Мой город Кишинёв
http://oldchisinau.com/forum/

Старые карты Бессарабии и Молдавии
http://oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?f=18&t=42
Страница 22 из 23

Автор:  kvitenol [ 21 июн 2019, 13:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Wowo писал(а):


Здравствуйте!
Помогите пожалуйста найти Яссы на карте Молдавии, изданная в Вене в 1811 году, неким Abbe Herbitz

Автор:  steinchik [ 21 июн 2019, 14:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

kvitenol писал(а):
Wowo писал(а):


Здравствуйте!
Помогите пожалуйста найти Яссы на карте Молдавии, изданная в Вене в 1811 году, неким Abbe Herbitz

Насколько я понял, часть карты с Яссами отсутствует. Поправьте меня, если я не ошибаюсь.

Автор:  kvitenol [ 21 июн 2019, 16:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Цитата:
Насколько я понял, часть карты с Яссами отсутствует. Поправьте меня, если я не ошибаюсь.

Я не нашел их там. Карта вся состоит из 4х листов.

Автор:  kvitenol [ 22 июн 2019, 09:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

kvitenol писал(а):


Хочу уточнить свой вопрос. Меня интересуют населенные пункты со сдвоенным "ss" в названии, или эсцет (ß) (ведь карта на немецком). На Яссах я остановился, потому что это наибольший населенный пункт со сдвоенным "ss" в названии и длительное время был столицей. Я не знаю, есть ли Яссы на карте 1811 года Abbe Herbitz. Штриховка на карте очень затрудняет чтение названий населенных пунктов. Я не могу почитать одну букву (третью) в названии села на этой карте. Озеро Катлабух, возле Измаила. На карте 1811 года Abbe Herbitz лист.
Вложение:
карта 1770 года_0_Gasin Paga.jpg
На другой карте 1811 года Riedle (карта тоже на немецком) в названии используется сдвоенное "ss"
Вложение:
1811_Riedle_Gasin paga.jpg
Если не ошибаюсь, карта выкладывалась на этом форуме. Если не выкладывалась, могу выложить. Помогите, пожалуйста правильно прочитать название (я не изучал немецкий, а здесь - ведь специализированный форум, посвященный этой тематике, т.е., территория Бессарабии) и, по-возможности, найти другие населенные пункты со сдвоенным "ss" в названии, или эсцет (ß) на карте 1811 года Abbe Herbitz . Заранее спасибо

Автор:  NewKent [ 22 июн 2019, 10:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

kvitenol писал(а):
Помогите, пожалуйста правильно прочитать название


Это село было основано липованами на развалинах татарского аула. Носило название Гасан-Аспага (Hasan-Aspaga).

На приведенных картах название населенного пункта написано "со слуха" и превратилось в Gassin Paga.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 14.11.1945 года село Гасан-Аспага Суворовского района было переименовано в Першотравневе.

Автор:  kvitenol [ 22 июн 2019, 11:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

NewKent писал(а):
kvitenol писал(а):
Помогите, пожалуйста правильно прочитать название


Это село было основано липованами на развалинах татарского аула. Носило название Гасан-Аспага (Hasan-Aspaga).

На приведенных картах название населенного пункта написано "со слуха" и превратилось в Gassin Paga.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 14.11.1945 года село Гасан-Аспага Суворовского района было переименовано в Першотравневе.

В одном только ошибка. Это село к липованам никакого отношения не имеет. Это - абсолютно точно. Липоване - в соседней Муравлевке. Вы мой вопрос читали? Так все же, какая буква написана третьей на карте Abbe Herbitz 1811 года? (см выше)

Автор:  NewKent [ 22 июн 2019, 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

kvitenol писал(а):
Вы мой вопрос читали? Так все же, какая буква написана третьей на карте Abbe Herbitz 1811 года? (см выше)


Буква "S. Такая же как в названии Измаила на этом фрагменте.
Вложение:
Clip_17.jpg

Автор:  kvitenol [ 22 июн 2019, 12:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

NewKent писал(а):
kvitenol писал(а):
Вы мой вопрос читали? Так все же, какая буква написана третьей на карте Abbe Herbitz 1811 года? (см выше)


Буква "S. Такая же как в названии Измаила на этом фрагменте.
Вложение:
Clip_17.jpg
Так писали в средние века (и не немцы!; по крайней мере, та карта, на которую Вы ссылаетесь, не на немецком языке), и без этого завитка.
В букве в названии Измаила нет завитка
Вложение:
Ответ1.jpg
Это может эсцет (ß) , т.е., со сдвоенным "ss"???

Автор:  NewKent [ 22 июн 2019, 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Да ведь на этой же карте куча примеров. Посмотрите как написано с двумя "S" название аула и озера Бурнас.
Вложение:
0_fb0fd_68e2fe1c_orig.jpeg.jpg

Автор:  kvitenol [ 22 июн 2019, 12:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

NewKent писал(а):
Да ведь на этой же карте куча примеров. Посмотрите как написано с двумя "S" название аула и озера Бурнас.
Вложение:
0_fb0fd_68e2fe1c_orig.jpeg.jpg

там больше похоже на f.

Автор:  rimty [ 22 июн 2019, 14:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Происхождение знака ß (эсцет) :
Вложение:
f s.JPG


У нас есть пользователь (junafen), в совершенстве владеющий немецким. Можно задать ему вопрос.

Автор:  junafen [ 22 июн 2019, 18:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

rimty писал(а):
Происхождение знака ß (эсцет) :
Вложение:
f s.JPG


У нас есть пользователь (junafen), в совершенстве владеющий немецким. Можно задать ему вопрос.

Уважаемый kvitenol!

Наша многоуважаемая главный модератор - rimty права. Интересующая Вас 3-я буква (в соединении с 4-й буквой) передаёт звук "с". Примером точно такой же лигатуры может служить помещаемый мною во вложении современный городской уличный знак, обозначающий "Вальд Штрассе" (см. вложение).

В современном немецком языке наиболее распространённой буквой для передачи такой лигатуры является единая буква немецкого алфавита "ß" (так называемое "шарфес эс", т.е. "острое эс").

Тем не менее, существуют около десятка различных видов "возникновения" данной лигатуры, например "ſ + ʒ = ß" (см. во вложении в качестве примера городской указатель берлинской "петербургской" улицы). Зачастую, применение того или иного вида такой лигатуры зависит от предпочтений автора, географической местности (например, конкретных районов и местных наречий в Германии, Австрии, Швейцарии или Люксембурге), возможностей для использования того или иного печатного шрифта и т.п.

Вот здесь, в Википедии на немецком, есть картинка с изображением 18-ти различных подобных лигатур https://de.wikipedia.org/wiki/%C3%9F

Любопытно, что в отличие от слова "Штрассе" - Straße (т.е. улица), немецкое слово "Гассе" - Gasse (т.е. более короткая улица, переулок) пишется не через "ß", а через два "s", т.е. "ss".

Кстати, в современном немецком языке интересующее Вас название города Яссы пишется не через "ß", а через два "s", а именно: румынское - Iași, немецкое - Jassy, старонемецкое - Jassenmarkt (т.е. Ясская ярмарка"), русское - Яссы, венгерское - Jászvásár, армянское - Yash, турецкое - Yaş (Источник: Википедия на немецком на https://de.wikipedia.org/wiki/Ia%C8%99i).

Автор:  junafen [ 22 июн 2019, 18:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

steinchik писал(а):
junafen писал(а):
... как "Верхнего Царства"..., так и "Нижнего Царства"...

Прямо как в Древнем Египте! :)

Уважаемый steinchik! При чём тут Древний Египет? Вот, цитирую из Википедии: "История Молдавии" на https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1 ... 0%B8%D0%B8
Удачная внешняя политика привела к сближению с Византией, Польшей, Валахией, позже был заключён союз с Венгрией. Наступающая на Молдавию турецкая армия была повержена. За сорокалетнее правление Александра I Доброго Молдавское княжество стало сильнее и влиятельнее, а также избавилось от зависимости от Польши. После смерти Александра в 1442 году в княжестве началась война за престол, который поочерёдно занимали различные господари. Страна разделилась на два царства — Цара де Жос и Цара де Сус, которыми правили ассоциированные правители (подчёркнуто мною - junafen).

Автор:  junafen [ 23 июн 2019, 01:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Поясняю... Из ироничного замечания уважаемого г-на steinchik я понял, что ему не понравилось употребление мною слов "царство" при обозначении двух составных частей Молдавского княжества. Поэтому я и привёл выше цитату из опубликованной в Википедии "Истории Молдавии", где как раз употреблено слово "царство".

Автор:  kvitenol [ 30 июн 2019, 21:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

После крымской войны южная Бессарабия отошла к Турции.
В 19м веке был австрийский картограф von W. Liebenow. В 1875 году он издает карту Karte der Europaïschen Türkei без Южной Бессарабии.
Вложение:
Евр Турция_1875.JPG
gallica

В 1878 году он все же добавляет Бессарабию к турецким территориям (аппендикс справа вверху).
Вложение:
Евр Турция_1878.JPG
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b ... er%20Europäischen%20Türkei

У меня вопрос. С чем может быть связана такая перемена у такого серьезного картографа ??? Ведь, в 1875 году Бессарабия была под протекторатом Турции (то есть в турецких владениях).

Автор:  junafen [ 18 июл 2019, 01:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Помещаю старинную карту той части бывших владений Османской Империи, которые в прошлом находились на европейском континенте, с обозначением на этой карте крупным планом Молдавии - Бессарабии.

Общий заголовок карты - "Turquie d'Europe" (т.е. "Европейская часть Турции"), а также сами названия Молдавии - Бессарабии выполнены на французском языке, а подзаголовок (внизу карты) - "des Osmanischen Reichs" (т.е. дословно "Османского Рейха") - на немецком.

Эта карта была выставлена в качестве экспоната у входа в краеведческий музей польского города Кракова, где я её и сфотографировал на телефон. Поскольку в прошлом Краков входил в состав Австро-Венгерской Империи, то карта была выполнена, скорее всего, австрийцами, которые обычно в то время очень внимательно следили за развитием общей обстановки на Балканах.

Автор:  kvitenol [ 29 авг 2019, 09:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Вложение:
34.jpg

Карта из книги Дмитриев П.Г., "Народонаселение Молдавии", Кишинев, Штиинца, 1973, стр. 34

Автор:  kvitenol [ 29 авг 2019, 10:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Из сборника дкументов Румянцева
Издание: Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М. ОГИЗ Государственное издательство политической литературы. 1947

Вложение:
6.jpg


СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦИНУТОВ (уездов)

ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ № 8

1. Дорогойской цынут (уезд)

2. Ботушанской цынут (уезд)

3. Ясской цынут (уезд)

4. Сорокинской цынут (уезд)

5. Гирловской цынут (уезд)

6. Карлигатура цынут (уезд)

7. Орхейской цынут (уезд)

8 Васлуйской цинут (уезд)

9 Лапушинской цынут (уезд)

10 Тутовской цынут (уезд)

11 Птунинской цынут (уезд)

12 Текучинской цынут (уезд)

13. Фальчинской цынут (уезд)

14. Когорлуйской цынут (уезд)


Вложение:
maprum9.jpg


http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Rumjancev_P_A/Sb_dokumentov/rummap9/framemap.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Rumjancev_P_A/Sb_dokumentov/karten.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Rumjancev_P_A/Sb_dokumentov/

Автор:  kvitenol [ 29 авг 2019, 19:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Карта Молдавии Д. Кантемира
Вложение:
Moldavia-F17-24.jpg

Автор:  kvitenol [ 29 авг 2019, 19:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

карта 1770 года

Страница 22 из 23 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/