Мой город Кишинёв
http://oldchisinau.com/forum/

Аккерманская железная дорога
http://oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?f=20&t=3374
Страница 1 из 8

Автор:  AcKerman [ 14 ноя 2012, 01:16 ]
Заголовок сообщения:  Аккерманская железная дорога

1912-08-24
Высочайше утверждён Устав Общества Аккерманской железной дороги.
Общество образуется с целью строительства и эксплуатации линии от от города Аккермана до станции Лейпцигской
Юго-Западных железных дорог.

Аккерманская железная дорога была открыта в 1913г. и соединяла Аккерман со станцией Лейпцигской, Дунайской ветви Юго-Западных железных дорог.

Автор:  NewKent [ 16 ноя 2012, 13:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Вот, написал статью, не судите строго...

Необходимость строительства железной дороги

В августе 1871 года первый поезд прибыл в Кишинев из Одессы, положив начало железнодорожному сообщению в Бессарабии.

В начале ноября 1877 году была открыта Бендеро - Галацкая железная дорога протяженностью 305 км. Она была сооружена в рекордный срок - менее чем за 3,5 месяца (фактически за 58 суток). Линия обеспечила железнодорожное сообщение с Румынией и выход на реку Дунай.
Вложение:
01.jpg

Но богатейший по почвенным и климатическим условиям Аккерманский уезд благодаря Днестру оставался отрезанным в транспортном сообщении от крупных торговых центров.

В уезде площадь запашки превышала 500.000 десятин, с которых собиралось при средних урожаях свыше 25 миллионов пудов и из них свыше 15 миллионов выбрасывалось на внешние рынки.

Да… Как тут не вспомнить последующие голодоморы и закупку хлеба за океаном…

Все эти миллионы пудов доставлялись гужевым путем по грунтовым дорогам в г.Аккерман и г.Килию, откуда следовали в Одессу, нередко в условиях осенней распутицы.

Небольшое количество хлебных грузов поступало на пристани по реке Днестр и на станции Бендеро - Галацкой железной дороги.

Большей части населения уезда, при таких условиях, приходилось доставлять свой хлеб гужевым путем на расстояние 60-70 верст, переплачивая на доставке не менее полумиллиона рублей в год, по сравнению со стоимостью транспортировки его по железной дороге…


Первые попытки создания железной дороги в Аккерманском уезде

Еще в 1856 году английские предприниматели возбудили перед русским правительством ходатайство о разрешении на постройку железной дороги Одесса-Аккерман и далее по территории Аккерманского уезда.

В 1885 году, Общество Юго-Западных железных дорог разработало проект линии в направлении Одесса-Овидиополь-Аккерман-Лейпцигская, однако, осуществление дороги затянулось сперва по финансовым соображениям, а затем из-за перехода линий этого Общества во владения казны.

Затем Высочайше утвержденным 4 февраля 1899 года была предоставлена Российскому Обществу водных, шоссейных и второстепенных путей сооружение линии Одесса-Аккерман, но постройка и этой дороги не последовала.

Согласно Высочайше утвержденному 12 апреля 1901 года положению Комитета Министров была разрешена постройка линии Одесса-Овидиополь, но предприятие это, несмотря на энергичную поддержку местной администрации, не осуществилась за невозможностью собрать необходимые денежные средства.

Не правда ли, все это напоминает современную эпопею со строительством моста через Днестровский лиман и автобана Одесса-Рени ?

Попытки Аккерманского земства

В 1885 году председатель аккерманской земской управы В.Г.Навроцкий, при содействии члена управы М.И.Вагнера разработали данные о значении железнодорожного пути Одесса-Аккерман-ст.Лейпцигская и внесли соответствующий доклад на рассмотрение земского собрания.

В 1895 году депутация из гласных аккерманского земства ходатайствовала перед Министром путей сообщения о сооружении железнодорожной линии средствами казны.

В 1903 году аккерманское земское собрание поручило гласным А.А.Беликовичу и В.М.Пуришкевичу ходатайствовать в правительственных сферах о том-же.

10 июля 1905 года был принят закон, которым частной инициативе предоставлена возможность участия в создании новых железнодорожных обществ. Это дало толчок развитию железнодорожной сети в России. Забегая вперед, скажу, что в 1915 году строилось средствами казны 2700 верст, а средствами частных железнодорожных обществ 9500 верст.

В 1906 году вопрос о постройке железной дороги в уезде, благодаря инициативе местного землевладельца Андрея Алоизьевича Ярошевича, перешел из области разговоров, к действительному своему разрешению.

Состоя членом сельскохозяйственного совета при аккерманском земстве, Андрей Алоизьевич Ярошевич, в связи с проектом об устройстве морского порта в Аккермане, выдвинул вопрос о постройке железнодорожного пути.

Уездное земское собрание, в заседании 20 декабря 1907 года, избрало уездную железнодорожную комиссию, которая занялась разработкой проекта.

28 августа 1908 года земское собрание обсуждало результаты работы комиссии, причем видное участие в обсуждениии принял М.К.Баллас, состоящий председателем губернской железнодорожной комиссии.

Собрание, после докладов М.К.Балласа и Ан.А.Ярошевича, высказалось за желательность постройки дороги по линии Аккерман-Байрамча-Введенское-Клястиц-Лейпциг и уполномочило управу возбудить перед губернским земством ходатайство об отпуске необходимых средств для производства технических и экономических изысканий. Деньги были отпущены лишь на экономические изыскания, которые были поручены киевскому экономисту Зимилеву, технические же изыскания были произведены инженером Александром А. Ярошевичем на личные свои и Андрея А. Ярошевича средства, на свой страх и риск.

17 ноября 1908 года по докладу о результатах изысканий, произведенных инженером Ярошевичем и экономистом Зимилевым, земское собрание приняло новый вариант направления дороги, а именно Аккерман-Байрамча-Сарата-Лейпциг.

Затем, в заседании от 22 мая 1909 года собрание избрало гласных М.К.Балласа, К.Г.Гассерта и землевладельцев Андрея и Александра Ярошевичей уполномоченными для поездки в Санкт-Петербург на предмет ходатайства перед правительством о разрешении постройки новой железнодорожной линии.

На этом деятельность уездного земства по этому вопросу окончилась, и вся работа и труд по этому делу были приняты на себя Александром Ярошевичем. Благодаря талантливой защите А.Ярошевичем, в качестве специалиста, своего проекта в межведомственной комиссии и других инстанциях проект быстро был утвержден.



Ярошевичи

Основатель семьи Ярошевич Алоизий Осипович проживал в Одессе, но почти 15 лет служил в Аккермане почетным мировым судьей, дослужившись с чина коллежского асессора в 1885 году до статского советника в 1899 году (генеральский чин). За свою службу был пожалован потомственым дворянством, внесен в 1 часть Дворянской родословной книги Бессарабской губернии в 1905 году.

Был крупным землевладельцем Аккерманского уезда, владел деревней Карловкой (сейчас с.Быкоза).

В связи с постоянной служебной необходимостью находится в Аккермане по проекту архитектора Е.Ф.Ермакова был построен в 1890 году особняк с садом, занимавший почти целый квартал между улицами Михайловской, Архиерейской и Александровской.
Вложение:
02.jpg

У Алоизия Осиповича была большая семья, все его сыновья – Александр, Анатолий, Андрей, Антон, Григорий – получили хорошее образование и служили на благо Отечества.

Самых больших успехов добился Андрей Алоизьевич. В 1900 году после окончания высшего учебного заведения вернулся в Аккерман. Ученый агроном, дослужился до чина коллежского асессора. Служил почетным мировым судьей Аккермана с 1905 по 1916 годы. Был председателем уездной Земской Управы с 1914 по 1916 годы. Занимал многие общественные должности в Аккермане.
В 1917 году был товарищем Городского головы г.Одессы, а с 19.08.1918 - 17.12.1918 занимал пост Городского головы г. Одессы.

Александр Алоизьевич - потомственный дворянин, инженер путей сообщения, окончил Институт инженеров путей сообщения имп.Александра I, выпуск 19 июня 1903г, с правом на чин коллежского секретаря. Почетный мировой судья (с 1.01.1909 по 1917 годы), помощник предводителя дворянства (1911-1913), гласный уездного земского собрания (1912-1915,1916), землевладелец, 300 десятин.
Управляющий Бессарабской железной дорогой с 26.02.1916г, содержание 6000 руб, квартирные 1200 руб

В благодарность Земское собрание решило поместить в зале Земского собрания портреты Председателя Земской Управы Андрея Алоизьевича и Александра Алоизьевича Ярошевских с надписью об участии в деле осуществления постройки в Аккерманском уезде железнодорожного пути.

В вокзальном помещении станции «Аккерман» была установлена мраморная доска с аналогичной надписью.

Проектирование Аккерманской железной дороги

В 1910 году М.Баллас и А.Ярошевич отстаивали проект в Киевском порайонном комитете и в правительственных сферах в Петрограде.

Неожиданно возникли трудности с капитализацией Общества. К счастью, основателям удалось привлечь на свою сторону К.В.Николаевского, трудом и энергией которого удалось добиться быстрого утверждения Устава и образовать Общество.

В марте 1911 года д.с.с. Максимов, кол.сов.Николаевский и инж.путей сооб. Ярошевич обратились к Министру Финансов с ходатайством о предоставлении им права образовать Общество для сооружения и эксплуатации железной дороги между г.Аккерманом и ст.Лейпцигская Юго-Западных железных дорог.

В пояснительной записке говорилось:

Цитата:
«Проектируемая Аккерманская железная дорога начинается у станции Лейпцигской, Юго-Западных жел.дорог, и следует в юго-восточном направлении по долине реки Когильника , на протяжении около 55 верст проходя по району, в котором сосредоточены многочисленные цветущие поселения с развитым сельским хозяйством, скотоводством и фабрично-заводской промышленностью.

На этом участке выделяется колония Тарутино, являющаяся главным административным центром всех немецких колоний Бессарабии. Кроме того, на линии расположены богатые немецкие колонии: Бородино, Кульм, Березина, Малоярославец, Кацбах, Париж, Теплиц, Арциз и другие.

Затем путь делает поворот к востоку и в этом направлении идет на протяжении 92 верст до г.Аккермана, проходя по району, с процветающим виноделием, садоводством и огородничеством. От г.Аккермана путь продолжается еще на 2 версты к пристани на берегу Днестровского лимана, где предполагается производить погрузку товаров на пароходы и баржи. Вся длина проектируемой линии составит около 149 верст»



20 сентября и 20 декабря 1911 года в Комиссии о новых железных дорогах был рассмотрен вопрос о создании Аккерманской дороги.

17 мая 1912 года в после прохождения всех инстанций вопрос о создании Общества был внесен в Совет Министров.

24 августа 1912 года в Петербурге были подписан царем Указ о «принудительном отчуждении потребных для сооружения Аккерманской железной дороги земель» и утвержден Устав Общества Аккерманской железной дороги.

Учредителями Общества стали:
- действительный тайный советник Евгений Димитриевич Максимов,
- коллежский советник Константин Васильевич Николаевский,
- инженер путей сообщения Александр Алоизьевич Ярошевич.

Устав предусматривал, что Общество должно было владеть железной дорогой в течении 81 года со дня открытия на ней правильного движения, после чего дорога должна была поступить в казну.
Так что еще двадцать лет назад мы могли бы ездить по частной дороге :)

Правление общества состояло из пяти директоров, избираемых общим собранием акционеров. Директоры ежегодно избирали из своей среды председателя правления.

Во главе Общества стал известнейший в железнодорожном мире Федор Александрович Липский, член совета Сибирского торгового банка.

Видное участие в Обществе принял инженер П.Н.Финисов.

Директором мог стать русский подданый, владеющий акциями Общества на сумму не менее 10 тысяч рублей.

Вот, к примеру, один из директоров: Соловейчик М.А. - статский советник. Директор-распорядитель Сибирского Торгового банка. Председатель правлений: Общества Троицкой железной дороги, Общества Митавских металлических заводов "Л.Крамер и Сыновья". Директор Общества Аккерманской железной дороги. Член правлений: Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, Амурского общества пароходства и торговли, Западно-Русского общества пароходства.

Правление Общества находилось в Петрограде, на Невском проспекте, 44.

В марте 1913 один из крупнейших банков Парижа "Французский кредит" скупил на 15 млн. франков гарантированных правительством облигаций Аккерманского (потом Бессарабского) общества железных дорог.

Облигация Общества Аккерманской железной дороги с подписями Директоров общества:
Вложение:
03.jpg

Автор:  NewKent [ 16 ноя 2012, 13:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Строительство Аккерманской железной дороги

В 1913 году приступили к ее постройке.

Главным инженером строящейся дороги с 15 апреля 1913 года стал коллежский асессор Авдулов Павел Владимирович, окончивший Петербургский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I, заместителем его – колежский секретарь Башинский Виктор Владимирович.

Государственным инспектором за постройкой Бессарабских железных дорог стал статский советник Аммосов Михаил Григорьевич, заведущий контролем Е.М.Смугге.
Вложение:
04.jpg

Протяженность дороги составила около 149 верст. Дорога была однопутная, пропускная способность – 9 пар поездов в сутки. Скорость движения поездов была 30 верст в час.

По всему протяжению дороги были устроены телеграф и телефон.
Именно железнодорожный телеграф разнес в 1917 году по всей Россий вести о Февральской революции в Петрограде…

Были построены паровозные депо и железнодорожные мастерские в Аккермане, Арцизе и Лейпцигской.
Вложение:
06.jpg

При плановом сроке строительства 2 года постройка была завершена на 2 месяца раньше. При средней стоимости равнинных железных дорог 75 тысяч рублей за версту, Аккерманская дорога был выстроена по стоимости версты только в 55 тысяч рублей.

Общая стоимость строительства составила чуть больше 6 100 000 рублей.

20 декабря 1915 года из Аккермана отошел первый поезд в составе нескольких пассажирских вагонов и 25 товарных, груженных хлебом для армии.

В это время основным занятием Аккерманской железной дороги стали поставки хлеба для армии и воинские перевозки. За два месяца удалось перевезти более миллиона пудов хлеба.
Вложение:
05.jpg

2 января 1916 года открылось пассажирское и грузовое движение – один поезд в одну сторону ежедневно.

31 января 1916 года состоялось освящение и официальное открытие регулярного движения по Аккерман-Лейпцигской железной дороге.

Вот впечатляющий срез всего Аккерманского общества образца 1916 года:

Цитата:
К 1 часу дня на вокзале в зале 1 класса были в сборе представители всех местных военных учреждений и гражданских властей, почти в полном составе городская дума, члены земской управы, многие земские гласные, все чины судебного ведомства, представители сословий, банков, кредитных учреждений, кооперативов города и уезда, представители земской кассы мелкого кредита, податные инспектора, инспектора народных училищ, учителя и начальствующие лица всех местных учебных заведений, представители почтово-телеграфного ведомства, тюремного ведомства, почетные мировые судьи, земские начальники, адвокаты, врачи, почти все находящиеся в Аккермане гражданские и военные чины, представители всех местных общественных организаций, начальники всех отдельных служб Аккерман-Лейпцигской железной дороги с семьями, железно-дорожные служащие, служащие постройки, представители газеты «Аккерманское слово» и сотрудники иногородних газет «Бессарабская жизнь», «Одесский листок», «Одесския новости», «Русское слово» и др. Тут же присутствовало много гостей, прибывших на торжество освящения из Одессы, Кишинева и некоторых уездов Бессарабии.

К 2 часам дня на вокзал прибыл г.Бессарабский губернатор д.с.с. М.М.Воронович, супруга его К.Л.Воронович, уездный предводитель дворянства т.с. М.К.Баллас, управляющий Аккерман-Лейпцигской железной дорогой инженер Ал.А.Ярошевич с супругой, председатель уездной земской управы Ан.А.Ярошевич с семьей, главный инженер постройки П.В.Авдулов, городской голова Г.А.Спилиоти с супругой, начальник Одесского жандармского полицейского управления полковник С.П.Щербаков, полицмейстер П.И.Яшниченко, уездный исправник А.И.Сечкарь, воинский начальник подполковник А.И.Анц и другие официальные лица…

Вот как описывал современник это торжество:
Цитата:
… Вокзал и перрон, все было изящно убрано флагами, а воздвигнутая с большим искусством на перроне торжественная арка, красиво декорированная, была перетянута крест-накрест двумя лентами: цвета пути – зеленой и национальной – трехцветной.

… По окончании богослужения духовенство, в сопровождении г.начальника губернии и других начальствующих лиц,обошло здание станции, депо и мастерские, окропляя стены святой водой.

Начальник губернии д.с.с. М.М.Воронович огласил текст верноподданейшей телеграммы. Текст телеграммы был покрыт многократным громким «ура!» и исполнением соборным хором и ученическим духовым оркестром народного гимна. Вслед за этим супруга Начальника губернии, г-жа К.Л.Воронович, ножницами перерезала национальную ленту, а супруга управляющего дорогой, г-жа Н.К.Ярошевич, - путевую ленту…

Управляемый машинистом Селезневым паровоз медленно продвигался вперед под звуки марша и восторженные приветствия толпы народа, шпалерами выстроившегося вдоль полотна.

Когда поезд отдалился от арки, г.Начальник губернии обратился с поздравлением к учредителям и строителям дороги…. Управляющий дорогой А.А.Ярошевич и главный инженер постройки П.В.Авдулов расцеловались.

... Медленно расходилась публика с вокзала. Машинисты и ближайшая к арке публика расхватывали на память куски перерезанных лент.

Вложение:
07.jpg

В 1916 году Общество Аккерманской железной дороги было переименовано в Общество Бессарабских железных дорог, а Аккерман-Лейпцигская железная дорога - в Аккермано-Бессарабскую.

После успешного завершения строительства руководство дороги получило высочайшее разрешение на сооружение крупной магистрали Аккерман-Каушаны-Кишинев-Оргеев-Бельцы-Сороки-Ямполь-Вапнярка. Проект этот прошел через все инстанции, и, если бы не война и революция, в 1917 эта линия была бы уже построена…

Вначале через Днестровский лиман вагоны переправлялись на паромах, а в 1917 году железная дорога протянулась до Бугаза и через понтонный мост поезда пошли на Одессу.

В 1921 году железнодорожная колея 1524 мм была перешита на колею 1435 мм. Еще три раза румыны и советы в последующие годы перешивали рельсы…

В 1924 году Аккерманская дорога через станции Прут и Фалтичены соединилась с румынской сетью железных дорог.

В 1930-е годы, в связи с планами румынского правительства о создании международных морских курортов в Бугазе, Будаках, Бурнасе появляются прямые поезда Бухарест-Четатя-Алба-Бугаз и даже прицепные вагоны из Польши и Буковины.
Вложение:
08.jpg

Послесловие

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения. Но иногда задумаешься, какой же могла бы стать наша Бессарабия, если бы вместо ничтожного Николая 2-го на престоле оказался человек уровня Петра 1-го, если бы удалось справится с большевиками, если бы развилось настоящее местное самоуправление…

Как сказал председатель земской управы Андрей Ярошевич:
Цитата:
«… на Аккерманскую дорогу мы должны смотреть как на первое звено в той цепи огромной важности экономических мероприятий, которым суждено произвести колоссальный переворот в жизни всего края. Я верю, что паралельно с этим будет расти экономическая мощь населения нашего благодатного края и его культура.»

Автор:  NewKent [ 16 ноя 2012, 15:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Взято отсюда.
Вложение:
1.jpg

Вложение:
2.jpg

Автор:  Gaerlind [ 16 ноя 2012, 17:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Любопытно что 37-й год это уже середина 2-й эпохи 2Б (история железной дороги разделяется на группы-эпохи)
А вагоны в составе относятся к периоду середины первой эпохи - 1Б (для тех кто не разбирается в эпохах то скажу что 1Б это примерно 1890-1918 гг)

Иными словами - на этой линии использовался устаревший подвиждной состав который к этому периоду уже давно списывался с основных магистралей на второстепенные.

Автор:  croc [ 16 ноя 2012, 18:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Что интересно, станционная постройка Бугаз осталась с тех времен до сегодняшнего дня практически в первозданном виде, не считая мелких деталей.

Автор:  NewKent [ 16 ноя 2012, 18:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Gaerlind писал(а):
Иными словами - на этой линии использовался устаревший подвиждной состав который к этому периоду уже давно списывался с основных магистралей на второстепенные.

Возможно и другое объяснение - часто современные подписи не совпадают с тем что на снимке. Так что это может быть и более ранний год.

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Перегон "Басарабяска - Арциз" это часть Аккерманской железной дороги. Перегон "Арциз - Измаил" так же находится внутри этой жд, хотя и строился гораздо позднее (с интересом узнал, что ветку на Измаил начали строить ещё румыны, а СовВласть только закончила). Объединять ли эти темы - дело модераторов.

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Аккерманский вокзал 8 апреля 2013

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

На перроне сохранился кран для заправки паровозов водой. Конечно, давно не действует, но даже лейка для горловины висит. Как его ещё не грохнули на металлолом

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Рядом с вокзалом находится парк. В нем сохранилось сооружение водонапорной башни (сейчас заброшена), которая вероятно и удовлетворяла потребности жд в воде

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Большая кирпичная водонапорная башня

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Рядом с вокзалом по ул.Лазо (напротив парка) жилой дом работников жд. По архитектуре явно начало ХХ века

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 09:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Старое, теперь заброшенное здание станционного склада. За ним видно большой элеватор (построен в 1960-х)

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 10:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Здание паровозного депо, в настоящее время железной дороге не принадлежит

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 10:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

С правой стороны от депо - это всё, что сохранилось от варварски уничтоженного паровозного круга. В 1990-х ещё был

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 10:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Заросли в бывшем паровозном круге

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 10:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Аккерманские жд тоннели

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 10:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Большой тоннель. Вид с правой стороны по направлению на Аккерман. По нему может проходить техника - недавно прошел бульдозер.

Автор:  AcKerman [ 09 апр 2013, 10:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аккерманская железная дорога

Большой тоннель. Вид с левой стороны.

Страница 1 из 8 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/