Юго-западное направление ЖД

Железнодорожная дорога и транспорт, история, фотографии.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Юго-западное направление ЖД

Сообщение bunicaSoni » 21 янв 2010, 15:35

Выношу на суд форумчан "нарытое непосильным трудом" об истории путей сообщения в Бессарабии.
Андреев П. Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге

Бессарабская ветвь
Раздельная, большая станция главной линии Юго-Западных железных дорог, служит исходным пунктом Бессарабской ветви. Рельсовый путь идет первоначально на юго-запад, пересекая обширную равнину, перерезанную оврагами и балками. Полотно железной дороги входит в долину р. Днестра; местность эта, обращенная широкораздвинувшимися склонами к Черному морю, в знойное лето подвергается умеряющему действию морских ветров и вообще не испытывает резких перемен температуры столь обычных в других местах Херсонской губернии. Южные ветры несут морскую влагу далеко вверх по течению р. Днестра и впадающих в него речек, оставляя следы своего влияния в виде роскошно развивающейся растительности. Долина р. Днестра — сплошной сад; фруктовые сады сменяются виноградниками, далее следуют табачныя плантации, огороды, баштаны, на которых разводятся арбузы, дыни и тыквы. Для жителя северных и центральных губерний долина р. Днестра с ея живописными видами, могучею растительностью, оригинальными типами представителей местнаго населения имеет захватывающий интерес. Окружающая обстановка далеко не обычна, проносящияся пред глазами картины новы, но в тоже время кругом слышится русская речь, хотя временами и испорченная, попадаются чисто русские типы и чувствуется, что все это часть России, часть того могучаго организма, который наполнил собою половину Европы и Азии, соединил в одно целое и ассимилировал целый ряд племен и народов.
Труба Кучурганской насыпи.jpg
Труба на Кучурганской насыпи.

На 13 версте от Раздельной расположена станция Кучурган, получившая название от р. Кучургана, которую полотно железной дороги переходит за этою станциею своеобразною (двухэтажною каменною трубою. В соседстве со станциею находится большая немецкая колония Страсбург. За Кучурганом рельсовый путь делает крутой поворот на северо-запад и минуя небольшую полустанцию Новосавицкую, расположенную в степной, безлесной местности, направляется к уездному городу Тирасполю. Здесь, в 43 верстах от Раздельной находится станция Тирасполь, расположенная в непосредственном соседстве с городом. Тирасполь лежит на левом берегу Днестра и ныне имеет до 30 тыс. жителей; он весь потонул в садах и виноградниках, но несмотря на это имеет мало привлекательнаго для туриста: пыльныя, плохо содержимыя улицы, самые обыкновенныя, а в большинстве случаев даже мизерныя постройки оставляют далеко неблагоприятное впечатление. Лучше всего содержится местность, занимаемая упраздненною крепостью, где квартируют войска. Тирасполь не принадлежит к числу древних поселений этого края. До присоединения к России Очаковской области в 1791 году здесь существовала молдаванская рыбацкая деревня Суклея; после Ясскаго мира на месте Суклеи была основана крепость и рядом с нею возник город; название ему дано в память о древне-греческом городе Тирасе, который, однако, находился не в этом месте. В Тирасполе, как уже сказано выше, много фруктовых садов и виноградников, и отсюда идут большия партии фруктов во внутренния губернии России. Но замечательно то, что тираспольские жители испытывают недостаток во фруктах и на месте, в Тирасполе, купить мало-мальски порядочных фруктов почти невозможно: весь урожай еще с весны закупается приезжими торговцами, после сбора все отправляется по железной дороге и для продажи на месте ничего не остается.
В 6 верстах от Тирасполя, на правом берегу р. Днестра, находится имение Кицканы Л. Л. Звержхановскаго; имение это не велико, заключает в себе всего только около 1400 десятин, но обращает на себя внимание садами и виноградниками, занимающими пространство до 700 десятин.
От Тирасполя рельсовый путь идет прямо на запад. На лево из окон вагона, виднеется село Терновка, приобретшее в 1897 году печальную известность по разыгравшейся здесь трагической смерти 24 человек старообрядцев, лишивших себя жизни путем погребения заживо. Далее, железная дорога пересекает р. Днестр и вступает в пределы Бессарабии. На 56 версте от Раздельной расположена станция Бендеры.
Станция Бендеры.jpg
Станция Бендеры.

Большое несколько лет тому назад выстроенное по проекту инженера А. В. Кобелева, здание вокзала останавливает на себе внимание путника; оно особенно резко бросается в глаза после маленькаго теснаго здания пассажирской станций в Раздельной, о котором было сказано раньше при описании линии Киев-Одесса. Вокзал в Бендерах с его высокими комнатами и большими окнами является ныне лучшим вокзалом на Бессарабской ветви. Бендеры — бывшая крепость. На разстоянии менее одной версты от этой бывшей крепости, вниз по р. Днестру, лежит город Бендеры с населением более 32 тыс. душ об. пола, ныне уездный город Бессарабской губернии, в общем довольно ординарный и по своей внешности очень похожий на Тирасполь: те-же сады, немощенныя пыльныя улицы и свойственное маленьким городам нашего юга отсутствие оживления и какая-то пустота; приезжему кажется, что он попал в какой то сонный город, где жизнь остановилась. Бендеры известны с эпохи владычества генуэзцев на черноморском побережьи; затем они попали в руки турок, которые создали здесь сильную крепость. С именем этой крепости связано, воспоминание о шведском короле Карле XII, который, будучи разбит Петром Великим под Полтавою, бежал в пределы Турции и долго жил в Бендерах. Во время войн России с Турцией Бендеры неоднократно брали русския войска; но окончательное присоединение состоялось в 1812 году по Бухарестскому миру.

Близ станции Бендеры от линии железной дороги отделяется Варницкая ветвь, направляющаяся к пристани на р. Днестре при сел. Варнице; хлебные грузы, идущие сплавом по реке Днестру, здесь перегружаются в вагоны для дальнейшей отправки по железной дороге.
От станции Бендер рельсовый путь поворачивает на север и некоторое время идет параллельно течению р. Днестра; а далее направляется на запад. На 64 версте от Раздельной лежит небольшая полустанция
Калфа, окрестности которой представляют из себя широкую безлесную степь, перерезанную невысокими пологими пригорками.
Мост на реке Калфе.jpg
Мост на реке Калфе.

Далее, на 77 версте от Раздельной находится станция Бульбоки. Тоже небольшой остановочный пункт, заброшенный в степи и имеющий, главным образом, значение, как место отправки хлебных грузов — пшеницы и кукурузы.
По мере удаления от р. Днестра, на станциях встречается все более и более молдаван, причем, чем дальше углубляешься в Бессарабию, тем представители этой народности являются пред глазами наблюдателя более характерными; в Приднестровьи ярко выраженный молдавский тип уже составляет исключение; здесь они подверглись некоторой руссификации, главным образом, под влиянием смешанных браков с малороссами. В глубине же Бессарабии молдаване сохранились во всей их типичности; между ними то и дело попадаются характерныя физиономии дако-романскаго типа, напоминающия античныя римския изваяния. Тонко очерченный энергичный профиль, открытый лоб, прямой или орлиный римский нос, вьющиеся черные волосы, черные глаза, красиво закинутая голова — все это так и вызывает в воображении какую-нибудь фигуру с древне-римскаго форума. Молдавский язык, несмотря на множество славянских и отчасти турецких слов, несомненно, составляет характерную ветвь романских наречий. Филологи находят в нем, на ряду с древне-латинскими словами и этрусския, которыя давно исчезли даже в литературном латинском языке. В народной жизни сохранилось много обычаев, носящих на себе отпечаток древняго Рима. Кто бывал в Италии, особенно в глубине страны, в глухой италианской провинции, кто присматривался к тамошней народной жизни, тот всегда может подметить у молдаван много общаго даже с современным нам италианским народом. Те же обычаи, та же пища, в которой на первом плане стоит там полента, а здесь — мамалыга; те же возы и арбы, те же ковры, узоры которых, каким то совсем непонятным образом, передаваясь из поколения в поколение, перелетели с берегов Тибра на берега Дуная и Днестра.

P.S. от bunicaSoni:
Фрагмент получается слишком "масштабным". Если вызовет интерес, сообщите - продолжу.
С превеликим уважением низкий всем поклон.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение Gaerlind » 21 янв 2010, 15:44

В этой книге есть несколько направлений, которые задели территорию нашей страны (не только Бессарабская ветвь).
Книга очень интересная. Причем не только по областям, относящимся к нашей стране. Я ее уже читал.
Так что выкладывайте ее целиком :) Думаю, другим будет интересно.

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение bunicaSoni » 21 янв 2010, 19:40

Ура! Вдохновлённая Gaerlind, я продолжаю вместе с вами читать книгу П. Андреева "Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге".
Продолжаем.

На 94-й версте от Раздельной находится станция Мирены, лежащая на границе Бендерскаго и Кишиневскаго уездов. Полотно железной дороги продолжает пересекать по прежнему широкую безлесную равнину, местами распаханную а местами покрытую лугами, на которых пасутся отары овец.
«Здесь лирой северной пустыни оглашая,
«Скитался я...» — говорит А. С. Пушкин в своем стихотворение «К Овидию». Но от прежних пустынь ныне не осталось и следа; теперь Бессарабия принадлежит к числу наиболее густо населенных местностей Европейской России и здесь уже нет свободы для кочевок больших таборов цыган, воспетых А. С. Пушкиным.
«Цыганы шумною толпою
По Бессарабии кочуют
Они сегодня над рекою
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность весел их ночлег
И мирный сон под небесами...»
В начале настоящаго столетия, когда здесь жил Пушкин, по Бессарабии бродили большие цыганские таборы. Ныне массовыя перекочевки с места на место цыганскаго населения воспрещены и цыганские таборы состоят всего-на-всего из двух или трех семейств. Наш поэт идеализировал жизнь цыган, их стремление к безграничной свободе, отвращение к условностям городской жизни. В действительности едва ли много поэтическаго в жизни беднаго племени, ведущаго скитальческую жизнь. В настоящее время табор бессарабских цыган состоит всего из нескольких шатров; кочуют вместе цыгане одного ремесла, напр. кузнецы отдельно, сапожники, башмачники тоже отдельно и т. д. Впрочем, чем далее тем более прививается среди цыган стремление к оседлой жизни; во многих селениях Кишиневскаго и Оргеевскаго уездов ныне проживают цыгане, занимающиеся хлебопашеством; далее, почти в каждом селе Бессарабии живет по нескольку цыганских семейств, занимающихся на ряду с земледелием разнаго рода ремеслами...
Поезд подходит к Кишиневу, который как-то сразу появляется пред глазами путника, что является результатом нахождения города на обширной плоской равнине. Вид города из окна вагона самый обыкновенный: Кишинев не может похвалиться красотою своего местоположения.
Станция Кишинев.jpg
Станция Кишинев
Кишинев находится в 112 вер. от Раздельной. Вокзал, большое здание изящной архитектуры, построен еще во время эксплоатации Бессарабской ветви Русским Обществом Пароходства, Торговли и Одесской железной дороги. Во время сооружения Бессарабской ветви он находился за городом, но теперь Кишинев разросся и тотчас же от вокзала начинается длинная широкая улица, по которой проложены рельсы конно-железной дороги. Внешний вид Кишинева сразу показывает наблюдателю, что это самый обыкновенный провинциальный город: маленькие домики, отсутствие оживления на улицах и какая то не свойственная и совершенно необычная для жителя большаго города тишина...
Кишинев впервые упоминается в первой четверти XV века; в 1788 году он был разрушен турками при отступлении от русских войск и с того времени представлял из себя небольшое селение Кишинку, составляющее теперь нижнюю, старую часть города. Новая, ныне главная часть города, в начале нынешняго столетия была покрыта густым лесом. С присоединением в 1812 году Бессарабии к России и с переводом в Кишинев гражданскаго управления Бессарабской области, население Кишинева стало быстро увеличиваться и старый город, по своей тесноте и нездоровым климатическим условиям низменной местности, сделался неудовлетворяющим своему новому назначению. 2 августа 1834 г. был утвержден план новаго города и с этого времени лесное пространство, песчаное и бугроватое, начало превращаться в ровную покатость, на которой возник новый город с правильно разбитыми кварталами и широкими прямыми улицами, обсаженными деревьями.
Главная улица города носила прежде название Московской, а со времени пребывания в Кишиневе в 1877 году Императора Александра II именуется Александровскою. На этой улице находятся главныя сооружения города: кафедральный собор, памятник Императору Александру II, архиерейский дом, называемый «митрополией», духовная семинария, губернаторский дом, лютеранская кирха и пр.; на эту же улицу выходит городской сад с поставленным в нем памятником Пушкину.
Кафедральный собор стоит среди площади — сквера; колокольня устроена отдельно от храма; входом в сквер и собор служат выступающия на Александровскую улицу, так называемыя, Святыя ворота, свод которых поддерживается 16 колоннами коринфскаго ордена из цельнаго камня. Собор сооружен в 1836 году на счет казны; архитектура его итальянская. В храме погребены архиепископы кишиневские и хотинские: Димитрий и Антоний и архиепископ иринопольский Григорий. На отливку колоколов, по повелению Императора Николая I, было отпущено 1000 пудов меди из турецких пушек.
Памятник Императору Александру II. В Бозе почивающий Император Александр II Николаевич в начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. находился в Кишиневе. Его Величество прибыл в Кишинев 12 апреля 1877 года, в 9 часов утра. Встреченный в местном кафедральном соборе духовенством во главе с епископом Павлом, Император отправился на Рышкановское скаковое поле, где, после молебствия, был обнародован высочайший манифест об объявлении войны Турции, а затем епископ благословил войско в поход. Делая почти ежедневно смотры войскам, отправлявшимся на войну, Император пробыл в Кишиневе по 20 апреля. Для увековечения времени пребывания Императора в Кишиневе поставлен памятник, составляющий украшение города. Памятник состоит из фигуры Императора во весь рост, в царской порфире; правая рука держит свиток, на котором вырезано: «12 апреля» (день объявления манифеста о войне); левая рука опущена на установленную на пьедестале державу. На лицевой стороне мраморнаго постамента помещена надпись: «Царю-Освободителю Александру II 19 февраля 1855 г. — 1 марта 1881 г.» У постамента, по углам, укреплены двухглавые орлы с распростертыми крыльями, а весь памятник окружен красивою цепью, прикрепленною к гранитным тумбам.
Памятник А. С. Пушкину. Поэт прожил в столице Бессарабии с последних чисел сентября 1820 г. по июнь 1823 года. Памятник Пушкину сооружен в городском саду на круглой площадке. Он имеет весьма скромный вид: на каменном квадрате установлена небольшая колонна из темнаго отшлифованнаго гранита, вверху которой укреплен удачно исполненный бюст поэта с обнаженной головой и с накинутым на плечи плащем. Внизу колонны, на выступающем из нея квадрате, вырезаны надписи: на лицевой стороне — «Пушкину 26 мая 1885 года» (день установки памятника), а на задней стороне:
«Здесь лирой северной пустыни оглашая / Скитался я... 1820, 1821, 1822, 1823».
Годы означают время пребывания поэта в Кишиневе. От памятника идет вглубь сада густая липовая аллея, в которой поэт часто прогуливался и отдыхал. В честь его она названа Пушкинскою.
Кишинев, являясь административным центром Бессарабии, в тоже время имеет довольно большое торговое значение. Обороты местной торговли сосредоточиваются главным образом на операциях с кукурузою, пшеницею, виноградом, вином, шерстью, табаком и фруктами, как свежими, так и сушеными. За последние годы особенно развивается отправка отсюда сушеных фруктов, которые идут во внутренния губернии и постепенно вытесняют фруктовые консервы заграничнаго происхождения.
Что касается фабрично-заводской промышленности г. Кишинева, то таковая стала развиваться лишь в самое последнее время; ныне здесь действует большая паровая мукомольная мельница, несколько табачных фабрик, винокуренный завод, производящий, между прочим, коньяк, и еще несколько мелких фабрично-заводских предприятий, принадлежащих к категории повсеместно распространенных предприятий.
За Кишиневом рельсовый путь принимает северо-западное направление. Местами появляются и сопровождают полотно дороги холмы и пригорки. Встречающиеся по пути селения и местечки окружены виноградниками, являющимися во многих пунктах Бессарабской губернии едва ли не главным источником дохода. Виноградарство в Бессарабии распространено повсеместно, как у крестьян, так и у помещиков. Крестьянские сады поставлены весьма плохо; у них разводятся исключительно местные сорта винограда и при том посадка виноградных лоз производится в премежку с фруктовыми деревьями, развесистыми орехами и проч.; даже случается видеть среди виноградных кустов гряды овощей, посевы кукурузы. На помещичьих землях, дело разведения винограда, поставлено значительно лучше; разводятся лозы, вывезенныя из Франции, производится своевременно перекопка виноградников, подрезка и очистка лоз. В Бессарабии под виноградниками занято до 70 тыс. десятин земли и одно это уже показывает значение виноградарства для местнаго населения. Сбор винограда производится иногда в конце августа, иногда 8 сентября и бывает в полном разгаре около половины сентября. Урожай винограда в отдельных частях губернии весьма различен. В переводе на вино, максимальный урожай доходит до 2000 ведер с десятины, но в Кишиневском уезде обыкновенным урожаем считается до 400 ведер с десятины. Почти повсеместно в Бессарабии вино продается молодым; понятно, цена на такое вино стоит самая низкая, по вино охотно раскупается одесскими, московскими и варшавскими торговцами, для которых дешевое бассарабское вино является материалом для фабрикации смесей, выпускаемых под громкими французскими названиями. Виноделие в Бессарабии сделало большие успехи за последние десять-пятнадцать лет, когда явился усиленный спрос на русския вина. Наибольшей известностью пользуются вина землевладельцев: Казимира, Томульца, кн. Манук-Бея, Кристи, Дерожинскаго и Понсэ.
На 136 вер. от Раздельной лежит станция Страшены, в 2 верстах от большаго промышленнаго местечка Страшени, ведущаго торговлю зерновым хлебом и имеющаго значение как местный рынок, на который свозится хлеб для продажи окрестным крестьянским населением.
Далее, на 159 версте от Раздельной расположена станция Калараш. Около самой станции находится принадлежащее М. А. Дерожинскому имение Тузоры, где ведется на самых широких началах виноделие и эксплоатация фруктовых садов. В имении имеются фруктовый водочный завод, фруктово-химический для переработки винно-каменной кислоты, развито производство сухих фруктов американской сушки. Вообще имение Тузоры, занимающее площадь в 1.100 десятин, можно отметить, как образец благоустроеннаго южно-русскаго хозяйства с технической переработкой продуктов земледельческой культуры. Г. Дерожинский лично ведет хозяйство уже 35 лет и является у нас в России пионером в деле производства фруктовых консервов и отчасти виноделия. В настоящее время в имении Тузоры под фруктовыми садами находится 210 десятин, а под виноградниками — 70 десятин земли. О размерах производства фруктовых консервов нет точных данных, но судя по тому, что чернослив Дерожинскаго получил широкое распространение и его можно найти во всех лучших магазинах Одессы, Киева, Москвы и Петербурга, должно прийти к заключению, что производство консервов в имении Тузоры — дело большое и имеющее далеко не маловажное значение в общем итоге промышленнаго развития нашего юга.
За станциею Каларашем местность изменяется; начинают появляться группы невысоких гор, которыя то сопровождают рельсовый путь, то прорезываются полотном дороги. Горы эти пологи, покрыты местами травой, местами засажены фруктовыми садами и виноградниками; очертания их мягкия; оне разнообразят ландшафт, но не дают величественных картин горных стран. Здесь природа не подавляет человека, а разсыпая свои блага — плодородную почву, мягкий здоровый климат — призывает к дружной работе на пользу общую...
Минуя небольшую промежуточную станцию Корнешты, лежащую в 180 верстах от Раздельной, рельсовый путь делает несколько поворотов, обходя встречающиеся возвышенности, и направляется к станции Пырлице, находящейся в 198 верстах от Раздельной. За этой станцией полотно железной дороги делает поворот на юго-запад и почти без всяких уклонений в стороны направляется к реке Пруту, где при местечке Унгени, в 212 верстах от Раздельной находится станция Унгени, конечный пункт Бессарабской ветви. Река Прут, служащая границей между Россией и Румынией, катит свои волны в высоких извилистых берегах, спускающихся к воде пологими скатами. М. Унгени ведет значительную торговлю зерновым хлебом, сплавляемым сюда с верховья р. Прута; затем здесь находится таможня; вообще м. Унгени имеет значение, как пограничный торговый путь.
Станция Унгены.jpg
Далее, за Унгенами начинается сеть румынских железных дорог и ближайшим более важным пунктом является город Яссы, самый значительный, после Букарешта, город в Румынии.

Дунайская ветвь

Бендеры, станция Бессарабской ветви, служит исходным пунктом Дунайской ветви. Рельсовый путь, направляясь от названной станции прямо на юг, огибает город Бендеры и некоторое время идет почти параллельно течению р. Днестра; затем, полотно железной дороги уклоняется в сторону и сделав поворот на юго-запад, подходит к станции Каушаны, находящейся в 23 верстах от Бендер. Ныне Каушаны большое промышленное местечко, ведущее значительную торговлю хлебом и скотом. Но не далее, как в средине прошлаго столетия здесь находилась сильная крепость, бывшая летнею резиденциею ханов Буджакской орды. От этой орды ныне осталось название Буджак, присвоенное южной части Бессарабии. С XVI века Буджак был заселен ногайцами, разделившимися на орды и прославившимися своими набегами на соседния страны. В Подолии и Украйне они были извесны под именем Буджаков и Буджацких татар. В настоящее время на месте прежних татарских кочевок находятся колонии, разведены виноградники и фруктовые сады.
От станции Каушан рельсовый путь принимает западное направление и идет долиною реки Ботны. Окружающая местность отличается своим плодородием; посевы пшеницы сменяются полями кукурузы; встречающиеся по пути селения и местечки уже своим внешним видом доказывают зажиточность местнаго населения. На 35 версте от Бендер лежит станция Заим, в районе которой находится целый ряд зажиточных немецких колоний, каковы: Бородино, Березино, Клястиц, Гофнугсталь, Новая Павловка и Формушики. Во всех этих колониях главное занятие жителей — хлебопашество, но также большое значение имеют здесь овцеводство и садоводство.
От станция Заим рельсовый путь продолжает итти по левому берегу р. Ботны, па 52 версте пересекает таковую 40-саженным мостом и на 54 версте подходит к станции Кайнары, которая имеет значение исключительно как промежуточный остановочный пункт, причем, вследствие сравнительной близости Бессарабской ветви, а равно поворотов, которые делает здесь Дунайская ветвь, сфера влияния этой станции крайне ограничена.
Далее, на 77-й версте от Бендер расположена станция Злотий, от которой рельсовый путь делает крутой поворот на юг, направляясь первоначально параллельно течению р. Прута, а затем постепенно приближаясь к таковому.

На 94 вер. от Бандер расположена станция Скиносы, в 10 верстах от которой находится м. Чимишлия. Это большое торговое местечко красиво раскинулось по возвышенности, прилегающей к правому берегу речки Когильнику; в нем до 4000 жителей, и оно имеет значение, как местный хлебный рынок, на который свозится хлеб из соседних селений; обороты Чимишлии по торговле хлебом определяются суммою более 500.000 рублей в год.
За Скиносами рельсовый путь продолжает итти на юг, следуя вдоль праваго берега реки Скиносы. Кругом широкая, безлесная степь, частию распаханная, а частию остающаяся лугом, на котором пасутся стада овец. Овцеводство здесь до настоящаго времени составляет видную отрасль местной производительности и торговля шерстью является не маловажною статьею дохода в бюджете болгар и немцев-колонистов. Временами поезд проносится мимо болгарских и немецких колоний, вокруг которых зеленеют сады и виноградники. Дома в колониях солидные, окруженные содержимыми исправно хозяйственными пристройками. Видно, что здесь на благодатном юге, среди тучнаго чернозема, дающаго хорошие урожаи, живется легче, чем на угрюмом севере, где борьба с природою и разными неблагоприятными условиями, требует затрат такой массы сил, что нередко подрывается энергия... Здесь природа сама идет навстречу желающим работать, разсыпая свои дары, и людям остается только направлять естественныя силы края на пользу общую...

На 117 версте от Бендер лежит станция Лейпцигская.

P.S. от bunicaSoni. А что ещё видел автор из окна вагона, мы узнаем в следующий раз.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение rimty » 21 янв 2010, 19:55

я этот путеводитель уже упоминала здесь
тогда никто не заинтересовался ... :roll:

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение bunicaSoni » 21 янв 2010, 20:17

Как жаль, что ранее не оценили по достоинству: ведь это прелесть, как хорошо читается. Вы со мной согласны, дорогая Rimty?

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение rimty » 21 янв 2010, 20:23

bunicaSoni писал(а): это прелесть, как хорошо читается. Вы со мной согласны, дорогая Rimty?
Согласна, конечно. Моя недоработка, что не представила эту находку
должным образом.

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение bunicaSoni » 26 янв 2010, 00:52

Продолжаем "кататься" по юго-западной ветке.

Станция Лейпцигская
Здесь рельсовый путь подходит к границам Аккерманскаго уезда; в нескольких верстах от станции находится большая немецкая колония Лейпциг, которая помимо своего значения как местный хлебный рынок, обращает на себя внимания как едва-ли не единственный в южной Бессарабии фабрично-заводской центр; в Лейпциге ныне действует три больших паровых мукомольным мельницы, табачныя и суконныя фабрики, а также небольшой завод сельскохозяйственных машин и орудий; последний, впрочем, более занимается ремонтом и починкою машин; самостоятельное же изготовление весьма ограничено.
За Лейпцигской, рельсовый путь пересекает р. Когильник мостом в 44 с. и, обходя встречающиеся возвышенности, направляется к станции Кульмской, находящейся на 137 верстах от Бендер. Станция эта получила свое название от расположенной вблизи нея большой колонии Кульм, находящейся на правом берегу р. Когильника. Берега последняго усеяны целым рядом селений и колоний, утопающих в садах и виноградниках. Эта часть южной Бессарабии принадлежит к наилучшим местностям края как по своему плодородию, так и по климатическим условиям. В 10 верстах от станции Кульмской лежит богатая немецкая колония Тарутино, представляющая значительный торговый центр и местный хлебный рынок с оборотом более 1 ½ миллиона рублей в год. Наконец, в районе станции Кульмской находится м. Комрат, населенное главным образом болгарами. Местечко это лежит на берегу р. Ялпух и основано близ старой Ногайской усадьбы, получившей название от слов комур-ат, т. е. гнедой жеребец. В Комрате ныне до 6.000 жителей, ведется значительная торговля хлебом, вином и фруктами; кроме того, здесь находится реальное училище.
За станцией Лейпцигской рельсовый путь выходит на водораздел между реками Кундук и Лунга, местами полотно дороги пролегает среди низких пологих холмов, покрытых южною степною растительностью и прорезает большия селения, тянущияся длинною линиею вдоль полотна. Далее, железнодорожый путь спускается в долину р. Лунги, где расположена станция Чадыр-Лунга, находящаяся в 158 вер. от Бендер. За этой станцией рельсовый путь продолжает следовать по долине реки Лунги, а не далеко от впадения последней в р. Ялпух находится станция Тараклия, лежащая в 182-х верстах от Бендер; район этой станции не представляет никаких исключительных особенностей. За Тараклией рельсовый путь спускается в долину реки Ялпуха, составлявшей вплоть до последней русско-турецкой войны, государственную границу между Россией и Румынией.
На 204-й версте от Бендер находится станция Траянов-Вал, одна из больших станций Дунайской ветви, расположенная вблизи заштатнаго города Болград и напоминающая своим названием эпоху владычества римлян в древней Дакии, нынешней Бессарабии. В этом пункте железная дорога пересекает Нижний Траянов Вал, который является остатком древности, свидетельствующим о совершавшихся здесь переворотах. Траянов Вал или в просторечии «Траян», окружающий Буджак, начинается близ впадения речки Ботны в Днестр у села Киркаешты и, направляясь к западу под названием Верхняго Траянаго Вала, проходит поперег Бендерскаго уезда и затем у м. Леова подходит к р. Пруту; от Леова склоняется к югу и идет по левому берегу р. Прута до села Вадалуй Исаки; отсюда поворачивает на восток и, под названием Нижняго Траяноваго Вала, тянется ломанными линиями, почти по самой границе, существовавшей вплоть до последней восточной войны, к озеру Сасык. Вышина валов доходит в настоящее время до 4 сажень по одному этому можно судить о первоначальной вышине их за 16 или 17 столетий назад. Когда и кем сооружены Траяновы Валы — положительно не известно; но археологи склоняются к тому, что они возведены басторнами, жившими здесь до III века христианской эры. Название же их Траяновыми, сохранившееся доселе в народной памяти, весьма вероятно указывает на то время сооружения валов, когда римский император Траян, в конце I и начале II века по Р. X., вел войны против Даков, обитателей Бессарабии. Название это так утвердилось между туземцами, что они слово «Траян» обратили в нарицательное для всех вообще древних валов, встречающихся во многих других местах Бессарабии. Раскопки многочисленных древних римских курганов этой местности дали немало интереснаго археологическаго материала.
За станцией Траяновым Валом рельсовый путь делает поворот на юг и входит, мимо обильных рыбою озер, в долину рек Прута и Дуная. Местность эта, можно сказать, сплошной сад: виноградник следует за виноградником, а в перемешку с ними находятся плантации фруктовых деревьев, в особенности грецких орехов; в проносящихся мимо селениях видны чимурныя (т. е. глинобитныя) постройки, крытыя камышем, вокруг которых царит изумительный порядок и безукоризненная чистота; все свидетельствует о довольстве и зажиточности обывателей, среди которых особенно бросаются в глаза в своих нарядных красивых куртках — кагаузы — местные жители — магометане. Вся долина рр. Прута и Дуная поражает своим плодородием: что ни посеешь, дает плод в изумительном изобилии; есть места, владельцы которых получают до 30 кило кукурузы с фальги, т. е. 55 четвертей с десятины. Это, конечно, не заурядное явление, но тем не менее до известной степени характеризует положение дела. Вино качеством своим здесь не высоко, но выходы его также поражают изобилием; десятина виноградника дает 800-1000 ведер, так что ведро с куста винограда не считается выходящим из ряда урожаем. Лесов нет; но отсутствие лесов вознаграждает обилие камыша, который идет не только на топливо, но употребляется даже в качестве строительнаго материала. Из него делаются не только крыши, но все заборы и ограды, а из одной породы камыша, так называемой папуры, довольно прочныя рогожи и циновки. Ко всем этим богатствам, даруемым землею, необходимо добавить еще обилие прилегающих к р. Дунаю озер рыбою. На 227 в. от Бендер расположена станция Волконешты, от которой начинается довольно заметный спуск с плоских возвышенностей в долину р. Дуная; здесь рельсовый путь идет параллельно течению р. Прута.
На 243 вер. от Бендер находится станция Этулея, называвшаяся ранее «Чишме», за которою полотно дороги делает поворот на запад и направляется в некотором разстоянии от озера Кагула к станции Рени, находящейся в 268 верст. от Бендер.
Станция Рени.jpg
Путь от Этулеи до Рени — один из живописнейших на Юго-Западных дорогах. Проезжая большею частью косогорами по местности, называемой «Балан», восхищенный взор путешественника обнимает цветущую картину Дунайской долины у ног своих со сверкающими вдали волнами мощнаго Дуная, оживляемаго массою зеленых островков; а далее уже различаются суда, пароходы, лодки, виднеется пристань у города Рени — и далеко в синем тумане очертания большого города — Галаца.
Станция Рени.jpg
Г. Рени небольшой, чистенький, с населением до 7.000 чел.; длинным полукругом омывают его синия волны Дуная, который здесь широкою, величественною лентою разделяет между собою владения России и Румынии. В нескольких верстах выше Рени, в Дунай впадает тоненькою змейкою Прут. За Дунаем виднеется пологий правый берег, местами поросший деревьями и кустарниками. Положение Рени великолепно: Дунай здесь является просто продолжением моря, столбовой дороги всемирнаго торговаго движения. Большия морския суда, пароходы в 1.200 тонн и более свободно плавают по Дунаю. Однако, не смотря на это, торговое значение Рени весьма ограничено, что является прямым последствием конкурренции румынскаго порта Галаца, лежащаго в непосредственном соседстве с Рени и своими широкими оборотами, и своим международным значением, в смысле главнаго коммерческаго центра Румынии и всего побережья Прута и южнаго Дуная, мешающаго развитию небольшаго нашего городка.

P.S. от буники Сони.
Так мы добрались-доехали до Елисаветградской ветви, а за ней - Новоселицкая ветвь.
На этом направлении путника, путешествующего железной дорогой, ожидали встречи и знакомства со многими губернскими городами и уездными городками, крупными станциями и небольшими полустанками во множестве своём раскинувшимися по просторам юга Царской России.
Мерно покачиваясь в такт движения и потягивая горячий чаёк из казённого стакана в филигранном подстаканнике, видеть мог праздный на время пути обыватель проносящиеся за окошком Балту (основанную князем Иосифом Любомирским); Ольвиополь (Первомайск); крупный по тем временам Елисаветград (жителей до 65 тыс., а ещё это "значительный центр и люди здесь живут культурную жизнью, не отставая от века"); Слободку и Колбасную, "за которою рельсовый путь делает поворот на юго-запад".
О ст. Колбасной читаем: "...холмы и пригорки становятся выше, поезд то проносится с грохотом по перекинутым чрез овраги и балки мостикам, то идет среди выемок; повороты железнодорожнаго полотна для обхода встречающихся неровностей почвы замечаются чаще. Из окон вагона уже не открывается необозримая равнина степей; здесь нет той шири и простора, которые захватывают путника при проезде по Бессарабской и Елисаветградской ветвям; но за то окружающие ландшафты разнообразнее; один вид сменяется другим, при чем по мере приближения к р. Днестру, местность становится все более и более живописною".
А там и Рыбница показалась. Её автор описывает довольно подробно.

Рыбница, расположенная близ берега р. Днестра. Самое м. Рыбница лежит между железнодорожным полотном и рекою; оно раскинулось по высотам спускающимся к р. Днестру и отличается живописностью своего местоположения; с высот, окружающих Рыбницу, виден извивающийся в крутых берегах Днестр, из вод котораго подымаются зеленеющие острова и островки, а далее бессарабский, более пологий, но не низкий берег, по которому широко раскинулось м. Резени. В Рыбнице ныне до 3.000 жителей и оно вместе с помянутым местечком Резени составляет пункт, к которому доставляются по р. Днестру хлебные грузы, поступающие здесь на железную дорогу для отправки на рынки сбыта. В 6 верстах от Рыбницы, на правом берегу р. Днестра, расположено имение Н. К. Апостолопуло "Сахарня"; имение это сравнительно не велико (1.600 дес.), но обращает на себя внимание, по образцовой постановке виноделия; виноградники разведены на склоне к реке и занимают площадь в 250 дес. Вина из имения Сахарня пользуются большою известностью в крае. За Рыбницей железная дорога пересекает реку Днестр мостом в 155 сажень, который устроен с приспособлением для проезда экипажей, при одновременном движении поездов, при том с расположением проезжих частей в разных уровнях; по верху моста проложены рельсы для железнодорожнаго движения, а ниже находится путь для передвижения на лошадях и для пешеходов. От р. Днестра начинается самый интересный участок Новоселицкой ветви. Здесь местность крайне не ровная, пересеченная высокими холмами; овраги и глубокия долины рек сменяются возвышенностями, круто спускающимися в равнины; с гор бегут ручьи и речки, низвергаясь в глубокие овраги водопадами. Всё это делает участок от Рыбницы весьма живописным, с каждым поворотом колеса вагона открываются все новыя и новыя картины, что производит особенно сильное впечатление после утомительнаго однообразия безконечных равнин, среди которых пролегает большая часть наших железных дорог. Но то, что ласкает глаз и делает поездку приятным развлечением, было источником громадных затруднений при постройке. Сооружение целаго ряда мостов, устройство выемок в сплошном каменистом грунте, насыпей, подпорных стенок, прокладка водоотводных труб и возведение целаго ряда других сооружений, необходимых для полной безопасности пути требовали затраты значительнаго времени, энергии и самых тщательных изысканий.

Можно смело сказать, что Новоселицкую ветвь, с которою неразрывно связано имя ея главнаго строителя инженера Д. А. Андриевскаго, Председателя Правления, а ранее того, управляющаго Юго-Западными железными дорогами, во многих местах следует признать новою победою техники над естественными препятствиями.
...Живописность местности здесь во многом напоминает лучшия места Земмеринга и альпийских дорог. Далее, на перегоне от Рыбницы останавливает внимание тоннель длиною в 75 саж.; расположенный, выражаясь технически, на кривой, т. е. рельсовый путь внутри тоннеля делает поворот; ширина тоннеля расчитана на два пути, но в настоящее время, как и везде на Новоселицкой ветви, проложена только одна пара рельсов.
Станция Рогожены.jpg
На 65 в. от Слободки расположена станция Шалданешты, окрестности которой как по своему внешнему виду, так и в отношении производительности представляют типичную картину северной Бессарабии; куда не оглянешься, везде холмы и невысокия горы, подпирающия волнистой линией небосклон и покрытыя зелеными коврами озимей или полосами кукурузы. Далее, на 80 версте от Слободки находится станция Кобыльня, в районе которой находится много виноградников, фруктовых садов и табачных плантаций. За станцией Кобыльней рельсовый путь делает ряд поворотов, обходя встречающиеся возвышенности, извиваясь среди долин и пересекая овраги и речки. На 107 версте от Слободки расположена станция Рогожены, от которой рельсовый путь, направляясь к берегам р. Реута, вновь делает ряд поворотов; местами из окон вагона открываются чудные виды по обе стороны пути, а местами полотно дороги проходит в сплошных каменных выемках и поезд несется по какому то гигантскому корридору, среди каменных стен, напоминающих выемки в меловых формациях Англии, но с тою разницею, что у нас над путником синеет безоблачное бессарабское небо.
Меловая выемка близ станции Флорешты.jpg
Минуя находящуюся на 131 версте от Слободки станцию Флорешты, имя которой прекрасно гармонирует с окружающею цветущею природою, рельсовый путь направляется почти прямо на запад к уездному городу Бельцам; станция Бельцы находится в 161 версте от станции Слободки и в 3-х верстах от города, который широко раскинулся на плоской равнине при впадении речки Реуцела в Реут (приток р. Днестра). Бельцы мало интересный город; широкия пыльныя улицы, маленькия, в большинстве случаев одноэтажные домики, из которых многие имеют какой то жалкий вид, все показывает, что это глухая провинция; особенностью Бельц является почти полное отсутствие зелени, что представляется совершенною противоположностью по сравнению с другими городами Бессарабии, утопающими в садах и виноградниках. Среди города находится жиденький бульвар, содержимый крайне неопрятно; жителей 18 ½ тысяч. Некоторое значение город Бельцы имеет в деле торговли скотом, для котораго он служит этапным пунктом при следовании из Херсонской и Бессарабской губерний в Привислянский край.
За Бельцами рельсовый путь принимает северное направление и входит в пределы Сорокскаго уезда Бессарабской губернии; здесь местность, перерезываемая железнодорожным полотном более ровная; хотя и встречаются холмы, но они пологи, имеют мягкия очертания; местами дорога пересекает равнину, напоминающую наши южно-русския степи и тогда вдали виднеются селения, окруженныя виноградниками и фруктовыми садами. На 191-й версте от Слободки находится станция Дрокия, которая будучи расположена среди местности отличающейся своим плодородием, служит важным пунктом в деле отправки хлеба в зерне.
Далее следует находящаяся на 231 версте от Слободки станция Дондюшаны, служащая промежуточным остановочным пунктом и тоже имеющая значение, как место отправки значительных партий зерновых продуктов. За Дондюшанами рельсовый путь принимает северо-западное направление; окружающая местность попрежнему носит на себе характер обширной равнины, перерезанной пологими холмами.
На 247 версте от Слободки расположена станция Окница, которая в железнодорожном отношении имеет значение как пункт соединения Новоселицкой ветви с Могилевскою ветвью, устанавливающею связь северной Бессарабии с Жмеринским железнодорожным узлом. Положение станции Окницы в пункте пересечения двух ветвей, сделало ея местным железнодорожно-административным центром; здесь находятся управления участками пути и тяги, основное депо, мастерския для малаго ремонта паровозов и вагонов. М. Окница, лежащая в нескольких верстах от станции, маленькое поселение, не имеющее никакого особаго значения и несколько оживившееся только после проведения железной дороги и устройства в соседстве с ним станции. В 10 верстах от станции Окницы находится заслуживающее упоминания имение Чернолевка К. Ф. Казимира; имение это одно из лучших в северной Бессарабии, земли 4000 десятин, из которых 450 десятин дубоваго леса; почва — богатейший чернозем, незнакомый до сих пор с удобрением.
За станцией Окницей рельсовый путь вступает в пределы Хотинскаго уезда; по сторонам железнодорожнаго полотна видна обширная равнина, которая временами принимает даже до некоторой степени степной характер; но это не то, что типичныя обширныя необозримыя южно-русския степи; поверхность везде сохраняет волнообразный характер; часто встречаются перелески и ручьи, текущие обыкновенно по дну глубоких балок и оврагов.
На 270 вер. от Слободки лежит станция Романкауцы, за которою начинают встречаться известковые холмы, где добывается известь, идущая на сахарные заводы Подольской губернии, Здесь рельсовый путь идет почти параллельно течению р. Днестра, в разстоянии 10-15 верст и пересекает овраги и балки принадлежащие к системе этой реки. Северная часть Хотинскаго уезда, перерезываемая железнодорожной линией, идущей от Окницы представляет весьма характерную местность в климатическом отношении; засухи здесь неизвестны и жители не редко даже жалуются на избыток влаги; по словам многих местных хозяев, самыми урожайными годами бывают годы сравнительно сухие; полные неурожаи бывают здесь очень редко; хлеб на мало мальски подходящей почве развивается роскошно, особенно солома иногда даже во вред зерну. Фруктовые сады растут очень быстро без всякой поливки, даже огороды почти не поливаются. Виноград здесь растет тоже очень скоро и в одно лето достигает гораздо больших размеров, чем на юге Бессарабии, но виноград по качеству очень плох и не всегда созревает. В 12 верстах от станции Романкауцы находится м. Бричаны, расположенное в неглубокой балке, по которой протекает болотистый ручей Лапотник; в местечке этом более 7.000 жителей и оно принадлежит к числу важнейших пунктов северной Бессарабии, ведя большую торговлю скотом; на базарах в Бричанах устанавливаются цены на скот и цены эти оказывают влияние на весь ход торговли скотом во всем Хотинском уезде и прилегающих уездах Подольской губернии. Минуя за сим небольшую промежуточную станцию Яноуцы, лежащую на 292 версте от Слободки, рельсовый путь делает несколько поворотов и подходит к станции Ларге, расположенной в 312 верстах от станции Слободки. Сама по себе Ларга небольшой остановочный пункт, мало интересный для туриста, но в 25 верстах от нея находится уездный город Хотин, расположенный на возвышенном правом берегу р. Днестра, в 5 верстах от австрийской границы.
Город этот, заключающий в себе до 18 тысяч жителей, видом своим напоминает скорее большую деревню. В особенности летом совсем почти не видно городских домов и построек: он весь утопает в обильной зелени садов и лишь какия нибудь два-три каменных здания да церковный купол напоминают посетителю, что пред ним все таки город. Поэтому летом город смотрит гораздо интереснее и оживляется приезжими на время дачнаго сезона, для купанья в Днестре. Зато жить здесь во время "грязнаго сезона" — осенней слякоти или весенней распутицы — очень непривлекательно; в такую пору ни один из обитателей города не может показаться на улицу, не рискуя утонуть в глубоких лужах грязи. В этом отношении, впроем, город Хотин мало чем отличается от других мелких, городишек Бессарабии. Ни один турист, попавший в эту местность не упустит случая сделать лишних 25 верст, чтобы осмотреть развалины Хотинской крепости. Обнесенная высокими валами, крепость эта почти со всех сторон скрыта от глаз приближающагося к ней зрителя. Наслышавшись от других об этой колоссальной постройке, невольно удивляешься, что ни одна часть, ни одна крыша крепости не выдается над ея валами. Проходишь ворота и видишь только несколько полуразрушенных кирпичных домов или казарм восточной архитектуры и гордо поднимающийся между ними минарет. Этот остаток магометанства, на котором, однако, успели уничтожить самое большее его украшение — мраморный купол, — уцелел только благодаря чрезвычайной прочности своей постройки, неподдававшейся никаким усилиям местных обывателей, безцеремонно отыскивавших здесь строительный материал для своих построек. Но проходишь еще несколько шагов и перед глазами открывается вся крепость, т. е., собственно говоря, цитадель, построенная внизу, на самом берегу реки; зрителя поражают грандиозные размеры и прочность постройки стен цитадели. При более внимательном осмотре замечаются на стене разные орнаменты, произведенные вставленными между серыми камнями красными большими кирпичами. Узоры эти, горизонтально идущие вдоль стен, в верхних двух рядах своих состоят из однообразных повторений изображения лесенки, с крестом на верху, и затем следующие ряды состоят из повторяющихся, вставленных один в другой, нескольких квадратов. Несколько больших вставленных частей, в которых уже не хватает, этих украшений, показывают, какия жестокия сражения, отмеченныя в истории края, выдержала крепость.
Цитадель окружена довольно глубоким рвом (10 саж.), на дне котораго струится едва заметный ручеек, берущий свое начало далеко за валами крепости, в городе. В старыя времена, вероятно ручей этой приносил более обильное количество воды, так как в примыкающей к этому оврагу стене сделан нарочно каменный шлюз для задержания воды, в случае осады крепости. Через тот же овраг перекинут мост, соединяющий еще довольно сохранившуюся каменную мостовую, ведущую из крепости в "старый" город, где однако, мостовая эта никогда не поддерживалась, а даже часто служила материалом для построек местных обитателей.
Совершенно другой вид принимает крепость со стороны реки. Здесь замечается, что главныя стены ея сходятся к одной главной тупоугольной башне. Направо, вдали виднеется упомянутый выше минарет и небольшия постройки; налево, внизу, широкой лентой течет Днестр, исчезая далеко-далеко между скалистыми и поросшими кустарником берегами.
Не менее интереса представляет также внутренний вид цитадели с множеством подземных погребов и ходов. Для археолога знатока найдется здесь не мало материала для изследований. Смешанные стили украшений свидетельствуют о неоднократном переходе укрепления из одних рук в другия. Здесь встречаются и турецкия надписи, и символические знаки.
История Хотина тоже представляет не мало интереснаго. Основание города приписывается предводителю Даков, Котизану, в III ст.; во время владычества генуэзцев город был укреплен; в XVII ст. он попадает поочередно во власть поляков, козаков Украйны, турок и молдаван; в 1711 г. он окончательно достается туркам. Во время войны Турции с Россией Хотин был несколько раз взят русскими войсками под предводительством Миниха и кн. Голицына. В 1811 г. город сдался на капитуляцию ген. Эссену и в 1812 г. присоединен к России вместе с Бессарабией. В 1856 г. крепость была упразднена.
От станции Ларги рельсовый путь поворачивает к югу и направляется к берегам реки Прута; на 335 версте от станции Слободки расположена станция Липканы, в соседстве с которой находится большое торговое местечко Липканы; оно лежит на возвышенностях, по левому берегу р. Прута, на главном почтовом тракте Бессарабской губернии и на прямом пути в молдаванские города Ботушаны и Яссы. Местечко это существовало еще во времена самостоятельности Молдавии и Валахии; оно было населено выходцами из Литвы, известными под именем "липкан" или курьеров, на обязанности которых было доставление депеш, а также сборы податей, наряды подвод или рабочих, розыски преступников и другия полицейския обязанности; от них и местечко получило свое название. В настоящее время м. Липканы составляет частную собственность и принадлежат княгине Гика. За Липканами рельсовый путь делает крутой поворот и направляется прямо на запад, следуя по левому берегу р. Прута, который служит здесь границею между Россиею и Румыниею; полотно железной дороги пролегает по низменной долине; виднеются небольшия болотистыя озера, поросшия камышем; на полях встречаются, так называемыя, "мочары", т. е. места, на которых в течение всего лета застаивается дождевая вода.
Налево из окон вагона временами блеснет река Прут, а направо, за низменной болотистой равниной, на горизонте видны холмы покрытые перелесками. Начиная от Ларги, на станциях показывается все более и более руссинов или как их зовут по местному руснаков; слышавшаяся прежде молдаванская речь сменяется русинским языком, почти тождественным с малороссийским и чувствуется близость Буковины, где население сплошное руссинское, составляющее ветвь огромнаго племени, заселяющаго южную Россию, Украйну, Юго-Западный край и Галицию.
Минуя небольшую промежуточную станцию Мамалыгу, лежащую в 354 верстах от Слободки, рельсовый путь продолжает итти на запад, при чем несколько удаляется от берега р. Прута. На 375 версте от Слободки находится Новоселица, конечная станция Новоселицкой ветви. Мест. Новоселица лежит при реке Пруте и небольшой речке Ракитне, на границе с австрийской Буковиной и принадлежит князю Стурдзе. В нем до 4.000 жителей; оно имеет большое торговое значение, как пограничный пункт с таможнею 1 класса. Из числа зданий в местечке останавливает на себе внимание дом князя Стурдзы с прекрасным садом. Новоселицкая ветвь, примыкает к Львовско-Черновицкой железной дороге; на австрийской стороне р. Прута расположено м. Новоселица-Австрийская, а далее в 20 километрах по железной дороге г. Черновцы, главный город Буковины.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение Gaerlind » 26 янв 2010, 01:43

Как жаль, что начало этой очень увлекательной книги утрачено (единственный сохранившийся экземпляр этой книги не имеет обложки и первых глав).

Аватара пользователя
bunicaSoni
Местный
Местный
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 19:56
Откуда: Я — житель маленького городка, но никогда не покину его, чтобы он не стал ещё меньше. (Плутарх)

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение bunicaSoni » 26 янв 2010, 02:55

Конечно, жаль! Теперь бы позаботиться, чтоб сохранившаяся часть книги не пошла на фунтики для семечек. Я так поняла, что "останки" хранятся на Украине, а учитывая историческую ситуацию и "бережное отношение" братского украинского народа ко всему, что относится к русской культуре...
Знаете, я когда-то год преподавала в муз. лицее Рахманинова, так вот нам с коллегой из музея Пушкина притащили огромную стопку дореволюционных книг, журналов и всякой иной раритетно-архивной печатной продукции. Объяснение было банальным: хранить нет возможности. Там были такие вещи, от которых иной ценитель кровавыми слезьми зальётся. В частности, первые (!) журнальные публикации Куприна... Ох, да что говорить!.. Мы в кабинете литературы всё это добро в шкапики поскладывали, детям трепетно показывали, с придыханием рассказывали. А потом... коллега эмигрировала из нашей державы, я сменила род деятельности... А раритеты, думаю, так и лежат в облупленных шкафах кабинета № 19.

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение steinchik » 26 янв 2010, 04:48

bunicaSoni писал(а):Теперь бы позаботиться, чтоб сохранившаяся часть книги не пошла на фунтики для семечек.
Где-то в 80-м мы с братом купили семечки у простой женщины крестьянского вида на остановке ул. Перекопская. Так вот, кулёчек был сделан из странички "Одного дня Ивана Денисовича". К тому времени книга уже давно исчезла даже из библиотек...

Аватара пользователя
Алексей
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2028
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:41
Откуда: Кишинев-Сталинград

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение Алексей » 10 фев 2010, 21:11

В 8-й квартире на ул.Бернардацци у нас жил дядя Миша Белинкис-главный ревизор Одесско-Кишиневской ж/д.Летом он частенько поднимал меня в 5 утра и брал меня с собой в Одессу.Он меня высаживал на вокзале,я шел на пляж,а он занимался своими железными делами.Где сейчас найдешь такое взаимное уважение, симпатию и дружбу? Может быть там,где вы живете?Тогда вы счастливые люди.У меня было всегда отдельное купе. Красота.Иногда блат не хочется ругать.
Войдя в купе, он все время меня учил:"В поезде сначала нужно одевать брюки,а затем все остальное.И не мешкать."
Вечером он приходил на пляж,делал вид,что немного купается,мы садились в поезд и ехали домой. Я был черный, как негр. Но однажды,когда мы уже начали собираться с пляжа,набросили рубашки,побросали камешки в воду,обнаружили,что брюки пропали.Как мы шли на вокзал через всю Одессу-не передать.Дядя Миша плавки не носил.
Когда нам на вокзале выдали какие-то рабочие синие штаны,я отойдя на безопасное расстояние,сказал:"Надо одевать сначала брюки,а затем все остальное."

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение rimty » 21 ноя 2012, 22:41

Знак отличия за 25-летнюю беспорочную службу на Юго-Западных железных дорогах.
железные дороги 25.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение спартак » 11 янв 2014, 01:57

Архивные фотодокументы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Frocus
Местный
Местный
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 14 янв 2010, 06:55
Откуда: MD
Контактная информация:

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение Frocus » 15 янв 2014, 02:50

Интересное фото моста у села Кучурган.

Не об этом ли сооружении на карте идёт речь?

http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=46.75 ... &z=18&m=bs

Сейчас там видна огромная насыпь и небольшой туннель с прямоугольным сводом.

Оригинальный мост с фото могли разрушить во время боевых действий в 1941 или 1944 годах.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение rimty » 05 апр 2014, 01:44

13 марта (28 февраля) 1913 года
  • Газета "Новое время"
КИЕВ. В виду чрезвычайного роста исков, предъявляемых к Юго-Западным железным дорогам за просрочку, похищение и замену грузов, по распоряжению начальника дорог произведено около ста обысков у служащих, а также скупщиков накладных в Бердичеве, Киеве, Белой Церкви, Одессе, Кишиневе и Тирасполе.

Захвачено много документов, указывающих на существование преступной организации, системанитески занимавшейся предъявлением к Юго-Западным дорогам претензий, часто фиктивных.

Установлено, что несколько мелких служащих состояли активными помощниками скупщиков и оказывали им услуги в незаконном получении взысканий.


сайт nik191-1

Аватара пользователя
Gaerlind
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1853
Зарегистрирован: 03 янв 2010, 18:49
Откуда: Chișinău
Контактная информация:

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение Gaerlind » 31 мар 2015, 22:58

Наткнулся на интересный материал по истории здания Одесских вагоноремонтных мастерских. Частично в этом материале затрагивалась и тема нашей железной дороги.
Вот источник - http://dumskaya.net/news/kak-umiraet-is ... j--044882/

А тут привожу цитату, которая собственно и касается нашей дороги:
Карл Карлович Унгерн-Штернберг — представитель древнего шведского рода, ведущего свою родословную едва ли не от Аттилы. Он являлся камергером императорского двора. Именно ему была поручена роль строителя первой железнодорожной ветки в диких степях Херсонской губернии — от Одессы до Паркан. Позже барон строил другие ветки: Кишиневскую, Балто-Елисаветградскую, связал Одессу с Кременчугом, а потом и с Харьковом, построил первый мост через Днестр в Бендерах. Одесситам же он подарил мост на Молдаванке, прозванный «Бароновским», но впоследствии ставший Горбатым.
Торжественная закладка Одесско-Парканской железной дороги состоялось 4 мая 1863 года, а длина первого участка, соединившего Одессу с Балтой, составила 222 с половиной версты.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение спартак » 03 фев 2017, 01:07

.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

androfon
Местный
Местный
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:14

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение androfon » 04 фев 2017, 13:09

спартак писал(а):Архивные фотодокументы.
На 3-ем (нижнем) фото ошибочно указан мост возле Кучурган. Этому искусственному сооружению (ИС) больше подходит название овоидальная водопропускная труба. Иногда подобные сооружения строили для пешего прохода или проезда гужевого транспорта под авто- или железной дорогой...
На фото фамилия старшего дорожного мастера Панга присуща жителям местности с населенными пунктами Воронково, Колбасная и др. Рыбницкого р-на. Эти и другие фотодокументы являются ценными атрибутами ретро музея села (ж.д. станции) Воронково.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Юго-западное направление ЖД

Сообщение rimty » 27 апр 2018, 15:35

Повёрстное расстояние между станциями.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Wowo
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3925
Зарегистрирован: 01 окт 2009, 14:31
Откуда: Молдова Кишинёв

Юго-западное направление ЖД

Сообщение Wowo » 23 окт 2021, 21:24

В :girlwatch:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Железная дорога на территории Бессарабии и Молдовы»