Зоологический, сельскохозяйственный и кустарный музей Бессарабского земства, ныне Национальный музей природы и этнографии.
Это здание выглядит инородным на фоне архитектуры города – уж слишком выбивается из общего стиля, хотя нельзя ему отказать в гармоничности и благородстве. Псевдомавританский стиль, который использовал архитектор, не встретишь в Кишиневе нигде. И откуда что взялось? Давайте по порядку.
Итак, конец Х1Х века, а точнее 1889 год. В Кишиневе проводится первая сельскохозяйственная ярмарка, организованная Бессарабским губернским земством. После ее закрытия часть экспонатов легла в основу коллекции будущего музея, который открыли в том же году благодаря прогрессивной части кишиневской интеллигенции. Изначально музей ютился в одном из помещений земства на улице Леовской (ныне Щусева). Цель музея, по словам основателей, была в основном практическая: «знакомить сельских хозяев с лучшими семенами, образцовыми планами построек, новейшими машинами, орудиями, мерами борьбы с вредителями». Тесно связана с этим направлением была и вторая цель – «представить наиболее полезные коллекции по предметам естествознания». Видимо, энтузиазм первых работников музея был очень велик, ведь уже через пять лет экспонаты из Бессарабии отправились в Санкт-Петербург на выставку садоводства и плодоводства.
Фонды музея росли, как на дрожжах. Появились коллекции по анатомии, эмбриологии, биологии, были представлены многие виды насекомых, птиц и животных Бессарабской губернии, проведены глубокие научные исследования. Музей стал занимать важное место в жизни края, превратился в научно-просветительский центр, тем более что некоторые коллекции и работы превосходили экспонаты музеев европейских столиц. И не забудьте, что Кишинев в то время был всего лишь провинцией!
И вот оно, свершилось: земство приняло решение, что музей должен иметь собственное здание. Был объявлен конкурс, на котором победил проект архитектора Владимира Цыганко. Тогда как раз входил в моду псевдомавританский стиль – в обеих российских столицах уже было построено несколько зданий подобного рода. Особенность этого стиля в том, что здание очень напоминает мечеть, но нет минарета и купола (этим объясняется приставка «псевдо»). Вместо них просто крыша. Хотя нет, не просто. Ведь изумительный витраж никак не подходит под это определение. Кстати, заметьте, здание построено в 1905 году, перенесло и войны, и землетрясения, но витраж остался цел. Объясняется все металлическими пластинами, которыми скреплены между собой его фрагменты, да стеклом, которое снаружи защищает это вполне самодостаточное произведение искусства от капризов природы и неразумности человека. Внутри здания роспись арабской вязью в традиционных голубых, белых, розовых оттенках. Залы музея, по тем временам довольно большие, сейчас не вмещают всю коллекцию, большая часть экспонатов находится в хранилищах.
Рассказывая о музее невозможно не упомянуть о людях, которые его создали. В первую очередь, это А.Ф. Стуарт (Stuart). В 1902-1907 годах он служил председателем Бессарабской губернской земской управы. Магистр зоологии, он стал одним из основателей Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Благодаря именно его усилиям земская управа приняла решение о строительстве этого чудесного здания. Первым хранителем музея стал Ф.Ф. Остерман. Уроженец Богемии, он путешествовал по странам, собирал научные препараты по орнитологии и энтомологии и, наконец, осел в Сороках. Там ему было очень удобно наблюдать за молдавской фауной. В 1891 году он был приглашен на должность хранителя, которую занимал до конца своих дней. Его преемницей стала жена – Анна Остерман. Благодаря Францу Остерману Кишиневский музей прославился уникальными экспонатами. Так, впервые в мире были созданы коррозионные препараты, которые наглядно и объемно показывали строение внутренних органов, головных нервов и кровеносной системы. Работы Остермана до сих пор украшают залы каждого отдела музея, хранятся они и в Императорском музее Вены.
Земский музей – редкий в наше время случай, когда форма соответствует содержанию, а здание используется именно в тех целях, для которых построено.