Усадьба Павла Марини в селе Молога
Добавлено: 13 ноя 2012, 22:41
Усадьба Павла Марини в селе Молога
Хочется рассказать об одном месте в окрестностях нашего города, к которому в нормальной стране подъезжали бы автобус за автобусом с туристами... Если ехать в Аккерман по кишиневской трассе и в начале села Молога свернуть на первом перекрестке влево - то обогнувши винзавод можно увидеть на берегу лимана внушительные двухэтажные развалины помещичьей усадьбы. Координаты N46°14'18,49" E30°13'03,75"
Когда-то, 200 лет назад, наша южная Бессарабия представляла из себя пустынную степь с редкими хуторами. Правительство принимало меры для заселения вновь приобретенных земель. Уже в 1814 году началась немецкая колонизация Бессарабии, в 1822 году основана швейцарская колония Шабо, из центральной России переселялись целыми селами государственные крестьяне.
Начиная с 1829 года обмежеванные пустопорожние земли раздавались высокопоставленным чиновникам и участникам недавней войны с Наполеоном. Так получили земли в районе селе Сеймены князья Волконские.
А вот владельцем земли более 200 десятин на границе с Аккерманом оказался одесский чиновник Павел Марини. Он основал деревню Мологу. Павел Яковлевич Марини был побочным сыном министра внутренних дел, председателя Государственного совета и Комитета министров, государственного канцлера по делам внутреннего гражданского управления князя В.П. Кочубея
Марини получил блестящее образование и поступил в штат новороссийского генерал-губернатора и бессарабского полномочного наместника графа М.С. Воронцова. Здесь Павел Яковлевич занимал весьма престижные посты, в частности — управляющего дипломатической канцелярией графа. То есть он фактически был непосредственным начальником Пушкина. Впрочем, встречались и общались они большею частью не в канцелярии, а в салоне Е.К. Воронцовой и на прочих светских раутах. Помимо исполнения чиновничьих обязанностей Марини был членом совета Одесского института благородных девиц и других социально полезных институций. Он был основателем газеты под названием «Одесский вестник — Journal d’Odessa».
Как сообщается в историческом очерке, изданном к 100-летию Одессы местным муниципалитетом, "Князь Воронцов в 1844 году возобновил ходатайство об улучшении путей сообщения в Новороссийском крае, причем представил министру финансов составленный тайным советником Марини проект конно-железной дороги из Одессы через Ольвиополь и Кременчуг, с питательною ветвью на Балту".
После положительного решения Николая I, который пожелал, чтобы дорога была пригодна и для паровозного сообщения, П.Я. Марини пригласил для составления нового проекта опытного бельгийского инженера Зюбера, а затем заключил соответствующие контракты с солидными зарубежными банкирами. Французская революция 1848 года и смерть Марини остановили осуществление этого предприятия, которое было возобновлено значительно позднее и завершилось пуском в 1863 году железной дороги от Одессы до Балты.
В 1826 году Марини очень выгодно женился — на дочери главного архитектора г.Одессы Виктории Францевне Фраполли, в домах, построенных по проекту которого, волею судьбы впоследствии и обитал. В частности, семье Марини принадлежали три особняка на улице Дерибасовской.
А на своей земле в Бессарабии, возле Днестровского лимана Павел Марини построил загородный дом, "дачу", как сейчас бы сказали мы.
Хочется рассказать об одном месте в окрестностях нашего города, к которому в нормальной стране подъезжали бы автобус за автобусом с туристами... Если ехать в Аккерман по кишиневской трассе и в начале села Молога свернуть на первом перекрестке влево - то обогнувши винзавод можно увидеть на берегу лимана внушительные двухэтажные развалины помещичьей усадьбы. Координаты N46°14'18,49" E30°13'03,75"
Когда-то, 200 лет назад, наша южная Бессарабия представляла из себя пустынную степь с редкими хуторами. Правительство принимало меры для заселения вновь приобретенных земель. Уже в 1814 году началась немецкая колонизация Бессарабии, в 1822 году основана швейцарская колония Шабо, из центральной России переселялись целыми селами государственные крестьяне.
Начиная с 1829 года обмежеванные пустопорожние земли раздавались высокопоставленным чиновникам и участникам недавней войны с Наполеоном. Так получили земли в районе селе Сеймены князья Волконские.
А вот владельцем земли более 200 десятин на границе с Аккерманом оказался одесский чиновник Павел Марини. Он основал деревню Мологу. Павел Яковлевич Марини был побочным сыном министра внутренних дел, председателя Государственного совета и Комитета министров, государственного канцлера по делам внутреннего гражданского управления князя В.П. Кочубея
Марини получил блестящее образование и поступил в штат новороссийского генерал-губернатора и бессарабского полномочного наместника графа М.С. Воронцова. Здесь Павел Яковлевич занимал весьма престижные посты, в частности — управляющего дипломатической канцелярией графа. То есть он фактически был непосредственным начальником Пушкина. Впрочем, встречались и общались они большею частью не в канцелярии, а в салоне Е.К. Воронцовой и на прочих светских раутах. Помимо исполнения чиновничьих обязанностей Марини был членом совета Одесского института благородных девиц и других социально полезных институций. Он был основателем газеты под названием «Одесский вестник — Journal d’Odessa».
Как сообщается в историческом очерке, изданном к 100-летию Одессы местным муниципалитетом, "Князь Воронцов в 1844 году возобновил ходатайство об улучшении путей сообщения в Новороссийском крае, причем представил министру финансов составленный тайным советником Марини проект конно-железной дороги из Одессы через Ольвиополь и Кременчуг, с питательною ветвью на Балту".
После положительного решения Николая I, который пожелал, чтобы дорога была пригодна и для паровозного сообщения, П.Я. Марини пригласил для составления нового проекта опытного бельгийского инженера Зюбера, а затем заключил соответствующие контракты с солидными зарубежными банкирами. Французская революция 1848 года и смерть Марини остановили осуществление этого предприятия, которое было возобновлено значительно позднее и завершилось пуском в 1863 году железной дороги от Одессы до Балты.
В 1826 году Марини очень выгодно женился — на дочери главного архитектора г.Одессы Виктории Францевне Фраполли, в домах, построенных по проекту которого, волею судьбы впоследствии и обитал. В частности, семье Марини принадлежали три особняка на улице Дерибасовской.
А на своей земле в Бессарабии, возле Днестровского лимана Павел Марини построил загородный дом, "дачу", как сейчас бы сказали мы.