Еврейское кладбище (на Скулянке)
Модератор: rimty
Еврейское кладбище (на Скулянке)
Еврейское кладбище
http://oldchisinau.com/cem/jew/
http://oldchisinau.com/cem/jew/
Re: Еврейское кладбище
corax
Просматривая кладбища ( это моё хобби), обратила внимание, что на Кишинёвском Еврейском на памятниках абсолютно нет камушков, которые по еврейской традиции ( правда, не знаю почему) кладутся на памятник. Я здесь ( живу 24 года в Чехии) была на многих старых еврейских кладбищах и очень заброшенных захоронениях и везде они есть ( иногда уже приросшие к памятнику). В целой средней Европе - тоже. А мне эта традиция кажется, как одна из самых вечных и самобытных. В том смысле, что свечка - догорит, цветы - завянут...а камушек останется навсегда. Не знаете почему? Или может быть в Молдавии были другие обычаи?
Просматривая кладбища ( это моё хобби), обратила внимание, что на Кишинёвском Еврейском на памятниках абсолютно нет камушков, которые по еврейской традиции ( правда, не знаю почему) кладутся на памятник. Я здесь ( живу 24 года в Чехии) была на многих старых еврейских кладбищах и очень заброшенных захоронениях и везде они есть ( иногда уже приросшие к памятнику). В целой средней Европе - тоже. А мне эта традиция кажется, как одна из самых вечных и самобытных. В том смысле, что свечка - догорит, цветы - завянут...а камушек останется навсегда. Не знаете почему? Или может быть в Молдавии были другие обычаи?
Re: Еврейское кладбище
я не в курсе этих обычаев и про камни - впервые слышу.
steinchik может больше знает, спросим у него )
steinchik может больше знает, спросим у него )
Re: Еврейское кладбище
По поводу камушков. Принято оставлять что-нибудь на надгробии во время посещения могилы. По нашим законам цветы и свечи не приняты. А вот именно камушки более всего подходят для этой цели. Видимо на кишинёвском кладбище очень мало посетителей, вот и камушков не видно. К тому же большинство могил не имеют посетителей вообще.
Re: Еврейское кладбище
Спасибо. Значит, мои предположения были правильны - цветы завянут, свечи догорят а камушки вечны. Очень красивый обычай!
Re: Еврейское кладбище
Статья о Кишинёвском Еврейском Кладбище.
В местах еврейских поселений, на окраинах городов и местечек, всегда существовали кладбища или так называемые погребальные братства. История кишиневского еврейского кладбища неразрывна с нашим городом. О ней нашему корреспонденту рассказала Наталья Шикун, заместитель генерального директора благотворительного фонда, под охраной которого и находится кладбище.
Парк «Алунел» на территории кладбища
В конце XVIII века еврейское кладбище располагалось у реки Бык, а улица, которая тянулась к реке, называлась Кладбищенская. Дата образования «нового» погоста или, скажем, нынешнего точно не установлена. Но можно предположить, что он уже был в 1812 году. Он располагался между селами Боюканы, Вистерничены и дурлештской дорогой, занимая всего 6 десятин. Первый памятник на кладбище - Абраму Тезенгаузу.
Сегодня кишиневское еврейское кладбище расположено на ул. Милано и занимает 11 га, здесь - более 40 тыс. могил.
Интересно, что в 1958 году, в связи с реконструкцией столицы, часть еврейского кладбища была отведена под разбивку парка «Алунел». На земле, где покоятся евреи, в 1961 году были построены теннисный корт и несколько жилых домов. А чтобы утешить родственников, им предложили перезахоронить останки. Кто-то согласился. Но большинство памятников по неизвестным причинам оставались бесхозными. Ничейные надгробия вандалы использовали в качестве стройматериалов.
В 1978 году кладбище закрыли, но спустя 15 лет на нем снова можно было хоронить. Правда, хоронят здесь теперь крайне редко, последние похороны были шесть лет назад, в декабре 2000 г.
«Да будет душа его связана в узле вечной жизни»
Кроме стел, на еврейском кладбище установлены и саркофаги. Над могилами наиболее уважаемых людей по национальному обычаю устраивают подобие шатра, и внутри него горят свечи. По священному писанию иудаизма, стены должны быть обращены к востоку. Некоторые из них сохранили былую красоту, но чаще всего это повалившиеся, разрушенные плиты. Здесь среди древних могил можно увидеть удивительную графику надписей и изображений. Чаще всего на плитах встречаются изображения льва, цитрусового плода, птицы, кувшина для омовения...
Только в Молдове существовала традиция, когда надпись на камне по воле покойного выполнялась сыном. Эпитафия на стелах состоит только из имени, фамилии и единой надписи «Да будет душа его связана в узле вечной жизни».
Кто они - 40 тысяч покойных?..
Среди евреев, захороненных здесь, много мучеников. Это и жертвы погрома 1903 и 1905 годов, и 400 евреев, расстрелянных во время немецко-румынской оккупации и погибших в кишиневском гетто. Конечно, евреев в Бессарабии оккупанты уничтожили в сотни раз больше, просто единицы из погибших были захоронены по-человечески...
Кстати, немцы и их союзники - румыны расстреливали людей и на этом кладбище. Есть сведения, что здесь была расстреляна группа молдавских антифашистов. Доказатель-ством тому служит железная дверь, на которой до сих пор сохранились пулевые пробоины...
...А еще, помимо разнообразных надгробных плит, можно встретить и могилу, заваленную камнями, - оказывается, это своеобразный знак почета. У евреев нет обычая поклоняться надгробным плитам, они служат лишь для обозначения. А вместо цветов на могилу приносят камушки. По количеству камней можно судить о том, насколько уважаемым был человек.
http://www.kp.md/freshissue/culture/194606/
В местах еврейских поселений, на окраинах городов и местечек, всегда существовали кладбища или так называемые погребальные братства. История кишиневского еврейского кладбища неразрывна с нашим городом. О ней нашему корреспонденту рассказала Наталья Шикун, заместитель генерального директора благотворительного фонда, под охраной которого и находится кладбище.
Парк «Алунел» на территории кладбища
В конце XVIII века еврейское кладбище располагалось у реки Бык, а улица, которая тянулась к реке, называлась Кладбищенская. Дата образования «нового» погоста или, скажем, нынешнего точно не установлена. Но можно предположить, что он уже был в 1812 году. Он располагался между селами Боюканы, Вистерничены и дурлештской дорогой, занимая всего 6 десятин. Первый памятник на кладбище - Абраму Тезенгаузу.
Сегодня кишиневское еврейское кладбище расположено на ул. Милано и занимает 11 га, здесь - более 40 тыс. могил.
Интересно, что в 1958 году, в связи с реконструкцией столицы, часть еврейского кладбища была отведена под разбивку парка «Алунел». На земле, где покоятся евреи, в 1961 году были построены теннисный корт и несколько жилых домов. А чтобы утешить родственников, им предложили перезахоронить останки. Кто-то согласился. Но большинство памятников по неизвестным причинам оставались бесхозными. Ничейные надгробия вандалы использовали в качестве стройматериалов.
В 1978 году кладбище закрыли, но спустя 15 лет на нем снова можно было хоронить. Правда, хоронят здесь теперь крайне редко, последние похороны были шесть лет назад, в декабре 2000 г.
«Да будет душа его связана в узле вечной жизни»
Кроме стел, на еврейском кладбище установлены и саркофаги. Над могилами наиболее уважаемых людей по национальному обычаю устраивают подобие шатра, и внутри него горят свечи. По священному писанию иудаизма, стены должны быть обращены к востоку. Некоторые из них сохранили былую красоту, но чаще всего это повалившиеся, разрушенные плиты. Здесь среди древних могил можно увидеть удивительную графику надписей и изображений. Чаще всего на плитах встречаются изображения льва, цитрусового плода, птицы, кувшина для омовения...
Только в Молдове существовала традиция, когда надпись на камне по воле покойного выполнялась сыном. Эпитафия на стелах состоит только из имени, фамилии и единой надписи «Да будет душа его связана в узле вечной жизни».
Кто они - 40 тысяч покойных?..
Среди евреев, захороненных здесь, много мучеников. Это и жертвы погрома 1903 и 1905 годов, и 400 евреев, расстрелянных во время немецко-румынской оккупации и погибших в кишиневском гетто. Конечно, евреев в Бессарабии оккупанты уничтожили в сотни раз больше, просто единицы из погибших были захоронены по-человечески...
Кстати, немцы и их союзники - румыны расстреливали людей и на этом кладбище. Есть сведения, что здесь была расстреляна группа молдавских антифашистов. Доказатель-ством тому служит железная дверь, на которой до сих пор сохранились пулевые пробоины...
...А еще, помимо разнообразных надгробных плит, можно встретить и могилу, заваленную камнями, - оказывается, это своеобразный знак почета. У евреев нет обычая поклоняться надгробным плитам, они служат лишь для обозначения. А вместо цветов на могилу приносят камушки. По количеству камней можно судить о том, насколько уважаемым был человек.
http://www.kp.md/freshissue/culture/194606/
Re: Еврейское кладбище
У евреев нет просто обычаев. Камушки ставят на могилу, так как это символизм разрушенного храма, вообще весь похоронный процесс связан с пророком Иеремией, включая и камни которые будут ставить на могилы, пока не построят новый храм.lalisa писал(а):Спасибо. Значит, мои предположения были правильны - цветы завянут, свечи догорят а камушки вечны. Очень красивый обычай!
Re: Еврейское кладбище
Респект Фанату!
Мне это и в голову никогда не приходило - просто делал и всё...
Мне это и в голову никогда не приходило - просто делал и всё...
Re: Еврейское кладбище
Могила Раввина Цирельсона. Дважды перенесённая ("спасибо" советской власти)
Разрушенная Погребальная Синагога
Вид изнутри
Могила Ихила Шрайбмана. Какие строчки! "Идиш шрайб их ништ. Идиш киш их. Идиш из майн гройсн глик."
Могилы прадедушки и прабабушки. Прадедушка ушёл за несколько месяцев до моего рождения. И по старой ашкеназской традиции, я ношу его имя.
Могила дедушки Гилеля. Его именем я назвал предпоследнего сына.
В начале 1950-х годов часть еврейского кладбища была снесена под строительство новой дороги и могила раввина Цирельсона, находящаяся при входе на кладбище, была перенесена в другое место. В 1958 году вся нижняя часть еврейского кладбища была снесена под строительство рыночной площади и парка отдыха, памятник на могиле раввина Цирельсона был разрушен, а сама могила и надгробная плита перенесены и захоронены у пaмятника жертвам Кишинёвского погрома 1903 года.
Разрушенная Погребальная Синагога
Вид изнутри
Могила Ихила Шрайбмана. Какие строчки! "Идиш шрайб их ништ. Идиш киш их. Идиш из майн гройсн глик."
Могилы прадедушки и прабабушки. Прадедушка ушёл за несколько месяцев до моего рождения. И по старой ашкеназской традиции, я ношу его имя.
Могила дедушки Гилеля. Его именем я назвал предпоследнего сына.
Re: Еврейское кладбище
Кстати, где-то читал, что на этом кладбище во Вторую Мировую иногда устраивались расстрелы, и что на дверях синагоги можно ещё увидеть следы от пуль.
Как выглядят следы (пробоины) от пуль - мне судить трудно, но на железных дверях действительно можно обнаружить отверстия (причём большая часть - явно проделаны изнутри).
вот фотография двери:
(выкладываю в полном размере, чтобы можно было увидеть те самые пробоины, возможно от пуль)
Как выглядят следы (пробоины) от пуль - мне судить трудно, но на железных дверях действительно можно обнаружить отверстия (причём большая часть - явно проделаны изнутри).
вот фотография двери:
(выкладываю в полном размере, чтобы можно было увидеть те самые пробоины, возможно от пуль)
Re: Надгробная символика
У меня вопрос! На скулянке (конечная 18 троллейбуса) есть парк под названием ALUNEL, так вот местные поговаривают, что раньше это было не-то еврейское не-то армянское кладбище и в году 70-м его перекопали и сделали парк....
Кто что знает по этому поводу????
Кто что знает по этому поводу????
Re: Надгробная символика
да, раньше там было еврейское кладбище, то самое, что частично сохранилось выше по ул. Милано.Termo писал(а):У меня вопрос! На скулянке (конечная 18 троллейбуса) есть парк под названием ALUNEL, так вот местные поговаривают, что раньше это было не-то еврейское не-то армянское кладбище и в году 70-м его перекопали и сделали парк....
Кто что знает по этому поводу????
Занимало оно, конечно, не всю территорию нынешнего парка, но всё же.
Вот вам и место для отдыха!
steinchik может больше расскажет..
а вообще - тут же есть тема отдельная о еврейском кладбище, там многое рассказано!
Re:
а вот тут поподробнее, если можно )Дмитрий Л. писал(а):старое было за православным у Цирка ( на территории стоянки , или там где останавливалось Шапито ) .
никогда об этом кладбище не слышал (еврейском).
Re: Надгробная символика
Там было не Еврейское кладбище, а Городское, на котором видимо были еврейские кварталы (как сейчас на Дойне).corax писал(а):никогда об этом кладбище не слышал (еврейском).Дмитрий Л. писал(а):старое было за православным у Цирка ( на территории стоянки , или там где останавливалось Шапито ) .
Один мой знакомый в румынские времена жил на Титовской (Тихонова, T. Maiorescu). И они хоронили именно на Городском - видимо так им было удобнее из-за расстояния.
И ещё - кладбище на Скулянке никак нельза назвать "новым", т.к. находится оно там с 18-го века.
С посещением кладбища никогда проблем не было.Дмитрий Л. писал(а): Остатки кладбища можно посетить сейчас ( не то что лет 30 назад ! )
Re: Еврейское кладбище
Несколько лет назад,при урекяне, в Луна-парке начали строить какой-то рассадник "доброго и вечного" Вырыли котлован в самом центре парка,но вовремя подняла международный шум еврейская община.
И свершилось ... восстановили статус-кво
Я держу машину на месте шапито.Насколько я помню, кладбище было вокруг церкви Св. Константина и Елены и за нею.Его сильно срезали, когда строили скоростную дорогу.
И свершилось ... восстановили статус-кво
Я держу машину на месте шапито.Насколько я помню, кладбище было вокруг церкви Св. Константина и Елены и за нею.Его сильно срезали, когда строили скоростную дорогу.
Re: Еврейское кладбище
Несколько фотогрфий.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.