Re: Театр им. А.П. Чехова
Добавлено: 16 мар 2011, 18:30
История Кишиневского русского драматического театра, который сегодня
носит имя А.П. Чехова, насчитывает уже более 75 лет. Это один из
старейших театральных коллективов Молдавии. Конечно, за эти годы
сменилось не одно поколение актеров, режиссеров, менялись темы,
герои, проблемы, задачи… Театр менял облик. Да и зрители не оставались неизменными. Как и полагается, "все течет…".
Стационарный театр был создан в 1934 г. в городе Тирасполе на основе передвижной труппы. В 1940 г.
ввиду исторических обстоятельств театр переезжает в Кишинев, а в июне 1941 г. – эвакуируется в туркменский
город Мары. Возвращается обратно в 1944 г., и с этого времени без перерыва играет на своей сцене.
С первых дней существования театр стремился идти в ногу со временем.
Он постоянно обращался к современной драматургии, произведениям русской и мировой классики,
пьесам прогрессивных зарубежных и молдавских авторов.
Среди корифеев послевоенного театра – Н.П. Донская, И.Т. Датский,
В.Я. Круглов, В.А. Стрельбицкий, В.И. Белов, Е.А. Цуркан, Н.Н. Масальская,
Ю.А. Соколов. Они посвятили театру долгие годы плодотворной
деятельности, были горячо любимы зрителем. В 1950 г. руководство театром принимает Е.В. Венгре,
впоследствии заслуженный деятель искусств МССР.
С его именем связан 10-летний творчески напряженный и художественно
значимый период жизни коллектива. Е.В. Венгре был режиссером открытого социального темперамента, человеком
энциклопедических знаний, фанатиком театрального дела. Несомненным достижением театра в первой половине 50-х годов
были постановки спектаклей по инсценировкам романов Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и "Воскресение" (режиссер Е. Венгре).
Эти спектакли и определили подъем театра, обозначилась общая эстетическая линия. Именно
в этот период театр вырабатывает те характерные черты, которые и по сей день определяют его внутренний облик:
театр – проводник русской театральной культуры, хранитель её традиций. Театр стремится
соединить духовные усилия тех, кто говорит на русском языке и относит
себя по самосознанию к русской культуре вне этнической принадлежности.
В конце 60-х режиссер И.С. Петровский привел на сцену современную
западную драматургию. В 1968 г. выходят два спектакля по пьесам
Т. Уильямса – "Стеклянный зверинец" и "Трамвай "Желание" (первая
постановка в Советском Союзе), а в 1969 г. – "Мертвые без погребения"
Ж.П. Сартра. Эти спектакли прозвучали как откровение и благодаря
блистательному актерскому составу: тогда у всех на устах были имена В. Бурхарта,
М. Бабкиной, П. Конопчук, В. Левинзона, Н. Каменевой, Л. Шутовой, В. Измайлова.
В театре были поставлены почти все пьесы А.П. Чехова. По сей день его драматургия – одна из самых
востребованных в репертуаре.
В 60–70-е годы в театре активно ставила спектакли Н.С. Аронецкая
(наиболее интересные постановки этого периода – комедия Б. Нушича
"Госпожа министерша" и пьеса Д. Угрюмова "Звонок в пустую квартиру").
В 80-е – 90-е годы ярко раскрылись дарования учеников Надежды Степановны
– maestru in arta В. Гаврилова и Л.Колохиной, и по сей день успешно
работающих в "чеховском".
Социально-политические события последних десятилетий привели, в
определенном смысле, к культурной изоляции театра. И, тем не менее, в
новых социальных условиях театр остается одним из последних бастионов
великой русской культуры, выдерживающих ежедневный натиск поп-арта
с его агрессивностью и бездуховностью. Сегодня Кишиневсий русский драматический театр – это труппа,
в которой на равных работают актеры старшего, среднего и юного возраста. Все они к делу своей
жизни относятся серьезно, увлеченно, замечательно партнерствуя друг с другом. А это значит,
что коллективу по плечу творческие задачи любой сложности.
... То, что в репертуаре театра много классических произведений, не случайно:
это драматургия, несущая огромный нравственный и художественный
потенциал, обладающая глубиной и силой.
Знаковым событием в жизни коллектива стали гастроли театра в Москве
(после 40-летнего перерыва), проходившие с 12 по 20 ноября 2002 г. на
двух площадках: в помещении театра "Эрмитаж" и театра им. М.Н. Ермоловой. Были показаны спектакли
"Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Женитьба" Н.В. Гоголя, "Вечер" А. Дударева, "Я очень люблю тебя, мама!" Н.Птушкиной,
"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина, горячо принятые публикой и высоко оцененные столичной критикой.
Как бы ни было в современных условиях трудно, мы нужны зрителю, у нас с ним общая судьба,
совместные переживания… Подлинное искусство по-прежнему помогает обретать забытые истины.
И именно это искусство воплощает русский театр им. А.П. Чехова.
Валентина СКЛЯРОВА, завлит театра им. А.Чехова
pridnestrovie-daily.
носит имя А.П. Чехова, насчитывает уже более 75 лет. Это один из
старейших театральных коллективов Молдавии. Конечно, за эти годы
сменилось не одно поколение актеров, режиссеров, менялись темы,
герои, проблемы, задачи… Театр менял облик. Да и зрители не оставались неизменными. Как и полагается, "все течет…".
Стационарный театр был создан в 1934 г. в городе Тирасполе на основе передвижной труппы. В 1940 г.
ввиду исторических обстоятельств театр переезжает в Кишинев, а в июне 1941 г. – эвакуируется в туркменский
город Мары. Возвращается обратно в 1944 г., и с этого времени без перерыва играет на своей сцене.
С первых дней существования театр стремился идти в ногу со временем.
Он постоянно обращался к современной драматургии, произведениям русской и мировой классики,
пьесам прогрессивных зарубежных и молдавских авторов.
Среди корифеев послевоенного театра – Н.П. Донская, И.Т. Датский,
В.Я. Круглов, В.А. Стрельбицкий, В.И. Белов, Е.А. Цуркан, Н.Н. Масальская,
Ю.А. Соколов. Они посвятили театру долгие годы плодотворной
деятельности, были горячо любимы зрителем. В 1950 г. руководство театром принимает Е.В. Венгре,
впоследствии заслуженный деятель искусств МССР.
С его именем связан 10-летний творчески напряженный и художественно
значимый период жизни коллектива. Е.В. Венгре был режиссером открытого социального темперамента, человеком
энциклопедических знаний, фанатиком театрального дела. Несомненным достижением театра в первой половине 50-х годов
были постановки спектаклей по инсценировкам романов Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и "Воскресение" (режиссер Е. Венгре).
Эти спектакли и определили подъем театра, обозначилась общая эстетическая линия. Именно
в этот период театр вырабатывает те характерные черты, которые и по сей день определяют его внутренний облик:
театр – проводник русской театральной культуры, хранитель её традиций. Театр стремится
соединить духовные усилия тех, кто говорит на русском языке и относит
себя по самосознанию к русской культуре вне этнической принадлежности.
В конце 60-х режиссер И.С. Петровский привел на сцену современную
западную драматургию. В 1968 г. выходят два спектакля по пьесам
Т. Уильямса – "Стеклянный зверинец" и "Трамвай "Желание" (первая
постановка в Советском Союзе), а в 1969 г. – "Мертвые без погребения"
Ж.П. Сартра. Эти спектакли прозвучали как откровение и благодаря
блистательному актерскому составу: тогда у всех на устах были имена В. Бурхарта,
М. Бабкиной, П. Конопчук, В. Левинзона, Н. Каменевой, Л. Шутовой, В. Измайлова.
В театре были поставлены почти все пьесы А.П. Чехова. По сей день его драматургия – одна из самых
востребованных в репертуаре.
В 60–70-е годы в театре активно ставила спектакли Н.С. Аронецкая
(наиболее интересные постановки этого периода – комедия Б. Нушича
"Госпожа министерша" и пьеса Д. Угрюмова "Звонок в пустую квартиру").
В 80-е – 90-е годы ярко раскрылись дарования учеников Надежды Степановны
– maestru in arta В. Гаврилова и Л.Колохиной, и по сей день успешно
работающих в "чеховском".
Социально-политические события последних десятилетий привели, в
определенном смысле, к культурной изоляции театра. И, тем не менее, в
новых социальных условиях театр остается одним из последних бастионов
великой русской культуры, выдерживающих ежедневный натиск поп-арта
с его агрессивностью и бездуховностью. Сегодня Кишиневсий русский драматический театр – это труппа,
в которой на равных работают актеры старшего, среднего и юного возраста. Все они к делу своей
жизни относятся серьезно, увлеченно, замечательно партнерствуя друг с другом. А это значит,
что коллективу по плечу творческие задачи любой сложности.
... То, что в репертуаре театра много классических произведений, не случайно:
это драматургия, несущая огромный нравственный и художественный
потенциал, обладающая глубиной и силой.
Знаковым событием в жизни коллектива стали гастроли театра в Москве
(после 40-летнего перерыва), проходившие с 12 по 20 ноября 2002 г. на
двух площадках: в помещении театра "Эрмитаж" и театра им. М.Н. Ермоловой. Были показаны спектакли
"Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Женитьба" Н.В. Гоголя, "Вечер" А. Дударева, "Я очень люблю тебя, мама!" Н.Птушкиной,
"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина, горячо принятые публикой и высоко оцененные столичной критикой.
Как бы ни было в современных условиях трудно, мы нужны зрителю, у нас с ним общая судьба,
совместные переживания… Подлинное искусство по-прежнему помогает обретать забытые истины.
И именно это искусство воплощает русский театр им. А.П. Чехова.
Валентина СКЛЯРОВА, завлит театра им. А.Чехова
pridnestrovie-daily.