Стыдно!
Кому он нужен, этот Щусев?
«Осторожно! Здание в аварийном состоянии». Такие объявления встречают каждого, кто приближается к Дому-музею Щусева. Именно в этих стенах в 1873 году появился на свет и провел детство и юность выдающийся архитектор ХХ века, чья слава далеко перешагнула пределы не только Кишинева, но и всей огромной Советской страны.
Наверное, имя Алексея Викторовича Щусева известно далеко не каждому, кто родился, вырос и прожил сознательную жизнь в СССР, но одно творение зодчего, безусловно, знают все. Это Мавзолей на Красной площади, где покоится тело Ленина. А еще Щусев – автор проектов московского Казанского вокзала, Москворецкого моста, здания КГБ на площади Дзержинского (ныне Лубянской), интерьера станции метро «Комсомольская кольцевая», храма на Куликовом поле, Троицкого собора Почаевской лавры, храма Святого Василия в Овруче, здания театра оперы и балеты имени Навои в Ташкенте и многих, многих других сооружений, украшающих разные города теперь уже бывшего Советского Союза. У нас в республике сохранились всего три здания, авторство которых принадлежит одному из самых знаменитых кишиневцев. Это оригинальный особняк в восточном стиле – дом Карчевских (на Марии Карчевской, младшей сестре своего одноклассника по 2-й мужской классической гимназии Михаила, впоследствии основавшего в Кишиневе реальное училище, Щусев был женат) на пересечении улиц Пушкина и Бернардацци, их же дача в Долине Роз и церковь в селе Кугурешты. В мастерской Щусева в 1947 году был разработан Генеральный план восстановления Кишинева после Великой Отечественной войны. И во многом именно благодаря этому плану наша столица приобрела в свое время славу цветка из камня.
Но музеем стало только родовое гнездо Щусевых. История его весьма интересна. Мемориальная экспозиция открылась в 1973 году, к 100-летию со дня рождения знаменитого архитектора. Хотя, как рассказывает заведующая филиалом «Дом-музей Щусева» Национального музея археологии и истории Людмила НАСТАС (на снимке), впервые музей в этих стенах появился еще в 1947 году по инициативе самого Алексея Викторовича. Тогда это был музей архитектуры и строительной техники. Основа нынешней экспозиции была заложена в то время – оригиналы фотографий, рисунков, чертежей, документов из личного архива передал сам Щусев. Но в 50-е годы все музеи архитектуры в стране были закрыты, и в освободившемся помещении разместилась художественная школа. Потом здание занимало Общество охраны памятников, по инициативе его основателей правительство МССР и приняло постановление о создании музея. Причем первоначально предполагалось открыть мемориальную квартиру всего в двух комнатах по соседству с Обществом охраны памятников. Но позже ему подыскали другое пристанище, и было решено все-таки организовать Дом-музей.
Сама Людмила Настас, историк по образованию, выпускница Кишиневского госуниверситета, работает здесь с 1982 года, и теперешняя экспозиция создавалась при ее непосредственном участии. Скромная обстановка, в которой жили потомственные дворяне Щусевы, представителям нынешней элиты показалась бы просто нищенской. Ощущение усиливает состояние дома. Отопление не работает – в целях экономии. Потолки большинства комнат, а кое-где и стены – в пятнах плесени. Крыша течет давно, и каждый мало-мальски сильный дождь или растаявший снег добавляет интерьеру новые, отнюдь не украшающие его подтеки. А в августе прошлого года с фасада начали обваливаться такие крупные куски штукатурки, что пришлось даже снять золоченую табличку. Она сообщала, что здание является памятником архитектуры и истории национального значения, включено в реестр памятников РМ и охраняется государством. Увы, похоже, что вся охрана заключается в установке этой таблички...
По словам Л.Настас, капитально здание ремонтировалось в 1982 году, в 90-е подлатали крышу, а в 2006-м был сделан косметический ремонт. Через год крыша вновь потекла. Уникальные экспонаты вновь оказались под угрозой. В 2009 году была составлена смета на ремонт. Тогда на выполнение всех работ, включая приведение в порядок фасада, необходимо было около 700 тысяч леев. С тех пор цены на все так выросли, что сегодня потребовалось бы как минимум вдвое больше. Однако денег ни у Национального музея археологии и истории, ни у Министерства культуры нет. Во всяком случае в бюджете 2013-го такие расходы не предусмотрены. А ведь экспозиция занимает всего 64 с небольшим квадратных метра, общая площадь дома – около 100. Вот на памятник депортированным 22 миллиона леев нашли, а этот Щусев – кому он нужен?
Между тем в октябре будет отмечаться 140-летие со дня рождения А. В. Щусева и 40-летие посвященного ему музея. Неужели эти круглые даты придется встречать все в той же разрухе? Пока прогнозы не берется делать никто. Но план празднования юбилея выдающегося зодчего Л. Настас уже составила. И первым пунктом в нем значится ремонт крыши. Намечено также провести заседание круглого стола о Щусеве в Бюро межэтнических отношений, юбилейную выставку и международный симпозиум в Национальном музее археологии и истории. Также планируются издание буклетов, установка бюста архитектора, экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью Щусева в республике. Интересно, с каким лицом господа из Министерства культуры будут водить гостей из России, Румынии, других стран по разрушающемуся на глазах мемориальному Дому-музею? Правда, ответственной за выполнение большинства пунктов этого плана значится все та же Л. Настас. «Я сама тащу воз, сама несу этот крест», - говорит она. Отметим, что только усилиями заведующей (она же – единственный сотрудник филиала) экспозиция работает, организуются тематические выставки, рассказывающие о творчестве и других крупных отечественных архитекторов – Бернардацци, Курца, Войцеховского...
Еще Людмила Настас мечтает издать солидный сборник статей, посвященных Щусеву. В него могли бы войти материалы будущего юбилейного симпозиума и не опубликованные до сих пор документы. Есть, например, стенограмма выступления Щусева в Союзе архитекторов МССР в 1947 году, много фотографий, воспоминания тех, кто работал или общался с великим зодчим.
В идее ничего неосуществимого нет. Если найдутся деньги, конечно. Но, безусловно, на первом плане – спасение дома! В конце концов не так много в Кишиневе осталось подлинных зданий постройки второй половины XIX века, их место все активнее занимает безвкусный новодел, безжалостно уничтожающий неповторимую прелесть исторического центра города. Кстати, может быть, все дело как раз в этом удачном расположении родового гнезда Щусевых? Земля здесь стоит ох как дорого. Не специально ли чиновники от культуры столь демонстративно бездействуют, глядя, как рушится еще один памятник национального значения?! В конце концов его можно будет приватизировать за гроши, снести и возвести на этом месте очередной уродливый, но доходный архитектурный монстр.
Подобная тактика не раз себя оправдывала, но верить в подобный исход не хочется. Хочется надеяться, что найдутся неравнодушные люди, которые сумеют позаботиться о сохранении памяти выдающегося уроженца Кишинева. Считать такого человека своим земляком сочла бы за честь любая столица мира, нам же эту честь подарила судьба. А мы «украшаем» ее предупреждениями об аварийном состоянии. Стыдно!
Прав был Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»…
Автор: Нина Рассказова
"Русское слово"