Приходская школа, гимн. M. Eminescu, школа №3 им. Горького
Модератор: rimty
Приходская школа, гимн. M. Eminescu, школа №3 им. Горького
В конце 40-х, начале 50-х годов ХХ века, в Советское время, третья мужская школа (или ее часть) находилась на улице Садовой 10. Между Бендерской и Болгарской, на которой жила наша семья.
В дошкольные времена мы бегали сюда из дома и с детским интересом заглядывали в открытые окна классов. Слушали громкий голос учителя и робкие голоса учеников. Особенно поражало то, что окна так низко расположены и открыты прямо на улицу.
Улица Садовая, в то время, как и весь город, была очень тихая и вся заросшая травой. Мостовая булыжная, тротуар частично сохранившийся, кирпичный, узкий,
не более метра ширины, шел только вдоль школы. На противоположной стороне тротуара не было, а начинался сразу от мостовой взгорок и далее забор. За забором, напротив школы, во всю длину улицы шло кладбище.
Во время большой перемены, получив необходимую долю подзатыльников и затрещин, от старших учеников из нашего двора, мы тащились за ними на кладбище, где наблюдали за развлечением старших товарищей. Забор, ограждающий кладбище, был в половину ниже сегодняшнего, и с множеством проломов, от которых шли тропинки в глубину густых кустов сирени, через старые могилы, поперек аллей, к различным укромным местам в виде "личных" скамеек, беседок, взломанных и разграбленных склепов или других секретов.
По окончании перемены, дежурная тетка выходила на улицу и звонила во всю мощь, сотрясая гильзой от артиллерийского снаряда. Разновозрастные учащиеся горохом сыпались с забора и из проломов, толпой устремляясь к воротам. Наиболее дерзкие, таких было мало, запрыгивали прямо в окна. Через две три минуты улица опять превращалась в сельскую обитель.
А мы могли только мечтать, когда же и мы пойдем в эту школу, которая тогда представлялась просто раем. Но к моему разочарованию, оказалось, что существуют и другие школы. К сожалению, ни одна из них не оставила в воспоминаниях такого глубоко следа, как эта, своим пространственным образом. Классами раскрытыми прямо на улицу, улицей переходящей в кладбище, которое фактически являлось частью территории школы.
В дошкольные времена мы бегали сюда из дома и с детским интересом заглядывали в открытые окна классов. Слушали громкий голос учителя и робкие голоса учеников. Особенно поражало то, что окна так низко расположены и открыты прямо на улицу.
Улица Садовая, в то время, как и весь город, была очень тихая и вся заросшая травой. Мостовая булыжная, тротуар частично сохранившийся, кирпичный, узкий,
не более метра ширины, шел только вдоль школы. На противоположной стороне тротуара не было, а начинался сразу от мостовой взгорок и далее забор. За забором, напротив школы, во всю длину улицы шло кладбище.
Во время большой перемены, получив необходимую долю подзатыльников и затрещин, от старших учеников из нашего двора, мы тащились за ними на кладбище, где наблюдали за развлечением старших товарищей. Забор, ограждающий кладбище, был в половину ниже сегодняшнего, и с множеством проломов, от которых шли тропинки в глубину густых кустов сирени, через старые могилы, поперек аллей, к различным укромным местам в виде "личных" скамеек, беседок, взломанных и разграбленных склепов или других секретов.
По окончании перемены, дежурная тетка выходила на улицу и звонила во всю мощь, сотрясая гильзой от артиллерийского снаряда. Разновозрастные учащиеся горохом сыпались с забора и из проломов, толпой устремляясь к воротам. Наиболее дерзкие, таких было мало, запрыгивали прямо в окна. Через две три минуты улица опять превращалась в сельскую обитель.
А мы могли только мечтать, когда же и мы пойдем в эту школу, которая тогда представлялась просто раем. Но к моему разочарованию, оказалось, что существуют и другие школы. К сожалению, ни одна из них не оставила в воспоминаниях такого глубоко следа, как эта, своим пространственным образом. Классами раскрытыми прямо на улицу, улицей переходящей в кладбище, которое фактически являлось частью территории школы.
Re: Географические перемещения кишинёвских школ
Уважаемый corax, удалите, пожалуйста, первую схему плана. Опять я перепутал и, по невнимательности, загрузил исходный материал вместо разукрашенной картинки.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Географические перемещения кишинёвских школ
Здание филиала бывшей мужской третьей школы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Географические перемещения кишинёвских школ
nik писал(а):В конце 40-х, начале 50-х годов ХХ века, в Советское время, третья мужская школа (или ее часть) находилась на улице Садовой 10. Между Бендерской и Болгарской
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Школа №3
история школы
Подарок Перикла
Родителем его является потомственный почетный гражданин Кишинева, носивший имя афинского оратора и полководца - Перикл Федорович Родокопаки. 2 июня 1887 года он, как об этом сообщали Кишиневские Епархиальные ведомости от 1891 года, обратился к владыке Сергию, тогдашнему архиепископу Кишиневскому и Хотинскому, с просьбой - разрешить ему на свои средства построить церковно- приходскую школу. Перикл Федорович при этом брал на себя обязательства: приобрести участок земли (не менее десятины) для строительства, построить здание школы, как мы теперь говорим, по "типовому проекту", снабдить школу классной мебелью и учебными пособиями. Более того, ктитор обещал ежегодно вносить на содержание школы по 500 рублей, причем, на год вперед (!).
Высокопреосвященный Сергий благословил доброе начинание. Высказав пожелание, чтобы спонсорские средства на школьные расходы поступали в первой половине августа каждого года, но не напрямую школе, а в епархиальный училищный совет. Владыка расширил идею доброхота Родокопаки, предложив построить двухклассную школу с приютом для десяти мальчиков. В 1887 инженер Бессарабского губернского управления Г.С. Лозинский представил в строительное отделение Кишиневского губернского правления проект и смету на постройку здания. Оба документа были одобрены и утверждены.
Школа должна была быть двухэтажной с двумя классными комнатами, с квартирой для учителей, тремя комнатами для приюта и кухней. Стоимость зданий по смете обходилась Периклу Федоровичу в 7594 рубля. Имея проект и его стоимость, владыка стал подыскивать место для строительства. Выяснив, что неподалеку от городского кладбища, где живут в основном православные горожане, нет ни одного учебного заведения. Владыка обратился городскую думу с предложением об отводе по улице Садовой участка для строительства школы. Ему дали "добро", но тоже с условием: если за три года школу не выстроят, то место возвращается городу.
Кишиневский купец Иосиф Гайдуков, на счету которого уже числилось два десятка отстроенных зданий для сельских церковно-приходских школ, согласился реализовать проект за 7000 рублей. Выиграв "тендер", подрядчик взялся за дело. К лету 1889 года здание было почти готово, осталось покрыть крышу листовой сталью и закончить внешнюю отделку здания. На зиму готовое здание оставили для просушки. 2 декабря 1890 года в присутствии начальника губернии А.П. Константиновича, членов епархиального училищного совета, родителей с детьми, будущими питомцами состоялось открытие церковно-приходской школы на ул. Садовой. Освещение и молебен перед началом учения совершил протоиерей Александр Яновский, председатель училищного совета, ректор Кишиневской духовной семинарии вместе с протоиереем Кирияком Топаловым, духовником семинарии, Иоанном Саввою, священником кладбищенской Всесвятской церкви...
Скромное здание церковно-приходской школы, отметившее в 2010 году свое 120-летие, стоит на улице Матеевича и поныне. В румынский период в нем располагался лицей для мальчиков Михая Эминеску. В 1944 году, сразу после освобождения Кишинева от фашистских захватчиков, в здании открылась мужская средняя школа №3 имени Горького.
Любимые чудаки
Особняк был мало приспособлен для учебного процесса, но другие школьные здания находились в еще худшем состоянии. Ученики послевоенных лет рассказывали, что физическая и химическая лаборатории находились в одном помещении. Из-за тесноты занимались в две смены. Несколько учителей жили в небольшой дворовой пристройке школы.
Леонид Юдин, выпускник этого учебного заведения, ныне - наш читатель из Германии, рассказал об учителях, работавших в послевоенные годы в школе №3. Валентина Андреевна Канцарина приехала в Молдавию после войны из Сибири, куда в годы сталинщины сослали ее родителей. "Нередко мы видели ее в учительской с папиросой, - рассказывает Леонид, - курить она стала в годы войны". Валентина Андреевна 20-летней девушкой попала на фронт, служила в противовоздушных войсках.
Историю древнего мира преподавала Мария Иосифовна Схисова, которая ни один урок не проводила без наглядных пособий (это в трудное послевоенное время!). Катапульты, алебарды, осадные приспособления и много другое изготавливали под руководством Марии Иосифовны по рисункам из книг сами ученики. Учебник истории являлся бледной тенью того, что Схисова рассказывала своим ученикам. "Ахиллесова пята, Прокрустово ложе, Жребий брошен, Рубикон перейден, И ты, Брут!.." - эти и многие другие крылатые выражения с ее уроков навсегда вошли в лексикон большинства ее питомцев.
Галина Ефимовна Новицкая преподавала географию. Как детям, живущим хоть и на юге, но все-таки в умеренном климате, уяснить характер резко-континентального климата среднеазиатской пустыни? Ярким примером. Оказывается, летом в Каракумах можно сварить яйцо, зарыв его в горячий песок, а ночами в пустыне настолько свежо, что приходиться натягивать туркменский ватный халат.
"Коньком" физика Андрея Федосеевича Шарыпина были рассказы о физических явлениях и различных свойствах материи. Каждый раз он находил такие яркие и простые примеры из обычной жизни, что самые нерадивые ученики не боялись физики. Иллюстрируя один из законов этой науки, когда температура испаряющейся жидкости (например, на поверхности пола) из-за затрачиваемой на это энергии понижается, Шарыпин вспоминал жаркий летний день. И хозяек, которые для прохлады то и дело протирают влажной тряпкой полы в доме. Андрей Федосеевич, в стареньком залоснившемся пиджачке, просто светился на уроках. Все ученики школы № 3, конечно, знали, что Андрей Федосеевич после окончания в 1941 году института защищал от немцев Москву, а потом с боями прошел до Молдавии. В августе 1944 года его неожиданно демобилизовали и оставили в Кишиневе для преподавательской работы.
Преподаватель новой истории Иван Афанасьевич Щукин мужской красотой не выделялся. Невысокий, тощий, да еще и с бородавкой на кончике носа. Кличка "Манюня" приклеилась к нему мертвой хваткой. Иван Афанасьевич свой предмет излагал с научной педантичностью, используя массу интересных и реальных деталей, которые он непонятно откуда выуживал. Рассказывая о переходе Суворова через Чертово ущелье в Альпах, Манюня сообщил, что солдатам русской армии, чтобы соорудить мост, взамен разрушенного отступавшим Наполеоном, пришлось разобрать на бревна сарайчик. Разобрать-то разобрали, но вот чем их скрепили, налаживая переправу, учитель спросил у учеников. Исторические гадания продолжались до конца урока, в течение которого Щукин язвил над недогадливостью своих питомцев. И только после звонка сообщил, что суворовцы связывали бревна офицерскими шарфами, которые в ту пору достигали двух, а у особых щеголей - и более метров. Разве кто-то мог забыть такие живые уроки истории?
Ветер и такса Тангенс
Математик Василий Карпович Ветер, грузноватый пожилой человек с лысой макушкой, обрамленной коротко стриженой сединой, жил во дворе школы. Война отняла у него жену и дочь. Единственным близким существом Василия Карповича была такса по кличке Тангенс. В двери, у пола, хозяин проделал отверстие, чтобы такса могла гулять, когда ей заблагорассудится...
"Назовите наибольшее число",- спросил он семиклассников, придя к ним на первый урок. Несколько учеников для ответа подняли руки. Но выяснилось, что такого числа в природе не существует. "А кто знает наименьшее число", - допытывался новый педагог. "Ноль", - выкрикнул кто-то и тут же был вознагражден "пятеркой", которую Ветер на глазах у всех занес в журнал. Так не поступал ни один учитель, и семиклассники покорились Василию Карповичу.
Когда ему приходилось рисовать на доске большой тригонометрический круг, математик никогда не пользовался циркулем. Держа мел почему-то в левой руке, он одним махом совершал круговое движение и артистично, прицелившись, с размаху обозначал центр изображенной окружности. После этого он неизменно предлагал желающим проверить параметры круга. В первый раз после такого трюка кто-то заявил, что нет циркуля и нечем, мол, проверить. Ветер достал носовой платок, и, скрутив его жгутом, одним концом прижал его к центру окружности, а вторым, с прижатым мелом заставил "испытателя" провести по кругу. Конечно, результат проверки был отменным.
Однажды Василий Карпович пришел на урок с новеньким значком перворазрядника по шахматам. Он его заслужил, выиграв первый послевоенный (1946г.) чемпионат республики по шахматам. Когда кто-то из его учеников побеждал на городской математической олимпиаде, то вне зависимости от текущих оценок, счастливчик получал в четверти "отлично". Победитель республиканской олимпиады удостаивался высшей оценки за год. Будучи заслуженно уверенным, что является кумиром старшеклассников, Ветер обещал всем, получившим у него в девятом классе три пятерки: по алгебре, геометрии и тригонометрии пожимать руку при встрече на протяжении всего десятого класса. Василий Карпович Ветер скончался в 1968 году. По инициативе Паши Гаврилана, выпускника школы 1955 года, одноклассники открыли денежный счет, на который бывшие ученики школы №3 внесли пожертвования и поставили памятник любимому учителю.
В конце лета 1954 года по школе пронесся слух: с нового учебного года ребята станут учиться с девочками (до этого смешанными школами являлись только семилетки). И, действительно, Первого сентября двор школы "побелел" от девичьих фартуков. По соседству с третьей школой на Садовой находились две женские: 6-я - на Бендерской улице (между Пирогова и Кузнечной) и 5-я - на Садовой (угол Гоголя). Из них и перевели в сш №3 часть девочек, а в те школы ушли ребята с Садовой.
До 50-х годов все городские школьники ходили в школу со своими чернильницами. Для этого шился специальный мешочек с тесемкой-удавкой. Потом каждому классу выдали небольшой ящик, куда ученики поместили свои чернильницы. Каждое утро дежурный по классу получал ценную коробку у сторожа, а после уроков, собрав все чернильные емкости, возвращал его обратно в шкаф. Новый порядок упростил жизнь ученикам, но создал проблемы для учителей. Для срыва урока (когда ожидалась контрольная или диктант) в чернильницы бросали карбид кальция, и чернила приходили в негодность. Удалить из непроливайки образовавшуюся светло-мутную жижу не было никакой возможности. И класс долго писал обесцвеченной жидкостью. Бледные чернила давали право обращаться к соседям, обмакивать перо в их чернильницу. Особенно этот маневр использовался в дни диктантов и контрольных - наметанный глаз быстро выхватывал из тетрадки соседа нужную информацию.
Пристань детства
В 1969 году сш №3 прекратила своё существование, педагогический состав распустили, а в здании её разместили школу для детей с психическими отклонениями. И опять благодаря усилиям её бывшего выпускника П. Н. Гаврилана, третий номер присвоили вновь открывшейся на Ботанике средней школе, которую потом переименовали в лицей имени Д. Кантемира.
Многие воспитанники сш №3 достигли известности. Покойный Валерий Гажиу - кинорежиссёр и сценарист, Игорь Николаев - известный телеведущий российских каналов, Игорь Добындэ - предсовмина МССР, Николай Полюхов - доктор искусствоведения, Владимир Хоменко - лауреат Ленинской премии в области разработки и сооружения магистральных трубопроводов. В конце шестидесятых годов кишинёвская команда КВН, состоявшая в основном из бывших учеников третьей школы, добралась до полуфинала, но была остановлена доблестными противниками из Одессы. В 2000 г. появилась общественная организация: "Содружество выпускников кишинёвской средней школы №3 им. А.М.Горького".
Автор: Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА
"Кишинёвский Обозреватель"
Подарок Перикла
Родителем его является потомственный почетный гражданин Кишинева, носивший имя афинского оратора и полководца - Перикл Федорович Родокопаки. 2 июня 1887 года он, как об этом сообщали Кишиневские Епархиальные ведомости от 1891 года, обратился к владыке Сергию, тогдашнему архиепископу Кишиневскому и Хотинскому, с просьбой - разрешить ему на свои средства построить церковно- приходскую школу. Перикл Федорович при этом брал на себя обязательства: приобрести участок земли (не менее десятины) для строительства, построить здание школы, как мы теперь говорим, по "типовому проекту", снабдить школу классной мебелью и учебными пособиями. Более того, ктитор обещал ежегодно вносить на содержание школы по 500 рублей, причем, на год вперед (!).
Высокопреосвященный Сергий благословил доброе начинание. Высказав пожелание, чтобы спонсорские средства на школьные расходы поступали в первой половине августа каждого года, но не напрямую школе, а в епархиальный училищный совет. Владыка расширил идею доброхота Родокопаки, предложив построить двухклассную школу с приютом для десяти мальчиков. В 1887 инженер Бессарабского губернского управления Г.С. Лозинский представил в строительное отделение Кишиневского губернского правления проект и смету на постройку здания. Оба документа были одобрены и утверждены.
Школа должна была быть двухэтажной с двумя классными комнатами, с квартирой для учителей, тремя комнатами для приюта и кухней. Стоимость зданий по смете обходилась Периклу Федоровичу в 7594 рубля. Имея проект и его стоимость, владыка стал подыскивать место для строительства. Выяснив, что неподалеку от городского кладбища, где живут в основном православные горожане, нет ни одного учебного заведения. Владыка обратился городскую думу с предложением об отводе по улице Садовой участка для строительства школы. Ему дали "добро", но тоже с условием: если за три года школу не выстроят, то место возвращается городу.
Кишиневский купец Иосиф Гайдуков, на счету которого уже числилось два десятка отстроенных зданий для сельских церковно-приходских школ, согласился реализовать проект за 7000 рублей. Выиграв "тендер", подрядчик взялся за дело. К лету 1889 года здание было почти готово, осталось покрыть крышу листовой сталью и закончить внешнюю отделку здания. На зиму готовое здание оставили для просушки. 2 декабря 1890 года в присутствии начальника губернии А.П. Константиновича, членов епархиального училищного совета, родителей с детьми, будущими питомцами состоялось открытие церковно-приходской школы на ул. Садовой. Освещение и молебен перед началом учения совершил протоиерей Александр Яновский, председатель училищного совета, ректор Кишиневской духовной семинарии вместе с протоиереем Кирияком Топаловым, духовником семинарии, Иоанном Саввою, священником кладбищенской Всесвятской церкви...
Скромное здание церковно-приходской школы, отметившее в 2010 году свое 120-летие, стоит на улице Матеевича и поныне. В румынский период в нем располагался лицей для мальчиков Михая Эминеску. В 1944 году, сразу после освобождения Кишинева от фашистских захватчиков, в здании открылась мужская средняя школа №3 имени Горького.
Любимые чудаки
Особняк был мало приспособлен для учебного процесса, но другие школьные здания находились в еще худшем состоянии. Ученики послевоенных лет рассказывали, что физическая и химическая лаборатории находились в одном помещении. Из-за тесноты занимались в две смены. Несколько учителей жили в небольшой дворовой пристройке школы.
Леонид Юдин, выпускник этого учебного заведения, ныне - наш читатель из Германии, рассказал об учителях, работавших в послевоенные годы в школе №3. Валентина Андреевна Канцарина приехала в Молдавию после войны из Сибири, куда в годы сталинщины сослали ее родителей. "Нередко мы видели ее в учительской с папиросой, - рассказывает Леонид, - курить она стала в годы войны". Валентина Андреевна 20-летней девушкой попала на фронт, служила в противовоздушных войсках.
Историю древнего мира преподавала Мария Иосифовна Схисова, которая ни один урок не проводила без наглядных пособий (это в трудное послевоенное время!). Катапульты, алебарды, осадные приспособления и много другое изготавливали под руководством Марии Иосифовны по рисункам из книг сами ученики. Учебник истории являлся бледной тенью того, что Схисова рассказывала своим ученикам. "Ахиллесова пята, Прокрустово ложе, Жребий брошен, Рубикон перейден, И ты, Брут!.." - эти и многие другие крылатые выражения с ее уроков навсегда вошли в лексикон большинства ее питомцев.
Галина Ефимовна Новицкая преподавала географию. Как детям, живущим хоть и на юге, но все-таки в умеренном климате, уяснить характер резко-континентального климата среднеазиатской пустыни? Ярким примером. Оказывается, летом в Каракумах можно сварить яйцо, зарыв его в горячий песок, а ночами в пустыне настолько свежо, что приходиться натягивать туркменский ватный халат.
"Коньком" физика Андрея Федосеевича Шарыпина были рассказы о физических явлениях и различных свойствах материи. Каждый раз он находил такие яркие и простые примеры из обычной жизни, что самые нерадивые ученики не боялись физики. Иллюстрируя один из законов этой науки, когда температура испаряющейся жидкости (например, на поверхности пола) из-за затрачиваемой на это энергии понижается, Шарыпин вспоминал жаркий летний день. И хозяек, которые для прохлады то и дело протирают влажной тряпкой полы в доме. Андрей Федосеевич, в стареньком залоснившемся пиджачке, просто светился на уроках. Все ученики школы № 3, конечно, знали, что Андрей Федосеевич после окончания в 1941 году института защищал от немцев Москву, а потом с боями прошел до Молдавии. В августе 1944 года его неожиданно демобилизовали и оставили в Кишиневе для преподавательской работы.
Преподаватель новой истории Иван Афанасьевич Щукин мужской красотой не выделялся. Невысокий, тощий, да еще и с бородавкой на кончике носа. Кличка "Манюня" приклеилась к нему мертвой хваткой. Иван Афанасьевич свой предмет излагал с научной педантичностью, используя массу интересных и реальных деталей, которые он непонятно откуда выуживал. Рассказывая о переходе Суворова через Чертово ущелье в Альпах, Манюня сообщил, что солдатам русской армии, чтобы соорудить мост, взамен разрушенного отступавшим Наполеоном, пришлось разобрать на бревна сарайчик. Разобрать-то разобрали, но вот чем их скрепили, налаживая переправу, учитель спросил у учеников. Исторические гадания продолжались до конца урока, в течение которого Щукин язвил над недогадливостью своих питомцев. И только после звонка сообщил, что суворовцы связывали бревна офицерскими шарфами, которые в ту пору достигали двух, а у особых щеголей - и более метров. Разве кто-то мог забыть такие живые уроки истории?
Ветер и такса Тангенс
Математик Василий Карпович Ветер, грузноватый пожилой человек с лысой макушкой, обрамленной коротко стриженой сединой, жил во дворе школы. Война отняла у него жену и дочь. Единственным близким существом Василия Карповича была такса по кличке Тангенс. В двери, у пола, хозяин проделал отверстие, чтобы такса могла гулять, когда ей заблагорассудится...
"Назовите наибольшее число",- спросил он семиклассников, придя к ним на первый урок. Несколько учеников для ответа подняли руки. Но выяснилось, что такого числа в природе не существует. "А кто знает наименьшее число", - допытывался новый педагог. "Ноль", - выкрикнул кто-то и тут же был вознагражден "пятеркой", которую Ветер на глазах у всех занес в журнал. Так не поступал ни один учитель, и семиклассники покорились Василию Карповичу.
Когда ему приходилось рисовать на доске большой тригонометрический круг, математик никогда не пользовался циркулем. Держа мел почему-то в левой руке, он одним махом совершал круговое движение и артистично, прицелившись, с размаху обозначал центр изображенной окружности. После этого он неизменно предлагал желающим проверить параметры круга. В первый раз после такого трюка кто-то заявил, что нет циркуля и нечем, мол, проверить. Ветер достал носовой платок, и, скрутив его жгутом, одним концом прижал его к центру окружности, а вторым, с прижатым мелом заставил "испытателя" провести по кругу. Конечно, результат проверки был отменным.
Однажды Василий Карпович пришел на урок с новеньким значком перворазрядника по шахматам. Он его заслужил, выиграв первый послевоенный (1946г.) чемпионат республики по шахматам. Когда кто-то из его учеников побеждал на городской математической олимпиаде, то вне зависимости от текущих оценок, счастливчик получал в четверти "отлично". Победитель республиканской олимпиады удостаивался высшей оценки за год. Будучи заслуженно уверенным, что является кумиром старшеклассников, Ветер обещал всем, получившим у него в девятом классе три пятерки: по алгебре, геометрии и тригонометрии пожимать руку при встрече на протяжении всего десятого класса. Василий Карпович Ветер скончался в 1968 году. По инициативе Паши Гаврилана, выпускника школы 1955 года, одноклассники открыли денежный счет, на который бывшие ученики школы №3 внесли пожертвования и поставили памятник любимому учителю.
В конце лета 1954 года по школе пронесся слух: с нового учебного года ребята станут учиться с девочками (до этого смешанными школами являлись только семилетки). И, действительно, Первого сентября двор школы "побелел" от девичьих фартуков. По соседству с третьей школой на Садовой находились две женские: 6-я - на Бендерской улице (между Пирогова и Кузнечной) и 5-я - на Садовой (угол Гоголя). Из них и перевели в сш №3 часть девочек, а в те школы ушли ребята с Садовой.
До 50-х годов все городские школьники ходили в школу со своими чернильницами. Для этого шился специальный мешочек с тесемкой-удавкой. Потом каждому классу выдали небольшой ящик, куда ученики поместили свои чернильницы. Каждое утро дежурный по классу получал ценную коробку у сторожа, а после уроков, собрав все чернильные емкости, возвращал его обратно в шкаф. Новый порядок упростил жизнь ученикам, но создал проблемы для учителей. Для срыва урока (когда ожидалась контрольная или диктант) в чернильницы бросали карбид кальция, и чернила приходили в негодность. Удалить из непроливайки образовавшуюся светло-мутную жижу не было никакой возможности. И класс долго писал обесцвеченной жидкостью. Бледные чернила давали право обращаться к соседям, обмакивать перо в их чернильницу. Особенно этот маневр использовался в дни диктантов и контрольных - наметанный глаз быстро выхватывал из тетрадки соседа нужную информацию.
Пристань детства
В 1969 году сш №3 прекратила своё существование, педагогический состав распустили, а в здании её разместили школу для детей с психическими отклонениями. И опять благодаря усилиям её бывшего выпускника П. Н. Гаврилана, третий номер присвоили вновь открывшейся на Ботанике средней школе, которую потом переименовали в лицей имени Д. Кантемира.
Многие воспитанники сш №3 достигли известности. Покойный Валерий Гажиу - кинорежиссёр и сценарист, Игорь Николаев - известный телеведущий российских каналов, Игорь Добындэ - предсовмина МССР, Николай Полюхов - доктор искусствоведения, Владимир Хоменко - лауреат Ленинской премии в области разработки и сооружения магистральных трубопроводов. В конце шестидесятых годов кишинёвская команда КВН, состоявшая в основном из бывших учеников третьей школы, добралась до полуфинала, но была остановлена доблестными противниками из Одессы. В 2000 г. появилась общественная организация: "Содружество выпускников кишинёвской средней школы №3 им. А.М.Горького".
Автор: Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА
"Кишинёвский Обозреватель"
Re: школa № 3
Газета "Юный ленинец", 1955 год.
Заметка ученицы школы № 3:
Заметка ученицы школы № 3:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- wowek
- Гражданин
- Сообщения: 2325
- Зарегистрирован: 01 авг 2010, 23:34
- Откуда: Вадул луй Водэ
- Контактная информация:
Re: Школа №3
Извиняюсь за качество. Делал когда-то давно такое.rimty писал(а):В 2000 г. появилась общественная организация: "Содружество выпускников кишинёвской средней школы №3 им. А.М.Горького".
Заказ поступил от одного выпускника этой школы, друга нашей семьи.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Школа №3
А почему чайка как на занавесе МХАТа ? ))wowek писал(а):Делал когда-то давно такое.
Заказ поступил от одного выпускника этой школы
Re: Школа №3 (на Садовой)
Удивительное дело...Думал,что уже все страницы здесь на форуме читаны и перечитаны,ан нет. В 1959 году я сел за парту именно в этой школе с земляным двором и небольшими ступеньками у входа.Топились классы тогда дровами,печи были большие металлические, круглые и выкрашены были в черный цвет.Между печкой и стеной оставалось сантиметров сорок,так, в целях соблюдения пожаробезопасности. Растапливал печи завхоз в 6 часов утра,а в семь часов мы уже за печкой грелись.Приходили пораньше,за час до уроков.Это были незабываемые минуты,минуты пробуждения первой любви,первого головокружения.Мы тогда держали друг друга за ручки,боясь пошевелиться и считали про себя каждую минуту.Печки были местом наших первых свиданий.Я это никогда не забуду.И первой учительницей у нас была Лидия Сергеевна Шеларь, необыкновенной души и такта человек...
Заасфальтировали двор во время летних каникул,когда мы уже учились в третьем классе.Действительно,мы учились в две смены.Действительно, нашей учительницей истории была Мария Иосифовна,но чуть позже,когда уроки проходили в здании на Садовой,но между Армянской и Котовского.Ведь в этом одноэтажном здании,о котором идет речь, в мое время была младшая школа,то есть там учились детишки с 1-го по 4-й класс.И классов было не много -А и Б. Мария Иосифовна была удивительной учительницей.Учительская была завалена её рукотворными пособиями.А как она говорила!Мы сидели боясь пошевелиться.Если кто-то заерзает на парте,она клала руку ему на плечо и ребенок превращался в мумию до конца урока. А если кто-нибудь позволял себе расшалиться,то она включала свое "смертельное" оружие:она просто спокойно смотрела ученику пару секунд прямо в глаза.У неё было врожденное косоглазие, и пока ребенок соображал каким глазом она на него смотрит,уже звенел звонок.
В то время напротив школы еще не было пожарной команды, невысокий забор,местами разрушенный.В то время еще не было военного мемориала, и на месте Пожарной команды,чуть ближе к тюрьме, разбивал свой шатер цирк Шапито.Туалет в нашей школе,как и положено,был деревянный, и был он во дворе. Уроки физкультуры в холодные дни проводились в коридоре.Не помню,чтобы там была какая-нибудь столовая-булочки,яблоки,бутерброды мы таскали с собой. А сидели мы за партой и это было удобно до тех пор,пока коленки не начинали упираться в стол.Проблема была в дежурстве.Парты нужно было переворачивать и подметать пол,а они были тяжелющие.Чернильница и скрипучие перья - это святое. И промокашки,которые были в каждой тетрадке,тоже.И Октябрятские звездочки - тоже. И звонок из колокольчика.И много чего еще...
Когда наступала весна и солнышко припекало,окна в классах открывали и любопытные прохожие заглядывали в класс.Некоторые проходили мимо на цыпочках.Птицы голосили вовсю и уроки становились бесконечно длинными.
С пятого класса нас переводили в здание на Садовой,рядом со входом на кладбище.Тоже уютное и спокойное место.Мой выпуск,по-моему,был последний,когда нас еще причисляли к нормальным,здоровым деткам.А после нас там сделали вспомогательную школу.Еще бы чуть-чуть и у нас были бы совсем другие аттестаты.
Всем выпускникам привет, а учителям нижайший поклон.
Заасфальтировали двор во время летних каникул,когда мы уже учились в третьем классе.Действительно,мы учились в две смены.Действительно, нашей учительницей истории была Мария Иосифовна,но чуть позже,когда уроки проходили в здании на Садовой,но между Армянской и Котовского.Ведь в этом одноэтажном здании,о котором идет речь, в мое время была младшая школа,то есть там учились детишки с 1-го по 4-й класс.И классов было не много -А и Б. Мария Иосифовна была удивительной учительницей.Учительская была завалена её рукотворными пособиями.А как она говорила!Мы сидели боясь пошевелиться.Если кто-то заерзает на парте,она клала руку ему на плечо и ребенок превращался в мумию до конца урока. А если кто-нибудь позволял себе расшалиться,то она включала свое "смертельное" оружие:она просто спокойно смотрела ученику пару секунд прямо в глаза.У неё было врожденное косоглазие, и пока ребенок соображал каким глазом она на него смотрит,уже звенел звонок.
В то время напротив школы еще не было пожарной команды, невысокий забор,местами разрушенный.В то время еще не было военного мемориала, и на месте Пожарной команды,чуть ближе к тюрьме, разбивал свой шатер цирк Шапито.Туалет в нашей школе,как и положено,был деревянный, и был он во дворе. Уроки физкультуры в холодные дни проводились в коридоре.Не помню,чтобы там была какая-нибудь столовая-булочки,яблоки,бутерброды мы таскали с собой. А сидели мы за партой и это было удобно до тех пор,пока коленки не начинали упираться в стол.Проблема была в дежурстве.Парты нужно было переворачивать и подметать пол,а они были тяжелющие.Чернильница и скрипучие перья - это святое. И промокашки,которые были в каждой тетрадке,тоже.И Октябрятские звездочки - тоже. И звонок из колокольчика.И много чего еще...
Когда наступала весна и солнышко припекало,окна в классах открывали и любопытные прохожие заглядывали в класс.Некоторые проходили мимо на цыпочках.Птицы голосили вовсю и уроки становились бесконечно длинными.
С пятого класса нас переводили в здание на Садовой,рядом со входом на кладбище.Тоже уютное и спокойное место.Мой выпуск,по-моему,был последний,когда нас еще причисляли к нормальным,здоровым деткам.А после нас там сделали вспомогательную школу.Еще бы чуть-чуть и у нас были бы совсем другие аттестаты.
Всем выпускникам привет, а учителям нижайший поклон.
- wowek
- Гражданин
- Сообщения: 2325
- Зарегистрирован: 01 авг 2010, 23:34
- Откуда: Вадул луй Водэ
- Контактная информация:
Re: Школа №3
Вот заказчик сказал что "чайка" должна быть эта и все тут. Эта чайка играет роль буревестника, который "гордо реет над пучиной". Чего-то мне не захотелось спорить с пожилым человеком, тем более которого я с начала сознательного возраста знаю и очень уважаю. Только я не знал, что это МХАТовская чайка, но она мне определенно что-то напоминала.rimty писал(а):А почему чайка как на занавесе МХАТа ? ))wowek писал(а):Делал когда-то давно такое.
Заказ поступил от одного выпускника этой школы
Re: Школа №3 (на Садовой)
Хм...
Очень приятно почитать эту тему.
Сам проучился в 3-й школе с 1964 по 1969, пока не расформировали. Застал Марию Иосифовну [Осиповну], в 5-м классе историю древнего мира преподавала.
Очень приятно почитать эту тему.
Сам проучился в 3-й школе с 1964 по 1969, пока не расформировали. Застал Марию Иосифовну [Осиповну], в 5-м классе историю древнего мира преподавала.
Школа N 3 им. Горького.
На сайте www.kishinev.ru в 2002г я создал страничку нашей школы. Много было дополнено в летописи нашей школы которая просуществовала до 1969г. Я поступил в школу в 1955г. в 1а класс - кл. руководитель А.П. Бугайченко. Окончил я 8й класс в 1963г - 6-7-8 кл.у нас был кл. руководитель В.М. Виноградский.
На указанном сайте есть несколько фото нашего класса
Когда нам исполилось по 60лет мы сделали встречу бывших учеников .Живут многие сейчас в Израиле - но для воспоминаний нет границ!
Если у кого есть желание написать- буду рад ответить!
На указанном сайте есть несколько фото нашего класса
Когда нам исполилось по 60лет мы сделали встречу бывших учеников .Живут многие сейчас в Израиле - но для воспоминаний нет границ!
Если у кого есть желание написать- буду рад ответить!
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
- В 5-ом классе в школе был создан кружок молдавского танца - которым руководила учительница молдавского языка Соловьёва . Наши родители помогали в изготовлении красочных национальных костюмов. Наш Ансамбль танца принимал участие в городском фестивале который проходил в ЗЕЛЁНОМ ТЕАТРЕ. На сайте http://www.kishnev.ru на моей страничке есть фото наших выступлений.
- В 6"А" классе к нам пришёл классный руководитель Валентин Михайлович Виноградский.
Он преподавал нам математику также он вёл её и в старших классах. У меня в школе было много друзей в разных классах - двое из них С.Фадин и Т.Гречин - занимались углублённо математикой с В.М. Виноградским - причём эти занятия проходили по вечерам в небольшой квартире где с семьёй жил В.М. В эти же вечера на его кухне мы с Фимой Харковером пилили сверлили паяли - изготавлевая наши первые радиоприёмники .Так вокруг В.М. создавались кружки по интересам- он был нашим другом учителем и воспитателем - мы во всём старались подражать ему. Многие из нас использовали эти знания в дальнейшей жизни для многих это стало путёвкой в жизнь. Так мы проучились 6-7-8 классы. Восьмой класс сделали выпускным - и для В.М. это был первый выпуск.
В последствии В.М.Виноградский работал завучем в одной из школ на Рышкановке
- В 6"А" классе к нам пришёл классный руководитель Валентин Михайлович Виноградский.
Он преподавал нам математику также он вёл её и в старших классах. У меня в школе было много друзей в разных классах - двое из них С.Фадин и Т.Гречин - занимались углублённо математикой с В.М. Виноградским - причём эти занятия проходили по вечерам в небольшой квартире где с семьёй жил В.М. В эти же вечера на его кухне мы с Фимой Харковером пилили сверлили паяли - изготавлевая наши первые радиоприёмники .Так вокруг В.М. создавались кружки по интересам- он был нашим другом учителем и воспитателем - мы во всём старались подражать ему. Многие из нас использовали эти знания в дальнейшей жизни для многих это стало путёвкой в жизнь. Так мы проучились 6-7-8 классы. Восьмой класс сделали выпускным - и для В.М. это был первый выпуск.
В последствии В.М.Виноградский работал завучем в одной из школ на Рышкановке
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
Школа №3 - Садовая угол Котовского, рядом с Армянским кладбищем, фото 1964 года. (от Марк Гершберг)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
Потрясающе! Спасибо за выкладку. По фотографии, что чуть ниже... Я помню Анну Пантелеевну. Она вела всегда "А" классы. Так уж считалось, что в эти классы отбирались самые способные дети. Но, я учился в другом, в "Б" классе... Интересно, что у нас был совсем другой климат в классе, другой эмоциональный настрой, другие, более дружеские отношения.voling писал(а):Школа №3 - Садовая угол Котовского, рядом с Армянским кладбищем, фото 1964 года. (от Марк Гершберг)
Нашу учительницу звали Лидия Сергеевна, она была молода и красива. Мы были чуточку влюблены в нее. Сейчас мне кажется, что это важно.
А форма! Целая поэма!
Поразительно, что все это еще в памяти у людей и в сердце. Всем выпускникам этой замечательной школы привет и наилучшие пожелания. Если кто еще здравствует из учителей - поклон до земли.
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
что за табличка на здании?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
Товарищи квартиросъёмщики!Wowo писал(а):что за табличка на здании?
Сохраняйте драгоценный жилой фонд.
Своевременно производите необходимый ремонт своих квартир.
Своевременно платите квартирную плату.
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
Гордость школы. Выпускницы 1969 года: Розочка Ройтман, Ирочка Френкель, Марина Козак. Красавицы.
Ровно через год после окончания школы я уже сидел на крыше маленького кораблика и играл в карты. Белая кепочка на мне. Ладожское озеро.У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: Школа №3 им. Горького (на Садовой)
в каждую школу приглашали ветеранов
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.