пережила смерть мужа, коронацию сына и гнев самодержца, отправившего ее вместе с сыном в заточение. Елена проиграла в династической борьбе Софье Палеолог.
При дворе Елены Стефановны в 1495 году была составлена хроника с описанием политики тверской группировки. В ее великокняжеской мастерской художественного шитья создавались шедевры, сочетавшие приемы русского и молдавского искусства. Знаменитой стала многофигурная пелена «Церковная процессия», изображающая торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия, – уникальное шитье прядеными золотосеребряными нитями и цветными шелками по светло-песочной тафте.
На этом полотне, в самом центре и фокусе внимания, рядом с Иваном III, стоит красавица в пурпуровом плаще со скрещенными руками. Она словно царит над всей толпой. Это сама Елена Волошанка в головном уборе, похожем на нимб, а за ее плечами слева – только что коронованный сын Дмитрий. Над всей процессией высится хоругвь с изображением богородицы и младенца. И лица, и фигуры богородицы и Елены поразительно схожи, а библейский сюжет дает очень рискованный намек на судьбу Елены с сыном. А вот Софья Палеолог, жена самодержца, – это невзрачная фигура в левом нижнем углу с каким-то темным пятном на плече. Она значительно ниже тверской княгини и дальше всех из свиты. Такую месть заклятой сопернице задумала и исполнила «Волошанка». Эту пелену Елена Стефановна сумела поместить в Успенский собор – главный храм Московского государства. Надо сказать, что Елена в молодости прекрасно вышивала, и вышитое ею знамя, приносило удачу войскам ее отца.
Одними из наиболее любимыми и почитаемыми сказочными героями являются «Иван Царевич» и «Елена Премудрая».
Князей с таким именем можно не рассматривать, поскольку сказано ясно - Иван Царевич, Царев сын. Царь на Руси - это был всегда верховный правитель. Известный Иван, который вполне заслуживал такой всенародной любви, мог быть - Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III и тверской княжны Марии, внук тверского князя Бориса Александровича и потомок великих Литовских князей Кейстута и Гедимина.
Жена Ивана Елена, Елена «Волошанка», родившаяся и воспитанная в европейской стране, была весьма образована, отличалась прогрессивными взглядами, могла быть прототипом «Елены Премудрой». В Москве Елена образовала круг свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал свободу воли («самовластие души»), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над «еретиками».
Взгляды «Елены Премудрой» и ее окружения совершенно не вписывалась в надвигающуюся на Россию идеологию имперского сознания, богоизбранности монарха и ничтожности его холопов. Эти взгляды привезла из рухнувшей к тому времени Византии племянница последнего императора Софья Палеолог.
В 1472 году Иван III, не обращая внимания на категорический протест митрополита Филиппа, женился вторым браком на византийской царевне Зое (Софье) Палеолог. Выгодная невеста была сосватана ему самим римским папой Павлом II. До этого опекуны безуспешно сватали невесту к разным влиятельным лицам, в т.ч. французскому королю. Как показала жизнь, неспроста те наотрез отказали ей. Софья Палеолог, дочь деспота Филиппа Мореи, едва успев приехать в Москву, сразу прославилась тем, что стала запускать руку в великокняжескую казну, как в свой карман, и щедро одаривать своих итальянских родственников, в т.ч. брата Андреаса. Так, бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья отдала своей племяннице - итальянке. В 1483 во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены «Волошанки», разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем как династий московских и тверских князей, так и молдавских господарей. Якобы кто-то подсказал царю Ивану III идею подарить фамильные сокровища тверских князей Елене. Тут-то и оказалось, что драгоценностей и след простыл. Вслед за ними простыл след и Софьиной племянницы, которая вместе со своим мужем сразу же пустилась в бега по направлению к Литовской границе, ловко уйдя от посланной за ними погони. Каково было двадцатипятилетнему царевичу Ивану смотреть, как мачеха тайно, по-воровски, отправляет за границу фамильные сокровища его умершей матери, тверской княжны, которые наряду с другими бесценными историческими раритетами, должными перейти ему по праву наследования? Ясно, что отношения Ивана Молодого и Софьи Палеолог не были близкими. Иван представлял Софье прямую угрозу и вскоре молодой здоровый наследник внезапно скончался. После смерти Ивана Молодого оставалось еще одно препятствие на пути к престолу - сын Ивана Дмитрий, который вдобавок официально был венчан на царство. Отравить его не удалось - меры безопасности в Кремле были усилены и знахарки, доставлявшие яды Софье, были схвачены и утоплены в Москве-реке. Но наследник Ивана Молодого Дмитрий вдруг впал в немилость царя и оказался в тюрьме. Вскоре туда попала и жена Ивана Елена. Сын византийской принцессы Софьи стал соправителем отца и наследником престола - царем Василием III. Пришел к власти Василий в 1505 г., стал отцом другого Ивана - Ивана IV Васильевича. Народ не смог подобрать этому Ивану другого эпитета, кроме как «Грозный».
После заточения Елены и Дмитрия, Стефан Великий, спрашивался об их судьбе, умер 02 июля 1504, так и не узнав о дальнейшей трагической судьбе своей дочери и внука.
http://www.istoria.md/articol/823/Olena ... l_Moldovei
http://kosarev.press.md/Hamlet-Mold-08.htm
http://xlt.narod.ru/texts/tale.html http://www.booksite.ru/enciklopedia/job/221.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 10 янв 2012, 02:23

Хорошо прошлись по правителям и давителям наших земель. не буду сейчас вдаваться в полемику, а то как бы снова не налетели "силы тьмы" и не начали клевать мое бренное тело , обвиняя в альтернативной истории. :girlwatch: Хочу вспомнить одного правителя земли молдавской, благодаря которому зацвела эта земля. Бабник и мудрый руководитель, любитель выпить и закусить и чего нибудь хорошего построить. Пр нем не был никто расстрелян и не посажен в тюрьму, потому что имел "альтернативу". Дорогой наш дядя Леня..

Начнем с родни..
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 10 янв 2012, 02:28

Здесь Брежнев с братом и сестрой, с женой и детки его Юра и Галя. Галина училась в нашей 5-й школе, значит тоже наша..
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3782
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Молдавские правители

Сообщение snob » 10 янв 2012, 02:31

спартак писал(а):Пр нем не был никто расстрелян и не посажен в тюрьму,
Да что вы? Да только "операция" в Чехословакии одна чего стоит? После нее от "советской альтернативы" отвернулись все интеллектуалы Запада.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 10 янв 2012, 02:33

Статный был мужик. И целовался как плейбой и политику еще вел, купаясь с охраной. :)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 10 янв 2012, 02:34

snob писал(а):
спартак писал(а):Пр нем не был никто расстрелян и не посажен в тюрьму,
Да что вы? Да только "операция" в Чехословакии одна чего стоит? После нее от "советской альтернативы" отвернулись все интеллектуалы Запада.
О. Вы уже здесь мой друг и тень..доброй ночи :girlwatch:

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 10 янв 2012, 02:42

-Товарищ Брежнев, вы читали про Карлсона?
-Читал. А где его брат Энгельсон?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 10 янв 2012, 02:45

На фото в кресле он за три дня до смерти... Кстати был участником парада Победы. Это к слову, что всю военную биографию ему сочинили..Воевал и был ранен дважды.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Молдавские правители

Сообщение adelina » 12 янв 2012, 00:48

здесь же не забыть бы о другом правителе земли молдавской, о верном друге и соратнике дорогого - о не менее статным и мудрым руководителе, выпуснике Кишинёвского Педагогического Института, заведующем отделом пропаганды и агитаций в ЦК Компартии Молдавии - Константине Устиновиче Черненко.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2774
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Молдавские правители

Сообщение спартак » 12 янв 2012, 02:38

adelina писал(а):здесь же не забыть бы о другом правителе земли молдавской, о верном друге и соратнике дорогого - о не менее статным и мудрым руководителе, выпуснике Кишинёвского Педагогического Института, заведующем отделом пропаганды и агитаций в ЦК Компартии Молдавии - Константине Устиновиче Черненко.
Ну Устиныч никогда не был правителем Молдовы. Просто посчастливилось поработать в нашем благодатном крае. Он хорошо еще прославился в Казахстане, когда будучи офицером ОГПУ , расстреливал беженцев, которые пытались уйти за кордон. Личность скрытная и малоприятная.

Ответить

Вернуться в «Бессарабцы и гости Бессарабии и Молдовы»