steinchik писал(а):vladik писал(а):Дорогие друзья! А кто помнит детский кинотеатр "Бируинца", где также демонстрировалось стереокино?
До конца 70-х в "Бируинце" было 3 зала - Голубой, Красный и Зелёный. Затем его закрыли на долгую реконструкцию. И в 81-м открыли в новом виде. Красный зал переоборудовали в Стереозал. А Зелёный - в детский кинотеатр "Андриеш" с отдельным входом сбоку. Довольно скоро стереозал заглох ввиду отсутствия достаточного количества специфических фильмов. Как говорится, идея была хороша, но претворили её в жизнь чисти по советски. А до этого то же самое произошло с "Московой", в которой изначально показывались широкоэкранные фильмы на три экрана. Для этого использовали специальные фильмы, снятые на три камеры. Но очень скоро фильмы закончились, и "Москову" переоборудаовали в широкоформатный кинотеатр...
Небольшая справка от меня.
Где то с начала 50-х годов прошлого столетия ведущие специалисты в области кинематографии (благо на это выделялись средства) пытались сделать кино более зрелищным. Путей, по которым они шли, было несколько:
1. Увеличение горизонтального угла обзора.
2. Воспроизведение объёмного многоканального звука.
3. Создание объёмности изображения.
Результатом этих работ явилось следующее (по пунктам):
1. Появление широкоэкранного кино (за счёт эффекта анаморфирования)- угол обзора составляет приблизительно 120 градусов, соотношение сторон экрана 1:2,55 против 40 градусов у обычного фильма с соотношением сторон 1:1,38. Недостатком этой системы является невозможность качественного кинопоказа на большие и сверхбольшие экраны ввиду значительных геометрических искажений, обусловленных анаморфотной оптикой, но тем не менее, фильмы в таком формате просуществовали достаточно долго, вплоть до середины 90-х. Снимались они на киноплёнку 35мм.
Дальнейшая работа в этом направлении привела к появлению панорамного кино. Эта как раз та система о которой упоминал
steinchik. Съёмка шла на одну строенную камеру, ( и на 3 киноплёнки 35мм одновременно), оптические оси объективов располагались под углом 48 градусов друг относително друга. Каждая камера снимала треть площади изображения, угол обзора без потери качества составлял 146 градусов. Кадр был увеличен по высоте в полтора раза. Звук записывался отдельным устройством под названием
фильмфонограф на отдельную 35мм плёнку с девятью (!) магнитными фонограммами. Проекция осуществлялась на вогнутый экран. Техническая сложность съёмки фильмов по данной системе и дороговизна как производства так и показа, привела к тому что система панорамного кино вскоре перестала существовать; фильмы снятые для неё носили больше демонстративный нежели художественный смысл, и было их совсем немного.
Следующий этап- это круговая кинопанорама, установленная на ВДНХ в Москве в 1959г. Это был киноиллюзион. Одновременно работали 22 шт кинопроекторов на 22 экрана расположенных по окружности зала. Угол обзора составлял 360 градусов. Дальнейшее развитие привело к появлению
широкоформатного кино. Съёмка осуществлялась на 70-мм киноплёнку с соотношением сторон кадра 2,2:1 и шестью магнитными дорожками. За счёт увеличной более чем в два раза площади кадра, увеличивалась инфрмативность кадра, а следовательно, его можно было проецировать на сверхбольшие экраны без потери качества (увеличения зернистости). Было снято несколько десятков фильмов по этому стандарту, в своё время было построено немало широкоформатных кинотеатров, но увы- в те года они не прижились, т.к были велики затраты на производство и показ, да к тому же быстро портились магнитные фонограммы. Кинопроекторы для широкоформатного показа были двухстандартными, для 35 и 70 мм киноплёнок, поэтому долгое время они эксплуатировались позже в режиме 35мм для показа обычных фильмов.
...Дальше было "обратное развитие"- пути упрощения. Результатом стало понятие "кашетированный кадр". Суть была в искуственном обрезании стандартного 19мм кадра сверху и снизу, в рамке самого кадра, в результате получался кадр с информативным соотношением сторон 1:1,66 или 1:1,85. Далее за счёт применения короткофокусной оптики этот кадр проецировался на широкий экран. Применялся метод явного и скрытого кашетирования. Явного-это когда во время съёмки или монтажа обрезали стороны, т.е фильмокопия уже физически имела кадр с информативным соотношением, указанным выше. Скрытое кашетирование- это когда формирование кадра с таким соотношением производилось во время проекции, за счёт установки кадрового окна. Однако, во время съёмки такого фильма оператор учитывал, что сюжетно важная часть кадра должна располагаться в пределах этого размера информативного поля кадра. Поэтому такие фильмы могли без ущерба демонстрироваться как обычные, если кинопроектор не был оборудован для показа кашетированного фильма. Недостаток системы очевиден- маленькая информативная площадь кадра при большом увеличении вызывала появление зернистости и искажений. Система кашетированного кино действует до сих пор.
Всё вышесказанное относится только к кинематографу СССР!
2. Что касается системы объёмного звука- была попытка его реализовать в виде 4-х дорожечной магнитной фонограммы на 35-мм киноплёнке с широкоэкранным анаморфированным кадром. Невысокая сохранность магнитной фонограммы и необходимость оборудования кинопроекторов считывателем магнитной фонограммы, что усложняло эксплуатацию кинопроекторов, рассчитанных на обычные оптические фонограммы, привела к тому, что эта система так и осталась экспериментальной.
3. Попытки ещё расширить угол обзора привели к появлению стереокино. При этом зритель ощущает глубину изображаемой сцены и у него возникает эффект стопроцентного присутствия. Принцип стереокино основан на бинокулярности зрения человека. Для его реализации требуется одновременная съёмка двух кадров (стереопары), объективами, оптические оси которых отстоят друг от друга на расстоянии, равное расстоянию между зрачками глаз среднестатистического здорового человека. Во время показа требуется разделение кадров- чтобы каждый глаз видел только "свой" кадр. Первая в СССР система была с вертикально расположенными стереопарами размерами
19 мм, частота кинопроекции составляла 24 стереопары/сек (48кадров/сек). В скором времени стало ясно, что нужно изготавливать (или переделывать существующий) парк проекционной аппаратуры, которая смогла бы работать с удвоенной частотой (ведь стереокинотеатры должны были демонстрировать и обычные фильмы). Этого делать не стали, и была разработана система с вертикально расположенными стереопарами, расположенными на площади стандартного кадра 19 мм, с соотношением сторон 1:1,78. Эта система получила название "СТЕРЕО-35" и именно по такой системе крутили стереокино в Бируинце.
Что же касается разделения кадров на левый и правый для глаз при показе- существет три системы-растровая, очковая и анаглифическая. В Бируинце применялась очковая система, основанная на поляризации света. То есть, при проекции с помощью специального фильтра-поляризатора световой поток от одного кадра поляризовался в горизонтальной плоскости, а другой-в вертикальной. Такие же фильтры стояли соответственно и в очках. В итоге глаз, перед которым был скажем горизонтально поляризованный фильтр, видел только горизонтально поляризованный пучок света (от одного кадра) и совершенно не видел второго! (курс физики за по-моему 7-8 класс при СССР).
За счёт этого каждый глаз видел только свой кадр, и благодаря внутримозговому моделированию полученных зрительных эффектов от левого и правого глаза человек начинал ощущать глубину и присутствие в действии, которое доносил до него фильм.
Есть ещё система СТЕРЕО-70 на 70-мм киноплёнке с горизонтально-расположенными стереопарами.
Уфф...устал я писать...