Старый Кишинёвский (Рышкановский) аэродром.

Авиация, речной и морской транспорт. История, фотографии.

Модераторы: er-xvl, rimty

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Старый Кишинёвский (Рышкановский) аэродром.

Сообщение Igori » 08 апр 2008, 21:30

А вы знаете,что в часовне у Шипки был склад ГСМ старого аэропорта :?: Там как раз была окраина лётного поля.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12858
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение corax » 08 апр 2008, 21:40

кстати, вот и сам он, первый кишинёвский аэропорт.
airport.jpg

фото взято отсюда
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение Igori » 08 апр 2008, 22:40

Аэродром был здесь ещё при румынах,как говорят.Затем он перешёл в подчинение ВВС РККА.Вероятно, с него взлетел Карманов,совершивший первый таран в ВОВ.
С него же ,надо думать,взлетел и другой лётчик(забыл фамилию), сбивший первый немецкий самолёт в ВОВ в воздушном бою.
Роща,которая осталась до сих пор за домом ул.Димитрова,12,и тянувшаяся до недавнего времени до ул.Расковой, была западной границей лётного поля.Там были блиндажи и землянки.
Сохранилось также админ.здание аэропорта(ул.Димитрова,5).Оно отремонтировано,несколько переделано,и покрашено в жёлтый цвет.Там была в последн.советские годы бухгалтерия Октябрьского райкома комсомола.Оно даже стоит не параллельно ул.Димитрова, под углом,видимо,повторяя геометрию лётного поля.
Последний раз редактировалось Igori 16 сен 2008, 23:47, всего редактировалось 1 раз.

lustig_leser
Местный
Местный
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 15 июн 2008, 12:16

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение lustig_leser » 15 июн 2008, 12:27

Igori писал(а):.Вероятно, с него взлетел Карманов,совершивший первый таран в ВОВ.
Карманов взлетел всё-таки,наверное,с военного аэродрома под Яловенами, потому как рышкановский был разбомблён в первый же налёт румынской авиации.

lustig_leser
Местный
Местный
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 15 июн 2008, 12:16

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение lustig_leser » 15 июн 2008, 12:38

Кстати,про геометрию. Есть ли карта или схема? Кто может хотя бы примерно обозначить границы аэропорта и взлётного поля?Правда ли,что взлётная полоса была примерно там,где сейчас Московский проспект?

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 10110
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение steinchik » 15 июн 2008, 21:28

lustig_leser писал(а):Правда ли,что взлётная полоса была примерно там,где сейчас Московский проспект?
По крайней мерте так написано на сайте гражданской авиации Молдавии. И про Димитрова 4 тоже (только конечно не 4, а 5).

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 10110
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение steinchik » 15 мар 2009, 11:13

Перенёс с другого форума

Lustig leser
Очень интересует,как осваивалась Рышкановка,с чего всё начиналось.
Откуда начинался аэродром?Правда ли,что взлётная полоса проходила в аккурат по нынешнему Московскому проспекту?А здания аэровокзала вообще не было?А были ли вообще какие-либо здания около аэродрома?Ну ,уж магала в районе ул. Спартака -Аэродромной точно была?!
По моим сведениям, послевоенная застройка Рышкановки начиналась ...практически с того места,которое позже в народе прозвали "Пьяным углом". Здание на пересечении Калинина-Карманова, с магазином в первом этаже.(Фото я уже здесь выкладывал).Так ли это?

AL-PACINO
Ребята! Вы всё-таки не забывайте, что мы приехали жить на Рышкановку только в ноябре 1959 года, поэтому, насчёт послевоенной застройки, не копенгаген (чёрной завистью завидую вам ребята; это для вас сейчас те годы послевоенное время, а нам тогда война казалась, ой как давно была...). "Пьяного угла" не помню; вообще, вечером по микрорайону активно шлялись дружинники, т.к. в недостроенных домах собирались по разным поводам. Я помню, что в момент нашего вселения , в створе нашего дома от Аэродромной и за нами дома уже были и было 2-3 ряда домов вверх к аэродрому. Когда с него летали (новый, за Ботаникой, по-моему открыли только в конце 61 года) особых, запоминающихся построек, т.е. аэровокзала на нём не было. Этот аэродром принимал только АН-2 (летал сам в Одессу - еле выжил, так болтало - низко, собака, летал), АН-10 (на этих летали в Питер и Москву) и м.б. АН-24. Удобно было очень - ходили туда практически пешком. Шум не мешал, ВПП, вроде, шла параллельно Быку, иначе над нами бы постоянно летали, а такого не помню. Хотя с другой стороны, там, где потом сделали запруду и озерцо, были высокие холмы и туда взлетать не должны были!?

Далее из темы "Кишинёв:как я его помню (1959-1963 г.г.)"

AL-PACINO
Проспект Молодёжи в те годы назывался у нас Бродвеем – ну, в общем мы говорили, «пойдём, прошвырнёмся на Брод». Первые годы, когда не было моста через Бык, это был тупик с кольцом троллейбуса и, вообще, довольно укромное место. То, что в ходу были выражения типа чувак и чувиха, закадрить, склеить, музыка на костях и пр., я думаю все уже знают – некоторые из них дожили до нынешнего времени.
Практика в 9 и 10 классах была на заводе с громких названием «Электронормаль», который делал шурупы, гвозди, болты (правда, на автоматах), клепал кастрюли, механизмы складывания диванов пр. С заводом (он находился, если память не подводит, где-то справа от пр. Молодёжи – при движении в центр) связано несколько интересных воспоминаний. Во-первых, на практике я реально научился много делать своими руками по металлу. Потом, однажды, мастер производственного обучения (шеф класса на заводе), попросил меня покараулить на улице, за забором завода, пока он будет перекидывать для себя диванные механизмы. Конечно, я отвлёкся, и он чуть не убил какую-то женщину. Однажды, в цехе загорелась механическая пила, нарезавшая куски из прутков металла. Поскольку, имеющиеся средства пожаротушения не сработали, мастер приказал рабочему затушить огонь естественным способом – ну и, конечно, того ударило током в причинное место, но жив остался. Оформляли как производственную травму, но комиссия профкома, где подбирались формулировки для акта о травме, ничего на первом заседании оформить не смогла, поскольку, простите, члены комиссии уже не могли смеяться, а, просто, рыдали.
В 10 классе, в русле тогдашней внутренней политики страны (хрущёвская оттепель), всех добровольно-принудительно заставляли не поступать в ВУЗы, а идти на стройки народного хозяйства. Некоторые, не самые умные, согласились; потом они загремели в армию, ну и т.д. Помню, когда собирались на первомайскую демонстрацию, на параллельной пр. Ленина улице (вроде бы Киевская?, выше Ленина) в 60 или 61 году, оказались около особняка, где жил тогдашний 1-й секретарь ЦК КП Молдавии Бодюл. Нас очень поразила его «Чайка», её видели вблизи впервые, но, особенно, удивил задний бампер, в котором были два отверстия для выхода глушителей.
По осени все школы отправляли в колхозы на сбор урожая, но всё-таки собирать виноград было приятней, чем позднее картошку или морковку под Питером в дождь и слякоть.

Lustig leser
Сопоставили мы тут с ещё одним юзером,(который сейчас ещё спит,наверное) расстояние от вашего дома на Луговой до 36 школы под самой Пушкинской горкой,и удивились - далековато,однако!Неужели не было школ ближе?И ещё -какой общественный транспорт и как ходил в то время на Рышкановку ?Моста на Рышкановку тогда в привычном нам сегодня месте в конце пр-та Молодёжи не было - где вы перебирались через Бык?

У меня про Брод всё-таки несколько другие сведения.Как говорит мой хороший знакомый,когда-то бывший там завсегдатаем,кишинёвский Бродвей был от кинотеатра Патрия и чуть ли не до Бендерской,по той стороне Ленина,где Горисполком (Примария),но центром Брода был промежуток как раз между Пушкина и Комсомольской.

AL-PACINO
Мой приятель Валерка Кушнир жил на пр. Молодёжи, да многие из школы жили поблизости, а на Рышкановке ещё была бо-о-о-ольшая стройка и делать там было нечего. Вот и шатались по Молодёжи. М.б. в разных районах были свои Бродвеи. Потом уже что-то на Рышкановке благоустроили, появилась запруда с озерцом в конце Луговой и народ уже стал туда тянуться, купаться и загорать и там мы стали встречаться в тёплое время года. Хотя, часто ездили и на Комсомольское озеро, там всё-таки был хороший парк.

Ребята! Я тут м.б. по неведению, ввёл вас в заблуждение. Одноклассница написала, что вначале (9-й класс) это была школа №8, а потом уже мы пошли в 10-й в 36-ю около глушилок. Она ответит мне и я уточню.

AL-PACINO
Уточняю после обсуждения с одноклассницей: старая моя школа была всё-таки №8 по ул.Олега Кошевого и 9-й кл. я в ней учился, но 10-й класс начали в новой 36-й школе, около глушилок! По поводу моста с Рышкановки: был старый деревяный мост через реку, но я, возможно добирался до школы и через ж\д переезд станции Вистерничены, автобус выезжал прямо на ул. Павлова, рядом со школой, хотя это не на все 100%.

Steinchik
На все 100%! Специально у отца уточнил. Это был 4-й автобус. А деревянный мост находился рядом с нынешним Водоканалом, и выводила на него Минковская (Крянгэ, Кошбук), часть которой в настоящий момент "проглочена" пробитой до Набережной Пушкина (1981). По этому мосту от Болгарской угол Сталинградской (25 Октября) ходил 1-й автобус. Сразу после моста он резко поворачивал направо и шёл по "грязной" (по словам отца) улице на Кирпичный Завод.

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Igori » 15 мар 2009, 20:05

Уточню,что Ан-10 поступили в наш авиоотряд,когда открылся "новый" аэропорт. А "Ан-24",вообще,появились после 1961 года.Мой отец летел из Одессы на Кишинёв ещё на ПО-2.Это было около 1950 года.Здания для пассажиров не было,что естественно для совка.И также ,ЕСТЕСТВЕННО,что в часовне был склад ГСМ.
А ВПП не было,как таковой.Это объясняется тем,что старые типы самолётов,особенно,бипланы-были очень чувствительны к боковым ветрам,и могли взлетать и садиться строго навстречу ветру(в идеале).Лётное поле было от рощи на ул.Расковой на северо-восток,как раз на вершине Рышкановского холма.Оно было круглым.

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4178
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Дмитрий Л. » 15 мар 2009, 20:58

Igori писал(а):А ВПП не было,как таковой.Это объясняется тем,что старые типы самолётов,особенно,бипланы-были очень чувствительны к боковым ветрам,и могли взлетать и садиться строго навстречу ветру(в идеале).Лётное поле было от рощи на ул.Расковой на северо-восток,как раз на вершине Рышкановского холма.Оно было круглым.
Классно было бы посмотреть на карте место - положение . Если не сложно - отметьте Пожалуйста хотя бы приблизительно !

Где-то читал что сохранилось тех. здание ( чуть ли не дисперческая ) . Маленькое здание рядом с Дворцом Профсоюзов .

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Igori » 15 мар 2009, 22:28

Дмитрий Л. писал(а):
Igori писал(а):А ВПП не было,как таковой.Это объясняется тем,что старые типы самолётов,особенно,бипланы-были очень чувствительны к боковым ветрам,и могли взлетать и садиться строго навстречу ветру(в идеале).Лётное поле было от рощи на ул.Расковой на северо-восток,как раз на вершине Рышкановского холма.Оно было круглым.
Классно было бы посмотреть на карте место - положение . Если не сложно - отметьте Пожалуйста хотя бы приблизительно !

Где-то читал что сохранилось тех. здание ( чуть ли не дисперческая ) . Маленькое здание рядом с Дворцом Профсоюзов .
Мы о нём писали на этом сайте.Ул.Димтрова,5/?.Оно три года назад перестроено.

А место отметить не могу,т.к. не имею карты и с компом не умею управляться.
Ул.Расковой начинается у вулканизации на Алёшина(чуть ниже остановки троллебуса).Она и есть граница поля.вдоль неё была роща акациевая,в которой были землянки лётчиков.Роща шла вниз к ручью Голбачиха.Сейчас её остатки ниже дома Димитрова,10-12,10/2,и доходят почти до дома по Димо7/3.Когда-то в 60-х годах в роще был прокат велосипедов и "лошадок".Сквер,где находится часовня(Шипка) был застроен домиками из навоза с камышовыми крышами.Я ещё их помню в начале 70-х.Поэтому остаётся место для поля:от середины Димитрова№10 -вниз до Озёрной-далее в сторону Федько и т.д.Мой дом как раз находится в зоне взлёта-посадки.Представте,что здание "Гинеи"-это центр окружности.Судя по старым фотам-это так.Не думаю,что поле было большим:у Ли-2 посадочный пробег был несколько сот метров,не говоря о кукурузниках.Отец говорил,что посадка пассажиров была в нижней части поля,в районе Озёрной.Для этого была вымощена небольшая площадка,а остальное поле было грунтовым.Там же оставалось(видел сам)несколько квадратных метров площадки уложенной бутом.Остальное ,видимо,засыпано землёй.Если спуститься вниз между Димо16 и Димо18 по дворовому проезду,то перед выездом на Озёрную -справа мусорка.Где-то под контейнерами и находится та площадка.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12858
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение corax » 15 мар 2009, 22:58

Всё равно без карты трудно представить.. :?

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4178
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Дмитрий Л. » 15 мар 2009, 23:17

corax писал(а):Всё равно без карты трудно представить.. :?
Угу !

Может если есть принтер распечатать карту , потом нарисовать хоть карандашём , сосканировать или сфотографировать и показать . Просто интересно !

Говорят что ВПП было в границах скакового поля ...

Я себе раньше представлял ВПП по оси Киевская-Московский пр. :oops:

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Igori » 15 мар 2009, 23:29

Ну, я так и сделаю-отсканирую.Я очень интересовался всегда этим вопросом,т.к. здесь живу и неравнодушен к авиации.Для меня -было одим из значимых в жизни откровений,что на Рышкановке был аэродром :shock: Когда я держал машину на стоянке на Расковой(3 года назад),кстати, в остатках той рощи,то сторожем был мужичок,работавший на аэродроме водителем.С его слов я составил примерную топограф. картину происходившего.Он же и говорил,что в основном садились по оси Московского проспекта,но не обязательно.
Хочу заметить,что не претендую на Истину :oops:

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение Igori » 15 мар 2009, 23:31

совсем забыл :oops: У нас же есть подфорум "Рышкановский аэродром" в разделе "Церкви Кишинёва".

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12858
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: воспоминания о старом Кишинёве

Сообщение corax » 15 мар 2009, 23:45

Igori писал(а):совсем забыл :oops: У нас же есть подфорум "Рышкановский аэродром" в разделе "Церкви Кишинёва".
непорядок, точно!
сейчас подправим.. )

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 10110
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение steinchik » 25 мар 2009, 06:06

Вот тут один человек написал на Одниклассниках, что аэропорт отснят в фильме М.Калика КОЛЫБЕЛЬНАЯ [1960]. Это тот же самый режиссёр, который через год после этого снял "Человек идёт за солнцем".

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4178
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение Дмитрий Л. » 25 мар 2009, 08:32

steinchik писал(а):Вот тут один человек написал на Одниклассниках, что аэропорт отснят в фильме М.Калика КОЛЫБЕЛЬНАЯ [1960]. Это тот же самый режиссёр, который через год после этого снял "Человек идёт за солнцем".
Интересно , будем искать ...

kiborabr
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 21 янв 2009, 04:25

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение kiborabr » 26 мар 2009, 02:01

Там была в последн.советские годы бухгалтерия Октябрьского райкома комсомола.Оно даже стоит не параллельно ул.Димитрова, под углом,видимо,повторяя геометрию лётного поля.

Помню мне было лет 5 - 6. По моим воспоминаниям лётное поле проходило примерно под углом 30 градусов к ул Димитрова

Igori
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 5890
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 20:13

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение Igori » 13 апр 2009, 20:18

11 апреля прошёл год со дня авиакатастрофы АН-32 в Кишинёвском аэропорту.
Такое у нас бывало редко,Слава Богу.
И вместе с тем:на рубеже 60-х и 70-х в районе посёлка Бык разбился АН-10,при заходе на вынужденную посадку.
В конце 80-х в районе Ульмы разбился военный самолёт неизвестной модели.
Выкладывать фоты,сделанные мной наутро 12 апреля не хочу.Думаю-не этично.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8008
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Старый Кишинёвский(Рышкановский)аэродром.

Сообщение ris55 » 30 апр 2009, 21:41

Кстати-со старого аэродрома на Москву летали Ли-2(Дуглас)

Ответить

Вернуться в «Авиация и водный транспорт Бессарабии и Молдовы»