Воспоминания Александры Карас
...В 70-80-е годы Кишинёв был достаточно привлекательным туристическим городом. У нас было много туристов, в том числе и иностранных. Гостиницы «Кишинэу» и «Интурист» были забиты до отказа. Группами приезжали гости из Румынии. Им очень нравились наши продукты – это были времена Чаушеску, и они очень удивлялись, что наша мука была не привычной для них серой, как цемент, а сахар не розовым, как песок.
В Кишинёве было на что посмотреть. И прежде всего, это роскошные дегустационные залы. Один из самых красивых располагался в здании греческой церкви Святого Пантелеймона. За три рубля гости могли попробовать и узнать рецептуру 12 вин – шести сладких и шести сухих и насладиться вкуснейшими молдавскими конфетами.
Еще одним знаковым для Кишинёва местом того времени был ВДНХ. Его вход украшали большие резные ворота, и перед нами открывался чудеснейший розарий – 1200 сортов благоухающих цветов! Другой достопримечательностью был уникальный формовой сад- один из лучших в СССР! Красивые павильоны пищевой, легкой, тяжелой промышленности. Ну, и конечно, национальный дом «Каса Маре», где подавали лучшие блюда молдавской кухни.
В 1978 году мне предложили место в режиссёрской группе дворца «Октомбрие». Он стал миниатюрной копией Большого Кремлевского дворца съездов в Москве и был подарен Кишиневу к 50-летию Компартии Молдавии в 1974 году. Кстати, к этой дате молдавское телевидение, вещавшее до этого в черно-белом формате, перешло на цвет.
Дворец «Октомбрие» был самой большой концертной площадкой республики. Музыкальные праздники проходили с огромным размахом, за один концерт на сцене могли выступить до 5 тыс. человек. Дворец работал практически без выходных, концерты проходили дважды в день – в 7 и 9 вечера. Наш «Мэрцишор» был фестивалем союзного значения. Станислав Белза и другие знаменитости специально прилетали из Москвы, чтобы вести такие концерты.
Вообще, советские артисты обожали приезжать в Кишинёв. Здесь по-особенному встречали, по-особенному реагировал зал. Госконцерт зная гостеприимство молдаван и здешнюю благодарную публику частенько направляло на нашу сцену артистов зарубежной эстрады – югославов, поляков, чехов – я, например, очень любила Лили Иванову и Иорданку Кристову.
Петь в Кишинёве очень нравилось Ольге Воронец, Валентине Толкуновой, Людмиле Зыкиной, Эдите Пьехе.
Я лично нянчила маленького Стаса Пьеху, пока его бабушка и мама выступали на сцене. Дочка Николая Сличенко рисовала сидя у меня на пульте, пока ее отец репетировал. Алла Пугачева любила бутерброды в нашем буфете. С огромной любовью вспоминаю Софию Ротару – очень безропотную, трудолюбивую. В Кишинёве у неё жила незрячая сестра, брат в одно время пел в ансамбле «Оризонт».
Помню один концерт, когда Иосиф Кобзон пел «живьём» 4, 5 часа, с перерывом в 15 мин. С бедного пианиста, который ему аккомпанировал, пот лился рекой, а Кобзону было все нипочём – у него была бешеная трудоспособность.
Очень редко, но в нашей работе случались и нестандартные ситуации.
Вспоминаю, как во время гастролей Театра Сатиры с их знаменитой постановкой «Фигаро», вдруг начал дымиться один из осветительных приборов, который находился сбоку от сцены. Наши монтеры осторожно полезли наверх, чтобы быстро устранить неполадки. После спектакля Андрей Миронов, игравший главную роль и произносивший в тот момент очень сложный монолог, был вне себя от гнева.
Однажды, Як Йола устроил после концерта скандал, когда ему не дали позвонить в Прибалтику с проходной дворца, у нас это было не принято. Певец тогда очень обиделся.
Лайма Вайкуле удивляла своими капризами. Как-то своего сольного концерта она потребовала, чтобы скрепили кулисы – ей не нравилось, что на неё смотрят работники сцены.
Я проработала в Национальном дворце 16 счастливых лет. Они были наполнены не только интересными встречами, яркими эмоциями, но и самыми красивыми цветами. Молдавская публика не только очень приветливая, но и очень щедрая. Артистов задаривали букетами, забрать с собой все цветы не представлялось возможным, поэтому они передаривали их персоналу дворца.
В 1997 г. мне предложили должность главного администратора Филармонии. Это было другое по масштабу культурное учреждение.
B конце 90-х в Филармонии стали проходить очень много интересных проектов, связанных с классической музыкой, которые поддерживали различные посольства. Им очень нравилась наша Филармония – многие дипмиссии, аккредитованные в Бухаресте, проникнувшись ее атмосферой, проводили здесь все свои праздники.
Я до сих пор считаю, что Филармония была лучшим концертным залом Молдовы. Чего только стоила роскошная огромная люстра из горного хрусталя, которая была изготовлена по заказу в Чехословакии, эксклюзивные кресла из лучшего дерева и бархата, сделанные в Будапеште. Зал украшали восемь портретов известных композиторов, ну и конечно, уникальная акустика. Даже на балконе было слышно все, до последнего звука.
Новость о пожаре в Филармонии стала моей личной трагедией. Я до сих пор не верю, что все это произошло на самом деле.
Я проработала 16 лет в Национальном дворце, 17 лет в Филармонии. Вся моя жизнь- это музыка, артисты, концерты. Работа администратора была малооплачиваемой, как и многие другие профессии в молдавской культуре, но я ни о чем не жалею, и благодарю Бога за каждый прожитый день.
https://chisinaucapitala.wordpress.com