Апрель писал(а):Да и вся информация из этой книги на этой ветке исчезла. Это не есть хорошо.
Надо бы как-то вернуть отдельные цитаты из этой книги именно об этом объекте в городском саду.
Вся новая информация и выложенные Вами сканы из книги находятся в Общей теме.
Е.Плошница в книге пишет, что А.Сумовский получил разрешение на открытие фотографического
заведения в 1864 году, и первый его салон был расположен в Городском саду.
Отрывок из статьи, посвящённый Сумовским. Перевод выполнил
соrах.
corax писал(а):На протяжении всего XIX века в Кишинёве насчитывалось наибольшее число профессиональных фотографов и фотографов-любителей. Сумовский был владельцем самого престижного ателье, которое, к тому же, проработало дольше всех остальных — с 1864 по 1917 гг. Существовала целая династия фотографов Сумовских. Афанасий, первый из этой династии, происходил из купеческой семьи, был первопроходцем бессарабской фотографии. У А. Сумовского был широкий круг клиентов, ему позировали губернаторы и чиновники, студенты и школьники, купцы и военные, политики того времени. Его ателье было очень популярным, о чём свидетельствуют многочисленные работы, сохранившиеся до нашего времени.
Афанасий Сумовский открыл своё первое ателье в 1864 году. Эта дата подтверждается документами того времени и некоторыми фотографиями, сделанными в этом ателье (на их обороте указан год основания -1864). Изначально ателье располагалось в одном из зданий на Александровской улице (нынешний бульвар Штефана чел Маре).
1872 году Сумовский работал уже в здании, находившемся в Городском Саду. Это здание было пстроено им совместно с австрийским подданным Сигизмундом Плотницким. Плотницкий позже откроет другое ателье в Кишинёве совместно с П. Кондрацким.
Об этом ателье в Городском Саду стоит упомянуть некоторые факты. В 1872 году у А. Сумовского не было собственного дома, он проживал на Каушанской улице (нынешняя ул. Колумна) в доме купца Флориана Мирозеки. Но, несмотря на это, Афанасий Сумовский и Сигизмунд Плотницкий заключают договор с городской администрацией и возводят здание, предназначенное под фотоателье. Ателье представляло из себя двухэтажное здание (первый этаж — каменный, второй выстроен из кирпича и дерева), стоящее у входа в Городской Сад напротив семинарской церкви (то есть примерно на месте, где сейчас стоит памятник Штефану чел Маре, но чуть выше по ул. Бэнулеску-Бодони). Стоимость строительства составила 2500 рублей серебром, сумма была выплачена обоими фотографами. Они получили право использовать это здание без оплаты налогов сроком на 10 лет. После истечения указанного срока по договору фотографы могли либо арендовать это помещение, либо передать его Городской Думе. В 1874 С. Плотницкий умирает, и деловым партнёром А. Сумовского становится его жена, Анна. В 1882 году после многочисленных обращений, и рассмотрений дел А. Сумовский отказывается арендовать здание в Городском Саду. 20 июня Павел Кондрацкий, фотограф, близкий друг и партнёр А. Сумовского, пишет Карлу Шмидту, тогдашнему Городскому Голове: «А. Сумовский просил меня передать Вам, что начиная с 1 июля 1882 года он не будет арендовать здание в Городском Саду под собственное ателье».
В 1874 году в Российской Империи взамен ситемы рекрутов была введена воинская обязанность. В связи с этой реформой было принято решении о разработке новой военной формы. Таким образом, в 1875 местные администрации губерний Империи получили указание, согласно которому необходимо было организовать фотографирование мужчин в национальных костюмах, для того, чтобы на основе этих фотографий были разработаны новые военные формы, более близкие к народу. В Кишинёве этим заказом занялся А. Сумовский. Три из его фотографий попали в изданный в Москве альбом, который своими 550 фотографиями давал достаточно полную картину о народных мужских костюмах Российской Империи.
В 1879 году А. Сумовский, проживавший в то время на Александровской улице, становится владельцем ещё одного ателье. Оно располагалось на Ренийской улице в доме № 46 (нынешняя улица Конэлничану). Позже будет основано ещё одно ателье совместно с П. Кондрацким. А. Сумовский был отличным фотографом, выполнявшим точные портреты представителей различный социальных слоёв. Его работы являются уникальными документами истории бессарабской фотографии.
Другой представитель династии Сумовских - Иван, становится владельцем своего ателье в Кишинёве в 1890 году. В 1895 году Захарий Сумовский (возможно, сын Ивана) приобретает одно из ателье Павла Кондрацкого. В начале ХХ века ателье З. И. Сумовского находилось на на ул. Пушкина, 44, в доме Когана (напротив Кафедрального Собора).
Все представители династии Сумовских проявили большой талант и искусство в своих работах.
А. Сумовский также путешествовал по Бессарабии, фотографируя пейзажи, церкви и монастыри. Стоит упомянуть, что первые снимки бессарабских церквей были выполнены одесскими фотографами. Самой старой фотографией бессарабской церкви, известной на данной момент, является снимок, сделанный в 1877 году одесским фотографом Яном Антанопуло. На ней запечатлены старая и новая церкви в Каушанах. 24 октября 1886 года архиепископ Кишинёва Сергий издал указ, согласно которому Консистории следовало создать список церквей, основанных в период с 1600 по 1800 гг. От Российской Академии Искусств была получена так называемая Метрика, которая представляла собой своего рода анкету, содержащую десятки вопросов, на которые должны были ответить духовные лица. В рамках этой кампании бо сбору информации были сфотографированы некоторые церкви Кишинёва, Оргеева, Каушан, Хотина. Фотографии были выполнены Афанасием Сумовским.
О Иване Сумовском информации сохранилось мало, так же, как и фотографий с печатью его ателье. Люди, запечатлённые на его фотографиях, происходили из разных социальных слоёв.
Отличные работы Захария Сумовского принесли ему медаль «За Трудолюбие и Искусство» на сельскохозяйственной выставки Бессарабии. Кроме того, ателье Захара удостоилось чести печатать на своих фотографиях герб бессарабской губернии.