В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Авиация, речной и морской транспорт. История, фотографии.

Модераторы: rimty, er-xvl

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Gaerlind » 08 сен 2014, 15:57

Гражданской авиации Молдовы 92 года!
92 а не 70 как многие полагают.

К концу второго десятилетия ХХ-го века, Королевство Румыния приняло решение о необходимости массового развития авиации в стране. Это обуславливалось не только военной и транспортной необходимостью, но и престижем страны - страны, которая вступила в новую эпоху – эпоху авиации одной из самых-самых первых: еще в 1906 году 18 марта, спустя всего 3 года после знаменитого первого полета братьев Райт, Румынский инжернер Траян Вуйя поднял в воздух свой первый летательный аппарат тяжелее воздуха. ВВС в стране существовали уже к 1911 году и оставалось дело за малым – организовать службу гражданской авиации.

В связи с принятым решением, к 1919 году был организован Авиационный Арсенал (Arsenalul Aeronautic) - первое управление гражданской авиации Румынии и было развернуто строительство большого количества аэродромов гражданского назначения по всей стране. В том числе и в Бессарабии.

Первый аэродром на территории нынешней Молдовы появился в начале 20-х годов. Первое упоминание о нем датируется 1922 годом в Архивном Вестнике Железной Дороги. Там же была дана и карта-схема первого аэродрома. Располагался он в тогдашнем пригороде Кишинёва на месте нынешнего микрорайона Рышкановка. Немногие знают, что нынешний Московский проспект был когда-то взлетной полосой. Аэродром, поначалу, был смешанного назначения (военная авиация, а также перевозка газет и почты).

1 июня 1922 года на пассажирской модификации самолета De Havilland DH-9 был осуществлен первый пробный перелет с пассажирами по маршруту Bucuresti – Galati – Chisinau. Протяженность маршрута составила 410 км. В Мае следующего года по этому же маршруту было выполнено еще несколько подобных перелетов. Начиная с Декабря 1926 года, по этому маршруту стали выполняться уже регулярные рейсы по расписанию на самолетах марки Farman F.168Bn4 (пассажирская модификация бомбардировщика Farman Goliath), которые перевозили до 10 пассажиров. Одновременно с этим рейсом выполнялся и другой - в направлении Bucuresti – Iasi – Cernauti. Рейсы выполняла первая Румынская авиакомпания CFRNA.

Авиаперевозки набирали популярность и развивались стремительно. К 1930 году из Кишинёва осуществлялись перелеты уже в более чем 10 направлениях: Bucuresti, Hotin, Cernăuţi, Soroca, Bălţi, Orhei, Tighina, Cahul, Bolgrad, Galati, Cetatea Albă и Ismail. Авиакомпания CFRNA развивалась и была переименована в LARES. К этому моменту перевозки осуществлялись на самолетах De Havilland D.H.89 и Junkers F.13. На каждом маршруте летал отдельный самолет. Понемногу, маленький Кишинёвский военно-почтовый аэродром превращался в настоящий аэропорт. Были построены здания администрации, технические здания, а также крошечный по современным меркам аэровокзал. В здании аэровокзала для пассажиров играл военный оркестр.
Билеты на самолет стоили 4 лея за каждый км пути + 100 лей аэропортовый сбор. Таким образом, перелет из Кишинева в Бельцы стоил 500 Румынских Лей (примерно 1100 Молдавских лей в современном эквиваленте).

В 1935 году образовалась вторая авиакомпания страны – SARTA, которая также осуществляла рейсы в аэропорты Бессарабии. К концу 30-х годов правительство Румынии решило объединить эти две авиакомпании в одну, произведя слияние.

Потом была война…

После войны, в 1944 году авиация Молдовы возродилась из пепла. Именно 19 сентября 1944 года был осуществлен первый послевоенный пассажирский рейс на самолете Ли-2 по маршруту Кишинев-Москва. Многие годы этот день считался днем гражданской авиации Советской Молдавии. Многие продолжают отмечать этот день и сейчас…

Однако, история не ограничивается Советским периодом и говорить, что до этого ничего не было – как минимум, неправильно. По настоящему, днем гражданской авиации Республики Молдова нужно считать дату 1 июня 1922 года – день, когда был осуществлен первый гражданский рейс на территории нашей страны.

Гражданской авиации Молдовы в этом году 92 года!!!

Самый первый самолет, приземлившийся в Кишиневе с гражданским рейсом.
De Havilland D.H.9 - prima ruta.JPG
Так выглядел самолет выполнявший самые первые регулярные авиаперевозки пассажиров начиная с 1926 года.
Farman Goliath.jpg
Основные самолеты гражданской авиации нашей страны в 30-е годы.
De Havilland D.H.89
De Havilland D.H.89.jpg
и Junkers F.13
Junkers F.13.jpg
Первый рейсовый послевоенный самолет Ли-2
Ли-2.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Дуболом » 08 сен 2014, 21:26

Наша песня хороша, начинай сначала. При чём тут МОЛДАВСКАЯ авиация?
Gaerlind писал(а): Немногие знают, что нынешний Московский проспект был когда-то взлетной полосой.
Не было там никакой полосы, о чём уже неоднократно писалось на форуме.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Gaerlind » 08 сен 2014, 21:32

Это текст скопированный слово в слово из другого ресурса где я его писал.
Править стал.

lazy
Местный
Местный
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 12:19

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение lazy » 09 сен 2014, 10:26

Полезная информация,к ней бы еще ссылки на источники.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Gaerlind » 09 сен 2014, 13:54

Источники разные как ресурсы по истории Румынии так и справочник по гражданской авиации различных стран.
В принципе все легко находится если владеете Румынским или Английским языками. Наберите в Гугле "Istoria aviatiei civile din Romania".

В отношении некоторых незначительных дат некоторые источники конфликтуют, но основные совпадают.

Кстати одна из первых в мире женщин-пилотов была родом из Кишинева. Надо бы ее в "известных зёмах" отметить.

kiborabr
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 21 янв 2009, 04:25

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение kiborabr » 09 сен 2014, 14:22

Дуболом писал(а):Наша песня хороша, начинай сначала. При чём тут МОЛДАВСКАЯ авиация?
Gaerlind писал(а): Немногие знают, что нынешний Московский проспект был когда-то взлетной полосой.
Не было там никакой полосы, о чём уже неоднократно писалось на форуме.
Как мне помнится - воспоминания пятилетнего ребенка - взлетная полоса была на воображаемой линии от улицы Спартака примерно до угла Димо и Федько. Мы провожали в Ленинград друзей родителей.. Ни такси подъехали примерно туда,где сейчас первые дома на улице Димо. Там было что - то вроде аэропорта. В северном направлении видно было несколько кукурузников защитного и синего цвета. В том же направлении было взлетное поле. Не ручаюсь за точность того, что осталось в памяти. В таком ворасте и деревья большие. Это просто воспоминание.

lazy
Местный
Местный
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 12:19

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение lazy » 09 сен 2014, 15:15

Gaerlind писал(а):Источники разные как ресурсы по истории Румынии так и справочник по гражданской авиации различных стран.
В принципе все легко находится если владеете Румынским или Английским языками. Наберите в Гугле "Istoria aviatiei civile din Romania".

В отношении некоторых незначительных дат некоторые источники конфликтуют, но основные совпадают.

Кстати одна из первых в мире женщин-пилотов была родом из Кишинева. Надо бы ее в "известных зёмах" отметить.
Спасибо конечно за предложение и как это я сам не догадался...Но на форуме как бы сложилась практика подтверждать свои сообщения.Но это вопрос этики-что сие означает по гуглите на досуге .На любом языке.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Gaerlind » 09 сен 2014, 15:39

Да просто я этот материал собирал давно и уже не помню конкретно какие точно ссылки использовались. Поэтому и ответил так.
Это краткое резюме имеющегося у меня материала по теме который надо систематизировать и изложить.

Вот одна из ссылок:
http://www.europeanairlines.no/airline- ... 1918-1945/
Остальные чтобы дать вам (раз вам лень поискать) придется мне самому искать занова за вас в том же Гугле. Прошу понять меня правильно почему я вас отправил в поиск.
:)

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Gaerlind » 09 сен 2014, 15:45

Дуболом писал(а): Не было там никакой полосы, о чём уже неоднократно писалось на форуме.
kiborabr писал(а): Как мне помнится - воспоминания пятилетнего ребенка - взлетная полоса была на воображаемой линии от улицы Спартака примерно до угла Димо и Федько.
Все верно это было летное поле. Но полоса была.
Она не была отмечена и обозначена но была. Или точнее сказать направление разбега и пробега. Надеюсь, знаете что самолет ВСЕГДА садится и взлетает против ветра. И число и ориентирование полос на любом аэродроме создается в соответсвии с розой ветров данного места. А в те годы когда ЛТХ самолетов были куда скромнее современных, взлеты и посадка против ветра были особо актуальными.
На Рышкановском аэродроме таких направлений было ДВА, расположенных под углом друг к другу. На аэрофотоснимках тех лет они хорошо видны по укатанности в сравнении с остальными участками поля.

А еще не пробегала на нашем форуме информация вроде (я по крайней мере не встречал) что в Кишиневе в межвоенный период 1918-1940 гг. было ДВА аэродрома. Второй находился чуть дальше от города, ближе к Яловенам.

Кишинёвъ
Местный
Местный
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 19 сен 2011, 19:31

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Кишинёвъ » 09 сен 2014, 16:40

Gaerlind писал(а):
Дуболом писал(а): Не было там никакой полосы, о чём уже неоднократно писалось на форуме.
kiborabr писал(а): Как мне помнится - воспоминания пятилетнего ребенка - взлетная полоса была на воображаемой линии от улицы Спартака примерно до угла Димо и Федько.

А еще не пробегала на нашем форуме информация вроде (я по крайней мере не встречал) что в Кишиневе в межвоенный период 1918-1940 гг. было ДВА аэродрома. Второй находился чуть дальше от города, ближе к Яловенам.
Пробегала. Поищите в темах войны в Кишинёве.

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Дуболом » 10 сен 2014, 09:28

Gaerlind писал(а): Все верно это было летное поле. Но полоса была.
Она не была отмечена и обозначена но была. Или точнее сказать направление разбега и пробега.
Если кто не видит разницы между ВПП и наиболее частыми направлениями взлёта и посадки на лётном поле, то... :pardon: Проводить тут ликбез в мои планы не входит.
Gaerlind писал(а):Надеюсь, знаете что самолет ВСЕГДА садится и взлетает против ветра.
:lol: То-то я смотрю, как только лёгкий "север" или "юг" дуть начинает, наш аэропорт сразу по погоде закрывается. :crazy:
Gaerlind писал(а): А в те годы когда ЛТХ самолетов были куда скромнее современных, взлеты и посадка против ветра были особо актуальными.
Об этом неоднократно писалось в теме про Рышкановский аэродром.
Gaerlind писал(а):На Рышкановском аэродроме таких направлений было ДВА, расположенных под углом друг к другу. На аэрофотоснимках тех лет они хорошо видны по укатанности в сравнении с остальными участками поля.
Снимок из той же темы
Аэродром Кишинев.jpg
Не потрудитесь показать на снимке эти хорошо видимые направления?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6574
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Igori » 10 сен 2014, 20:07

Вытоптанных ДВУХ направлений не видать.Очевидное - ОДНО .Вдоль длинного периметра лётного поля.Как собственно, и говорилось.
Зато я разглядел самолёт,вынужденно севший(?).Не настаиваю,но вполне похоже!На 9 - пол-десятого. :Search:

spinus
Местный
Местный
Сообщения: 764
Зарегистрирован: 01 май 2012, 20:11

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение spinus » 10 сен 2014, 22:52

Помогите увидеть признаки самолета "вынужденно севшего"? Имхо-рассредоточение самолетов по периметру аэродрома-более соответствует времени и месту сьёмки.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6574
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Igori » 10 сен 2014, 22:55

В п\форуме "Рышкановский Аэродром".

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение er-xvl » 04 окт 2014, 16:35

Почему Гражданской Авиации Молдовы не 92 года, а 70.

Честно говоря, я долго думал писать - не писать, всё-таки решил, а почему бы нет? Это ответ на заглавное сообщение топика и на еще одно "выступление" некоего пользователя социальной сети Фейс Бук. Оно приведено ниже без купюр. Соответственно, стилистика и орфография сохранены оригинальные:
"Это не моя версия. Это реальность. Аэродромы здесь были и ДО войны. И одна из самых первых женщин-летчиц в мире была из Кишинева и звали ее Надежда Руссо. В начале 30-х она здесь пилотировала регулярные рейсы. Привет Марине Расковой (типа первой женщине летчице СССР).
Аэродром существовал в Кишиневе еще с начала 20-х годов. И даже два! Это как? Гражданский аэродром существовал а гражданской авиации не было?
К 1931 году из Кишинева осущетвлялись рейсы в более чем 10 направлений. В том числе и в зарубежье (Вена). Известны цены на перевозки. Существуют и другие документы.
Так что в жопу эту официальную позицию 70-ти летия ибо она неверна и вообще у нас уже 23 года независимости страны а все от этой ментальной зависимости избавиться не можем.
И эти официально 70 это искаженное навязывание альтернативной точки зрения истоиии. Искаженной с целью того чтобы превознести мнимые заслуги окупировавшего эту землю государства...
Авиация здесь БЫЛА и ДО советского союза. И ненадо это замалчивать. Гражданской авиации 92 года а не 70."
Для начала давайте разберемся с термином "Официальные праздники". Нравится это или не очень, праздники это прерогатива Государства, а не некоей "земли". Праздники Республики Молдова делятся на: государственные, религиозные, общественные и профессиональные. Праздничные дни назначаются постановлением Правительства. День Гражданской Авиации (ГА) был утвержден Постановлением Совета Министров РМ в 1994г. Праздник т.о. привязан к Государственной идентичности. Территория ("земля", если кому-то больше так нравится) нынешней Республики Молдова в периоды 1918-1940 и 1941-1944 никаких признаков государственности не имела. Была частью унитарного государства Румыния. в 18-40гг. на правах уездов (жудецев). Сам г. Кишинев был центром жудеца Лэпушна (1918-1938гг.), а в 1938 стал столицей цинута Нистру (цинут включал аж 4!!! жудеца- Лэпушнянский, Аккерманский, Бендерский и Оргеевский). В военный период, вплоть до 1944г.- "эта земля"- Губернаторство. Все что существовало авиационного на "этой земле" принадлежало Королевству Румыния и только ему- аэропорт, самолеты, администрация. 19 Сентября 1944 г. вышел приказ Начальника Главного Управления ГВФ Ф. Астахова о создании Отдельного Молдавского Авиаотряда ГВФ с местом базирования в г. Кишинев. Напомню, что МССР согласно Конституции СССР являлась союзным государством и обладала всеми признаками государственности: Конституцией, Флагом, Гимном, Законодательным и Исполнительными органами власти и пр. атрибутами. Согласно конституции, народ МССР имел "право на самоопределение, вплоть до отделения". Что собственно и было реализовано в 1991 г., с образованием Республики Молдова, как правоприемницы МССР, а не Королевства Румыния.
Уместно продублировать вопрос заданный пользователем форума "Дуболом" пользователю "Gaerlind" и оставшийся без ответа. Вопрос звучал примерно так: "Насколько правомочно празднование жителями государства Папуа-Новая Гвинея дня ГА этого государства отталкиваясь от даты первого прилета летающей лодки британской компании BOAC?

Теперь пройдемся по мелочам. Мухи и котлеты.

- "Аэропорты здесь были и до войны".
Аэродром был. Гражданский- Один. Что представляли собой аэродромы в 20-30гг. прошлого столетия, не секрет- более-менее ровное поле, несколько сараев в одном из них склад ГСМ. О постоянном базировании на аэродроме Кишинев какого-либо подразделения ГА Румынии мне не известно. Если есть документы,- предъявите.

- "К 1931 году из Кишинева осуществлялись рейсы в более чем 10 направлений. В том числе и в зарубежье (Вена)".
Насколько мне известно, самое дальнее направление- это Бухарест. Про Вену это, да, серьезная заявка. Из столицы Лэпушнянского края в Вену! Интересно кстати, каким летательным аппаратом?
Если существуют документы, с удовольствием ознакомлюсь, не надо их прятать.

- "Одна из самых первых женщин-летчиц в мире была из Кишинева и звали ее Надежда Руссо. В начале 30-х она здесь пилотировала регулярные рейсы. Привет Марине Расковой (типа первой женщине летчице СССР)".
Надежда Руссо, она не так чтобы чтобы совсем Руссо (родилась в Твери, девичья фамилия- Борзовская), Руссо по мужу. Муж, да, из Кишинева. В начале 30-х она еще ничего не "пилотировала". Надежда окончила летную школу в Бухаресте и получила лицензию летчика в 1936 г. Путь от получения лицензии к регулярным рейсам с пассажирами или почтой не короток. Раскова, кстати, стала пилотом на год раньше, а еще за год до этого получила диплом штурмана, окончив Институт инженеров ГФВ. Была при этом на 11 лет моложе. Так что: "привет Наде от Марины". Собственно Раскова и не претендует на титул "типа первой женщины летчицы СССР". Та же Валентина Гризодубова начала летать в 1929г. А к концу 1937 г. имела на счету 5 мировых авиационных рекордов. Привет Наде от Вали. От Полины еще привет, Осипенко. А по злой иронии в Кишиневе улица Марины Расковой переименована в ул. Надежды Руссо. Последний привет оказался все-таки от Нади.

- "Навязывание альтернативной точки зрения истоиии. Искаженной с целью того чтобы превознести мнимые заслуги окупировавшего эту землю государства..."
Вот эти слова действительно, тому и в то место откуда льются потоки лингводиареи.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение спартак » 04 окт 2014, 17:49

Ув. Er-XVL. Во первых спасибо. Во вторых мой друг с Израиля , умный и юморной еврей вчера спросил меня по телефону. -"Ты читал еврейские народные сказки? То есть Википедию?" Увы- нынешние любители сказочных читален очень любят притягивать за уши факты, интерпретируя их под своим соусом.Для них википедии и прочие "неоспоримые" факты с разных местечковых "исторических" очерков будут мерилом знаний. Даже забывают русское происхождения названных летчиц. Делить авиаторов на своих и чужих , глупо. Это всегда была элита. А тем более женщины. Рождение именно молдавской авиации конечно надо связывать с приказом маршала Астахова. Где впервый прозвучало название "молдавский". Еще раз спасибо. Интересно было узнать новое.

Аватара пользователя
Игорь ТЭ3
Местный
Местный
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 21:06
Откуда: Кишинев

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Игорь ТЭ3 » 04 окт 2014, 18:18

Er-XVL, огромное спасибо за содержательный и подкреплённый фактами рассказ! :good: :good: :good: Теперь совершенно точно ясно, как оно было на самом деле! :Yahoo!:

Аватара пользователя
Игорь ТЭ3
Местный
Местный
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 21:06
Откуда: Кишинев

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Игорь ТЭ3 » 04 окт 2014, 18:41

Gaerlind писал(а):Гражданской авиации Молдовы 92 года!
92 а не 70 как многие полагают.

К концу второго десятилетия ХХ-го века, Королевство Румыния приняло решение о необходимости массового развития авиации в стране. Это обуславливалось не только военной и транспортной необходимостью, но и престижем страны - страны, которая вступила в новую эпоху – эпоху авиации одной из самых-самых первых: еще в 1906 году 18 марта, спустя всего 3 года после знаменитого первого полета братьев Райт, Румынский инжернер Траян Вуйя поднял в воздух свой первый летательный аппарат тяжелее воздуха.
Было дело...
Читаем более подробно :
Траян Вуйя
Traian Vuia

День рождения: 17.08.1872 года
Дата смерти: 03.09.1950 года
Место смерти: Бухарест, Румыния
Гражданство: Румыния
Румынский инженер и авиастроитель; известен как разработчик и создатель моноплана с тянущим винтом. В своих аэропланах реализовал ряд концепций, в дальнейшем довольно активно применявшихся в воздухоплавании; на практике, увы, заставить свои машины как следует летать так и не сумел.
Родился Вуйя в Австро-Венгрии (Surducul-Mic, Austro-Hungarian Empire). Окончив школу, Траян поступил в Политехнический университет Будапешта (Polytechnic University of Budapest), где занялся изучением механики; получив диплом, Вуйя взялся за изучение права.
После получения степени доктора юридических наук Траян заинтересовался воздухоплаванием. Первая разработанная им конструкция потребовала серьезнейших финансовых вложений; найти спонсоров ему не удалось – в те времена мало кто верил, что полет на устройствах тяжелее воздуха возможен в принципе. Траян вышел на связь с другим теоретиком и практиком аэропланостроения, Виктором Татиным (Victor Tatin). Татина проект в целом заинтересовал, однако выбранный двигатель ему не понравился. Позже Траян представил свой проект Парижской Академии Наук (Académie des Sciences in Paris); там его также ждал отказ.
Вуйя не отчаялся и после этого; 17 августа 1903-го он все же сумел получить патент. Зимой Траян взялся за создание машины; позже у изобретателя вновь возникли проблемы с финансами, однако их Траян решил. Осенью 1904-го Вуйя разработал новую модель двигателя; к декабрю 1905-го первая модель аэроплана была завершена.
Первый опыт оказался не вполне удачным. Сначала Траян опробовал машину на земле, затем – 18 марта 1906-го – попытался взлететь. Аэроплан действительно сумел подняться в воздух и пролетел примерно 12 метров; после этого у машины отказал двигатель, и она влетела в ближайшее дерево. Особого интереса эксперименты Траяна у других воздухоплавателей не вызвали – его машину критиковали в первую очередь за то, что взлететь она могла лишь с плоской поверхности. Впрочем, те же воздухоплаватели довольно скептически отнеслись и к первым экспериментам братьев Райт (Wright brothers).
В 1906-м Траян продолжил эксперименты; увы, явного успеха достичь ему так и не удалось. В 1907-м Вуйя представил вторую модель своего аэроплана на выставке в Париже. Как отметил позже выдающийся воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон (Alberto Santos Dumont), творения Вуйи во многих отношениях предвосхитили дальнейшее развитие авиации – хотя чисто технически реализованы были и не лучшим образом. Кстати говоря, по сей день довольно активно используется и другое изобретение Траяна Вуйи – паровой генератор
внутреннего сгорания; генератор этот мог выдавать довольно высокое давление – порядка 100 атмосфер. Его модель даже в наше время используется в тепловых электростанциях.
В период с 1918-го по 1921-й Траян Вуйя осваивал новую разновидность летающих машин – он взялся за создание вертолетов; всего в этот период румынский мастер построил две экспериментальные модели.
27 мая 1946-го Траян Вуйя стал почетным членом Румынской Академии (Romanian Academy).
Скончался Траян Вуйя 3 сентября 1950-го; на момент смерти изобретателю было 78 лет. Тело его было предано земле на кладбище в Бухаресте, Румыния (Bucharest, Romania).
6 февраля 2003-го в честь Траяна Вуйи был переименован второй по загруженности аэропорт Румынии – международный аэропорт Тимишоары (Timişoara).

Аватара пользователя
vladik
Местный
Местный
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 28 май 2010, 23:30
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение vladik » 04 окт 2014, 22:51

спартак писал(а):Ув. Er-XVL. Во первых спасибо, что снова опустили немного на место пафосных...как их там.. :) Во вторых мой друг с Израиля , умный и юморной еврей вчера спросил меня по телефону. -"Ты читал еврейские народные сказки? То есть Википедию?" Увы- нынешние любители сказочных читален очень любят притягивать за уши факты, интерпретируя их под своим соусом.Для них википедии и прочие "неоспоримые" факты с разных местечковых "исторических" очерков будут мерилом знаний. Даже забывают русское происхождения названных летчиц. Делить авиаторов на своих и чужих , глупо. Это всегда была элита. А тем более женщины. Рождение именно молдавской авиации конечно надо связывать с приказом маршала Астахова. Где впервый прозвучало название "молдавский". Еще раз спасибо. Интересно было узнать новое.
Подпишусь под каждым словом! :good: :good: :good: :beer:
Надо всегда не ограничиваться прочтением википендии и подобных ресурсов, а рыть глубже- только так можно узнать истину. А вообще очень нехорошо выдавать желаемое за действительное.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 6574
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: В этом году Гражданской авиации Молдовы 92 года!

Сообщение Igori » 04 окт 2014, 23:25

Да, с Надеждой Борзовской (Руссо) неудобно получилось.Вроде как подставил её ,фейсбучный использователь.

Таки 70-летие выходит!
С НИМ и ПОЗДРАВЛЯЮ!

Ответить

Вернуться в «Авиация и водный транспорт Бессарабии и Молдовы»