Сообщение
rimty » 16 фев 2015, 20:08
...Итак, слово Нине Яковлевне Boлосюк: «В феврале этого года мы отметили столетие нашей школы,
а первым ее послевоенным директором был Всеволод Алексеевич Китаёв – человек-легенда. Несомненно, он принадлежал к числу тех неординарных личностей, которые определяли лицо ушедшей эпохи. Имя Всеволода Алексеевича – в святцах памяти тысяч выпускников нашей школы, ныне разлетевшихся по всему миру. Но даже при неординарных организаторских своих талантах сам он, в одиночку, не смог бы создать такую школу, какой вскоре стала наша 37-я. Самая большая заслуга Всеволода Алексеевича в том, что он сумел из отдельных и явно «штучных»,то есть высокопрофессиональных и творческих педагогов, создать коллектив единомышленников. Честь ему за это и хвала!»
Давид Самойлович Фельдман. Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, он был первым помощником Всеволода Алексеевича и его единомышленником. Блестяще преподавая свой предмет, он и сам делал историю, беря на себя ответственность за самые разные стороны жизни школы. Давид Самойлович не только проводил интереснейшие научные конференции по истории, но не менее талантливо мастерил собственными руками школьную мебель, которая до сих пор стоит в учебных кабинетах лицея.
Он часто повторял своим ученикам: «Вы не просто свидетели происходящих в стране событий – вы их участники». Всей своей жизнью мой коллега подтвердил верность этой гражданской позиции.
Евгения Павловна Горловская. Хорошо помню, что одним из ярких впечатлений моих студенческих лет стало посещение урока литературы у учителя-словесника 37-й школы Е.П.Горловской, чьи мастерство и педагогический талант были широко известны не только в нашей республике. Рассказывая о Евгении Павловне, Нина Яковлевна шутливо заметила, что ей самой понравилось то определение, которым она охарактеризовала Евгению Павловну: «спустившаяся с Олимпа». Как показалось, слова эти в полной мере передают судьбу ее коллеги, много всего «несладкого» перенесшей в жизни. Муж Евгении Павловны, видный военачальник, был репрессирован и расстрелян, и Евгения Павловна одна воспитывала сына и дочь.
И про Олимп – тоже правда, потому что в свое время она знавала Маяковского, Лилю Брик, посещала литературные салоны в Москве. Нина Яковлевна: “ Евгения Павловна привнесла в нашу школу дух богемности – в высоком смысле этого слова. Ее отличала особая почтительность к художественному слову. Во многом благодаря ей школа «зачитала»: читали «физики» и «лирики» – школьники, учителя, родители. Она сумела убедить всех, что читать хорошую литературу можно в любом возрасте. И на много лет до введения курса по Всемирной литературе на ее уроках школьники приобщались к лучшим классическим произведениям. Кстати, программу нового курса для школ республики тогда составляли Нина Яковлевна Волосюк и профессор КГПИ Грета Евгеньевна Ионкис.
Филипп Борисович Каганов. Красавец, спортсмен, эрудит – это Филбор, а в миру – преподаватель географии, обожаемый всеми поколениями школьников. Филипп Борисович сумел внушить учащимся, что география – самый главный предмет в школе, а добивался этого благодаря своему педагогическому таланту, энциклопедическим знаниям и огромной любви к делу, которому отдал всю жизнь. Он с азартом путешествовал с ребятами по географической карте мира, помогая им запоминать названия рек, городов, стран. Я уверена, что ни один из его учеников никогда не путал Кагул с Кабулом, как это происходит с президентами некоторых государств.
Память о нём сохраняют многие поколения наших выпускников.
Борис Григорьевич Резник. Наш школьный математик пользовался огромным уважением не только у учащихся и родителей – к нему с большим почтением относились корифеи-математики всей республики. И на то у них были все основания. Достаточно сказать, к примеру, о том, что Борис Григорьевич никогда не наказывал учеников за невыполненные домашние задания, никогда не журил за опоздания и никогда грозным голосом не призывал к порядку. Но при этом его ученики всегда показывали отличные знания по математике, успешно по-ступали в лучшие вузы страны, а впоследствии – в Кембридж и Оксфорд; многие из них также посвятили свою жизнь математике.
Мы, коллеги Бориса Григорьевича, были свидетелями того, как трепетно и нежно он относился к своим родителям и с каким вниманием и в зрелые годы прислушивался к словам отца. До сих пор помню, что после смерти отца он ходил на работу с его портфелем, и эта деталь о многом говорила. Дочери Бориса Григорьевича учились в нашей школе – и были достойны своих родителей.
Алла Ильинична Ешанова. В те времена, о которых я рассказываю, английский язык особой популярностью у нас в стране не пользовался, чем объяснялось и соответ-ствующее отношение учащихся к его изучению. Но «англичанка» Алла Ильинична Ешанова умела так заинтересовать ребят своим предметом, что все годы большинство наград и призовых мест на олимпиадах и конкурсах получали наши учащиеся. Да только ли это!
Вот всего лишь один пример. Когда выпускник нашей школы Александр Кадакин поступал в МГИМО, члены приемной комиссии не могли поверить тому, что он владеет английским на таком высоком уровне только благодаря школьным урокам. После окончания МГИМО Александр был назначен послом СССР в Индию, потом в Швецию. А когда министр иностранных дел РФ И.С. Иванов посетил нашу республику, он навестил и наш лицей, чтобы, по его словам, познакомиться со школой, которая дает такие глубокие знания своим выпускникам.
Раиса Федоровна Маргулис. Всегда спокойная, сдержанная и доброжелательная, Раиса Федоровна, преподававшая русский язык и литературу, среди многих достоинств ей свойственных, обладала одним, поистине уникальным: она умела дойти до каждого, даже если в классе было до сорока учеников. Только по-настоящему любя свой предмет и детей, можно добиться таких успехов, каких добивалась Раиса Федоровна. Не случайно же опыт работы моей коллеги, с благоговением относившейся к своей профессии, изучался другими педагогами и всегда был востребован.
Нина Владимировна Краузе. Остроумная, веселая, она располагала к общению, была организатором самых интересных вечеров и «капустников». Невозможно передать словами, как обожали свою учительницу ее воспитанники, а Нина Владимировна была учительницей начальных классов.
Исаак Борисович Кройтореску. Он был своеобразным человеком и замечательным педагогом. В отличие от многих своих коллег, он не только с учащимися, но и с нами общался только на молдавском. Такой подход, конечно же, давал соответствующие результаты: большинство наших выпускников вполне прилично владели молдавским.
Когда у известного политика, депутата парламента Олега Рейдмана спросили, откуда у него такое хорошее знание государственного языка, он ответил, что его учителем был Исаак Борисович Кройтореску.
В разные годы в 37-й работали и другие учителя, и каждый из них оставил о себе самую светлую память...
Разлетелись, разъехались по всему миру бывшие выпускники и учителя бывшей 37-й, добрые традиции которой достойно продолжает лицей имени Н.В Гоголя. В нём создан и успешно действует музей имени первого директора Всеволода Алексеевича Китаева.
США, Израиль, Германия, Австралия... Где ни появились бы наши выпускники, они везде сгодились, потому что в любые времена и в любой стране всегда востребованы умные, порядочные, трудолюбивые и образованные люди.
Майя ИОНКО, 17/06/11, dorledor.info
(в сокращении)