- Из книги воспоминаний Виктора Даниловича Андона:
Кинотеатр им. 1-го Мая скоро выбился в передовики, и меня ставили в пример другим директорам.
И всё же хотелось чего-то большего. В то время начали строить постоянные кинотеатры на
ссуды, выделяемые банками, с последующим возвращением денег в процессе эксплуатации кинотеатра.
Возврат ссуды гарантировало государство в лице Управления кинофикации министерства культуры.
Предложили и мне на этих условиях возглавить стройку такого кинотеатра, на что я дал согласие.
Определенный опыт финансово-хозяйственной деятельности за три года работы директором летних кинотеатров я уже приобрел.
Нужно было найти подходящее место для стройки, а также подготовить проектно-сметную документацию.
В течение года всё это было сделано. Смета строительства кинотеатра не превышала 1,5 миллиона рублей, и ссуду предполагалось вернуть государству в течение двух-трёх лет.
Продолжая работать в качестве директора кинотеатра им. 1-го Мая, я возглавил стройку постоянного кинотеатра на 527 мест, площадку для которого город нам предоставил на углу улиц Бендерская и Штефана Великого (ныне Александру чел Бун 18).
Строительство кинотеатра вело СУ-5, управляющим которого был Виктор Борисович Полиссар, а прорабом - Миша Коган, энергичный молодой человек, с которым мы быстро подружились и поддерживали эту дружбу многие годы, пока он не уехал на постоянное место жительства в Израиль.
Стройка шла удивительно быстрыми темпами. В каждый угол фундамента я бросил по нескольку медных монет, чтобы кинотеатр приносил больше прибыли. Велась стройка без традиционного башенного крана.
К тому времени уже были мощные автокраны пособные поднимать на высоту до 20 метров многотонные стальные конструкции и бетонные плиты.
В течение полутора лет, на удивление многим, кинотеатр, который по моему предложению назвали “Кишинэу”, был построен.
Очень помогли нам в этом деле районные и городские руководители. Когда встал вопрос о дефицитном силовом кабеле, которого нигде на базах не было, горком партии попросил троллейбусное управление, у которого такой кабель был, помочь строящемуся кинотеатру, и вопрос был решён. Мы обеспечили себя двойной гарантией энергоснабжения. Один кабель был подключен к трансформатору мебельной фабрики, а другой был протянут по Бендерской вверх, вплоть до Центрального рынка, где были свои мощности. Таким образом, мы гарантировали себя от внезапного обесточивания по одному из двух кабелей.
Как директор строящегося кинотеатра, я был единственным материально ответственным лицом за всё оборудование, которое уже прибывало для нового кинотеатра: где его хранить?
Кинопроекционное и силовое оборудование пока просили придерживать на складах республиканских киномастерских, которые должны были его потом монтировать. А другое оборудование?
Прибыл вагон кресел для зрительного зала. Куда деть эти кресла? Кто будет отвечать за их сохранность, пока они будут установлены в зрительном зале? Приходилось договариваться в частном порядке, чтобы эти кресла приютили под навесом в каком-то дворе, однако
гарантии для их сохранности никто не давал. Слава Богу, всё обошлось.
Купили для занавеса перед экраном более 100 метров сиреневого бархата. Дали этот бархат на пошивку занавеса в театральные мастерские.
В ту пору в каждом постоянно действующем кинотеатре был эстрадный оркестр, который давал концерты перед началом очередного вечернего сеанса.
По штату кинотеатру “Кишинэу” тоже был положен такой оркестр. Поскольку кинотеатр носил название “Кишинэу” и неоновая вывеска была сделана в виде национального орнамента (её можно и сейчас увидеть в художественном фильме “Человек идёт за солнцем” в эпизоде “Ночной город”), мы решили, что и оркестр, играющий перед сеансами, должен быть необычным, с молдавским акцентом. Так впервые в Кишинёве появился народный оркестр – тараф, с непременным цымбалом, скрипками и прочими народными музыкальными инструментами. Даже одежда музыкантов тарафа была стилизована под национальные костюмы. Их, впрочем, мы на первых порах взяли напрокат из тех же театральных мастерских.
Открытие кинотеатра “Кишинэу” состоялось в канун празднования 40-й годовщины Октября фильмом С. Герасимова “Тихий Дон”. Поскольку кинотеатр “Бируинца” был тогда на реконструкции, к нему пристраивали ещё один, третий зал “Андриеш”, специально для показа детских картин, залом No 2 после “Патрии” стал наш “Кишинэу”. Панорамный кинотеатр “Москова” был открыт позже. Трёхсерийная картина “Тихий Дон” с великолепными актёрами Эллиной Быстрицкой, Зинаидой Кириенко, Петром Глебовым и другими звёздами первой величины, да и сама экранизация известного произведения Шолохова обеспечили высокую прокатную судьбу фильма. Картина шла в нашем кинотеатре в течение целого месяца с битком набитыми киносеансами.
Летом 1958 г. в Кишинёве стала издаваться на двух языках новая ежедневная газета “Вечерний Кишинёв”. Она давала огромное поле деятельности для пропаганды и рекламы новых фильмов. Поначалу я с помощью редакции культуры, которую возглавляла Ада Григорьевна Лисовицкая, завёл рубрику “Новости кино”, где почти в каждом номере публиковали фотографии новых фильмов, с указанием киностудии, авторов картины и кратким содержанием, а потом перешёл на более крупные формы – рецензии, и за несколько месяцев опубликовал в “Вечёрке” пять рецензий на новые картины, выходящие в прокат.