Интереснейшая статья, в которой утверждается, что первые в Росссии автобусы и легковые такси появились в Кишинёве.
Текст взят с
http://chisinaul.blogspot.com, но автор статьи там, к большому сожалению, не указан.
"В начале XX века произошло зарождение автомобильного транспорта в России, в основном это коснулось южных и западных губерний. В Бессарабии развитие автомобилизма во многом сдерживалось бездорожьем, хотя по количеству шоссейных и мощенных дорог Бессарабия была среди других губерний России не последней. Первые дороги с твердым покрытием, как и все главные достижения цивилизации, появились в городах. В городах же зародился наземный транспорт вообще и автомобильный в частности. В те годы автомобилями владели в основном состоятельные люди и служили они, как правило, развлекательным целям. Первое десятилетие нынешнего века следовало бы назвать «бензино-моторным». Дымящее детище века было водружено на первые автомобили — «самодвижущиеся кареты», чьи фотографии сейчас вызывают улыбку не только у автомобилистов. Оно позволило построить первые летательные аппараты тяжелее воздуха — аэропланы, чьи прыжки в воздух, а не полеты, вызывали тогда такую же сенсацию, как нынешний выход человека в открытый космос. «Автомобильному» увлечению куда больше лет, чем «аэропланному». Это увлечение набирало силу рывками. Но постепенно захватило всех. Сергей Исаевич Уточкин, кумир Одессы, знаменитейший в России яхтсмен, велогонщик, тотчас пересел на автомобиль. (Впрочем, стоило появиться первым аэропланам, как он забросил автомобиль и стал одним из пионеров русской авиации, стяжав на этом поприще та кую же славу, как на всех предшествующих).
Автомобильная горячка «поразила» и Кишинев. В тишайшей бессарабской столице тоже появились свои поклонники автомобилизма. Разумеется, ими могли стать лишь люди состоятельные. И как они вкладывали свои средства в породистых рысаков, заводили конюшни, участвовали в бегах, так и в 1908—1910 гг. стали приобретать механических «лошадей» и строить для них конюшни-гаражи. В февральском номере журнала «Спорт и наука» №9 за 1909 г. автор этих строк натолкнулся на заметку «Автомобильное сообщение Кишинев-Костюжены", где сообщалось о первых такси и автобусах в Кишиневе. Их завел местный спортсмен и любитель автомобиля; крупный бессарабский землевладелец М. Ф. Суручан. Заметка как заметка, ничего вроде бы из ряда вон выходящего в этом факте: автомобиль уже тогда по афористическому лозунгу Остапа Бендера был не роскошью, а средством передвижения. Но далее сообщалось нечто такое, что заставило выделить эту заметку. Дело в том, что владелец М.Ф. Суручан учредил в Кишиневе автомобильный гараж и стал первым в России организатором регулярного автомобильного пассажирского движения между городом и селом. И автор заметки сетовал на то, что его примеру не последовали в ближайшей Одессе, где больше автомобилей. Журнал напечатал и снимки. В Бессарабии организаторам первых автобусов и такси пришлось в те годы начать борьбу с извозчиками за сферы влияния. Ибо, как писал журнал «шестнадцать верст, по ровному и хорошему шоссе они (автобусы — их в гараже Суручана было два) пробегали очень быстро». Указана и такса за проезд: «цена одного пассажирского места 25 копеек» (извозчики, по свидетельству старожилов, требовали полтину). На втором снимке — легковые автомобили "Берлиет" и «Де Дион Боутон». Последите, как говорится в заметке, «предназначены для найма по соглашению». Тогдашние такси были без «шашечек» и зеленого огонька. Итак, первые в России автобусы и легковые такси появились в Кишиневе.
До появления автобусов перевозки пассажиров, Бессарабии осуществлялись на переоборудованных грузовых автомобилях "Уайт". Эти автомобили собственностью одного из первых шоферов Бессарабии Николая Христофоровича Михайлова. Кстати, этот старейший автомобилист в 1908 г. дал возможность кишиневцам впервые увидеть легковой автомобиль «Берлиет», который он перегнал из Одессы для крупнейшего бессарабского помещика П.Синадино и несколько лет был у него личным шофером. При беседах в шестидесятых годах Н. X. Михайлов вспоминал: «П. Синадино степенно выходил из своего дома и подходил к автомобилю. Сразу в него не садился, а самодовольным взглядом скользил по изумленным прохожим, никогда еще не видавшим диковинного аппарата, и только потом взбирался на машину. Восторги публики помещик относил, понятно, на свой счет». Но жизнь распорядилась так, что в истории развития автомобилизма в Бессарабии было вписано не имя помещика П. Синадино, а того неприметного шофера, который сидел за рулем первой в городе машины ... Н. Х Михайлова. Потом Н. X. Михайлов продолжил разговор: «Мне много раз доводилось видеть «живые» автомобили, бегающие по улицам Кишинева в те далекие годы, и я всегда подолгу глядел им вслед с каким-то необъяснимым смятением в душе. Словно та далекая «самодвижущая карета» вторглась в сегодняшний день, путала мои карты и увлекала мои мысли к первым страницам истории автомобильного транспорта».
Первым водителям, в те годы приходилось нелегко. Отношение к автомобилям было настороженным, если не сказать, враждебным. Водителей обязывали предпринимать все для того, чтобы лошади не пугались автомобиля, а в дождливую погоду езда со скоростью более шеcти вepст в час вообще запрещалась. Словом, первые правила дорожного движения в Кишиневе состояли почти из одних ограничений и запрещений. С увеличением количества автомобилей в Бессарабии, возникла необходимость подготовки шоферов, первое время их обучали частным образом за определенную плату, но потом стали организовывать курсы. Газета «Бессарабская почта» 19 апреля 1923 г. поместила объявление о наборе на постоянно действующие курсы по подготовке шоферов, где "сообщалось, что теоретическими занятиями руководит городской инженер М. И. Подоба, а практические работы в мастерских и езда на автомобиле ведется под личным руководством директора гаража К. Я. Балиоз». При этих курсах были свои собственные ремонтные мастерские, которые по «самым минимальным ценам принимали в средний и капитальный ремонт автомобили и двигатели внутреннего сгорания многих заграничных марок». А в 1926 г. эти курсы продолжали работать при центральном гараже «Дженром. Задача курсов состояла в том, чтобы дать будущим шоферам первоосновы знаний по специальным дисциплинам и практические навыки по вождению автомобилей. По окончанию курсов учащиеся получали аттестат на звание шофер-механик и право работать по специальности. И хотя подготовка этих кадров оставляла желать лучшего, это тем не менее, была сила, способная сдвинуть дело автомобилизации с места.
В уездных городах Бессрабии, в том числе и в Кишиневе, постепенно стали появляться и заправочные станции, которые обеспечивали владельцев автомобилей бензином и массами. Горючее отпускалось за наличный расчет и на руки выдавалось квитанция, и которой указывалась цена на каждый вид топлива. Станции работали все дни недели, кроме воскресенья, с утра до позднего вечера, обслуживая автомобилистов. Ремонтом и обслуживанием автомобилей занимались, в основном, владельцы небольших частных мастерских, а потом появились фирмы, хотя и с довольно примитивным оборудованием. Одна из авторемонтных мастерских в те годы находилась в г. Кишиневе по ул. Александри, 18 где сейчас располагается среднее профтехучилище №7, а вторая по ул. Бендерской, 6. Таковы страницы истории развития транспорта Бессарабии тех лет."