Электрификация города и уличное освещение (фонари)
Модератор: rimty
Электрификация города и уличное освещение (фонари)
От Фитовых до Феносы
В каком году и чьими стараниями в Кишинёве впервые появилось электрическое освещение?
Когда весной 1892 года в канцелярии Бессарабского Губернатора чиновники читали прошение от Городской Управы с предложением «устроить опыты электрического освещения для ознакомления жителей города с этим способом освещения», они и не предполагали что «влипнут» в Историю. Hеугомонный городской голова Карл Александрович Шмидт все-таки пробил эту идею, и Бессарабский губернатор милостиво разрешил устроить опыты с электрическим освещением в Городском саду и в здании Благородного собрания.
Так что все началось с нескольких фонарей в парке да старых стен теперь уже «Патрии».
Как и многие хорошие начинания, идея освещения электричеством сперва не получила поддержки. Но местные коммерсанты уже через 4-5 лет обратили внимание на новинку и стали добиваться разрешения на установку электромашин. В 1896 году губернатор рассматривал прошение акционерного общества Жирардовских мануфактур Гилле и Дитриха на «постройку в Кишиневе электрической установки для освещения магазинов в ночное время». Но все-таки первыми получили право открыть в Кишиневе электростанцию купцы братья Фитовы в 1897 году.
Видимо, купцы сумели поставить дело с широким размахом, так как именно с этого года хотя бы отдельные здания Кишинева стали регулярно освещаться. Именно с легкой руки братьев Фитовых в среде кишиневских коммерсантов пошла «мода на электричество». В том же году управляющий кишиневским отделением гос.банка Тютрюмов провел себе электрическое освещение на квартиру, и именно от установки братьев Фитовых. Вслед за банкиром потянулись и остальные: «Лондонская» гостиница, винно-коньячный завод Рейделя, кондитерская Манькова.
Первая в Кишиневе электростанция находилась находилась на нижнем углу улиц Александровской и Синадиновской. Видно местоположение электростанции из плана, который представил губернатору в 1898 году все тот же К. А. Шмидт. План проведения электрического освещения к городским башенным часам. Раньше для освещения циферблата по ночам, использовали керосиновую лампу и слышать не хотели ни о каких новоизобретениях. Сейчас это кажется диким, но государственные власти не очень-то поощряли технические новшества. Умный и практичный Городской Голова решил не идти напролом а дождаться удобного случая. И этот момент пришел, когда керосинка, освещавшая огромные часы на городской арке, сломалась. Шмидт подал прошение Губернатору, в котором предлагал заменить керосиновый фонарь электрической лампой накаливания, а стеклянный циферблат - железным. Власти без особого энтузиазма согласились, но потребовали полного соблюдения инструкций при проведении электрокабеля к башенным часам. Освидетельствовать сооружение должен был старший механик почтово-телеграфной конторы Гинс, подчиненный Губернатору. В октябре 1898 года «дело об освещении» было окончательно расстроено. Несмотря на ранее утвержденный в Губернском Правлении план и построенную линию, ведущую электрический ток от дома братьев Фитовых до башни городских часов, электротехник Гинс не выдал свидетельства. Причина была глупейшая, на фоне такой перспективы: один из столбов нашли стоящим слишком близко к дому. Так, стоящее дело положили под сукно.
Но как бы то ни было, частную инициативу уже нельзя было остановить. Бурно развивавшийся капитализм в одной из самых богатых тогда в Российской империи губерний требовал энергии. Кроме того, начало прошлого века – время развития киноиндустрии в наших краях. Огромное количество «киноиллюзионов», начавших расти как грибы после дождя, также нуждались в электроустановках. Кишинёв переходил на электрическую тягу. Многие мастерские, мельницы, кондитерские обзаводились собственными электростанциями.
Этот бум привел к тому, что и власти созрели для появления в 1908 году следующего документа: «Об утверждении планов постройки городской электростанции в Кишиневе и проведения электрической осветительной сети».
Кишиневская Городская Управа в лице тогдашнего градоначальника Синадино пригласила инженеров киевского отдела «Русского общества Всеобщая комиссия электричества» разработать проект электростанции.
В начале января 1908 года Гор.управа представила этот проект в Бессарабское Губернское правление. 14 января Губернатору подали проект здания центральной городской электростанции, которую решили построить « в городской усадьбе, где помещается городской ломбард, по Купеческой улице, в районе между Александровской и Шмидтовской улицами». Со стороны государства экспертизу проекта проводил старший механик Кишиневского почтово-телеграфного округа Немцан. Он остался доволен чертежами и уже 31 декабря 1908 года все работы по постройке сети и станции были закончены.
На станции уже начались испытания машин, уже Кишинев был опутан сетью проводов, и тут, как и в прошлый раз, «сработало». Короткое замыкание, на сей раз в бюрократических кабинетах, не позволило Кишиневу украситься ночными огнями: правительственный чиновник, проводивший техническое освидетельствование, Чинной решил, что в некоторых местах провода электросети слишком близко от телефонных проводов. И Чинной запретил работу электрической сети.
Но городские власти не сдавались и потребовали повторить освидетельствование. Повторная экспертиза ничего также не дала, хотя инженеры и доказывали что в городской сети ток не сильного напряжения и, следовательно, безопасный для телефонных проводов. Только в ноябре 1909 года, закончилась эта тяжба и Чинной поставил наконец свою подпись. Похоже день, когда упрямству чиновника пришел конец, и следует считать датой появления в Кишиневе уличного освещения: 18 ноября 1909 года.
Впрочем, в 1909 году электрическое освещение установили и в Бессарабском Губернском правлении.
Так что противиться жизни дальше уже было нельзя.
К слову, через три года электростанцию расширили, и к 1914 году мощность городской электростанции составляла 1700 КВ,
а протяженность линий проводов достигала 67,5 км.
К этому времени во всех уездных городах Бессарабии уже имелись или строились достаточно мощные электростанции,
не считая тех, что были в частных руках.
Конечно же, современная инфраструктура электросетей Кишинева построена в совершенно другое время, и никакого материального наследства от своего далекого предка ей не досталось.
baseahost.livejournal.com
В каком году и чьими стараниями в Кишинёве впервые появилось электрическое освещение?
Когда весной 1892 года в канцелярии Бессарабского Губернатора чиновники читали прошение от Городской Управы с предложением «устроить опыты электрического освещения для ознакомления жителей города с этим способом освещения», они и не предполагали что «влипнут» в Историю. Hеугомонный городской голова Карл Александрович Шмидт все-таки пробил эту идею, и Бессарабский губернатор милостиво разрешил устроить опыты с электрическим освещением в Городском саду и в здании Благородного собрания.
Так что все началось с нескольких фонарей в парке да старых стен теперь уже «Патрии».
Как и многие хорошие начинания, идея освещения электричеством сперва не получила поддержки. Но местные коммерсанты уже через 4-5 лет обратили внимание на новинку и стали добиваться разрешения на установку электромашин. В 1896 году губернатор рассматривал прошение акционерного общества Жирардовских мануфактур Гилле и Дитриха на «постройку в Кишиневе электрической установки для освещения магазинов в ночное время». Но все-таки первыми получили право открыть в Кишиневе электростанцию купцы братья Фитовы в 1897 году.
Видимо, купцы сумели поставить дело с широким размахом, так как именно с этого года хотя бы отдельные здания Кишинева стали регулярно освещаться. Именно с легкой руки братьев Фитовых в среде кишиневских коммерсантов пошла «мода на электричество». В том же году управляющий кишиневским отделением гос.банка Тютрюмов провел себе электрическое освещение на квартиру, и именно от установки братьев Фитовых. Вслед за банкиром потянулись и остальные: «Лондонская» гостиница, винно-коньячный завод Рейделя, кондитерская Манькова.
Первая в Кишиневе электростанция находилась находилась на нижнем углу улиц Александровской и Синадиновской. Видно местоположение электростанции из плана, который представил губернатору в 1898 году все тот же К. А. Шмидт. План проведения электрического освещения к городским башенным часам. Раньше для освещения циферблата по ночам, использовали керосиновую лампу и слышать не хотели ни о каких новоизобретениях. Сейчас это кажется диким, но государственные власти не очень-то поощряли технические новшества. Умный и практичный Городской Голова решил не идти напролом а дождаться удобного случая. И этот момент пришел, когда керосинка, освещавшая огромные часы на городской арке, сломалась. Шмидт подал прошение Губернатору, в котором предлагал заменить керосиновый фонарь электрической лампой накаливания, а стеклянный циферблат - железным. Власти без особого энтузиазма согласились, но потребовали полного соблюдения инструкций при проведении электрокабеля к башенным часам. Освидетельствовать сооружение должен был старший механик почтово-телеграфной конторы Гинс, подчиненный Губернатору. В октябре 1898 года «дело об освещении» было окончательно расстроено. Несмотря на ранее утвержденный в Губернском Правлении план и построенную линию, ведущую электрический ток от дома братьев Фитовых до башни городских часов, электротехник Гинс не выдал свидетельства. Причина была глупейшая, на фоне такой перспективы: один из столбов нашли стоящим слишком близко к дому. Так, стоящее дело положили под сукно.
Но как бы то ни было, частную инициативу уже нельзя было остановить. Бурно развивавшийся капитализм в одной из самых богатых тогда в Российской империи губерний требовал энергии. Кроме того, начало прошлого века – время развития киноиндустрии в наших краях. Огромное количество «киноиллюзионов», начавших расти как грибы после дождя, также нуждались в электроустановках. Кишинёв переходил на электрическую тягу. Многие мастерские, мельницы, кондитерские обзаводились собственными электростанциями.
Этот бум привел к тому, что и власти созрели для появления в 1908 году следующего документа: «Об утверждении планов постройки городской электростанции в Кишиневе и проведения электрической осветительной сети».
Кишиневская Городская Управа в лице тогдашнего градоначальника Синадино пригласила инженеров киевского отдела «Русского общества Всеобщая комиссия электричества» разработать проект электростанции.
В начале января 1908 года Гор.управа представила этот проект в Бессарабское Губернское правление. 14 января Губернатору подали проект здания центральной городской электростанции, которую решили построить « в городской усадьбе, где помещается городской ломбард, по Купеческой улице, в районе между Александровской и Шмидтовской улицами». Со стороны государства экспертизу проекта проводил старший механик Кишиневского почтово-телеграфного округа Немцан. Он остался доволен чертежами и уже 31 декабря 1908 года все работы по постройке сети и станции были закончены.
На станции уже начались испытания машин, уже Кишинев был опутан сетью проводов, и тут, как и в прошлый раз, «сработало». Короткое замыкание, на сей раз в бюрократических кабинетах, не позволило Кишиневу украситься ночными огнями: правительственный чиновник, проводивший техническое освидетельствование, Чинной решил, что в некоторых местах провода электросети слишком близко от телефонных проводов. И Чинной запретил работу электрической сети.
Но городские власти не сдавались и потребовали повторить освидетельствование. Повторная экспертиза ничего также не дала, хотя инженеры и доказывали что в городской сети ток не сильного напряжения и, следовательно, безопасный для телефонных проводов. Только в ноябре 1909 года, закончилась эта тяжба и Чинной поставил наконец свою подпись. Похоже день, когда упрямству чиновника пришел конец, и следует считать датой появления в Кишиневе уличного освещения: 18 ноября 1909 года.
Впрочем, в 1909 году электрическое освещение установили и в Бессарабском Губернском правлении.
Так что противиться жизни дальше уже было нельзя.
К слову, через три года электростанцию расширили, и к 1914 году мощность городской электростанции составляла 1700 КВ,
а протяженность линий проводов достигала 67,5 км.
К этому времени во всех уездных городах Бессарабии уже имелись или строились достаточно мощные электростанции,
не считая тех, что были в частных руках.
Конечно же, современная инфраструктура электросетей Кишинева построена в совершенно другое время, и никакого материального наследства от своего далекого предка ей не досталось.
baseahost.livejournal.com
Re: Электрификация города
Собственно, на этой фотографии 1941 года можно увидеть руины этой электростанции:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Электрификация города
из газеты «Бессарабские губернские ведомости» 17 (30) мая 1903 г.
Хроника
Заседание думы.
Дума в экстренном заседании единогласно постановила заключить контракт об электрическом освещении города
со «Всеобщей компанией электрического освещения».
Хроника
Заседание думы.
Дума в экстренном заседании единогласно постановила заключить контракт об электрическом освещении города
со «Всеобщей компанией электрического освещения».
Re: Электрификация города
Объект находился на территории двора бывшего Молдглавэнерго. Остатки здания электростанции сохранились в виде отдельных стен.corax писал(а):Собственно, на этой фотографии 1941 года можно увидеть руины этой электростанции:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Электрификация города
Проект переустройства кишиневских конно-железных дорог по договору от апреля 1911 года тоже начинался с этого объекта.corax писал(а):Собственно, на этой фотографии 1941 года можно увидеть руины этой электростанции:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Электрификация города
Пуск восстановленной электростанции в Кишиневе, 1944, из кинофильма.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4193
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)
Где Вы видели фонари? Последний трамвайный столб ПРОДАЛИ, люки воруют. А фонари великолепные!ris55 писал(а):Таких вроде вообще не осталосьWowo писал(а):фонари красивые...мало у нас в городе красивых фонарей осталось...
Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)
у земского музея старинные фонари ещё живы)Смолин Евгений писал(а):Где Вы видели фонари? Последний трамвайный столб ПРОДАЛИ, люки воруют. А фонари великолепные!ris55 писал(а):Таких вроде вообще не осталосьWowo писал(а):фонари красивые...мало у нас в городе красивых фонарей осталось...
Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)
Э нет!Это ,будем говорить,реставрация-а это другая песняWowo писал(а): у земского музея старинные фонари ещё живы)
- Смолин Евгений
- Гражданин
- Сообщения: 4193
- Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46
Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)
По этим фонарям я уже писал, что фонари нами воссозданы по фото и образцу найденному на одном из чердаков. Если вы найдете старый фонарь сам поеду и обмеряю.ris55 писал(а):Э нет!Это ,будем говорить,реставрация-а это другая песняWowo писал(а): у земского музея старинные фонари ещё живы)
-
- Местный
- Сообщения: 234
- Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
- Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск
Re: Электрификация города
Rimty, спасибо Вам огромное, за то что указали мне эту тему. Вы написали еще осенью. Но я захожу на этот форум периодически, поэтому откликнулся только сейчас. В этой ветке общий обзор электрификации и уличного освещения Кишинева за XX век, и история объектов. Меня же с детства интересуют уличные светильники, поэтому постараюсь помочь и объяснить насчет светильников советского периода и современных. А от других же пользователей, располагающих архивными фото и открытками, хотел бы увидеть фото разных уличных светильников Кишинева и Молдавии первой половины XX в., желательно крупным планом.
-
- Местный
- Сообщения: 234
- Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
- Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск
Re: Электрификация города
Итак, начнем. Кое-что нашел уже не далее этого форума. На этой фотографии светильники СКЗПН-500 (или СКЗПР-500) - первые консольные (то есть не свободно висящие, а насаженные на трубку) светильники в Советском Союзе. Введение консольных светильников происходило с началом внедрения ртутных ламп в 50 - 60-е гг. и объяснялось меньшим воздействием на лампу вибрации и раскачиваний при жестком закреплении, что продлевало срок ее службы.
На этой фотографии тоже он.
Изначально они были под лампу накаливания 500 Вт, а позднее в комплекте к ним шел внешний дроссель под ртутные лампы, о чем свидетельствовала буква "Р" в маркировке. Идут споры о происхождении этого светильника. Существовал еще похожий светильник, однозначно советский. В настоящее время на дорогах Кишинева не сохранились, хотя возможно есть в закоулках и предприятиях.
На этой фотографии тоже он.
Изначально они были под лампу накаливания 500 Вт, а позднее в комплекте к ним шел внешний дроссель под ртутные лампы, о чем свидетельствовала буква "Р" в маркировке. Идут споры о происхождении этого светильника. Существовал еще похожий светильник, однозначно советский. В настоящее время на дорогах Кишинева не сохранились, хотя возможно есть в закоулках и предприятиях.
Re: Электрификация города
Художественный маркированный конверт почтовой администрации Молдовы в честь первой электростанции Кишинева. Выпуск 17 декабря 2009 года.
На почтовой марке уличный светильник.
Применил ли художник светильник соответствующий эпохе??
На почтовой марке уличный светильник.
Применил ли художник светильник соответствующий эпохе??
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Местный
- Сообщения: 234
- Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
- Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск
Re: Электрификация города
Спасибо! Светильник действительно соответствует началу и первой половине XX в. Общий конструктив этого светильника происходит от подвесных керосиновых фонарей. В самом Кишиневе керосиновое освещение доминировало над электрическим довольно долго. И. Бодюл писал о нем еще в период своей бытности первым секретарем КПМ.Апрель писал(а):Художественный маркированный конверт почтовой администрации Молдовы в честь первой электростанции Кишинева. Выпуск 17 декабря 2009 года.
На почтовой марке уличный светильник.
Применил ли художник светильник соответствующий эпохе??
У этих светильников стеклянный плафон жестко соединен с отражателем, и "отстегивается" вместе с ним. А довольно длинный "колпак" первоначально служил для создания тяги керосиновой или газовой горелки, пламя горело вертикально вверх под действием конвекции, и нагревало калильную ауэровскую сетку. Мощность таких фонарей составляла 800-1000 свечей. Впрочем существовали и "продвинутые" версии с подачей газа под давлением и централизованным электроискровым зажиганием. Обычно же, фонари зажигались вручную фонарщиком. В таком к кронштейну крепился блок, а фонарь спускался на тросике или цепочке. Именно такой кронштейн и показан на конверте. Но это еще не значит, что фонарь на рисунке - керосиновый. При установке электрического фонаря кронштейн не менялся, просто тросик или цепь обрезался и конец привязывался к столбу. Похоже, на этом рисунке тросик привязан, значит подразумевается электрический фонарь. Зачастую не менялись и сами фонари, а только их "начинка" - вместо ауэровской горелки устанавливался патрон с лампочкой. Но и с полным отказом от керосинового освещения, производители фонарей продолжали выпускать электрические фонари в корпусах старого образца вплоть до 50-х гг.
Re: Электрификация города
Доэлектрическая эпоха работы городских фонарей требовала определенных правил их включения и выключения.Светоч писал(а): Именно такой кронштейн и показан на конверте. Но это еще не значит, что фонарь на рисунке - керосиновый. При установке электрического фонаря кронштейн не менялся, просто тросик или цепь обрезался и конец привязывался к столбу. Похоже, на этом рисунке тросик привязан, значит подразумевается электрический фонарь. Зачастую не менялись и сами фонари, а только их "начинка" - вместо ауэровской горелки устанавливался патрон с лампочкой. Но и с полным отказом от керосинового освещения, производители фонарей продолжали выпускать электрические фонари в корпусах старого образца вплоть до 50-х гг.
Одно из распоряжений Кишиневской городской управы на этот счет за 1887-1897 г.г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Электрификация города
Кое-где ещё можно встретить старые фонари уличного освещения (неработающие, конечно).
Ул. Петру Мовилэ между Колумна и Дософтей:
Ул. Петру Мовилэ между Колумна и Дософтей:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Электрификация города
Андреевский переулок:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Местный
- Сообщения: 234
- Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
- Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск
Re: Электрификация города
Ааа!! Знаю я этот фонарь в Андреевском переулке. Летом, когда видел его все думал, как бы мне пробраться туда в темное время суток и сошкерить его.corax писал(а):Андреевский переулок:
На этом и на предыдущем фото светильник СПО-200 - светильник подвесной открытый под лампу накаливания 200 Вт. К нему еще прилагался стеклянный плафон-рассеиватель открытого типа. Выпускался в различных модификациях с довоенного времени. На фото - самая новая модель, выпускалась с 1970 по 1990 гг. Популярный "колхозный" светильник. В середине 90-х, когда многие предприятия бывшего СССР разорялись, некоторые возобновили производства этого светильника, так что сейчас вполне можно найти нулевый.
Re: Электрификация города
Окунёмся в более раннее время.
Просмотрел фотографии, повыбирал фонари уличного освещения
С самых старых: Такие же фонари можно видеть и на открытках межвоенного периода:
Просмотрел фотографии, повыбирал фонари уличного освещения
С самых старых: Такие же фонари можно видеть и на открытках межвоенного периода:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Электрификация города
Тяжело разобрать,но возле памятника Пушкину вроде уже лампа стоит,а остальные вроде еще керосиновые?