В «Историческом очерке Бельц и Бельцкого уезда» (1936) сообщается, что, хотя больница и называлась Еврейской, была основана и финансировалась евреями, в ней мог бесплатно лечиться любой человек, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Больница состояла из нескольких отделений: внутренних болезней, хирургии, гинекологии, родильного, детских болезней и эпидемо-заразных. Для мужчин и женщин палаты были раздельные. Руководство лечебным учреждением осуществлял главный врач И. И. Вестерман. Еще в 1917 году, будучи земским врачом, он стал кандидатом в депутаты Конституционного собрания от Народно-социалистической партии, представлявшей городскую интеллигенцию. Это была единственная партия, исключившая террор как средство политической борьбы. Кстати, «народные социалисты», к которым относился и доктор Вестерман, поддерживали Временное правительство, но столица Российской империи с ее революциями была далеко, а здесь, в Бессарабии, были свои проблемы. Тем более что в 1918 году партия прекратила свое существование. Впрочем, этот факт уже не имел особого значения, так как в тот год Бессарабия вошла в состав королевской Румынии.
В довоенные годы в больнице работали хирург Рыбаков, гинеколог Самуил Дац, хирург Яков Котигер, приглашались сюда и известные в городе специалисты: терапевт Давид Паверман, Бендерский, Френкель, Имас, отоларинголог Фишл Красюк, а также врачи Польский, Гурфель. В особо сложных ситуациях консультации давали опытнейшие врачи: дерматолог Котляр (он обитал в красивом старинном особняке на нашей улочке, в то время дома у него был свой кабинет для приема больных), Красюк, Башкаянц, Пинкензон и др. В 1920-х годах в Бельцах уже насчитывалось два десятка видных специалистов. Всеобщим уважением пользовались и дантисты Бройтман, Туркенич, Левковская.
Еврейская больница была обеспечена и младшим медперсоналом – в каждом отделении работало по медицинской сестре. В больнице стажировались студенты-практиканты, из которых потом выросли прекрасные врачи: Меклер, Палария, Подгаецкий и др. К сожалению, я не могу привести здесь фамилии многих врачей в сочетании с их именами – безжалостное время сделало свое дело, и забытые имена уже некому вспомнить...
Врачами регулярно проводились амбулаторные приемы. Тяжелобольных помещали в стационар, но мест на всех недужных все равно не хватало. Здесь, в больнице, функционировала лаборатория, в которой исследовались анализы.
Состоятельная часть еврейского населения обращалась за помощью к частным врачам-специалистам. В городе тогда практиковали два опытных фельдшера, фактически исполнявшие обязанности врачей. Даже фамилии у них были соответствующие, лекарские: Егуше Ройфэ и Йосл Фельдшер. Будучи отзывчивыми людьми, они посещали почти каждую еврейскую семью, помогали больным как могли.
Еврейскую больницу в Бельцах построили в 1861 году. Поначалу она располагалась в маленьком помещении неподалеку от собора Святого Николая, в тех городских кварталах, где, в основном, ютились евреи. Город тогда был небольшим, но в нем проживало около четырех тысяч евреев, основным занятием которых были различные ремесла и торговля.
Существует версия, некое подобие легенды, что Еврейскую больницу в Бельцах основал уроженец этого города, представитель бессарабского еврейского купеческого рода, выросший в Кишиневе видный российский хирург и анатом, доктор медицины (1863), совещательный член военно-медицинского ученого комитета Давид Ильич Выводцев (1830–1896, Санкт-Петербург). Во время франко-прусской войны (1870–1871) был военным хирургом, а во время русско-турецкой войны (1877–1878) состоял врачом при главнокомандующем – Великом князе Николае Николаевиче, был лечащим врачом Н. И. Пирогова. О необычном, если не самом странном, пожертвовании в пользу общинной больницы «Одесский вестник» писал: «Врач Выводцев, умерший недавно и который в детстве проживал в Бельцах, завещал еврейской общине этого города 10 тысяч рублей для постройки нового здания больницы».
Выводцев Давид Ильич. Ученик знаменитого ученого, основоположника русской военно-полевой хирургии Николая Пирогова, на четвертый день после смерти своего учителя забальзамировал его тело.
В 1879 году Еврейская больница располагала 15 койками. В городе было образовано «Общество помощи бедным больным», членом которого становился каждый еврейский житель Бельц, уплативший вступительный взнос в один рубль и обязавшийся уплачивать в дальнейшем по 10 копеек еженедельно. Разными лицами на строительство аптеки рядом с больницей было пожертвовано 300 рублей.
В 1904 году местные меценаты выделили средства на более вместительные здания, благодаря чему новые корпуса больницы появились в 1920–1930 годы и чудом уцелели после жесточайшей бомбежки города немецко-румынской авиацией в первые дни войны.
Какое-то время больница жила на средства от своей части земельного владения, которое Хананий Гальперин, местный богач, прозванный бельцким Крезом, завещал филантропическим и культурно-просветительным учреждениям. Однако в ходе аграрной реформы в Румынии в 20-х годах это имение экспроприировали, доходы Еврейской больницы существенно уменьшились. Не стоит думать, что после этого она могла закрыться. Попечительский совет Еврейской больницы, в который входили многие видные граждане города, например один из братьев Вольман, владевший крупным масложировым заводом, этого бы не допустил.
Нельзя сказать, что при помощи филантропов еврейская община в Бельцах процветала, во всяком случае жила умеренно и скромно. Бедняки, конечно, оставались бедняками. Созданный совет попечителей Еврейской больницы постоянно находился в тесной связи с общиной. Солидную помощь оказывали благотворительные фонды «Эзрат холим» и «Бикур холим» – предтеча больничных касс. Крупнейшую организацию с фондом помощи больным («Эзрат холим») сумел создать еще в 1906 году одесский раввин Шимон-Яаков Гликсберг (1870–1950), тем самым заложив основы по поддержке слабых слоев общины. Средства в больничную кассу собирали всевозможными путями, вплоть до организации культурно-массовых вечеров.
Без сомнения, медицинский персонал бельцкой Еврейской больницы представлял собой интеллигентную прослойку населения, влияющую на культурную жизнь не только еврейской общины, но и всего города. Появившийся на свет после войны, я помню еще их светлые лица – докторов, вернувшихся с фронтов и из эвакуации, лагерей и гетто.
Aвтop - З. ВЕЙЦМАН,
http://www.newswe.com