Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Модератор: rimty

moldova_azp
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1123
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 16:06

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение moldova_azp » 07 сен 2017, 19:13

Давид Розенфельд
Германия, Потсдам, 2016
Страницы пережитого
/продолжение, частично/

7 Снова в Советском Союзе

Советское командование потребовало (я об этом узнал из книжек, которые переводил, а также из документов одесского областного архива), чтобы все выходцы из советских территорий, - в том числе из Бессарабии и Северной Буковины,- были возвращены в СССР. К концу 1944 г. нас вернули в Советский Союз...
Во время возвращения в декабре 1944 г. в товарном вагоне я сильно простыл – и во время стоянки на стации Товарная в Одессе «Скорая помощь» забрала меня в инфекционное отделение Херсонской больницы в Одессе. Других детей и подростков, начиная с 15-летнего возраста, направили в Донбасс, а младшие остались в Одессе в детдоме. Фактически начиная с этого времени – с января 1945 г. я находился постоянно в русскоязычной среде и практически осваивал русский язык. Ещё и в школу успел я пойти, в 5-й класс...
...После выписки из одесской инфекционной больницы (Херсонской) меня направили в ближайший детский дом (в начале улицы Комсомольской, совсем близко от Херсонской больницы, 5-10 минут ходьбы), летом перевели меня в другой, на 10 ст. Большого Фонтана, где были вернувшиеся из Румынии дети. Летом 1945 г. в наш детдом приехали капитан и старшина и предложили группе ребят поступить воспитанниками в армию, в военный оркестр, стать «суворовцами». С нами беседовали, говорили о выборе подходящего музыкальными духового инструмента. Мне было ясно, что буду играть на кларнете. И мы в начале сентября поехали в военный оркестр. Кстати, воинская часть с оркестром стояла в городе Яссы в Румынии.
... [вырезано]...
В 1990-е гг. у нас в Одессе была создана организация бывших узников гетто и нацистских лагерей, нам предоставили льготы, приравняв к участникам войны. Начали нам выплачивать средства из международных фондов. По предложению Леонида Петровича Сушона я стал одним из интервьюеров в Фонде исторических видеодокументов Стивена Спилберга Пережившие Шоа и работал в этом фонде без отрыва от основной работы в течение 1996- 1998 гг. Таким образом, благодаря работе в проекте Стивена Спилберга Пережившие Шоа, я изучал новое направление, определившее всю мою дальнейшую жизнь. Именно в эти годы я узнал, что такое Холокост, где, когда и как он совершался, какое воздействие оказал на жизнь евреев и других народов.
В Одессе, благодаря проведенным интервью, имея уже опыт общения с пережившими Холокост, я написал несколько статей на темы о Холокосте, опубликованных в одесских газетах Шомрей шабос, Юг и в американской еврейской газете Forward. Сделал переводы двух стихотворений на идиш, напечанных в журнале Маме-лошн, выходившем тогда в Одессе, и другие переводы: статью Давида Червинского Акмечетка, упомянутые выше книгу Юлиуса С. Фишера Транснистрия: забытое кладбище, и главы из книг Александра Шафрана, вышедшие под названиями Сопротивление нацистскому урагану и Евреи, христиане и наследие Холокоста (последняя вышла уже когда мы были в Германии).
Через много лет узнал я, что в 1940-е гг. в Бухаресте жил Главный раввин Румынии Александр Шафран. Мой перевод глав из книги мемуаров Шафрана - первый перевод Шафрана на русский язык, издан в Одессе в 2003 г. Мои контакты с Главным Раввином Женевы Шафраном начались благодаря проф. Самюэлю Арони из США, с моего обращения к Шафрану с просьбой о согласии на перевод и публикацию его мемуаров.
В поисках фото Папского Нунция в Бухаресте Монсиньора Андреа Кассуло, много сделавшего для оказания помощи узникам и возвращения сирот Транснистрии, я спросил Шафрана, есть ли у него фото Кассуло. Когда Шафран ответил, что у него нет, то с помощью моих коллег удалось найти в Интернете и получить от префекта библиотеки Ватикана Дона Фарина портрет Папского Нунция в Бухаресте Монсиньора Андреа Кассуло, а затем Дон Фарина сам прислал мне сборник дипломатических документов Румынии и Ватикана. В одном из писем я сообщил об этом Шафрану. И... 23 мая 2003 года раздался звонок - это был голос Шафрана... Его заинтересовал этот сборник. Сначала я послал ему копии некоторых документов, а затем попросил Дона Фарина, и он послал такой же сборник Шафрану.
В Одессе Селим Берхштейн, Анатолий Шестаков и Павел Козленко оказали мне помощь в издании перевода глав из книжки Шафрана...
Когда же мы оказались в Германии, то в апреле 2004 года мне удалось побывать в Женеве, и Шафран принял меня в своём рабочем кабинете, где мы сделали фото на память об этой незабываемой встрече.
Через несколько недель он позвонил и просил меня выслать ему два экземпляра перевода его мемуаров. А в следующем году получил я разрешение на публикацию перевода глав из его сборника «Евреи, христиане и наследие Холокоста». Он был издан в Одессе также с помощью Селима Берхштейна. Шафран же сам прислал мне перевод на русский язык его книги «Мудрость каббалы», разумеется, с авторской дарственной надписью (как и ранее присланные им в Одессу книги, в том числе и на румынском языке). С болью узнал я в конце июля 2006 года о кончине нашего великого современника Главного раввина Александра Шафрана.
...[вырезано]...
9 O нашиx трex книжкax и об учебном проекте
9.1 Во время нашей совместной работы по подготовке нашего проекта, осенью 2006 г. журналистка г-жа Шнурбуш предложила составить книжку для детей. В результате размышлений у меня возникла идея хрестоматии о детях и подростках во время Холокоста. В ней дети и подростки представлены не только как жертвы или спасённые, но и как помощники и спасители преследуемых, а также как участники сопротивления. Структура книжки следующая. Введение О преследовании детей нацистами, Гл. 1 Воспоминания бывших узников концлагерей и гетто; Гл. 2 Операции по спасению детей и подростков; Гл. 3 Дети и подростки – помощники и спасители преследуемых; Гл. 4 Подростки и молодые люди в сопротивлении нацизму; Гл. 5 Видные личности - бывшие узники концлагерей и гетто; 5.1 Убитые нацистами; 5.2 Пережившие Холокост и ставшие видными людьми.
Над созданием этой книжки мы работали в 2006 - 2009 гг. и выпустили её под названием:
LEBENSWEGE, HELDENTATEN von Kindern und Jugendlichen in der Zeit des Nationalsozialismus. Ein Lesebuch für Schülerinnen und Schüler
Herausgegeben von Davyd Rozenfeld
Mit freundlicher Unterstützung des Cornelsen Verlags, Berlin
Обложку и отрывки из текста этой книжки можно найти на следующих Интернет-адресах
http://kibuz-potsdam.de/Pages/main_area ... ndaten.pdf
http://kibuz-potsdam.de/Pages/main_area ... -Fotos.pdf
http://kibuz-potsdam.de/Pages/main_area ... gblatt.pdf
...[вырезано]...

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1714
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение voling » 10 дек 2017, 15:18

Гаджий Кирилл Трофимович

Я родился 25 февраля 1925 года в селе Ташлык, что на самом юге Бессарабии, которая тогда входила в состав Королевской Румынии.
А евреи... Богатые успели уехать, а бедные нет, и их постигла горькая участь. У нас за селом есть возвышенность, на которой есть большая яма, вроде колодца. Очень глубокая и широкая, метра два в диаметре. Ее у нас использовали как скотомогильник. И вот когда пришли румыны, то, что первое они сделали. Собрали этих несчастных евреев, сколько их было, точно не скажу, но знаю, что среди них был и тот самый Зиско, которого тогда кузист избивал колесом. И всех их румыны расстреляли и бросили в эту яму... Люди, конечно, были потрясены таким зверством...
А после войны к нам в село кто-то из уехавших евреев вернулся, а кто-то и нет. Вернулись, например, аптекари Фима и его брат Ума. Я знаю, что они пережили войну в эвакуации где-то в Средней Азии. https://iremember.ru/memoirs/pekhotints ... ofimovich/

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2422
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение junafen » 06 янв 2018, 02:23

4 января 2018 года скончался Аарон А́ппельфельд (ивр. ‏אהרון אפלפלד‏‎), известный израильский прозаик и поэт, родившийся 16 февраля 1932 в Черновицком цинуте и прошедший впоследствии через ужасы холокоста.

Аарон (Эрвин) Аппельфельд вырос единственным ребёнком в состоятельной семье в Черновцах. Его родители, Михаэль и Боня Аппельфельд, дома говорили на рафинированном немецком языке, избегая даже буковинского диалекта, но ребёнок выучил также идиш, так как проводил лето у бабушки и дедушки в Карпатских горах, в местной общине садагурских хасидов.

С началом Великой Отечественной войны, когда Аппельфельду было восемь лет, и он окончил первый класс советской школы, город был оккупирован румынскими войсками, а его семья помещена в Черновицкое гетто. Мать была застрелена на глазах мужа и сына. Аппельфельд был депортирован вместе со своим отцом в один из концентрационных лагерей Транснистрии. Он бежал и скрывался в течение трёх лет до прихода Советской Армии, в которую он вступил поваром. С армией дошёл до Югославии.

После Второй мировой войны Аппельфельд провёл несколько месяцев в лагере для перемещённых лиц в Италии. В 1946 году он эмигрировал в Палестину за два года до объявления независимости Израиля. Он воссоединился со своим отцом после того как нашёл его имя в списках Еврейского агентства. К этому времени, по воспоминаниям самого Аппельфельда, он говорил на смеси русского, украинского, идиша и немецкого языков и практически не умел писать ни на одном из них.

В Израиле Аппельфельд завершил формальное школьное образование и выучил иврит - язык, на котором он начал писать. Его первыми литературными произведениями были рассказы, но постепенно он перешёл к романам. После службы в армии он закончил Еврейский университет в Иерусалиме по отделению языка идиша и литературы на этом языке под руководством основателя отделения идиша, литературоведа Дова Садана.

Аппельфельд жил в последние годы в городе Мевасерет-Цион и преподавал литературу в Университете им. Бен-Гуриона в Негеве.

Аарон Аппельфельд был одним из известнейших израильских авторов на иврите, несмотря на то, что он не знал этого языка в детстве. Его родной язык был немецкий, но он также говорил на идише, украинском, русском, английском и итальянском языках.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2422
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Выходцы из Бессарабии и Молдовы в зарубежье

Сообщение junafen » 13 янв 2018, 16:30

junafen писал(а):4 января 2018 года скончался Аарон А́ппельфельд (ивр. ‏אהרון אפלפלד‏‎), известный израильский прозаик и поэт, родившийся 16 февраля 1932 в Черновицком цинуте и прошедший впоследствии через ужасы холокоста.

Аарон (Эрвин) Аппельфельд вырос единственным ребёнком в состоятельной семье в Черновцах. Его родители, Михаэль и Боня Аппельфельд, дома говорили на рафинированном немецком языке, избегая даже буковинского диалекта, но ребёнок выучил также идиш, так как проводил лето у бабушки и дедушки в Карпатских горах, в местной общине садагурских хасидов.

С началом Великой Отечественной войны, когда Аппельфельду было восемь лет, и он окончил первый класс советской школы, город был оккупирован румынскими войсками, а его семья помещена в Черновицкое гетто. Мать была застрелена на глазах мужа и сына. Аппельфельд был депортирован вместе со своим отцом в один из концентрационных лагерей Транснистрии. Он бежал и скрывался в течение трёх лет до прихода Советской Армии, в которую он вступил поваром. С армией дошёл до Югославии...
Вот выдержка из передовицы об Аппельфельде, помещённой по случаю его недавней кончины во вчерашнем номере канадской газеты "The Toronto Star" (автор: известный канадский обозреватель еврейского происхождения - Rick Salutin):

"Aharon Appelfeld, the Israeli novelist, died last week at 85. He taught me Hebrew in Jerusalem when I was 20 and he, 30. We studied a novel by Nobel Laureate, S.Y. Agnon: (Bilvav Yamim) In the Heart of Seas. It told the tale of pious Jews journeying to the Holy Land centuries ago. It was a simple story, simply told, perfect for young learners.

It also suited Aharon, though he didn’t mention that. When he was nine, fascist troops occupied his Romanian hometown and murdered his mother. He and his father entered a concentration camp; he escaped alone. For three years he wandered as a “feral” child, tending sheep, joining robber bands, being sheltered by a prostitute.

Then he encountered the Soviet army and became a cook. At war’s end he made his way to Italy, then Palestine, joined the army, learned Hebrew, began writing. Years later he found his father, also in Palestine. Jews on journeys that they don’t comprehend are a leitmotif of his novels."

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение steinchik » 07 авг 2018, 21:09

Я привёз моему папе в подарок из Кишинёва кружку с изображением молдавского флага (Tricolor). Когда-то в гетто, когда папе было 9 лет, похожая кружка спасла ему жизнь!

Из воспоминаний моего отца:
"Румынские фашисты погнали нас по этапу в Транснистрию... В каком-то селе нам дали три подводы. Туда посадили стариков, больных и маленьких детей. Меня тоже посадили на одну из этих подвод. И возчики решили повезти нас в лагерь смерти, находившийся в районе Бирзулы (Котовск, Одесская область). Но вы знаете как это бывает, что иногда из-за какой-то мелкой детали человек остаётся жить или погибает. Когда привезли бессарабцев, у них были кружки цвета румынского флага (Tricolor). У нас таких не было, и мне они всегда очень нравились. И когда мы заезжали на территорию лагеря, я увидел, что там лежит такая кружка. Нас выгрузили у одного из бараков, и подводы уехали обратно... Но меня всё мучала эта кружка. И я решил вернуться за нею... И вдруг я заметил вдали нашу колонну, где были мои родители. Я побежал за ними и догнал их. А те, кто остались в лагере, все погибли. Я один из этой группы, которую везли на трёх подводах, выжил, благодаря этой кружке..."
Tricolor Mug.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Смолин Евгений » 08 авг 2018, 00:18

История потрясающая, но кружка не Молдавская и проверте ее на содержание свинца. Пить из нее не советую, поверте.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение steinchik » 08 авг 2018, 03:42

Смолин Евгений писал(а):История потрясающая, но кружка не Молдавская и проверте ее на содержание свинца. Пить из нее не советую, поверте.
Спасибо!

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение steinchik » 13 апр 2019, 01:19

Ровно 75 лет назад мой отец (до 120!) и моя бабушка были освобождены из гетто. Село Ольшанка (Вільшанка), Крыжопольский район, Винницкая область.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение rimty » 18 авг 2020, 17:03

Среди освободителей Бершади оказался автор «Повести о настоящем человеке» писатель Борис Полевой.
B своих «Дневниках» oн так описал увиденное:

"Перед нами – очереди людей с бидончиками, с мисками, с консервными банками на веревочках. Тени людей, облаченных в лохмотья,
в отрепья некогда добротной одежды. Двигаются осторожно, точно по тонкому льду.
В огромных глазах, кажется, навсегда застыли тоска и страх…

…Мне кажется, что несчастные еще не пришли в себя, еще не до конца поверили в свое освобождение. Испуг, тоска еще не угасли в глазах,
и любая беседа, о чем ни заговоришь со стариком или юношей, даже ребенком, непременно закончится робким вопросом:

— Думаете, мы не верим в силы Красной Армии? Конечно, мы верим. Доблестная Красная Армия, она так гонит врагов… но все-таки,
будьте ласковы, скажите прямо – они больше не вернутся? Вы их сюда не пустите?"

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение venberg_r » 09 ноя 2020, 23:12

Собственноручные показания штурмбанфюрера СС Г. Рихтера «Политика румынского правительства в отношении евреев» 20 сентября 1944 г.

20 сентября 1944 г.

Москва

Перевод с немецкого

Следует отметить, что широкие слои румынского народа, и прежде всего в Молдавии, Трансильвании и Банате, с давних времен настроены исключительно антиеврейски. Такое настроение возникло в связи с тем, что в этих областях проживало особенно много евреев и они занимали в хозяйственной жизни доминирующее положение. Самую активную антиеврейскую пропаганду проводили обе партии каузистов и легионеров. Когда легионеры пришли к власти, то неизбежно определился антиеврейский курс правительства. Поэтому было совершенно излишним со стороны немцев выдвигать какие-либо требования, так как легионеры с давних пор имели антиеврейскую программу.
С приходом к власти маршала Антонеску проводившаяся легионерским правительством антиеврейская политика была продолжена. Вслед за законом, согласно которому евреи подразделялись на различные категории и в большинстве своем отстранялись от государственной и культурной жизни, появился в конце марта новый, пространный закон об экспроприации еврейской собственности в городах. Затем в мае 1941 года последовал закон об образовании государственного секретариата и управления по румынизации. Оба органа имели задачей, наряду с румынизацией всей хозяйственной жизни, управлять экспроприированным еврейским имуществом. Дальнейшими распоряжениями и указами евреям запрещалось иметь радиоприемники и экспроприировались евреи-судовладельцы. В начале октября 1941 года согласно закону была экспроприирована еврейская земельная собственность


Для различного отношения к евреям в Буковине, Бессарабии и Трансистрии, по сравнению с евреями старой Румынии, мерилом служило мнение маршала Антонеску.
Маршал Антонеску стоял тогда на следующей точке зрения — поскольку речь идет о евреях, проживающих в Буковине, Бессарабии и Трансистрии, то они являются коммунистами и должны быть истреблены113. Напротив, с евреями старой Румынии надо обращаться по-иному. Таким образом, он считал, что нецелесообразно выселять евреев из Плоешти и нефтяных районов, а также из Бухареста, так как в противном случае евреи использовали бы все свое влияние в Лондоне и Вашингтоне, чтобы побудить союзников к бомбардировке нефтяных районов и столицы

Все мероприятия, проведенные против евреев в свое время в Буковине, Бессарабии и Трансистрии, имели одну цель — захватить большое еврейское состояние. Нет надобности говорить о случаях, когда высшие румынские офицеры и чиновники затевали эксцессы против евреев с целью обогатиться за счет их имущества. Так, мне известно, что румынские офицеры врывались в гетто и отбирали у евреев драгоценности, после чего с перевязанными руками (которые были увешаны ценностями) удалялись.

Насколько мне известно, маршал Антонеску приказал расстрелять ряд офицеров за такие преступления. О губернаторе Бессарабии генерале Войкулеску известно, что он привез в Бухарест полный фургон ковров, принадлежавших евреям. В связи с этим и за бездарность он был отстранен.
С еврейской стороны в конце 1942 года в Бухаресте был составлен доклад о мероприятиях, проводимых против евреев в Буковине и Бессарабии, и направлен в еврейскую организацию в Женеву. В этом докладе констатировалось, что ответственность за зверства, совершенные над евреями, несут румынские войска. Насколько у меня еще сохранилось в памяти, в докладе отмечалось, что с немецкой стороны приняты меры против этих мероприятий


После того как ухудшилось военное и политическое положение Германии и широкие румынские круги пришли к убеждению, что война Германией проиграна, румынское правительство стало менять свою политику, проводившуюся до сих пор в отношении евреев. При этом большую роль для него играли чисто внешнеполитические соображения. Делались попытки путем проведения проеврейской политики присоединиться к союзной стороне. Эта тенденция была ощутима со стороны и нашла свое выражение в смягчении ряда ранее изданных законов о евреях.

Так, евреями, которые могли доказать свои особые заслуги и имущество (землевладения) которых было уже экспроприировано, реабилитировались. Другие евреи получали равные права с румынами. Наконец, евреям было разрешено снова иметь радиоприемники и держать у себя служанок арийского происхождения.

В заключение можно сказать, что румынское правительство в отношении еврейского вопроса проводило политику конъюнктуры. В то время как в период хороших немецко-румынских отношений оно, проводя антиеврейскую политику, хотело понравиться германской империи, то после изменения политического и военного потенциала Германии стало считать своей задачей, путем проведения мудрой политики в решении еврейского вопроса, создать предпосылки для перехода на сторону союзников.

РИХТЕР ГУСТАВ

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение venberg_r » 11 янв 2023, 12:59

rimty писал(а):
20 май 2015, 16:16
Продолжение



https://youtu.be/0jxjWj-GlAQ 48 минут
с 21 декабря 1941 года и по 9 января 1942 года (с перерывом на «Рождественские каникулы») - возле села Богдановка Доманевского р-на Одесской обл. (сейчас Николаевская обл. Украины) на территории, оккупированной румынскими войсками, были зверски убиты 52 тысячи евреев и сожжены живьём в двух бараках еще около двух тысяч. Румынское военное командование назвало эту «спецоперацию» «Подарок Сталину». Израильский историк, преподаватель факультета еврейской истории Ариэльского университета д-р Кирилл Феферман в эфире программы «Нейтральная зона» телеканала Вальдман-LINE подробно рассказывает об этой почти забытой сегодня трагедии, о диких зверствах румынской армии на оккупированной территории СССР в годы Холокоста – в Транснистрии, об использовании румынской армией для массовых казней евреев украинских коллаборационистов и местных этнических немцев - фольксдойчей, о «личном вкладе» в уничтожение евреев премьер-министра тогдашней Румынии Иона Антонеску, а также о «наказании», которое понесли после окончании войны румынские организаторы Холокоста и операции «Подарок Сталину».

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение Смолин Евгений » 12 янв 2023, 01:15

Если я не ошибаюсь, это фото из Дубоссарского краеведческого музея. Атрибутируйте, если владеете информацией.
2019-01-08_183358.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение venberg_r » 24 фев 2023, 23:51

Документы и воспоминания.
Максимально подробная работа
Монография посвящена акциям массового уничтожения еврейского населения на оккупированной территории Украины в 1941-1944 гг

ХОЛОКОСТ О УКРАИНЕ
• Рейхсномиссариат «Украина»
• Губернаторство «Транснистрия»
Евреи в гетто и лагерях румынской зоны оккупации - стр 75
Истребление евреев в районах, находившихся под румынским управлением стр 352
Истребление евреев из Бессарабии, Буковины и Румынии стр 422


в приложении
Румынская жандармерия в Транснистрии
(По состоянию на 3 декабря 1941 г.)

Немецкие СС в «Транснистрии»
(зондеркоманда «Р» / оперативная группа «Транснистрия»)


http://militera.org/books/pdf/research/ ... kraine.pdf

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение venberg_r » 27 май 2023, 20:51

venberg_r писал(а):
27 май 2023, 20:47
Изображение

Romanian soldiers deporting Jews in the Soviet-Union, 17 July 1941. Source: Bundesarchiv.
румынская армия диктатора Иона Антонеску, которая убила от 280 000 до 380 000 евреев в Бессарабии, Бyковине и Приднестровье; в основном по собственной инициативе, но иногда и с помощью немецких частей. Среди жертв было много евреев, ранее депортированных из Румынии. Отто Олендорф, командир айнзатцгруппы D, действовавшей в том же районе, жаловался на хаотичное проведение казней румынской армией. По его словам, имела место широко распространенная коррупция и садистское насилие практиковалось по желанию, помимо неэффективности.

https://www.tracesofwar.com/articles/38 ... ruppen.htm

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение venberg_r » 13 окт 2023, 23:50

Christianizing" Transnistria: Romanian Orthodox Clergy as Beneficiaries, Perpetrators, and Rescuers during the Holocaust

Oxford University Press
Volume 34, Number 1, Spring 2020

Изображение
Жестокое поведение фашистских православных священнослужителей, служивших в Приднестровской православной миссии во время Второй мировой войны, способствовало «румынизации» Приднестровья, инициированной правительством Антонеску в 1941 году. Эти церковники выделяются как свидетели, бенефициары и даже виновники Холокоста. Подписываясь на антисемитские программы объявленной вне закона Железной гвардии и правительства Антонеску, эти люди принимали активное участие в эксплуатации, грабежах и даже убийствах как местных евреев, так и других депортированных из Бессарабии, Буковины и других регионов Румынии. Они иллюстрируют как проникновение фашистской идеологии во все слои румынского общества, так и роль духовенства на всех уровнях.

Oxford University Press
Volume 34, Number 1, Spring 2020


https://academic.oup.com/hgs/article-ab ... m=fulltext

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1714
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение voling » 18 янв 2024, 13:01

группа румынских евреев из Бессарабии перед депортацией в Транснистрию (сентябрь 1941)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: Воспоминания о еврейском гетто в Транснистрии

Сообщение venberg_r » 25 янв 2024, 20:48

Неделя памяти жертв Холокоста стартовала в понедельник в Кишиневе и продлится до 31 января. Она приурочена к Международному дню памяти жертв Холокоста, отмечаемом в мире 27 января.
В период румынской оккупации с 26 июля 1941 года по 26 августа 1944 года на территории Молдавской ССР были созданы гетто и концлагеря, в которых было уничтожено или умерли от голода, холода и болезней более 300 тыс. евреев и 50 тыс. цыган.
покойтесь с миром.

Ответить

Вернуться в «Бессарабия во Второй Мировой Войне»