Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Авиация, речной и морской транспорт. История, фотографии.

Модераторы: er-xvl, rimty

Аватара пользователя
Oleg
Местный
Местный
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 08 апр 2013, 08:19

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Oleg » 30 апр 2017, 00:44

Игорь ТЭ3 писал(а):Олег, можно подробнее описать ваши воспоминания относительно чеканского Ил-18Б и обосновать вашу уверенность насчёт зимы 85-86 года. Стойки были те, что стоят на площадке до сих пор?
Без проблем... Кто учился в 53-й школе, не даст сбрехать: мало того, что самолёт был местной достопримечательностью, так туда ещё и вылазки совершались регулярно. Классом, или группой с "площадки"...если педагог был бы на это способен. Хотя, если уж совсем хорошо подумать, - чаще подобные предложения отвергались, и разочарованную школоту выгуливали поближе - в районе тогдашней эстрады.

Тем не менее, чуть не половина моего класса проживало на Чеканах, т.е. навестить самолёт было идеей весьма актуальной и захватывающей. То ли - по пути туда, то ли - по пути оттуда... Гости, провожанки - сами понимаете...

По поводу зимы 85-86 года... В ту зиму случалось частенько шастать через лес на Чеканы и обратно. Свежий воздух, полезная физическая нагрузка...что ещё надо для того, чтобы встретить старость хорошего треннинга? Хронологическая привязка - совершенно точная. Это была крайняя зима перед поступлением в военку. Самолёт был поднят на штанги достаточно высоко, чтобы в него нельзя было взобраться с земли. Те ли это стойки, что стоят сейчас - точно не скажу - давно там не бывал.

А ураган был парой годов раньше - определённо. Нас распустили с занятий в школе, и мы с одноклассником зависли у него дома. Помнится, по какой то причине я не смог дозвониться домой, за что был раскритикован по прибытии. На моё сопливое вяканье о том, что драться - это "пережиток и маоизм" мне дополнительно вкатили таких шпанглей, шо моё почтение.
Такие дела!

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5755
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Igori » 30 апр 2017, 13:05

Уважаемый,Oleg!Коментарий (...такие шпаргалки,что мое почтение) выдает в Вас почитателя Я.Гашека,которому СЕГОДНЯ 134 года!
мое почтение :beer:

Аватара пользователя
Oleg
Местный
Местный
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 08 апр 2013, 08:19

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Oleg » 30 апр 2017, 13:17

:beer: Что есть, то есть! 134 года - это дата!

Итак, опуская ностальгическую лирику... Ураган самолёт успешно пережил, и до зимы 85-86, во избежание несанкционированного доступа, был поднят на конструкции из металлических труб. Возможно, разломился он именно из-за этого...

Аватара пользователя
Benia
Новичок
Новичок
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 22:52
Откуда: Кишинев
Контактная информация:

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Benia » 01 май 2017, 15:53

Oleg писал(а):
vladik писал(а):Но более правдоподобной выглядит версия об его уничтожении именно ураганом.
Категорически возражаю. Зимой 85-86 гг. самолёт стоял и, таки да, - на стойках. Ураган был парой годов ранее.
Напрасно. Уже многие тут соотнесли события из своей жизни и сделали обоснованный вывод о том, что в 85-м его там уже не было.
Последний раз я видел фрагменты самолёта на площадке «Молдавгидромаша», когда проезжал мимо на велосипеде, а в армию ушёл в 19, осенью 86-го, и уже пару лет как подарил велик брату друга. Плюс ещё множество событий за утилизацию в 84-м.
Повспоминайте ещё из того периода.

Аватара пользователя
Oleg
Местный
Местный
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 08 апр 2013, 08:19

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Oleg » 02 май 2017, 07:37

"Многие соотнесли" - это не аргумент. Пишу что сам видел и как запомнил. А человеческая память способна на сюрпризы.... Можно убедиться поскроллив тему. Думаю, есть смысл разложить воспоминания более системно:

- моё первое знакомство с самолётом состоялось ещё до школы... Т.е. до сентября 1978 борт уже был установлен. Чтоб два раза не вставать - никакой общепитовской темы не помню вообще.
Машина стояла на шасси, колёса были зафиксированы такими металлическими штуками (не знаю как называются - если не ошибаюсь, то впоследствии эти железки забетонировали). Площадка была ровная...

- далее - неясности... В период 80-83(84?)гг., во время т.н. "летней площадки", да и в учебный период было так много событий, что всё смешалось. То визиты к самолёту, то обнаружилось колесо у подножия холма, то я чуть не убился выпрыгивая из нижнего люка (зацепился шортами за клёпку, меня перевернуло в полёте...если бы не удалось инстинктивно спассировать удар руками - там бы и остался). На снимке - тот самый люк и импровизированный трап с доской - в тот период машина так и выглядела(ох, не хватало мне тогда росточка :cry: ). Трапа с перилами - в упор не помню. Внутри - всё было разгромлено, оставался только каркас от пола.
download/file.php?id=52610&mode=view

- про ураган.... Подумавши хорошенько(и "покуривши" тему), прихожу к выводу, что у разных участников даты разнятся. На моей памяти это был март-апрель 83 года. Мы тогда 5 класс заканчивали. Учились во 2 смену(за всю учёбу больше не было такого душного и поганого года). Это на заметку тем, кто относит ураган на лето.... С 6-го класса у меня в приоритетах значились физкультура и спорт, и у самолёта случалось бывать пореже - но он ещё стоял.

- про бетонные квадраты на площадке... Изначально их не было. Впервые я их увидел тогда, когда крайний раз видел самолёт. Там были сварены такие пирамиды из швеллера в основании, что машина имела положение, как моряки говорят, "с дифферентом на корму". Опоры располагались под носом, под хвостовым оперением, и - по одному - под крыльями. При моём росте (на тот момент - уже 1,90 - залезть без трапа было нереально). Даже если мой склероз дал осечку и я ошибся на один год - допустим, зима 84-85 - по-любому, версия с ураганом трещит. Полагаю, стоит продолжить опрос возможных очевидцев.

У меня всё. Ругайте, уточняйте, дополняйте...

Аватара пользователя
Игорь ТЭ3
Местный
Местный
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 21:06
Откуда: Кишинев

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Игорь ТЭ3 » 02 май 2017, 23:57

К сожалению, основная часть очевидцев мучений чеканского Ил-18Б в те годы была подростками. Ну а подростковая память, как это свидетельствуют воспоминания, большой точностью не отличалась. Особенно это касается не событий, а привязка их к датам. Лично мне ни разу не довелось побывать возле самолёта, но я всегда точно знал, что он там находится. Тем более, что когда я лежал в 3 горбольнице в отделении нефрологии примерно дней десять, то всякий раз, когда выходил на балкон и смотрел на великолепную панораму, открывающуюся перед взором, то основной взгляд конечно же упирался в наш красавец-лайнер. Измерив расстояние от корпуса больницы до стоянки самолёта, получилось около восьмиста метров. Если конечно, гугл нам не врёт :pardon: Год это был, кажись, 1983. Так вот, то, что это Ил-18, не вызывало никаких сомнений. А вот детали его установки, опоры и прочие тонкости с этого расстояния, как мне кажется, не бросались в глаза.
Есть ещё одно интересное воспоминание. Мы с друзьями увлеклись изготовлением бомбочек, в состав которых входил порошок магниевого сплава и перманганат калия. Собственно, порошок изготавливался нами с помошью напильника из куска сплава, который был в наличии у одного из наших товарищей. Но ничто не вечно под Луной и в какой то момент заготовка была испилена полностью. Возникший переполох в связи с отсутствием главного компонента решил давний приятель одного из нас, который в ту пору жил на Рышкановке. Он привёз нам довольно приличный кусок заветного сплава. Когда же я поинтересовался, где он раздобыл такой дефицит, он объяснил, что отпилил его от самолёта, который стоит на чеканской горке и при этом точно сказал, что самолёт этот Ил-18. Вот с этого момента я для себя прочно усвоил факт наличия самолёта Ил-18 на Чеканах, но почему то так и не добрался до него, дабы лично посмотреть. О чём сейчас безмерно сожалею :sorry:


AleX32
Новичок
Новичок
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 25 дек 2011, 22:27

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение AleX32 » 08 май 2017, 23:22

Здравствуйте.
Давно не заходил на ветку.
Согласен с Олегом, что тумбы появились позже. Наверно и труба, под передней стойкой, в тоже время. После урагана самолет просто сел на хвост,но был цел. То, что сейчас имеется на тумбе передней стойки, наверно сделано после урагана, для более надежного крепления трубы. Она крепилась за ось передней стойки. Когда самолет сел на хвост, то труба просто висела на передней стойке. Самолет стоял с высоко задранным носом, возможно, из-за того, что стоял на тумбах основными стойками,точно не скажу. А вот что дальше было - не помню. А насчет более конкретных дат, кто же знал, что зто понадобится ... .

Аватара пользователя
Игорь ТЭ3
Местный
Местный
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 21:06
Откуда: Кишинев

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Игорь ТЭ3 » 15 фев 2018, 14:21

Рассматривая спутниковый снимок Кишинёва, сделанный 1 мая 1979 года, не трудно догадаться, куда в первую очередь устремился мой взгляд. Да-да, именно в то место, где таки уже СТОИТ Ил -18Б СССР-75698 :Yahoo!: И судя по положению самолёта относительно круглой площадки, можно сделать очередные интересные выводы.
Ссылка на снимок : http://oldchisinau.com/panoramy-i-ayero ... yy-snimok/
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
vladik
Местный
Местный
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 28 май 2010, 23:30
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение vladik » 17 фев 2018, 01:04

А выводы после долгих разговоров с Игорем ТЭ3 и логических рассуждений такие:

1. Вероятно, изначально не был известен тип самолёта, который будет стоять на площадке, было известно лишь расстояние между его основными опорами шасси (плюс-минус). Этим объясняется наличие трёх пар металлических пластин под крепления шасси к площадке (этот момент я описывал ранее). Соответственно, сама эта площадка-платформа была построена, (и построена как отдельное фундаментальное сооружение!) задолго до появления там реального самолёта.

2. Изначально самолёт стоял именно так, как на спутниковом снимке от 1 мая 1979 года. Тогда власти ещё не знали, как его использовать- как кафе или как просто памятник (может быть, были и другие идеи). В это же самое время он был условно закреплён на площадке с помощью стояночных башмаков, залитых бетоном. Этот факт подтверждается не только снимком со спутника, но также и фотографиями, которые были найдены и опубликованы здесь в указанный период времени. На некоторых фотографиях виден нос самолёта, и если бы он был у края площадки курсом на 3-ю горбольницу, то существующая на тот момент оптика (в том числе фотоаппарата СМЕНА-8М, которым было сделано большинство снимков) не позволила бы просто напросто их сделать физически. То же самое можно сказать и о киноролике Сергея Сулина.

3. Все печальные события, произошедшие с самолётом (пожар, вандальные атаки) произошли с ним в то время, когда он ещё не был закреплён на металлических монтажных пластинах площадки. Мы пока можем (если не врут даты автора первого цветного фото) точно знать, что на дату 1 мая 1980г самолёт уже был закреплён на металлических монтажных пластинах. Само закрепление самолёта произошло после того, как власти решили (после пожара, вандальных атак) ничего больше с самолётом не делать- просто оставить его "для мебели" и украшения молодого в то время парка им. Бориса Главана. Самолёт был закреплён основными стойками шасси на самых дальних пластинах (ближних ко входу со стороны нынешней улицы М. Садовяну- бывшей ул. Кирова), а передней стойкой - в центре того места, где сейчас стоит "передняя тумба", там у её основания хорошо виден бетонный отлив бывшего крепления...

Аватара пользователя
vladik
Местный
Местный
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 28 май 2010, 23:30
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение vladik » 17 фев 2018, 01:29

4. Снова о главном- о кафе или точке общепита (культурного досуга). Если просмотреть снимки "тех" лет , то слева от площадки (если смотреть по направлению, как стоял самолёт) чётко виден сформированный вход (выход) с этой территории. Если проложить прямую по карте Гугл от этого места вниз- мы попадаем как раз к пляжу на озере. Эта пешеходная дорожка планировалась, но так и не была реализована. Иначе зачем нужно было бы сооружать у площадки вход/выход в никуда? Этот вход и должен был быть ЦЕНТРАЛЬНЫМ к самолёту.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12811
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение corax » 02 апр 2019, 08:39

Кажется, этого снимка ещё не было.
Фейсбук, Татьяна Занога.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5755
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Igori » 02 апр 2019, 16:08

Да! Новая фотка!

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3676
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Смолин Евгений » 02 апр 2019, 19:03

corax писал(а):Кажется, этого снимка ещё не было.
Фейсбук, Татьяна Занога.
Час назад говорили о Олеге Занога из г.Сороки. Много лет не вспоминали, решил написать.

Аватара пользователя
Игорь ТЭ3
Местный
Местный
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 21:06
Откуда: Кишинев

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Игорь ТЭ3 » 05 апр 2019, 11:48

corax писал(а):Кажется, этого снимка ещё не было.
Фейсбук, Татьяна Занога.
Отлично! Новый ракурс :good:
Спасибо за снимок :good:

Михаил Михайлович
Новичок
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 май 2019, 20:59

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Михаил Михайлович » 11 май 2019, 21:32

Самолет ИЛ 18. В Кишинев прибыл кажется из Ташкента. Длина - 35.9 метра. Размах крыла - 37.4 метра. Высота 10.5 метра. Был перевезен по Маршруту АЭРОПОРТ КИШИНЕВ - Площадка Новые Чеканы через Центр города. Перевозился Автомобилем КРАЗ ( забалластированным бетонными блоками) самолет крепился к тягачу - водилом. В кабине самолета, в носовой части размещались мешки с песком, чтоб не опрокинулся на хвост. Перевозка осуществлялась в 2 этапа, первый этап - Аэропорт - Проспект Мира, в дневное время. После 24.00 отключили электроснабжение троллейбусных сетей. 2 этап - проспект Мира - Бульвар Советской Армии - жд Вокзал - Бульвар Негруцци -Проспект Ленина- Мединститут - Оргеевская - Улица Алешина - Улица Федько - Пункт назначения Новые Чеканы Бетонная площадка, возле Озера...


Sorinica
Местный
Местный
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 15:58

Re: Самолёт-кафе

Сообщение Sorinica » 22 авг 2019, 18:25

AVIONUL DIN PARCUL DE LA CIOCANA
Fotografii ALEXANDRU CIOBANOVSCHI
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1779
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Gaerlind » 30 сен 2019, 23:34

Данный самолет мелькает как один из эпизодов фильма "Подготовка к экзамену" (1979), который был снят в Кишиневе.
Точнее - 20-я минута 28-я секунда и далее.
Подготовка к экзамену-0-20-38-701.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Medved1602
Новичок
Новичок
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 май 2018, 22:43

Re: Кишиневский Ил-18 "Чеканы" - поиск...

Сообщение Medved1602 » 28 апр 2020, 20:20

Вот не могу понять, кому пришла идея перетащить самолёт через весь город и поставить его в лесу? :unknown:

Ответить

Вернуться в «Авиация и водный транспорт Бессарабии и Молдовы»