- Архитектурное многообразие Кишинева: сквозь века к современности
Каждая эпоха в истории человечества отмечена своими архитектурными стилями, и каждая страна имеет свои особенности внутри каждого стиля. Не является исключением и наша страна – Молдова. Есть в Молдове немало прекрасных образцов различных архитектурных стилей, всё разнообразие которых сосредоточено в Кишиневе.
На архитектуру Кишинева оказали влияние различные эпохи. Это привело к тому, что в Кишиневе причудливо переплелись различные стили. Модерн и эклектика, готика и классицизм – такие разные стили, придающие нашей столице неповторимый колорит.
Утвержденный в 1834 году генеральный план Кишинева сформировал центр города, центральный парк и главную площадь. В это время создаётся интересный архитектурный ансамбль.
В стиле русского классицизма возводится Кафедральный собор и колокольня, а затем и Триумфальная арка. Во второй половине XIX века строятся административные и учебные здания, в которых прослеживаются элементы романской, византийской и готической архитектуры и непосредственно молдавского зодчества. В 1920—30-е гг. города застраивались небольшими особняками из кирпича и известняка. Возводились главным образом особняки в стиле «
модерн». Исторические памятники светской архитектуры столицы представлены в основном постройками, характерными для Х1Х – начала ХХ веков. Наблюдается стилевое разнообразие. Популярным архитектурным приемом становится эклектизм.
Архитектурный ансамбль кафедрального собора – яркий образец русского классицизма, получившего распространение после присоединения Бессарабии к России. Здание собора возводилось в течение 1830-1836 годов по проекту петербургского архитектора А.Мельникова, который использовал опыт, накопленный им при проектировании знаменитого Исаакиевского собора. Композиция и планировка ансамбля строится на соединении и сопоставлении объемов собора, колокольни и арки.
Проект арки разработал архитектор Л. Заушкевич, взявший за основу план Триумфальной арки в Риме.
Здание управления Молдавской железной дорогой. Здесь использованы элементы, характерные для
классического стиля. Здание украшено на уровне второго этажа оформленной нишей с фигурой богини Фемиды, символизирующей правосудие ( изначально здание строилось для окружного суда).
Здание Органного зала – прекрасный
образец классицизма. Здание богато украшено деталями, скульптурой, что придает ему парадный, торжественный вид. Главный вход венчает фигура бога торговли и покровителя путешественников Меркурия. Этот необычайно красивый памятник архитектуры воспринимается как цельное произведение искусства во всех ракурсах.
Здание кишиневской примэрии – здание, выполненное в стиле
итальянского ренессанса с элементами готики, и сегодня считается одним из самых величественных зданий Кишинева. Фасад богат пластикой, организуемой большим фризом над стеной, балконами, и другими элементами, оживляющими плоскость выходящей на улицу части здания живописной игрой светотени. Здание кишиневской примэрии по праву называют визитной карточкой молдавской столицы.
Дом Херца – строение рубежа XIX и XX веков, выполнено
в стиле венского барокко и привлекает внимание богатой декоративной отделкой главного фасада, интерьера, барельефами и лепными украшениями. Со стороны дворового фасада к основному зданию примыкало помещение зимнего сада, построенного в готическом стиле.
Мазаракиевская церковь – один из самых интересных образцов культового зодчества Кишинева и одна из старейших церквей города. Расположена на холме у реки Бык, под которым находился источник, давший, как полагают, имя городу Кишинев. Относится к культовым сооружениям, которые представляют собой
старомолдавский тип храма – трехконх (в виде трилистника). Этот тип церкви появился в конце XIV - начале XV века и стал одним из уникальных явлений в истории зодчества Молдавии.
Церковь Константина и Елены – памятник обладает более «сельской» внешностью, так как построен в бытность Рышкановки помещичьей вотчиной. Рышкановская церковь окружена старым кладбищем, вместе с которым она достойна составить небольшой архитектурный заповедник. Здесь сохранилось множество надгробных стел Х1Х века и среди них ценные образцы молдавского камнерезного мастерства.
Георгиевская церковь – культовый памятник архитектуры, созданный после присоединения Бессарабии к России. Соединение в постройке храма различных архитектурно-конструктивных решений, характерных, с одной стороны, для классицизма, а с другой – для молдавского народного зодчества, стало причиной того, что историки по сей день не могут определиться с датой его возведения. Во внешнем облике церкви ощущаются характерные для архитектуры предшествующего столетия простота и монументальность форм при скромности украшений.
Церковь Пантелеймона – относится к числу лучших крестообразных храмов, построенных в Молдавии. Сооружение выглядит величаво, торжественно. Стилевое единство здания храма и колокольни, тщательная проработка отдельных частей конструкции, умелое применение материала достойны восхищения. Это одно из немногих сооружений, отмеченных архитектурной общественностью России.
Здание капеллы женской гимназии являет собой
образец русского стиля в культовом зодчестве. Первый этаж решен в виде русского крыльца, второй – в виде палаты. Богато декорировано убранство капеллы: стены сложены из двухцветных блоков, красиво оформлены арочные проемы, колонны, карниз, чугунные решетки. Это один из красивейших функционирующих храмов столицы.
Женская гимназия Дадиани – в архитектуре этого здания нашли воплощение
ранний итальянский ренессанс и готика. Постройке присущ лиричный и одновременно монументальный характер. Окна и двери украшены разнообразными готическими декоративными элементами, которые гармонично сочетаются. Интересно задуман интерьер, где удачно применен естественный верхний свет. В целом здание является прекрасным образцом гражданской архитектуры конца XIX - начала XX века.
Источник: stroika.md
Автор: Елена БАЛАНДИНА