Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Модератор: rimty

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 25 июл 2012, 11:52

Воспоминания летчика Дьяченко Антона Кондратьевича, 5-й СБАП (я так понимаю, что 5 ББП и 5-й СБАП - это один и тот же полк):
22 июня 1941 был выходным. Меня с командиром дежурного звена Решидовым оставили в лагере, с. Кулевча, а летный состав на выходной был отпущен на отдых в г. Аккерман. Рано утром наш аэродром в Кулевче атаковали 3 самолета на малой высоте. Они обстреляли из пулеметов палатки, где мы спали.
Решидов вместе с летно-техническим составом занялся рассредоточением самолетов по окраине аэродрома и подвеской боекомплектов, а я на самолете У-2 полетел в Аккерман за летным составом. Забрав в Аккермане начальника штаба полка, майора Лукащука, отправились обратно. На пути буквально нос к носу на встречных курсах встретились с вражеским самолетом. Пришлось начштаба полка отстреливаться из пистолета, но все обошлось. Ничем закончилась в тот день и еще одна встреча с другим вражеским самолетом. А всего пришлось совершить за день 12 перелетов лагерь–город и обратно, перевозя летчиков в задней кабине по 2 человека. Задняя кабина У-2 была одноместной, и им приходилось лететь почти стоя.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 25 июл 2012, 11:56

168-й истребительный ордена Суворова авиационный полк, он же 168-й смешанный авиационный полк
Полк базировался в Колосовке (Одесский ВО). На вооружении полка находились И-16.
23.06.41 были перебазированы по одной эскадрилье на аэродромы Кулевча, Аккерман (3-я аэ) и Тирасполь.
В Колосовке остались 1-я аэ и штаб полка.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 25 июл 2012, 12:09

Корзунов Иван Егорович
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.
В последующем - командующий ВВС Северного флота.
С марта 1966 года - заместитель командующего ВВС ВМФ СССР.

Корзунов встретил врага 22.06.1941. Hеподалёку от Одессы он сбил первый вражеский самолёт.
А вскоре ему пришлось выдержать суровое испытание...
13.07.1941 комэск Цурцумия повёл два звена, только что освоившие новые самолёты - пикировщики Пе-2, на бомбоудар по нефтепромыслам в Плоешти. Бомбардировщики летели на предел своей дальности, истребители сопровождать их не могли. Мастерски избранный маршрут, заход со стороны Карпат обеспечили полную внезапность удара. Короткий боевой курс, и бомбы сброшены. От прямых попаданий загорелись 2 нефтеперегонных завода, нефтебаки, склады, сильные повреждения получили крекинговые установки, железнодорожные пути...
Противник открыл огонь, когда все Пе-2 были уже для зениток недосягаемы. На перехват вылетела группа Ме-109. Они с ходу атаковали второе звено, сбили замыкающего бомбардировщика...
Hедоставало опыта воздушных боёв, штурманы и стрелки торопились с прицеливанием, лётчики не использовали
противоистребительного маневра. Да и горючего было в обрез. "Мессеры", разделившись попарно, атаковали группу с разных направлений. Опьянённые первым успехом, они навалились на головную машину, пилотируемую командиром звена Иваном Корзуновым, и одной из очередей подожгли её. Однако на выходе "Мессера" из атаки его достала пулемётная очередь штурмана Филатова с летевшего сзади пикировщика. Ме-109 задымил, перевернулся и через минуту врезался в землю.
Корзунов не растерялся, сумел скольжением сбить пламя. Самолёт Родионова пристроился слева, Филатов и стрелок огнём прикрывали повреждённую машину командира от непрерывных атак вражеских истребителей. "Мессерам" всё же удалось вторично поджечь самолёт Корзунова, вывести из строя один из моторов.
И вновь лётчик проявил исключительное хладнокровие и умение. Глубоким скольжением сбил пламя и на одном моторе вышел в горизонтальный полёт. Тем временем штурманам и воздушным стрелкам групповым огнём удалось сбить ещё один "Мессер", остальные отстали. Корзунов перелетел линию фронта, дотянул до Аккермана и благополучно посадил избитую машину на передовой аэродром.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 25 июл 2012, 12:33

Ну и в дополнение к воспоминаниям Дьяченко Антона Кондратьевича - данные румынской стороны на 22.06.1941:

В 03.50 на дальнюю разведку отправился самолет Бристоль "Бленхейм" (бортовой №"36").
Экипаж: командир, лейтенант командор Корнелиу Бэтэкуй, командир 1-й Разведывательной эскадрильи;
младший лейтенант Николае Урыту - летнаб; и младший военспец Василе Кэрунту - радиотелеграфист.
Самолет не нес оборонительного вооружения и не имел истребительного прикрытия.
Он отбомбился по аэродромам в Унгенах и Akkermane и обнаружил и передал по радио координаты аэродромов
в Кулевча и Болграде. В районе Болграда разведчик был перехвачен советскими истребителями и сбит.
Летчики этого экипажа стали первыми потерями румынской авиации во 2-й Мировой Войне.

Днем 22.06.1941-го 75-я эскадрилья (Potez 63), под командованием капитана Николае Балш, бомбила военные объекты
в районе Сэсэрия-Кулевчя-Будаки-Четатя Албэ.

Аватара пользователя
Ancientboy
Новичок
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 05:26
Откуда: Аккерман-Сергеевка

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Ancientboy » 09 ноя 2012, 07:15

NewKent писал(а):Вот еще фото аэродрома возле Аккермана. Правда, не знаю, где он точно находился.
Untitled-30.jpg
Координаты развалин "аэровокзала" между Белгородом и Сергеевкой: E30°20'46.71" N46°7'3.85"
Очень хотелось бы узнать координаты довоенного аэродрома, а приведённая ссылка это разрушенный советский местечковый аэропорт. В довоенном-военном аэродроме Акерман базировалас и военнная авиация ТБ-3, бомбили Румынию в первые дни войны...
5-й бомбардировочный авиационный полк http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/bap5.dat
имел к 22.06.41 г. имел на вооружении 35 самолетов СБ. А это парк, который надо было где-то размещать с полосами, ангарами и т.д + автомобили, заправка и прочее.
Во время войны стоял румынский авиаполк. http://www.redov.ru/istorija/prikroi_at ... ch/p11.php
А при освобождении на военном ародроме базировалась 2 эскадрилья 67-го истребительного авиаполка.
http://militera.lib.ru/memo/russian/gne ... fs/01.html и http://ru.wikipedia.org/wiki/55-й_стрелковый_корпус
Вот только где этот аэродром на карте никто не знает или не помнит. Была версия в районе Софиевского полигона.
Прошу помочь кто сможет! Если что мылом smetanka@ukr.net
Спасибо!

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 09 ноя 2012, 09:52

В 70-е годы возле Белгорода был еще один гражданский аэродром.
Координаты : N46°09'54,89" E30°15'41,56"
Сейчас на этом месте новое кладбище в селе Бритовка.

Вот еще воспоминания об Аккерманском аэродроме: http://www.airforce.ru/history/ww2/djachenko/index.htm

Вот схема размещения предвоенных аэродромов. Возле Аккермана (с этой стороны лимана) виден аэродром "Спартаковка". Расположен ближе к морю. Может быть, судя по искаженным наименованиям на карте (например Кулевча названа Кулевая), и название Спартаковка - это все-же Софиевка...
s01.gif
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5836
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Igori » 09 ноя 2012, 10:28

В Бритовке аэродром находился ОКОЛО кладбища.Есть фотки с прошлого года.Там и сейчас пустырь.Я говорил с мужиком,который его прекрасно помнит.
Второй- на юго-западе от Шабо.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение NewKent » 09 ноя 2012, 12:03

Все правильно. Около кладбища. Это я с утра ступил.

Аватара пользователя
Ancientboy
Новичок
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 05:26
Откуда: Аккерман-Сергеевка

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение Ancientboy » 09 ноя 2012, 22:03

NewKent писал(а):
AcKerman писал(а):Наверное, правильно будет говорить, что аэро "Кароль II" находился за городом вдоль дороги по направлению Монаши - Сарата близ населенного пункта Турлаки. Т.к. на картах того времени отсутствуют такие н.п. как Брытовка и Выпасное, а Турлаки есть...
Аэропорт в Бритовке находился здесь: 46 09 53 С, 30 15 49 В
Сейчас это просто поле возле Бритовского кладбища.
Вот фото с гугла. Я так понимаю - это и есть место аэродрома Аккерман или Кароль-II Четате Албэ?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение NewKent » 09 ноя 2012, 23:04

Похоже, аэропорт Кароля 2-го находился все-таки по дороге в Сергеевку. На фотографиях видны вокруг только виноградники, приморские курганы и слева, по-видимому, расплывчато село Шабо.

Вот фото в хорошем разрешении:
Аэропорт - 1937г..jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Ancientboy
Новичок
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 05:26
Откуда: Аккерман-Сергеевка

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение Ancientboy » 09 ноя 2012, 23:40

NewKent писал(а):Похоже, аэропорт Кароля 2-го находился все-таки по дороге в Сергеевку. На фотографиях видны вокруг только виноградники, приморские курганы и слева, по-видимому, расплывчато село Шабо.
Не согласен. Воспоминания тоже даётсяч, что наши бомбили в 1944 военный аэродром около Бритовки, т.е. где была румынская эскадрилья (ранее наша и т.д. менялись). http://britovka.ucoz.ua/publ/selo_cherkesy/6-1-0-52
Есть там такие слова о двух партизанках, давших точные координаты для бомбометания по аэродрому:
"А на початку квітня 1944 р. розбомбили аеродром біля Бритівки і казарми та склади з боєприпасами, які продовжували вибухати потім ще дві доби. Ворог здогадався, чому удари були такими точними, і почав прочісувати прилеглі райони, влаштовував облави."
А насчёт по дороге в Сергеевку - во первых дорога молодая, её не было кажется до 50-60-х годов. Старожилы, которым уже под 80-85 не помнят военного аеродрома, а король въехал после прилёта в Аккерман со стороны Турлак, что далековато от Шабского аэропорта, а посторили его только ради развития Сергеевки. Кстати, на окраине Сергеевки было 2 вертолетных площадки для санавиации и одна взлетно-посадочная полоса тоже для санавиации.
Так что остаётся только район Бритовки. Жаль нет карты того времени, может быть румынской, с отметкой аэродрома Кароля-II. А такая карта уверен что есть, ведь была же привязка аэродрома и проект официально садился да ещё и с именем Короля Румынии..., поэтому возможно через румынских друзей узнать где проект господина архитектора Constantin Dragu, аэродром введён в эксплуатацию в 1935.

Аватара пользователя
Ancientboy
Новичок
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 05:26
Откуда: Аккерман-Сергеевка

Re: Аккерман, Cetatea Alba, Белгород-Днестровский

Сообщение Ancientboy » 10 ноя 2012, 00:14

NewKent писал(а): Может быть, судя по искаженным наименованиям на карте (например Кулевча названа Кулевая), и название Спартаковка - это все-же Софиевка...
Спартаковки две упоминаются, под Болградом и Госс Либентале (Великодолинское), но аэродром под Болградом.
Вод ещё поисковики нарыли:
"5-й скоростной бомбардировочный авиаполк (командир майор Котляр Ф.П., в последующем Герой Советского Союза), базировался на аэроузле Аккерман (с. Бритовка Белгород-Днестровского района)." Полный текст здесь: http://www.bilgorod-d.org.ua/index.php? ... 68&print=1

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1835
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение Ionelus » 10 ноя 2012, 12:45

NewKent писал(а):Похоже, аэропорт Кароля 2-го находился все-таки по дороге в Сергеевку. На фотографиях видны вокруг только виноградники, приморские курганы и слева, по-видимому, расплывчато село Шабо.
Из вашего же сообщения можно сделать ясный вывод, аэродром находился в Турлаки (Бритовка).
NewKent писал(а): И вот еще отрывок из книги В.Мисюка "Сто гостей белого города":

Король Румынии в 1930 - 1940 годах Кароль 2 Гогенцоллерн-Зигмаринген побывал в городе Четатя-Албэ, как переименовали румыны Аккерман-Белгород. По свидетельствам очевидцев король вместе с сыном-наследником Михаем прилетел летом на собственном самолете в 1938 году. Самолет сел на аэродроме, который был близ с. Турлаки, оттуда на машине он въехал в город. Король в белом костюме сам сидел за рулем, рядом - 17-летний сын Михай, по бокам двое охранников, больше никого не было. Машина по Измаильской подъехала к военному госпиталю, где короля встречали люди.
Самолет сел на аэродроме, который был близ с. Турлаки

Машина по Измаильской подъехала к военному госпиталю

Аватара пользователя
Ionelus
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1835
Зарегистрирован: 16 авг 2009, 15:29
Откуда: Chişinău

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение Ionelus » 10 ноя 2012, 14:24

Ionelus писал(а):Из вашего же сообщения можно сделать ясный вывод, аэродром находился в Турлаки (Бритовка).
Поправка, Турлаки это нынешнее село Выпасное, но думаю что Бритовка была в её составе.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 11 ноя 2012, 23:40

Вроде бы ранее всё оговорили. Но ещё раз - ни а какой Сергеевке - Шабо не может быть и речи. Старый аэродром находился у Турлак. Повторяю, я сам как пассажир взлетал с него во второй половине 60-х. Перенесли аэро в 70-х как раз к Сергеевской дороге. На месте старого аэродрома расположилось ПМК (строения которого мы и видим на ГУГЛ). Кладбища тоже не было - оно появилось в пору позднего "социализма", когда в городе не хватало для захоронений мест, но никогда популярности (если можно так выразиться) не имело

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 11 ноя 2012, 23:52

Турлаки - старинный посад, как и посад Папушой (сейчас в черте города, а ранее Папушой был переименован в с.Переможное и входил в состав Бритовского сельского совета). В настоящее время Турлаки присоединено к с.Выпасное (там и с/совет). Т.е. Бритовский и Выпаснянский с/советы - это две разные админ.тер. еденицы, которые расположены рядом.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5836
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение Igori » 13 ноя 2012, 18:46

СПАСИБО.
На www.WIKIMAPIA.ORG неправильно отмечен аэродром им.Кароля.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 564
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение NewKent » 13 ноя 2012, 20:43

Совершил сегодня выезд на местность. Перед этим внимательно посмотрел на предвоенную немецкую топокарту.
6364-Turlachi.jpg
И сравнил с сегодняшним днем:
Aero.jpg
Из разговоров с аборигенами подтвердилось, что на этом месте был аэродром до и после войны. Какое-то здание аэродрома сохранилось и перестроено под жилой дом. По словам аборигена это одноэтажная постройка. Подойти ближе и рассмотреть не удалось - вокруг заборы и собаки.

Попробуем рассмотреть фото 37 года. Единственная зацепка для привязки к местности - 4 кургана, видимых на горизонте.

Как видно по немецкой карте, на север это снято быть не могло - должна была бы быть видна застройка Турлак. На восток тоже нет, недалеко Бритовка. На юге - железная дорога.

Остается направление на запад. Там действительно на карте видны несколько курганов. На местности ничего разглядеть не удалось, в западной стороне сейчас вместо виноградников - послевоенный лес.

В общем, вопрос идентификации фото румынского аэропорта остается открытым ...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 13 ноя 2012, 21:18

...недалеко Бритовка. Да не было рядом никакой Бритовки. Та застройка, которая "мешает" сейчас - это вообще Горбачевский период и позже, а до этого поля колхоза им.Кутузова

AcKerman
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 01 ноя 2010, 21:57

Re: Аэропорт "Кароль II" в Белгород-Днестровске

Сообщение AcKerman » 13 ноя 2012, 21:44

После того, как аэродром "ушли" в 70-х на Сергеевскую сторону, то именно на его месте расположилась ПМК. И никаких других объектов не было. Рядом дорога на Монаши и посаженный после войны "Турлацкий лес", а все остальное это пахотные поля - никакой частной застройки (с землей в СССР было строго, если забыли). До Бритовки далеко. Турлаки к аэропорту находятся ближе, но они в балке.

Ответить

Вернуться в «Белгород-Днестровский (Аккерман, Cetatea Alba)»