Исторический рассказ (рабочий материал)
Бой на станции ДРОКИЯ…
На днях, мы жители города Дрокия, будем отмечать, 72 -ю годовщину освобождения г. Дрокия от немецко-фашистских захватчиков. По правде говоря, пока нет точной даты освобождения города, возможно (а я уверен) что где то в военных архивах в документах 2-го Украинского Фронта(УФ) есть точная дата где докладывается, что боями освобождено станция (ст.) Дрокия. Но пока доступ к таковым документам у меня ограничен.
Исходя из информации той что я смог собрать, а это документы-оперсводки и боевые донесения (Б-д), карты и наградные листы(Н-л), свидетельские показания ветеранов то я пришел к выводу что 23 марта 1944г. можно считать днем освобождения города от немецко-фашистских оккупантов.
По данным боевых действий, и если смотреть на картах 2 УФ в ходе проведения Уманской – Ботошанской стратегической операции, то четко видим что после прорыва ,,голубой линии,, (фронта по р. Днестр) противоборствующая сторона сумела укрепиться на вторую линию обороны. Таким образом на карте боевых действий 2 УФ линия фронта к 18-22 марта 1944, пролегала в 2-3 км от ст. Дрокия. и тянулась от северной части с. Баронча Ноуэ, в сторону г. Дрокия за нынешней объездной дорогой далее в сторону с. Шурий Ной.
На этом участке фронта наступал 857-ой Стрелковый Полк(Сп) 294-ой Стрелковой Дивизии(Сд) 73-го Стрелкового Корпуса(Ск) 52-ой Армии(А) 2-гоУФ. Перед ними стояли в обороне смешанные подразделения 8-ой немецкой Армии, которые в ходе прорыва фронта войсками 2 УФ были отрезаны от своих главных сил. Но на ст. Дрокия, главная противоборствующая сила были румынские кавалеристы, 12-го Кавалерийского Полка - Кэлэрашь - (Regimentul 12 Călăraşi din garnizoana Roman) штаб который находиться в селе Цариград.
Исходя из данных Н-л. видно, что уже 21 марта бойцы 857Сп предприняли первые атаки по взятии ст. Дрокия, но сумели лишь укрепиться на окраине города. В этом бою отличились бойцы 2-ой Стрелковой роты (Ср.) под командованием Мл. л-нта Гущина Н.Ф. и 1-я минометная рота, под командованием ст. сержанта Мельников И.Ф. которые 21-22 марта 1944г. дважды отразили контратаки румынских кавалеристов (до 300 коников) и до батальона немецкой пехоты. Сам мл. л-нт Гущин со своей ротой отразил контратаки 2 эскадронов кавалеристов. Противник в этих двух контратак потерял до 100 солдат и офицеров убитыми и 120 человек попало в плен, и взяты большие трофеи.
Особое внимание уделялась в прямом смысле ст. Дрокия, так как здесь на платформах и в вагонах стояло множество боеприпасов, техники и прочего военного трофея, которая ждала эвакуацию в г. Бельцы.
Раннего утра 23 марта, бойцы 2 –й Ср. мл. л-та Гущина вели бои за взятии самой станции Дрокия, а также по удержании нового рубежа, и отбивали очередные контратаки 12 Кавполка. Противник силою до батальона смешанной пехоты (немецких и румынских солдат,) и два эскадрона кавалерии, 25 марта предпринял двух контр атак, по взятии ст. Дрокия. Контратаки успеха не имели, они успешно были подавлены, бойцами 1-ой стрелковой роты, под командованием ст. л-нта Ермакова Н.Е. Последняя контратака на ст. Дрокия была предпринята кавалеристами со стороны долины ,,Валя Цариградулуй,, в направлении ,,Валя Вией,,, это место где сегодня комсомольское озеро, парк и кирпичный завод. В долине ,,Валя Вией,, среди кустов виноградников стояла ст. р-та мл. л-на Гущина, которая успешно отразила эти контратаки. Известно, что уже 24 марта 1944г. ст. Дрокия была под контролем войсковых подразделений 857 Сп. Во время предпринятых контратак 21-25 марта 12-й Кавполк потерял большое количество личного состава, убитыми 150 чел. и попало в плен около 500 чел. Это и привело к тому что 25 марта 1944г. во время освобождения соседнего с. Цариград, 12 КавПолк был полностью разбит, и больше он на территории Молдавии не формировался.
В ходе боев за ст. Дрокия в бою не погибло не одного солдата РККА, но было много раненых, часть из них от тяжелых ран скончались позже в тыловых госпиталях, и были похоронены соответственно по месту расположения госпиталя.
За смелость и мужество в боях за ст. Дрокия и уничтожение 12 Кавполка, было присвоено к награде множество солдат и офицеров, среди которого было присвоено звание Героя Советского Союза мл. лейтенанту Гущину Николаю Федоровичу.
Автор: Роман Гуцу – командир Поисковой Патриотической Группы ,,GLORIA,,
г. Дрокия. 2015
Бой на станции ДРОКИЯ… март 1944
Модератор: rimty
Вернуться в «Дрокия (Drochia)»
Перейти
- История Кишинёва
- Улицы Кишинёва
- ↳ Пригороды и районы Кишинёва
- Здания Кишинёва
- Старые церкви Кишинёва
- Синагоги Кишинёва
- Кишинёвские кладбища
- Учебные заведения Кишинёва
- Кишинёвский транспорт
- ↳ Кишинёвские конка и трамвай
- ↳ Кишинёвский троллейбус
- ↳ Кишинёвский автобус
- ↳ Маршрутные такси Кишинёва
- ↳ Междугородное и международное автобусное сообщение
- Военный Кишинёв
- Памятники Кишинёва
- ↳ Фонтаны Кишинёва
- ↳ Арки Кишинёва
- Жители Кишинёва
- ↳ Градоначальники Кишинёва
- Архитекторы Бессарабии и Молдовы
- Парки Кишинёва
- Торговля и промышленность Кишинёва
- ↳ Гостиницы Кишинёва
- ↳ Магазины и рынки Кишинёва
- ↳ Заводы и фабрики Кишинёва
- ↳ Старые фотоателье Кишинёва
- ↳ Рестораны и кафе Кишинёва
- ↳ Выставки в Кишинёве
- ↳ Банки, кредитные и финансовые учреждения Кишинёва
- ↳ Мельницы Кишинёва
- Медицинские учреждения Кишинёва
- Театры, кинотеатры, музеи...
- ↳ Кинотеатры, телевидение, фильмы
- ↳ Фильмы, снимавшиеся в Кишинёве
- ↳ Театры Кишинёва
- ↳ Музеи Кишинёва
- Спорт. Спортивные сооружения Кишинёва.
- Кишинёв сегодня
- Железная дорога на территории Бессарабии и Молдовы
- ↳ Бельцы - Рыбница - Слободка
- ↳ Ревака - Каинары
- ↳ Железнодорожный транспорт и Кишинев
- ↳ Окница - Атаки
- ↳ Расписания движения и маршруты поездов в Молдове
- Авиация и водный транспорт Бессарабии и Молдовы
- ↳ Авиапарк
- ↳ Водный транспорт
- История Бессарабии и Молдовы
- ↳ Войны на территории Бессарабии и Молдовы
- ↳ Бессарабия во Второй Мировой Войне
- ↳ Наземный транспорт на территории Бессарабии и Молдовы
- ↳ Санатории, лечебницы и дома отдыха в Молдове
- ↳ Заповедники, реки, природные достопримечательности Молдовы
- ↳ Бессарабцы и гости Бессарабии и Молдовы
- ↳ Усадьбы Бессарабии и Молдовы
- ↳ Микро-ГЭС в Бессарабии и Молдове
- ↳ Памятники на территории Бессарабии и Молдовы
- Населённые пункты Бессарабии и Приднестровья
- ↳ Немецкие колонии в Бессарабии
- ↳ Черноморское побережье Бессарабии
- ↳ Русские сёла в Бессарабии
- ↳ Еврейские сельскохозяйственные поселения в Молдове
- ↳ Белгород-Днестровский (Аккерман, Cetatea Alba)
- ↳ Сороки (Soroca)
- ↳ Бендеры (Tighina)
- ↳ Измаил (Ismail, Тучков)
- ↳ Тирасполь (Tiraspol)
- ↳ Бельцы (Bălți)
- ↳ Оргеев (Orhei)
- ↳ Старый Орхей (Orheiul Vechi, Шехр аль-Джедид) - Бутучень, Требужень, Моровая
- ↳ Хотин (Hotin)
- ↳ Болград (Bolgrad)
- ↳ Хынчешты (Ганчешты, Котовск, Hâncești)
- ↳ Каменка (Camenca)
- ↳ Дубоссары (Dubăsari)
- ↳ Дрокия (Drochia)
- ↳ Рени (Reni)
- ↳ Килия (Chilia Nouă)
- ↳ Кагул (Cahul)
- ↳ Унгены (Ungheni)
- ↳ Рыбница (Rîbnița)
- ↳ Вилково (Vâlcov)
- ↳ Единцы (Edineți)
- ↳ Калараш (Călărași)
- ↳ Ниспорены (Nisporeni)
- ↳ Каушаны (Căușeni)
- ↳ Чадыр-Лунга (Ciadîr Lunga, Çadır)
- ↳ Комрат (Comrat, Komrat)
- ↳ Бричаны (Briceni)
- ↳ Дондюшаны (Dondușeni)
- ↳ Вадул-Рашков (Vadul-Rașcov)
- ↳ Резина (Rezina)
- ↳ Флорешты (Florești)
- ↳ Рашков (Rașcov)
- ↳ Леова (Leova)
- ↳ Фалешты (Făleşti)
- ↳ Татарбунары (Tatar-Bunar, Tătărăști)
- ↳ Сарата (Sarata)
- ↳ Новые Анены (Anenii Noi)
- ↳ Криуляны (Criuleni)
- ↳ Страшены (Strășeni)
- ↳ Шолданешты (Șoldănești, Черненко)
- ↳ Липканы (Lipcani)
- ↳ Окница (Ocnița)
- ↳ Чимишлия (Cimișlia)
- ↳ Штефан-Водэ (Ștefan Vodă, Суворово)
- Монастыри и церкви Бессарабии и Приднестровья
- Оффлайны
- Разговоры обо всём
- Новости форума и сайта