Сороки

Модератор: rimty

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Сороки.

Сообщение steinchik » 03 ноя 2009, 17:56

7228_c4b7e8118bc9fc31496af242365ce623_1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Сороки.

Сообщение Апрель » 26 ноя 2009, 21:13

Судоходный Днестр в районе Сорок.
Открытка изданная Г.Шпизманом, г. Каменец-Подольский.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Сороки.

Сообщение rimty » 26 ноя 2009, 21:54

Апрель писал(а):Судоходный Днестр в районе Сорок.
Открытка изданная Г.Шпизманом, г. Каменец-Подольский.
Там надписи на русском и... на польском?

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Сороки.

Сообщение Апрель » 26 ноя 2009, 22:57

rimty писал(а):
Апрель писал(а):Судоходный Днестр в районе Сорок.
Открытка изданная Г.Шпизманом, г. Каменец-Подольский.
Там надписи на русском и... на польском?
Похоже, что так.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Сороки.

Сообщение Дмитрий Л. » 07 дек 2009, 15:33

Город-Герой Сороки .
Думаю будет интерестно взглянуть :

http://www.soroki.com/photo2/main.php?g ... umId=59524

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Сороки.

Сообщение Апрель » 20 дек 2009, 10:46

Открытка, изданная Г.Шпизманом из Каменец-Подольска.
Издатель, который многократно издавал открытки с видами населенных пунктов севера Бессарабии.
Турецкий мост у села КАРЛАШОВКА, Сорокского уезда.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Сороки.

Сообщение Дмитрий Л. » 20 дек 2009, 10:53

Апрель писал(а):Турецкий мост у села КАРЛАШОВКА, Сорокского уезда.
Судя по названию мост сохранился ещё со времени ,,Окупации,, Турками .

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2423
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Сороки.

Сообщение junafen » 13 янв 2010, 02:18

Дорогие форумчане! В особенности те, кто как-либо связан с Сороки! 38 лет проживаю вне России (из них 28 последних лет - в Западной Европе) и собираюсь в скором времени впервые приехать в Республику Молдова, чтобы посетить места, связанные с моими далёкими предками. В частности, мой прадед - Владимир Георгиевич (Иордакиевич) Лазо (1855 - 1937) родился близ г. Единцы (Единец). Согласно имеющемуся у меня старинному документу из Кишинёвской Консистории, в молодости он являлся дворянином сел. Редюл Маре (ныне - г. Редиул Маре, Дондюшанского р-на Республики Молдова), носил весьма известную боярскую фамилию Лазо - выходцев из Великого Придунайского Княжества Молдова (Пятру Нямц - Сучава - Яссы). В ноябре 1877 г., во время своего участия в русско-турецкой войне на Балканах в чине поручика Лейб-Гвардии Литовского полка Российской армии, Владимир Лазо совершил подвиг, описанный в книге Старчевского "Памятник Восточной Войны 1877-1878 гг.". В возрасте 23-х лет Владимир Лазо вышел в отставку (по ранению) и в январе 1879 г. лихо "умыкнул" на балу в Кишинёве 18-летнюю саратовскую дворянку (блондинку...), с которой тут же обвенчался в церкви св. Иоанна Крестителя в сел. Бырладены, расположенном поблизости от Редюл Маре. Через 4 года, проиграв в карты всё своё имущество в Бессарабии, он перебрался с женой и двумя детьми (родившимися в 1881 и 1883 гг. Бессарабии) в имение своей жены в Саратовской губернии. С тех пор, никто из нашего многочисленного "клана" никогда не бывал в Молдове. Памятные для нашей семьи в этой связи места находятся в географическом "треугольнике": Единцы - Сороки - Бельцы. Прежде чем отправляться в Молдову, хотелось бы узнать, есть ли в этом географическом "треугольнике" какие-либо краеведческие музеи (или компетентные историки-краеведы), которые могли бы мне любезно помочь (оплату услуг гарантирую) найти и поклониться памятным семейным местам.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2423
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Сороки.

Сообщение junafen » 17 янв 2010, 03:03

О, дорогой "Апрель"! Большое Вам спасибо! Как приятно, когда получаешь любезный ответ на свою просьбу! Очень хотелось бы увидеться с Вами, когда попаду в Молдову, и лично пожать Вашу руку...

Да! Интересно, что в 1859 году селение называлось РЕДИМОРЫ. Вообще, я заметил, что за последние 150 лет оно несколько раз немного видоизменяло своё название.
Вот, передо мной документ на старо-русском из Кишинёвской Духовной Консистории, касающийся событий 1879 года, где говорится так: "Поручикъ Лейбъ-Гвардiи Литовскаго полка Владимiръ Георгiевъ Лазо, 23-х летъ, Сорокскаго уъзда, села Радимари дворянинъ, православнаго исповъданiя...". Т.е. в 1879 году оно называлось РАДИМАРИ (хотя писарь мог и сделать ошибку...).

На старых картах Бессарабии, в том числе, и на тех, которые вывесил вчера на нашем форуме уважаемый "gaerland", этот населённый пункт в разные годы именуется ещё и как РЕДЮ МАРЕ, и как REDIUL MARE. Ныне он официально именуется по этой последней версии, т.е. как REDIUL MARE (Редиул Маре). Кстати, я знаю, что "MARE" означает "Великий". А есть ли какое-либо значение у слова "REDIUL"? ("UL" - это, наверное, грамматическая связка?). Также читал, что там был (и, может, ещё есть и теперь) один из красивейших в Европе парков, разбитый в середине 19-го века на 10-ти гектарах.

Также, большое Вам спасибо, уважаемый "Апрель", за информацию по БАРЛАДЯНЫ. Именно так это селение именуется у меня в документе 1879 года (ныне - Бырлэдены, Bîrlădeni). Но интересно, что в 1879 году оно числилось уже как входящее в Сорокский (а не в Хотинский) уезд. Вообще, судя по картам, Барладяны были ближайшим к Редиул Маре населённым пунктом (чуть-чуть западнее Редиул Маре).

В приведённом Вами документе 1859 года отмечается, что в Барладяны имеется одна православная церковь. Это Иоанно-Крестительская церковь, где 28-го января 1879 года мой прадед - лихой поручик Владимир Лазо венчался с "умыкнутой" им на балу в Кишинёве 18-летней саратовской дворянкой-блондинкой (но не моей прабабушкой - мы происходим от его последующего брака с бессарабской гречанкой Валерией Стамо).

Венчали их "священник Георгiй Матфiевичъ съ дьячкомъ Косьмою Валуцею", а "поручителями" в этом рискованном мероприятии были друзья и родственники Владимира Лазо (судя по именам, весьма видные в то время в Бессарабии люди), а именно, "дворянинъ Иванъ Фомичъ Грекуловъ, дворянинъ Иванъ Георгiевъ Бибири, Аристидъ Константиновичъ Стамо".

Ещё раз, БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Сороки.

Сообщение adelina » 27 июн 2010, 16:44

военные
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Сороки.

Сообщение adelina » 27 июн 2010, 17:16

Сороки, виды с пожарной коланчи
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Сороки.

Сообщение corax » 27 июн 2010, 20:09

Спасибо огромное!

В Сороках пока ещё не был..
Думаю, в этом году восполню этот пробел )
Очень надеюсь.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Сороки.

Сообщение adelina » 27 июн 2010, 23:10

Уважаемому администратору спасибо за проявленное внимание.

Аватара пользователя
voling
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1714
Зарегистрирован: 02 май 2010, 13:39
Откуда: Кишинёв, Израиль

Re: Сороки.

Сообщение voling » 24 июл 2010, 22:40

Basarabia - Cursurile de formare Soroca 10 August 1943 (фотография с аукциона)

Изображение

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о Бессарабии

Сообщение rimty » 06 авг 2010, 14:58

Отрывок из воспоминаний Лидии Петровны Яневской
(Л.П. Яневская – дочь Ирины Александровны Яневской,
соседки семьи Керсновских по их бессарабскому имению).

ПОМНИ…
Это мое восприятие событий и вещей, до 1940 г.


СОРОКИ

На деньги, полученные за реквизированную землю,
мама купила в Сороках, над Днестром, усадьбу.
Усадьба была четырехугольная, одна сторона выходила непосредственно
на Днестр (т.е. на границу между СССР и Румынией) и по ней всегда
ходили пограничники. Другая сторона выходила на улицу (Принца
Николая, 2 (каменный забор, ворота и калитка)), а третья и четвертая
– к соседним дворам. Площадь ее была около 0,5 га или немного
меньше. Почти в центре (ближе к улице) был построен дом из
кирпича, с пятью комнатами, прихожей, кухней, кладовкой, ванной
и комнатой для прислуги. Четыре комнаты были метров 20-25, а столовая
метров 40 и терраса с видом на Днестр. Во дворе был построен сарай,
был посажен дедушкой небольшой сад с огородом.
В доме (как почти во всем городе) не было водопровода (воду привозили
либо сами (кучер) с водокачки, либо ее возил и продавал Абрам-водовоз,
развозя ее по городу в бочке на лошадях и разнося в деревянных
«кановках» (нечто вроде ведерной деревянной кружки). Так что
для купания в ванне воду наливали в котел, который топили,а
потом в ванну, а в туалете заливали воду в унитаз из рядом стоящей бочки.
Зато в городе было 2 электростанции: так называемая «земская» и
«городская». Свет горел с сумерек до 12-ти или до часу ночи. Платили
либо по счетчику, либо с лампочки. Электроприборов почти не было.
Дом был крыт дранкой, топили печи дровами, которые были довольно
дороги и их «экономили». Печки были не из кафеля, а из местного камня,
дверцы на них завинчивались герметически и тепло они держали сутки.
Напротив нашего доме через улицу пограничная застава и техническое
училище, в котором учился мой брат. Это училище развалилось при
наводнении 1932 года. Одним из соседей был Н.И. Солтуз,
бывший городским головой и при царе и вначале при румынах.
Город Сороки расположен на очень живописной излучине Днестра.
Сам город расположен примерно как Подол в Киеве, а на «горе» был
как-бы его пригород и выше по Днестру прилегало село Бужеровка,
сросшееся с городом; ниже по Днестру город кончался знаменитой
Бекировкой, огромным ущельем из меловых скал с пещерой на
одной из стен ущелья и дальше шли прибрежные леса.
В самом городе жило тысяч 20-30 населения, он был очень древний.
На берегу Днестра стоит старая генуэзская черытехбашення крепость.
В городе, кроме присутственных мест уездного значения, были три
гимназии (кроме начальных четырехклассных школ), педучилище (мужск.),
профучилище (женское), 2 больницы (городская и еврейская),
три церкви, 2 синагоги и костел, тюрьма. Церковь «на горе», школу
при ней, женскую гимназию и больницу (?) построил помещик
Олейников, у которого в городе был огромный дом; впоследствии
(когда потомки разорились), проданный под Госбанк.
В городе было 4 главные улицы вдоль Днестра, две шли до площади
(Дубовая (при царе)) или при румынах – королевы Марии и Дворянская
(или Короля Фердинанда), а после площади соборная и Петроградская;
на последних двух улицах жили в основном евреи, а на первых двух –
чиновники; на горе и ее склонах – всякое мещанство. На части горы
была цыганская слобода, ныне неимоверно разросшаяся.
Интеллигенцию составляли врачи городской и еврейской больницы
(ее содержала евр. община), а также частнопрактикующие врачи,
всего 10-15 человек: фармацевты (3 аптеки), судьи, адвокаты, учителя,
а также чиновники, военные офицеры и священники.
Было много интеллигенции свободных профессий. Адвокаты, врачи,
фармацевты, среди них было много евреев, т.к. в госучреждениях их
принимали очень туго. Многие инженеры-евреи (как и ряд врачей),
закончившие образование за границей, не могли устроиться по
специальности, занимались частными уроками или открывали свое дело.
Русским в конце 30-х годов тоже было туго с работой.
Стоял военный гарнизон, пограничная застава, полиция и жандармерия.
Улицы были освещены электричеством и почти на каждом перекрестке
ночью стоял постовой (граница). Драк и краж (особенно в
чиновничьей части города (почти не было, зато через Днестр все
время люди переходили границу.
Из Румынии бежали юноши, не желающие служить в румынской армии,
а также подпольщики-коммунисты, которых преследовала полиция.
Все они исчезли. Кроме того, через Днестр шел поток всяких
«информаторов» и разведчиков. В городе были агенты румынской
разведки, но и польской, английской и других стран, от них ходили
на ту «сторону» информаторы. Из Советского Союза также переходили
Днестр беженцы, но редко. Их сразу сажали в тюрьму, а потом
отпускали на волю, т.к. в основном они имели родичей в Бессарабии
и доказывали свою лояльность. В дальнейшем никто их не притеснял,
но таких было немного.
Напротив города Сорок через Днестр было село Цекиновка. В конце
двадцатых или начале тридцатых годов ее жители исчезли, зато
ежедневно играл духовой оркестр и мы на нашей террасе танцевали.
В конце 30-х годов вдоль всей Цекиновки на самом берегу Днестра
был выстроен большой каменный забор с амбразурами, видимо
военного значения, теперь он исчез.
В Сороках вероятно было тысяч 30 жителей самых разных национальностей.
Приезжие чиновники и молодые учителя были в основном румынами.
Коренные жители, старые чиновники и учителя были молдаване,
русские и украинцы (мало), поляки, были обрусевшие и обрумыненные
греки, французы, немцы, армяне, итальянцы, цыгане. Очень
большую часть населения составляли евреи. Еврейская община
имела больницу, синагогу, благотворительное общество, библиотеку на
всех языках и среднюю школу (закрытую, также как и русская гимназия,
в конце 20-х годов).
Основной разговорной речью был русский язык, но к 40-м годам стал
преобладать румынский, т.к. он был государственным, на котором
преподавалось в школах, служилось в церквях и говорилось в учреждениях.
В этих местах употребление русского языка было даже запрещено,
особенно в школах. Молодое поколение из русских семей (мое)
дома говорило по-русски, но училось по-румынски. Оба языка были как родные.

ПРИСЛУГА
В городе Сороки в доме до середины тридцатых годов было по
2 прислуги – горничная и кухарка. Возле кухни у них была
маленькая отдельная комнатка. Получали они месячную зарплату
деньгами и по праздникам – подарки.
Рабочий день был не ограничен. Сделал свое дело – отдыхай, пришли
вечером гости к хозяевам – обслуживай. Надо пойти в город –
отпросись. Никто не имел права их обижать, ругать (особенно дети).
За провинности отчитывала мама, но вежливо, по-семейному. Мы,
дети, с ними всегда были дружны. Так, пожалуй, было во многих домах.

ДЕТСТВО. СОРОКИ

До того как я пошла в школу, у меня были гувернантки. В 8 лет я
пошла во 2-ой класс начальной румынской 4-х классной школы
(обязательную для всех, бесплатную).
В классах учились девочки самых разных слоев населения, без всякой
социальной или национальной дискриминации. Учили арифметике,
грамматике, румынскому языку, истории6 географии и Закону
Божьему, который преподавал священник Давид.
В школу я ходила сама, она находилась за 3 квартала от нашего дома в
другом конце нашей улицы. В школе было 4 класса. Там же через дорогу, находилась
женская гимназия (пстроенная тем же Олейниковым до
революции). Гимназия именовалась им. Принцессы Руксанды. При
поступлении в гимназию нужно было сдавать вступительные экзамен.
Кто не поступал в гимназию, мог доучиться в начальной школе до 7-го
класса или поступить в профессиональную женскую школу (мастеров шитья),
которая не имела прав гимназии, т.е. права поступления в ВУЗ.
В гимназии было 8 классов. Программа очень четкая и почти не
меняющаяся, как в женских, так и в мужских гимназиях. Первые четыре
класса назывались курсом низшим, вторые – высшим, между ними
сдавался экзамен копачетатя (способности). Изучались: математика –
вплоть до элементов высшей математики, физика, химия, естественная
история, история, география, румынский язык и литература, латынь
(с 3-го класса), французский, немецкий (с 5-го класса), два года –
греческий, Закон Божий (все 8 лет), логика, философия и психология
– по году. Еще было рисование, музыка, физкультура, домоводство,
кройка и шитье. Уроков было по 4-5 и 6 в день.
После окончания гимназии сдавался экзамен «бакалавр» (приезжей
комиссии), который давал право на вступление в ВУЗ. Этот экзамен
был очень строг, в последние годы перед войной, был фильтром по
национальным и политическим критериям. Был подкупен (брали взятки)
даже в последние годы. Некоторые сдавали его по 9 раз, а потом был
закон, что, если не сдал 3 раза, в ВУЗ уже поступать нельзя.
Оценки везде были 10-ти бальные.
Система образования была очень строгая, но справедливая, по «блату»
отметки не получал никто. За малейшие провинности следовало
наказание (выговор, отсидка – час после уроков), удаление из
класса, снижение оценки по поведению). Правда, уровень дисциплины
был настолько высок, что особенно строгие наказания были
очень редки, особенно в старших классах. Отсюда и довольно
хороший уровень знаний. В конце года выводились средние оценки
из четвертных (3 четверти) и давалась оценка I, II и III ученик,
второгодники и с передержками по 1-2 предметам (экзамен осенью).
Весной сдавались выпускные классные экзамены.
В каждой гимназии был педсовет (кроме директора), бухгалтерия,
врач, педагоги, воспитатели. В классах было по 25-30 учеников.
Такой же порядок был в мужских гимназиях. Их было две. Классическая гимназия
«Ксенопол» и техническое училище. В первой программа
была такая же, а в техническом больше учили физику, химию,
математику, черчение и др. Прикладные науки. Зато не было латыни
и греческого.В мужских были в основном преподаватели мужчины,
в женских – женщины.
Все учителя в гимназии имели высшее образование. В начале карьеры
они назывались «заместители», потом, после сдачи экзаменов,
«постоянными» и их никто не мог снять с работы. Вообще перемещения
учителей были редки. Но те учителя из бессарабцев (имевших часто
русское образование) понемногу вытеснялись и заменялись румынами.
Кроме учителей, были классные дамы , следившие за поведением
учеников. Была обязательная форма и номер, пришитый на рукаве.
Запрещалась завивка волос, косметика, драгоценности (кроме часов).
Шелковые чулки и каблуки разрешали только в последних двух классах.
На волосах носили сетку. Шляпа и пальто тоже форменные. Все – черного
цвета. У мальчиков – защитная.
Запрещалось говорить на каком-либо языке (русском, еврейском),
кроме румынского. По воскресеньям ходили в гимназическую церковь (обязательно).
К нам в церковь приводили иногда мужскую гимназию
(то-то было интересно!). Пел хор, продавали свечки и тут же
передавали записки. Ходить с мальчиками по улице, без формы и
после сумерек было строго запрещено, за это увольняли из школы на
определенный срок. Увольняли и за другие прегрешения, а за особенно
тяжелые (политические и др.) выгоняли с волчьим билетом, после чего
человек учиться нигде не мог. При мне не помню такого случая.
Раз в неделю водили в городское кино «Одеон», днем. В кино ходили
всей гимназией, строем, с педагогом во главе. Вечером – только с
родителями. Рядом с гимназией был городской парк. Гулять
гимназистам там не рекомендовалось (только проходить), также и по
главной улице. Конечно, все эти строгости потихоньку нарушались, но
не очень. Нередки были случаи, когда директриса брала на переменке
какую-либо подозрительную ученицу и мыла под краном голову (в
гимназии был водопровод), дабы установить, накрашена она или завита.
При гимназии было общежитие (интернат), где жили иногородние
ученицы. Самые неимущие получали стипендию или их освобождали
от платы за учение (гимназии были платные). В основном это были дети священников,
сельских учителей и зажиточных крестьян (мало).
Часть учениц жили на квартирах в городе. Эти квартиры
находились под наблюдением и с разрешения гимназии.

В двадцатые годы для мальчиков была военизированная школьная
организация бойскаутов. Они маршировали, учились дисциплине,
носили форму. Потом она захирела. К концу 30- годов, когда
началась фашизация Румынии, в школах появилась, как часть предмета физкультуры,
организация «Стража церий» (Стража страны»).
Руководили ею учителя физкультуры, это была фашистская
закамуфлированная организация типа немецкой.
Были свои формы, значки, свои приветствия, марши, упражнения, но
явной идеологической пропаганды еще не было. Это было во всех
гимназиях, для всех учеников.
Наши две гимназии готовили молодежь к поступлению в ВУЗы, никакой
специальности не давали. Окончившие училище могли идти в ВУЗ
или работать средними техниками. Другие две школы не давали права
поступления в ВУЗ, но давали специальность. Так, «нормальная
школа» («школа нормалэ») готовила сельских учителей начальных
классов школ. А женская профессиональная школа – портних,
закройщиц, рукодельниц.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Воспоминания о Бессарабии

Сообщение rimty » 06 авг 2010, 15:06

продолжение воспоминаний Л.П.Яневской

НАВОДНЕНИЕ

Одним из интересных событий в городе был весенний ледоход на Днестре.
Картина была впечатляющая, когда лед трогался с пушечными
выстрелами, огромные льдины шли вниз по течению, вставая на
дыбы и скрежеща. В 1932 году ниже города образовался ледяной
затор и ½ города Сорок и село Цекиновка были залиты водой.
Наш дом был залит выше крыши. Мы успели уйти. Большинство
домов было снесено, т.к. они строились из необожженного кирпича
(лампач) или из клейды (опока, днестровский камень). В нашем
доме вода стояла 3 суток. Все внутренние стены обрушились. Вся
мебель, ковры и т.д. размокли и были покрыты толстым слоем ила.
Были пожары и жертвы. Все было очень страшно. Потом город
(и мы) начали понемногу восстанавливаться, отмываться. Многое
погибло безвозвратно: библиотека, альбомы, не говоря о вещах.
Дом отстроили полностью года через 3-4.
Такое же наводнение было во время Великой Отечественной войны,
оно было меньше.

КУЛЬТУРНАЯ И СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

В городе был один кинотеатр «Одеон», частный, где крутили в
основном американские фильмы и редко немецкие и французские.
В 20-х годах это были немые фильмы, много мелодрам и
комедий (Чарли Чаплин). Крутил вручную чахоточный механик
Бобка, иногда он крутил быстро, иногда – медленно, было по
3-4 антракта. Ждали именитых зрителей.
Потом, со звуковым кино, все механизировалось и приобрело более
коммерческий характер. Изредка приезжали бродячие цирки и
музыканты. В конце 20-30-е годы приезжал хор казаков Жарова и
Кострюкова и остатки эмигрировавшего русского Художественного
театра. На их спектаклях и концертах все рыдали, устраивали им
банкеты. Было много своих музыкантов, особенно среди евреев,
окончивших за границей и живших на частные уроки музыки. В домах
устраивались концерты любительские (многие интеллигенты и
помещики были музыкально образованы).
В городе был так называемы клуб. Там были залы, куда приходили
играть в карты, в шахматы, на бильярде, поужинать и посудачить
– в основном зимой – помещики и интеллигенция. В 30-е годы клуб
захирел.
Была городская и еврейская библиотека, последняя очень богатая,
с большим набором русских книг. Там мы брали как классику,
так и советских писателей (и белоэмигрантских), издававшихся за
рубежом, а также зарубежных писателей. В каждом доме были
библиотечки. Было много журналов и газет разных толков. В продаже
были, в основном, румынские издания. Можно было выписать
русские газеты из Франции, французские и др. заграничные издания.
Литературные и специальные. Мы выписывали и покупали эти
издания в большом количестве.
В городе были благотворительные общества. Самое большое и богатое
было при еврейской общине. У них была гимназия (закрытая в конце
20-х), библиотека, больница и общество «Капля молока» в помощь
бедным детям и семьям. Православное благотворительное общество возглавляли
«благотворительные дамы» из видных семей.
Возглавляла их Ольга Харлампиевна Вырново, дама весьма
благочестивая и противная. Какой была их деятельность – не
знаю. Перд 40-м годом они начали строить новую церковь на главной
площади, да так и не достроили. В уезде было село кацап(ов)
старообрядцев, а также украинские села (мало).
Кроме работы, дел и службы интеллигенция занималась игрой в карты
(бридж, винт, преферанс, покер), шахматы, табле (нарды), шашки.
На главной улице, по которой гулял «весь свет», была кофейня,
где также играли в шахматы, шашки, нарды. Ходили друг к другу
в гости очень часто, справляли именины и праздники, на которых
ели, пили и спорили по культурным и политическим вопросам до хрипоты.
Вообще политическая жизнь была очень активной, т.к. Румыния была
монархия с многопартийной системой. Был премьер-министр, министры,
парламент (камера и сенат), депутаты. На местах управляли уездом
префекты и городские головы (уезд и город), которые менялись при
перемене правительства, что происходило весьма часто.
Главными партиями были либералы (консервативные демократы) и
«царанисты» или крестьянская партия (более левые демократы).
Правее либералов были «кузисты» (правые монархисты с
националистическим уклоном) и еще правее – «Железная гвардия»
(фашисты) (в начале и почти до войны – подпольная), которая
из ничтожных групп босяков выросла до правящей партии во
время Великой Отечественной войны.
Она была аналогична немецкому и итальянскому фашизму.
Лидером либералов был Братиану, царанистов – Ю. Манию, кузистов
– И. Куза, радикал-царанистов – К. Стере, «Железной гвардии» -
Зеля Кодряну. Кроме этих партий, периодически образовывались
и другие, более мелкие, которые существовали различное
время, иногда сливались с более сильными, особенно во
время выборов, дабы получить и свой кусок пирога,
если побеждали на выборах. Выборные кампании были очень
бурные и демагогичные, обещали рай земной, на собраниях,
особенно в селах, доходило до драк.Все эти партии яростно боролись с коммунистами.
Левее крестьянской партии была «радикально-
крестьянская партия», нечто вроде крестьянских социал-демократов.
Многие ее члены были одновременно подпольными коммунистами.
Коммунистическая партия была подпольной и в провинциях
малочисленной.
Вся интеллигенция принадлежала к какой-либо из этих партий и
часто переходила из одной в другую, особенно чиновники при
приходе к власти одной из них. Споры были отчаянные и даже
ссоры, но они не мешали ходить друг к другу в гости.
Все эти споры обострились к сороковым годам, когда Румыния в
общем-то шла по пути фашизма.
Часть избранных депутатов были порядочными людьми, но и
они ставили «своих» людей на всякие должности, а некоторые
(особенно либералы) были довольно продажные и при имеющейся
безработице продавали должности. И, хотя все об этом знали,
депутат был всегда среди «сливок» общества.
В целом все придерживались показных правил морали и поведения.
В городе был один публичный дом, куда бегали и старшеклассники-
гимназисты. Находился он в еврейском квартале, возле крепости.
Для более избранной публики (холостых юристов, офицеров) были
дамы легкого поведения (несколько, 2-3), они были содержанками,
хорошенькие, хорошо одетые и гуляли по улицам «сами по себе».
Самую «крамольную» часть населения составляли студенты. Были они
из разных слоев населения и с разными мировоззрениями, зачастую
совсем противоположные как по национальности, так и по
происхождению. Одни были трудяги, другие – лодыри и прожигатели
жизни. В них, как в калейдоскопе, отражалась жизнь всей страны.
Учились они в Бухаресте, Яссах, меньше – в Клуже, Черновцах и
Кишиневе – на разных факультетах. Большее число составляли
мужчины – примерно 2/3.

Аватара пользователя
avantyrist
Местный
Местный
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 20 май 2010, 09:14
Контактная информация:

Re: Сороки.

Сообщение avantyrist » 08 ноя 2010, 17:59

Încă ceva interesant. :)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Сороки.

Сообщение rimty » 18 янв 2011, 03:26

фотографии разных лет
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 13120
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Сороки.

Сообщение corax » 31 янв 2011, 22:39

Три общих вида города Сорок межвоенного периода.
На втором - виден памятник генералу Поеташу.
С http://www.basarabiaveche.com
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Сороки.

Сообщение steinchik » 06 мар 2011, 04:42

Рисунок акварелью и пером из альбома И.Г.Мюнца. 80-е годы XVIII века
Soroki_muntz.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Сороки (Soroca)»