Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Модератор: rimty

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11048
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение steinchik » 09 апр 2010, 07:20

БЫЛ В КИШИНЕВЕ ТЕАТР...
Леонид ШКОЛЬНИК


Арон Шварцман вырос в Кишиневе, с детства впитал в себя красоту и прелесть мамэ-лошн и всего того, что называется одним емким словом "идишкайт". Его отец когда-то закончил ешиву, много ездил по свету, знал несколько языков, был склонен к литературному творчеству (одно время даже работал главным суфлером в еврейском театре в Нью-Йорке). Старшая сестра Арона Батья Водовоз еще в 1938 году уехала в Палестину и сейчас живет в Петах-Тикве. Арон "созревал" чуть дольше, и впервые обратился в ОВИР в 1962 году. Его попросту прогнали, разорвав заявление о выезде в Израиль. Арон снова пришел в ОВИР спустя два года. И снова ему отказали.

"НА НАС СМОТРЕЛИ, КАК НА ИДИОТОВ..."
Он работал рентгентехником в одной из кишиневских больниц. И однажды пришел к мысли, что хорошо бы создать еврейскую самодеятельность. Видимо, Богу было угодно, чтобы в один прекрасный день он встретился на улице со своим однофамильцем Давидом Шварцманом. Встретились они не где-то, а у здания бывшей хоральной синагоги, которое при советской власти было передано русскому драматическому театру.
Арон заговорил с Давидом о том, что хорошо бы создать в городе еврейскую самодеятельность. Давид тоже загорелся этой идеей. Оба Шварцмана стали обходить дома друзей и знакомых, агитируя их принять участие в осуществлении задуманного. Некоторые отнеслись к предложению равнодушно, некоторые - с явным страхом: это было, напоминаю, в 1965 году, после снятия Хрущева, когда новая власть решила прикрыть "лавочку", именуемую "хрущевской оттепелью".
- На нас смотрели, как на идиотов, - грустно улыбается Арон Шварцман, с которым мы встретились в Иерусалиме в начале ноября этого года. - Но были люди, поддержавшие нас с Давидом, и среди них - Рувн Левин и его жена Ханна, выпускники театральной студии московского ГОСЕТа под руководством Соломона Михоэлса. Был еще и Яша Авербух, художник, сын известного еврейского артиста Абрама Аша. Так вокруг нас образовался костяк тех, кто решил поддержать идею создания в Кишиневе еврейской самодеятельности.

ОТ МЕДИОКРИЦКОЙ И ВЕРГЕЛИСА - ДО ДАНИЛЕНКО
- Мы решили все делать официально, - продолжает свой рассказ Аарон Шварцман, - и не идти по стопам вильнюссцев, которые поначалу действовали подпольно.
- Какими были ваши первые шаги?
- Мы обратились к заведующей отделом культуры горисполкома Медиокрицкой. Выслушав нас, она сказала, что перед ней никто никогда не ставил подобных вопросов - "ни сверху, ни снизу", как она выразилась. Она предложила нам зайти через месяц - вероятно, потому, что намеревалась за этот месяц выяснить отношение властей к взможности создания еврейской самодеятельности в Кишиневе.
Через месяц история повторилась: Медиокрицкая предложила нам зайти еще через две недели. Когда мы пришли через две недели, она сказала:
"Знаете, у нас просто нет для вас свободного помещения".
- То есть она вам попросту морочила голову...
- Конечно. И тогда мы с Давидом решили написать официальное письмо. Никто из наших не решился его подписать. Были даже такие, кто, узнав о письме, попросил больше их не беспокоить...
- Ответ на письмо получили?
- Нас снова вызвала Медиокрицкая. Тон ее был совершенно другим: разговоры разговорами, а тут - официальное письмо. Но, тем не менее, нам четко было сказано: ни о какой еврейской самодеятельности речи быть не может.
- Что было дальше?
- Были еще письма, но безрезультатно. И тогда я случайно наткнулся на Закон о профсоюзах, и прочел в нем, что на организацию самодеятельности не требуется никаких разрешений, и профсоюз обязан поддерживать любую художественную самодеятельность. Мы поняли, что надо менять тактику. Мы уже не просили разрешения, а говорили так: "Самодеятельность уже создана, у нас есть 35 человек, и нам надо лишь помещение для репетиций".
Нам снова отказали. И тогда я написал председателю совета профсоюзов республики Сидоренко. Он не ответил. Я написал вторично. Он вызвал меня к себе и стал кричать: мол, "еврейская самодеятельность никому не нужна", и "мы не можем", и т.д.
В то же примерно время в Кишиневе побывал Арон Вергелис, редактор московского журнала "Советиш геймланд". Я был активным распространителем этого журнала и решил поговорить с Вергелисом: может ли он нам помочь.
- Он помог?
- Нет. Я даже думаю, что этот разговор только навредил нам.
- Почему?
- Вергелис пообещал пойти в ЦК и поговорить там, но после его отъезда с нами стали разговаривать еще жестче, чем прежде.
- И вы продолжали действовать?
- Да. Давид Шварцман написал в редакцию газеты "Труд" и оттуда мы получили коротенький ответ: "Ваше письмо передано в отдел культуры ЦК Компартии Молдавии". Спустя какое-то время нас вызвали к заведующему отделом Даниленко, который только недавно был переведен в Кишинев из Москвы. Он принял нас с Давидом довольно вежливо и сказал без утайки: "Мы идем к коммунизму, многие языки отмирают. Так зачем нам пытаться возрождать то, что почти умерло?". Мы стали доказывать ему, что в Кишиневе живут 50 тысяч евреев, и им, как и всем другим, положено слышать родную речь. "Во всех клубах, - сказал я этому чиновнику, - поют на разных языках: на русском, украинском, французском, английском, даже на немецком. Почему же мы не имеем право петь на идиш?". Даниленко задумался и ответил: "Если. так, то идите в Дом молодежи. Но не рассчитывайте на большое помещение".

ТРАВА НА АСФАЛЬТЕ
Арону Шварцману и его коллегам хотелось вприпрыжку бежать в Дом молодежи. Железная стена была пробита. Еврейская самодеятельность Кишинева получила свое собственное, пусть крохотное, помещение. В комнатке набивалось по 20-30 человек. Шварцман вспоминает: к ним пришли бывший актер Вильнюсского еврейского театра Авром Беркович, Зиги Штернель с женой Надей (она тоже была артисткой еврейского театра), Лейзер Нудельман с женой Мерой и с дочерью. И все они начали думать, что поставить на еврейской сцене.
Как раз в то время Арон Шварцман получил из Израиля пластинку "Ди клейне мэнчелэх" в исполнении трех Шмуликов - Ацмона, Сегаля и Руденского. И он предложил взять кое-что из их репертуара, потом кто-то предложил добавить сцены из "Колдуньи", "Лжеца", "Экспроприатора".
Спустя какое-то время к ним пришел молодой парень из молдавского танцевального коллектива и предложил создать свой собственный ансамбль. Они согласились, Начались репетиции танцевального ансамбля ... в фойе Дома молодежи. Зиги Штернель однажды сказал: "Если у нас есть танцоры, значит нужен и хор". И стал создавать хор. И к ним стала приходить еврейская молодежь. И сразу возникли тысячи дополнительных проблем: где репетировать танцорам и хоровому коллективу, где взять костюмы, как быть с гримом, кто будет учить молодых языку и сценической речи?
На помощь пришли Беркович, Ханна Левина, брат Арона Шварцмана Семен. Рувн Левин стал учить молодежь сценическому искусству.
Восьмого ноября 1966 года в кишиневском доме молодежи состоялась премьера спектакля "Новая Касриловка" в исполнении нового еврейского самодеятельного театра. Зал на 300 мест был заполнен до отказа, люди стояли и сидели в проходах. Один известный в республике критик до начала спектакля сказал Арону Шварцману: "Я получил ваше приглашение, но меня самодеятельность мало интересует - и как критика, и как еврея. Поэтому извините, я немного посижу на спектакле и уйду: сегодня в Кишиневе выступает Берлинский симфонический оркестр".
Этот критик забыл о Берлинском оркестре. Он сидел в зале Дома молодежи до конца спектакля, смеялся, улыбался и плакал вместе со всеми зрителями. И оглушительно аплодировал артистам - вместе со всеми. Потом нашел Арона Шварцмана и Рувна Левина и сказал им: "Откуда вы взялись? Ведь вокруг - асфальт! Как вы смогли прорваться сквозь этот асфальт?.."

ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ
Театр жил. После оглушительного успеха "Новой Касриловки" - "Зямка Колач"(ноябрь 1967 года), "Свет и тень" (март 1968). В том же 1968 году театру было присвоено звание Народного (в мае), а в ноябре - первые гастроли театра в Вильнюсе, в ходе которых гости из Кишинева показали два спектакля - "Новую Касриловку" и "Свет и тень". В феврале 1969 года был поставлен спектакль "Гершеле из Остропопя", в мае 1970 - "Я буду жить" Давида Бергельсона.
К тому времени в театре сложился стабильный творческий коллектив. Сегодня, спустя 30 лет после премьеры, не могу не назвать тех, первых:
Рувн Левин, художественный руководитель, режиссер-постановщик, преподаватель сценического искусства, актер. Погиб в автомобильной катастрофе в январе 1972 года - после того, как подал документы на выезд в Израиль;
Арон Шварцман, директор театра, актер, в Израиле - с мая 1971 года, живет в Иерусалиме;
Давид Шварцман, заведующий литчастью, актер, в Израиле - с 1972 года. Умер в прошлом году в Нацрат-Илите;
Залман Шустерман, заместитель директора театра, актер, директор театра (после отъезда в Израиль Арона Шварцмана). В настоящее время живет в Чикаго;
Зиги Штернель, заведующий музыкальной частью, дирижер оркестра, хормейстер. В Израиле - с 1973 года, умер в Бат-Яме два года назад;
Ханна Левина, помощник режиссера, преподаватель идиш, ведущая спектаклей, гример, в Израиле - с 1972 года, живет в Холоне;
Лейзер Нудельман, заведующий постановочной частью, реквизитор, актер, в Израиле - с ноября 1969 года, умер пять лет назад в Холоне;
Яков Авербух, художник театра, декоратор. В Израиле - с 1988 года, живет в Герцлии;
Мока Кожушнер, дирижер оркестра. Умер в Кишиневе в 1969 году;
Абрам Беркович, помощник режиссера. Умер в Кишиневе в 1967 году.
Все названные выше составляли руководство театра, являясь членами художественного совета. Но были, естественно, и просто актеры, солисты хора, участники танцевального ансамбля - все те, для которых еврейский театр стал судьбой и ежедневным счастьем в душной атмосфере "советского интернационализма". Среди этих активистов - Надя Штернель (живет в Бат-Яме), Семен Шварцман (умер в Кишиневе в 1993 году), Мэра Пэк (живет в Холоне), Роман Фельдман (живет в Кишиневе), Роман Грин, Хаим Босин (умер в Кишиневе в 1968 году по дороге домой после репетиции), молодые талантливые актеры Муня Штернель (Бат-Ям), Давид Рабинович (Нагария), Бума Сандлер, Лариса Глейзер (живет в США), Ева Черная (в США), Роман Ладыженский (живет в Австралии), Сюзанна Бужакер (Бат-Ям), Лазарь Аратовский (Холон), Нехама Бинман (Холон), Белла Журавлева, Изя Эшко (Хайфа), многие другие.

"ТАКОЙ ДЖУИШ ТЕАТЭР Х'ОБ НИТ ГЕЗЭН НИКОГДА..."
Не все было гладко. С афиш театра удаляли строчки на идиш. Даже название потребовали изменить: не "еврейский театр", а "театр на еврейском языке". Отменяли гастроли - в Одессе, Киеве, других городах Союза.
Но театр жил и ... боролся с Системой. Боролся языком театра. В спектакле "Гершеле Острополер" финальной сценой сделали настоящую еврейскую свадьбу - с хупой, с благословением раввина, с песнями и танцами. И молодые ребята, игравшие в спектакле, были буквально нарасхват в еврейских домах Кишинева: их приглашали для организации настоящих еврейских свадеб, в полном соответствии с традициями нашего народа. По сути, театр стал первым в республике обществом еврейской культуры, тем очагом, к теплу которого потянулись истосковавшиеся по национальной культуре бессарабские евреи.
Однажды театр отправился с гастролями в Оргеев. Всего на один спектакль. Но прошел он настолько успешно, при таком переполненном зале и при таком энтузиазме оргеевских евреев, что кишиневцам пришлось ездить в Оргеев еще не раз. И каждый раз - овации, речи, слезы благодарности.
Арон Шварцман забеспокоился: как бы чего из этого не вышло. Ибо гастроли театра волей-неволей пробуждали национальное самосознание бессарабских евреев, заставляли их вспоминать, кто они и куда идут. После каждого спектакля в Бельцах, Оргееве, других городах республики зрители не расходились, они рвались на сцену, целовали и обнимали актеров, и ... начинали говорить - о себе, о своих корнях, об уничтоженной нашей культуре, об Израиле. Говорили громко, взволнованно, искренне.
"Масло в огонь" подливали и иностранцы-туристы, которых Арон Шварцман иногда приглашал на спектакли. Представьте, после спектакля поднимается на сцену какой-нибудь Джейкоб (Яаков-Янкл) Зильбершмок из Бруклина и говорит на чудовищном англо-идиш-русском языке: "Сорри, но ба ундз ин Америка такой джуиш театэр х'об нит гезэн никогда!".
Арон понимал: нужно спасать театр от возможных неприятностей, ибо Система не простила бы еврейским актерам демонстраций, устраиваемых зрителями во время и после спектаклей.
И он нашел выход: зная даты рождений всех актеров, Шварцман сразу же после окончания того или иного спектакля выходил на сцену и объявлял, что, мол, сегодня в театре большой праздник - день рождения артиста такого-то. И все актеры, и зрители бросались к ничего не понимающему актеру, и обнимали его, дарили цветы, произносили речи.
Какое-то время эта уловка помогала избежать стихийных демонстраций. Но КГБ не дремал: молодых актеров одного за другим стали приглашать "побеседовать". Арестовали Давида Рабиновича - "за сионистскую деятельность". Оказалось, он сдружился с ребятами из Вильнюса и Ленинграда, они украли где-то печатную машинку и собирались размножать материалы об Израиле.
Что было делать? Шварцман отправился в Питер, нашел там известного адвоката, благодаря усилиям которого Давид получил "всего" год тюремного заключения.
Отсидев год, Давид уехал в Израиль. К тому времени там уже жил и Арон Шварцман, уехавший в мае 1971 года. Это,было время печально знаменитой Брюссельской конференции о положении советских евреев. Власти СССР решили доказатиь всему миру несостоятельность критики Запада и привезти в Брюссель на пресс-конференцию знаменитых советских евреев. Но у властей была еще одна идея, осуществить которую им помешал ... еврейский театр Кишинева.
Планировалось создать документальный фильм о расцвете еврейской культуры в СССР. По сценарию требовалось отснять сцены из спектаклей еврейских народных театров Кишинева, Вильнюса и Биробиджана. Узнав об этом, кишиневцы решили ни в коем случае не подыгрывать властям. Но как отказаться от участия в этой пропагандистской и, по сути, провокационной акции?
После мучительных размышлений выход был найден - публично объявить о самороспуске труппы театра. Решение нелегкое, болезненное для создателей театра и ведущих актеров, но единственно возможное.
В конце декабря 1971 года, сыграв за пять лет около 200 спектаклей, члены художественного совета Рувн Левин, Давид Шварцман, Залман Шустерман, Зига Штернель и другие ветераны еврейской сцены, позвонив в Израиль Арону Шварцману и заручившись его поддержкой, принимают нелегкое решение о прекращении существования созданного ими театра...

* * *
Сегодня, спустя ровно 30 лет (написано в 1996 году) после создания Кишиневского еврейского народного музыкально-драматического театра, я склоняю голову перед всеми этими людьми, сумевшими в годы жесточайшего "пролетарского интернационализма" выстоять, достойно противостоять Системе и донести до сегодняшнего дня память о созданном ими чуде еврейского Театра.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

soloveika
Новичок
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 02:48

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение soloveika » 09 апр 2010, 23:02

Привет и уважение всем присутствующим! Только что с сожалением узнала, что Зиги Штернель два года как ушёл из жизни... Правда, я знала его очень много лет назад, и уже тогда он казался мне глубоким старичком, хотя очень бодрым и энергичным. Большую часть своей жизни он проработал в хоровой капелле ''Дойна'' в партии теноров, называли его Зигфридом Эммануиловичем. Мунчик, его сын был режиссёром еврейского т-ра, а Зиги отвечал за музыкальную часть, был дирижёром и хормейстером, а также работал с молодёжью евр. т-ра над еврейским текстом (правильное призношение, интонация ит.п.)

shabbat_ini
Новичок
Новичок
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 29 сен 2010, 15:06

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение shabbat_ini » 30 сен 2010, 10:57

спасибо большое!

:good:
steinchik писал(а):"Зямка Колач"
исправьте пожалуйста. правильно: "Копач"

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 06 окт 2010, 17:17

steinchik писал(а): Рувн Левин, художественный руководитель, режиссер-постановщик, преподаватель сценического искусства, актер. Погиб в автомобильной катастрофе в январе 1972 года
Памятник на могилe Реувена Левина на кишиневском кладбище.

(кадр из фильма "Где мой дом?"
Закадровый голос : "В его смерти загадочно отразилась
судьбa учителя - С.Михоэлса" )
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение Isaac » 02 ноя 2010, 03:09

В этой рубрике мне бы хотелось привести мои весьма скудные по количеству, но очень яркие по эмоциоциональному впечатлению воспоминания о кишиневском еврейском народном театре. Было это, если я не ошибаюсь, в 1967-8 году. Мне тогда было 10-11 лет. Еврейский театр давал несколько спектаклей-на идише, естественно-кажется, в ДК тракторного завода. ( Это было угловое здание на Заводской, прямо напротив хлебзавода. Вход был непосредственно со стороны угла и представлял из себя эдакую округлую колоннаду. Это здание на Заводской и сейчас есть , но что там располагается , я не в курсе ) Вернемся к спектаклю. Мои родители не очень-то часто посещали театры и кинотеатры: отец был иналидом войны 2-ой степени и ему было тяжело ходить. Но на предстоящий спектакль вопрос, идти или нет, не стоял. Более того, родители и меня взяли. Помню, как перед входом в ДК скопилась огромная толпа в ожиданиии открытия дверей в вестибюль. Сказать, что зал был набит битком, значит сильно преуменьшить. Не то, что не было свободным ни одно место в достаточно вместительном зале, но народ стоял у стен или просто сидел очень плотной массой на полу в проходах. Уж не помню, взяли ли на меня билет родители или нет, но я сидел между ними ( я тогда был худеньким мальчиком) так, что мы втроем уместились на двух стульях. Как я уже сказал, спектакль шел на идише, на красивом литературном идише, которого я ранее не слышал, т.к. в доме говорили то на русском, то на бытовом идише ( кстати, о «двух идишах» ). Я даже не уверен, что родители поняли буквально каждое слово. Поэтому я практически ничего не понял из того, что говорили на сцене актеры-любители. Не знаю, как назывался тот спектакль ( может, кто-то подскажет ) но из действия спектакля я понял только то, что речь шла о тяжелых днях немецкой окупации в каком-то местечке, о борьбе и гибели многих евреев в то время. Но меня, 10-летнего мальчика, охватил тот эмоциональный подъем , которым наполнилась вся атмосфера в зале и который не отпускал меня в течение еще нескольких дней. Зрители очень чутко реагировали на все перипетии сюжета то вдохами, то короткими аплодисментами, а кое-где всхлипами. Ну, и конечно, всех актеров по окончании спектакля наградили бурными овациями. В то время нас не очень баловали национальными проектами. Русский драмтеатр был, молдавский –тоже, а вот еврейского не было. Впрочем, как и украинского, болгарского, гагаузского, цыганского. Ну, во всяком случае, я о них ничего не слышал. Странно, при Советах существавало эдакое культурное клише о гармоничном развитии национальных культур в рамках общей советской культуры. Но это касалось только тех народов, государственность которых была оформлена в рамках СССР , т.е. национальных или автономных республик. Кстати, если я не ошибаюсь, в Биробиджанской АССР таки существовал государственный еврейский театр. Но вот на общинном уровне, уже внутри национальных образований, развитие национальных культур не поддерживалось, а иногда даже и преследовалось. Так или иначе, но для еврейской жизни в Кишиневе тех времен выступление еврейского народного театра стало большим событием. А в моей памяти тот вечер остался на всю жизнь.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение Isaac » 03 ноя 2010, 02:54

Штейнчик, Вы выложили програмку одного из спектаклей театра, где указана Анна Гинзбург в качестве одного из актеров. Там даже ее дарственная надпись. Насколько мне известно, она уехала в Штаты. Может, Вы что-нибудь знаете о ней, жива ли еще ?

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11048
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение steinchik » 03 ноя 2010, 04:17

Isaac писал(а):Штейнчик, Вы выложили програмку одного из спектаклей театра, где указана Анна Гинзбург в качестве одного из актеров. Там даже ее дарственная надпись. Насколько мне известно, она уехала в Штаты. Может, Вы что-нибудь знаете о ней, жива ли еще ?
Постараюсь выяснить.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 07 ноя 2010, 18:34

несколько выдержек из воспоминаний Александра Лейдермана:


"Настал, наконец, день, когда появился приказ Министерства культуры МССР о создании самодеятельной
Еврейской музыкально – драматической студии при Доме молодежи. Режиссером назначался Рувим Левин.
Рассказывают, что когда в Дом молодежи пришли те, кто официально представлял Еврейскую театральную
студию, во всех кабинетах прекратилась работа, все сбежались посмотреть на это неординарное явление.
Честь первыми подняться на сцену была предоставлена профессиональным еврейским актерам.
Они шли под аплодисменты присутствующих и при свете прожекторов..."


"...Утром следующего дня я положил на стол Лены Швецовой статью-зарисовку с премьеры под названием «Чудо случилось вчера». Конечно, я не мог тогда сказать всю правду о том, в каких муках родился этот театральный коллектив, так, несколько обтекаемых фраз, но совсем не скрывал своих чувств по поводу увиденного. К тому же мне казалось, что все плохое осталось позади. Статья заканчивалась словами: «Жизнеспособный творческий коллектив поднял свои паруса. Попутного ему ветра и счастливого плавания!».
Бегло пробежав материал, Лена посмотрела на меня долгим взглядом, взяла ручку, зачеркнула мои три слова названия и написала два своих: «Красочный спектакль».
Статья сохранилась в моем архиве. Я заново перечитал ее, долго рассматривал фотографию – сцену из спектакля – узнавал дорогие мне лица… На какие-то мгновения я окунулся в свою молодость, и спасибо судьбе, что она подарила мне праздник, из тех, ради которых стоит жить.
Отклики на премьеру «Новой Касриловки» появились почти во всех Кишиневских газетах. «Вечерний Кишинев» – «Шолом-Алейхема играют молодые» (авторы С. Якир и М. Хазин), «Советская Молдавия» - «Рождение театрального коллектива» (автор Б. Хействер), «Култура ши вяца»(«Культура и жизнь») – «Солнце на ладони» (автор Я. Лопушняну).
Вскоре слава об этом спектакле перешагнула границы Молдавии. Польская «Фольксштиме» поместила материал под названием «Кишиневская еврейская молодежь играет Шолом-Алейхема». Сообщение об этом событии появилось так же в некоторых газетах Израиля.
В адрес театра поступило много поздравительных телеграмм."


"...Квартира Левиных была открыта для друзей круглосуточно. К ним особенно тянулась молодежь. После работы начинались ночные посиделки. Читали стихи, пели песни. С волнением слушали гости воспоминания Рувима о ГОСЕТе и его актерах, о незабвенном Соломоне Михоэлсе. Вот только о себе рассказывал скупо. Уроженец Польши. В 1939 году, после «братского» раздела Польши между фашистской Германией и Советским Союзом, его родной город Брест отошел к Советам. Войну встретил в шестнадцатилетнем возрасте в Москве, куда он перебрался вместе с отцом. Затем эвакуация на Урал. Там работал на авиационном заводе. Всю жизнь Рувим грезил о театре, играл в художественной самодеятельности. Сразу же после войны ему посчастливилось вернуться в Москву и показать себя в училище при ГОСЕТе. Приняли без проволочек.
Его жена Анна происходит из театральной династии Дримберг. Ее родители (театральные псевдонимы В. Владимир и Р. Раисова) были актерами одной из бродячих Бессарабских еврейских трупп."

документальная повесть

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение Isaac » 09 ноя 2010, 18:00

Рекламная открытка вокально-инструментального ансамбля " Лэхаим", в котором солировала бывшая актриса еврейского народного театра Анна Гинзбург.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 07 дек 2010, 23:33

Isaac писал(а):Штейнчик, Вы выложили програмку одного из спектаклей театра, где указана Анна Гинзбург в качестве одного из актеров. Там даже ее дарственная надпись. Насколько мне известно, она уехала в Штаты. Может, Вы что-нибудь знаете о ней, жива ли еще ?
Статья об Анне Гинзбург, октябрь 2004

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение Isaac » 08 дек 2010, 02:49

rimty писал(а):
Isaac писал(а):Штейнчик, Вы выложили програмку одного из спектаклей театра, где указана Анна Гинзбург в качестве одного из актеров. Там даже ее дарственная надпись. Насколько мне известно, она уехала в Штаты. Может, Вы что-нибудь знаете о ней, жива ли еще ?
Статья об Анне Гинзбург, октябрь 2004
Спасибо, Римти ! Я был знаком с Анной Гинзбург: она вместе со своим ансамблем "Лэхаим" вела мою свадьбу и свадьбу моего двоюродного брата в 82 -м году в кафе Кодры...( А может Кодру, не помню уже точно. Оно располагалось в здании ВПТИ на Ленина напротив нового универмага и славилась своей кухней. ) Знаете, всякий раз , когда я ем икру или пью шампанское, у меня в ушах звучит ее голос, поющий Лэхаим, потому что они обычно этой песней открывали свадебное торжество, которое всегда начиналось с икры под шампанское. Она нас называла своими выпускниками. Один раз встретил ее с ансамблем на русско-молдавской свадьбе. В годы перестройки она давала сольный концерт , кажется, в здании клуба Стяуа Рошие, который мне очень понравился. В нем звучали еврейские песни, стихи еврейских поэтов, вырезки из рассказов Шолом-Алейхема, народные шутки и анекдоты. Так что, мне было интересно узнать о ней.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 22 дек 2010, 00:14

Молдавский Государственный Еврейский Театр (Молдавский ГОСЕТ)
был создан в 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР.
Художественным руководителем театра стал режиссёр и драматург
Я.Штернберг. После войны театр был восстановлен, и на его сцене
возобновились постановки пьес на языке идиш. Но вскоре началась
"борьба с безродными космополитами". Судьба театра была предрешена.
Весной 1949 г. Штеpнберг был арестован и отправлен в исправительно-трудовой лагерь.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение Isaac » 22 дек 2010, 15:12

Даже не подозревал об этом. Откуда информация такая ?

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 22 дек 2010, 15:23

Isaac писал(а):Даже не подозревал об этом. Откуда информация такая ?
я тоже никогда не знала, не слышала об этом театре.
Может быть, Ваша мама что-то сможет рассказать о нём?
Информация почерпнута из статьи о Штеpнберге в Википедии.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 22 дек 2010, 15:34

В 1940-м труппа театра состояла, в основном, из актёров бывшей
"Букарештэр Идише Театэр-Студие".

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение Isaac » 22 дек 2010, 15:43

Нет, мама ничего не знает о таком театре. Говорит, что она при румынах ходила на спектакль или концерт гастролировавшего еврейского театра из Польши. Но о стационарном кишиневском, да еще государственном, театре мама ничего не слышала ни до, ни после войны. Это очень неожиданная и странная информация. Может, кто-то откликнется еще.

oliki
Новичок
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 дек 2010, 20:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение oliki » 30 дек 2010, 15:11

Здравствуйте, все!

Случайно, из Ютуба, нашла ваш сайт и уже три дня читаю форумы. Радость перемежается с горечью и болью...
В этой теме упомянут Рувн Левин, дядя Рувим, а ведь я его очень хорошо помню. Погуглила и нашла вот эту статью, интервью с Анной Левиной:
http://www.dorledor.info/magazin/index. ... 95&pg_no=1.

С дочерью Рувна и Анны, Руженой, мы ходили в один садик, а потом и в первый класс. Дядя Рувим ставил с нами "Терем-теремок", я помню, как мы приходили к ним домой на репетиции, они жили по ул. Зелинского, как и мы. Это так было здорово, незабываемо!
А раньше, в садике, дядя Рувим был у нас просто потрясающим Дедом Морозом, у меня и фотография есть, мы втроем - дядя Рувим, Ружена и я. К сожалению, альбом с фотографиями в Молдавии, весной приеду в Кишинев и обязательно заберу. Если кому-то интересно, отсканирую и выложу сюда.
И в другие темы о Кишиневе моего детства тоже, мне тоже есть, чем поделиться.

Упомянутого в статье Александра Ортенберга прекрасно знаю. Надо же, сколько лет дружили со всей семьей, а ни разу о Левиных не говорили...

Огромное спасибо создателям и активным участникам сайта, вы не представляете, какое большое дело вы все делаете!

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение rimty » 27 янв 2011, 22:14

Из воспоминаний С. Шпитальник-Молчанской:

"Несколько месяцев* просуществовал Еврейский театр, с великой Сиди Таль; в нём сотрудничали театральный деятель и поэт Я. Штернберг, поэт М. Сакциер, молодой писатель Ихил Шрайбман."

(*после 28 июня 1940 годa)

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11048
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Еврейский народный театр (1966 - 1971)

Сообщение steinchik » 08 июл 2011, 17:33

Isaac писал(а):Рекламная открытка вокально-инструментального ансамбля " Лэхаим", в котором солировала бывшая актриса еврейского народного театра Анна Гинзбург.

Изображение
Афишы из экспозиции еврейского музея на Диордицы 5. Автор снимков - Marchella Klang
Lechaim.jpg
Ginsburg.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Театры Кишинёва»