Водный транспорт в Аккермане

Модератор: rimty

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Водный транспорт в Аккермане

Сообщение Дмитрий Л. » 04 ноя 2011, 11:28

Брошенное судно у Акермана .
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 10 ноя 2011, 23:37

Леонид Утесов в своих воспоминаниях писал:

"Плавал в начале века такой пароход "Тургенев". Был он коротенький, толстенький; две трубы, поставленные поперек, делали его еще короче, как костюм с поперечными полосами делает человека невысокого роста еще ниже.

Далекое плавание этого "гиганта", рейс Одесса -- Аккерман, совершалось ежедневно в оба конца. Шумно было и на пристани, и на борту, когда отваливал или приваливал он к родным берегам. Бури и штормы не пугали "Тургенева". Их не бывало на лимане, по которому пролегал путь корабля.
"Могучий седой капитан", команда из нескольких отчаянных одесских морских волков были надежной гарантией безопасности грандиозного путешествия, тянувшегося... три-четыре часа.
Turgenev01.jpg
Теперь о пассажирах: бессарабские виноградари, привозившие виноград в Одессу и вывозившие из Одессы рыбу, бакалейные и гастрономические товары; мелкие торговцы, крестьяне -- все они переполняли "Тургенева" и делали его похожим на плоскую жестяную банку, облепленную мухами. Мухи жались к левому борту, жужжали, переговариваясь, переругиваясь и пересматриваясь с мухами, стоявшими на пристани. Это было очень веселое и радостное прощание.

Наконец раздавался третий могучий гудок -- крики, возгласы, смех становились еще громче, и, покрывая этот веселый гам, старый капитан дребезжащим тенорком командовал: "Убрать сходни! Отдай носовой! Малый вперед!" И "Тургенев" под большим наклоном на левый борт отчаливал от пристани. Крен возникал от перегрузки левого борта пассажирами, прощавшимися с берегом, махавшими руками и оравшими напутствия и деловые пожелания. Крен был так велик, что грозил "Тургеневу" переворотом набок. И тут чудо-капитан, неистово размахивая кулаками и надрываясь, кричал: "Що вы делаете! Вы же перекинете пароход! Бежить на правый борт!" И масса в страхе и смятении бросалась к правому борту. "Тургенев" резко переваливался направо. "Шоб вы уси подохли! -- орал капитан. -- Бежить налево!" Все бросались налево, и "Тургенев" делал, что ему полагается, -- он кренился налево. И так до самого Аккермана в штилевую погоду по гладкой поверхности лимана шел "Тургенев", переваливаясь слева направо, как океанский корабль в десятибалльный шторм..."
Turgenev02.jpg
Пароход "Тургенев" построен в 1882 году на английской верфи в Престоне, принимал на борт 300 пассажиров и с помощью машины в 440 индикаторных сил способен был развить скорость в 10 узлов.

В начале лета 1885 года одесские газеты, охочие до всякой морской новости, сообщили, что "пароход "Тургенев", принадлежащий местной пароходной конторе Вебстера и Коваленко, будет обращаться между Одессой и Аккерманом". Один из совладельцев парохода — Е. Коваленко — числился херсонским купцом, и, вероятно, поэтому "Тургенев" оказался приписанным к херсонскому порту. "Раньше одесситам приходилось десятки верст тащиться до Аккермана по пропыленной дороге, теперь в течение десяти часов можно будет побывать в Аккермане и возвратиться в Одессу", — восторгался репортер. Что ж, каждому времени — свои восторги и понятия о скорости...

В воскресенье 14 июля 1885 года от Военного мола одесского порта "Тургенев" снялся в первый рейс на Аккерман и ... оставался на этой линии свыше тридцати лет. Поначалу "Тургенев" принадлежал пароходной конторе Коваленко и Вебстера, существовавшей еще с 1870 года, потом пароходству Белогорского и Волохина, позже выполнял рейсы от фирмы "Пароходство "Тургенев"...
Turgenev03.jpg
Менялись владельцы и причалы, но неизменным оставалось расписание: ежедневный (кроме субботы) отход из Одессы в восемь часов утра, приход в Аккерман — в полдень, возвращение в Одессу — в шесть часов вечера. "Для удобства публики" в Одессе и в Аккермане продавали билеты на обратный рейс, действительные два дня — своего рода зачатки морского сервиса.

"Тургенев", "довольно длинный, но узкий, с двумя колесами, красные лопасти которых виднелись в прорезях круглого кожуха, с двумя трубами... скорее напоминал большой катер, чем маленький пароход".

Действительно, еще в конце прошлого века журнал "По морю и суше" признавал, что "Тургенев" более пригоден к плаванию по реке, но никак не в море, которое делает из него сущую игрушку". Случалось, особенно в осенние шторма, что "пароход "Тургенев", выйдя из Одессы в Аккерман, принужден был вернуться назад". В порту "Тургенев" насмешливо окрестили "лайбой", а щеголеватые и надменные матросы Добровольного флота при встрече с кем-либо из команды парохода презрительно цедили сквозь зубы: "Цвай колеса — драй матроса", то есть "два колеса, три матроса".

Но по свидетельству газет того времени, "поездки на "Тургеневе" сделались весьма популярны ввиду отсутствия удобного сообщения с Аккерманом сухим путем", благо, цены на билеты были вполне доступными: первый класс — 1 рубль 25 копеек, второй класс — 1 рубль, третий класс — 65 копеек. Многие одесситы, не имевшие надобности побывать в Аккермане, приобретали билеты туда и обратно и попросту совершали на "Тургеневе" однодневную морскую прогулку.
Turgenev04.jpg
Валентин Катаев, "Белеет парус одинокий":

"Кроме "Тургенева", здесь грузилось еще множество барж.
Вся пристань была сплошь заставлена подводами с пшеницей. С сухим, шелковым шелестом текло зерно по деревянным желобам в квадратные люки трюмов.
Белое, яростное солнце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью, лишенной малейших признаков поэзии и красоты.

Все, все казалось здесь утомительно безобразным.
Чудесные помидоры, так горячо и лакомо блестевшие в тени вялых листьев на огородах, здесь были упакованы в тысячи однообразных решетчатых ящиков.
Нежнейшие сорта винограда, каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства, были жадно втиснуты в грубые ивовые корзинки и поспешно обшиты дерюгой с ярлыками, заляпанными клейстером.
С таким трудом выращенная и обработанная пшеница - крупная, янтарная, проникнутая всеми запахами горячего поля, - лежала на грязном брезенте, и по ней ходили в сапогах.

Среди мешков, ящиков и бочек расхаживал аккерманский городовой в белом кителе чертовой кожи, с оранжевым револьверным шнуром на черной шее и с большой шашкой."
Turgenev05.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 10 ноя 2011, 23:52

Turgenev06.jpg
"…Пароход «Васильев» конкурировал с «Тургеневым», и конкуренция между этими двумя пароходами — белым и черным — дошла до того, что билет от Аккермана до Одессы уже стоил только пятнадцать копеек, или, как у нас, говорили, «злот»…"
Turgenev07.jpg
Тут же находились капитан и весь экипаж корабля: старший помощник и два босых матроса. Из всей команды только капитан и один матрос занимались настоящим делом управления пароходом. Старший помощник и другой матрос продавали билеты. С разноцветными рулонами и зеленой проволочной кассой, вроде тех, что чаще всего бывают в пекарнях, они обходили пассажиров, не успевших купить билеты на пристани.
Turgenev08.jpg
(Фото с сайта Старый Аккерман)
Капитан отдавал команду, расхаживая поперек палубы - между двумя мостиками на крыльях парохода. В это время матрос на глазах у изумленных пассажиров смотрел в медный котел большого компаса и крутил колесо штурвала, изредка помогая себе босой ногой. При этом штурвал невероятно скрипел и гулевые цепи с грохотом ползли взад и вперед вдоль борта, каждую минуту готовые оторвать шлейфы у неосторожных дам.

Пароход шел задним ходом, медленно поворачивая.
- Право на борт! - не обращая ни малейшего внимания на пассажиров, почтительно обступивших компас, кричал капитан рулевому хриплым, горчичным голосом обжоры и грубияна. - Право на борт! Еще правей! Еще немножко! Еще самую чуть-чуть! Хорошо. Так держать.
Turgenev09.jpg
Вот уже и Аккерман скрылся из глаз. Не стало видно развалин старинной турецкой крепости. А пароход продолжал идти по непомерно широкому днестровскому лиману, и казалось, конца-краю не будет некрасивой кофейной воде, облитой оловом солнца. Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине.

Путешествие все еще как будто и не начиналось. Измученные лиманом, все ожидали выхода в море. Наконец часа через полтора пароход стал выходить из устья лимана.

Волна пошла крупнее и выше. Красные палки буйков, показывавшие фарватер, торчали из воды, валко раскачиваясь остроконечными грибками шляпок.
"Тургенев" обогнал несколько черных рыбачьих лодок и два дубка с круто надутыми темными парусами.

Мимо горючего песчаного мыса Каролино-Бугаз с казармой и мачтой кордона широкая водяная дорога, отмеченная двумя рядами буйков, выводила в открытое море.
Turgenev10.jpg
Маленький, ослепительно белый маячок кордона; высокая его мачта, нарядно одетая гирляндами разноцветных морских флагов, отнесенных крепким бризом в одну сторону; канонерка, низко сидящая в камышах; фигурки солдат пограничной стражи, стирающих белье в мелкой хрустальной воде, - все это, подробно освещенное солнцем, почти бесшумно двигалось мимо парохода, отчетливое и прозрачное, как переводная картинка..."
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Дуболом » 10 ноя 2011, 23:56

Спасибо. Очень интересно. :)

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 11 ноя 2011, 00:06

Третий, "Тургеневский" причал был разбомблен во время великой отечественой, и потом не восстанавливался. Вот так он выглядит в настоящее время:
Turgenev11.jpg
Лиман в этом месте достаточно мелкий, в советское время здесь был городской пляж (да, когда-то в лимане можно было купаться :)
Turgenev12.jpg
Сейчас остатки пристани, пляж и построенный на нем ресторан-замок принадлежат местному предпринимателю. Думаю, вы и сами догадаетесь, как его зовут :)
Turgenev13.jpg
Именно мимо этих старых зданий спускался к причалу на дилижансе Петя Бачей из повести "Белеет парус одинокий"...
Turgenev14.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение rimty » 11 ноя 2011, 13:47

NewKent, спасибо за рассказ !

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1028
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Апрель » 11 ноя 2011, 14:04

Рассказ замечательный! Браво!
Ждем другие темы.
Например, по нижеуказанной заметке из бессарабской газеты за 1907 год
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение rimty » 11 ноя 2011, 14:35

Апрель писал(а):по нижеуказанной заметке из бессарабской газеты за 1907 год
"Весь путь в 206 вер. из Бендер в Аккерман (по течению) пароход совершает в 18 часов, а из Аккермана в Бендеры (против течения) в 20 часов". :girlnice:

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6574
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Igori » 11 ноя 2011, 16:14

СПАСИБО :good: за рассказ!!!

На этом"Владимире" можно прокатиться :?: Или для этого только надо жениться :( :?:

Я ходил в 1988 году на Овидиополь и обратно.Это ещё во времена,когда по маршрутам "ЛиАЗы-675м" ходили.Над пристанью была конечная ,по-моему,№2.Вторая его конечная была у завода мед.инструментов.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 11 ноя 2011, 20:54

Igori писал(а): На этом"Владимире" можно прокатиться :?: Или для этого только надо жениться :( :?:

Я ходил в 1988 году на Овидиополь и обратно.Это ещё во времена,когда по маршрутам "ЛиАЗы-675м" ходили.Над пристанью была конечная ,по-моему,№2.Вторая его конечная была у завода мед.инструментов.
Вот этот самый "Владимир" (только называлься он тогда по другому) и ходил до Овидиополя. Удобно было - в Овидиополе ждал автобус на Одессу, получалось минут на 40 быстрее чем на электричке...

А сейчас "Владимир" катает летом туристов до Затоки...
Последний раз редактировалось NewKent 11 ноя 2011, 21:04, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 11 ноя 2011, 21:01

Апрель писал(а):Например, по нижеуказанной заметке из бессарабской газеты за 1907 год
В 1887 году общество пароходства и торговли построило в Бендерах приспособленное для плавания по Днестру судно, которое называлось «Днестровка».

В 1900 году два грузопассажирских парохода совершали по Днестру регулярные рейсы по линии Бендеры–Тирасполь–Аккерман.
Линию Бендеры–Тирасполь–Аккерман в основном контролировало Нижне-Днестровское пароходство.

Интересно, что непаровых судов в бассейне Днестра в 1884 г. было 660; в 1900 г. – 187; а в 1912 г. – 339. В 1912 г. на Днестре ходили два пассажирских судна и 12 товаро-пассажирских.

В период до 1917 года по реке курсировали пароходы «Бендеры», «Богатырь», «Георгий Победоносец», «Коршун», «Мария» и другие.

В связи с многочисленными жалобами в августе 1913 г. начала работать комиссия из Могилева-Подольского по освидетельствованию курсирующих по Днестру товаро-пассажирских пароходов. Первый же освидетельствованный пароход «Одесса» был оштрафован на 100 рублей не только из-за перегруза, а и за то, что в буфете парохода оказалась несвежая провизия

Товаро-пассажирский пароход «Мир» подвергся другому испытанию. Он совершал регулярные рейсы по маршруту Бендеры – Тирасполь – Аккерман. Проходя мимо плавней села Глиное, капитан парохода позволял увеличивать ход корабля. Крестьяне этого села неоднократно жаловались, так как создаваемые пароходом волны губили прибрежные огороды. Но капитан «Мира» обругивал крестьян и говорил, что сам знает, на какой скорости и где ему идти. Тогда крестьяне решили, что и они знают, как им поступать. Крестьянин С. Шеремен и несколько его сообщников в июне во время очередного рейса «Мира» спрятались в камышах и открыли по нему ружейный огонь. Капитан вначале перепутался, но потом стал отстреливаться. К счастью, эта история закончилась без жертв.

Но приключения «Мира», который принадлежал владельцам Карасику и Шенфельд в 1913 г. на этом не закончились. Пароход в один из ноябрьских дней столкнулся с другим таким же пароходом «Аккерман» братьев Ясских и Хелинского, шедшим обратным рейсом из Бендер в Аккерман. «Мир» носовой частью таранил «Аккерману» правый борт. Но и на этот раз все закончилось без жертв. Пассажир третьего класса «Аккермана», который спал в месте будущего удара, проснувшись от тревожных гудков, выбежал на палубу и тем самым спас себе жизнь.

Хаотичное движение по Днестру пароходов различных владельцев, постоянная конкуренция, заставляющая снижать цены на провоз, вынудила сесть за стол переговоров пароходовладельцев.

Еще до закрытия днестровской навигации 1913 г. они съехались в Могилев, а потом в Бендерах продолжали переговоры, и в феврале 1914 г. в Одессе состоялся съезд днестровских пароходчиков. На съезде было постановлено объединиться и принять в общую компанию бывшего конкурента, владельца парохода «Ямполь». Постановлено было строго следить, чтобы на всех пароходах не было безбилетных пассажиров. За это теперь отвечали кассир и капитан, которые в случаях выявления «зайцев» штрафовались. Кроме того, на Днестре утверждалось страховое общество служащих днестровских пароходов.

Летом 1914 года намечался спуск на воду на линии Бендеры – Тирасполь – Аккерман двух больших товаро-пассажирских пароходов «Дедушка Крылов» и «Дочка», принадлежавших акционерному обществу Русского Черноморства. Эти пароходы производили установку особых барж-пристаней у берегов для публики, нагрузки и выгрузки грузов.

Во второй половине сентября 1914 г. в районе Тирасполя-Суклеи произошло столкновение двух пассажирских пароходов. Поднялась ужасная паника, но, к счастью, никто не пострадал, хотя один из пароходов получил сильное повреждение. По-прежнему товаро-пассажирские пароходы нагружались «под завязку», останавливались по требованию купцов, а пассажиры вынуждены были в осенние дни 1914 г. под открытым небом ожидать по 8-10 часов прибытия пароходов.

В ноябре 1916 г. произошла авария курсирующего по Днестру грузового парохода «Богатырь», который недалеко от Тирасполя ударился в зигзагообразном месте реки о берег. Ремонтировать его оттащили в Тирасполь.

С 1918 по 1940 годы по Днестру проходила демаркационная линия (граница) между Румынией и СССР, поэтому Днестр в эти 22 года строго охранялся. В прибрежных сёлах румынские власти разрешали включать свет в домах только при наглухо закрытых ставнях. В этот период навигация по Днестру была прекращена и возобновилась только в 1940 году.
panorama_krepost.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6574
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Igori » 12 ноя 2011, 11:29

Вот этот самый "Владимир" (только называлься он тогда по другому) и ходил до Овидиополя. Удобно было - в Овидиополе ждал автобус на Одессу, получалось минут на 40 быстрее чем на электричке...

А сейчас "Владимир" катает летом туристов до Затоки...
Я тогда ходил на Р51,тип "Москва".Названия не помню.Вообщем,не на этом.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение rimty » 13 май 2012, 18:08

аукционное фото
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Nosrevan
Местный
Местный
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 15:47

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Nosrevan » 22 сен 2012, 17:16

Дмитрий Л. писал(а):Брошенное судно у Акермана .

Очень похоже на дубок.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 585
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 08 ноя 2012, 14:53

Недавно в этой ветке упоминался пароход "Аккерман", который ходил по Днестру из Бендер в Аккерман.

Вот любопытное дополнение. Книга 1911 года.
01.jpg
02.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Водный транспорт в Аккермане

Сообщение AcKerman » 17 фев 2013, 02:56

Брошенное судно у Акермана .
Очень похоже на дубок.
На ветке Вилково это фото позиционируется по Дунаю

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Водный транспорт в Аккермане

Сообщение adelina » 17 фев 2013, 10:40

steamer CAETATEA ALBA, built 1894, 46,50x5,30m owned NFR
источник
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1836
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Водный транспорт в Аккермане

Сообщение Ionelus » 23 фев 2013, 10:55

Дмитрий Л. писал(а):Брошенное судно у Акермана .
Это Вылков viewtopic.php?p=78572#p78572

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Водный транспорт в Аккермане

Сообщение rimty » 24 фев 2013, 20:55

478_001.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Водный транспорт в Аккермане

Сообщение adelina » 01 мар 2013, 18:10

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Белгород-Днестровский (Аккерман, Cetatea Alba)»