Воспоминания княгини Кантакузиной о Кишиневе 30-х
В городе главным видом транспорта был
трамвай, существовали также конные извозчики, небольшое количество такси, частные автомобили и экипажи. Курсировали и пригородные автобусы.
Действовали четыре трамвайные линии: по Александровской - от Госпитальной до железнодорожного вокзала; по улице Пушкина; по Армянской, до центрального кладбища; по Николаевской (ныне Колумна) - от Скулянки до вокзала.
Этот вид транспорта очень удобен, и непонятно, почему трамвай потом сняли. Ведь во многих европейских странах им пользуются и сейчас.
Трамвайное хозяйство принадлежало бельгийской концессии. Во главе его стоял директор Павел Францевич де Стерк, он же являлся и бельгийским консулом. (В Кишиневе было также французское, шведское, польское, немецкое и другие консульства.)
П. де Стерк был колоритной фигурой. О нем постоянно писали в газетах и часто иронизировали. Карикатуристы изображали его в виде индюка. Сходство было. Его некоторые поступки шокировали, но было в нем и много очарования. Будучи бельгийцем, он хорошо говорил и по-русски, но с французским акцентом. Жили де Стерки при трамвайном депо. Его жена была русской. Дом славился гостеприимством и приемами.
Вице-директор был тоже бельгиец - Ван Езден, а инженерный состав, специалисты - все местные. Оплачивалась работа хорошо, в конце года полагались премиальные, но согласно контракту дирекция имела право уволить работника в любой момент.
Этот вид транспорта действовал четко, бесперебойно, а кроме того, был экономичен и никакого урона природе и людям не наносил. Во время праздников, особенно на пасхальной неделе, когда все устремлялись на кладбище, к трамвайным вагонам присоединяли открытые платформы с сиденьями, так называемые "прицепки".
Рассказывали анекдотический случай о том, как крестьянина обманул жулик.
Сельский житель, приехавший в город, был поражен количеством трамвайных пассажиров. Спросил рядом сидящего, кому идут деньги от продажи билетов? - Хозяину, - ответили ему. Богатый крестьянин заинтересовался, нельзя ли купить такой трамвай? Собеседник обещал помочь, сославшись на большие связи. Договорились пойти к начальнику, который оформит покупку. Жулик повел крестьянина в большое здание (теперь управление железной дороги) и велел "покупателю" ждать в коридоре. Сам же стал заходить то в один кабинет, то в другой. Наконец сказал, что договорился и сейчас начнут оформлять покупку, но нужно дать аванс. "Я позову, когда документы будут готовы", - с этими словами посредник скрылся в одной из дверей. Крестьянин долго ждал, потом потерял терпение, постучал в дверь, никто не ответил. Открыл - а там выход во двор. Конечно, жулика с деньгами и след простыл...
В городе было также много конного транспорта. Обычно предприниматели держали конюшни с лошадьми и всем необходимым, откупая право у примэрии. Хозяин обеспечивал извозчика соответствующей формой с нагрудным номером. Люди расплачивались за проезд по договоренности, в зависимости от расстояния, длительности поездки и состояния дороги. Были в городе места, где грязь не просыхала и летом. Туда извозчики либо отказывались везти, либо требовали большие деньги.
В разных местах города для лошадей были устроены водопои (платные). На определенных улицах были стоянки для извозчиков, главная - на ул. Пушкина. От нечего делать свободные извозчики сочно переругивались, это был своего рода неподражаемый фольклор.
Летом использовались экипажи, фаэтоны с поднимающимся верхом для защиты от дождя, от солнца. В последние годы все экипажи были на колесах с резиновыми шинами, они не производили такого шума, как железные ободья. Каждый экипаж имел свой номер и два фонаря для ночных поездок. Летом извозчики были одеты в легкие синие армяки, фуражки и сапоги, зимой - в синие, стеганые на вате или шерсти армяки, кэчулы.
Экипаж был рассчитан на троих пассажиров - заднее сидение для двух и откидное сидение для одного. Зимой полагалась теплая полость для ног. Одноконные упряжки были с дугой и колокольчиком. На глазах у лошадей были шоры, чтобы не пугались проезжавших автомобилей.
Если летом извозчик не представлял собой ничего примечательного, то с первым снегом все преображалось. Выезд становился красивым. Легкие сани, иногда красочно расписанные, лошади, покрытые яркими сетками с бахромой и бубенчиками по краям... На таком извозчике хотелось прокатиться по городу даже без особой цели.
Ездили целыми компаниями кататься за город, часто по Костюженскому шоссе, где было много уютных ресторанчиков.
http://www.nm.md/