Планы и карты Измаила

Модератор: rimty

Ответить
Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Планы и карты Измаила

Сообщение Апрель » 18 мар 2012, 11:01

План первой части города Измаила.
Начало 19 века.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Измаил

Сообщение бессарабец » 26 дек 2012, 20:08


Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

история Измаила

Сообщение бессарабец » 20 фев 2013, 21:10

Какое поселение создал Тучков в 1812 году?
Город - История 07.12.2012 10:22

В путеводителях по Измаилу прошлых лет сказано, что создателем города Измаила в 1812 г. стал С. А. Тучков. Но, ведь сам генерал-майор во главе 31-го полка прибыл из Кишинева в город Измаил, который уже был! Тогда что он создавал? И с какой стати Тучков, без указаний свыше, без центрального финансирования, без проекта, без строительного комитета, бросил в чистом поле свой полк (в крепости для него места не было) и занялся градостроительством? Этого авторы путеводителей не поясняют.
Удивляет и скорость создания нового города под руководительством боевого генерала. В 1811 г. его только назначили комендантом российской крепости на Дунае, а в середине 1812 г. город уже был готов и его создатель ушел на войну с Наполеоном.
Как нам представляется после длительных и кропотливых исследований, события по созданию нового поселения развивались следующим образом.
После Суворовского штурма крепости победители в поисках спрятанных денег и ценностей разрушили город до основания. Развалили даже каменные заборы - вдруг ценности замурованы там?
После таких разрушений оставшиеся в живых немногочисленные жители не стали восстанавливать свое жилье. Большая их часть решила строиться заново на свободной земле «Новой крепости», а остальные переселялись в форштадт Измаил (в предместье).
Когда в Измаил прибыл 31-й полк генерала-майора Тучкова, то места внутри крепости для него не оказалось. Пришлось встать лагерем возле нее у восточных стен.
Приближалась зима, и нужно было хоть как-то укрыться от дождя и холода.
Выход один - стали строить землянки, глинобитные домики и конюшни из местного материала, а это - глина, вода и камыш.
За этими материалами ездили повозками к Дунаю. Вскоре от каждого строительного сектора полка к Дунаю протоптали и накатали дороги, которые назвали по своей принадлежности: от оружейного склада «Хотин» шла Хотинская дорога, от казарм - Казармовая (теперь Белгород-Днестровская), от конюшен - Конюшенная (Димитрова).
Гарнизонные семьи расположились в степи возле полка, вдоль речки Безымянная. Соответственно, и свою дорогу они называли «Степовая» (теперь Музыченко).
Полк не был самостоятельным, а входил в состав 16-ой дивизии. Поэтому держали связь с 32-м полком в Аккермане, со штабом дивизии в Кишиневе и с крепостью Килия. Поэтому и дороги в этих направлениях назвали соответственно: Бессарабская, Кишиневская, Килийская (теперь Старо-Килийская).
Крепостные города не имеют самостоятельного управления, и своего «мэра» у них нет. Ими управляет комендант крепости через свою администрацию.
Как комендант Дунайских крепостей России, С. А. Тучков очень редко бывал в Измаиле. Основное время он находился при штабе Дунайской армии в г. Бабадаге на правом берегу Дуная.
И вот однажды С. А. Тучков получает рапорт от своего заместителя в крепости Измаил, из которого узнает, что предместье Измаила переполнилось переселенцами из разрушенной крепости и поселяться там уже негде. Начались драки за место для жилья и междоусобицы между разными национальностями. Что делать, где поселять переселенцев?
Тучков взял схему расквартирования своего полка и, поразмыслив, принял решение заселить свободное место между посадом и 31-м полком. А чтобы не было межнациональных распрей, национальные группы приказал заселять по отдельным самостоятельным секторам.
Для этого горизонтальными линиями разделил новый (второй) посад по вертикали и надписал, где кому жить. Эти разделительные линии, пересекаясь с уже существующими дорогами к Дунаю, образовали квадраты (кварталы).
Так появился план застройки нового посада.
Уже на месте, в Измаиле, администрация крепости для каждого квадрата назначила из застройщиков квартального старшину, который руководил переселенцами и отвечал перед комендантом крепости за порядок в квартале и его застройку.
Но до города новому посаду было еще далеко - ни признаков города, ни схемы его управления, ни мэра. Объявление 2-го посада городом Тучковым было слишком поспешным и внесло только сумятицу. Названия же «Измаил» никто не отменял! Появилось как бы два города под одним управлением.
Выход нашли, объединив в итоге два города в один - Измаил-Тучков...

Ростислав СОЙКО краевед-исследователь
http://www.izmacity.com/gorod/istoriya/ ... addcomment
Изображение Изображение

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: история Измаила

Сообщение бессарабец » 20 фев 2013, 21:13

Из истории Измаила XVIII века

В начале 1990-х годов сотрудники музея Придунавья получили копию плана Измаила, составленного в 1770 году, сделанную с копии из Центрального военно-исторического архива (Москва). Сегодня её можно увидеть в экспозиции историко-краеведческого музея Придунавья.
Итак, «План городу Измаилу с указанием в оном строений (по состоянию города на 1770 год)». Масштаб линейный, в саженях, часть надписей выполнена неразборчиво. Примерная протяженность города вдоль Дуная до восточного вала — примерно около 1,5 км плюс около 1 км — протяжённость форштадта; ширина города — ок. 500 м, форштадта — вдвое меньше. Таким образом, приблизительная площадь города — 0,75 кв. км, форштадта — втрое меньше.
Автор «Плана» пометил все городские объекты специальными знаками — буквами латинского алфавита. В правом верхнем углу дана экспликация литер: A — ретраншемент (вал, окоп — т.е. укрепления с северной и восточной стороны города); B — по ретраншементу ворота (4 — в северном валу, 1 — в восточном); C — по ретраншементу батарей (6 по северной и восточной частях вала, 1 — на берегу, 1 батарея в юго-западной части (на мысе) в месте соединения залива с Дунаем; D — надпись полустерта (литера на набережной помечает здание справа от мечети, рядом — батарея), по-видимому хан* с внутренним двором, слева — сразу же мечеть рядом с гаванью (совр. пляж); E — надпись полустерта, неразборчива (укрепление с батареей С в районе порта, набережная); F — молдавские церкви (3 — в городе, 2 — в форштадте); G — турецкие мечети (8, все — в городе, в т.ч. одна — на берегу, сохранившаяся доныне, слева от литеры D; H — армянская церковь (1, примерно там, где сегодня Николаевская церковь); I — турецкие лапки (6, здесь и далее имеются ввиду лавки — С.П. ); K — армянские лапки (4, к востоку от молдавской церкви (примерно там, где совр. Успенская церковь), рядом с молдавскими лавками; L — молдавские лапки (5 в восточной части города, слева от молдавской церкви); M — мазаны или черепичные дворы турецкие (3, ближе к армянским домам); И — ханы армянские (3, во втором ряду от берега, 1 — на берегу); O — хан молдавский (1, длинное строение в центре молдавских дворов в восточной части города); P — дома турецкие (ок. 70, в центральной и северо-восточной части города); Q- дома татарские (ок. 30, в западной части города); R — дома армянские (12 в юго-восточной части города плюс 10 к северу от молдавской церкви (территория совр. насосной станции), 7 на берегу); S — дома молдавские (ок. 30 — ближе к берегу в восточной части города; ок. 60 — за восточным валом образуют форштадт); T — магазейны шарай турецкие** (7 в юго-западной части на берегу, 2 в западной части, 1 у северного вала); U — кофейные дома (2, на набережной, один из них — у армянской лавки, один — у мечети, той, что сохранилась поныне); V — кладбища турецкие (4, в т.ч. 2 за валом, одно — в центральной, одно — в северо-западной части; 1 — в юго-западной части на берегу реки); W — ветряные мельницы (6 в северо-восточной стороне за валом, 1 внутри на окраине рядом с кладбищем); X — форштат, в котором жители молдаваны (ок. 60 дворов, прилегающих к восточному валу и по берегу реки). В правом углу листа — подпись: «Купировал прапорщик…» — имя, фамилия написаны неразборчиво, слегка напоминает «Осип Шевлиев».
Согласно плану, город Измаил расположен на берегу дунайской излучины, на западе ограниченной широким заливом, вдоль которого отмечен небольшой лесок. «Залив» представляет собой водоём, образуемый большой балкой (позже известной как Вале Броаскэ), впадающей в Дунай к западу от города. На востоке — балкой, видимо с ручьём, впадающим в Дунай, по центру которой идёт городская черта, и по обе стороны которой расположены молдавские кварталы (ныне — с восточной стороны тургостиницы). Площадь городской застройки имеет подпрямоугольные очертания, с двух сторон, северной и восточной, по периметру ограждена валом. С западной стороны — склон берега балки без укреплений, с южной стороны — дунайский берег также без видимых укреплений.
Измаил на 1770 г. состоит из двух частей: собственно города, отделённого с севера и востока небольшим валом со рвом (ретраншементом), и восточной части — предместья (слободы) или форштадта. Дворы с домами жителей образуют в основном моноэтничные кварталы неправильных форм. Предместье исключительно молдавское. В черте самого города западную часть занимают татары, центральную и северо-восточную — турецкие дворы. Никаких сооружений военного типа (бастионы, башни, казармы и т.п.), кроме ретраншементов и батарей, на плане не показано. Восточную и юго-восточную часть города занимают дворы армянского населения, а в центре восточной части — молдавского, плавно перетекающего за пределы города в слободу. Похоже, что вал в этом месте был скорее символическим.
Кроме турок, татар, молдаван и армян, другие этносы на плане 1770 г. не упомянуты. Хотя по более ранним источникам здесь были ещё греки и евреи — торговцы. По документам 1790 г. среди горожан так же известны евреи, а греки и армяне не выделены, поскольку вошли в общее число «христианского населения».
(Продолжение следует)
Светлана ПАЛАМАРЧУК, заместитель директора историко-краеведческого музея Придунавья по научной работе

*Хан (перс., осман. - караван-сарай) — своего рода гостиница для купцов.
** Магазейн (голланд. — запас оружия, провианта и других вещей для военных нужд; помещение, место хранения таких запасов); шарай — нежилое помещение, склад.

(Продолжение. Начало в «КН» за 11 и 18 августа 2012 года)
На плане Измаила 1770 года чётко выделены группы кварталов (усадеб, дворов, домов с прилегающей территорией). По городу проложены две основные улицы, в направлении запад-восток. Первая из них расположена вдоль русла реки, затем поворачивает на север практически у ворот вала, то есть в сторону восточных, Килийских, ворот. Вторая - северо-западная — пересекает северную часть города и направлена также к Килийским воротам в одну сторону, а в западном направлении тянется к так называемым Бросским воротам.
Застройка довольно плотная, дворы большей частью невелики, есть и вовсе маленькие, то есть, скорее, это отдельно стоящие постройки. Свободные на плане участки между дворами можно рассматривать как площади. К западу от мечети по берегу — свободное пространство, вероятно, торговая площадь. Другая, примерно таких же размеров, расположена к востоку от строения «D». Основываясь на описаниях Измаила середины 17 в. Эвлия Челеби, рискнем предположить, что первая из них служила невольничьим рынком. Кроме этих двух, на плане отмечены ещё три площади: у татарской мечети среди татарских дворов; у западной турецкой мечети, что на берегу Дуная; у церкви, что ближе к центру и турецким кварталам с восточной стороны.
На центральной набережной в районе гавани находятся мечеть, турецкие ханы и армянские, а также армянские и турецкие лавки, две кофейни, дворы турецкие. Видимо здесь было сосредоточено и административное управление города. Из городских построек выделяется строение под литерой «D» (экспликация которого затёрта), находящееся непосредственно на берегу Дуная, к западу от него сразу расположена мечеть (вероятней всего, та, что поныне сохранилась). Это строение прямоугольно в плане, заштриховано правильной квадратной сеткой — предположительно, служба порта, таможня, видимо, одновременно и караван-сарай, имеет внутренний двор. Оно вместе с мечетью окружено оградой, вокруг которой по четырём сторонам литеры «Е», обозначение которых также стерто в экспликации.
Составитель плана выделяет районы города, населенные разными этносами. Он использует термин «домы» (в смысле «дома»): турецкие, татарские, армянские, молдавские, и также чётко различает храмы, ханы, лавки. Очевидно, «домы» имелись в виду с прилегающей к ним территорией, то есть, скорее, небольшие дворы с глинобитными по большей части домами. Лишь единичные были в то время из камня и кирпича, с черепичными крышами, а в основном, с камышовыми крышами или, реже, покрытые дранкой. Внутри турецкого города существовало административно-территориальное деление на кварталы — махалля. Это понятие дожило до наших дней в форме «магала». Махалля объединяла жителей вокруг мечети, то есть, как правило, каждая махалля имела свою мечеть. Соответственно, и немусульманские жители объединялись в городе вокруг своего духовного центра, будь то церковь или синагога.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: история Измаила

Сообщение бессарабец » 20 фев 2013, 21:14

Продолжение
На плане Измаила 1770 г. по этническому признаку выделяются разновеликие части.
Турецкие кварталы. Наибольшей по площади является турецкая часть города, которая занимает центральную и северо-восточную части города, центральной частью выходя к реке. Только в ней отмечены «черепичные дворы» и «магазейны». Всего отмечено около сотни дворов, в том числе 8 мечетей, 6 магазейнов и 6 лавок. Центральное расположение турецких построек может свидетельствовать о том, что турки первыми заселили данную местность на берегу Дуная. Из 8 турецких мечетей две — в западной и центральной частях — с минаретами, остальные показаны без минаретов. Восемь мечетей могут свидетельствовать о наличии в городе такого же количества кварталов. Но, заметим, что одна из них обязательно должна быть татарской (татары посещали свои мечети, не турецкие), та, что примыкает с востока к татарской части города.
Татарские кварталы — около трёх десятков разного размера дворов в юго-западной части, прилегающей к гавани, и, главным образом, вдоль правого берега залива Дуная. По берегу залива от русла Дуная вверх обозначена посадка (лесок или сад). В юго-западной части города на берегу реки расположено 6 турецких магазейнов. Татарские дворы соседствуют с турецкими по всей их протяженности, здесь расположена и упомянутая выше татарская мечеть.
Молдавские кварталы расположены к востоку от турецких, прилегая к центру города — 5 кварталов (дворов) с 3 церквями; длинный молдавский хан и 5 молдавских лавок. Одна из молдавских церквей располагалась приблизительно на том месте, где ныне Успенская. (Известно, что молдавская церковь св. Николая в Измаиле была построена на средства валашского господаря Константина Брынковяну в начале XVIII в.). Заметим, что самая восточная из них, скорее всего греческая (там же и греческие дома, видимо, отнесённые к молдавским как дома такого же православного населения). Часть молдавских кварталов находится за пределами города (примерно 60), три из них непосредственно примыкают к восточному валу. По площади их в два раза больше, чем тех молдавских кварталов, что в черте города; при них — две церкви.
Армянский квартал, судя по всему, один. Находится он к востоку от центральной части города, на берегу Дуная — около 30 дворов, вплотную с молдавскими дворами. Посередине — армянская церковь, имеется до пяти армянских лавок. Застройка более плотная, чем в турецкой и татарской частях. Армянская церковь, похоже, была примерно там, где сейчас св.Успенская. Картину можно дополнить указанием на то, что на 1790 г. в Измаиле отмечен армянский монастырь, за стенами которого во время штурма засели 1000 татар Максуд-Гирея.
Кладбищ (все указаны как турецкие) пять: одно расположено на берегу Дуная в юго-западной части города, видимо, наиболее старое; два кладбища — близко одно от другого — на севере восточной части города, рядом с ветряными мельницами; одно небольшое кладбище в северной части города по центру за валом; большое кладбище в северо-западной части города, на берегу залива, видимо, татарское.
Ветряные мельницы расположены, главным образом, за городской чертой в северо-западной части — 6, внутри обозначена только одна.
По плану 1770 г. трудно судить о численности населения в городе, показаны лишь кварталы, в некоторых случаях отдельные дома четырех основных групп населения. Кварталов (или дворов?) насчитывается примерно 220, мечетей и церквей вместе — 14, лавок — 15, ханов — 8 (в т.ч. три турецких двора), 2 кофейни и 10 магазейнов. Можно выделить до 5 площадей, где происходила торговля. В целом Измаил представляется не столь уж малым для населения 6 — 10 тыс. человек. В описываемое время это был город средних размеров. Таким он просуществовал почти две сотни лет. Здесь были могилы предков жителей города. Несколько кладбищ на плане отмечены как турецкие, но были они у каждого этноса свои, так как хоронили по религиозному обряду конкретного народа. Такими же многонациональными были, как правило, многие балканские города, к которым вообще тяготеет по своей сути Измаил османского времени.

(Продолжение следует)

(Продолжение. Начало в «КН» за 11 и 18 августа 2012 года)



На плане Измаила 1770 года чётко выделены группы кварталов (усадеб, дворов, домов с прилегающей территорией). По городу проложены две основные улицы, в направлении запад-восток. Первая из них расположена вдоль русла реки, затем поворачивает на север практически у ворот вала, то есть в сторону восточных, Килийских, ворот. Вторая - северо-западная — пересекает северную часть города и направлена также к Килийским воротам в одну сторону, а в западном направлении тянется к так называемым Бросским воротам.
Застройка довольно плотная, дворы большей частью невелики, есть и вовсе маленькие, то есть, скорее, это отдельно стоящие постройки. Свободные на плане участки между дворами можно рассматривать как площади. К западу от мечети по берегу — свободное пространство, вероятно, торговая площадь. Другая, примерно таких же размеров, расположена к востоку от строения «D». Основываясь на описаниях Измаила середины 17 в. Эвлия Челеби, рискнем предположить, что первая из них служила невольничьим рынком. Кроме этих двух, на плане отмечены ещё три площади: у татарской мечети среди татар-ских дворов; у западной турецкой мечети, что на берегу Дуная; у церкви, что ближе к центру и турецким кварталам с восточной стороны.
На центральной набережной в районе гавани находятся мечеть, турецкие ханы и армянские, а также армянские и турецкие лавки, две кофейни, дворы турецкие. Видимо здесь было сосредоточено и административное управление города. Из городских построек выделяется строение под литерой «D» (экспликация которого затёрта), находящееся непосредственно на берегу Дуная, к западу от него сразу расположена мечеть (вероятней всего, та, что поныне сохранилась). Это строение прямоугольно в плане, заштриховано правильной квадратной сеткой — предположительно, служба порта, таможня, видимо, одновременно и караван-сарай, имеет внутренний двор. Оно вместе с мечетью окружено оградой, вокруг которой по четырём сторонам литеры «Е», обозначение которых также стерто в экспликации.
Составитель плана выделяет районы города, населенные разными этносами. Он использует термин «домы» (в смысле «дома»): турецкие, татарские, армянские, молдавские, и также чётко различает храмы, ханы, лавки. Очевидно, «домы» имелись в виду с прилегающей к ним территорией, то есть, скорее, небольшие дворы с глинобитными по большей части домами. Лишь единичные были в то время из камня и кирпича, с черепичными крышами, а в основном, с камышовыми крышами или, реже, покрытые дранкой. Внутри турецкого города существовало административно-территориальное деление на кварталы — махалля. Это понятие дожило до наших дней в форме «магала». Махалля объединяла жителей вокруг мечети, то есть, как правило, каждая махалля имела свою мечеть. Соответственно, и немусульманские жители объединялись в городе вокруг своего духовного центра, будь то церковь или синагога.
На плане Измаила 1770 г. по этническому признаку выделяются разновеликие части.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: история Измаила

Сообщение бессарабец » 20 фев 2013, 21:16

Продолжение
Турецкие кварталы. Наибольшей по площади является турецкая часть города, которая занимает центральную и северо-восточную части города, центральной частью выходя к реке. Только в ней отмечены «черепичные дворы» и «магазейны». Всего отмечено около сотни дворов, в том числе 8 мечетей, 6 магазейнов и 6 лавок. Центральное расположение турецких построек может свидетельствовать о том, что турки первыми заселили данную местность на берегу Дуная. Из 8 турецких мечетей две — в западной и центральной частях — с минаретами, остальные показаны без минаретов. Восемь мечетей могут свидетельствовать о наличии в городе такого же количества кварталов. Но, заметим, что одна из них обязательно должна быть татарской (татары посещали свои мечети, не турецкие), та, что примыкает с востока к татарской части города.
Татарские кварталы — около трёх десятков разного размера дворов в юго-западной части, прилегающей к гавани, и, главным образом, вдоль правого берега залива Дуная. По берегу залива от русла Дуная вверх обозначена посадка (лесок или сад). В юго-западной части города на берегу реки расположено 6 турецких магазейнов. Татарские дворы соседствуют с турецкими по всей их протяженности, здесь расположена и упомянутая выше татарская мечеть.
Молдавские кварталы расположены к востоку от турецких, прилегая к центру города — 5 кварталов (дворов) с 3 церквями; длинный молдавский хан и 5 молдавских лавок. Одна из молдавских церквей располагалась приблизительно на том месте, где ныне Успенская. (Известно, что молдавская церковь св. Николая в Измаиле была построена на средства валашского господаря Константина Брынковяну в начале XVIII в.). Заметим, что самая восточная из них, скорее всего греческая (там же и греческие дома, видимо, отнесённые к молдавским как дома такого же православного населения). Часть молдавских кварталов находится за пределами города (примерно 60), три из них непосредственно примыкают к восточному валу. По площади их в два раза больше, чем тех молдавских кварталов, что в черте города; при них — две церкви.
Армянский квартал, судя по всему, один. Находится он к востоку от центральной части города, на берегу Дуная — около 30 дворов, вплотную с молдавскими дворами. Посередине — армянская церковь, имеется до пяти армянских лавок. Застройка более плотная, чем в турецкой и татарской частях. Армянская церковь, похоже, была примерно там, где сейчас св.Успенская. Картину можно дополнить указанием на то, что на 1790 г. в Измаиле отмечен армянский монастырь, за стенами которого во время штурма засели 1000 татар Максуд-Гирея.
Кладбищ (все указаны как турецкие) пять: одно расположено на берегу Дуная в юго-западной части города, видимо, наиболее старое; два кладбища — близко одно от другого — на севере восточной части города, рядом с ветряными мельницами; одно небольшое кладбище в северной части города по центру за валом; большое кладбище в северо-западной части города, на берегу залива, видимо, татарское.
Ветряные мельницы расположены, главным образом, за городской чертой в северо-западной части — 6, внутри обозначена только одна.
По плану 1770 г. трудно судить о численности населения в городе, показаны лишь кварталы, в некоторых случаях отдельные дома четырех основных групп населения. Кварталов (или дворов?) насчитывается примерно 220, мечетей и церквей вместе — 14, лавок — 15, ханов — 8 (в т.ч. три турецких двора), 2 кофейни и 10 магазейнов. Можно выделить до 5 площадей, где происходила торговля. В целом Измаил представляется не столь уж малым для населения 6 — 10 тыс. человек. В описываемое время это был город средних размеров. Таким он просуществовал почти две сотни лет. Здесь были могилы предков жителей города. Несколько кладбищ на плане отмечены как турецкие, но были они у каждого этноса свои, так как хоронили по религиозному обряду конкретного народа. Такими же многонациональными были, как правило, многие балканские города, к которым вообще тяготеет по своей сути Измаил османского времени.
(Окончание. Начало в «КН» за 11, 18 и 25 августа 2012 года)
Отношение российского генералитета к населению города перед наступлением на Измаил в июле 1770 г. отражено в документах. Главнокомандующий российскими войсками генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев 23 июля (ст.ст.) послал «ген.-порутчика князя Репнина с корпусом к Измаилу, чтобы занять сей город и разбить остатки войск турецких, туда пробравшихся, повелев, сколько можно щадя человечество, искать покорить тот город уговором жителей, сделав им о том предложение прежде действия нашего меча».
К счастью для горожан, турецкие войска ушли из города до начала наступления в сторону Килии. Поначалу русские за ними даже погнались, но затем повернули в Измаил, который довольно быстро и без особых потерь с обеих сторон, заняли. После взятия города 26 июля, граф П.А. Румянцев сообщил об этом главнокомандующему II армией графу П.И. Панину: «…корпус, под командою ген.-порутчика князя Репнина, вчера покорил город Измаил и в оном утвердился. Неприятеля он нашёл было в сем городе тысяч более 20, который, уклоняясь от дела, верст за четыре пред нашими войсками, убрались из города и потянулись к Килии. Он в такой дистанции всегда был, коль ни старался преследовать его князь Репнин; легкие войски и кавалерия полонила несколько сот да с 100 убила турков — пушек до 30 взято. Но обстоятельного уведомления я дожидаюсь с часа на час, что в сем городе найдено, ибо с кратчайшим токмо известием первый куриер оттуда прискакал и уверяет, что изобилует во всем как город, так и окрестности оного». В общем, на этот раз Измаилу крупно повезло.
Главный вывод из всей истории с взятием и планом Измаила 1770 г. таков: Измаил был мирным городом, без крепости, с элементарными незначительными валами, за которыми и укрыться-то 20-тысячное войско не решилось, не то, чтобы держать оборону. Местные жители строили дома, воспитывали детей, занимались хозяйством, торговали, рыбу ловили, жили, в общем. А жить оживленному городу оставалось двадцать лет — ровно столько отделяло Измаил от катастрофы 1790 года, за черту которой мало кто из его жителей переступил.
В диспозиции А.В. Суворова перед началом боевых действий говорилось: «Христиан и обезоруженных отнюдь не лишать жизни, разумея то же о всех женщинах и детях». Но уже к полудню 22 декабря 1790 г. ситуация настолько усложнилась, что «самыя женщины бросались зверски с кинжалами на солдат… ни пол, ни возраст, ни звание не были пощажены; кровь лилась повсюду…» (мемуары графа де Дама). По воспоминаниям герцога Ришелье, от такой резни даже вырвавшиеся из запертых подземных конюшен кони обезумели и давили копытами всех подряд. Судьба жителей турецкого Измаила на этот раз была решена в самом трагическом ключе.
В материалах по суворовскому штурму упоминается уцелевшая и взятая в плен часть мирного населения города в количестве 4285 христиан, 1400 армян, 135 лиц еврейской национальности — всего менее 6 тыс. человек. Цифра немалая для тех времен. В реляциях не отражено число погибших измаильских обывателей. Но учитывая, что ещё до осады город мог пополниться беженцами из окрестностей, вновь затруднительно судить об общем количестве населения Измаила. В сравнении с этими данными видно, что в плане 1770 г. не были учтены евреи, о жительстве которых на середину XVII в. в Измаиле известно по Эвлия Челеби. Не упомянуты и греки, и болгары, также отмеченные в источниках здесь ранее, а только молдаване. Но суть в другом. Все эти люди, проживавшие на окраине Османской империи, независимо от национальной принадлежности и социального статуса, были обращены в рабство, и многие из них погибли от лишений уже в скором времени на дорогах Бессарабии. А их тихий провинциальный город, просуществовавший не менее 200 лет, был разрушен. Если кто-то и оставался здесь в качестве офицерской челяди, то вряд ли был отпущен, когда российская армия организованно покидала край. Когда Измаил через год после штурма 1790 г. был снова возвращён туркам, вероятно, что турецкой администрации пришлось заселять его заново. А потому: «Не спрашивай, по ком звонит колокол…» Джон Донн.
Справка: Интересный факт о «мощности» измаильских укреплений даёт анализ сведений о количестве тяжелой артиллерии в Измаиле в русско-турецкую войну 1769–1774 гг. Имеются сведения об изъятии всего 35 медных пушек, то есть всего, что было на вооружении города. Иная картина в Килии и Аккермане, где были крепости: из Килии взято 64 пушки и 4 мортиры, из Аккермана — 45 пушек, 6 мортир, 3 гаубицы; в Браилове — 66 пушек и 8 мортир, а в Бендерах — 203 пушки и 85 мортир.
В феврале-мае 1773 г. из Измаила на переплавку было отправлено 315 пудов 30 фунтов пушечной меди, а из Килии — 2446 пудов 73 фунта, из Аккермана — 1208 пудов, 33 фунта. В феврале и мае 1773 г. из Измаила на переплавку для изготовления монет было отправлено 94+221 пуда 20 фунтов+10 пушечной меди. Для сравнения: из Килии — 1761+ 536 +149 пудов 28+20+25 фунтов; из Аккермана — 590+618 пудов 22+11 фунта меди. (Леер Г.А. Обзор войн России от Петра Великого…).
По материалам газеты "Курьер недели"

Travesil
Новичок
Новичок
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 17 фев 2011, 17:16

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение Travesil » 25 май 2014, 17:01

карта крепости Измаил.jpg
Измаил1711-1774.jpg
ДЕЙСТВИЯ ПОД ИЗМАИЛОМ 1770 Г.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
vl7
Местный
Местный
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 14 апр 2010, 08:45

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение vl7 » 26 май 2014, 02:20

Вот ещё пара карт Измаила 18-го века.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение NewKent » 04 окт 2014, 12:29

Крепость I класса Измаил. Из альбома "Крепости Российской Империи", 1830 год.
Измаил.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение бессарабец » 05 окт 2014, 11:44

Измаил...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение бессарабец » 15 фев 2018, 12:05

Не совсем Измаил: Придунавье и карта распространения по территории Измаильского градоначальства. Царское время.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
vl7
Местный
Местный
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 14 апр 2010, 08:45

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение vl7 » 15 фев 2018, 21:34

бессарабец писал(а):Не совсем Измаил: Придунавье и карта распространения по территории Измаильского градоначальства. Царское время.
1820е года.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение бессарабец » 30 мар 2018, 19:11

Измаил и Измаильский уезд....
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Измаил

Сообщение бессарабец » 10 авг 2018, 21:10

План Измаила... Рисован в 1930-х гг.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Измаил

Сообщение бессарабец » 10 авг 2018, 21:15

План крепости Измаил с прилегающим населенным пунктом (Еще до зарождения города)...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

igor historian
Новичок
Новичок
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 дек 2015, 19:07

Re: Измаил

Сообщение igor historian » 24 авг 2018, 20:10

бессарабец писал(а):План крепости Измаил с прилегающим населенным пунктом (Еще до зарождения города)...
Тыц-грыц, моя радость! План города - на русском языке, т.е. составленный после 1812 года, когда он указом императора получил официальный статус города, а вы пишете, о каком-то населённом пункте.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Измаил

Сообщение бессарабец » 25 авг 2018, 10:15

igor historian писал(а):
бессарабец писал(а):План крепости Измаил с прилегающим населенным пунктом (Еще до зарождения города)...
Тыц-грыц, моя радость! План города - на русском языке, т.е. составленный после 1812 года, когда он указом императора получил официальный статус города, а вы пишете, о каком-то населённом пункте.
Тыц грыц, моя радость. Это верно, Генеральный план крепости Измаил, составлен на русском языке. 1. Почему на русском? Значит там были русские. Русские войска штурмовали крепость в 1809 году. Русские сидели без дела до 1812 года? Смешно... 2. Почему наименован так - Генеральный план крепости Измаил с прилегающими землями на полверсты? Ответ: крепость была и был населенный пункт, который в плане указан. Но наименования этого населенного пункта нет!!! Почему? Упущения тогдашнего специалиста - картографа, не указавшего наименование важного пункта для русской политики в Бессарабии? Я не думаю так. На мой взгляд, официального указа царя об этом поселении, еще не было. Вот так, а дальше понимайте как хотите.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение бессарабец » 17 сен 2018, 09:31

Часть городского плана Измаила с местом расположения Еврейского кладбища. 1908-й
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
бессарабец
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2049
Зарегистрирован: 03 дек 2011, 21:01
Откуда: Измаил

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение бессарабец » 16 ноя 2018, 21:51

Карта Румынии 1856 года...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Планы и карты Измаила

Сообщение serj63-63 » 12 дек 2023, 16:55

История городов и сёл Украинской ССР: Одесская область. Стр.427. Год 1978 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Измаил (Ismail, Тучков)»