Re: Общая тема
Добавлено: 19 июл 2022, 20:44
История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836—1917
Положение о перевозке по железной дороге войск». В 1866 г. опыт воинских перевозок был закреплён в «Наставлении о порядке перевозки войск по железным дорогам».
В конце 1867 г. создаётся центральный орган службы ВОСО — Комитет по передвижению войск на железных дорогах и внутренних водных путях сообщения. На театре военных действий эту службу возглавлял инспектор ВОСО, подчинявшийся непосредственно начальнику штаба действующей армии. В 1868 г. были учреждены должности заведующих передвижением войск на железных дорогах и внутренних водных путях сообщения. Начальником всех железнодорожных сообщений тыла армии в 1876 г. был С. Ю. Витте.
Таким образом, к началу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. служба ВОСО имела центральный, линейные и полевые органы. Это была структура, организующая воинские перевозки как в мирное, так и в военное время.
В 1858 г. военное ведомство совместно с Главным управлением путей сообщения создали специальные железнодорожно-строительные бригады. Первая из них использовалась при сооружении Петербурго-Варшавской железной дороги. Бригады образовывались на период работы на том или ином строительстве, а по завершении его расформировывались.
С 1864 г. военное ведомство перешло к созданию постоянных бригад, которые могли перебрасываться с одной железнодорожной стройки на другую. Каждая бригада состояла из сети рот по 650 человек. Эти постоянные формирования использовались на сооружении железных дорог в Новороссийском крае. В военное время на них возлагались задачи по восстановлению и заграждению железных дорог наряду со строительством новых линий.
Схема железных дорог на театре военных действий во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг.: 1 — железные дороги, существовавшие до 1877 г.; 2 — железные дороги, построенные во время войны
15 февраля 1870 г. было высочайше утверждено «Положение о военных железнодорожных командах», которые вошли в структуру военного ведомства. Эти команды входили в состав действующей армии и восстанавливали разрушенные железные дороги, строили небольшие соединительные ветви, ликвидировали существующие железнодорожные линии при отступлении войск. В мирное время указанные команды были своеобразными школами подготовки резервистов.
В дальнейшем для увеличения контингента резервистов и повышения качества их обучения были созданы специальные железнодорожные батальоны, которые входили в состав сапёрных бригад Главного инженерного управления военного ведомства.
В 1876 г., накануне русско-турецкой войны, в Москве сформировали первый железнодорожный батальон. Затем образовали и отправили в район военных действий ещё два батальона. Они в исключительно короткий срок (за 100 дней) построили новую железную дорогу широкой колеи Бендеры — Галац протяжением 303 км. Её сооружение велось под руководством известного строителя железных дорог инженера путей сообщения М. А. Данилова. Проект линии демонстрировался на Всемирной парижской выставке. Дорога была признана «одним из наиболее выдающихся современных сооружений по быстроте постройки».
Во время русско-турецкой войны вновь созданные железнодорожные батальоны столкнулись с необходимостью использовать железные дороги разной колеи: российской 1524 мм и румынской 1435 мм. Это создавало большие затруднения в эксплуатационной работе. По соглашению с румынским правительством было принято решение на участке Унгены — Яссы уложить вторую пару рельсов с шириной российской колеи. Благодаря этому по линии могли следовать как румынские, так и русские поезда, а станции Унгены, Крестешти и Яссы были приспособлены для перевалки грузов с русского подвижного состава на румынский. Участок Унгены — Яссы впервые в истории был превращён в перегрузочный район.
Военные железнодорожники успешно противостояли и стихийным бедствиям. В ночь на 15 апреля 1877 г. из-за размыва дамб вода затопила железнодорожное полотно между станциями Кукутени и Яссы, на участке длиной 3 км, и станциями Яссы и Крестешти, на участке в 7 км. В нескольких местах полотно оказалось размытым. Работая по пояс в воде, солдаты восстановили движение за двое суток вместо двух недель. Острый недостаток подвижного состава вызвал необходимость передавать на румынскую колею часть русских паровозов и вагонов, для чего требовалось заменять колёсные пары. Эту работу выполняла рота службы подвижного состава и тяги. За время русско-турецкой войны общий объём воинских перевозок составил свыше 600 тыс. вагонов.
Значителен вклад железнодорожных батальонов в сооружение Закаспийской железной дороги Красноводск — Самарканд — Ташкент (80—90-е годы). В чрезвычайно тяжёлых условиях движущихся песков с помощью специально организованного поезда ежедневно укладывался рельсовый путь на протяжении 8 км.
В середине 80-х годов был осуществлён переход к более совершенной системе организации железнодорожных войск на основе создания железнодорожных бригад, состоявших из нескольких батальонов различного назначения (путевых, мостовых, связи и др.). Это позволило улучшить подготовку личного состава, приблизив её к требованиям того времени.
В 1903 г. железнодорожные войска были переданы из Главного инженерного управления в Главный штаб вооружённых сил.