Кишиневская семинария и митрополия.

История, фотографии старых церквей, молитвенных домов Кишинёва.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1836
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Ionelus » 21 май 2012, 11:02

Здание Митрополии в 1938 или 1939 году.

Что за герб на газоне?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1836
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Ionelus » 21 май 2012, 11:32

Митрополия в 1939-1940 году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение corax » 21 май 2012, 11:57

Ionelus писал(а):
Что за герб на газоне?
Вроде румынский герб и есть.
Но также вроде над ним есть и что-то похожее на стену с зубцами, как на гербе Кишинёва.

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1836
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Ionelus » 21 май 2012, 12:14

corax писал(а):
Ionelus писал(а):
Что за герб на газоне?
Вроде румынский герб и есть.
Но также вроде над ним есть и что-то похожее на стену с зубцами, как на гербе Кишинёва.
Прочел немного истории и пришел к выводу, что это герб муниципия Кишинэу.
În cadrul României Mari, pentru prima dată s-a încercat stabilirea unei steme a Chişinăului. Oraşul a fost declarat municipiu în urma reformei administrativ-teritoriale din 1925, iar stema lui, elaborată de Comisia Consultativă Heraldică de pe lîngă Ministerul de Interne al Regatului, s-a introdus prin decretul regal din 31 iulie 1930, cu următoarea descriere oficială: Pe scut albastru, o acvilă de aur, cu aripile lăsate în jos, privind spre dreapta. Peste tot: stema Moldovei. Scutul timbrat de o coroană murală cu 7 turnuri. Simbolizează realipirea acestui vechi oraş moldovenesc la patria-mamă. Acest blazon a fost prima stemă oficială a oraşului.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение corax » 09 июн 2012, 15:54

Повреждённое здание семинарии, 1941 год.
Спасибо Ionelus-у за то, что определил.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение rimty » 04 июл 2012, 16:47

193_001.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение adelina » 30 сен 2012, 22:10

Palatul mitropoliei si postamentul monumentului regelui Ferdinand 1939, 1949.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Nicu
Новичок
Новичок
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 19:58

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Nicu » 01 окт 2012, 01:05

corax писал(а):Повреждённое здание семинарии, 1941 год.
Подобные "повреждения" в июле 1941г. получили почти все здания по обе стороны
проспекта /тогда ,по-моему, улицы/ Ленина от Измайловской до Берзарина.
Нe были оставлены без внимания и все отдельно стоящие крупные и стратегически важные объекты
во всех частях города - перечислять не буду, их много. Свидетелем сего мне довелось быть,
будучи 13-летним кишинёвским мальчуганом.

Khodak
Новичок
Новичок
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 15:57

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Khodak » 09 дек 2012, 17:25

Помогите разобраться, почему Покровская церковь при Кишинёвском архиерейском доме на территории митрополии также упоминается и как Крестовая. Вероятно либо речь идёт о двух различных храмах, либо об одном храме с двумя престолами.

Думаю, этот материал мог бы дать ответ на данный вопрос.
Владимир, иером. Торжество освящение обновленной Крестовой церкви при архиерейском доме в Кишиневе // Кишиневские ЕВ. — 1892. — 1 окт.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение rimty » 16 янв 2013, 21:54

Первые школы в Бессарабии

Вашему вниманию предлагается экскурс о первых школах Бессарабии, которые на территории края появились после присоединения к Российской империи. Этому способствовал митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони).

Владыка Гавриил, посещая приходы епархии, видел, что у большинства священнослужителей края нет никакого образования, а некоторые из них просто не понимают смысла священнодействий.

Решив открыть в Кишиневе духовную семинарию, митрополит Гавриил подал прошение в Святейший Синод. Архипастырь Кишиневский, опираясь на свой личный опыт, предложил устроить Кишиневскую духовную семинарию по образцу Киевской духовной академии, полный курс которой составлял восемь классов. Из них первые четыре считались низшими классами, пятый и шестой - средними, а седьмой и восьмой - высшими классами.

По уставу духовных школ, в семинариях преподавались следующие дисциплины: Священное Писание, догматическое богословие, нравственное богословие, пастырское богословие, пасхалия, герменевтика, философия, история Церкви, христианская археология, словесность, светская история, география, математика, физика. Обязательным было и изучение латинского, греческого и древнееврейского языков, а немецкого и французского - факультативным. Курс богословия читал сам ректор или префект, поскольку это был главный предмет духовной семинарии.

Митрополит Гавриил, будучи уверен, что получит положительный ответ из Святейшего Синода, уже 30 сентября 1812 года издал указ об учреждении в городе духовной семинарии. В своем указе митрополит Гавриил определил и цели семинарии: «В школе должны обучаться дети как духовенства, так и иных сословий. Учащиеся своей образованностью и примерным поведением будут производить благоприятное впечатление на соседние народы, формируя у них положительный образ российского руководства этим краем».

Преподавательский состав школы был сформирован из лиц, которые сотрудничали с владыкой еще в бытность его Экзархом Молдовы и Валахии. Многие из них были выпускниками Киевской духовной академии. Главой духовной семинарии был назначен протоиерей Петр Куницкий, бывший до этого ректором Ясской духовной школы, а ранее преподавателем Полтавской духовной семинарии. Префектом - Иван Нестерович, преподававший в Киевской духовной академии и в Ясской школе. Должность эконома занял Исидор Гербановский. Предполагалось открыть сразу два класса: подготовительный и грамматический. Преподавателем подготовительного класса должен был стать Исидор Гербановский, а преподавателем грамматического - Иван Нестерович.

Таким образом, к октябрю 1812 года практически все было подготовлено к началу занятий. Однако открытие духовной семинарии пришлось отложить до зимы 1813 года. Главной причиной задержки стало отсутствие подходящего помещения - средств на аренду не хватало, а своего здания для семинарии епархия не имела. Вскоре были найдены две комнаты, в них и проходили занятия до конца 1814 года, а затем семинария была переведена в церковный дом при Кафедральном соборе.

В 1817 году для семинарии построили новый корпус. Это был большой двухэтажный дом длиной 13 сажен, шириной 7 сажен и высотой 6 сажен. На первом этаже находились четыре класса, в которых обучались семинаристы, кабинет ректора, преподавательская комната и больница. На втором этаже также было четыре учебных класса и обширный зал с местом для певческого хора. В зале проходили экзамены, проводились беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения, произносились слова и речи, с которыми обращались к ученикам студенты высших классов. Здесь же, на втором этаже, разместилась библиотека, где хранились книги, отпечатанные в Кишиневской типографии и подаренные митрополитом Гавриилом духовной семинарии.

Другая сторона главного семинарского корпуса была отведена благородному юношеству Бессарабского края. За этим зданием находились кухня, пекарня, склад с погребом, сарай, несколько жилых помещений, конюшня и кучерское жилье. Позади всех построек был разбит великолепный сад.

В 1861 году был заложен фундамент семинарской церкви в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и по окончании строительства в феврале 1862 года храм был освящен.

В конце 70-х годов XIX столетия началась реконструкция семинарского корпуса, которая завершилась спустя 20 лет при епископе Иакове. На месте старого корпуса было построено новое четырехэтажное здание.

Открытие Кишиневской духовной семинарии состоялось 31 января 1813 года. Торжество началось в храме Божественной литургией, по окончании которой был отслужен молебен. В конце праздничной церемонии был зачитан приказ об открытии Кишиневской духовной семинарии. Учителям вручили списки учеников, и учебный год начался. Первым ученикам семинарии было от 8 до 12 лет.

В состав семинарского правления входили ректор, префект и эконом. Правление следило за учебным и воспитательным процессами, рассматривало ведомости успеваемости и поведения учеников, утверждало педагогические кадры, наблюдало за их деятельностью, проверяло ежедневные, ежемесячные и годичные планы, а также определяло, какие учебники необходимо использовать в процессе обучения. В число обязательных предметов входили богословие, логика, риторика, философия, история, география и математика. И языки: молдавский, русский, греческий и латинский. Факультативно изучались французский и немецкий. Кроме того, готовя семинаристов к пастырскому служению, преподаватели старались привить им любовь к молитве и к церковным службам. Они говорили с учениками о преданности Отечеству, о почитании родителей, о целомудрии и добродетелях. О суетности мира сего и о том, что необходимо бороться с искушениями. Любовь к Богу и к ближним будет для них тем маяком, который поможет им не сойти со скорбного и тесного пути, ведущего в Царствие Небесное. А главное, нужно всегда быть искренними, причем не только на словах, чтобы с чистой совестью приступить к великому делу - стать служителем алтаря Господня.

По субботам занятия не проводились, ибо ученики должны были готовиться к вечерней службе. В воскресные дни семинаристы в 7.00 утра собирались в своих классах, куда приходили ректор и префект. Здесь читались Апостол и Евангелие недели, давалось толкование на прочитанные места из Священного Писания и произносились нравственные поучения.

В подготовительном классе семинаристы учились один год. Начинался учебный год в сентябре, а заканчивался в июле публичными экзаменами. Экзамены проходили с 5 по 15 июля с 8.00 до 11.00 часов во всех классах одновременно. По окончании этих экзаменов зачитывались списки учеников и студентов, получивших отличные оценки. Им вручались ценные подарки, в основном книги.

Зарплаты в семинарии были крайне низкими. Так, в 1813 году ректор, бывший одновременно преподавателем богословия, получал 500 леев в год, префект, читавший философию, - 300 леев в год, преподаватели риторики - 200 леев, поэзии - 150, синтаксиса - 150, грамматики - 150, греческого - 500 леев, немецкого языка - 150, молдавского языка - 100, молдавского пения - 100, рисования - 100, арифметики - 50, истории - 50 и географии - 50 леев.

За воспитательный процесс в Кишиневской духовной семинарии отвечал префект. Он должен был следить за тем, чтобы воспитанники исправно посещали занятия, не отлучались из Кишинева без разрешения руководства, вовремя возвращались после каникул, чтобы у них было все необходимое для учебы. Префект составлял для ректора списки учеников с низкой успеваемостью и неудовлетворительным поведением, а также тех, кто пропускал уроки без уважительной причины. При опоздании воспитанника к началу занятий после каникул он обязан был докладывать об этом семинарскому правлению, которое принимало меры для их возвращения в духовную школу.

Непосредственное участие в воспитании семинаристов принимали преподаватели, которые обращались к ним с нравственными поучениями на всех уроках, и так называемые цензоры, или инспектора, которые назначались по одному на класс из учеников того же класса. Инспектора должны были надзирать за порядком: посещать квартиры учеников и следить за их поведением.

Кишиневская семинария стала поистине рассадником просвещения в Бессарабии. В период с 1813 по 1913 год Кишиневскую духовную семинарию окончили почти 2500 человек. Наибольшее число учеников (235) было в 1819 году. Основную часть воспитанников составляли ученики низших классов. До 1820 года светских детей в семинарии было намного больше, чем из духовенства, но позднее их соотношение изменилось. Светские ученики были из среды военных, дворян, мещан, купцов и частично из простонародья. Возраст учеников колебался от 6 (3 ученика в 1818 году) до 28 (1 ученик в 1817 году) лет.

Это были высокообразованные люди, которые в дальнейшем подвизались на разных поприщах. Однако в первую очередь семинария готовила священнослужителей - почти весь контингент пастырей Бессарабии состоял из ее бывших питомцев.

Учреждение Благородного пансиона

Кроме духовной семинарии в крае действовали и другие учебные заведения. В 1816 году дворяне Бессарабии обратились к митрополиту Гавриилу с просьбой устроить при Кишиневской духовной семинарии особое учебное заведение, где обучение проводилось бы по семинарской методике. 16 ноября 1816 г. владыка подал прошение императору Александру I об учреждении при Кишиневской духовной семинарии Благородного пансиона для детей дворян и чиновников. «Ибо молдавские бояре, - писал Кишиневский архипастырь, - не хотят видеть своих детей лишенными духовной пищи».

Главная цель организации этого учебного заведения состояла в том, чтобы подготовить высокообразованных чиновников для пополнения кадров местной администрации. За пять лет дети должны были усвоить молдавский, русский, французский и немецкий языки. Окончившие полный курс обучения выпускались в чине XII класса Табели о рангах и могли поступать на гражданскую службу или в университеты.

После получения высочайшего разрешения открыть Благородный пансион, была образована его администрация, в которую вошли директор, инспектор и эконом. Должность директора пансиона занял ректор Кишиневской духовной семинарии, а инспектор и эконом были назначены митрополитом Гавриилом. Лекции здесь читали в основном преподаватели семинарии. В пансион принимались дети 8-12 лет. Их содержание оплачивали родители. Но, как правило, 10-12 учеников обучались за счет школы, так что возможность получить образование была и у детей из бедных семей. Общее же число учащихся в Благородном пансионе доходило до сорока.

Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 15 июля. В пансионе было четыре класса с двухгодичным курсом обучения в каждом. Таким образом, весь курс составлял 8 лет. В течение этого времени учащиеся получали знания в самых разных областях. Они изучали Закон Божий, русский, греческий, молдавский, латинский, немецкий и французский языки. А также риторику, поэзию, историю (российскую и всемирную), географию, математику, философию и юриспруденцию. Кроме того, им преподавали пение и рисование. По окончании учебного года ученики сдавали экзамены. Пансион был закрытым заведением.

Благородный пансион, образованный при содействии митрополита Гавриила, стал первым светским учебным заведением, хотя и подчиненным церковным властям.
Пансион сыграл немалую роль в развитии и распространении образования в этом крае. Его выпускниками были братья Хаждеу, К. Негре, А. Руссо, А. Донич, К. Стамати и другие видные общественные деятели.


Видные выпускники Кишиневской духовной семинарии:

Кишиневская духовная семинария за годы своего существования воспитала целую когорту талантливых учеников. Среди них были выдающиеся иерархи, заслуженные священники, видные ученые, композиторы, врачи. Вот некоторые из них:
Митрополит Арсений (Стадницкий) Новгородский. Один из кандидатов на патриарший престол в 1917 году.
Архиепископ Варлаам (Чернявский) Минский.
Архиепископ Севастиан (Вести) Костромской.
Протоиерей Михаил Чакир. Перевел на гагаузский язык Ветхий и Новый Заветы, многие молитвы, акафисты, краткую историю Церкви и др. Его поэтому нередко называют равноапостольным.
Архимандрит Анатолий (Тихай). Японский миссионер. Трудился более 20 лет вместе со св. равноапостольным Николаем (Касаткиным).
Священник Алексей Матеевич. Магистр богословия. Написал Limba noastră, нынешний гимн Республики Молдова.
Священник Михаил Березовский. Известный композитор и регент Кишиневского кафедрального собора. Ему принадлежат многие церковно-музыкальные произведения.
Владимир Бушила. Доктор медицинских наук. Окончил медицинский факультет Бухарестского университета.
Мартирий Галин. Доктор медицинских наук. Окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Был главным врачом Киевского военного госпиталя.
Константин Дашкевич. Доктор медицинских наук. Окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию.
Петр Козак. Доктор медицинских наук. Окончил медицинский факультет Бухарестского университета.
Виктор Крэсеску. Писатель.
Александр Плэмэдялэ. Скульптор.
Симеон Савицкий. Доктор медицинских наук. Окончил юридический факультет Новороссийского университета и Медико-хирургическую академию.
Георгий Самурян. Сотрудник МИД Румынии. Окончил филологический факультет Ясского университета и Санкт-Петербургский университет.
Михаил Стадницкий. Доктор медицинских наук. Окончил Медико-хирургическую академию.
Полихроний Сырку (поменял фамилию на Сирков). Доктор славянской филологии и преподаватель Санкт-Петербургского университета. Окончил С.-Петербургский университет. По поручению Академии наук в двух томах описал все рукописи епископа Порфирия (Успенского), а затем отредактировал дневник владыки Порфирия, изданный под названием «Книга моего бытия».

Иеромонах Ириней (Тафуня), кандидат богословия,

16. 1. 2013 http://pan.md

Аватара пользователя
luckyfox
Новичок
Новичок
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 11:21
Откуда: Верона, Италия
Контактная информация:

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение luckyfox » 20 янв 2013, 22:18

corax писал(а):Вид на Александровскую улицу и комплекс митрополии.
Панорама сделана примерно в 1910 г - Епархиальный Дом только строится.
(со странички на фэйсбуке Юрия Колесника)
Позвольте несогласится, думается мне что здание Серафимского дома уже было готово в момент когда была сделана эта панорама. Или раскажите о ваших догадках в сторону 1910 года.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение corax » 20 янв 2013, 23:15

luckyfox писал(а): Позвольте несогласится, думается мне что здание Серафимского дома уже было готово в момент когда была сделана эта панорама. Или раскажите о ваших догадках в сторону 1910 года.
Да, тут снято скорее всего с уже построенного Серафимовского дома :yes:
А с чего взята изначальная догадка про 1910 - у этой панорамы есть левая часть, где явно ведётся какое-то строительство (я принял это за строительство Епархиального Дома), к тому же ещё не электрофицирован трамвай (1913 год).
А если принять, что здание уже выстроено, с него фотографируют и трамвай ещё конка - то тогда, допустим, уже 1911-1913.
Погрешность невелика :)

Аватара пользователя
luckyfox
Новичок
Новичок
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 11:21
Откуда: Верона, Италия
Контактная информация:

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение luckyfox » 21 янв 2013, 19:21

Хотя вероятно вы правы и это 1910, кажется это деревянные сваи в кадр попали а не элемент уже готовой крыши Эпархиального.
А фото сзади здания митрополии у кого есть? очень интерестно и надобно увидеть со двора.
Спасибо.

Аватара пользователя
luckyfox
Новичок
Новичок
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 11:21
Откуда: Верона, Италия
Контактная информация:

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение luckyfox » 31 янв 2013, 21:33

Никак не могу найти румынского названия здания так называемой митрополии. И вообще информации в интернете на счет этого здания совсем мало. :roll:

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение adelina » 31 янв 2013, 22:50

Palatul arhiepiscopal
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13119
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение corax » 31 янв 2013, 22:54

luckyfox писал(а):Никак не могу найти румынского названия здания так называемой митрополии. И вообще информации в интернете на счет этого здания совсем мало. :roll:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Khodak
Новичок
Новичок
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 15:57

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Khodak » 31 янв 2013, 23:34

Я уже задавал вопрос, но так никто и не ответил. Поэтому, простите, повторюсь: не может ли кто-нибудь пояснить, почему церковь в митрополии (архиерейском доме) называется то Крестовая, то Покровская?

И ещё подскажите, для чего служило старое здание консистории после того, как её перенесли в Серафимовский епархиальный дом?

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение Смолин Евгений » 06 фев 2013, 20:25

Семинария.jpg
Вроде не было. Уличное освещение и светофор.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение adelina » 07 фев 2013, 14:00

steinchik писал(а):.. Гавриил Бэнулеску-Бодони, назначенный на эту должность в 1812 году, построил и здание митрополии – роскошное, двухэтажное, все в мраморе, бронзе и дорогом паркете, - рассказывает Аурел Маринчук. Здесь были все российские императоры, навещавшие Кишинев, а потом - румынские короли. Но в 1941 году митрополия была уничтожена, а в резиденции митрополита разместили дворец пионеров. Еще во время землетрясения 9 ноября 1940 года здание было повреждено. Постепенно отсюда исчезали мебель, ковры, паркет, фаянсовые печи. В 1950 году я застал здесь уже одни стены. В здании разместили сад-театр «Победа» (садик был во дворике), ликвидированный в 1959 году, когда началось строительство нынешнего здания правительства. У стен здания митрополии были могилы знаменитостей ..
viewtopic.php?f=9&t=25&p=35563&hilit=%D ... %BA#p35563

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишиневская семинария и митрополия.

Сообщение rimty » 12 фев 2013, 22:44

Газета "Новое время" 12 февраля (30 января) 1913 года:

В Кишиневе начались юбилейные торжества 100-летия духовной семинарии.

Ответить

Вернуться в «Старые церкви Кишинёва»