В. Андон занимал должность директора Kинотеатра им. 1-го мая c 1954 годa.
- Из книги воспоминаний Виктора Даниловича Андона:
"Это был огромный деревянный сарай на 520 мест, где можно было смотреть фильмы и днём, и вечером.
Сезон там начинался уже в конце апреля и заканчивался в ноябре.
Оклад был 615 рублей, но если буду выполнять план, то надбавка в 25 процентов будет обеспечена.
Однако, больше всего меня занимал вопрос: что можно сделать, чтобы после окончания летнего сезона в кинотеатре не остаться без работы? Немного поразмыслив, я пришёл в Управление кинофикации с инициативой: прикрепить к летнему кинотеатру им. 1-го Мая кинопередвижку, для показа в городских ведомственных клубах фильмов репертуара прошлых лет, чтобы работники кишинёвских предприятий, имеющих свои клубы, но без киноустановок, могли бы у себя смотреть картины хотя бы 1-2 раза в неделю. Для этого даже не надо было строить киноаппаратные, а использовать для показа узкоплёночный 16-миллиметровый проектор “Украина”.
Мою инициативу поддержали. Для кинопередвижки выделили полуторку ГАЗ-АА, шофера и киномеханика.
Теперь мне уже было кем руководить, и я смог бы получать зарплату не зря.
Помимо кинопередвижки, я арендовал для показа кинофильмов клуб пожарников на 300 мест по ул. Садовая угол Гоголя, имеющий киноаппаратную для показа картин на 35-миллиметровой плёнке, и показывал в этом клубе картину уже три раза в неделю.
Назвали мы этот клуб “Кинотеатром повторного фильма”.
Здесь тоже была своя маленькая хитрость. В кинопрокате существовал фонд фильмов с грифом “Только для клубного показа”. Туда входили киноленты зарубежного производства, не имевшие лицензии для показа в государственных кинотеатрах. А клубный показ приравнивался чуть ли не к частному предпринимательству. Тут ограничение было менее строгим. Зрители же смотрели эти картины с удовольствием. Реклама на них была ограничена, без газетных публикаций. В основном, эти ленты были из трофейного фонда. Каждая лента предварялась надписью: “Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году”. В этом трофейном фонде немецких фильмов почти не было. Были картины американские, английские, французские, которые контратипировались нашими кинофабриками и без указания фирмы-производителя и авторов выпускались в советский прокат. Сначала в больших кинотеатрах, а потом их передали в фонд “для клубного показа”, чем я и воспользовался.
Доходы от моего своеобразного предпринимательства позволяли не только зарабатывать на зарплату для ограниченного в зимнее время персонала Kинотеатра им. 1-го Мая, но и приносить доход в казну государства. В ту пору с каждого рубля 55 копеек шло в доход государства в виде налога со зрелищ, остальные 45 копеек доставались кинопрокату и кинотеатру на эксплуатационные расходы: электроэнергию, зарплата персоналу и пр. Начальству в лице управления кинофикации понравился такой инициативный директор, и меня стали хвалить на различных совещаниях, предлагая брать пример с молодого директора.
В новом летнем сезоне я расширил ареал своей деятельности.
По воскресеньям ставил больше детских сеансов. Несмотря на то, что детский билет в кинотеатр тогда стоил 10 копеек в городе и 5 копеек в селе, массовость посещений давала немалый доход. Не забудем, что в те годы ещё не было телевидения, и дети смотрели кино только в кинотеатрах, а 10 копеек для своего ребёнка у родителей всегда найдётся.
Кинотеатр им. 1 мая имел 500 посадочных мест. В других кинотеатрах, с отдельными креслами для каждого зрителя можно было продавать ровно столько билетов, сколько было кресел в зрительном зале. В кинотеатре им. 1-го Мая каждый ряд зрительного зала представлял собой длинную скамью на весь ряд, содержавший 30 мест для взрослых. Детей же, учитывая их маленькие попки, помещалось в одном ряду в полтора раза больше, чем взрослых.
Таким образом, мы могли продать на один детский сеанс 750 билетов, и один детский сеанс приносил нам доход в 75 рублей, по тем временам немалый. Даже взрослых зрителей помещалось на этих лавках не 500 человек, а до шестисот, что позволяло нам по
воскресеньям продавать больше билетов и выручать дополнительно больше денег для будущей прогрессивки. Коллектив был доволен своим руководителем. Жили мы дружно.
Изучая статистику посещений, я убедился, что по воскресеньям зрителей бывает намного больше и билетов порой, особенно на вечерние сеансы, не хватает. К тому же в те годы у нас в стране был только один выходной – воскресенье.
Что можно сделать, чтобы этот единственный выходной использовать с наибольшей выгодой для бюджета кинотеатра?
Штат киномехаников в нашем кинотеатре был рассчитан только на односменную работу, а по воскресеньям мы могли работать в две смены, давать два-три детских и до четырех взрослых киносеансов.
Но кто такое выдержит? Посоветовавшись со старшим киномехаником нашего кинотеатра Саввой Григорьевичем Песчанским,
мы решили организовать у себя в кинотеатре краткосрочные курсы кинодемонстраторов из числа сотрудников
кинотеатра (контролёров-билетёров, кассиров), чтобы в воскресные дни с одним из киномехаников
сеансы показывать в две смены. Эти же курсы прошёл и я.
С большим успехом в ту пору по экранам прошли индийские фильмы. Особенно понравился нашим зрителям фильм “Бродяга” с Раджем Капуром в главной роли. Сеансы в кинотеатре “Патрия” начинались в восемь утра и заканчивались в два часа ночи. Выручка от продажи билетов на двухсерийный фильм была баснословной.
Нашему кинотеатру “Бродяга” достался уже через недели три после премьерного показа в “Патрии”, и тем не менее, мы тоже неплохо заработали на этом фильме, показав в один из воскресных дней пять двухсерийных киносеансов.
И всё это благодаря тому, что мы подготовили из собственного персонала ещё одну смену кинодемонстраторов.
Савва Григорьевич установил на наших проекторах КПТ-1 автоматику, благодаря которой переход с поста на пост после каждой части был автоматизирован, и оставалось только зажечь угли проектора и нажать на ручку автоматики, чтобы показ фильма не прерывался.
В один воскресный день, благодаря нашему новшеству в организации кинопоказа,
мы сумели собрать выручку, равную двухнедельному финансовому плану кинотеатра.
Старались, как могли, лучше организовать рекламу фильмов. В то время бумажные обои, хоть и неважного качества, привлекали своей дешевизной – до 2-х рублей за рулон 12 метров. На оборотной стороне обоев мы крупными буквами писали рекламу нашего репертуара и растягивали на заборах в самых людных местах, прикрепляя кнопками к дощатым заборам, которыми огораживались многочисленные в ту пору стройки. Рекламные щиты писал наш художник, а разносили их по постоянным местам установки и ставили их в рамы соседские с кинотеатром мальчишки. За это гонораром для них служил бесплатный просмотр фильма в нашем кинотеатре.