Из "Кишинёвского Обозревателя"
Сохранилось фото элегантного здания, которое стояло на углу улиц Михайловской (теперь - ул. Еминеску) и Шмидта (теперь - ул. Митрополит Варлаам). Это "прародитель" нашего "Одеона". Дом в 1909 году построил для собственных нужд Павел Котляревский. Стройка не обошлась без ЧП, о чем поведала читателям газета "Друг" (от 19.07. 1909). Утром 18 июля обвалились шестиметровой высоты подмостки, на которых находились 60 рабочих. Пострадавшие (обошлось без смертельных исходов) обвинили подрядчика Павла Кошелева в том, что конструкцию смастерили из гнилых досок, сэкономив на гвоздях. Они заявили прессе, что купол с карнизом над главным подъездом дома Котляревского, весом в 2000 пудов, поставлен непрочно и угрожает падением.
Сообщение наделало много шума в городе. На объект явилась комиссия в составе двух инженеров, архитектора Владимира Цыганко и даже помощника пристава 2 полицейского участка. Специалисты придирчиво исследовали объект и вынесли вердикт: дом Котляревского строится качественно и никому не угрожает опасностью. Члены комиссии не погрешили против истины. Здание простояло более тридцати лет и непоправимо пострадало во время войны. От всего комплекса осталось здание, где теперь размещается "Одеон".
Дом Котляревского, занимавший большую часть квартала, имел внушительный вид. Хозяин, владевший аналогичным предприятием в Одессе, открыл и в Кишиневе Товарищество по торговле мануфактурой. В 1919 году коммерсанты и промышленники Бессарабии создали Торгово-Промышленную палату, которую возглавил экс-примар города Генрих Пынтя. Деловые люди с первых дней рождения новой структуры стремились обзавестись собственным зданием. Но их планы реализовались только на третий год деятельности, когда Бессарабия получила обильный урожай пшеницы. Он пополнил кассу и упрочил положение общественной организации. В 1922 году Торгово-Промышленная палата за 7 млн лей купила у наследников Котляревского их солидный дом.
*Элегантный офис
Не имея возможности уплатить за недвижимость всю сумму, промышленники взяли в банке "Коммерчиала" ссуду на 5200 000 лей с условием, что погасят долг до 27 марта 1927 года. Увы, из-за очередного неурожая и сокращения сферы своей деятельности Палата, в ведении которой из девяти уездов осталось только три (Кишиневский, Оргеевский, Бендерский) - доходы организации упали до минимума. В 1925 году вместо рассчитанной прибыли в 7658.100 лей Палата инкассировала только 5200.000 лей, т. е. 68% всего бюджета. Отдавая себе отчет, что Палата не сумеет к назначенному сроку рассчитаться с долгом в 4732.240 лей, члены Палаты попросили в Национальном банке заем на 5 млн лей.
В меморандуме, адресованному управляющему банка, бессарабские предприниматели подробно изложили причины, заставившие их сообщество прибегнуть к займу. Они указывали, что Торгово-Промышленная палата могла бы сократить свои расходы за счет прекращения финансирования Коммерческого училища, единственного в Бессарабии учебного заведения такого профиля, на содержание которого Палата (только за два года) израсходовала 1387.869 лей. Палата также могла бы закрыть Биржу, Арбитражную камеру и другие ею субсидируемые структуры. Но, учитывая, писали бессарабские коммерсанты в прошении, с каким трудом эти учреждения создавались и насколько они важны для экономического развития Бессарабии, Палата не может отказать им от финансовой поддержки. Доводы оказались столь убедительными, что Бухарест не отказал просителям в кредите. И в августе 1926 года (в считанные месяцы) на углу Михайловской и Шмидта в здании Торгово-Промышленной палаты открылись кафе "Биржа" и первоклассный ресторан и с еврейской кухней, который вскоре стал любимым местом творческой интеллигенции: кишиневских журналистов, актеров, музыкантов.
Через два года Торгово-Промышленная палата решилась на неожиданный проект. При своем здании она начала строить новый театр, дав ему имя "Одеон". По своей архитектуре и благоустройству он мог рассчитывать на лучший театр Кишинева. Конструкция сцены, величина зала, в котором дальние места также удобны, как и передние, высота зрительного зала равняется 8,5 метрам, усовершенствованная вентиляция - театр обустраивали с широким размахом. Мебель для театра заказали в Вене, на известной фабрике "Tonnet".
На открытии театра (газета "Бессарабское слово" от 1.12. 1928) в присутствии городских властей, прессы, деятелей культуры, президиума Союза коммерсантов и всего совета Палаты Генрих Пынтя, ее председатель, сказал, что коммерсанты выделили театру участок земли в счет арендной платы. Через 15 лет, получив всю сумму аренды, Торгово-Промышленная палата станет собственником театра "Одеон". Сразу после открытия артисты Национального театра блестяще сыграли одноактную комедию "Гордиев узел".
*Дитя промышленников
Вскоре Торгово-Промышленная палата реализовала еще более амбициозный проект. 1 января 1929 года в театре "Одеон" заговорил "великий немой" - в театре открылся кинематограф. Кинотеатр тогда, куда непросто было купить билет, мало отличался от театра. Это был настоящий центр культуры. В фойе для публики, ожидающей начала сеанса, стояли кресла в накрахмаленных чехлах. В буфетах продавали изысканные бутерброды, дорогие напитки, первоклассный кофе. В зрительном зале перед кинофильмом играла живая музыка, демонстрировали парижскую моду на платья и прически.
В день открытия в "Одеоне", на самом лучшем экране города, показали "живую" газету или как потом стали говорить - "киножурнал". Кишиневцы увидели на смотре войск Николая II и других царствующих особ. Потом состоялся показ картины "Княгиня Воронцова", в котором снялись артисты МХТ - Г.Хмара и В.Гайдаров. Нашумевшая в Европе картина стала лучшей рекламой для нового кинотеатра.
Именно в помещении кинотеатра "Одеон" презентовала новую программу наша землячка, всемирно известная оперная певица Лидия Липковская (родители певицы жил на улице Инзова, 3). Выступавшая на самых престижных сценических площадках, артистка, навещая родных, не раз давала концерты в Кишиневе и в городах Бессарабии. Осенью 1932 года, завершив гастроли по краю, певица совместно с труппой Василия Вронского порадовала ценителей вокального искусства программой в трех частях "Улыбка". Спектакль из музыкальных миниатюр прошел с аншлагом. Кроме музыкальных номеров, которые исполняли Лидия Липковская и Александр Вертинский, программа включала сатиру на сюжеты кишиневской жизни под названием "Антрепренер" и частушки. Кинотеатр "Одеон" после этого сценического фейерверка горожане долго называли "Улыбкой".
Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА, Владимир ТАРНАКИН