Дома Клигмана и Херца
Модератор: rimty
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Дома Клигмана и Херца
Ты Прав !
Много открыток в меж-военное время выпущено со негативов сделанных в Царское время . Вот замазывание афиши не видел !
Много открыток в меж-военное время выпущено со негативов сделанных в Царское время . Вот замазывание афиши не видел !
Re: Дома Клигмана и Херца
Надеюсь,хотя очень маловероятно,что все таки откроют музей
Re: Дома Клигмана и Херца
Как видно из подписи на этой открытке, здесь в царское время также располагался и "Артистический клуб".corax писал(а):Дом Херца за свою уже довольно долгу историю (более 100 лет) успел послужить для совершенно разных целей.
Уже в 1907 году в одной из кишинёвских газет появилась следующая заметка:
"Большой роскошный дом Херца сдан Пехотному Волынскому полку для размещения в нем канцелярии и офицерского собрания."
Спустя некоторое время в нём уже располагался театр "Модерн" (как заметил steinchik), по крайне мере - не позже 1918 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дома Клигмана и Херца
Из фотоальбома Кишинева 1983 г. Со странички cantecelul.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- avantyrist
- Местный
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
- Контактная информация:
Re: Дома Клигмана и Херца
Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- avantyrist
- Местный
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
- Контактная информация:
Re: Дома Клигмана и Херца
Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- avantyrist
- Местный
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
- Контактная информация:
Re: Дома Клигмана и Херца
Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- avantyrist
- Местный
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
- Контактная информация:
Re: Дома Клигмана и Херца
Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- avantyrist
- Местный
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
- Контактная информация:
Re: Дома Клигмана и Херца
Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- avantyrist
- Местный
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
- Контактная информация:
Re: Дома Клигмана и Херца
Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Дома Клигмана и Херца
Фото не отредактированы и перепутаны, часть из них выполнены в доме Клигмана. Камины и печи- Это национальное достояние. Лепнина и столярные изделия уникальны. В доме Клигмана в двух окнах со стороны парламента сохранились первоначальные окна из мореного дуба и гранёного стекла, сохранилась фурнитура. Я извиняюсь были до выполнения ремонтных работ.avantyrist писал(а):Дом Херца, 15 февраля 2010. Фото: Ion Ştefăniţă.
Re: Дома Клигмана и Херца
Интересный материал, подготовленный Еленой Кудрявцевой. Правда не совсем понятно, почему Мойсея Клигмана называют адвокатом...
Культурным событием 2009 года стало 70-летие Национального Музея искусств Молдовы. Правда, праздновалось оно не столь торжественно, как планировалось ранее, за два года до этого, когда горожанам обещали к знаменательной дате закончить реставрацию музейного комплекса на центральном проспекте города. О приостановленной реставрации зданий, которые художественный музей занимал 45 лет, – чуть позже, а сначала – о музее.
Свою историю он отсчитывает с ноября 1939 года, когда кишиневцам открыли доступ к пинакотеке, размещенной в двух залах Дворца Примэрии. Это была коллекция из 161 работ, большинство из которых подарили новорожденному музею участники Десятого салона Общества изобразительных искусств Бессарабии, проходившего в том году в Кишиневе. Вдохновитель создания первого бессарабского художественного музея – скульптор Александр Плэмэдялэ. Первый директор пинакотеки – художник-авангардист August Baillayre, родившийся во Франции, учившийся в Амстердаме, Петербурге, Гренобле, а с 1918 года связавший свою жизнь с Бессарабией и Румынией и до 1940 г. бывший профессором Школы изящных искусств в Кишиневе.
Второе рождение музея относят к 1944 году. А с 1952 года он разместился в прекрасном, чудом уцелевшем после Ясско-Кишиневской операции доме Херца на центральном проспекте б. Шт. чел Маре 115. А с 1957 года и в городскрй вилле адвоката Клигмана и по б. Шт. чел Маре 113. Их праздничная архитектура, выделяясь на фоне сурового монументализма строений сталинского периода, помогала, и, не читая таблички над входом, безошибочно определить, где в Кишиневе расположен художественный музей. Здания стали уникальными для нашей столицы, хотя в довоенном Кишиневе существовал целый ряд домов примерно такого же стиля (например, Благородное собрание, на месте которого расположен кинотеатр «Патрия», аптека Когана на углу ул. Армянской).
Так что же за здания занял художественный музей?
В 1898 году кишиневский адвокат Моисей Клигман на месте приобретенного им типового строения построил одноэтажный дом с изысканно ассиметричным фасадом. Вход в него, украшенный двумя ионическими колоннами, располагался не по центру, а справа, но гармонично уравновешивался архитектурой фасада, по которому между окон с резными карнизами расположились рельефные столбы, вторящие колоннам у входа.
Чуть позже – в 1903 году – рядом, на месте существовавшего с 1845 года детского приюта, который содержал помещик Йоргу Балш, построил для себя дом титулярный советник Владимир Херц.
Специалисты предполагают, что проект разработал австриец Генрих Лонский (архитектор здания Благородного собрания). Здание с объемным за счет выступающих вперед ризалитов, с крышей, венчаемой куполами причудливой формы, был наряден, как праздничный торт. Декоративное убранство – витиеватое литье, вазы по верху фасада, богато изукрашенного барельефами в виде растительного орнамента и аллегорических фигур, довершали парадную картину. Интерьер здания также изобиловал декоративными элементами – потолки и стены расписаны фресками на мифологические сюжеты, щедро украшены золоченным лепным орнаментом. Заимствования из венского барокко и стиля модерн, мавританского стиля, создали прекрасный образец эклектики, характерной для кишиневской архитектуры рубежа веков. Это здание, соединенное в советское время стилизованной под начало века галереей с более строгим домом Клигмана, колонны и пилястры которого заимствованы из неоклассицизма, выглядело для нас, дилетантов, как единое строение. Эклектика в квадрате радовала взоры нескольких поколений кишиневцев.
Вот только, увы, коллекция 1939 года – родоначальница национального художественного музея – в эти здания не попала.
Куда же подевалась коллекция, ставшая в 1939 году благодаря Александру Плэмэдялэ и Огюсту Байяру основой первого бессарабского художественного музея? В начале войны, как нам сообщила главный хранитель музея Полина Коломеец, она была эвакуирована вместе со всей архивной документацией в сторону Харькова. Но вагон до места назначения не доехал. То ли все его содержимое погибло в результате бомбежки, то ли… словом, попытки отыскать произведения искусства и документы успехом до сих пор не увенчались.
Что же демонстрировал посетителям открытый в зданиях Херца и Клигмана музей? Первые его экспонаты были переданы с баланса на баланс по распоряжению Минкульта СССР из запасников московских и ленинградских музеев, в основном - работы русских и советских художников. А в 1947 году кишиневский музей получил первую большую дарственную. Несколько тысяч культурных ценностей - европейская гравюра и живопись, произведения знаменитых русских художников из коллекции Павла Шиллинговского, а также работы самого мастера гравюры и искусства оформления книги (лучший образец его книжного дизайна – иллюстрация «Одиссеи» Гомера в духе древнегреческой чернофигурной керамики), а также портретиста были переданы музею вдовой художника, согласно его завещанию. Шиллинговский родился в Кишиневе в 1881 в семье художника-декоратора, жил в Петербурге (затем Ленинграде), преподавал в Академии Художеств, умер в 1942 во время блокады.
В начале 60-х вдова А. Плэмэдялэ, жившая в Кишиневе, подарила нашему музею скульптуры этого замечательного мастера. Существенную роль в пополнении фонда музея сыграли и еще несколько крупных дарственных. В частности, дар дочери Огюста Байяра, сделанный в 60-х и в 2005 гг. Наряду с работами ее знаменитого отца передана большая коллекция бессарабских художников рубежа 19-20 вв. - полотна его учеников и сподвижников, отличающиеся хорошей школой (они учились в Европе, России), самобытностью и талантом. Имеется в фондах молдавское и русское театрально-декорационное искусство, представлен, хотя и фрагментарно, русский модерн. Особую ценность имеют полотна западно-европейских живописцев голландской школы 17 века и позднего итальянского Возрождения. Большинство картин безымянно. Установить авторство крайне сложно, так как возможности проводить атрибуцию самостоятельно у нас крайне ограничены. Работа в этом направлении ведется, но и безымянность полотен не умаляет их художественной ценности.
Но когда же это поистине замечательное собрание музея предстанет перед взорами посетителей не в таком усеченном виде, как нынче? Сегодня все периоды искусства теснятся в нескольких залах в здании б. гимназии Дадиани по адресу ул. 31 Августа, 115.
За реставрацию домов Херца и Клигмана, более 40 лет не ремонтировавшихся, наконец-то взялись в 2004 году. Планировалось в 2007 году завершить работы по реконструкции крыш и фасадов, а весь проект реставрации закончить до августа 2008 года. Зачем же остановка? Ведь финансирование, пусть и недостаточное, было. Дом даже засверкал новенькой краской и крытыми медью куполами. Оно приостановлено только в этом, 2010 году, причем, из 2 млн. леев, запланированных в 2009-м, было выделено всего 800 тыс. Как пояснил нам директор музея Тудор Збырня, работы по фасадам домов Херца и Клигмана госкомиссией приняты не были. Качество «реставрации», проведенной с грубейшими нарушениями технологий, вынуждает заняться ею заново. Будет воссоздана, в соответствии с первоначальным видом, лепнина фасада, плохо сохранившаяся, а на одном из этапов горе-реставрации и вовсе утраченная, и другие элементы декора, восстановлен практически уничтоженный «реставраторами» интерьер. Предполагается, что центральный вход в музей будет находиться в новой, возведенной взамен советской и снесенной в процессе реставрации галерее, соединяющей здания. Но о сроках сдачи зданий в эксплуатацию пока даже говорить не приходится.
Реставрация зависла на стадии архитектурного проекта из-за отсутствия фондов. Проблема усугубляется и отсутствием квалифицированных специалистов-реставратов (от архитекторов и инженеров до рабочих) в стране, невозможно обойтись и без приглашения консультантов из-за рубежа. Но основной камень преткновения – финансирование. Будут деньги – вернутся кишиневцам прекрасные здания – памятники архитектуры.
Культурным событием 2009 года стало 70-летие Национального Музея искусств Молдовы. Правда, праздновалось оно не столь торжественно, как планировалось ранее, за два года до этого, когда горожанам обещали к знаменательной дате закончить реставрацию музейного комплекса на центральном проспекте города. О приостановленной реставрации зданий, которые художественный музей занимал 45 лет, – чуть позже, а сначала – о музее.
Свою историю он отсчитывает с ноября 1939 года, когда кишиневцам открыли доступ к пинакотеке, размещенной в двух залах Дворца Примэрии. Это была коллекция из 161 работ, большинство из которых подарили новорожденному музею участники Десятого салона Общества изобразительных искусств Бессарабии, проходившего в том году в Кишиневе. Вдохновитель создания первого бессарабского художественного музея – скульптор Александр Плэмэдялэ. Первый директор пинакотеки – художник-авангардист August Baillayre, родившийся во Франции, учившийся в Амстердаме, Петербурге, Гренобле, а с 1918 года связавший свою жизнь с Бессарабией и Румынией и до 1940 г. бывший профессором Школы изящных искусств в Кишиневе.
Второе рождение музея относят к 1944 году. А с 1952 года он разместился в прекрасном, чудом уцелевшем после Ясско-Кишиневской операции доме Херца на центральном проспекте б. Шт. чел Маре 115. А с 1957 года и в городскрй вилле адвоката Клигмана и по б. Шт. чел Маре 113. Их праздничная архитектура, выделяясь на фоне сурового монументализма строений сталинского периода, помогала, и, не читая таблички над входом, безошибочно определить, где в Кишиневе расположен художественный музей. Здания стали уникальными для нашей столицы, хотя в довоенном Кишиневе существовал целый ряд домов примерно такого же стиля (например, Благородное собрание, на месте которого расположен кинотеатр «Патрия», аптека Когана на углу ул. Армянской).
Так что же за здания занял художественный музей?
В 1898 году кишиневский адвокат Моисей Клигман на месте приобретенного им типового строения построил одноэтажный дом с изысканно ассиметричным фасадом. Вход в него, украшенный двумя ионическими колоннами, располагался не по центру, а справа, но гармонично уравновешивался архитектурой фасада, по которому между окон с резными карнизами расположились рельефные столбы, вторящие колоннам у входа.
Чуть позже – в 1903 году – рядом, на месте существовавшего с 1845 года детского приюта, который содержал помещик Йоргу Балш, построил для себя дом титулярный советник Владимир Херц.
Специалисты предполагают, что проект разработал австриец Генрих Лонский (архитектор здания Благородного собрания). Здание с объемным за счет выступающих вперед ризалитов, с крышей, венчаемой куполами причудливой формы, был наряден, как праздничный торт. Декоративное убранство – витиеватое литье, вазы по верху фасада, богато изукрашенного барельефами в виде растительного орнамента и аллегорических фигур, довершали парадную картину. Интерьер здания также изобиловал декоративными элементами – потолки и стены расписаны фресками на мифологические сюжеты, щедро украшены золоченным лепным орнаментом. Заимствования из венского барокко и стиля модерн, мавританского стиля, создали прекрасный образец эклектики, характерной для кишиневской архитектуры рубежа веков. Это здание, соединенное в советское время стилизованной под начало века галереей с более строгим домом Клигмана, колонны и пилястры которого заимствованы из неоклассицизма, выглядело для нас, дилетантов, как единое строение. Эклектика в квадрате радовала взоры нескольких поколений кишиневцев.
Вот только, увы, коллекция 1939 года – родоначальница национального художественного музея – в эти здания не попала.
Куда же подевалась коллекция, ставшая в 1939 году благодаря Александру Плэмэдялэ и Огюсту Байяру основой первого бессарабского художественного музея? В начале войны, как нам сообщила главный хранитель музея Полина Коломеец, она была эвакуирована вместе со всей архивной документацией в сторону Харькова. Но вагон до места назначения не доехал. То ли все его содержимое погибло в результате бомбежки, то ли… словом, попытки отыскать произведения искусства и документы успехом до сих пор не увенчались.
Что же демонстрировал посетителям открытый в зданиях Херца и Клигмана музей? Первые его экспонаты были переданы с баланса на баланс по распоряжению Минкульта СССР из запасников московских и ленинградских музеев, в основном - работы русских и советских художников. А в 1947 году кишиневский музей получил первую большую дарственную. Несколько тысяч культурных ценностей - европейская гравюра и живопись, произведения знаменитых русских художников из коллекции Павла Шиллинговского, а также работы самого мастера гравюры и искусства оформления книги (лучший образец его книжного дизайна – иллюстрация «Одиссеи» Гомера в духе древнегреческой чернофигурной керамики), а также портретиста были переданы музею вдовой художника, согласно его завещанию. Шиллинговский родился в Кишиневе в 1881 в семье художника-декоратора, жил в Петербурге (затем Ленинграде), преподавал в Академии Художеств, умер в 1942 во время блокады.
В начале 60-х вдова А. Плэмэдялэ, жившая в Кишиневе, подарила нашему музею скульптуры этого замечательного мастера. Существенную роль в пополнении фонда музея сыграли и еще несколько крупных дарственных. В частности, дар дочери Огюста Байяра, сделанный в 60-х и в 2005 гг. Наряду с работами ее знаменитого отца передана большая коллекция бессарабских художников рубежа 19-20 вв. - полотна его учеников и сподвижников, отличающиеся хорошей школой (они учились в Европе, России), самобытностью и талантом. Имеется в фондах молдавское и русское театрально-декорационное искусство, представлен, хотя и фрагментарно, русский модерн. Особую ценность имеют полотна западно-европейских живописцев голландской школы 17 века и позднего итальянского Возрождения. Большинство картин безымянно. Установить авторство крайне сложно, так как возможности проводить атрибуцию самостоятельно у нас крайне ограничены. Работа в этом направлении ведется, но и безымянность полотен не умаляет их художественной ценности.
Но когда же это поистине замечательное собрание музея предстанет перед взорами посетителей не в таком усеченном виде, как нынче? Сегодня все периоды искусства теснятся в нескольких залах в здании б. гимназии Дадиани по адресу ул. 31 Августа, 115.
За реставрацию домов Херца и Клигмана, более 40 лет не ремонтировавшихся, наконец-то взялись в 2004 году. Планировалось в 2007 году завершить работы по реконструкции крыш и фасадов, а весь проект реставрации закончить до августа 2008 года. Зачем же остановка? Ведь финансирование, пусть и недостаточное, было. Дом даже засверкал новенькой краской и крытыми медью куполами. Оно приостановлено только в этом, 2010 году, причем, из 2 млн. леев, запланированных в 2009-м, было выделено всего 800 тыс. Как пояснил нам директор музея Тудор Збырня, работы по фасадам домов Херца и Клигмана госкомиссией приняты не были. Качество «реставрации», проведенной с грубейшими нарушениями технологий, вынуждает заняться ею заново. Будет воссоздана, в соответствии с первоначальным видом, лепнина фасада, плохо сохранившаяся, а на одном из этапов горе-реставрации и вовсе утраченная, и другие элементы декора, восстановлен практически уничтоженный «реставраторами» интерьер. Предполагается, что центральный вход в музей будет находиться в новой, возведенной взамен советской и снесенной в процессе реставрации галерее, соединяющей здания. Но о сроках сдачи зданий в эксплуатацию пока даже говорить не приходится.
Реставрация зависла на стадии архитектурного проекта из-за отсутствия фондов. Проблема усугубляется и отсутствием квалифицированных специалистов-реставратов (от архитекторов и инженеров до рабочих) в стране, невозможно обойтись и без приглашения консультантов из-за рубежа. Но основной камень преткновения – финансирование. Будут деньги – вернутся кишиневцам прекрасные здания – памятники архитектуры.
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4189
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Дома Клигмана и Херца
Вы удивляетесь, украли медные трубы! Вероятно вы не знаете, что в лихие 90-е с Музея за одну ночь сняли все литые из алюминия парапетные решетки. Их воссоздавали благодаря архиву АО"Рестаураторул"
Re: Дома Клигмана и Херца
Фото от Stass
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Дома Клигмана и Херца
Ещё одна однотипная открытка ( могли бы хотя бы снять через дорогу , что-ли ) ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4189
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Дома Клигмана и Херца
Эти вопросы нужно задавать Озеленителям. Практически ни одно здание не возможно отснять полностью, а тут исхитрились.Дмитрий Л. писал(а):Ещё одна однотипная открытка ( могли бы хотя бы снять через дорогу , что-ли ) ...
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Дома Клигмана и Херца
Согласен , можно снять ранней весной , фотография всё равно чёрно-белая .Смолин Евгений писал(а):Эти вопросы нужно задавать Озеленителям. Практически ни одно здание не возможно отснять полностью, а тут исхитрились.Дмитрий Л. писал(а):Ещё одна однотипная открытка ( могли бы хотя бы снять через дорогу , что-ли ) ...
Меня интересуют те домики до ул.Лазо . Нет нормальной фотографии , все вскользь ...
Re: Дома Клигмана и Херца
Часто бывал в том дворе. Там жил мой одноклассник.Дмитрий Л. писал(а): Меня интересуют те домики до ул.Лазо .
-
- Гражданин
- Сообщения: 4174
- Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
- Откуда: Кишиневъ
Re: Дома Клигмана и Херца
Да , но фотографий нет .steinchik писал(а):Часто бывал в том дворе. Там жил мой одноклассник.Дмитрий Л. писал(а): Меня интересуют те домики до ул.Лазо .
-
- Гражданин
- Сообщения: 1123
- Зарегистрирован: 07 мар 2011, 16:06
Re: Дома Клигмана и Херца
Фото с календарика за 1975. Извиняйте за качество - телефон левый.
Corax выкладывал фото за 74-й год, но с другого ракурса. Странно, что посетители одни и те же.
Corax выкладывал фото за 74-й год, но с другого ракурса. Странно, что посетители одни и те же.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.