В Музее архитектуры недавно закрылась выставка "Алексей Щусев. 150", а во Всероссийском музее декоративного
искусства ранее проходила выставка "Сочинилъ архитекторъ Щусевъ", приуроченная к 150-летию со дня
рождения А. Щусева.
Также был выпущен одноименный альбом ("Сочинилъ архитекторъ Щусевъ"), который знакомит с наименее изученным дореволюционным периодом творчества архитектора. В нем представлены проекты, эскизы и зарисовки его знаменитых храмов в русском стиле и материалы из личного архива наследников А. Щусева, из других частных коллекций, многие из них публикуются впервые.
Именно на своей малой родине архитектор создал необычный храм-усыпальницу в древнемолдавском стиле (тип трехконхового храма XIV–XVI веков).
Это было необычно для Щусева, который к началу работы над храмом в Кугурештах уже был признанным адептом неорусского стиля.
Храм для родового дворянского имения Алексею Щусеву заказали сестры Евгения Ивановна Апостолопуло (1857-1915) и Александра Ивановна Поммер (1861-?), в девичестве Богдан. Старшую из них зодчий хорошо знал с юности как одну из самых просвещенных женщин своего времени, мецената и собирательницу молдавского народного искусства, организатора школы виноделия Бессарабского земства. Вероятно, идея создания храма могла обсуждаться ими уже в 1900-е годы, но серьезная работа над проектом началась лишь в 1913-м.
На фото - Евгения Апостолопуло, заказчик храма Св. Троицы в Кугурештах, 1900-е годы.
Евг. Апостолопуло, заказчик храма Св. Троицы в Кугурештах, 1900-е г. Личный архив наследников А. Щусева.jpg
Храм Св. Троицы в Кугурештах по окончании строительства, 1915-1916 гг.
Публикуется впервые. Aрхив наследников Щусева.
Колокольня и храм Св. Троицы в Кугурештах. Вид с юго-.jpg
Храм Св. Троицы в Кугурештах. Вид с юго-востока по окончании строит-ва. 1915-1916 Aрхив наследников Щусева, публикуется впервые..jpg
Вид с юго-запада.jpg
Храм в Кугурештах - одна из самых хорошо сохранившихся дореволюционных построек Щусев, не претерпевших кардинальных изменений.
Для живописного оформления Троицкой церкви Щусев пригласил художницу-авангардиста Наталию Гончарову. Долгое время ее причастность к церковному заказу ставилась под сомнение. Однако в процессе подготовки выставки «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» в Третьяковской галерее исследователю творчества Щусева Сергею Колузакову удалось разыскать документальные свидетельства и сами эскизы композиций, что позволило подробно восстановить историю и масштаб этого замысла.
Гончарова несколько раз встречалась с Щусевым для обсуждения проекта. Она предполагала потратить три месяца на исполнение всех эскизов, пять месяцев - на саму роспись и просила за это гонорар в 4500 рублей.
Ей предстояло написать наружные иконы избранных святых рода Богдан в нишах с полукруглым завершением, на фасадах храма и колокольни. Гончарова создала яркие эскизы в примитивистском ключе, близкие по духу к русскому лубку.
Начавшаяся Первая мировая война, а также занятость Гончаровой дягилевскими постановками, для работы над которыми ей пришлось покинуть Россию, затянули решение вопроса с оформлением храма.
Из-за революции в России росписи не были осуществлены, а освящение храма состоялось лишь в 1930 г.
Источник: Всероссийский музей декоративного искусства (
https://dzen.ru/damuseum)
Съёмка 1947 года. Приезд Щусева в Кишинёв.
https://dzen.ru/video/watch/64afea1a1c1 ... er=reverse
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дети Щусева в квapтире в Москве. Дек. 1914 г. Личный архив наследников А. Щусева.
Дети Щусева в кв-ре в Москве Дек. 1914. Личный архив наследников А. Щусева.jpg
Щусев с женой и детьми, 1908-09 г. C.-Петербург.
Щусев с женой и детьми 1908-09 г.ПетербургЛичный архив наследников А. Щусева.jpg