Электрификация города и уличное освещение (фонари)

Торговые и промышленные объекты. Магазины, рынки, банки, ателье, гостиницы, заведения общепита и др.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18076
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Электрификация города и уличное освещение (фонари)

Сообщение rimty » 23 май 2011, 19:47

От Фитовых до Феносы

В каком году и чьими стараниями в Кишинёве впервые появилось электрическое освещение?
Когда весной 1892 года в канцелярии Бессарабского Губернатора чиновники читали прошение от Городской Управы с предложением «устроить опыты электрического освещения для ознакомления жителей города с этим способом освещения», они и не предполагали что «влипнут» в Историю. Hеугомонный городской голова Карл Александрович Шмидт все-таки пробил эту идею, и Бессарабский губернатор милостиво разрешил устроить опыты с электрическим освещением в Городском саду и в здании Благородного собрания.
Так что все началось с нескольких фонарей в парке да старых стен теперь уже «Патрии».
Как и многие хорошие начинания, идея освещения электричеством сперва не получила поддержки. Но местные коммерсанты уже через 4-5 лет обратили внимание на новинку и стали добиваться разрешения на установку электромашин. В 1896 году губернатор рассматривал прошение акционерного общества Жирардовских мануфактур Гилле и Дитриха на «постройку в Кишиневе электрической установки для освещения магазинов в ночное время». Но все-таки первыми получили право открыть в Кишиневе электростанцию купцы братья Фитовы в 1897 году.
Видимо, купцы сумели поставить дело с широким размахом, так как именно с этого года хотя бы отдельные здания Кишинева стали регулярно освещаться. Именно с легкой руки братьев Фитовых в среде кишиневских коммерсантов пошла «мода на электричество». В том же году управляющий кишиневским отделением гос.банка Тютрюмов провел себе электрическое освещение на квартиру, и именно от установки братьев Фитовых. Вслед за банкиром потянулись и остальные: «Лондонская» гостиница, винно-коньячный завод Рейделя, кондитерская Манькова.
Первая в Кишиневе электростанция находилась находилась на нижнем углу улиц Александровской и Синадиновской. Видно местоположение электростанции из плана, который представил губернатору в 1898 году все тот же К. А. Шмидт. План проведения электрического освещения к городским башенным часам. Раньше для освещения циферблата по ночам, использовали керосиновую лампу и слышать не хотели ни о каких новоизобретениях. Сейчас это кажется диким, но государственные власти не очень-то поощряли технические новшества. Умный и практичный Городской Голова решил не идти напролом а дождаться удобного случая. И этот момент пришел, когда керосинка, освещавшая огромные часы на городской арке, сломалась. Шмидт подал прошение Губернатору, в котором предлагал заменить керосиновый фонарь электрической лампой накаливания, а стеклянный циферблат - железным. Власти без особого энтузиазма согласились, но потребовали полного соблюдения инструкций при проведении электрокабеля к башенным часам. Освидетельствовать сооружение должен был старший механик почтово-телеграфной конторы Гинс, подчиненный Губернатору. В октябре 1898 года «дело об освещении» было окончательно расстроено. Несмотря на ранее утвержденный в Губернском Правлении план и построенную линию, ведущую электрический ток от дома братьев Фитовых до башни городских часов, электротехник Гинс не выдал свидетельства. Причина была глупейшая, на фоне такой перспективы: один из столбов нашли стоящим слишком близко к дому. Так, стоящее дело положили под сукно.
Но как бы то ни было, частную инициативу уже нельзя было остановить. Бурно развивавшийся капитализм в одной из самых богатых тогда в Российской империи губерний требовал энергии. Кроме того, начало прошлого века – время развития киноиндустрии в наших краях. Огромное количество «киноиллюзионов», начавших расти как грибы после дождя, также нуждались в электроустановках. Кишинёв переходил на электрическую тягу. Многие мастерские, мельницы, кондитерские обзаводились собственными электростанциями.
Этот бум привел к тому, что и власти созрели для появления в 1908 году следующего документа: «Об утверждении планов постройки городской электростанции в Кишиневе и проведения электрической осветительной сети».
Кишиневская Городская Управа в лице тогдашнего градоначальника Синадино пригласила инженеров киевского отдела «Русского общества Всеобщая комиссия электричества» разработать проект электростанции.
В начале января 1908 года Гор.управа представила этот проект в Бессарабское Губернское правление. 14 января Губернатору подали проект здания центральной городской электростанции, которую решили построить « в городской усадьбе, где помещается городской ломбард, по Купеческой улице, в районе между Александровской и Шмидтовской улицами». Со стороны государства экспертизу проекта проводил старший механик Кишиневского почтово-телеграфного округа Немцан. Он остался доволен чертежами и уже 31 декабря 1908 года все работы по постройке сети и станции были закончены.
На станции уже начались испытания машин, уже Кишинев был опутан сетью проводов, и тут, как и в прошлый раз, «сработало». Короткое замыкание, на сей раз в бюрократических кабинетах, не позволило Кишиневу украситься ночными огнями: правительственный чиновник, проводивший техническое освидетельствование, Чинной решил, что в некоторых местах провода электросети слишком близко от телефонных проводов. И Чинной запретил работу электрической сети.
Но городские власти не сдавались и потребовали повторить освидетельствование. Повторная экспертиза ничего также не дала, хотя инженеры и доказывали что в городской сети ток не сильного напряжения и, следовательно, безопасный для телефонных проводов. Только в ноябре 1909 года, закончилась эта тяжба и Чинной поставил наконец свою подпись. Похоже день, когда упрямству чиновника пришел конец, и следует считать датой появления в Кишиневе уличного освещения: 18 ноября 1909 года.
Впрочем, в 1909 году электрическое освещение установили и в Бессарабском Губернском правлении.
Так что противиться жизни дальше уже было нельзя.
К слову, через три года электростанцию расширили, и к 1914 году мощность городской электростанции составляла 1700 КВ,
а протяженность линий проводов достигала 67,5 км.
К этому времени во всех уездных городах Бессарабии уже имелись или строились достаточно мощные электростанции,
не считая тех, что были в частных руках.
Конечно же, современная инфраструктура электросетей Кишинева построена в совершенно другое время, и никакого материального наследства от своего далекого предка ей не досталось.

baseahost.livejournal.com

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12696
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Электрификация города

Сообщение corax » 24 май 2011, 19:43

Собственно, на этой фотографии 1941 года можно увидеть руины этой электростанции:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18076
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Электрификация города

Сообщение rimty » 10 июн 2011, 22:42

из газеты «Бессарабские губернские ведомости» 17 (30) мая 1903 г.

Хроника

Заседание думы.
Дума в экстренном заседании единогласно постановила заключить контракт об электрическом освещении города
со «Всеобщей компанией электрического освещения».

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Электрификация города

Сообщение Апрель » 11 июн 2011, 08:43

corax писал(а):Собственно, на этой фотографии 1941 года можно увидеть руины этой электростанции:
Объект находился на территории двора бывшего Молдглавэнерго. Остатки здания электростанции сохранились в виде отдельных стен.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Электрификация города

Сообщение Апрель » 11 июн 2011, 08:51

corax писал(а):Собственно, на этой фотографии 1941 года можно увидеть руины этой электростанции:
Проект переустройства кишиневских конно-железных дорог по договору от апреля 1911 года тоже начинался с этого объекта.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 9621
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Электрификация города

Сообщение steinchik » 05 фев 2012, 06:53

Пуск восстановленной электростанции в Кишиневе, 1944, из кинофильма.
c73ab0d6b23d0fa3bed155b3f64e6de6_22.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3629
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)

Сообщение Смолин Евгений » 28 фев 2012, 22:52

ris55 писал(а):
Wowo писал(а):фонари красивые...мало у нас в городе красивых фонарей осталось...
Таких вроде вообще не осталось :sorry:
Где Вы видели фонари? Последний трамвайный столб ПРОДАЛИ, люки воруют. А фонари великолепные!

Аватара пользователя
Wowo
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3843
Зарегистрирован: 01 окт 2009, 14:31
Откуда: Молдова Кишинёв

Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)

Сообщение Wowo » 28 фев 2012, 23:03

Смолин Евгений писал(а):
ris55 писал(а):
Wowo писал(а):фонари красивые...мало у нас в городе красивых фонарей осталось...
Таких вроде вообще не осталось :sorry:
Где Вы видели фонари? Последний трамвайный столб ПРОДАЛИ, люки воруют. А фонари великолепные!
у земского :yes: музея старинные фонари ещё живы)

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 7934
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)

Сообщение ris55 » 28 фев 2012, 23:06

Wowo писал(а): у земского :yes: музея старинные фонари ещё живы)
Э нет!Это ,будем говорить,реставрация-а это другая песня :D

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3629
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Греческая церковь (Синадиновская, Св. Пантелеймона)

Сообщение Смолин Евгений » 01 мар 2012, 12:15

ris55 писал(а):
Wowo писал(а): у земского :yes: музея старинные фонари ещё живы)
Э нет!Это ,будем говорить,реставрация-а это другая песня :D
По этим фонарям я уже писал, что фонари нами воссозданы по фото и образцу найденному на одном из чердаков. Если вы найдете старый фонарь сам поеду и обмеряю.

Светоч
Местный
Местный
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск

Re: Электрификация города

Сообщение Светоч » 18 мар 2012, 00:15

Rimty, спасибо Вам огромное, за то что указали мне эту тему. Вы написали еще осенью. Но я захожу на этот форум периодически, поэтому откликнулся только сейчас. В этой ветке общий обзор электрификации и уличного освещения Кишинева за XX век, и история объектов. Меня же с детства интересуют уличные светильники, поэтому постараюсь помочь и объяснить насчет светильников советского периода и современных. А от других же пользователей, располагающих архивными фото и открытками, хотел бы увидеть фото разных уличных светильников Кишинева и Молдавии первой половины XX в., желательно крупным планом.

Светоч
Местный
Местный
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск

Re: Электрификация города

Сообщение Светоч » 18 мар 2012, 00:41

Итак, начнем. Кое-что нашел уже не далее этого форума. На этой фотографии светильники СКЗПН-500 (или СКЗПР-500) - первые консольные (то есть не свободно висящие, а насаженные на трубку) светильники в Советском Союзе. Введение консольных светильников происходило с началом внедрения ртутных ламп в 50 - 60-е гг. и объяснялось меньшим воздействием на лампу вибрации и раскачиваний при жестком закреплении, что продлевало срок ее службы.
На этой фотографии тоже он.
Изначально они были под лампу накаливания 500 Вт, а позднее в комплекте к ним шел внешний дроссель под ртутные лампы, о чем свидетельствовала буква "Р" в маркировке. Идут споры о происхождении этого светильника. Существовал еще похожий светильник, однозначно советский. В настоящее время на дорогах Кишинева не сохранились, хотя возможно есть в закоулках и предприятиях.

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Электрификация города

Сообщение Апрель » 18 мар 2012, 08:19

Художественный маркированный конверт почтовой администрации Молдовы в честь первой электростанции Кишинева. Выпуск 17 декабря 2009 года.
На почтовой марке уличный светильник.
Применил ли художник светильник соответствующий эпохе??
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Светоч
Местный
Местный
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск

Re: Электрификация города

Сообщение Светоч » 18 мар 2012, 23:01

Апрель писал(а):Художественный маркированный конверт почтовой администрации Молдовы в честь первой электростанции Кишинева. Выпуск 17 декабря 2009 года.
На почтовой марке уличный светильник.
Применил ли художник светильник соответствующий эпохе??
Спасибо! Светильник действительно соответствует началу и первой половине XX в. Общий конструктив этого светильника происходит от подвесных керосиновых фонарей. В самом Кишиневе керосиновое освещение доминировало над электрическим довольно долго. И. Бодюл писал о нем еще в период своей бытности первым секретарем КПМ.
У этих светильников стеклянный плафон жестко соединен с отражателем, и "отстегивается" вместе с ним. А довольно длинный "колпак" первоначально служил для создания тяги керосиновой или газовой горелки, пламя горело вертикально вверх под действием конвекции, и нагревало калильную ауэровскую сетку. Мощность таких фонарей составляла 800-1000 свечей. Впрочем существовали и "продвинутые" версии с подачей газа под давлением и централизованным электроискровым зажиганием. Обычно же, фонари зажигались вручную фонарщиком. В таком к кронштейну крепился блок, а фонарь спускался на тросике или цепочке. Именно такой кронштейн и показан на конверте. Но это еще не значит, что фонарь на рисунке - керосиновый. При установке электрического фонаря кронштейн не менялся, просто тросик или цепь обрезался и конец привязывался к столбу. Похоже, на этом рисунке тросик привязан, значит подразумевается электрический фонарь. Зачастую не менялись и сами фонари, а только их "начинка" - вместо ауэровской горелки устанавливался патрон с лампочкой. Но и с полным отказом от керосинового освещения, производители фонарей продолжали выпускать электрические фонари в корпусах старого образца вплоть до 50-х гг.

Аватара пользователя
Апрель
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:17
Откуда: Бессарабия

Re: Электрификация города

Сообщение Апрель » 19 мар 2012, 08:33

Светоч писал(а): Именно такой кронштейн и показан на конверте. Но это еще не значит, что фонарь на рисунке - керосиновый. При установке электрического фонаря кронштейн не менялся, просто тросик или цепь обрезался и конец привязывался к столбу. Похоже, на этом рисунке тросик привязан, значит подразумевается электрический фонарь. Зачастую не менялись и сами фонари, а только их "начинка" - вместо ауэровской горелки устанавливался патрон с лампочкой. Но и с полным отказом от керосинового освещения, производители фонарей продолжали выпускать электрические фонари в корпусах старого образца вплоть до 50-х гг.
Доэлектрическая эпоха работы городских фонарей требовала определенных правил их включения и выключения.
Одно из распоряжений Кишиневской городской управы на этот счет за 1887-1897 г.г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12696
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Электрификация города

Сообщение corax » 20 мар 2012, 20:15

Кое-где ещё можно встретить старые фонари уличного освещения (неработающие, конечно).
Ул. Петру Мовилэ между Колумна и Дософтей:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12696
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Электрификация города

Сообщение corax » 20 мар 2012, 20:16

Андреевский переулок:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Светоч
Местный
Местный
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 07 май 2010, 22:16
Откуда: Украина, Николаевская обл., г. Первомайск

Re: Электрификация города

Сообщение Светоч » 20 мар 2012, 20:43

corax писал(а):Андреевский переулок:
Ааа!! Знаю я этот фонарь в Андреевском переулке. Летом, когда видел его все думал, как бы мне пробраться туда в темное время суток и сошкерить его. :wink:
На этом и на предыдущем фото светильник СПО-200 - светильник подвесной открытый под лампу накаливания 200 Вт. К нему еще прилагался стеклянный плафон-рассеиватель открытого типа. Выпускался в различных модификациях с довоенного времени. На фото - самая новая модель, выпускалась с 1970 по 1990 гг. Популярный "колхозный" светильник.:lol: В середине 90-х, когда многие предприятия бывшего СССР разорялись, некоторые возобновили производства этого светильника, так что сейчас вполне можно найти нулевый.

Аватара пользователя
corax
Администратор
Администратор
Сообщения: 12696
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 11:55
Откуда: Кишиневъ

Re: Электрификация города

Сообщение corax » 20 мар 2012, 22:00

Окунёмся в более раннее время.
Просмотрел фотографии, повыбирал фонари уличного освещения :)
С самых старых:
aleksandrovskaia.jpg
1889-PamiatnikPushkinuVGorodskomSadu.jpg
Музей.jpg
Untitled-415.jpg
Такие же фонари можно видеть и на открытках межвоенного периода:
inchisoarea fata.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 7934
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Электрификация города

Сообщение ris55 » 20 мар 2012, 22:03

Тяжело разобрать,но возле памятника Пушкину вроде уже лампа стоит,а остальные вроде еще керосиновые?

Ответить

Вернуться в «Торговля и промышленность Кишинёва»