Загадка еврейского кладбища (продолжение)
Сын Ильи Андреевича -
Тимофей Ильич Александров - также, как и отец, занимался хлеботорговлей, был гласным Городской думы в
1912-1916 годах, жил в собственном доме стоимостью 1155 рублей.
Почему же они были похоронены не на православном кладбище, а на еврейском ?
Все выяснилось, когда я встретил информацию, что Тимофей Александров в
1905 году был
представителем молоканской общины на юбилейном молоканском съезде.
Александровы были Молокане - вот почему православная церковь, яростно боровшаяся с сектантами на юге Бессарабии, не давала согласие на захоронение членов их семей на аккерманском православном кладбище...
06.jpg
Молокане — разновидность духовного христианства. В Российской империи были отнесены к «
особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу.
Молоканами они были прозваны за то, что во время поста пьют молоко. 300 лет тому назад они оторвались от православной церкви и прозвали себя "
духовными христианами секты святых прыгунов".
"Прыгуны" во время молений раскачиваются из стороны в сторону, а когда "дух накатит" на них, они начинают притоптывать и подпрыгивать. Иные для этого надевают специальные сапоги с железными подковами на каблуках, чтобы слышнее и богоугоднее было их приплясывание. Они монотонно поют свои молитвенные песни.
07.jpg
У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «
О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля
1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе.
Эта записка послужила поводом для проведения молоканами
юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губ.
Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «
мокрые молокане» (практикующие водное крещение),
молокане-прыгуны,
молокане-субботники (соблюдающие субботу),
дух-и-жизники, (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.
Молокане не признают святых, видимых икон, не имеют церковной иерархии, клира, не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят, не делают изображения креста и не творят крестного знамения.
Молокане возникли в XVI-XVII веках, когда в России в геометрической прогрессии увеличивалось количество икон, материальных святынь, храмов, монастырей.
Работа для молокан - "религиозный долг" и "обычная работа честнее торговли, ибо сам Христос был чернорабочим". Они - хорошие работники и всегда свою работу выполняют хорошо.
В
1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними
пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.
В
1850 году произошел раскол среди них. У иных появились видения, начались пророчества и ожидание страшного суда. Появились прыгуны - отпрыск молоканства. Полиция преследовала этих прыгунов и порола их до крови. Тюрьмы были переполнены. Император Александр 3-й в 80 годах приказал брать молокан в солдаты. Молокане настроены против военщины, ибо факт убийства, по их убеждениям, "лишит по воскресении из мертвых участия в царстве божьем".
В конце XIX века число молокан в России превышало
500 тыс. человек.
В начале
1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье)[7] и Мексику (северо-запад). Значительную помощь уезжающим оказывал
Лев Толстой.
08.jpg
В
1823 году молоканские общины возникают в
Аккермане (Белгород - Днестровском), Кишиневе, Бендерах. В
1825 г. молоканами из Курской губернии основана община в с.Спасское. А в
1840 г. тамбовскими сектантами - в с.Чичма (Струмок).
В
1842 г. молоканская община Аккермана насчитывала, согласно ведомости Вознесенской Церкви, 304 человека.
После ликвидации Александром II в
1861 г. крепостного права, исчезает и главная идеологическая опора молоканского вероучения, а именно - ее антикрепостническая направленность. Естественно, это и ряд других причин, приводит к тому, что молоканство, постепенно утрачивает черты широкого религиозного движения.
Примерно с этого времени Аккерман теряет статус молоканского центра Бессарабии.
Всего же, по данным всеобщей переписи
1897 г., в
Бессарабии проживало 1202 сектанта - молокана. В целом на Юге Украины - около 13 тысяч.
Со временем, молоканское движение превратилось в
баптистское...