Страница 1 из 9

Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 14 апр 2008, 12:58
corax
Воспоминания о кишинёвском трамвае.

Re: Воспоминания о трамвае.

Добавлено: 14 апр 2008, 13:01
corax
наткнулся на следующий блог:
http://ariman-g.blogspot.com/2005/12/chiinu.html

там человек вспоминает о кишинёвском трамвае следующее:

"Весь город пересекала трамвайная линия №1– от вокзала и далее, по улице Фрунзе, до Скулянки. Я там провел очень много времени, и катаясь в трамваях, и наблюдая их снаружи. Кажется, я знал все их инвентарные номера. Трамвай медленно продвигался между одноэтажными домиками, ужасно гремел и дребезжал. Это был одноколейный путь, и на определенных расстояниях были разъезды, где один трамвай дожидался встречного. Однажды я уговорил проехаться в нем бабушку. Помню, как она была недовольна, осознав, в какую авантюру я ее втянул – в эту медленную езду с грохотом и скрежетом и стояниями на разъездах."

Re: Воспоминания о трамвае.

Добавлено: 29 апр 2008, 18:00
corax
июль 1940 года, Кишинёв
"В городе 3-4 трамвайных маршрута и еще – извозчики. Трамваи – Бельгийского акционерного общества, еще с 1903 года. Строгий кондуктор с сумкой на шее продает билеты. Еще более строгий контролер с усами проверяет билеты и обязательно прощелкивает компостером. Двухколейная линия только на ул. Александровской (центральной), здесь трамваи ходят с летними, открытого типа, прицепами. Подножки – во всю длину прицепа. По ул. Пушкина и ул. Армянской ходят трамваи без прицепов, вагон маленький. Одна колея. Через каждые три квартала устроены разъезды. Подолгу приходится ждать встречного.

Пешком быстрее. В трамваях металлические эмалированные таблички с надписью на латинице «Ворбиць нумай романешты» («говорить только по-румынски»). Если бы не надписи на румынском, даже не подумал бы, что еще три недели назад город был под румынской оккупацией."

http://www.olvia.idknet.com/Mina.htm

Re: Воспоминания о трамвае.

Добавлено: 29 апр 2008, 20:12
steinchik
Этой фотки я ещё никогда не видел. 1950 год. Уже есть троллейбус, но ещё не убраны трамвайные пути. За счёт этого Ленина значительно уже, чем сейчас.
http://bp1.blogger.com/_Z7dXhgsUTWQ/R4j ... enina+1950

Re: Воспоминания о трамвае.

Добавлено: 29 апр 2008, 20:16
corax
спасибо за фотографию!
тоже раньше не видел.. )

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, стапых газетах..

Добавлено: 18 июн 2008, 17:21
corax
· Коночная комиссия при участии представителя бельгийского анонимного общества Ф.Г.Беха приняла решение: установить на Александровской линии конно-железных дорог 16 остановок, на ул. Николаевской – 15, на Армянской и Павловской – 14, на Фонтанной – 5; в местах остановки конки поставить столбы с соответствующей надписью.


. Опубликовано объявление директора дорог господина Беха об учреждении остановочных пунктов. Пассажиров во избежание недоразумений и несчастных случаев просят выходить из вагонов конки, как и входить в обозначенных столбами пунктах.



(из кишинёвских газет 1906 года)

http://www.kn.md

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, стапых газетах..

Добавлено: 20 июн 2008, 12:42
corax
из кишинёвских газет 1906 и 1907 гг.

· Обсуждается проект бельгийского анонимного коммерческого общества, готового наладить движение электрических трамваев, позаботиться об освещении Кишинева.
Предложения иностранцев оказались неприемлемыми для города.
Решено заняться постройкой собственной электрической станции на 5 тысяч лампочек.
(ноябрь 1906)



· Кишиневский трамвай обслуживают 108 кондукторов и кучеров, около 10 контролёров. С обязанностями справляются.
(ноябрь 1907)

http://www.kn.md

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 15 июл 2008, 14:35
corax
Воспоминания княгини Кантакузиной о Кишиневе 30-х

В городе главным видом транспорта был трамвай, существовали также конные извозчики, небольшое количество такси, частные автомобили и экипажи. Курсировали и пригородные автобусы.

Действовали четыре трамвайные линии: по Александровской - от Госпитальной до железнодорожного вокзала; по улице Пушкина; по Армянской, до центрального кладбища; по Николаевской (ныне Колумна) - от Скулянки до вокзала.

Этот вид транспорта очень удобен, и непонятно, почему трамвай потом сняли. Ведь во многих европейских странах им пользуются и сейчас.

Трамвайное хозяйство принадлежало бельгийской концессии. Во главе его стоял директор Павел Францевич де Стерк, он же являлся и бельгийским консулом. (В Кишиневе было также французское, шведское, польское, немецкое и другие консульства.)

П. де Стерк был колоритной фигурой. О нем постоянно писали в газетах и часто иронизировали. Карикатуристы изображали его в виде индюка. Сходство было. Его некоторые поступки шокировали, но было в нем и много очарования. Будучи бельгийцем, он хорошо говорил и по-русски, но с французским акцентом. Жили де Стерки при трамвайном депо. Его жена была русской. Дом славился гостеприимством и приемами.

Вице-директор был тоже бельгиец - Ван Езден, а инженерный состав, специалисты - все местные. Оплачивалась работа хорошо, в конце года полагались премиальные, но согласно контракту дирекция имела право уволить работника в любой момент.

Этот вид транспорта действовал четко, бесперебойно, а кроме того, был экономичен и никакого урона природе и людям не наносил. Во время праздников, особенно на пасхальной неделе, когда все устремлялись на кладбище, к трамвайным вагонам присоединяли открытые платформы с сиденьями, так называемые "прицепки".

Рассказывали анекдотический случай о том, как крестьянина обманул жулик.

Сельский житель, приехавший в город, был поражен количеством трамвайных пассажиров. Спросил рядом сидящего, кому идут деньги от продажи билетов? - Хозяину, - ответили ему. Богатый крестьянин заинтересовался, нельзя ли купить такой трамвай? Собеседник обещал помочь, сославшись на большие связи. Договорились пойти к начальнику, который оформит покупку. Жулик повел крестьянина в большое здание (теперь управление железной дороги) и велел "покупателю" ждать в коридоре. Сам же стал заходить то в один кабинет, то в другой. Наконец сказал, что договорился и сейчас начнут оформлять покупку, но нужно дать аванс. "Я позову, когда документы будут готовы", - с этими словами посредник скрылся в одной из дверей. Крестьянин долго ждал, потом потерял терпение, постучал в дверь, никто не ответил. Открыл - а там выход во двор. Конечно, жулика с деньгами и след простыл...

В городе было также много конного транспорта. Обычно предприниматели держали конюшни с лошадьми и всем необходимым, откупая право у примэрии. Хозяин обеспечивал извозчика соответствующей формой с нагрудным номером. Люди расплачивались за проезд по договоренности, в зависимости от расстояния, длительности поездки и состояния дороги. Были в городе места, где грязь не просыхала и летом. Туда извозчики либо отказывались везти, либо требовали большие деньги.

В разных местах города для лошадей были устроены водопои (платные). На определенных улицах были стоянки для извозчиков, главная - на ул. Пушкина. От нечего делать свободные извозчики сочно переругивались, это был своего рода неподражаемый фольклор.

Летом использовались экипажи, фаэтоны с поднимающимся верхом для защиты от дождя, от солнца. В последние годы все экипажи были на колесах с резиновыми шинами, они не производили такого шума, как железные ободья. Каждый экипаж имел свой номер и два фонаря для ночных поездок. Летом извозчики были одеты в легкие синие армяки, фуражки и сапоги, зимой - в синие, стеганые на вате или шерсти армяки, кэчулы.

Экипаж был рассчитан на троих пассажиров - заднее сидение для двух и откидное сидение для одного. Зимой полагалась теплая полость для ног. Одноконные упряжки были с дугой и колокольчиком. На глазах у лошадей были шоры, чтобы не пугались проезжавших автомобилей.

Если летом извозчик не представлял собой ничего примечательного, то с первым снегом все преображалось. Выезд становился красивым. Легкие сани, иногда красочно расписанные, лошади, покрытые яркими сетками с бахромой и бубенчиками по краям... На таком извозчике хотелось прокатиться по городу даже без особой цели.

Ездили целыми компаниями кататься за город, часто по Костюженскому шоссе, где было много уютных ресторанчиков.

http://www.nm.md/

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 15 июл 2008, 15:45
steinchik
corax писал(а):Ездили целыми компаниями кататься за город, часто по Костюженскому шоссе, где было много уютных ресторанчиков.
Нынешние улицы Асаки и Гренобля.

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 09 авг 2009, 22:15
corax
Из старой газеты мая 1906 г.

"Неподалеку от 2-й мужской гимназии в 11 часов вечера на следовавший по маршруту вагон трамвая N№ 3 напали восемь злоумышленников. Они вытащили из вагона кондуктора и ограбили его. Воров не нашли."

опасная была работа!

найдено тут - http://www.kn.md/?idn=72

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 09 авг 2009, 23:16
Дмитрий Л.
Трамвайчик до поздна ходил :shock: !

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 00:50
steinchik
corax писал(а):Неподалеку от 2-й мужской гимназии
A где находилась 2-я мужская Гимназия?

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 07:32
corax
steinchik писал(а): A где находилась 2-я мужская Гимназия?
На месте бывш. КГБ у бывшего же планетария.

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 08:52
Дмитрий Л.
steinchik писал(а):
corax писал(а):Неподалеку от 2-й мужской гимназии
A где находилась 2-я мужская Гимназия?
Вопросик ... :shock:
Не много уточню coraxа . Основное здание 2й муж. гимназии находилось на месте здание СИБа ( ГКБ) выходящего на ул. Александровскую ( слева от церкви ). За ним , в глубине квартала была площадка для спортивных занятий , а позже плац . К стати : было время когда этот квартал делился пополам улицей ( парралельно Александровской и Гостинной ) . Улица называлась - Фёдоровской и не всегда отмечалась на картах ...

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 08:57
Дмитрий Л.
Пару кадров . Румынская открытка и илюстрация из Альманаха Крушевана :) ...

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 09:16
corax
Дмитрий Л. писал(а): К стати : было время когда этот квартал делился пополам улицей ( парралельно Александровской и Гостинной ) . Улица называлась - Фёдоровской и не всегда отмечалась на картах ...
Кажется, остаток этой улочки ещё остался - проезд между СИБом и жилыми домами как раз посередине квартала.
Но проезд не сквозной, вход только с Лазо.

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 09:57
Дмитрий Л.
corax писал(а):
Дмитрий Л. писал(а): К стати : было время когда этот квартал делился пополам улицей ( парралельно Александровской и Гостинной ) . Улица называлась - Фёдоровской и не всегда отмечалась на картах ...
Кажется, остаток этой улочки ещё остался - проезд между СИБом и жилыми домами как раз посередине квартала.
Но проезд не сквозной, вход только с Лазо.
Думается что это просто подъезд к домам , а улица Фёдоровская была симметрична кварталу ( въезд ниже СИБа ниже центра квартала ) .

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 10:14
corax
Дмитрий Л. писал(а):... а улица Фёдоровская была симметрична кварталу ( въезд ниже СИБа ниже центра квартала ) .
да, так и есть.
по карте - улица делила квартал ровно пополам.
а сейчас - подъезд к дворам проходит ниже СИБа, ниже середины квартала.
Так что - улочка не та.

Re: Кишинёвский трамвай в воспоминаниях, старых газетах..

Добавлено: 10 авг 2009, 10:34
Дмитрий Л.
corax писал(а):по карте - улица делила квартал ровно пополам.
а сейчас - подъезд к дворам проходит ниже СИБа, ниже середины квартала.
Так что - улочка не та.
А вот как располагалась спортивная площадка в районе Фёдоровской ? это вопрос !
Между Александровской и Фёдоровской располаголось само здание и места для площадки было маловато . Может ниже Фёдоровской ? или на месте Фёдоровской ? А сама фёдоровская утратилась для обустройства площадки ?

Кишинёвский трамвай (документы, статьи, разное)

Добавлено: 14 авг 2009, 19:57
Апрель
Сегодня имел возможность смотреть статистические отчеты о работе Кишиневского трамвая за 1915,1916 гг.
По четырем основным маршрутам курсировало 35 вагонов из общего их количества равного 50.
Стоимость билета составляла:
ученический - 3 коп.
прямой - 5 коп.
пересадочный = 6 коп.
пересадочный ученический - 4 коп.
Суточный сбор денег составлял от 12 до 18 тыс. руб.
Вагоны трамвайные имели нумерацию:
1-35,
101-109,
201-206.