Пресса об истории Измаила

Модератор: rimty

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 12 июл 2014, 18:42

Интересуюсь историей города и собираю ее, опубликованную в прессе...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 12 июл 2014, 18:44

Помните сюжет фильма "Место встречи изменить нельзя". Оказывается банда Черной кошки была и в Измаиле...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 12 июл 2014, 18:47

Курьер недели. Статья об Измаиле 1930-х годов
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 12 июл 2014, 18:53

Курьер недели. Статья о румынском короле Фердинанде и его влиянии на человеческие судьбы в Бессарабии
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 12 июл 2014, 18:56

Курьер недели. Статья о Измаильских площадях в начале 20 века...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение rimty » 06 окт 2014, 16:26

7 января 1914 (25 декабря 1913) года
  • Газета "Сибирская жизнь"
ИЗМАИЛЪ. Городское управление возбудило ходатайство об узаконении празднования
11 декабря, дня взятия Измаила Суворовым.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 06 окт 2014, 20:30

Вот такая интересная статья был в местной прессе...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение serj63-63 » 31 окт 2014, 11:19

бессарабец писал(а):Интересуюсь историей города и собираю ее, опубликованную в прессе...
"Дунай-река дружбы",краткий путеводитель,текст Н.Сергеевой,З.Насековского.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 17 июл 2016, 20:41

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей
Звенящее слово «дзинилор» у измаильчан на слуху — так называется железнодорожная станция в часе езды от Измаила. Звучит романтично и отчего-то напоминает названия японских станций в романах Харуки Мураками. А если знать, что затерянная в бессарабской степи станция расположена неподалеку от речки Еника, пейзаж и вовсе готовит нас к чему-то загадочному.


И неспроста, потому что в давние времена, когда буджакская степь полнилась табунами лошадей и стадами овец тюркских кочевых народов — торков (узов) и половцев (команов), а затем татар, обитавших здесь тысячу лет назад, люди разведали в этой долине целебный источник. При османском правлении было принято название долины Янук.
Скотоводы-степняки знали цену воде в знойное лето, но этот источник не был похож на прочие, места которых были хорошо известны кочевникам. Вода в нём была особенная, испив её или омывшись, люди замечали улучшение самочувствия и даже исцеление от той или иной хвори. Они назвали его «Азис Бунар», что в переводе с тюркского означает «святой родник».
Видимо, не одним кочевникам был он известен, потому что встречается и употребление греческого названия «Агиасма» (греч. — святыня), что не совсем то же самое, поскольку «агиасма» есть освящённая вода. Местные молдаване называли его по своему — Фынтына Зынэлор, что можно перевести как «фонтан фей» (фея по-молдавски — зынэ), творящих чудеса. В XIX веке россияне говорили «источник наяд», т.е. нимф (греч.), которым приписывались те же свойства.
Татары свой источник берегли, а когда в 1807 году российские войска, вторгшиеся в Буджак, начали вытеснять их на восток — переселять на новое место жительства на Кубань — татары забросали источник камнями, чтобы он не достался никому. Но местные жители, в том числе измаильчане, ещё при турках знали о нём. Старики говаривали, что криница эта «издревле почиталась целительною». Как только спало военное напряжение, измаильский житель — чабан Прокоп Мунтян — в 1814 году вновь нашёл это место. Он расчистил источник от камней и, омывшись его водой, получил «совершенное здравие», хотя до этого случая долго болел. Многие жители края, узнавшие о расчистке целительного источника, ринулись к нему за спасением здоровья и стали «омываться водою и по получении исцеления в болезнях класть на кринице и кидать в оную деньги» — в основном турецкое серебро.
Тогда Прокоп и его брат Александр оборудовали криницу как следует. Они использовали часть собранных денег на приобретение камней и соорудили небольшую каменную каплицу с иконой Божьей Матери. Священник из села Китай (м.б. Код-Китай — ныне Островное?) доложил об открытии в долине Янук килийскому уездному протопопу Малявинскому, а тот, в свою очередь, в экзархат — Кишинёвскую дикастерию (церковный судебный орган).
Пока шла переписка, для сбора денег приделали к каплице сундучок. Однако, поскольку сторожа не было, за год его четыре раза обокрали воры. Часть собранных денег чабан передал протоиерею Малявинскому. Протоиерей лично осмотрел криницу, отметив необычную прозрачность воды на всю глубину 2 саженей (4.26 м), где можно было увидеть самую мелкую монету на дне. Дно было светло-синим, а наверху плавали маслянистые частицы.
В архиве Кишинёвской консистории по сему вопросу было заведено дело №472 «По рапорту бессарабского протоиерея Фёдора Малявинского о открывшейся Килийского цынута на долине Янук кирнице, в коей целительная вода». Из дикастерии передали шнурованную книгу для записей о пожертвованиях и велели местному приходскому священнику наблюдать за криницей, навещая её время от времени. Домов поблизости от источника тогда не было.
Вскоре появились желающие заселить местность у источника измаильские евреи, о чём протоиерей Малявинский не замедлил донести в дикастерию в мае 1816 года. Священник Николаевской церкви г. Тучкова сообщил ему, что откупщик Панайотов продал им это место за сорок червонцев, и они собираются строить там корчму. На что Малявинский предложил лучше построить богадельню для страждущих христиан. Дикастерия, в свою очередь, обратилась к правительству области, которое постановило оставить криницу в распоряжении Кишинёвской митрополии, определив вокруг участок в 2–3 фальчи (чуть более 2–3 десятин) в пользу Кишинёвской семинарии, а далее «пусть владеет откупщик». При этом в январе 1817 года жителям Измаила чабанам Прокофию и Александру Мунтян и Василию Регушу было выдано «Свидетельство», что первые определены попечителями, а третий — сторожем при кринице.
Килийский благочинный протоиерей Панайот Григорьев в мае того же года засвидетельствовал у целебного источника большие беспорядки: «Жители города Тучкова (Измаила) в числе семи семейств сняли у чемаширского арендаря еврея Гершки всю долину Янук под выпас скота. Они поделали себе бурдеи (землянки — С.П.) на расстоянии четверти версты от криницы и собрали из окрестностей более 300 голов рогатого скота и лошадей на выпас. Весь этот скот пригонялся на водопой к самой кринице и к »загаченной« немного выше плотине, устроенной попечителями исключительно в видах предохранения криницы от затопления в дождевое время. Эту плотину скот изрыл, открылась течь и до самой криницы стояла ужасная грязь. Сами поселенцы внушали опасение попечителям своим нетрезвым нравом. Судя по фамилиям (Ильяченко, Завальнюк, Кравец, Шинькарь, Иваненко, Гавриленко, Коваль и Билинский) — это были беглые малороссы. Из них Шинькарь тайком привозил от того же Гершки водку и продавал. Часто — »почти ежедневно« — у Шинькаря останавливались »самоправно, помимо ведома земской полиции, офицеры проходящих воинских команд, и дым стоял коромыслом…«.

(Продолжение следует)

Светлана ПАЛАМАРЧУК

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 17 июл 2016, 20:42

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей
Звенящее слово «дзинилор» у измаильчан на слуху — так называется железнодорожная станция в часе езды от Измаила. Звучит романтично и отчего-то напоминает названия японских станций в романах Харуки Мураками. А если знать, что затерянная в бессарабской степи станция расположена неподалеку от речки Еника, пейзаж и вовсе готовит нас к чему-то загадочному.


И неспроста, потому что в давние времена, когда буджакская степь полнилась табунами лошадей и стадами овец тюркских кочевых народов — торков (узов) и половцев (команов), а затем татар, обитавших здесь тысячу лет назад, люди разведали в этой долине целебный источник. При османском правлении было принято название долины Янук.
Скотоводы-степняки знали цену воде в знойное лето, но этот источник не был похож на прочие, места которых были хорошо известны кочевникам. Вода в нём была особенная, испив её или омывшись, люди замечали улучшение самочувствия и даже исцеление от той или иной хвори. Они назвали его «Азис Бунар», что в переводе с тюркского означает «святой родник».
Видимо, не одним кочевникам был он известен, потому что встречается и употребление греческого названия «Агиасма» (греч. — святыня), что не совсем то же самое, поскольку «агиасма» есть освящённая вода. Местные молдаване называли его по своему — Фынтына Зынэлор, что можно перевести как «фонтан фей» (фея по-молдавски — зынэ), творящих чудеса. В XIX веке россияне говорили «источник наяд», т.е. нимф (греч.), которым приписывались те же свойства.
Татары свой источник берегли, а когда в 1807 году российские войска, вторгшиеся в Буджак, начали вытеснять их на восток — переселять на новое место жительства на Кубань — татары забросали источник камнями, чтобы он не достался никому. Но местные жители, в том числе измаильчане, ещё при турках знали о нём. Старики говаривали, что криница эта «издревле почиталась целительною». Как только спало военное напряжение, измаильский житель — чабан Прокоп Мунтян — в 1814 году вновь нашёл это место. Он расчистил источник от камней и, омывшись его водой, получил «совершенное здравие», хотя до этого случая долго болел. Многие жители края, узнавшие о расчистке целительного источника, ринулись к нему за спасением здоровья и стали «омываться водою и по получении исцеления в болезнях класть на кринице и кидать в оную деньги» — в основном турецкое серебро.
Тогда Прокоп и его брат Александр оборудовали криницу как следует. Они использовали часть собранных денег на приобретение камней и соорудили небольшую каменную каплицу с иконой Божьей Матери. Священник из села Китай (м.б. Код-Китай — ныне Островное?) доложил об открытии в долине Янук килийскому уездному протопопу Малявинскому, а тот, в свою очередь, в экзархат — Кишинёвскую дикастерию (церковный судебный орган).
Пока шла переписка, для сбора денег приделали к каплице сундучок. Однако, поскольку сторожа не было, за год его четыре раза обокрали воры. Часть собранных денег чабан передал протоиерею Малявинскому. Протоиерей лично осмотрел криницу, отметив необычную прозрачность воды на всю глубину 2 саженей (4.26 м), где можно было увидеть самую мелкую монету на дне. Дно было светло-синим, а наверху плавали маслянистые частицы.
В архиве Кишинёвской консистории по сему вопросу было заведено дело №472 «По рапорту бессарабского протоиерея Фёдора Малявинского о открывшейся Килийского цынута на долине Янук кирнице, в коей целительная вода». Из дикастерии передали шнурованную книгу для записей о пожертвованиях и велели местному приходскому священнику наблюдать за криницей, навещая её время от времени. Домов поблизости от источника тогда не было.
Вскоре появились желающие заселить местность у источника измаильские евреи, о чём протоиерей Малявинский не замедлил донести в дикастерию в мае 1816 года. Священник Николаевской церкви г. Тучкова сообщил ему, что откупщик Панайотов продал им это место за сорок червонцев, и они собираются строить там корчму. На что Малявинский предложил лучше построить богадельню для страждущих христиан. Дикастерия, в свою очередь, обратилась к правительству области, которое постановило оставить криницу в распоряжении Кишинёвской митрополии, определив вокруг участок в 2–3 фальчи (чуть более 2–3 десятин) в пользу Кишинёвской семинарии, а далее «пусть владеет откупщик». При этом в январе 1817 года жителям Измаила чабанам Прокофию и Александру Мунтян и Василию Регушу было выдано «Свидетельство», что первые определены попечителями, а третий — сторожем при кринице.
Килийский благочинный протоиерей Панайот Григорьев в мае того же года засвидетельствовал у целебного источника большие беспорядки: «Жители города Тучкова (Измаила) в числе семи семейств сняли у чемаширского арендаря еврея Гершки всю долину Янук под выпас скота. Они поделали себе бурдеи (землянки — С.П.) на расстоянии четверти версты от криницы и собрали из окрестностей более 300 голов рогатого скота и лошадей на выпас. Весь этот скот пригонялся на водопой к самой кринице и к »загаченной« немного выше плотине, устроенной попечителями исключительно в видах предохранения криницы от затопления в дождевое время. Эту плотину скот изрыл, открылась течь и до самой криницы стояла ужасная грязь. Сами поселенцы внушали опасение попечителям своим нетрезвым нравом. Судя по фамилиям (Ильяченко, Завальнюк, Кравец, Шинькарь, Иваненко, Гавриленко, Коваль и Билинский) — это были беглые малороссы. Из них Шинькарь тайком привозил от того же Гершки водку и продавал. Часто — »почти ежедневно« — у Шинькаря останавливались »самоправно, помимо ведома земской полиции, офицеры проходящих воинских команд, и дым стоял коромыслом…«.

(Продолжение следует)

Светлана ПАЛАМАРЧУК

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 17 июл 2016, 20:43

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей
(Продолжение. Начало в «КН» за 13 октября 2012 года)



В мае 1818 г. во время посещения Бессарабии государем императором Александром I, кишинёвский митрополит Гавриил (Бонулеску-Бодони) подавал Его Императорскому Величеству записку о состоянии епархии, и в том числе — статью об источнике Фынтына Дзинилор, прося утвердить его с окрестными пустопорожними землями в собственность семинарии. Однако разрешения получено не было.
Когда летом того же года митрополит Гавриил посетил целебный источник, ему был представлен список излечившихся здесь от разных болезней 22 человек. В том числе один из них — «Генерала Тучкова адъютант капитан Пахомов, от одержавшей его чрез три с лишком года ломоты по всему корпусу и сильной болезни на глаза 1817 года излечился совершенно». При этом митрополит сам стал свидетелем исцеления людей во время его пребывания, но для большей достоверности вызвал из Томарова (Рени) искусного медика г-на Фишера. Медик провёл опыт, опустив в стакан с грязью со дна криницы ртуть, которая быстро растворилась, чем подтвердил полезность минеральной воды.
По возращении в Кишинёв митрополит сообщил об этом министру духовных дел, написав также о предложении одного мирянина из Аккермана построить «своим иждивением церковь» и добавив свое намерение: «выстроить при сем целительном кладязе больницу с церковию и гостиный дом». Однако в Синодальном указе декабря 1818 г. наряду с признанием факта целебности воды источника было приказано пресечь всякое отправление культа при источнике и убрать старого священника, поставленного туда митрополитом Гавриилом, а часовню — уничтожить. К тому же предписывалось принять меры «к уничтожению в народе разглашения будто о чудотворной воде того кладязя, дабы положить сим пригоду распространению и утверждению в народе суеверия», о чём затем доложить Синоду. И заодно уведомить гражданское правительство «об открывшейся минеральной воде». Наместник Бахметев «предписал обратить минеральный источник в гражданское ведомство». Иконы были переданы в церковь села Чимашир (совр. Приозёрное), а камни от каплицы — на постройку новой церкви в другом месте. Кружечный сбор и
18 утиральников поступили в Кишинёвскую семинарию.
Приведённую выше историю целебного источника Фынтына Дзинилор с
1815 по 1819 гг. изучил по материалам архива Кишинёвской духовной консистории Иван Николаевич Халиппа (1871 — 1941 гг.). Это был удивительный человек. Степень кандидата богословия он получил в Киевской духовной академии и, служа на ниве народного просвещения, с азартом занялся изучением истории Бессарабии. За пару лет он написал 15 статей по истории края, которые были результатами его архивных изысканий. В 1898 г. в г. Кишинёве при основании Бессарабской губернской ученой архивной комиссии И.Н. Халиппу избрали её секретарём, то есть правителем дел. Он же озаботился изданием трудов этой комиссии. И в 1-м томе, вышедшем в 1900 г., опубликовал свою статью «Фынтына Дзинилор», послужившую основой нашего исследования. А всего в 1 — 2 томах трудов комиссии за 1900 г. он опубликовал 14 своих статей, в том числе интереснейшую работу о пребывании в Кишинёве А.С. Пушкина. Вскоре после присоединения Бессарабии к Советскому Союзу бессарабский историк был арестован НКВД и погиб в тюрьме.
Краткие сведения об источнике минеральной воды Фынтына Дзинилор содержатся в «Описании Бессарабской области Павла Свиньина» 1816 г. (см. «КН» 26 мая с.г.), в «Статистическом описании Бессарабии собственно так называемой или Буджака…» 1828 г. (см. «КН» 8 сентября — 6 октября с.г.). В последнем, в частности, сказано: «Деревня Фонтына-Дзинилор. Лежит по обоим берегам речки Еникиой, поселилась с 1814 года, и название получила от находящегося ниже минерального источника, известного под названием Фонтына-Дзинилор». И приведены следующие данные: «В оной жителей, не подлежащих колонистскому праву, 1827 года состояло из 126 семейств, в которых душ мужского и женского пола соответственно 369 и 215. В их числе один отставной офицер с супругой, 119 семейств малороссиян (513 чел.), 3 семейства великороссиян
(18 чел.), 3 семейства молдаван (334 чел.), одна болгарская семья (15 чел.). В деревне 99 плетневых домов, 8 колодезей и один минеральный источник по балке Еникиой«. Явно преобладают малороссияне. Любопытно связать состав жителей села из этого описания с упоминанием в архивных документах 1818 г. малороссиян, прибывших сюда на проживание из сведений И.П. Халиппы.
После П. Свиньина на источник «Фынтына Дзинилор» указывал в 1848 г. известный исследователь А.А. Скальковский, переводивший название как «колодец весталок»: «Здесь есть фонтан на источнике целебной воды железистого свойства, к которой больные жители прибегают во множестве в день Вознесения Господня». Известно, что и позже, трижды в году — на Иордан (Крещение Господне), Герговден (день святого Георгия) и Спасовден (Вознесение Господне) брали из него жители села воду.
Сведений XX века пока не найдено, возможно, целебные свойства воды иссякли, и интерес к источнику пропал. Колодцем пользовались для хозяйственных нужд.
В конце 90-х гг. научная группа Одесского университета им. И.И. Мечникова из пяти человек исследовала с. Кирнички, и в числе прочего историю источника, о чём можно прочесть в труде «Очерки истории и этнографии села Кирнички в Бессарабии» 1998 г. Молдавское название села «Фынтына Дзинилор», существовавшее до 1947 г. они связывают с первопоселенцами — моканами, молдавскими пастухами из Трансильвании, предположительно жившими тут в конце XVIII — начале XIX вв. и покинувшими край в 1819 г. У них, уже после 1812 г., заимствовали название украинцы, а затем — болгары. Учитывая все вышеизложенное, мы (Измаильский историко-краеведческий музей Придунавья) проведём собственное расследование.

(Продолжение следует)

Светлана ПАЛАМАРЧУК

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 17 июл 2016, 20:44

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей
(Продолжение. Начало в «КН» за 13 и 20 октября 2012 года)
На самом деле первые поселенцы в изучаемой местности появились давно, намного раньше, чем указано в различных справках об истории села Кирнички. Я хорошо помню, как в первой половине
70-х гг. археологический отряд Одесского госуниверситета, в который входила я сама, обследовал долину р. Ёника (как тогда произносили), и рядом с Кирничками были найдены следы поселений конца II тыс. до н.э. и III-IV вв. н.э. Остатки поздних татарских поселений тогда в реестр не включали, однако они также были замечены. Различать более позднюю молдавскую или татарскую керамику мы не умели и точной идентификации не производили. Много позже, занимаясь средневековой историей края, я встретила информацию о выходцах из Трансильвании «мокань-бырсань», которые пасли отары овец в Добрудже, дельте Дуная и соседней (буджакской) степи. Их ещё в XV в. упоминал византийский историк Дука. Так назывались пастухи, от «моакэ» — пастушеский посох, валахи, впоследствии называемые румынами. Присутствие немногочисленных мокан в Бессарабии известно и в османский, и в российский периоды истории края. Так что, скорее всего, именно им мы обязаны восточно-романскому названию «Фынтына Дзинилор», и оно могло появиться еще до турок и татар.
Современное название «Кирнички» изначально упоминалось в единственном числе — Кирничка, то есть криничка — небольшой источник воды, что имеет смысловое сходство со старинным «Фынтына Дзинилор». Румынское слово «fоntоna» (колодец) происходит от латинского fons (купель, начало), fontes (источники), fontanus (из источника). Оно зафиксировало особенности
местности в долине р. Еники, по-турецки, напомним, — Янук. Осмелимся выдвинуть новую версию этого названия в ракурсе истории местности. Наши осторожные предки знали о целебном источнике, но предпочитали жить от него на некотором расстоянии. Стоянки мокан, временные кошары, практически не оставляют следов. В позднем средневековье в километрах трёх к югу существовало татарское поселение — то ли буджакских татар, то ли более поздних ногайцев, точно пока не установлено. Его остатки современные жители села называют «Пепелище». А в переводе с турецкого Янук, правильно — Янык — гореть, сожжённое место. То есть, так называлось место сожжённого села, название которого нам неведомо. Но неподалеку известно с. Еникиой (Новоселовка Килийского р-на), дословно — «новое село», возможно, основанное жителями, оставившими «пепелище» в османский период. Во избежание путаницы отметим, что оно находится на правобережном притоке озера Китай. А «Источник фей» — на реке Еника, и связан с балкой реки Еника. Янук, относится к бассейну озера Катлабух. Предположение же, что село Кирнички изначально называлось Еникиой, ничем не подтверждено.
Таким образом, мы имеем два старинных топонима «Фынтына Дзинилор» и «Еника» (от Янук, Янык): колодца и урочища, первый - восточно-романского, второй — тюркского происхождения. Однако, это все кабинетные изыскания.
Минувшим летом группа сотрудников музея Придунавья с представителем Издательского дома «Курьер» совершила поездку в Кирнички, чтобы обследовать старинный колодец «Фынтына Дзинилор». Нам было необходимо уточнить его современное состояние, а заодно побеседовать со старейшими сельчанами, и узнать, что они помнят об использовании воды из колодца местными жителями, о сложившихся в связи с этим народными традициями.
В Кирничках нас ждал землеустроитель из местного сельсовета Георгий Георгиевич Георгинов, любезно организовавший встречи с жителями села. Сначала мы посетили библиотеку, где познакомились с литературой по истории и этнографии села, затем — небольшой школьный музей с прекрасной выставкой старинных предметов сельского быта, где к каждому была прикреплена табличка с болгарским названием. Впечатляющие толстые старопечатные церковные книги на старославянском языке — Требник и Апостолы, и замечательные вышивки кирничанских мастериц на домотканых полотнах. Особенно удивил музыкальный инструмент из желудка животного, похожий на шотландскую волынку, со вставленными деревянными трубками и обрезанным орнаментированным рогом для дутья.
После посещения музея директор школы Нина Владимировна Зиновиева, рассказала нам о сохранившейся в селе традиции почитания источника Фынтына Дзинилор. Каждый год, 6 мая, на день св. Георгия, женщины встают очень рано и до восхода солнца идут к колодцу, умываются там и берут воду домой. Современные жители села — болгары — называют колодец «чушма».

Светлана ПАЛАМАРЧУК
Страницу подготовил Игорь Огнев

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 17 июл 2016, 20:45

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей

«Фынтына Дзинилор», или Фонтан (источник) фей
(Окончание. Начало в «КН» за 13, 20 и 26 октября 2012 года)

К югу от моста через речку Енику, пересекающую шоссе Измаил-Одесса, установлен каменный трёхсоставной крест, на одной из граней которого вырезано несколько фамилий. Неподалёку, в пойме речки, может быть её старицы, встретились остатки высохшего и заброшенного колодца, округлого в плане. Его когда-то забетонированные стены поломаны — их куски с арматурой торчат в разные стороны, а сверху набросан мусор. Возможно, тут пытались добраться до целебной воды. Следуем дальше, предвкушая увидеть что-то необыкновенное, но вид нас ждал довольно прозаический.

На самом деле цель нашего путешествия — колодец фей — увидеть легко. Он находится к югу от моста и хорошо заметен с дороги, поскольку капитально обложен пилёным известняком примерно на 1,2 метра в высоту, представляя собой почти куб. С западной стороны колодец открыт, и вполне можно осмотреть его внутренность. Изнутри на каменных стенах местами сохранилась цементная штукатурка. Прямоугольная в плане камера колодца (1,1 х 1,0 м) по краю выложена в один ряд красным кирпичом, а ниже — камнем на полметра, ещё ниже — земляные стены, которые просматриваются на глубину до 1,7–2 м. Поперёк колодца проложены железные балки, видимо, на них крепилось устройство для подъёма емкости с водой. Сейчас воду набирают с помощью насоса. Местные жители говорят, что она горьковата на вкус, а по внешнему виду — обычна. Минеральный состав этой воды никто не проверял, анализ довольно дорогой.
Чуть ниже колодца по течению речки находится бетонное сооружение — насосная станция, по словам Георгия Георгинова, построенная в 1978 году. Внутри его пробурена скважина глубиной 5 м, обслуживающая животноводческий комплекс и недавно сданный в эксплуатацию стадион. В сутки здесь качают 150–200 т воды. В верховьях речки Еника, где начинаются оба её рукава, сливающиеся затем в одно русло, также есть источники, некоторые из них обложены камнем. Люди издавна брали там воду, носили домой в вёдрах на коромысле. Георгий Георгинов вспоминает, что когда он был ещё ребенком, в 1964–1966 гг., — «все вокруг было чистое, а сейчас природа сильно изменилась, тогда росла прекрасная трава, а сейчас — один бурьян».
Мы возвратились в село, где Георгий Георгиевич познакомил участников нашей небольшой экспедиции с сельскими старожилами, помнившими ещё румын-ский язык. К сожалению, воспоминания наших современников не слишком добавили информации об истории источника в ХХ веке. Самая старая жительница села — Надежда Фёдоровна Посторонка (94 года) — родилась в 1919 г. в с. Дзинилор, — неграмотная. Дети работают в Болгарии, здесь имеют ферму в 1000 га. До сих пор женщина что-то мастерит. И хоть об источнике не добавила ничего нового, зато музею Придунавья подарила сплетённый ею коврик для сиденья.
Другой старожил — Михаил Васильевич Чимшир (также 1919 года рождения, заведовал током в конце семидесятых) — рассказал нам местную легенду о колодце фей. Одна девушка обнаружила чудесные свойства источника: умывшись водой из колодца, она исцелилась, о чём стало известно всем. Люди из села стали водой источника пользоваться, говорят, что вода там никогда не заканчивается. У деда есть два сына и дочь. Младший сын — Василий Михайлович — глава крупного фермерского хозяйства, подарил музею бакыр (болгарский национальный сосуд для воды).
Ещё один кирничанский старожил Иван Иванович Иванченко (родился
в 1936 г. в с. Дзинилор) рассказал, что его предки пришли сюда из Измаила примерно в 1818 г., как раз, когда разворачивались события вокруг источника фей, описанные в начале очерка. Работал трактористом, сварщиком. Он подарил музею бричку 1940-х годов. Мы говорили о том, что пытаемся сберечь предметы бессарабской старины в стенах музея, а местные жители сетовали, что все повыбрасывали, делая ремонты. Но замечательно, что хоть что-то в музей попало, и спасибо за это кирничанцам.
В заключение пожелаем жителям с. Кирнички, расположенном в долине со множеством источников воды, возродить былую славу легендарного колодца. И даже если сегодня вода из подземных источников не столь целебна, сам «колодец фей» может стать украшением и визитной карточкой села, привлекающим «зелёный туризм» и путников с проходящей через село автомобильной трассы.

Светлана ПАЛАМАРЧУК,
заместитель директора по научной работе
историко-краеведческого музея Придунавья

Страницу подготовил Игорь Огнев
05.11


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 17 июл 2016, 22:57

Измаил старше чем официальная версия...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 25 июл 2016, 10:16

О Пушкине....
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 25 июл 2016, 10:17

О том, как Измаил главным городом Придунавья...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 25 июл 2016, 10:19

О запорожцах...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 25 июл 2016, 10:19

О крепости Измаил...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 25 июл 2016, 10:20

О грозе в Измаиле в 1913 году...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Пресса об истории Измаила

Сообщение бессарабец » 25 июл 2016, 10:25

О проишествиях в Измаиле (Цпрское время)...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Измаил (Ismail, Тучков)»